Оглавление
Ургенч – ворота к древним достопримечательностям
Древний торгово-ремесленный город был столицей Хорезма. В 1388 году он почти полностью был разрушен завоевателем Амиром Тимуром. Частично была восстановлена лишь крепостная стена. На протяжении веков старый населенный пункт постепенно приходил в упадок.
Его называют городом-призраком, так как он лежит в руинах, а жители переселились в другую местность. Современный Ургенч был основан в 17 веке жителями древнего города Куня-Ургенч, которые были вынуждены покинуть город в связи с изменением русла Амударьи.
Узбекский город Ургенч находится совсем рядом с Туркменией. Древний и современный город разделен не только расстоянием, но и границей.
Сегодня Ургенч – крупный транспортный узел с современным международным аэропортом, железнодорожным транспортом. Он соединен с древней Хивой скоростной троллейбусной линией.
Привокзальная площадь
Ургенч – чистый ухоженный населенный пункт с парками, скверами, памятниками национальным героям. Это главный город Хорезмской области.
В административном центре 8 почтовых отделений, 22 – условный код города (Хорезмская область), 01 – код города и последние две цифры – номер почтового отделения.
Где расположен и как добраться до города Ургенч
Небольшая Хорезмская область Узбекистана занимает площадь больше 6 000 квадратных километров – это менее 2 процентов всей территории Узбекистана. Область включает в себя 10 небольших районов с административным городом Ургенч. От столичного Ташкента он удален почти на 1 000 километров, а ближайший населенный пункт в 30 километрах.
На карте Узбекистана Ургенч находится к западу от Ташкента. Город разместился в долине Амударьи в 6 километрах от пристани Чалыш. На обильно орошаемой территории в округе административного центра раскинулись поля с хлопчатником.
Ургенч – своеобразные ворота в древнюю Хиву с архитектурными памятниками старины. Археологические раскопки ведутся в окрестностях античных крепостей.
История города
Куня-Ургенч
Первыми переселенцами были жители из Куня-Ургенч. Они покинули населенный пункт из-за отсутствия воды и стали основателями нового города. Крепость получила название Нового Ургенча. Кишлак входил в состав Хивинского царства и мало чем отличался от других небольших поселений. После присоединения Ургенча к России постепенно стали развиваться производства: были открыты хлопкоочистительный комбинат и маслобойня, наладилась торговля.
На землях Хорезма до сих пор сохранились исторические свидетели некогда великой империи.
Население
Население Ургенча составляет около 170 тысяч человек. Национальности, проживающие в административном центре:
- узбеки – более 95 процентов;
- малочисленные диаспоры туркменов, корейцев, казахов, татар;
- совсем мало русских и евреев.
В Ургенче много молодежи, 3 высших учебных заведения, 5 лицеев, 6 колледжей и техникумов. Ургенчский государственный университет готовит бакалавров и магистров по 40 учебным направлениям. Преподавание ведется на узбекском языке. Общее количество обучающихся студентов – более 7 000.
Инфраструктура университета:
- 4 общежития для проживания иногородних студентов;
- 8 учебных зданий;
- спортивный комплекс;
- дворец культуры для молодежи.
Ранние люди
Хорезмическая фреска из Казаклы-Яткана (крепость Акча-Хан-Кала ), I век до н.э. — II век нашей эры.
Как и Согдиана , Хорезм был продолжением бактрийско-маргианской культуры бронзового века , которая позже слилась с индоиранцами во время их миграций около 1000 г. до н.э. Государства раннего железного века возникли в результате этого культурного обмена. Список последовательных культур в Хорезмской области 3000–500 до н.э .:
- Кельтиминарская культура c. 3000 г. до н.э.
- Суярганская культура c 2000 г. до н.э.
- Тазабагьябская культура ок. 1500 г. до н.э.
- Амирабадская культура c 1000 г. до н.э.
- Сака с. 500 г. до н.э.
На заключительном сакском этапе в Хорезме насчитывалось около 400 населенных пунктов. Под властью местной династии Афригидов. Именно в этот момент Хорезм вошел в исторический рекорд экспансии Ахаменидов.
