Оглавление
Вещное право
Система вещных прав по уложению была своеобразной для своего времени и вместе с тем традиционной для германской редакции римского права. Подобно римскому праву классической эпохи и гражданским кодексам XVIII – начала XIX в. особое вещное право составляло владение.
Владение понималось как реализация кем-либо своего господства над вещью. Причем в одинаковой степени владение распространялось на любые вещи, доступные гражданскому обороту. Владение охранялось, и никто не мог самоуправно отобрать его. В этом последнем случае образовывалось порочное владение, которое не давало основания для последующего образования прав собственности на вещь. Ненасильственное, добросовестное владение не запрещалось передавать другому лицу, пользователю, или даже отчуждать. Права лиц, осуществляющих посредственное владение (т. е. на основании соглашения), также охранялись.
Право собственности определялось также традиционно для германского права через противопоставление свободного распоряжения собственника своей вещью и отсутствие вмешательства третьих лиц в это право: «Собственник вещи может, насколько тому не препятствует закон или права третьих лиц, обращаться с вещью по своему усмотрению и устранять других от всякого на нее воздействия» (§ 903). Таким образом правомочия собственника понимались комплексно, имели исключительный характер. За собственником признавались неограниченные права по отчуждению вещи, а также по истребованию ее от всякого владельца. Вместе с тем такое истребование не должно было нарушать прав тех, кому на законных основаниях вещь была передана в аренду, в иное пользование и т. п. Таким образом собственнические права далеко не были абсолютными.
Соответственно потребностям времени в ГГУ нашла признание более ограниченная трактовка режима земельной собственности. Она также следовала уже традиционным для прусского или саксонского права ограничениям в пользу соседского права или общеобщественных интересов. Правомочия собственника земельного участка, следуя праву присоединения (заимствованному из римского), простирались и на пространство над поверхностью, и на недра земли. Однако собственнику запрещалось препятствовать использованию пространства или недр там, где он не имел прямого и непосредственного интереса (чтобы не возникало соблазна запретить, скажем, пролет воздушного шара или проведение линии связи). Соответственно традиции пандектного права собственнику земли вменялось терпеть разного рода иммиссии (газ, копоть, испарения) с других соседних участков, «если такое воздействие не стесняет его или стесняет в незначительной степени» и соответствует традиционному использованию участков. Одновременно запрещалось притеснять и обесценивать права земельных собственников путем вредного использования смежных участков (§§ 906-907). Помимо правовой традиции, в этих правилах проявился отчетливый социальный интерес крупных земельных собственников, настаивавших на приоритете недвижимости.
Право земельной собственности сохранило возможность внедоговорных отношений между собственником земли и ее непосредственным пользователем; за этими институтами отчетливо были видны пережитки вотчинных, полуфеодальных отношений, сохраненных в новом виде. Земельный участок изначально мог быть связан с некоторыми обременениями: вотчинными повинностями в пользу другого лица, которым чаще был номинальный собственник. Такой пользовладелец не мог переделывать вещь по своему усмотрению, существенно изменять ее вид. Повинности могли принять вид и денежного долга, выплачиваемого в виде периодической ренты. Сохранялся такой институт, как право преимущественной купли участка у собственника, основываясь на таком пользовладении.
Обязательственное право
В обязательственном праве было поставлено на первое по значимости место внешнее проявление воли к тем или другим действиям (волеизъявление). Соответственно, в договорном праве значительно увеличилось количество случаев, когда те или другие действия оставались действительными, несмотря на отсутствие подлинной воли или ее оспаривания; этого требовала прочность коммерческого оборота. Например, предложение заключить договор (оферта) считалось полновесным обязательством, если не было специальных оговорок. Обязательство могло подразумевать как исполнение каких-то действий, так и воздержание от них.
