«начало парламентской истории»: как создавалась государственная дума российской империи

Оглавление

Мятежный броненосец

За полгода до созыва 1 Государственной думы, 27 июня 1905 года, случился бунт матросов линкора «Потемкин». Причина — гнилое мясо, которым кормили моряков. Капитан судна приказал расстрелять бунтовщиков, но команда отказалась выполнить приказ, бунт продолжился, в результате которого мятежники убили восемнадцать офицеров вместе с капитаном и создали судовой комитет во главе с Афанасием Матушенко.

Мятеж, начавшийся на броненосце, быстро распространился и вскоре охватил войска армии и флота, поразил промышленные города России. В октябре стачку объявили железнодорожники, парализовав транспортное сообщение всей страны. Началось всеобщее массовое революционное движение, вошедшее в историю государства как Первая октябрьская революция 1905-1907 годов.

Вот что написал первый министр правительства Сергей Витте в обращении от 22 октября 1905 года к Николаю II:

По мнению Витте, у правительства было два пути: либо возглавить народное движение «За свободу» и предложить политические реформы, либо подавить мятеж, а репрессии ничего, кроме кровопролития, не принесут и вряд ли решат проблемы, возникшие в управлении государством. Дальше последовали события, окончательной определившие необходимость создания первой Госдумы.

Роспуск

6 (19) июля 1906 вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). 8 июля последовал указ о роспуске Государственной думы, этот шаг в манифесте от 9 июля объяснялся так:

Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населенно.

Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям.

Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение народного быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве.

В манифесте также было объявлено о проведении новых выборов по тем же правилам, что и в I Государственную думу.

9 июля пришедшие на заседание депутаты нашли двери в Таврический дворец запертыми и прибитый рядом на столбе манифест о роспуске думы. Часть их — 180 человек — в основном кадеты, трудовики и социал-демократы, собравшись в Выборге (как ближайшем к Петербургу городе Княжества Финляндского), приняли воззвание «Народу от народных представителей» (Выборгское воззвание). В нём говорилось о том, что правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. Выборгское воззвание призывало поэтому к гражданскому неповиновению — отказу платить налоги и поступать на службу в армии. К неповиновению властям опубликование воззвания не привело, а все его подписавшие были приговорены к трём месяцем заключения и лишены избирательных прав, то есть не могли в дальнейшем стать депутатами Государственной думы.

Литература:

  • Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. — М.: Советская энциклопедия, 1963. — С. 610-619;
  • Витенберг Б.М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.)и другие. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 611-612;
  • Малышева О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — С.209-211.

Лиха беда — начало

Открытие первого заседания состоялось 27 апреля 1906 года в Георгиевском зале Таврического дворца, в Санкт-Петербурге.

Свою деятельность 1 Государственная дума начала с избрания председателя.

Избранником стал известный общественный деятель, правовед, профессор Московского университета, представитель социологического подхода к формированию законов — Сергей Андреевич Муромцев.

Председатель 1 Государственной думы был избран от партии большинства — кадетов.

Комиссии Думы обсуждали различные законопроекты, в том числе об отмене смертной казни, о правах и свободах граждан, о неприкосновенности личности.

Но центральным законопроектом для депутатов 1 Государственной думы 1906 года был аграрный вопрос.

Первыми идею нового законопроекта по аграрному вопросу выдвинули кадеты, под ним подписались 42 депутата, поэтому он получил название «проект 42-х». По нему предлагалось дополнительное формирование наделов земель для крестьянских хозяйств из фондов казенных, церковных, удельных и других земель не частного пользования; также предлагалось частичное выделение земель помещиков за «справедливый» выкуп по объективной оценке.

Трудовики предложили «проект 104-х», который требовал отчуждения помещичьих земель и из частных владений по «трудовой норме»: все земли, которые превышали эту норму, подлежали изъятию в общенародный фонд, своеобразное уравнительное землепользование.

Страсти разгорались нешуточные. Вплоть до того, что 7 июня правительство приняло решение о необходимости роспуска Госдумы в случае «раскачивания» аграрного вопроса и нагнетания напряженности вокруг его решения.

В ответ на это 8 июня 1906 года были обнародованы взгляды эсеров в проекте «Основного земельного закона» от 33 депутатов. Согласно предложенному законопроекту, полностью уничтожалась частная собственность на землю и проводилась социализация земли, которая становилась общенародным достоянием.

Этот «проект 33-х» вел государство к настоящей войне за землю, к «черному переделу», поэтому депутаты Первой государственной думы отказались его обсуждать.

20 июня правительство выступило в Думе с категорическим высказыванием о сохранении и неприкосновенности частной собственности на землю.

За 72 дня деятельности депутатам удалось одобрить всего два законопроекта: об отмене смертной казни (законопроект приняли, хотя он и был инициирован с нарушением процедуры) и о выделении 15 млн рублей для оказания помощи пострадавшим хозяйствам от неурожая (этот законопроект был внесен на рассмотрение правительством).

По всем другим проектам разворачивалась ожесточенная борьба и споры между партиями и фракциями за первенство, поэтому до постатейного обсуждения законопроектов дело так и не дошло. Дополнительным фоном к борьбе за власть в Госдуме в стране происходили крестьянские волнения.

Указом от 8 июля Государственная дума была распущена, Манифестом от 9 июля 1906 года роспуск законодательного органа был аргументирован тем, что:

Одновременно на Государственную думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские выступления.

История

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.

6 августа 1905 года Манифестом Николая II была учреждена Государственная дума как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и — на особых основаниях — крестьяне) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г, установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

Распределение депутатов Государственной думы по партиям

Партия

I Дума

II дума

III Дума

IV Дума

РСДРП

(10)

65

19

14

Эсеры

37

Народные социалисты

16

Трудовики

107 (97)

104

13

10

Прогрессивная партия

60

28

48

Кадеты

161

98

54

59

Автономисты

70

76

26

21

Октябристы

13

54

154

98

Националисты

97

120

Левые

50

65

Беспартийные

100

50

7

Сочинение

Выборы во 2-ю Государственную Думу. Председатель избирательной комиссии Василий Тимирязев (слева) опечатывает урну для голосования по окончании голосования.

Всего было избрано 518 депутатов. Депутаты распределились следующим образом:

  • по возрасту: до 30 лет — 72 человека, 30–40 лет — 123 человека, 40–50 лет — 175 человек, 50–60 лет — 140 человек, старше 60 лет — 8 человек.
  • по уровню образования: 38% депутатов имели высшее образование, 21% — среднее, 32% — низшее, 8% — домашнее, 1% — неграмотные.
  • по роду занятий: 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих, 1 поэт, 24 государственных служащих (в том числе 8 из судебной системы), 3 офицера, 10 профессоров и доцентов, 28 других учителей. , 19 журналистов, 33 юриста (адвокатов), 17 купцов, 57 дворян-помещиков, 6 промышленников и директоров заводов.

Только 32 члена Думы (6%) были депутатами первой Думы. Такой небольшой процент объяснялся тем, что после роспуска Первой Думы 180 депутатов подписали Выборгский манифест , за что были лишены права голоса и не могли участвовать в новых выборах.

Участие в выборах большего числа политических сил привело к большему разнообразию политических сил по сравнению с предыдущей Думой. По партийным фракциям они распределились следующим образом: трудовая крестьянская фракция — 104 депутата, в которую вошли собственно трудовики — члены Трудовой группы (71 человек), члены Всероссийского крестьянского союза (14 человек) и сочувствующие. (19), кадетов — 98, социал-демократической фракции — 65, беспартийной — 50, польского коло — 46, октябристской фракции и умеренной группы — 44, революционных социалистов — 37, мусульманской фракции — 30, казачьей группы. — 17, народных социалистов — 16, правых монархистов — 10, один депутат принадлежал к Партии демократических реформ .

Председателем Думы стал правый курсант Федор Александрович Головин, избранный от Московской губернии. Николай Познанский (беспартийный левый) и Михаил Березин (трудовик) стали заместителями председателя. Секретарем был Михаил Челноков (курсант).

Деятельность II Государственной думы

Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Она также была выражено оппозиционной правительству. Ее разгон сопровождался изменением избирательного закона и считается моментом окончания первой русской революции.

Состав II Государственной думы

По составу вторая Дума оказалась «левее» первой. Хотя количество крайне правых в ней увеличилась, но куда значительнее вырос левый блок – социал-демократов, трудовиков, Крестьянского союза, эсеров. Во вторую Думу были избраны и большевики. Кадеты же утратили свое доминирующее положение.

