Оглавление
Литература
Летом 1927 года Ильф и Петров совершили поездку в Крым, на Кавказ и посетили Одессу. Они вели совместный дневник путешествия. Позднее впечатления от этой поездки вошли в роман «Двенадцать стульев», который был опубликован в 1928 году в ежемесячном литературном журнале «30 дней». Роман имел большой успех у читателей, но был довольно холодно встречен литературными критиками. Еще до первой публикации цензура сильно сократила его. Вскоре роман стали переводить на европейские языки, и он был издан во многих странах Европы.
Иллюстрация к книге Евгения Петрова «Двенадцать стульев»
Следующим их романом стал «Золотой теленок» (1931 год). Изначально произведение печаталось частями в ежемесячнике «30 дней». В сентябре 1931 года Илья Ильф и Евгений Петров были командированы на учения Красной армии в белорусском военном округе. По материалам поездки в журнале «30 дней» был опубликован очерк «Трудная тема». С 1932 года Ильф и Петров печатались в газете «Правда».
Иллюстрация к книге Евгения Петрова «Золотой теленок»
В 1935-1936 годах писатели совершили путешествие по США, результатом которого стала книга «Одноэтажная Америка» (1937 год). Также в соавторстве с Ильей Ильфом были написаны новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928–1929 год), фантастическая повесть «Светлая личность» (1928 год), новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929 год) и превеликое множество других прекрасных работ.
Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в 1937-ом. Катаев многое сделал для увековечивания памяти своего друга. В 1939 году он издал «Записные книжки» Ильи Ильфа, а позже задумал написать роман под названием «Мой друг Ильф». Правда, роман не был закончен и сохранились только отдельные наброски и развернутые варианты плана.
Илья Ильф и Евгений Петров
Перу Евгения Петрова принадлежит ряд киносценариев. В соавторстве с Ильей Ильфом были созданы «Черный барак» (1933 год), «Однажды летом» (1936 год). Позднее в соавторстве с Георгием Мунблитом появились «Музыкальная история» (1940 год), «Антон Иванович сердится» (1941 год).
Самостоятельно Катаев написал сценарии к фильмам «Тиха украинская ночь» и «Воздушный извозчик». Также известно, что писатель работал над сценарием фильма «Цирк», но в итоге потребовал не указывать свою фамилию в титрах.
Помимо прочего, по произведениям Ильфа и Петрова поставлены фильмы: «Золотой теленок» (1968 год), «Двенадцать стульев» (1971 год), «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1972 год). Также по пьесе Катаева «Остров мира» снят мультфильм «Мистер Уолк» (1949 год).
Личная жизнь
С будущей супругой Машей – Марией Тарасенко – писатель встретился в родной Одессе. Маша была ученицей школы живописи, в которой преподавал брат Ильфа. Юная художница влюбилась в учителя, но после знакомства с Ильей сдалась под напором его знаков внимания и волны обожания.
Илья Ильф и его жена Мария
После отъезда Ильи Ильфа в Москву пара 2 года переписывалась – сохранились сотни трогательных, пронизанных нежностью писем. В один из приездов Марии в столицу они поженились. Вскоре получили скромное жилье – комнату в доме Сретенского переулка, рядом с комнатой Юрия Олеши и его жены. В 1935 году у пары родилась дочь Сашенька, Александра Ильинична Ильф.
Материальное благополучие и квартира со старинной мебелью, домработницей и няней появились у супругов после выхода «Двенадцати стульев». Долгому семейному счастью помешала болезнь Ильи Ильфа. Он был удивительно нежным отцом, но не мог даже лишний раз обнять дочь, боясь заразить туберкулезом. Его не стало, когда Александре было 2 года.
Третья книга
А. Б.: Да уж. Понятно, что о третьем Бендере, точнее — романе, не могло быть и речи…
А. К.: Вот именно! Первый роман они написали за несколько месяцев. Второй, в общей сложности, за год, а чтобы написать третий, у них было почти пять лет. Но к нему они даже не приступили, хотя был подобран и сюжет, и название.
А. Б.: Постой! Давай-ка с самого начала!
А. К.: Идея написания первого романа принадлежала Валентину Катаеву — старшему брату Евгения Петрова. В то время Катаев был уже состоявшимся писателем и находился в зените славы. Он подсказал основную сюжетную линию и предложил им, малоизвестным фельетонистам, стать его литературными рабами: он, наподобие Дюма-отца, подбрасывает им оригинальные идеи, а они их разрабатывают и пишут роман. Катаев правит его, что-то при надобности сокращает, что-то добавляет, а в случае публикации гонорар делится поровну.