Хорезмийский язык и культура
На восточноиранском языке, хорезмийском , говорили в собственном Хорезме (т. Е. В нижнем течении Амударьи) до тех пор, пока вскоре после монгольского нашествия он не был заменен тюркскими языками. Он был тесно связан с согдийским . За исключением астрономических терминов , используемых в родной иранской хорезмийской спикер Аль-Бируните , другие наши источники хорезмийского включают Замахшарь «s арабского — персидский -Khwarezmian словарь и несколько юридических текстов , которые используют хорезмийскую термины для объяснения некоторых правовых понятий.
Чилпык Зороастрийская Башня Молчания ( Дахма ), I век до н.э. — I век н.э.
На протяжении большей части его истории, вплоть до монгольского завоевания , жители этого района были выходцами из Ирана и говорили на восточно- иранском языке, называемом хорезмийским . Известный ученый Аль-Бируни , уроженец Хорезма, в своем Атар уль-Бакия конкретно подтверждает иранское происхождение хорезмийцев, когда пишет (на арабском языке):
Район Хорезма находился под контролем Афригидов, а затем Саманидов до 10 века, прежде чем он был завоеван Газневидами . Иранский хорезмийский язык и культура почувствовали давление тюркского проникновения из северного Хорезма на юг, что привело к исчезновению изначального иранского характера провинции и ее полной тюркизации сегодня, но хорезмийская речь, вероятно, продолжалась в верхнем Хорезме, регионе вокруг Хазараспа , до конец VIII / XIV вв.
Хорезмийская язык не выживали в течение нескольких столетий после того, как ислам до отуречивания региона, и поэтому должны по крайней мере некоторые из культуры и знаний древнего Хорезма, ибо это трудно увидеть командует фигуру Аль-Бируни , хранилище так знания, возникающие в культурном вакууме.
Завоевание Хорезма монголами в произведении Василия Яна
15 августа 1934 года советский писатель Василий Ян берётся за свою новою работу: в издательстве «Молодая Гвардия» поддержали его идею выпустить повесть о Чингисхане.
Он кропотливо изучал исторические источники и литературу о монгольском нашествии — «Сборник летописей» Рашид ад-Дина, «Юань-ши», «Сокровенное сказание монголов», а также работы Бартольда, Д’Оссона, Владимирцова и многое другое. Всеми правдами и неправдами «Чингисхан» вышел в свет в 1939 году.
Василий Григорьевич Ян. (Pinterest)
В сердце невероятной бури XIII века оказывается главный герой повести — дервиш Хаджи Рахим. Он спасает в пустыне купца, который является завербованным агентом монголов в государстве Мухаммада II. Невероятные странствия по пустыням и городам приводят дервиша к тому самому торговцу. Он уже стал наместником монгольского хана во время покорения Хорезма и предложил Хаджи Рахиму служить у него в канцелярии писцом. Затем странствующий философ попадает к старшему сыну Чингисхана Джучи и занимается воспитанием его наследника — Бату.
Василий Григорьевич в своей повести не делал акцент на личности великого завоевателя. Чингисхану посвящено не так уж и много фрагментов произведения, но его образ запоминается сразу:
«Он высокого роста, и, хотя ему уже больше шестидесяти лет, он еще очень силен. Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками он похож на медведя, хитростью — на лисицу, злобой — на змею, стремительностью — на барса, неутомимостью — на верблюда, а щедростью к тем, кого он хочет наградить, — на кровожадную тигрицу, ласкающую своих тигрят. У него высокий лоб, длинная узкая борода и желтые немигающие глаза, как у кошки. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, так как они верят, что победят — Чингисхан всегда одерживает победы…»
Чингисхан в Бухаре. (Pinterest)
В повести довольно подробно описываются эпизоды, связанные со взятием важных центров государства Хорезмшахов. После окончания штурма Бухары монголы во главе с Чингисханом занимают город и обескураживают своим видом местное духовенство:
«Окруженный телохранителями, Чингисхан проехал внутри мечети по драгоценным широким коврам и сошел с коня возле гигантской книги Корана, развернутой на каменной подставке выше человеческого роста. Вместе с младшим сыном, Тули-ханом, каган поднялся на несколько ступенек мембера, откуда имамы обычно читают проповеди. Старики в белых и зеленых чалмах теснились перед ними и расширенными глазами всматривались в неподвижное темное лицо с рыжей жесткой бородой, ожидая от страшного истребителя народов или милости, или великого гнева.
Чингисхан поднял палец и направил его на чалму одного старика-имама.
— Почему он наворачивает на голову столько ткани?