Основным видом возникновения обязательств был договор. В случае с недвижимостью его следовало заключать только письменно и только с участием юридически уполномоченных государством лиц. Традиционно считались недействительными договоры (и любые иные соглашения), совершенные в отношении невозможных вещей, противные законам, нарушающие требования общественной нравственности. Особенно своеобразным было требование социальной соответственности сделки (в связи с общей доктриной ГГУ): объявлялась ничтожной сделка, «по которой одно лицо, пользуясь нуждой, легкомыслием или неопытностью другого, взамен каких-либо услуг со своей стороны выговаривает или заставляет предоставить себе имущественную выгоду, размеры которой настолько превосходят ценность услуг, что выгода при данных обстоятельствах дела представляется явно несоразмерной…» (§ 138). В этом правиле речь шла уже не об обычном обмане, а явном злоупотреблении социальным положением.
Согласно этому общему положению, в конкретные правила о договорах были введены существенные новшества, усилившие защищенность одной из сторон. Так, в договоре рабочего найма закон обязывал нанимателя соблюдать минимальные условия безопасности, насколько это было возможно по свойству работ. Если речь шла о домашнем найме, то нанимателя обязывали к тому, чтобы предоставлять рабочим нормальные условия для проживания, отдыха, а также соблюдать требования «здоровья и нравственности служащего и соблюдения требований религии» (§ 618). Запрещалось заключать договор найма на всю жизнь, в любом случае спустя 5 лет можно было прекратить такой договор. Все возможные при несоблюдении этих условий коллизии понимались законом как недозволенные действия и могли стать основанием для взыскания ущерба. Аналогично в случае аренды жилого помещения наниматель освобождался от обязанности следовать договору, если «пользование помещением сопряжено со значительной опасностью для здоровья». В этих и в целом ряде других конкретных договоров предусматривалась возможность при уважительных причинах или оговоренных в законе условиях отказаться от исполнения обязательства без невыгодных последствий
Отказ от принципа незыблемости договора как общего правила был важной чертой обязательственного права по уложению
Традиционно для германского права причинение ущерба было представлено как недозволенные действия. Германское гражданское уложение отказалось от безусловного вменения ответственности за причиненный ущерб вне зависимости от причины: кто наносил вред другому в состоянии душевного расстройства или бессознательно, освобождался от ответственности. Это как бы исключало свободу проявления воли. Вместе с тем вменялись в ответственность действия, нарушающие законы о личных правах. В этих случаях только особые обстоятельства могли освободить от возмещения причиненного вреда. Значительно шире, чем было ранее, понимался и самый вред: теперь причинитель вреда обязан был возместить и потери от возможных последствий для имущественного положения или «преуспеяния» потерпевшего (например, испортил вещь, не только ценную саму по себе, но и с которой некто связывал свою дальнейшую жизнь и заработок).
Германское уголовное уложение 1871 г.
Уголовное законодательство «просвещенного абсолютизма»
Прежде чем говорить о наполненном буржуазными началами Германском уголовном уложении, необходимо вспомнить о том, что в период между уже известной «Каролиной» и ним действовали разработанные в условиях австрийского «просвещенного абсолютизма» так называемые «Терезиана» и «Йозефиана».
Уголовное уложение Марии Терезии («Терезиана», 1768 г.), как и «Каролина», чьи традиции оно последовательно продолжало, являлось сводом материально-процессуальных норм германского права. Вместе с тем в Уложении заметно стремление сузить возможности усмотрения правоприменителей, поставить их в тесные рамки закона. Для этого каждый их шаг подвергался жесткой законодательной регламентации (по каким уликам возбуждать дело, как квалифицировать деяние, при каких делах и когда производить допрос, пытку, что считать отягчающими обстоятельствами, при каких обстоятельствах следовало освобождать от уголовной ответственности и т.п.). Так, неоднократность или совершение преступления в группе вело к усилению наказания, а малолетство или неосознанность поступка его смягчали.
Разделив все преступления на деяния против публичных и частных интересов, «Терезиана» значительную часть дел отдавала на рассмотрение полиции.
В сфере наказания закон, отменив наиболее жестокие и одиозные для своего времени кары (утопление, разрывание на части, погребение заживо), тем не менее остался чрезвычайно суров. Смертная казнь была квалифицированной (сожжение, четвертование) и простой (отсечение головы, повешение). К болезненным (отяготительным) наказаниям относились наказание палками («сквозь строй»), ссылка и тюремное заключение. Широко применялись штрафы и конфискации.
В судопроизводстве сохранялись элементы розыскного процесса, но основания, виды и процесс применения пытки уже строго регламентировались.
Через 20 лет «Терезиану» сменило Уголовное уложение Иосифа II («Йозефина», 1787 г.). Оно было составлено в условиях назревающих буржуазных перемен и поэтому кардинальным образом меняло всю прежнюю (средневековую) уголовную политику.
Прежде всего упразднялись пытки и наиболее жестокие виды наказаний, запрещалось применение не оговоренных в законе наказаний, вводилась защита обвиняемого. Само применение смертной казни (через повешение) существенно ограничивалось — воинскими преступлениями. Вводилось тюремное заключение в самых различных видах и на разные сроки (от одного месяца до 100 лет), а также при разных режимах (от ограничения питания до каторжных работ в тяжелых кандалах).
Особенности Германского уголовного уложения 1781 г.
Этот закон не вводил кардинально новых изменений в уголовное законодательство страны, так как его основой стали нормы действующего Уголовного уложения Северо-Германского союза 1870 г.
Германское уголовное уложение состояло из трех частей. В первой и второй частях закреплялись общие положения, касающиеся разграничения различных преступлений, проступков и полицейских нарушений, положения об ответственности германских граждан при совершении ими преступлений за границей, вопросы о стадиях преступления, соучастии, смягчающих и отягчающих вину обстоятельствах и др. Третья часть закрепляла составы конкретных преступлений.
Система преступлений на первое место ставила государственные преступления и преступления против общественного порядка (убийство императора, изменение порядка наследования престола, оскорбление императора и других монархов империи, фальшиво-монетничество, образование тайных обществ, противодействие применению закона или мероприятиям органов власти, призывы к неподчинению властям и т.д.). затем шли преступления против религии и преступления против личности и собственности.
В сфере наказания Уложение испытывало определенную двойственность. С одной стороны, в нем сохранялись принципы устрашения, что проявлялось в широком круге криминализируемых деяний и жесткими санкциями за их совершение, а с другой стороны, оно уже не могло не учитывать диктуемых временем буржуазных либеральных новаций (например, исключение телесных наказаний и ограничение смертной казни, которая в мирное время предусматривалась лишь в двух случаях: умышленного и заранее спланированного убийства и государственной измены). Самыми распространенными наказаниями были заключение в работный дом, тюремное заключение, поражение в правах, штраф и т.д.
Важнейшие принципы и конструкция Германского уголовного уложения 1871 г. были восприняты как образец при создании уголовного законодательства в других странах.
показать содержание
Образование Германского союза (1815—1866)
Ликвидация «Священной Римской империи германской нации»
В 1806 г. результате наполеоновских войн на протяжении веков состоящая из множества различных относительно самостоятельных государств и государственных образований «Священная Римская империя германской нации» перестала существовать1. Большая часть ее превратилась в одну из французских провинций, но некоторые территории бывшей империи слились в единые государства (Баден, Бавария, Вюртемберг, Лихтенштейн, Вестфалия и др.). 16 таких государств в 1806 г. объединились в зависимый от Франции Рейнский союз. К 1811 г. их стало более 35. Из всех германских государств сохранили свой суверенитет только Пруссия и Австрия.
Под влиянием Франции в германских государствах и землях закрепляются буржуазные перемены: в Пруссии и Баварии отменено крепостничество, разрешена свободная купля-продажа земли, вводятся элементы местного самоуправления. Свое признание получают положения «Кодекса Наполеона».
Поражение наполеоновских войск под Лейпцигом в 1813 г. привело к распаду Рейнского союза и созданию на его месте Германского союза (Венский конгресс, 1915 г.) из 38 государств (34 монархии и четыре вольных города — Франкфурт-на-Майне, Бремен, Любек, Гамбург) во главе с Австрией.
Германский союз, будучи конфедеративным образованием, имел лишь один центральный орган — Союзный сейм (бундестаг). Сложность принятия общего решения превращала его деятельность в фикцию: необходимость единогласия всех членов (послов) сейма — для основных законов, а по обычным вопросам — 2/3 голосов; обязательный учет мнений правительств.
Образование таможенных союзов германских государств
Как до создания Германского союза, так и в его рамках связи между государствами и городами были слабы. Более того, в некоторых из них имелись свои экономические границы между отдельными землями. Поэтому дальнейшее развитие германского государства на фоне бурного промышленного развития происходило во многом благодаря постепенному их устранению. Так, первоначально Пруссия отменила внутренние таможенные барьеры (в 1818 г.) и возглавила созданное ею Северогерманское таможенное объединение. Подобные объединения стали возникать и в других частях Германии. В 1834 г. все они слились в единый Таможенный союз из 20 государств во главе с Пруссией (были отменены все многочисленные таможенные барьеры).
Создание Таможенного союза привело к экономическому и торговому сотрудничеству и единению германских государств под началом Пруссии и распространению единого законодательства в данной области (Общегерманский вексельный устав 1847 г., Общегерманское торговое уложение 1861 г. и др.).
Ко времени распада Таможенного союза в 1866 г. в него входило 35 государств, зачастую совершенно различных как по своему этническому, культурному, экономическому своеобразию, так и по специфичности форм государственного устройства и правления.
Правоспособность. Статус лиц
Германское гражданское уложение твердо признало всеобщую гражданскую правоспособность всех граждан. Общая правоспособность лиц отсчитывалась с момента их рождения, а гражданская дееспособность (т. е. возможность совершать юридически значимые действия) – с 21 года. За исключением предписаний, вытекающих из брачно-семейного права, не предполагалось никаких существенных различий между правовым статусом мужчин и женщин. Согласно Вводному закону, узаконение, о возрасте гражданской дееспособности распространялось и на все частноправовые отношения, связанные с земским правом.
Частноправовые ограничения дееспособности могли последовать только вследствие душевной болезни, расточительства либо по при чине пьянства или безрассудного пренебрежения своими семейными или общественными обязанностями. Для того чтобы иметь возможность проявить свою дееспособность, необходимо было обладать точным местожительством (под которым понималось место постоянного проживания или основного обзаведения, дающего возможность существовать).
Важным новшеством, и не только для германского права, было детальное регулирование правоспособности юридических лиц, или обществ.
Возможные юридические лица (общества) подразделялись на два класса: союзы и учреждения. Учреждения были связаны с особыми социальными задачами и предполагали особый порядок образования; для того чтобы учреждение стало правоспособным, оно должно было получить разрешение автономии, где его создавали. Союзы обладали большей свободой возникновения.
Союзы, в свою очередь, подразделялись на учрежденные с хозяйственно-экономическими целями и на созданные без таковых. В отношении обществ, созданных без коммерческой цели, действовал регистрационный порядок образования: достаточно было только заявить о создании общества по местожительству путем внесения в судебный реестр. В отношении коммерческих обществ (торговых, производственных и т. п.) применялся концессионный порядок, или разрешительный: для своей деятельности общество должно было получать всякий раз специальное правительственное разрешение. Правда, в большинстве случаев эти разрешения уже были сделаны существовавшими имперскими законами в общей форме (например, для акционерных обществ и т. п.).
По закону, для того чтобы быть правоспособными, союзы должны отвечать некоторым условиям. Любой союз должен был иметь (1) устав, (2) местожительство, (3) правление. Правление считалось и представителем общества на суде. В тех случаях, когда возникало общество неустановленным порядком и производило юридические действия, они могли иметь силу только в отношении не всего общества, а его представителей, совершивших эти действия. Помимо правления, основным органом управления союзом было общее собрание. Собрание избирало правление и могло во всякое время его сменить, могло вообще ликвидировать союз (для этого требовалось квалифицированное большинство голосов).
Закон предусматривал возможность не только возникновения, но и прекращения правоспособности союзов. Помимо чисто частноправовых причин (несостоятельность, закрытие по собственному решению, исчерпание цели), предусматривалась возможность лишения статуса «вследствие противозаконного решения общего собрания или благодаря противозаконному образу действий правления, угрозы общественным интересам» (§ 43). Подразумевалось, что это постановление закона касается не только коммерческих или общесоциальных союзов, но и политических, профессиональных и т.п.
Конституция Пруссии 1850 г.
Предпосылки принятия Конституции
За истекшие после наполеоновских захватов годы в большинстве германских государств установились конституционные монархии (Вюртенберг, Ганновер, Бавария, Саксония и др.). Расположение социальных сил и полномочий государственных властей закреплялось в дарованных монархами (октроированных) хартиях. Поэтому абсолютными монархиями к середине XIX в. оставались только Пруссия и Австрия. Противостояние между доминировавшей в политике и культуре Австрией и преобладающей в темпах экономического развития Пруссией все возрастало. Особенно ярко это проявлялось в рамках существовавшего Таможенного союза.
Как уже отмечалось, в Пруссии реформирование прежней феодальной системы государственного управления происходило последовательно. Были образованы министерства, отмена крепостного права позволила провести кардинальные налоговые и военные реформы, в городах введены начала самоуправления в виде муниципальных советов, в рамках союзных объединений развивались торговля и промышленность.
В 1847—1848 гг. по Германии прокатилась волна безуспешных революционных выступлений. Она подтолкнула к необходимости объединения, для чего общегерманское национальное собрание во Франкфурте-на-Майне попыталось разработать конституцию, но она осталась нереализованной.
Стихийные волнения берлинских рабочих весной 1848 г. заставили прусского короля пойти на значительные уступки, что выразилось в создании Национальным собранием Пруссии текста Конституции и подписании его монархом. Одновременно с этим во Франкфурте-на-Майне был подготовлен проект общеимперской конституции, в соответствии с которой главой единого государства должен был стать прусский король. Последнему представленный вариант не понравился, так как в нем было много заимствований из французских «вольниц» (свобода слова, совести, собраний и союзов, неприкосновенность личности, равенство всех перед законом и др.). Вместо него в январе 1850 г. он подписал Основной закон, по характеру напоминающий Хартию 1814 г. Однако и он не был приведен в действие.
Основное содержание Конституции Пруссии
Конституция Пруссии была принята в 1850 г. Она содержала ряд прогрессивных демократических положений. Например, провозглашалось уничтожение всех сословных привилегий, объявлялось о равенстве всех пруссаков перед законом, неприкосновенности личности, жилища, свободе совести, занятия научной и преподавательской деятельностью, ликвидации цензуры и ограничении свободы прессы, праве проведения собраний и образования обществ, тайне переписки. Вместе с тем по Конституции правительство могло пойти на ограничение прав и свобод.
Законодательная власть в государстве осуществлялась совместно королем и обеими палатами парламента — ландтага, имевшего законодательную инициативу. Ландтаг состоял из двух палат: палаты господ (совершеннолетние принцы королевского дома, потомки владетельных князей, представители городов и союзов крупных землевладельцев (юнкеров) и палаты представителей, которая формировалась по сложной схеме (трехклассная система путем двухступенчатых выборов).
Вся полнота исполнительной власти вручалась королю, личность которого объявлялась неприкосновенной. Он имел права назначения и отзыва министров, командования армией, объявления войны и заключения мира, созыва палат ландтага и закрытия их сессий, досрочного роспуска парламента, издания особых распоряжений во время его каникул, заключения торговых договоров и т.д.
Конституция вводила основы принципа контрасигнатуры: всякий распорядительный акт короля подписывался соответствующим министром-исполнителем. Министры и иные высшие сановники имели право на членство в парламенте.
Особое внимание уделялось армии (всеобщая воинская повинность, народное ополчение в случае войны, возможность использования армии во внутренних конфликтах, ограничение конституционных прав военнослужащих). Характерно, что в отличие от гражданских чиновников армия освобождалась от присяги в верности конституции и присягала только королю
Судебная власть объявлялась независимой от других властей, осуществляемой судами от имени короля. Судьи назначались королем или от его имени пожизненно, и могли быть смещены лишь на основании законного судебного решения. Предусматривался суд присяжных.
Конституция Пруссии с некоторыми поправками действовала до Веймарской революции 1919 г.