А. Б.: Вот тебе и пожалуйста! Петров, он же Евгений Петрович Катаев, и Илья Арнольдович Файнзильберг, он же Ильф, — литературные рабы?! Вот ты сейчас меня прирезал как Киса — Бендера, причем без бритвы…
А. К.: Молодых писателей захватила идея написать авантюрный роман. Да и в деньгах они нуждались. В общем, предложение устраивало всех. Однако когда Катаев-старший через месяц прочитал первую часть романа, то осознал, что его так называемые литературные рабы — истинные мастера, и сами способны написать большой, зрелый, смешной сатирический роман.
А. Б.: Алексей, меня всегда поражало, что Бендера не запретили, а авторов не посадили за отсутствие пафоса большевистской идеологии. Неужто и Сталин проникся гениальностью авторов? Ведь и правда, оба романа написаны легко, честно, грамотно и по-настоящему увлекательно! Знаешь, у меня есть подруга, которой поставили несколько смертельных диагнозов за последние несколько лет. Когда она приходит к врачам, те спрашивают: «Как, вы еще живете?». А она им отвечает: «Я читаю перед сном «Золотого теленка».
Голливудский конвейер
9 декабря Ильф и Петров приехали в Голливуд. По их словам Голливуд «скучен, чертовски скучен». Правильно распланированный, отлично асфальтированный и прекрасно освещенный город. И весь город занят одним делом — киносъёмкой.
Письмо Ильи Ильфа. (pinterest.ru)
Писатели несколько дней осматривали киностудии. «Конечно, мы не вдавались в техническую сторону дела, но техника здесь видна сама, она заставляет на себя смотреть. Так же как и на всех американских предприятиях, которые мы видели (кроме фордовских конвейеров, где властвует лихорадка), в голливудских студиях работают не слишком торопливо, но уверенно и ловко. Нет ажиотажа, вздыбленных волос, мук творчества, потного вдохновения. Нет воплей и истерик», — делились своими впечатлениями Ильф и Петров.
Дальнейший маршрут путешественников лежал по берегу Мексиканского залива, через штаты Луизиану, Миссисипи и Алабаму. Эти штаты они проехали за один день и остановились во Флориде. Затем из Флориды отправились к берегу Атлантического океана — в Джорджию, потом через Южную Каролину, Северную Каролину и Вирджинию — в Вашингтон. 9 января 1936 года, когда Ильф, Петров и супруги Кроны въезжали в Вашингтон, спидометр показывал ровно 10 тыс. миль.
«Вашингтон — со своими невысокими правительственными зданиями, садами, памятниками и широкими улицами — похож немножко на Вену, немножко на Берлин, немножко на Варшаву, на все столицы понемножку. И только автомобили напоминают о том, что этот город находится в Америке», — рассказывали Ильф и Петров.
Осмотрев дом Джорджа Вашингтона в Маунт-Вернон, побывав на заседании конгресса и на могиле неизвестного солдата, они обнаружили, что смотреть больше нечего. Но в итоге писателям ещё удалось увидеть президента. Два раза в неделю, в десять тридцать утра, президент Соединённых Штатов принимает журналистов. Ильф и Петров попали на такой приём в Белом доме. «Перед нами, в глубине круглого кабинета, на стенах которого висели старинные литографии, изображающие миссисипские пароходы, а в маленьких нишах стояли модели фрегатов, — за письменным столом средней величины, с дымящейся сигарой в руке и в чеховском пенсне на большом красивом носу сидел Франклин Рузвельт, президент Соединенных Штатов Америки. За его спиной сверкали звезды и полосы двух национальных флагов. Начались вопросы. Корреспонденты спрашивали, президент отвечал. Весь этот обряд, конечно, несколько условен. Всем известно, что никаких особенных тайн президент журналистам не раскроет», — писали они.
11 января Ильф и Петров вернулись в Нью-Йорк и оттуда отплыли на пароходе «Маджестик» в сторону Европы.
Орфография и пунктуация авторов сохранены
Бизнесмены получаются из корейко
А. Б.: Алексей, если я не ошибаюсь, в своей повести «В поисках золотого тельца» ты рассказываешь о жизни прототипа Остапа Бендера. Осип Шор родом, как и авторы, из Одессы. Он их приятель, сослуживец брата Петрова, и он действительно прожил длинную и очень бурную жизнь.