Переводчик спросил старика и объяснил кагану:
— Этот имам говорит, что он ходил в Арабистан помолиться Богу и поклониться гробу пророка Магомета в Мекке. Поэтому он носит такую большую чалму.
— Незачем для этого куда-то ходить, — сказал Чингисхан. — Молиться Богу можно везде.
Пораженные имамы, раскрыв рты, молчали. Чингисхан продолжал:
— У вашего шаха гора преступлений. И я пришел, как бич и казнь неба, чтобы его покарать. Приказываем, чтобы отныне никто не давал шаху Мухаммеду ни крова, ни горсти муки».
Писатель мастерски подмечал отдельные и очень драматические фрагменты, вплетая их в историческую канву. Вот так автор описывал осаду крепости Илал 1220 года, в ходе которой были захвачены родственники хорезмшаха:
«Осада продолжалась четыре месяца, и когда в цистернах и погребах высохла последняя припасенная вода, Туркан-Хатун решила сдаться. Монголы захватили вместе с шахиней-матерью весь гарем и малолетних сыновей хорезмшаха. Все мальчики были тут же зарезаны, а дочери и жены шаха и сама Туркан-Хатун отправлены в лагерь Чингисхана. Всю же свиту и охрану монголы перебили.
Монгольский владыка немедленно раздал дочерей хорезмшаха своим сыновьям и приближенным, а злобную шахиню Туркан-Хатун держал для показа на своих пирах. Она должна была сидеть около входа в шатер и петь жалобные песни; Чингисхан бросал ей обглоданные кости. Так питалась Туркан-Хатун, бывшая раньше самодержавной повелительницей Хорезма и называвшая себя «владычицей всех женщин вселенной»».
Пленение монголами Теркен-Хатун. (Pinterest)
Следует сказать, что Василий Ян в своей знаменитой повести «Чингисхан» создал особую картину этого грандиозного нашествия монголов на Среднюю Азию. Невероятно обаятельный образ врага, мельчайшие детали и увлекательное описание человеческого быта и природы заставляют оживать эпоху, рассказ о которой основан на солидных источниках и научной литературе XIX-XX столетий.
Достопримечательности
Мавзолей Тюрабек-ханум (вид с юга).
Древнейшим сооружением городища является крепость «Кыркмолла», на месте которой в XI веке была построена так называемая «Академия» султана Мамуна ибн-Мамуна, где обучались энциклопедист Абу Рейхан аль-Бируни (973—1048) и естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн-Сина, известный на Западе как Авиценна (980—1037). По народной легенде, во время нашествия Чингисхана в этом здании спряталось сорок мулл и в результате их молитв оно перевернулось вверх дном.
В древнем городе находится ряд памятников, относящихся в основном к периоду XI—XVI веков, включая мечеть, ворота караван-сарая, крепости, мавзолеи и минарет. Они свидетельствуют о выдающихся достижениях в средневековой туркменской архитектуре и ремеслах, влияние которых проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI веке — и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.
В настоящее время на территории города расположены три небольших мавзолея XII века и более совершенный мавзолей Тёребег-ханым XIV века, который был почти полностью восстановлен в 1990-е годы. Наиболее известным мавзолеем Кёнеургенча, прежде всего среди исламских паломников, является мавзолей Наджмеддина ал-Кубра (наджм ад-дин (араб.) — «Звезда религии (веры)») — суфийского подвижника XIII века, который считается основоположником суфизма в Хорезме.
Главная достопримечательность Кёнеургенча — 60-метровый минарет Кутлуг-Тимура, построенный в середине XIV века. В настоящее время это самый высокий кирпичный минарет в Средней Азии. Следует также отметить самый старый из уцелевших памятников — мавзолей Иль-Арслана (1157—1172), который увенчан 12-гранным коническим куполом, облицованным глазурованным кирпичом.
К северу от города находится обширный средневековый некрополь «360 святых» (туркм. Üç ýüz altmyş pir). По одной народной легенде, в нём находятся тела 360 исламских святых, в основном учеников пророка Мухаммеда, которых он послал во все концы света для проповедования ислама и велел вернуться обратно в Ургенч. По другой легенде, эти тела принадлежат исламским святым, принявшим мученическую смерть во время разрушения города войсками Чингисхана.
