Евгений халдей: 13 снимков главного фотографа великой отечественной войны

Оглавление

Халдеи-христиане[править | править код]

В настоящее время под именем халдеев или сиро-халдеев (ассирийцы) известны месопотамские и персидские христиане, как несториане и перешедшие в православие, так особенно перешедшие в унию с Римом (Халдейская католическая церковь).

Последним имя халдеев предписано ещё папой Евгением IV, но получило реальное значение только в половине XVI в., когда после смерти несторианского католикоса Симона VII партия, недовольная непотизмом, провела через подчинение Риму своего кандидата Иоанна, рукоположённого в  г. папой Юлием IIΙ в халдейские патриархи. По интригам католикоса Симона VIII он был убит в  г. в тюрьме, куда его бросил диарбекирский вали. Но рукоположённый им Абд-ишо был его преемником и получил из Рима утверждение. Преемник его Абд-аллах не интересовался Римом, но все дальнейшие поддерживали с ним отношения до конца XVIII века, когда снова отстали от унии, но папам ещё в XVII в. удалось вовлечь в неё консервативную ветвь патриархов: при Элии VII в Амиде состоялся собор, на котором католикос с шестью епископами осудил лжеучения: «Диодора, Феодора и Нестория». Один из преемников его, Элия XI, в  г., желая закрепить кафедру в своём роде, рукоположил своего племянника мар-Ханну, который обещал упрочить унию. Но избрали не его, а Элия XII, который умер в  г. Между тем, мар-Ханна не отказывался от своих прав, но только в  г. был признан папой «патриархом халдейским и вавилонским». Эта линия в настоящее время и есть настоящая халдейская униатская.

Наследие

Слава халдеев была еще прочной во времена Цицерона (106–43 гг. До н. Э.), Который в одной из своих речей упоминает «халдейских астрологов» и не раз упоминает о них в своей книге «De divinatione» . Другими классическими латинскими писателями, которые называют их выдающимися познаниями в астрономии и астрологии, являются Плиний, Валерий Максим, Авл Геллий, Катон, Лукреций, Ювенал. Гораций в своей Carpe diem ode говорит о «вавилонских расчетах» ( Babylonii numeri ), гороскопах астрологов, с которыми консультировались относительно будущего.

В поздней античности , вариант арамейского языка , который был использован в некоторых книгах Библии был называют по старинке Халдея по Jerome Стридонского . Это употребление продолжалось на протяжении веков и оставалось обычным в девятнадцатом веке, пока ученые не исправили это неправильное употребление. Соответственно, в самых ранних западных упоминаниях христиан о том, что сейчас является Ираком и соседними странами, этот термин используется по отношению к их языку. В 1220/1 Жак де Витри писал, что «они отрицали, что Мария была Богородицей, и утверждали, что Христос существует в двух лицах. Они освятили квасный хлеб и использовали« халдейский »(сирийский) язык». В пятнадцатом веке термин «халдеи» впервые был применен конкретно к восточно-сирийцам, живущим на Кипре, которые вступили в недолгий союз с Римом, а не только в связи с их языком.

Интересные факты

  • В древней Греции халдеями (обычно с оттенком пренебрежительности) называли бродячих предсказателей, астрологов[источник не указан 1868 дней].
  • В Древней Руси[источник не указан 1868 дней] (также с оттенком пренебрежительности) — ряженых шутов или скоморохов, потешавших народ на улицах, базарах и не стеснявшихся непристойных выходок.
  • В наше время халдей — бытующее жаргонное название обслуживающего персонала, в основном официантов
  • Из некоторых произведений Л. Пантелеева (повесть «Республика ШКИД», цикл рассказов «Последние халдеи») известно, что воспитанники Школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского называли особенно ненавистных им преподавателей «халдеями». Сам Пантелеев в предисловии к «Последним халдеям» писал:

Литература[править | править код]

Впервые поставил вопрос о национальности халдеев Эберхард Шрадер (Schrader): «Die Abstammung der Chaldäer und die Ursitze d. Semiten» («Z. d. Deutsch. Morgenl. Gresellsch.», XXVII). Дальнейшие исследования Альфонса Делатра (Delattre, «Les Chaldéens», Лувен, ) и Гуго Винклера (Winckler, «Die Stellung d. Ch. in d. Geschichte. Untersuch. z. altorient. Gesch.», ) выяснили этот вопрос, запутанный ещё в греко-римское время. О халдейских христианах см. преосвященного Софония, «Современный быт и литургия иаковитов и несториан» (СПб., ); В. В. Болотов, «Из истории церкви Сиро-Персидской» («Христ. Чтение», —).

В честь халдеев назван астероид (313) Халдея, открытый в 1891 году.

Древние халдеи

В отличие от восточно-семитских аккадцев, говорящих по- аккадски , ассирийцев и вавилонян , чьи предки были установлены в Месопотамии, по крайней мере, с 30-го века до нашей эры, халдеи не были коренным месопотамским народом, а были в конце 10-го или начале 9-го века до н.э. западносемитскими левантийскими мигрантами. в юго-восточный угол региона, который не играл никакой роли в предыдущие 3000 лет или около того в шумеро-аккадской и ассиро-вавилонской месопотамской цивилизации и истории.

Древние халдеи, кажется, мигрировали в Месопотамию где-то между c. 940-860 BCE, столетие или около того после других новых семитских заездов , в Сирийцы и Suteans , появился в Вавилонии, с. 1100 г. до н.э. Впервые они появляются в письменных источниках в анналах ассирийского царя Салманасара III в 850-х годах до нашей эры. Это был период слабости Вавилонии, и ее неэффективные коренные короли были неспособны предотвратить вторжение новых волн полукочевых иноземных народов и их заселение на этой земле.

Хотя они принадлежат к той же западно-семитоязычной этнической группе и мигрируют из тех же регионов Леванта, что и ранее прибывшие арамеи, их следует различать; ассирийский царь Сеннахирим , например, тщательно различает их в своих надписях.

Халдеи смогли сохранить свою идентичность, несмотря на доминирующую ассиро-вавилонскую культуру, хотя некоторые из них не смогли этого сделать, как это было в случае с более ранними амореями , касситами и сутейцами до их падения к моменту падения Вавилона в 539 г. до н. Э.

В еврейской Библии говорится , что пророк Авраам происходил из « Ура Халдейского » ( Ур Кашдим ).

Язык

Древние халдеи изначально говорили на западно-семитском языке, похожем на древний арамейский . Во времена Неоассирийской империи ассирийский царь Тиглат-Пилесар III ввел восточно-арамейский диалект в качестве лингва-франка своей империи в середине 8-го века до нашей эры. В результате этого нововведения в поздние периоды и вавилонский, и ассирийский диалекты аккадского стали маргинализированными, и месопотамский арамейский язык занял свое место в Месопотамии, в том числе среди халдеев. Одна из форм этого когда-то широко распространенного арамейского языка использовалась в некоторых книгах еврейской Библии (Даниил и Ездра). Использование имени «халдейский» (халдейский, халдейский) для его описания, впервые введенное Иеронимом Стридонским (ум. 420), стало обычным явлением в ранних арамейских исследованиях , но это неправильное название позже было исправлено, когда современные ученые пришли к выводу, что арамейский язык диалект, используемый в еврейской Библии ( библейский арамейский ), не был связан с древними халдеями и их языком.

Халдеи как жрецы[править | править код]

Вавилонская жреческая астрономия и астрология были хорошо известны в древнем мире. Страбон упоминает четырёх великих «халдейских» астрономов — это Киден, Набуриан, Судин и Селевк из Селевкии. Во время эллинизма имя халдеев сделалось обозначением вавилонского жречества с его «наукой». По Ктесию, халдеи пришли из Египта с Белом, организовавшим их в жреческую касту и научившим всякой божеской и человеческой премудрости, которую они в течение веков передавали из рода в род. Таким образом, халдеи, наряду с магами, друидами, брахманами, приобрели репутацию жреческих философов, всемирных мудрецов. Это представление сделалось господствующим. Халдеи стали синонимом вавилонской культуры. Их считали основателями астрологии и астрономии (Diod., II, 3 1, между прочим, говорит об их наблюдениях, охватывавших тысячелетия), первыми провозгласившими бессмертие души (Paus. 4, 32), математиками (Porphyr. v. Pythag. 9) и натуралистами, теософами и т. п. В связь с ними ставили даже религию Зороастра, объявляя его учеником халдеев (Ammian Marcel. 23. 6) и т. п.

По всему миру можно было встретить странствующих шарлатанов, называвших себя халдеями. Уже Катон предостерегал от них римлян (De agricult., 5). В 139 г. до н. э. сенат изгнал из Рима шайку халдеев, но вскоре при трупе одного консула нашли халдейскую грамоту (Plut. Mar. 42). Сулла (Plut. S. 73), Цезарь, Помпей, Красс веровали в халдеев и не гнушались слушать их предсказания. Существовали целые оккультистические школы халдеев. Тиберий на Родосе изучал у некоего Фрасилла Scientiam Chaldaeorum artis (Tac. Ann. VI, 20), но затем в 16 году изгнал халдеев из Рима и запретил распространение астрологических книг. Халдеи имели успех при дворе императоров и у аристократии, а для провинций, после общественных бедствий, они были настоящими бичами, эксплуатируя суеверие, несмотря на протесты таких людей, как Фаворин (у Gell. 14, 1: «Adversus eos, qui Ch. appellantur»).

При таких условиях совершенно забывалось различие халдеев и вавилонян, и даже вообще этнографическое значение термина «халдеи». Последним, кто даёт себе в этом отчёт, был Страбон (16, 765: Βαβυλώνιοι χαί τό των Χαλδαίων έθνος). Впрочем, во время парфян и Сассанидов различие окончательно сгладилось, тем более, что население Вавилонии осложнилось новыми элементами: иранцами, сирийцами, арабами. Смешение культур и синкретизм религий ещё более содействовал усилению теургий. Представители смешанного населения на почве древней культуры, гордясь своим мнимым происхождением от её насадителей, производили впечатление ещё на мусульманских арабов времён Аббасидов. Псевдохалдейская премудрость долго держалась как в Вавилонии (Багдад), так, особенно, в Месопотамии (см. Харран), выставив ряд учёных (особенно Сабит ибн Курра, 826 г.—901 г.) и целую литературу (на арабском языке) якобы переводов с древних вавилонских трактатов и сочинений якобы о вавилонской религии и философии. Эти заведомые фальсификации высоко ценились до более близкого знакомства с подлинной вавилонской литературой.

Блогер и бизнес-тренер Александр Халдей

Александр Халдей известен в современных кругах как человек, которому удаётся практически всё. Он неплохой эксперт-переговорщик, тренер по бизнесу, занимается медиаторской деятельностью, преподаёт, является популярным блогером и публицистом.

В разных источниках данные о месте рождения Александра Халдея не совпадают. Сам он на своей странице Вконтакте в строке образование указал — школа №20 г. Новороссийска. Тогда как в других указано, что он родом из Саратова.

После успешного завершения обучения в средней школе, он поступил в Саратовский институт на экономический факультет, диплом об окончании которого получил в 1986 г. В Новороссийскую школу менеджеров – совместное детище Московского института им. Плеханова и Краснодарского политеха – на должность ведущего специалиста Халдея пригласили в 1989 году.

Затем он был принят на работу в фирму, в основе деятельности которой лежит принцип – сделай сам, иными словами DIY.

Александр имеет двадцатипятилетний опыт руководства в различных структурах бизнеса, а также большой опыт работы в банковской сфере. В своей практике он провёл более пятнадцати тысяч часов переговоров, имеет опыт кросс-культурного общения с учётом особенностей и традиций с представителями различных стран мира.

Перу Александра Халдея принадлежат множество популярных статей и книг, касающихся переговорного процесса и основ менеджмента в плане управления современной организацией. Его можно смело назвать экспертом в области исследований конфликтологии и корпоративного менеджмента. Кроме того, Халдей – опытный политтехнолог и консультант.

Его конёк – короткие и ёмкие репортажи, публикации на экономические темы, журналистские расследования, антифейки.

Жизненное кредо Александра: наивысшая мудрость – умение задать вопрос, на который нет ответа, а наивысшее мужество – это жить после этого.

На вопрос о внуках отвечает в свойственной ему манере: «Надеюсь дожить!».

Главные черты, которые Халдей больше всего ценит в людях – это доброта и честность, а вдохновителями своего творчества он однозначно называет умных людей.

С сентября 2017 г. Александр ведёт свой авторский блог в Интернет-газете «Завтра». Многие пользователи отмечают его неуёмную работоспособность, судя по обилию публикуемых материалов, которые, по общему мнению, написаны настоящим мастером слова.

Среди его известных статей важное место занимает политическая аналитика, где автор рассуждает глубоко логично, опираясь на всем известные и достоверные факты

В его арсенале немало опусов патриотической тематики, которые Халдей умеет превратить в нужный момент в яркий пропагандистский ход. И это особенно привлекает читателей падких на всякого рода сенсации.

Большой отклик во всех слоях общества нашла его публикация «Я не дипломат и потому скажу прямо…», где он пользуясь знанием специфических литературных приёмов, в форме аллегории передаёт национальные черты характера русского народа. Александр Халдей сравнивает свойственную русским прямоту с надписью на столбе: «Не влезай – убьёт!». Этот авторский приём он сам и расшифровывает: предупредили – не поверили – не обижайтесь.

Своим творчеством Александр Халдей заслужил прямо противоположные мнения. Одни считают его «засланным казачком», скрывающимся под разными масками, другие – идущим в бой с открытым забралом.

Ясно одно – своим политическим оппонентам журналист спуску не даёт, отвечая на их колкости своими острыми публицистическими материалами.

История и происхождение

Халдейская община происходит от групп приверженцев Церкви Востока , вступивших в общение с Римско-католической церковью в 16-17 веках. Община возникла после раскола 1552 года . Эти «несторианские» униаты получили название «халдеи» от римской курии , давшей им древнее название халдеи .

Термин халдейский , используемый по отношению к членам халдейской католической церкви, возник в середине 15 века. Ранее оно использовалось по отношению к Церкви Востока , которая, поскольку она отвергла Эфесский собор (431 г.), называлась несторианской .

Ни до, ни после 15 века термин «халдейский» не указывал на предполагаемую этническую связь Церкви Востока с древней южно-вавилонской Халдеей и ее жителями, которая возникла в 9 веке до нашей эры после миграции халдейских племен из левантского региона Урфа. в Северной Месопотамии на юго-восток Месопотамии, и исчез из истории в 6 веке до нашей эры: вместо этого он относился к использованию христианами этой церкви сирийского языка , формы библейского арамейского языка, который был тогда и действительно до 19 века вообще называется халдейским. Халдейские католики произошли от древних общин, живущих на севере Ирака / Месопотамии, некогда известной как Ассирия (с 25 века до нашей эры до 7 века нашей эры). Халдейские католики в основном носят те же фамильные и личные имена, имеют один и тот же генетический профиль, происходят из тех же деревень, поселков и городов в северном Ираке, юго-востоке Турции, северо-востоке Сирии и северо-западе Ирана, что и их соседи других религиозных конфессий. Халдейский Neo-арамейский , ассирийская-арамейский и Surayt / Turoyo языки не идут параллельно, часто связанные религиозные конфессии ( халдейская католическая церковь , Ассирийская Церковь Востока , сирийская Православная Церковь ).

Термин «халдейский» продолжал применяться ко всем, кто принадлежал к церкви восточной традиции, независимо от того, были ли они в общении с Римом или нет . На протяжении 19 века он продолжал использоваться христианами Восточной Сирии, будь то «несторианцы» или католики, и это использование продолжалось и в 20 веке. В 1852 году Джордж Перси Бэджер отличал тех, кого он называл халдеями, от тех, кого он называл несторианами, но только по религии, а не по языку, расе или национальности.

20 век

Согласно отчету ЦРУ по Ираку за 1950 год, халдеи насчитывали 98 000 человек, и это было самое многочисленное христианское меньшинство.

Согласно отчету ЦРУ 1950 года по Ираку, 98 000 халдеев, 30 000 несториан, 25 000 сирийских католиков и 12 000 сирийских православных христиан.

21-го века

В 2019 году Комиссия США по международной религиозной свободе сообщила, что, по данным Иракского христианского фонда, агентства халдейской католической церкви, примерно 80% иракских христиан принадлежали к этой церкви. В своем собственном Докладе о свободе вероисповедания за 2018 год Государственный департамент США назвал халдейских католиков примерно 67% христиан в Ираке. Страновое руководство по Ираку Европейского бюро поддержки убежища от 2019 года содержит ту же информацию, что и Государственный департамент США.

По оценкам католической церкви , в халдейских епархиях Ирака было 150 000 католиков в Архиепископии Багдада (2015 г.), 30 000 — в Архиепархии Арбиль (2012 г.), 22 300 — в епархии Алькош (2012 г.), 18 800 — в епархии. Амадии и Захо (2015), 14 100 в Архиепархии Мосула (2013), 7831 в Архиепископии Киркук (2013), 1372 в епархии Акра (2012), 800 в Архиепархии Басры (2015),

Имя

Название Халдеи является латинизация от греческого Khaldaía ( Χαλδαία ), в эллинизации из аккадского MAT Kaldu или Kašdu . Имя отображается на иврите в Библии как Kaśdim ( כשדים ) и в арамейском как Калдо (????).

Еврейское слово, возможно, встречается в Библии (Бытие 22:22) в имени «Кесед» (כשד), единственной форме слова «Касдим» (כַּשְׂדִּים), что означает халдеи. Кесед идентифицирован как сын Нахора, брата Авраама (и брата Кемуэля, отца Арама), проживающего в Арам-Нахараиме . Еврейский историк Флавий Иосиф (37 — ок. 100) также связывает Арфаксад и Халдею в своих «Иудейских древностях» , заявляя: «Арфаксад назвал арфаксадитов, которых теперь называют халдеями».