А. К.: Ну, в повести я все слегка упростил. Единого прообраза у Остапа Бендера не было. Это персонаж собирательный. Многие, очень многие дали пищу для приготовления главного блюда «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». К примеру, Митя Ширмахер, одесский знакомый писателей, старший брат Ильфа Александр, старший брат Петрова Валентин Катаев и… Да многие! А фразу «Может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» авторы услышали от одного профессионального бильярдиста. Но основным прототипом действительно принято считать этого их общего товарища Осипа Шора, родного брата известного в то время поэта Анатолия Фиолетова.
А. Б.: А какой Остап ближе тебе?
А. К.: Естественно, из «Золотого теленка»! Это вообще один из любимых мною романов. Из-за сатирической составляющей серьезные литературоведы относились к нему снисходительно, а теперь это — шедевр мировой литературы. И нас Бендер из «Золотого теленка» уже не столько забавляет, сколько провоцирует на размышления, сопереживание, даже подражание… Он оторвался от толпы и претендует на то, чтобы стать новым образом для рождения последователей. Он непрост!
А. Б.: Ну да, жулик-философ и эдакий современный бизнесмен-романтик. Я слышала, многие берут этого героя для мастер-классов в качестве образца для обучения умению добиваться цели и делать деньги.
А. К.: Дураки потому что! Они не понимают этого человека. Бендер — лишний человек в стране, не нужный ни государству, ни обществу… Он никому не нужен, его нигде не ждут. Все, чем он пугает несчастного Паниковского, Бендер мог бы адресовать и себе: «И никто не напишет про вас в газете: «Еще один сгорел на работе». И на могиле не будет сидеть прекрасная вдова с персидскими глазами. И заплаканные дети не будут спрашивать: «Папа, папа, слышишь ли ты нас?» Бендер не вписывается в новую жизнь. Но самое грустное, что и в нашу жизнь он бы вряд ли вписался. Он не стал бы крупным бизнесменом, уверяю тебя! И никакой миллион не изменит положения дел. Бендер — аристократ духа! Он всегда будет помнить о том, что «чужой на этом празднике жизни». Бизнесмены получаются из Корейко.
А. Б.: Выходит, фраза «стану богат, как Бендер» — просто фейк для привлечения клиентов?
А. К.: Бендер — не акула капитала и не рыба-прилипала…. Миллион его не осчастливил. В безуспешных попытках понять, что с ним происходит, он даже прорывается на встречу к индусскому философу с пошлым вопросом о смысле жизни.
А. Б.: Ну, да, его увлекал сам процесс достижения этого миллиона, он человек действия. А если цель достигнута, то…
А. К.: Это не было его целью, Настя! Вот почему роман не столь примитивен, как мы привыкли думать. Для меня Бендер не аферист, он по своей сути актер. Сама афера для него — вещь второстепенная. Главное — игра. Иначе как объяснить его желание иметь при себе в первом романе Воробьянинова, а во втором — Балаганова и Паниковского? Совершенно бесполезные и вредные помощники. Ведь всю основную работу он чаще всего проделывал лично. Ему нужен был зритель, который будет им восхищаться, выслушивать его монологи; зритель, перед которым он бы лицедействовал… Он одинок. Ему нужна публика! Все его спутники — Киса, Балаганов и прочие — это обуза, которую он не в силах бросить, так как они зрители его театра одного актера. На какое-то время, когда он снова остался один, его зрителем становится даже Корейко. Его цель — не миллион на блюдечке с голубой каемочкой, а лицедейство.
А. Б.: Выходит, когда мнимая цель достигнута и миллион добыт, у Бендера происходит «занавес», овации и завершение спектакля. Так вот в чем главное несчастье Бендера! Он не знает, что делать после этого…
А. К.: Дело не в том, что он не может насладиться своим миллионом, а в том, что наслаждение таилось в самом поиске и постоянной игре. И с этого момента комедия Ильфа и Петрова плавно переходит в жанр драмы или, я бы даже сказал, трагедии. Ибо до физической смерти главного героя недалеко, а границу переходил уже смертельно раненный человек — смертельно раненный духовно. Ведь смерть человека берет свое начало с того момента, как он перестает желать. Физическая борьба с пограничниками за свое богатство — это душевная агония великого актера, импровизатора и комбинатора.
