Магические танцы кенгуру. история масок от эллинских культов и индейских шаманов до pussy riot и anonymous

Оглавление

Шалва Никвашвили

  • instagram.com/shalvanikvashvili

  • instagram.com/shalvanikvashvili

Художник с грузинскими корнями Шалва Никвашвили делает маски из всего. То есть буквально: в ход идут обрезки тканей и винтажные украшения, пластик и капроновые колготки, макароны и овощи, телефоны-раскладушки и окурки. Это не всегда выглядит эстетично, скорее провокативно, но у художника как раз нет задачи «украшать»: «За каждой маской — своя история, свое воспоминание. В процессе работы у меня возникает ощущение, что я будто бы помечаю воспоминание ярлыком и кладу его на нужную полку в музейном хранилище. Мои маски дают мне уверенность, что я могу поднимать любую тему, обращаясь к людям. Ведь, надевая маску, я как будто меняю свое лицо. Если человеку нельзя о чем-то говорить, то маске — можно», — Шалва о своей работе.

Правила макияжа в греческом стиле

Афина, Пенелопа, Афродита, Ариадна — выбирайте пример для подражания среди наиболее близких вам по характеру и образу героинь греческой мифологии. А при подготовке макияжа следуйте нашим советам.

Тон лица и контуринг

У греческих девушек, как правило, от природы смуглая кожа, чего не скажешь о большинстве жительниц России. Если у вас фарфоровая или бледная кожа, не пытайтесь исправить это с помощью темного тонального крема. Лучше посмотрите наш видеоурок, как сделать лицо загорелым другими средствами макияжа.

Чтобы лицо выглядело аристократично точеным, как у античных статуй, посмотрите еще один видеоурок, посвященный основам скульптурирования.

Брови

В греческом макияже брови должны быть заметными — густые и широкие только приветствуются. Сделайте их чуть ярче с помощью карандаша и закрепите прозрачным гелем для бровей.

Но при этом брови должны выглядеть естественно, поэтому если от природы они у вас тонкие и светлые, не стоит пускать в ход темный маркер: лучше слегка подкрасить волоски оттеночным гелем.

Глаза

Для греческого макияжа отлично подходят оттенки «драгоценной» гаммы — золотые, медные, бронзовые, серебристые. При этом мейкап глаз должен оставаться нежным, поэтому слишком темные смоки под запретом. А вот легкая теплая дымка только украсит образ: отдайте предпочтение сияющим текстурам. Ниже — несколько удачных примеров для серых, голубых, зеленых и карих глаз.

Кстати, дополнить мейкап в греческом стиле можно и красивыми необычными стрелками, но такой образ точно будет выпадать из категории «на каждый день». А вот для Хэллоуина или тематической вечеринки подойдет как нельзя лучше.

Губы

Греческий макияж — тот случай, когда классическая алая или ярко-розовая помада могут испортить все дело. Создавая мейкап в греческом стиле, остановите выбор на спокойных оттенках коричневой гаммы или на палитре nude.

Происхождение

Панорамный вид на античный театр в Эпидавре .

Древние греки ценили силу устного слова, и это был их основной метод общения и рассказывания историй. Бан и Бан пишут: «Для греков устное слово было живым и бесконечно предпочтительным по сравнению с мертвыми символами письменного языка». Сам Сократ считал, что как только что-то записано, оно теряет способность к изменению и росту. По этим причинам, среди многих других, в Греции процветало устное рассказывание историй.

Греческая трагедия в том виде, в каком мы ее знаем, была создана в Афинах примерно в 532 году до нашей эры, когда Феспис был самым ранним из известных актеров. Будучи победителем первого театрального конкурса, проведенного в Афинах, он был экзархоном или лидером дифирамбов, исполняемых в Аттике и ее окрестностях, особенно в сельской Дионисии . Ко времени Фесписа дифирамб ушел далеко от своих культовых корней. Под влиянием героического эпоса, дорической хоровой лирики и нововведений поэта Ариона он стал повествовательным, балладоподобным жанром

Из-за этого Фесписа часто называют «отцом трагедии»; однако его важность оспаривается, и Феспис иногда упоминается как 16-е место в хронологическом порядке греческих трагиков; государственному деятелю Солону , например, приписывают создание стихов, в которых персонажи говорят собственным голосом, а устное исполнение гомеровских эпосов рапсодом было популярно на фестивалях до 534 г. до н

э. Таким образом, истинный вклад Тесписа в драму в лучшем случае неясен, но его имя было продлено на английском языке как общий термин для исполнителя, то есть «актер».

