Гризодубова валентина степановна

Оглавление

«Закрытая» персона

В послевоенном 1946 году Гризодубову назначили заместителем начальника московского НИИ-17 — головного института авиапромышленности по разработке авиационных средств. Она руководила в нем летно-испытательной базой (ЛИБ), где проводилась апробация экспериментальных образцов и разработок.

Естественно, эти разработки были строго засекречены, поэтому и сама Валентина Степановна превратилась в «закрытую» персону. В начале 1960-х на базе ЛИБ был создан Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), который Валентина Степановна возглавляла до весны 1972 года. А потом она вплоть до 1993 года работала заместителем начальника Института приборостроения.

Умерла Валентина Гризодубова 28 апреля 1993 года из-за внутреннего кровотечения, — в последние годы жизни она страдала язвой желудка.

Современники Валентины Степановны оставили массу упоминаний о том, что она, пользуясь своими обширными знакомствами в высших кругах страны, не раз выступала в защиту людей, угодивших под каток репрессий.

К примеру, Гризодубова в большой мере поспособствовала тому, что Сергея Королева, арестованного и осужденного на 10 лет лагерей, перевели из Магаданской области в Москву, в спецтюрьму НКВД — ЦКБ-29 (так называлась знаменитая «туполевская шарага», работая в которой, Королев принимал участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2), а потом и освободили досрочно в 1944 году.

В архивах Гризодубовой осталась папка, в которой хранятся ее ходатайства за самых разных людей, — их около пяти тысяч. Помогая арестованным и репрессированным, Валентина Степановна, безусловно, сама рисковала невероятно. Но, судя по всему, она никогда не относилась к той породе равнодушных людей, с молчаливого согласия которых, по известному афоризму, существуют на свете и предательство, и убийство…

Примечания

  1. Постановление ЦИК СССР // Известия. — 1936. — 26 декабря (№ 300). — С. 1.
  2. Голованов А. Е. Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного маршала авиации 1941—1945. — М.: Центрополиграф, 2007. — ISBN 978-5-9524-3033-4.
  3. В Хорошёвском районе Москвы, названа в 2004 году (бывший Проектируемый проезд № 5485).
  4. . sch185s.mskobr.ru. Дата обращения: 28 ноября 2019.
  5. Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  6. Чечельницкий Г. А. Летчики на войне: Военно-исторический очерк о боевом пути 15-й воздушной армии (1942—1945). — М.: Воениздат, 1974. — 272 с.

Орденоносная родословная

— А научная работа с
фондами в музее ведется?

— Мы не прекращаем
научно-исследовательскую деятельность. Самое главное, продолжаем копать вглубь
родословную Валентины Степановны и закрываем белые пятна в ее биографии.

Из значительных находок —
уточнение календарной даты рождения Валентины Степановны Гризодубовой.

Дело в том, что во все
советские энциклопедии попала ее дата рождения — 31 декабря 1910 года, но эта
дата никак не сходилась со многими моментами ее жизни и деятельности, особенно
детства и юношества, с другими документами.

Мы обратились в архив ЗАГСа
Харькова и нам выдали две справки: о женитьбе Степана Гризодубова и дне рождения
Валентины. И оказалось, что она родилась 27 апреля 1909 года.

— Как вы думаете,
почему возникло это расхождение в датах?

— Родословную семьи
Гризодубовых восстановил харьковский исследователь Андрей Парамонов. Он
докопался до того момента, когда первый Гризодубов появился в Харьковской
губернии.

Первый из Гризодубовых,
Поликарп, попал сюда из Курской епархии в конце 18 века, его предки были
священниками. И так достаточно долго по мужской линии в роду все были
священниками. Его правнук 40 лет прослужил в Сумах по охране правопорядка. Он не
раз отличался по службе и в 1891 году был награжден орденом Св. Владимира 4-й
степени, что давало право потомственного дворянства, то есть он и его дети
признаны в дворянском достоинстве. Сын Михаила Ивановича — Василий — дед
Валентины Гризодубовой также получил орден Св. Владимира 4-й степени на казенной
службе, то есть как бы подтвердил дворянское достоинство. Но в 1907 году при
венчании Степан скрыл свое дворянское происхождение…

— А зачем это было
скрывать в 1907 году?

— Дело в том, что дворянин не
мог жениться на простой крестьянке, на это надо было испрашивать высочайшее
соизволение у царя. Поэтому он записан в метрической книге как личный почетный
гражданин Харькова. А вот при рождении дочери Валентины родители указаны как
дворяне.

А в 1918 году эта запись о
дворянстве уже стала представлять опасность для дальнейшей жизни в советской
республике. Дабы скрыть вот эту запись, пользуясь неразберихой Гражданской
войны, родители поменяли Валентине дату рождения. Позже эта дата вошла в
энциклопедию. Во всех источниках указан 1910 год. Поэтому Москва 100-летие
Валентины Гризодубовой будет отмечать только в будущем году.

Практически неисследованной
остается послевоенная работа Валентины Степановны в оборонной науке. Известно
только, что в 1946 она — депутат Верховного Совета страны первого созыва. В
послевоенные годы её государственный ум и воля проявляются в новом деле —
организации уникального Научно-исследовательского летно-испытательного центра,
что позволило в короткие сроки создать и оснастить авиацию современными
радиоэлектронными системами, поднять обороноспособность страны на должную
высоту. В 1986 году ее труд был отмечен второй Золотой звездой Героя.

Но Виталий Власко не теряет
надежды:

— Если смогут приехать на
юбилей в Харьков из Москвы ее сослуживцы по НИИ приборостроения и родственники
боевых друзей, может быть, частично удастся приоткрыть эти белые пятна в ее
биографии. Я знаю, что в НИИ была выпущена книга воспоминаний, но в ротапринтном
виде, только «для своих». Мы попросили руководство института предоставить хотя
бы один экземпляр для нашего музея. Кто знает, может, они и привезут нам книгу?
Все-таки большая дата — 100 лет со дня рождения!

источник — Елена Зеленина
28 апреля 2009 г. 

http://timeua.info/280409/grizodubovi.html

Крылья. Валентина Гризодубова 1978
год.

Путь к подвигу

Свой первый самостоятельный полёт Валентина Гризодубова совершила в 14 лет, поднявшись в воздух на планере во время слёта планеристов в Крыму. Но в юности у неё были мечты не только о небе. Девушка окончила музыкальное училище по классу рояля, училась в Харьковском технологическом институте и параллельно в консерватории. Однако небо всё-таки победило. В 1928 году Валентина попала в первый набор Харьковского аэроклуба. Пройдя курс лётной подготовки, Гризодубова оставила институт и поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу Осоавиахима, а потом в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. 

«В начале 1930-х Валентина Гризодубова работала инструктором в Тульском аэроклубе и в лётной школе под Тушино. В 1934-ом она стала лётчиком агитэскадрильи имени Максима Горького. Работая в агитационной авиации, Валентина освоила различные типы самолётов, побывала в самых отдалённых уголках Советского Союза, а также на Памире и в горах Кавказа. Позднее Валентина поступила на службу в Красную армию», — рассказала в беседе с RT методист Музея Победы Ирина Архангельская.

Также по теме


Белая Лилия Сталинграда: каким был боевой путь легендарной советской лётчицы Лидии Литвяк

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной…

Осенью 1937 года Гризодубова побила пять мировых авиационных рекордов среди женщин на легкомоторных самолётах — по скорости на замкнутом маршруте (трижды), а также по высоте и дальности полёта.

24 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой она отправилась в рекордный беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Женский экипаж преодолел за 26 часов 29 минут 6450 км.

Ещё перед вылетом у самолёта возникли проблемы с радиосвязью, но девушки не захотели откладывать старт. В итоге за Уралом связь с экипажем стала прерываться. В условиях сильной облачности лётчицы не увидели Байкала и не смогли вовремя повернуть в сторону Комсомольска-на-Амуре. Сориентировались они, только когда летели уже над Охотским морем. Экипаж повернул самолёт на запад, но до запланированного финиша не хватило горючего.

Гризодубова приняла решение сажать самолёт, не выпуская шасси, прямо на болото в районе реки Амгунь. Для этого манёвра требовалось участие только двух пилотов, поэтому Валентина отдала приказ Марине Расковой прыгать с парашютом — так Валентина могла сохранить жизнь хотя бы одному члену экипажа. Спасательная экспедиция обнаружила Раскову спустя десять дней и уже от неё узнала маршрут движения самолёта. Через несколько часов были спасены и Гризодубова с Осипенко.

За этот рекордный перелёт его участницы были награждены высшими государственными наградами — они стали первыми (и единственными до начала Великой Отечественной войны) женщинами, удостоенными звания Героя Советского Союза. Позже Валентина Гризодубова была избрана депутатом Верховного Совета СССР.

  • Экипаж, в составе которого Гризодубова совершила рекордный полёт в 1938 году
  • РИА Новости

К депутатской деятельности она относилась очень серьёзно, бралась за любые сложные дела и заслужила себе до такой степени высокую репутацию, что отчаявшиеся люди как в последнюю инстанцию писали на два адреса: Сталину и ей. Валентина принимала активное участие в пересмотре обвинительных приговоров многих репрессированных. Именно после обращения к Гризодубовой мать Сергея Королёва смогла добиться смягчения приговора авиаконструктору и его перевода с Колымы в ЦКБ-29 НКВД.

В 1939 году Валентина Гризодубова была назначена на должность начальника Управления международных воздушных линий СССР.

В годы войны

Портрет Валентины Гризодубовой в форме полковника ВВС Источнк: http://www.progressprim.ru

Начало войны потребовало перестройки Управления международных воздушных линий СССР, которое она возглавляла. Гризодубова и лётчики управления стали выполнять особо сложные задания в тылу врага. В 1942 году ей было поручено укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила с предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам.

Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выйти на цель без ошибки. Вот Валентина Степановна на своём личном примере и показывала, как это надо делать.

Особые трудности вызывали полёты к партизанам. Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю.

Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским.

С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (позднее – институт приборостроения) по лётной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах.

Умерла В. С. Гризодубова 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Обложка: https://twitter.com

Куда исчезают личные архивы?

На сегодняшний день
Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых насчитывает более 3000
единиц основного фонда, 6600 научно-вспомогательного и библиотеку — чуть
больше 3000 экземпляров. Для небольшого музея — немало.

Интересно, что фонды музея
продолжают пополняться. Например, сюда недавно поступил архив доцента
Харьковского авиационного института Алексея Степановича Набатова. Его передала
вдова ученого Алла Тимофеевна. Набатов был первым председателем областного
комитета космонавтики. У него собран достаточно большой архив по истории авиации
и авиационной техники.

— Набатов глубоко занимался
изучением жизни и деятельности Юрия Кондратюка, гениального инженера, стоявшего
у истоков отечественной космонавтики, — говорит Виталий Власко. — Алексей
Степанович — автор книги «Крылья ХАИ», а, как вы понимаете, не всегда все
материалы, собранные автором, попадают в книгу, многое остается в «резерве».
Например, в его архиве более полутысячи фотографий. И предстоит еще распознать,
кто на этих фотографиях.

— А почему материалы
Набатова достались вашему музею, а не музею института, в котором он преподавал?

— Первый раз я заикнулся об
архиве Набатова примерно через полгода после его смерти. Алла Тимофеевна тогда
попросила немного подождать. По всей видимости, она ждала, что кто-то придет из
ХАИ, но когда я в очередной раз просто позвонил ей узнать, как ее здоровье, она
пригласила нас за архивом.

Кстати, архив профессора Л. Д.
Арсона, одного из первых преподавателей ХАИ, участника конструкторского
коллектива по созданию первых самолетов «ХАИ», после кончины ученого не попал ни
в музей ХАИ, ни к нам. И где он — никто не знает.

Практически то же самое
произошло с архивом Луки Лукича Балашова. Это — бывший главный конструктор
«Коммунара», которого Сергей Павлович Королев ценил и любил, называя не иначе,
как «брат Лука». Материалы не попали ни в музей ПО «Коммунар», где он проработал
всю свою жизнь, ни к нам. Обидно!

Музей закрыт…

Правда, Мемориальный
музей-квартира семьи Гризодубовых гостей принять не сможет. Расположенный на
первом этаже жилого дома, год назад он пережил пожар. Фонды музея, к счастью,
огонь не затронул, но мемориальная квартира сильно пострадала при тушении пожара
– была залита водой.

В здании по ул. Мироносицкой,
54-б, квартира 2, музей существует уже почти 40 лет. Несколько раз он менял
статус и, наконец, в 1999 году стал коммунальной собственностью Харькова.

Как рассказал директор музея
Виталий Власко, когда возникла проблема со средствами на ликвидацию последствий
пожара, запрошенная строителями сумма была выделена сессией горсовета.

— Все бы хорошо, но беда в том,
что деньги, которые были выделены в минувшем году, закончились в октябре, новые
же обещали — только в этом. Естественно, что был большой простой, и к юбилейным
датам ремонтники не успевают, — рассказывает Виталий Евгеньевич.

По оценкам Виталия Власко,
аутентичность помещения квартиры Гризодубовых полностью восстановить уже
не удастся. А о восстановлении экспозиции речь можно будет вести только
во второй половине этого года и начале следующего. Два года музей закрыт
и посетителей принимать не сможет.

Читатели постарше помнят, что
Валентине Гризодубовой как дважды Герою в советское время полагался прижизненный
памятник на родине. Указ о присвоении звания вышел в 1986 году. Харьковский
горсовет вскоре принял решение об установке памятника. Скульптор изготовил
первый проект, поехал в Москву. Валентина Степановна дверь открыла:

— Кто такой?

— Скульптор…

— Иди отсюда! — возмутилась
прославленная летчица. Пафоса она терпеть не могла.

Потом, естественно, был звонок
из Харькова, и она скульптора хорошо приняла, чаем угостила. Проект ей, в
общем-то, понравился. Но Валентина Степановна высказала сомнение: хорошо ли
человеку при жизни памятники ставить? Так и сказала: почти все, кому поставили,
сразу поумирали…

Проект памятника все же был
утвержден, и деньги выделены, но тут вышел указ М. С. Горбачева о том, что при
жизни памятники никому ставить не надо. И это дело заглохло. А после смерти
Гризодубовой в 1993 году Союза ССР уже не было, прежние герои стали
неактуальными. Даже скульптор уехал за границу. Но вот если бы сегодня объявили
конкурс, полагает директор музея, то желающие участвовать в нем уже есть. Это
несколько харьковских скульпторов и архитекторов, включая харьковского
«Церетели» — Сейфаддина Гурбанова. Но конкурс не объявляют — денег нет.

С папой в полёт

Валя родилась в семье изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова 27 апреля 1909 года (хотя официально датой рождения героини указано 31 января 1910 года)

Уже в 2,5 года она совершила свой первый полёт на папином аэроплане, привязанная к отцу ремнями. В возрасте 14 лет участвовала в слёте планеристов в Коктебеле. Окончив среднюю школу, Валентина поступила в Харьковский технологический институт, а параллельно была зачислена в консерваторию. Наверное, это был самый подходящий набор учебных заведений для будущей лётчицы, но в ноябре 1928 года открыл свой первый набор Харьковский центральный аэроклуб. Этот клуб 19-летняя лётчица оканчивает за три месяца, оставляет институт и поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году Гризодубова уже учится в Пензенской школе лётчиков-инструкторов.

С 1930 по 1937 годы девушка работала лётчиком-инструктором сначала в Туле, а затем в Москве. Валентина облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. В одном лишь 1937 году Гризодубова установила пять мировых рекордов на лёгкомоторных самолётах.

Советско-германская война

С марта 1942 года участвовала в германо-советской войне . Ее назначили командиром 101-го полка дальней авиации , сформированного в мае 1942 года и состоявшего примерно из трехсот человек: летчиков, штурманов, инженеров и наземного вспомогательного персонала. Ее подразделение было оснащено транспортным самолетом Лисунов Ли-2 ( Douglas DC-3, построенным по лицензии) с пилотами, призванными из Гражданского воздушного флота.

Экипаж Ли-2 Гризодубовой состоял из шести летчиков : летчика, второго пилота , штурмана , летчика, радиста и стрелка . Первоначально перед подразделением стояла задача бомбить войска противника, вылетать к партизанам и — в июне 1942 года — обеспечивать снабжение блокадного Ленинграда . Впоследствии 101-му дальнему бомбардировочному авиаполку было приказано бомбить части вермахта , прорвавшие Брянский и Юго-Западный фронты и направлявшиеся на Воронеж . Гризодубова вела свой полк почти каждую ночь, преодолевая сильную зенитную оборону и ночные истребители люфтваффе в Курске , Орле и Льгове .

В сентябре 1942 года 101-й авиаполк дальней авиации был передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Отряд совершил более 1850 боевых вылетов в районы, удерживаемые партизанами, доставив около 1500 тонн оружия и боеприпасов и сотни тонн радиооборудования, печатных станков, пленочных фотоаппаратов и материалов для чтения для советских партизанских лидеров. Полк эвакуировал 2500 раненых партизан и бездомных детей-сирот. Однако плохие взлетно-посадочные полосы и истребители противника были постоянной угрозой для Ли-2 и их экипажей. По инициативе Гризодубовой к марту 1943 года партизаны построили на правом берегу Днепра усовершенствованную взлетно-посадочную полосу , где днем ​​можно было припарковать до десятка самолетов. 27 мая 1944 года ее полку было присвоено почетное звание Красносельский за участие в прорыве блокады Ленинграда. К моменту отзыва Гризодубовой в Москву в июне 1944 года она совершила около 200 боевых вылетов. Через два месяца, 30 августа, 101-й полк дальней авиации был награжден орденом Красного Знамени, а затем и почетным званием «Гвардейский».

В небе с двухлетнего возраста

Родилась Валентина в Харькове 27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1909 года, — эту дату установили сотрудники харьковского музея Гризодубовых; по другим данным, она появилась на свет в ночь на 1 января 1910-го.

Дед девочки, Василий Михайлович, потомственный дворянин, служил в канцелярии предводителя дворянства Сумского уезда, позднее — в харьковской казенной палате. А отец Вали, Степан Васильевич, окончив Харьковское железнодорожное училище, стал работать механиком на паровозостроительном заводе. Помимо этого, он всерьез увлекался конструированием летательных аппаратов.

Еще до рождения дочери Степан Васильевич пытался построить копию самолета братьев Райт, — и в 1912 году сумел создать аппарат, успешно поднявшийся в воздух. А когда маленькой Вале было чуть больше двух лет, отец, отправляясь в полет на очередном самостоятельно сооруженном самолете, взял с собой девочку, привязав ее к себе ремнями…

Позднее, в 1919—1920 гг Степан Гризодубов руководил мастерскими Харьковского авиапарка, а с середины 1920-х возглавлял секцию планерного спорта Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Неудивительно, что детство и юность его дочери оказались накрепко связаны с авиацией.

В 14-летнем возрасте Валя вместе с отцом отправилась в Коктебель на слет планеристов, встретившись там со знаменитым Константином Арцеуловым (внук художника Ивана Айвазовского, летчик Арцеулов в годы Первой мировой войны совершил свыше 200 разведывательных и боевых вылетов).

Тут же, в Коктебеле, Валентина провела свой первый самостоятельный полет. И тогда же состоялась ее первая встреча с 18-летним Сергеем Королевым. Обстоятельства знакомства запомнились обоим надолго: Сергей, озорничая совершенно по-мальчишески, попытался дернуть Валю за косу, но та в ответ залепила ему увесистую затрещину.

Увековечение памяти[править | править код]

Россияправить | править код

Памятник на Новодевичьем кладбище Москвы

  • Улицы Гризодубовой есть в Москве, Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, Якутске, Шарье (Костромская область), Грязях (Липецкая область), посёлке Петряевке (Нижегородская область), Ленинск-Кузнецке (Кемеровская область), Черемхово (Иркутской области).
  • В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Фёдора Викулова.
  • В Пензе, возле здания ДОСААФ (ул. Коммунистическая, 30) 31 октября 2018 года открыт бюст В. С. Гризодубовой, скульптор Салават Щербаков.
  • В селе Имени Полины Осипенко (Хабаровский край) 2 июня 2016 года установлена мемориальная доска В. С. Гризодубовой.
  • Школа № 185 города Москвы носит имя Валентины Степановны Гризодубовой. В школе открыт музей Валентины Степановны Гризодубовой.
  • В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.
  • В Кургане установлена мемориальная доска по адресу ул. Гризодубовой, 2б.
  • Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Лётные испытания и производство», расположенное в Жуковском.
  • Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознамённому военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.
  • В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.
  • 24 сентября 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелёта на самолёте по маршруту Москва — Дальний Восток, в селе Имени Полины Осипенко (Хабаровский край), на пересечении улиц Амгуньская и Школьная, открыт обелиск в честь женского экипажа — гранитное крыло, устремлённое в небо.
  • 24 апреля 2020 года у самолёта АН-12 ермолинского аэродрома (Калужская область, Боровский район) был установлен памятник лётчице Валентине Гризодубовой.

Украинаправить | править код

  • Улица и переулок Гризодубовой есть в Мелитополе, также улицы Гризодубовой есть в Снежном, Запорожье, Черкассах, Сумах, Кривом Роге, Луцке, Донецке, Белой Церкви, Макеевке, Харькове и Мариуполе.
  • Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.
  • Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили — ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.