Смерть
После поездки по Америке в открытой машине у Ильи Ильфа обострилась болезнь: туберкулез, диагностированный в 1920-х, открылся и перешел в острую форму. Боль в груди романист почувствовал в Новом Орлеане. Закашлявшись, увидел кровь на платке.
После возвращения из Америки Илья Ильф прожил еще 2 года. Но жить в столице не мог – задыхался. Поселился на даче в Красково, где писал главы «Одноэтажной Москвы», гулял по сосновому лесу.
Памятник на могиле Ильи Ильфа на Новодевичьем кладбище
Когда весной 1937 года на Новодевичьем кладбище хоронили 39-летнего Илью Ильфа, его верный друг и соавтор произнес, что это и его похороны. Друга Петров пережил на 5 лет, погибнув при странных обстоятельствах.
В 1948 году появилось постановление Секретариата Союза писателей, в котором романы Ильфа и Петрова назвали клеветой. Прошло 12 лет, пока «12 стульев» позволили переиздать. Исследователи творчества Ильфа и Петрова предполагают, что судьба писателей, проживи они дольше, могла оказаться трагичной.
Смерть
Петров пережил своего друга Илью на пять лет. После кончины Ильфа смерть в буквальном смысле ходила за Евгением по пятам. Однажды писатель в гимназической лаборатории наглотался сероводорода, и его едва откачали на свежем воздухе. Затем в Милане публициста сбил велосипедист, и он чуть не попал под колеса проезжающей мимо машины.
Во время финской войны снаряд попал в угол дома, в котором автор рассказа «Блудный папа» ночевал. Под Москвой журналист попал под минометный огонь немцев и едва уцелел. В тот же год сценаристу прищемило пальцы дверью фронтовой «эмки». Случилось это, когда на писателя налетела немецкая авиация, и ему необходимо было в срочном порядке покинуть машину и бежать в кювет.
Могила Евгения Петрова на месте его гибели
Погиб творец в годы Великой Отечественной войны. Когда второго июля 1942 года Евгений возвращался самолетом в Москву, пилот, уходя от бомбардировки, снизил высоту полета и врезался в курган. Из нескольких человек, находившихся на борту, погиб только Петров, которому на тот момент было 38 лет.
Останки писателя похоронили в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенское.
Не зря прожитая жизнь
Евгений Петров рано ушел из жизни, но оставил о себе добрую память. В тот период времени, когда была жесткой цензура, а сатирические произведения подвергались резкой критике, необоснованным нападкам, нужно было обладать необычайной стойкостью, мужеством, чтобы их создавать.
Великолепные романы «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев» называли «клеветническими» книгами, «карикатурой на советскую действительность». На 8 лет они были изъяты из литературы. Но сегодня блестящие произведения живы, востребованы, не утратили своей ценности.
Есть в книгах и нечто, особенно близкое нашему времени: стремление спешить жить, преуспевать какими угодно методами и средствами, не задумываясь о последствиях и цене успеха, успеха всегда скоропалительного и недолговечного.
«Не стыдно носить орден покойника?»
А. Б.: Алексей, я так и не поняла, в чем было противоречие между Ильфом и Петровым?
А. К.: Они подружились лишь в Москве, когда оба попали в газету «Гудок». В Одессе у них было мало общего. Из разных районов, из разных слоев, разного возраста… Катаев предложил писать роман двоим, потому что так быстрее и надежнее: ни один не внушал ему доверия как профи. С братом ясно: его писанину Катаев читал, а вот об Ильфе он, скорее всего, судил по брату. Но ошибся! Роман ожидал сокрушительный успех, и на 60% это заслуга Ильфа. А дальше уже успех обязывает. Петров писал, что работа над вторым романом шла тяжелее и дольше. Петров хотел писать такой же приключенческий роман-анекдот, а Ильф быстро рос как писатель и все, что творилось в стране, его не веселило, а изумляло и печалило. Но если за первым заказом стоял брат Петрова, то теперь они с соавтором были на равных, и Петрову приходилось уступать.
А. Б.: Ты хочешь сказать, что в «Золотом теленке» Бендер виден глазами Ильфа, а в «12 стульях» — Петрова?
А. К.: Пожалуй! После смерти Ильфа — он умер в 39 лет от туберкулеза — Петров много работал, но ничего стоящего не написал, кроме книги воспоминаний «Мой друг Ильф». Да и ту писал уж очень долго, она явно давалась ему с трудом. Конечно, злые языки мололи всякое. Однажды, спустя два года после смерти Ильфа, его друг Юрий Олеша явился в Дом литераторов нетрезвым. Когда к нему подошел Евгений Петров, получивший в том году орден Ленина, и сделал ему замечание, пьяный Олеша спросил: «А как тебе не стыдно носить орден покойника?».