Драматические представления были важны для афинян — об этом свидетельствует создание конкурса и фестиваля трагедий в Городе Дионисии. Возможно, это было организовано для того, чтобы укрепить лояльность среди племен Аттики (недавно созданной Клисфеном ). Фестиваль был создан примерно в 508 году до нашей эры. Хотя не существует драматических текстов шестого века до нашей эры, мы знаем имена трех конкурентов, помимо Фесписа: Херила, Пратина и Фриниха . Каждому из них приписывают различные инновации в этой области.

Некоторые сведения о Фринихе. Он выиграл свое первое соревнование между 511 г. и 508 г. до н.э. Он создавал трагедии на темы и сюжеты, которые позже использовались в золотой век, такие как Данаиды , Финикийские женщины и Алкестида . Он был первым известным нам поэтом, использовавшим историческую тему — его « Падение Милета» , написанное в 493–494 годах, повествовало о судьбе города Милета после его завоевания персами. Геродот сообщает, что «афиняне выразили свою глубокую скорбь по поводу взятия Милета разными способами, но особенно в этом: когда Фриних написал пьесу под названием« Падение Милета »и поставил ее, весь театр заплакал; они оштрафовали. Фриниху тысячу драхм за то, что он напомнил о бедствии, которое затронуло их лично и навсегда запретило исполнение этой пьесы ». Также считается, что он первым использовал женские персонажи (но не исполнительницы женского пола).

До эллинистического периода все трагедии были уникальными пьесами, написанными в честь Диониса и сыгранными только один раз, так что сегодня у нас есть прежде всего пьесы, которые все еще достаточно хорошо помнят, чтобы их можно было повторить, когда повторение старых трагедий стало модным (случайности выживание, а также субъективные вкусы эллинистических библиотекарей в более поздней истории Греции также сыграли роль в том, что уцелело от этого периода).

История возникновения

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок.

Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

Средние века: философские карнавалы

Маска оказалась слишком нужным концептом, поэтому даже средневековое христианство не смогло отринуть ее как языческий пережиток. Напротив, она обрела новые значения и вписалась в новую религиозную культуру, став легитимной.

Католическая церковь поставила маску на службу идеологии и проповедовала идею превосходства души над грешным телом. Маска символизировала низость инстинктов и была ключом к раскаянию — в пенитенциарной системе появились пыточные маски инквизиции, маски «позора». Так церковь вынесла маску в область страшного как бывшую языческую атрибутику.

Второй пласт — это народный ответ церкви. Простолюдины не всегда были согласны с религиозными догмами и искали площадку, на которой можно высказаться. Культуролог Михаил Бахтин такой площадкой называл средневековые карнавалы и рыночно-ярмарочные развлечения. Балаганная, шутовская культура в форме народного театра размышляла о фундаментальных вещах — что такое любовь, смерть, добро.

Церковь опасалась шутов, подрывавших единство паствы. Но сколько бы осуждающих текстов и законов она ни выпустила, балаганы никуда не делись. В народной культуре содержался архетип трикстера — шута, которые присутствовал во многих языческих верованиях. Трикстер играл с богами и любил злой юмор, тем же занимались и в народном театре.

Дионисия


Фестиваль Дионисия. Фото: greekerthanthegreeks.com.

Происхождение театра в Древней Греции можно проследить до Большого фестиваля в Афинах, известного как Дионисия. Этот праздник проводился в честь Диониса, греческого бога урожая винограда, вина и плодородия. Это был второй по значимости фестиваль в Древней Греции после Панатинаикоса, на котором проводились игры. Дионисия состояла из двух связанных фестивалей, сельского Дионисия и городского Дионисия. Сельская Дионисия проводилась зимой, и её центральным событием было помпейское шествие. Городская Дионисия проводилась в марте и апреле, скорее всего, чтобы отпраздновать окончание зимы и сбор урожая в этом году, где центральным событием стали драматические представления. Жанры трагедии, комедии и сатиры, как говорят, развились на этом фестивале. Таким образом, современный западный театр можно проследить до театра в Древней Греции.


Парад «Комус», который начинал основную часть Городской Дионисии. Картина Лоуренса Алма-Тадемы «Посвящение Бахусу» (1889). Фото: literatureandhistory.com.

Костюм Домино

Домино – это длинный плащ-накидка с большим капюшоном.

Прихотью моды и настойчивостью французов, чёрный плащ-мантия монахов доминиканского ордена стал в XVI веке самой любимой одеждой. Ну а предприимчивые венецианцы быстро оценили все удобства такого плаща. Очень часто его использовали в костюме священника, чтобы высмеять религиозных деятелей, нечистых на руку.