Социальный состав тоже изменился. Теперь самую большую часть от 518 депутатов составляли крестьяне (169 человек). При этом 32% депутатов имели лишь начальное образование, а 1% составляли вовсе неграмотные.

Законодательная деятельность II Думы

В условиях усиления противостояния революционных и контрреволюционных сил основным вопросом для депутатов второй Думы стала деятельность военно-полевых судов и полиции. Однако аграрный вопрос тоже сохранял актуальность. Депутаты все время работали под страхом разгона (сказался опыт предшественников), и потому старались действовать не столь открыто, как первая Дума.

Разрабатываемые во фракциях проекты законов по аграрному вопросу не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Думы. Однако депутаты рассматривали проект бюджета, вопрос о призыве в армию новобранцев, о предоставлении помощи голодающим. Правительством было подано на рассмотрение 287 законопроектов, из которых депутаты приняли только 20, а силу закона обрели 3.

«Камнем преткновения» стал вопрос о военно-полевых судах и чрезвычайных мерах против участников революционных выступлений. Депутаты проголосовали против репрессий, что вызвало недовольство правительства. С подачи премьера и министра внутренних дел П.А. Столыпина был разработан новый закон о выборах. Отказ Думы 1 июня 1907 года отстранить от работы депутатов-социалистов и дать разрешение на арест некоторых из них (по обвинению в «стремлении к ниспровержению государственного строя») был использован как повод для ее разгона.

Соответствующий указ был опубликован 3 июня. Далее выборы проводились по новому закону – власти удалось избавиться от большинства достижений революции.

Полномочия

Начало определению полномочий Государственной думы и её места в системе органов власти было положено Манифестом Императора Николая II «Об учреждении Государственной думы» и «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 года. Согласно этим документам, разработанным в основном министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, Государственной думе отводилась роль не законодательного, а законосовещательного учреждения с весьма ограниченными правами, избираемого ограниченными категориями лиц: крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и, на особых основаниях, крестьянами (так называемая «Булыгинская дума»). Однако, недовольство данными предложениями вылилось в многочисленные акции протеста, стачки и забастовки по всей стране, следствием чего стала выработка новых принципов формирования и работы Государственной думы.

Корректировка полномочий Думы и наделение её законодательными функциями была осуществлена Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года:

Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность избирательного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Полномочия Думы были окончательно определены законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы и «Основными государственными законами» от 23 апреля 1906 года. Этими документами существенно сокращались полномочия Думы. Дума избиралась на 5 лет, причём Императору представлялось право её роспуска. Дума могла принимать предложенные ей правительством законы, а также утверждать государственный бюджет. В период между сессиями император мог единолично принимать законы, которые затем подлежали утверждению Думой во время сессий. Государственная дума была нижней палатой парламента. Роль верхней палаты исполнял Государственный совет, который должен был одобрять или отклонять законы, принятые Думой.

Вся исполнительная власть оставалась в руках монарха, он также единолично руководил Вооружёнными силами, определял внешнюю политику, решал вопросы объявления войны и мира, введения чрезвычайного или военного положения на любой территории Империи.

Особенности Федерального Собрания в РФ

Парламент Российской Федерации обладает основными чертами:

  • является представительным органом (должен выражать интересы и волю народа в целом, а не только граждан, которые принимают участие в выборе депутатов). Парламент представляет собой срез общества, поскольку население осуществляет выбор тех, кому оказывает доверие в представлении своих интересы;
  • является законодательным органом (принятие законов и бюджета представлено основной задачей);
  • представляет собой постоянно работающий орган, в котором депутаты осуществляют работу на профессиональной основе (для депутатов предусмотрены длительные летние каникулы и короткие зимние, то есть участие в работе парламента — это их основная работа);
  • может состоять из 2 палат, включающих Совет Федерации и Государственную Думу (первый осуществляет утверждение или отклонение законов, которые принимает вторая, поэтому часто его могут называть верхней палатой). Конституция РФ не разграничивает, тем не менее, палаты на верхнюю и нижнюю;
  • заседание раздельно с Госдумой (вместе заседают с целью заслушивания президентских посланий, посланий Конституционного Суда и выступлений руководства зарубежных государств).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Совет Федерации представляет собой одну из палат законодательного органа РФ – Федерального Собрания. Оно отличается от Госдумы, которую часто справедливо называют органом, представляющим в парламенте всех людей России. В первую очередь Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ. В его состав включены по два представителя от каждого российского субъекта.