- segodnya.ua
Личная жизнь
Супругу Евгения звали Валентина, она была младше него на восемь лет. Петров каждый день удивлял возлюбленную и делал все, чтобы с лица избранницы не сходила улыбка. Молодые люди узаконили отношения, когда девушке едва исполнилось девятнадцать. После свадьбы писатель сохранил к жене столь же трепетное отношение. Стоит отметить и то, что на брак не оказала никакого влияния мода на свободные отношения, распространившаяся в 1920-х годах в богемной среде.
Евгений Петров и его жена Валентина Грюнзайд
В этом союзе родились два сына – Петр (назван в честь отца) и Илья (назван в честь друга). По воспоминаниям внучки писателя, ее бабушка до самой смерти (в 1991 году) продолжала любить мужа и никогда не снимала с пальца подаренное им кольцо.
Старший сын Евгения и Валентины стал кинооператором, снял множество популярных советских лент. Младший Илья трудился композитором, написал музыку к паре фильмов и сериалов.
Собрание сочинений. Том 5
В пятом томе пятитомного собрания сочинений включены рассказы, очерки, фельетоны (1923-1932), статьи, воспоминания (1937-1942), записные книжки (1925-1937), фронтовые корреспонденции.
-
Рассказы, очерки, фельетоны (1923-1929)
- Москва, страстной бульвар, 7 ноября
- Рыболов стеклянного батальона
- «Маленький негодяй»
- Беспризорные
- Перегон Москва-Азия
- Глиняный рай
- Азия без покрывала
- Драма в нагретой воде
- Неразборчивый клинок
- Банкир-бузотер
- Пешеход
- Москва от зари до зари
- Случай в конторе
- Разбитая скрижаль
- Как делается весна
- Диспуты украшают жизнь
- Путешествие в Одессу
- Молодые дамы
- Источник веселья
- Новый дворец
- Принцметалл
- Неликвидная венера
- Для моего сердца
- Переулок
- Благообразный вор
- Записные книжки (1925-1937)
-
Рассказы, очерки, фельетоны (1924-1932)
- Идейный Никудыкин
- Гусь и украденные доски
- Семейное счастье
- Пропащий человек
- Сильная личность
- Нахал
- Последний из могикан
- Проклятая проблема
- Весельчак
- Рассказ об одном солнце
- Путешественник
- Всеобъемлющий зайчик
- Юморист Физикевич
- Даровитая девушка
- Великий порыв
- Встреча в театре
- Дядя Силантий Арнольдыч
- Беспокойная ночь
- Нюрнбергские мастера пения
- Долина
- Давид и Голиаф
- Непогрешимая формула
- Записная книжка
- Мешки и социализм
- Для будущего человека
- День мадам Белополякиной
- Энтузиаст
- Гослото
- Чертоза
- Открытое окно
- Знаменитый путешественник
- Его авторитет
- Загадочная натура
-
Очерки, статьи, воспоминания (1937-1942)
- Молодые патриотки
- Старый фельдшер
- В Фашистской Германии
- Реплика писателя
- Серые этюды
- «Падение Парижа»
- Торжество русской музыки
- Из воспоминаний об Ильфе
- Из воспоминаний об Ильфе
- Остров мира
-
Фронтовые корреспонденции
- Аэродром под Москвой
- На западном фронте в сентябре
- В лесу
- Командир и комиссар
- Москва за нами
- Сегодня под Москвой
- Клин, 16 декабря
- Что такое счастье
- «Птенчики» майора Зайцева
- Военная карьера Альфонса Шоля
- На запад
- В феврале
- «Учитель музыки»
- В марте
- Катя
- Записки из Заполярья
- Севастополь держится
- Прорыв блокады
Литература
В 1923 году будущий «отец» блистательного Комбинатора перебрался в Москву: в Одессе литературная жизнь окончательно заглохла. С первой работой помог Валентин Катаев: став именитым литератором, он устроил коллегу по одесскому поэтическому сообществу в газету «Гудок».
Илья Ильф
Илью Ильфа взяли правщиком никем не читаемой 4-ой полосы, поручив обработку писем рабкоров. В первые недели работы правщик превратил полосу в самую популярную, наполнив едкими фельетонами на злобу дня. Под рабкоровскими заметками, превращенными в фельетоны, стояли подписи авторов, но, обработанные Ильфом, узнавались мгновенно по афористичности и тонкому сарказму.
Работа в газете свела будущего романиста с Исааком Бабелем, Михаилом Булгаковым и Юрием Олешей. Вскоре в «Гудке» появился брат Катаева – Евгений. Он взял творческий псевдоним Петров, не желая привлекать внимания родством. Так в Москве познакомились соавторы, родившиеся в Одессе. Работать вместе начали в 1927 году.
Евгений Петров и Илья Ильф
В 1928-ом Ильфа уволили из «Гудка» по сокращению штата. За ним ушел и Петров. Журналистов приютил юмористический еженедельник «Чудак», в котором Илья Ильф вел отдел литературных рецензий. Соавторы делали совместные рецензии на кинокартины и театральные спектакли, ставя общий творческий псевдоним «Дон Бузилио». Еще один псевдоним Ильфа и Петрова – Ф. Толстоевский.
Роман «12 стульев» литераторы начали писать в 1927 году. Отправной точкой стала идея Валентина Катаева, предложившего Ильфу и младшему на 6 лет Петрову поработать на него «литературными рабами». Мэтр подкинул авторам авантюрный сюжет, предложив подумать над развитием событий вокруг «спрятанных в стуле сокровищ».
Иллюстрация к книге Евгения Петрова «Двенадцать стульев»
Илья Ильф с младшим соавтором так увлеклись написанием авантюрной хроники, превратившейся в роман, что отказались отдавать разработку Катаеву. Тот, прочитав написанное, похвалил и предложил отдать в печать. Роман увидел свет в 1928 году и принес авторам славу.
В том же году любители юмористического жанра получили от романистов еще один приятный сюрприз – сатирическую повесть, вышедшую под названием «Светлая личность». В следующем году опубликовали гротескные новеллы, объединенные в цикл «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и сборник новелл «1001 день, или Новая Шахерезада».
Фильм по книге Ильи Ильфа «12 стульев»
В 1931 году Илья Ильф с соавтором подарил читателям новый шедевр – продолжение романа о Комбинаторе, который назвали «Золотой теленок». Роман напечатали в журнале «30 дней», книга появилась спустя 2 года.
Произведения Ильфа и Петрова стали бестселлерами советского времени, принеся авторам невероятную славу. Но литературные критики и цензоры не жаловали остросатирические романы, переполненные намеками о неидеальном советском строе. «Пробить» публикацию «Золотого теленка» помог Максим Горький. В центральных газетах появились разгромные статьи, но почитателей таланта одесситов они не интересовали.
Иллюстрация к книге Евгения Петрова «Золотой теленок»
Перу Ильи Ильфа и его соратника принадлежат десятки рассказов, фельетонов и очерков. По их комедии поставлена мелодрама «Под куполом цирка», снятая режиссером Григорием Александровым и вышедшая в 1936 году под названием «Цирк». В главной роли фильма блистала Любовь Орлова, но Ильф и Петров потребовали убрать их фамилии с титров: сценарий подвергся изменениям, которые авторы не одобрили.
В середине 1930-х Илья Ильф и Евгений Петров – корреспонденты «Правды» – отправились в 4-месячную поездку по США. Плодом совместного творчества стала книга, составленная из разрозненных очерков и названная «Одноэтажная Америка». Она вышла в 1936 году и стала первым совместным сочинением, написанным литераторами порознь. Ильф и Петров из-за болезни Ильи Арнольдовича писали главы, не встречаясь, но за 10 лет совместного труда у них выработался единый стиль.
Илья Ильф увлекался фотографией
Илья Ильф подарил читателям замечательные «Записные книжки» – дневник, состоящий из сотен афоризмов, очерков, наблюдений, смешных фраз и горестных размышлений, записанных за 12 лет. «Записные книжки» увидели свет после основательного сокращения и цензуры, но и в сокращенном виде афоризмы Ильфа стали крылатыми.
Интересным фактом биографии одессита является его увлечение фотоделом. Приобретя «Лейку», Илья Ильф сделал тысячи фотографий, среди них уникальные: похороны Владимира Маяковского, храм Христа Спасителя до взрыва и после, Америка (фотографиями Ильфа иллюстрирована книга), знаменитые современники – писатели Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Иосиф Уткин, Борис Пастернак.