К другим памятникам Кёнеургенча относятся:
- Мавзолей Тюрабек-ханым (туркм. Törebeg-hanym kümmeti)
- Минарет Мамуна (туркм. Mamyn minarasy) (X—XI вв. н. э.)
- Мавзолей Кыркмолла (туркм. Kyrkmolla kümmeti) (II в до н. э. — III в н. э.)
- Медресе ибн-Хаджыба (туркм. Ibn-Hajyba medresesi) (XIV—XVI вв.)
- Мавзолей Арслан II (туркм. Arslan II kümmeti) (самое старое здание в городе — дата его закладки ориентировочно оценивается XI веком)
- Мавзолей Фахр ад-Дин Рази (туркм. Fahr ad-Din Razy kümmeti) (XIII в.)
- Мавзолей Азизан Аль-Раматани (туркм. Azizan al-Ramatani kümmeti) (XIII—XIV вв.)
- Мавзолей Сейд Ахмеда (туркм. Seýit Ähmet kümmeti) (XII—XIV вв.)
- Мавзолей Пирярвели (туркм. Pirýarweli kümmeti) (XIV—XVII вв.)
- Мавзолей Гулигердан (туркм. Güligerdan kümmeti) (XII в.)
- Мавзолей Хорезимбаг (туркм. Horezmbag kümmeti) (XIII—XVIII вв.)
- Мавзолей Дашгала (туркм. Daşgala kümmeti) (XIV—XVI вв.)
- Мавзолей Маткарим-Ишан (туркм. Mätkerim işan kümmeti) (XIX—XX вв.)
- Мавзолей Султан Али (туркм. Soltan Aly kümmeti) (1580 г.)
- Мавзолей Текеш-Хорезмшах (туркм. Tekeş Horezmşa kümmeti) (XIII в.) с минаретом XIV века
- Мавзолей Дашмеджет (туркм. Daşmetjit kümmeti) (1903—1908 гг.)
- Крепость Ак-Кала (туркм. Ak Gala) (Акгала, I—XIII вв.)
К южной окраине города примыкает территория туркменского национального историко-культурного музея-заповедника, располагающегося на месте древней столицы Хорезма IX—XVI веков — города Ургенч.
В 2005 году архитектурные шедевры и памятники Кёнеургченча были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Хорезм во время правления династии Кунграт (1360-1388) [ править ]
В 1360 г. в Аваразме возникла независимая малая династия тюрков-кунграт, суфий, но Солайман Суфи был разгромлен Тимуром в 1388 г.
Мавзолей Турабек ханум в Куня Ургенче, династия Кунгхрат, 1330 г., Туркменистан
Исламизация Хорезма отразилась в создании литературных, научных и религиозных произведений и в переводе арабских произведений на тюркский язык. В Стамбуле, в библиотеке Сулеймание, хранится Коран с подстрочным переводом на тюркский, сделанным в Хорезме и датированным (январь — февраль 1363 г.). необходима цитата
Регион Хорезма был разделен между Белой Ордой и Джагатайским ханством , а его восстановленная столица Гургандж (современный Куня-Ургенч , «Старый Горганж» в отличие от современного города Ургенч на некотором расстоянии) снова стала одним из крупнейших и важнейших торговых центров. в Средней Азии. В середине 14 века Хорезм получил независимость от Золотой Орды при династии суфидов . Тем не менее, Тимур считал Хорезма как конкурент Самарканд , и в течение 5 кампаний, он уничтожил Ургенч в 1388 году править
[править] Источники
- С.П. Толстов По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. IX
- С.П. Толстов Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века (в связи с историей хорезмийско-хазарских отношений). Из историко-этнографических комментариев к ал-Бируни. — «Советская этнография», 1946, 2, с. 95, 97–98, 102.
- М.И. Артамонов // История хазар. // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.
- Ioannis Cinnami epitome ed. Maeineke, Bonnae, 1836, стр. 107, 247; G. Moravcsik. Bizantinoturcica, II, стр. 284.
- Львова З.А. К вопросу о возможных причинах постройки крепости Саркел
- Львова З.А. Данные булгарской летописи Гази-Барадж тарихы
- Персия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Михаил Носовский По великому шелковому пути: персидские евреи в странах Азии
- Хазарский каганат. Территория и население.
- Н. Н. Н о w о г t h. The Khazars, were they Ugrians or Turks? Travaux de la III Session du Congres International des Orientalistes, SPb, 1876; II, SPb с Leyde, & 1879, p. 139.