Замечание 2

Таким образом, парламент РФ — это Совет Федерации, в состав основных функций которого в качестве палаты парламента включено участие в законодательной работе. 

Вне зависимости от того, что все законопроекты в первую очередь попадают сначала в Госдуму, одобренные ею законопроекты обязательно впоследствии поступают в Совет Федерации. В течение 2 недель палата может дать одобрение или отклонение законопроекта. Если в течение данного срока она не выскажется по поводу законопроекта, то его считают принятым. Тем не менее, Совет Федерации должен обязательно осуществить сбор и обсуждение федеральных конституционных законов, законов о государственном бюджете, о налогах. Также здесь рассматриваются вопросы, касающиеся международных договоров, договоров о войне и мире и др.

Помимо перечисленного в состав функций ФС входят:

  • утверждение изменений границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории нашего государства;
  • назначение выборов Президента России;
  • решение вопроса об отрешении Президента от его должности;
  • назначение судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Ген. прокурора России.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Октябрьский Манифест сродни первой конституции

Новое время и возросшая политическая активность городского населения требовали срочных мер от высшей власти. Стачки не прекращались, наоборот, к октябрю 1905 года забастовка в Москве переросла во всероссийскую политическую стачку.

В общей сложности в забастовки было втянуто более 2 миллионов человек. Требовались срочные дополнения к Манифесту «Об учреждении Государственной думы», принятому 6 августа 1905 года.

В конце октября выходит Высочайший Манифест, который был разработан по поручению императора и являлся законодательным актом власти. Манифест был посвящен проблемам усовершенствования государственного порядка и вошел в историю как Октябрьский манифест.

Историческая миссия этого документа заключалась в распределении власти и ответственности за управление государством, которые прежде были единоличным правом императора, а после принятия манифеста предусматривал законодательные инициативы создания и созыва 1 Государственной думы.

Согласно Манифесту, в стране избирался парламент, без одобрения которого не мог вступить в силу ни один закон. Также текстом этого документа провозглашались политические права граждан:

  • свобода слова и свобода совести;
  • свобода создания союзов и проведения собраний;
  • свобода создания ассоциаций;
  • гарантировалась неприкосновенность личности.

Фактически с принятием Манифеста были внесены коренные изменения в законодательство по управлению государством, что по сути явилось созданием первой российской конституции.

За государем сохранялось право «вето» — блокировать решения Думы и распускать ее, право объявлять войну, контролировать православную церковь, право принимать законы в промежутках между сессиями думы.

В связи с тем, что Манифест готовился втайне, власти на местах оказались не готовы отдавать «запретительные приказы» на случай стихийно возникающих союзов, собраний и движений, которые учиняли беспорядки. Ведь провозглашались свободы собраний союзов и неприкосновенность личности. Поэтому в стране стихийно прокатились массовые погромы под флагом «революционных выступлений».

Жертвами беспорядков становились обычные люди, как правило, интеллигенты, студенты и евреи. Всего с момента принятия Манифеста 3500 человек были тяжело ранены, 1600 погибли при столкновениях на улицах; в стране произошло более 600 погромов в различных городах, хотя документ создавался с благими целями и окончательно формировал правила выборов в 1 Гос. думу.

Что такое парламент в Госдуме?

Как уже было сказано, Госдума является частью российского парламентаризма. В нее избираются депутаты от разных партий. Поэтому правильнее сказать, что парламент является более общим определением. С ним не должна отождествляться лишь одна Госдума. То есть парламента как такового в ней нет.

С точки зрения политологов депутаты Госдумы в наибольшей степени влияют на судьбу страны. Дело в том, что Совфед часто играет лишь вспомогательную роль. Основные задачи решает именно Госдума. Хотя в некоторых случаях Совфед имеет полномочия по отклонению законов, принятых депутатами думы.

Поэтому на практике получается, что ведущей парламентской «силой» является именно Госдума. В связи с этим многие россияне ставят знак равенства между ней и парламентом, не особо интересуясь работой Совфеда.

Четвёртый созыв, 2003 — 2007

В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.

Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.

Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть «местом для дискуссий».

Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.

И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.

Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.

Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.

Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.

Седьмой созыв, 2016 — 2021

Выборы в Госдуму седьмого созыва вновь закончились победой “Единой России”, которая вернула себе конституционное большинство, взяв более 340 мандатов из 450.

Эта Госдума тоже запомнилась неоднозначными и резонансными законами. И если прошлую называли “взбесившимся принтером”, то эту политолог Алексей Макаркин назвал «управляемым принтером», который выполнит любые задания, что ему дадут. Причём некоторые даже ценой своего рейтинга.

Центральными событиями седьмого созыва стали две масштабные реформы — пенсионная и конституционная.

Первая подразумевает увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет к 2028 году, а для женщин — до 60 лет к 2034 году. Такую инициативу граждане восприняли крайне негативно — в России прошла волна народных и местами жестоких протестов.

Законопроект был одобрен летом 2018 года голосами исключительно единороссов, а КПРФ, ЛДПР и “Справедливая Россия” выступили категорически против.

В конституционной реформе Дума тоже в основном играла роль исполнителя: большинство поправок поступали либо от президента, либо от представителей общественности через рабочую группу. Поправка об обнулении президентских сроков, давшая возможность Владимиру Путину и экс-президенту Дмитрию Медведеву баллотироваться еще на два срока, была внесена депутатом-единороссом Валентиной Терешковой.

За текст новой Конституции, по официальным данным, проголосовали почти 78% россиян. Однако эта реформа тоже вызвала массовые протесты.

Также среди законов — закон о неприкосновенности бывших президентов России, о “суверенном Рунете”, о “СМИ-иноагентах”, о просвятительской деятельности (который, кстати, тоже вызвал критику, теперь научного сообщества и людей, занимающихся просветительской деятельностью) и многое другие.

Кроме прочего, этот созыв Госдумы во время своей работы столкнулся с пандемией коронавируса, что тоже дало свои плоды. Так, была реализована возможность трёхдневного голосования на любых выборах и электронное голосование.

Под занавес депутаты одобрили закон, запрещающий участвовать в выборах лицам, которые были причастны к деятельности организаций, признанных впоследствии экстремистскими. Он был принят, невзирая на критику многих юристов, которые нашли в этой норме противоречие ст. 54 Конституции (“Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением”).

Всего за время седьмого созыва было принято 2672 закона.

И всё же, Дума успевает рассмотреть не все инициативы. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, от предыдущего созыва депутатам досталось в наследство больше двух тысяч законодательных инициатив, сейчас новому, восьмому созыву остаётся меньше — тысяча. Если говорить об итогах седьмого созыва, то важнейшим Володин назвал принятие законопроектов в развитие новых норм Конституции, а заметным — повышение пенсионного возраста.

Представитель оппозиции, депутат Госдумы четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов от ЛДПР Сергей Иванов говорит, что в эти пять лет “по всем фронтам был наезд на права и свободы граждан”, а седьмой созыв оказался более репрессивным, чем шестой. Он извинился перед избирателями и сказал, что такого позора ещё не видел, и даже новые полномочия Думы (право утверждать вице-премьеров и министров несилового блока) считает профанацией, ведь “всё равно всё решает президент”.

Статус депутата Государственной думы

Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной думе, не несли ответственности перед избирателями.

Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги.

Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии необходимо было разрешение Государственной думы.

Члены Государственной думы выбывали из её состава по личному заявлению, в случае утраты российского подданства, ценза, поступления на действительную военную службу, при назначении на высокооплачиваемую гражданскую должность (за исключением должностей министров и главноуправляющих), а также, если член Государственной думы не посещал в год ни одного заседания без уважительной причины.

Итог

Во-первых, необходим переход к парламентской республике, что мы обосновывали в статье о политических системах. Что же касается количества палат парламента, то для разных стран решение о том, быть ли парламенту однопалатным или двухпалатным, будет разным, так как здесь нет универсального решения для государств с разной территориальной площадью и устройством. В случае России будет предпочтительным двухпалатный парламент. Среди недостатков двухпалатного парламента мы обозначили следующие:

  1. Консервативность в принятии решений;
  2. Возможность создания ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём;
  3. Замедление процесса принятия законопроектов.

Первые две проблемы решаются обеспечением сменяемости членов второй палаты, а также швейцарской системой избрания её членов. Третий недостаток, к сожалению, неизбежно связан с достоинством второй палаты как противовеса вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям. Но даже при том, что этот недостаток остаётся, наша система минимизирует всю сумму недостатков и является, на наш взгляд, оптимальным решением для Российской Федерации.