В настоящее время он подбивается яркой подкладкой и является частью элегантного карнавального женского костюма.

Надо ещё отметить, что с плащом «DOMINO» уместна любая маска.

В 16 веке среди венецианцев становится популярным костюм «Домино» (итал. domino, от лат. dominus — господин), в виде длинного плаща с рукавами и капюшоном, подобный монашескому, и непременный атрибут — маску. Домино, как костюм — плащ с капюшоном, имеет два значения: 1)зимняя одежда католического духовенства; 2) маскарадный костюм, а также человек, одетый в такой костюм.

Кстати, с этим костюмом связан довольно интересный факт. Французский писатель Франсуа Рабле, который много писал о карнавальных традициях, умирая, заставил переодеть себя в костюм «домино». Свое странное желание он обосновал словами Священного писания: «Beati qui in Domino moriuntur», что дословно означает «блаженны умирающие в Боге». Но Ф.Рабле подменил истинное в этом контексте значение слова «домино» — карнавальным.

 И напоследок хочется сказать, что и в комедии дель арте, и во французских балаганах, и в цирке костюмом «домино» называют разноцветное трико в шашечку, ромбик или кружочек. В такие костюмы »домино» одевались бродячие клоуны, арлекины и шуты. 

(Материалы из ВИКИПЕДИИ)

Моретта

Самая загадочная, самая романтичная маска  «SERVETTA MUTA» (немая служанка), но более привычное название — «МORETTA» (Моретта, смуглянка).

А в народе её называли «ОТРАДА МУЖЕЙ», так как на месте рта у маски изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, — по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное… молчаливыми.

 Это был овал чёрного бархата. Название, скорее всего, происходит от «мавр», который в венецианском значит чёрный цвет. Этот чёрный великолепно подчёркивал благородную бледность лица и красный венецианский цвет волос. Недаром эту маску так любили дамы высшего сословия.

Маска новолуния, маска обманчивой женской покорности и затаенного мужского страха. Маска молчаливой менады из мягкой кожи или бархата. Маска Гекаты. Маска ночной стреги, которая  вечную Диану-девственницу могла превратить в алчную черную Венеру

 Таинственная незнакомка, скрывающая свои лицо и голос… Возможность общаться  только жестами…  Загадочность и обольщение…

В наши дни маску моретты делают только на заказ. В магазинчиках, торгующих масками «маску молчания» не сыскать.

Символизм масок

Маска отождествляется с человеком, божеством или животным. Цвет имеет значение. Черные маски распространены повсеместно: в Африке цвет ассоциируется с жизнью. Белые маски – атрибут траура.

Деревянные изображения женщин демонстрируют представление африканцев об идеале красоты – миндалевидные глаза, маленький подбородок, длинные ресницы. Прослеживаются следы портретного сходства: погребальные маски женщин, умерших в молодости, миловидны и дополнены следами слез.

Налобная маска в виде антилопы олицетворяет божество Чивару – покровителя сельского хозяйства. В Африке распространены изображения обезьяны. Животное считается образцом для подражания, так как ему свойственны физическая ловкость и гибкий ум.

Маска зверя с негативными качествами призывает человека контролировать слабости. Маски с гиеной используются в воспитательных обрядах для мальчиков. Надевая маску, юноша подавляет в себе пороки гиены – глупость, жадность и прожорливость.

Сочетание человеческих и звериных черт в 1 изделии нацелено на обретение животной силы и смелости. В племени сенуфо маски представителей власти снабжены символами угрозы — рогами антилопы и зубами крокодила.

ссылки

  1. Древняя Греция (с / ф). Древнегреческий театр. Взято с Ancientgreece.com.
  2. Картрайт, М. (2016, 14 июля). Древнегреческий театр. Взято с Ancient.eu.
  3. Грин, Дж. Р. (2013). Театр в древнегреческом обществе. Лондон: Routledge.
  4. Энциклопедия Британника. (2018 г., 8 февраля). Thespis. Взято с britannica.com.
  5. Афинский городской школьный округ. (с / ф). Элементы греческого театра. Взято с сайта athenscsd.org.
  6. Таплин О. и Платнауэр М. (2018, 27 сентября). Аристофан. Взято с britannica.com.
  7. Древняя литература. (с / ф). Древняя Греция — Менандр. Взято из древнерусской литературы.
  8. Биография и жизнь. (с / ф). Эсхил. Взято с biografiasyvidas.com.
  9. Китто, доктор философии и Таплин О. (2018, 09 февраля). Еврипид. Взято с britannica.com.
  10. Биография и жизнь. (с / ф). Софокл. Взято с biografiasyvidas.com.

Создание маски — экскурсия в творческий процесс.

Предисловие. Эта статья — экскурсия в мастерскую, в процесс, в этапы создания от чистого листа до воплощения. Рассказ о том, как появляются мои работы, как и что делают руки, как из маленького эскиза, из почеркушек, заметок на полях, зыбких образов и большого желания — рождаются маски. Часть первая — эскизная. Всегда по разному. Иногда множество листов в карандаше, иногда два три и уже видно что и как, иногда подробный, с удовольствием прорисованный в деталях, а бывает что и вовсе не требуется эскизов, в этом случаее моё воображение удерживает законченную работу на протяжении всех этапов. Одним словом, никаких ограничений!

После окончателтьного определения со всеми деталями, нюансами, размерами — подготовка планшета, материалов, кистей, красок, клеёв, лаков, патин, бумаги..и.т.д и т.п.

Часть вторая — скульптурная. Трудоёмкий и очень важный этап, потому что от формы многое завит, тем более, когда эскиз подробный, чёткий, и отступать от него не хотелось бы. Необходимо слепить форму с учётом всех высот, углублений, учесть гладкости и неровности, +- просчитать на сколько увеличиться тот или иной участок. Да, тут только опыт, сын ошибок трудных…

Вот форма готова, теперь можно переходить к следующему этапу.

Часть третья — бумажно-клеевая.

Папье-маше. Самое простое, самое классическое. Итальянцы (венецианские), когда создают тираж, поступают чуть иначе, используют гипсовые формы. Я работаю без тиража, поэтому каждый раз форма и образ новые. А технология маширования всё та же, самая надёжная. Каждый кусочек бумаги наклеевается отдельно, никакой пасты, и заменителей. Мой опыт показал, что так исключается деформация в последствии, она конечно неизбежна, но минимальна.

Далее сушка. Доклейка, сушка ещё раз, уже длительная. И теперь можно шлифовать. Это трудоёмкий процесс, и требует физических усилий, конечно. Только в ручную!

После шлифовки, на места которые требуют большей гладкости наносится шпатлёвка, сушиться и шлифуется вновь.

Теперь можно приступать к мелкой деталировке, или переходить к следующему этапу.

Часть четвёртая — грунтовая.

Пропитки и грунты — это очень важно. Под краски, в зависимости от идеи

Нанести, просушить, шлифовка, опять грунт, сушка, шлифовка…. о, да.. столько, сколько потребуется.

Часть пятая — живописная.

Теперь живопись. Эта маска темперно-акварельная. С подробным эскизом работать удобно. Но кое-что я заменила, в процессе стало видно, что одна часть головного убора вылетает, и смотрится как-то вяло. Лишнее убрала, кое-что добавила. Гамма стала — активнее, насыщеннее. + патины под старое стёртое золото, + тонировки.

После основных тонов, деталировок, патинирования и имитаций перехожу к самой мелкой живописи и доработкам.

Часть шестая — оборотная.

Завершающий этап. И там же и шлифовка , крепления и подпись, пропитка, сушка, шлифовка, грунтовка, сушка, тонирование, сушка, шлифовка и наконец лакировка с двух сторон. Возможны сочетания лаков, в зависимости от идеи.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ -ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.

100% готовность. Вот она.

дальнейшее чтение

  • Бошер, Кэтрин Г. 2021. Греческий театр в Древней Сицилии . Издательство Кембриджского университета.
  • Бакхэм, Филип Вентворт, Театр греков , Лондон, 1827 год.
  • Дэвидсон, Дж. А., Литература и грамотность в Древней Греции, Часть 1 , Феникс , 16, 1962, стр. 141–56.
  • Дэвидсон, Дж. А., Писистрат и Гомер , ТАПА , 86, 1955, стр. 1–21.
  • Иначе, Джеральд Ф.
    • Поэтика Аристотеля: аргумент , Кембридж, Массачусетс, 1967.
    • Истоки и ранние формы греческой трагедии , Кембридж, Массачусетс, 1965.
    • Происхождение ΓΩΙΔΙΑ , Гермес 85, 1957, стр. 17–46.
  • Фоли, Хелен, Женские действия в греческой трагедии , Принстон: Издательство Принстонского университета 2001.
  • Фройнд, Филипп, Рождение театра , Лондон: Питер Оуэн, 2003. ISBN  0-7206-1170-9
  • Хей, А.Е. , Аттический театр , 1907 год.
  • Суровый, Филип Уэйли, Справочник по классической драме , Стэнфордский университет, Калифорния, Stanford University Press ; Лондон, Х. Милфорд, Oxford University Press, 1944.
  • Лески, А. Греческая трагедия , пер. HA, Франкфурт, Лондон и Нью-Йорк, 1965 год.
  • Лей, Грэм. Краткое введение в древнегреческий театр. Чикагский университет , Чикаго: 2006 г.
  • Лей, Грэм. Актерская греческая трагедия. Университет Эксетер-Пресс , Эксетер: 2015 г.
  • Loscalzo, Donato, Il pubblico a teatro nella Grecia antica , Рома, 2008 г.
  • Макдональд, Марианна, Уолтон, Дж. Майкл (редакторы), Кембриджский компаньон греческого и римского театра , Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2007. ISBN  0-521-83456-2
  • МакКлюр, Лаура. Говорят как женщина: речь и пол в афинской драме , Принстон: Princeton University Press, 1999.
  • Моултон, Ричард Грин , Древняя классическая драма; исследование эволюции литературы, предназначенное для читателей на английском языке и в оригинале , Oxford, The Clarendon Press , 1890.
  • Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес
    • Дифирамб, трагедия и комедия , Оксфорд, 1927.
    • Театр Диониса в Афинах , Оксфорд, 1946 год.
    • Драматические фестивали Афин , Оксфорд, 1953.
  • Рабинович, Нэнси Соркин (2008). Греческая трагедия . Молден, Массачусетс: издательство Blackwell Publishers . ISBN 978-1-4051-2160-6.
  • Росс, Стюарт. Греческий театр. Wayland Press, Хоув: 1996
  • Шлегель, Август Вильгельм , Лекции по драматическому искусству и литературе , Женева 1809.
  • Sourvinou-Inwood, Christiane, Tragedy and Athenian Religion , Oxford: University Press, 2003.
  • Уайлс, Дэвид. Греческое театральное представление: введение. Издательство Кембриджского университета, Кембридж: 2000
  • Уайлс, Дэвид. Маски Менандра: знак и значение в греческом и римском представлении , Кембридж, 1991.
  • Уайлс, Дэвид. Маска и перформанс в греческой трагедии: от античного фестиваля до современных экспериментов , Кембридж, 1997.
  • Циммерман Б. Греческая трагедия: введение , пер. Т. Мариер, Балтимор, 1991.

У девушек

Для девушек татуировки с маской могут приобретать несколько иную символику. Здесь уже более актуально говорить не о защите под маской, а о двойственности натуры. Ведь каждая женщина считает себя актрисой и театральные маски в виде тату могут подчеркивать это. Стоит отметить, что именно у женщин часто встречается не одно изображение, а несколько масок вместе. Нередко встречаются маски с венецианских карнавалов.

Двойные варианты, когда изображена грустная и веселая маска одновременно, показывает переменчивость жизни. Это тату говорит, что в жизни случаются как черные, так и белые полосы. Они более присущи сильным людям, которые готовы к любым испытаниям судьбы.

Новые изобретения классического периода

Театр Пергама , один из самых крутых театров в мире, вмещает 10 000 человек и был построен в 3 веке до нашей эры.

Театр Диониса, Афины, Греция. Архивы Бруклинского музея, Архивная коллекция Goodyear

После Великого разрушения Афин по Персидской империи в 480 году до нашей эры, город Агиос Прокопий и акрополя были восстановлены, и театр стал формализованы и еще большая часть афинской культуры и гражданской гордости. Этот век обычно считается золотым веком греческой драмы. Центральным элементом ежегодной Дионисии, которая проходила один раз зимой и один раз весной, было соревнование трех трагических драматургов в Театре Диониса . Каждый представил три трагедии, а также пьесу сатиров (комическая, пародийная версия мифологического сюжета). Начиная с первого конкурса в 486 г. до н.э. каждый драматург представил комедию. Аристотель утверждал, что Эсхил добавил второго действующего лица ( дейтерагониста ), а Софокл представил третьего ( тритагониста ). Судя по всему, греческие драматурги никогда не использовали более трех актеров, основываясь на том, что известно о греческом театре.

Трагедия и комедия рассматривались как совершенно разные жанры, и ни одна пьеса никогда не объединяла аспекты этих двух. Пьесы «Сатир» затрагивают мифологический сюжет трагедий, но в чисто комедийной манере.