- Якут, II, 12
- Хазары. Крушение империи хазар и ее наследие
- С. А. Плетнева Хазары. Москва, «Наука», 1976 г.
- Хазары // Электронная еврейская энциклопедия
Хазария и Хорезм относится к Хазарии |
|
---|---|
Войны | Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) |
Битвы | Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля • Рейд Булана в Дар алам |
Цари Хазарии | Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка |
Известные хазары | Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним |
Хазарский каганат | Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Каган • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Тизул • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика |
Города Хазарии | Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Городище у села Бараний Бугор • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Русиййа • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семибугринское городище • Семикаракоры • Сидоровское городище • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне |
Внешние отношения | Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария |
Артефакты | Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме • Топонимы (на Руси) |
Изучение Хазарии и теории | Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) • Хазарский миф |
Эллинистический период
Артав (Артабанос), правитель Хорезма. Зачеркнутая греческая легенда «ΙΥΙΥΕΩΙΕ ΜΕΛΥΙ ΕΙΛΥΙΛΥ». Ника венчает бюст правителя. Хорезмианская тамга . Приблизительно 1-2 века нашей эры.
Хорезмия участвовал в завоеваниях Александра Македонского в Средней Азии . Когда царь Хорезма предложил Александру дружбу в 328 г. до н.э., греческие и римские биографы Александра представляли себе царя-кочевника пустынных пустошей, но русские археологи 20-го века показали, что этот регион является стабильным и централизованным царством, земледельческой землей на востоке. Аральского моря, окруженный кочевниками Средней Азии, защищенный армией бронированных всадников, в самом могущественном царстве к северо-западу от Амударьи (реки Окс в древности). Посланник царя предложил вести армии Александра против его собственных врагов, на запад, через Каспийское море, к Черному морю (например, Иберийское и Колхидское царство ). Александр вежливо отказался.
Хорезм был в значительной степени независимым во времена династий Селевкидов , Греко-Бактрии и Аршакидов . Были построены многочисленные крепости, а Хорезмский оазис получил название « Оазис пятидесяти крепостей ». Хорезме оставалась относительно защищенной от интересов Селевкидов или Греко-Бактрия, но различные элементы эллинистического искусства появляются в руинах хорезмийских городов, особенно на Akchakhan-кале , а также влиянии греко-буддийское искусство из Гандхара , что отражает Возникновение Кушанской империи , появляется на Топрак-Кале . Первые правители Хорезма первой имитировал чеканки греко-бактрийского правителя Эвкратид I . Также описаны парфянские художественные влияния.
Начиная с I века до нашей эры, Хоразмия разработала оригинальные монеты, вдохновленные греко-бактрийскими, парфянскими и индо-скифскими типами. Артав (Артабанус), хорезмийский правитель I – II веков нашей эры, чьи монеты были обнаружены в столице Топрак-Кала, имитировали тип кушанского Герайоса и были найдены вместе с монетами кушанских правителей Вимы Кадфисеса и Канишки. .
Со 2 века нашей эры Хорезмия стала частью обширной культурной сферы, соответствующей возвышению Кушанской империи на востоке.
В персидской литературе [ править ]
Эмир Тимур и его девушка из Хорезма.
Хорезм и ее города в изобилии фигурируют в персидской литературе , как в прозе, так и в поэзии. Деххода, например, определяет само название Бухара как «полное знаний», имея в виду тот факт, что в древности Бухара была центром науки и образования. Руми подтверждает это, когда восхваляет город как таковой. необходима цитата
Другие примеры иллюстрируют выдающийся статус хорезмидских и трансоксийских городов в персидской литературе за последние 1500 лет:
Якут аль-Хамави , посетивший Хорезм и его столицу в 1219 году, писал: «Я никогда не видел города более богатого и красивого, чем Гургандж ». Однако город был разрушен во время нескольких вторжений, в частности, когда монгольская армия сломала дамбу Амударьи, которая затопила город. Он сообщает, что на каждого монгольского воина было убито четыре жителя Гурганджа. Наджмеддин Кубра , великий суфийский мастер, был среди жертв. Монгольская армия, опустошившая Гургандж, насчитывала около 80 000 солдат. Стих ниже относится к раннему предыдущему бедствию, постигшему регион: