Оглавление
Формы и направления раннего христианства
Практически как раз на этом раннем этапе развития в различных христианских общинах и закладывались основы того смешения реальных фактов недалекого прошлого с мифо-поэтическим наследием, которое затем и обретало черты достоверного предания, о чем уже вскользь упоминалось.
Процессу становления новой религии, особенно уже после появления и тем более канонизации Евангелий и других текстов христианского Нового Завета, многочисленные варианты и отклонения не могли не мешать. Это означало, что первоначальную пестроту мнений, ритуалов и догматов в многочисленных общинах следовало ликвидировать, заменив канонической жесткостью новой и на многое претендовавшей религии. Примерно это и было основной тенденцией развития и трансформации раннего христианства, в котором вначале отчетливо выделились два противостоявших друг другу течения — проиудейское, представленное, в частности, Апокалипсисом, и антииудеиское, связанное прежде всего с деятельностью апостола Павла и его учеников.
Проиудейское направление вскоре заглохло, а паулинизм получил распространение и стал внутренней основой христианства. Именно в рамках паулинизма с его тезисом, что для христианства нет ни эллина, ни иудея, что Богу угодны все, обрезанные и необрезанные, произошел окончательный разрыв новой монотеистической религиозной системы со свойственной иудаизму национальной ограниченностью. Такого рода переосмысление христианства в духе паулинизма и стало отправной точкой его трансформации в сторону организованной вселенской церкви. В этом смысле Павла можно было бы считать первым патриархом, если даже не основателем христианства как новой монотеистической вселенской религии. С паулинизма берет свое начало и раскол, даже антагонизм между христианством и иудаизмом.
Паулинизм способствовал переключению радикальной активности своих приверженцев с критики существующих в Риме порядков на критику соперничающей религии, представители которой оказались теперь виновны во всех грехах и даже преступлениях — они ведь, в конце концов, распяли Христа. Кроме того, паулинизм сделал резкий акцент на загробное воздаяние, на вознаграждение за терпение и страдания блаженством на том свете. Эти два очень существенных нововведения сыграли важную роль в процессе всей дальнейшей трансформации раннего христианства.
Что такое таинства
В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.
Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.
Православие и католицизм признают еще пять таинств:
- миропомазание;
- рукоположение;
- покаяние;
- брак;
- соборование.
Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.
Проблема датировки
Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?
Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.
Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.
Предпосылки возникновения новой религии
Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:
- Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
- Поражениями повстанцев-рабов.
- Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
- Социальная потребность в новой религии.
Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.
В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.
Некоторые различия
Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.
Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.
Положения | Католицизм | Протестантство | Православие |
Отношение к светской власти | Глава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властью | Стремятся сотрудничать | За все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения |
Отношение к людям | Важна индивидуальность | Вмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуются | Все люди — братья и сестры |
Душа после смерти | Душа проходит Чистилище и очищается | Христос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важны | Душа попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел |
Крест Господень | Имеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лица | Не признают ни Крест, ни иконы | Имеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир |
Крещение | Крещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окропление | Могут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выбор | Креститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание |
Службы | Священники наделены от Бога особой силой | Не нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизнь | Священник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе |
Брак | Не поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачия | Развод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующим | Разводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться |
Богородица | Непорочна, без греха | Считают Деву Марию обычным человеком | Является человеком, совершившим первородный грех |
Святой Дух | Исходит от Отца и Сына | В равной мере исходит от Отца и Сына | Исходит от Отца и передается Сыну |
Священное Писание и Священное Предание | Имеют равное значение | Не имеют авторитета | Писание является частью Предания |
Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.
Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.. Стоит отметить отличия от старообрядчества
В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.
Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.
Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.
Сущность Бога в представлении христиан
Согласно ветхозаветному (первоначальному) христианскому вероисповеданию, Бог – един в своем обличии. Он начало всего и создатель всех живых существ. Такое восприятие Бога было догмой – единственным верным и нерушимым положением, утвержденным церковью. Но в 4-5 веках в христианстве появился новый догмат – Триединство. Его составители представляли Бога как три ипостаси одной сущности:
- Бог-Отец;
- Бог-Сын;
- Бог-Святой Дух.
Все сущности (Лица) равны и происходят одна из другой. Новое дополнение активно отвергалось представителями восточных конфессий. В 7 веке западно-христианская церковь официально приняла филиокве – дополнение о Триединстве. Это послужило толчком к расколу Единой Церкви.
Человек в представлении религии – творение Бога, и ему не дано познать сущность своего создателя. Вопросы и сомнения – табу для истинно верующего христианина. Все, что человек должен и может знать о Боге, изложено в Библии – главной книге христиан. Она – своего рода энциклопедия, содержащая сведения о становлении религии, описания исторических событий до появления Иисуса и ключевые моменты его жизни.
Условия и предпосылки христианства
В середине II века до н. э. Рим постоянно трясли гражданские войны, которые были направлены против рабовладельческой системы государства, социальных и экономических отношений. Ни одно стихийное восстание не переросло в настоящую революцию. Во-первых, Римская империя была очень могущественной, поэтому сломать ее основы обычными восстаниями и массовыми недовольствами было сложно. Во-вторых, низкий уровень самосознания населения. В-третьих, сильные различия между рабами и свободными крестьянами.
Гражданские войны привели к политическому и общественному кризису, распространению среди населения апатии и депрессивных настроений. На этом фоне стали развиваться мистические верования, которые исповедовали рабы, крестьяне, граждане Рима. Люди хотели верить, что волшебный мир и мистика избавят их от бед и проблем.
К другим условиям возникновения и развития христианства в Римской империи можно отнести следующие факторы:
- Крах национальных религий и неприятие покоренными народами богов Рима.
- Узкая направленность римских верований, которые ориентировались только на элиту общества.
- Неудачные попытки императора Августа ввести культ императоров.
- Распространение разных вариантов восточных культов, носивших земледельческий характер.
- Появление в верованиях божества, которое умирает, а потом воскресает.
- Красочная обрядность культов, что радикально отличало их от сухой римской религии.
- Людей привлекал мистический и тайный характер, но только посвященные могли принимать участие в богослужениях.
- Мессианизм восточных культов, поэтому быстро нашли отзыв в низах римского общества. Прибытие Мессии ожидали поклонники культа Митры и иудеи.
- Системный кризис позднеантичной культуры, когда духовный вакуум был заполнен восточными культами и эзотерическими учениями.
- Активные процессы расслоения общества и нарастание социального недовольства.
- Деятельность Иисуса Христа, которого люди воспринимали как равного себе.
Митраизм в I веке до н. э. проник в римскую армию, которая постоянно поддерживала контакты с персами. Это способствовало распространению верования по провинциям Римского государства. Сначала митраизм охватил окраины империи, а потом проник в элиту общества. Так, императоры Комод и Аврелиан являлись последователями культа Митры.
Ранние христиане взяли у данного культа обряды, символы, догмы, которые глубоко пустили корни в обществе. В частности, крест, который у митраистов был вписан в круг. Так последователи культа обозначали солнце. Также христиане позаимствовали праздник Рождества Христова.
Митраизм стал основным конкурентом христианства, которое население приняло во многом из-за схожести с культом.
Почему христианство укрепилось в период гонений?
В первое время христианство подвергалась гонениям на многих территориях Римской империи. Но это не только не уменьшило количество христиан, а наоборот, способствовало распространению новой религии. Причиной тому являются следующие факторы:
- Вера в вечную жизнь. Для всех христиан ярким примером был Иисус, который не убоялся пойти на смерть. Люди были уверены, что посланные им испытания позволят искупить грехи и обрести лучшую жизнь после смерти. Поэтому первые христиане не отрекались от своей веры, даже если им грозила жестокая казнь;
- Совмещение идей христианства и работ древнегреческих философов. Ярким примером является Сенека. Некоторые его философские труды явно пересекаются с идеями христианства;
- Огромная поддержка со стороны низших слоев населения. Когда человек влачит жалкое существование, то найти утешение он может в религии. Христианство, предлагающее искупление грехов, покаяние и следующую за этим счастливую жизнь в раю, все больше нравилось простому народу.
4.Вступление богатых людей в число христиан.
В III веке жизнь в Римской империи была очень беспокойной и опасной. Во время восстаний богатые люди часто лишались не только имущества, но и жизни. В империю вторгались соседние племена, жестоко опустошавшие страну. Всё это лишало и богатых людей уверенности в завтрашнем дне: они не знали, сохранят ли они на следующий день своё имущество и жизнь. Все жили в постоянной тревоге.
Богатые люди, так же как бедняки, утешали себя надеждой на «вечное блаженство» после смерти. К тому же они видели, что христианство проповедует терпение и покорность, а этим отвлекает рабов и бедняков от борьбы с рабовладельцами. Поэтому богатые люди стали также вступать в число христиан.
Для купцов, разъезжавших по разным городам, было выгодно принять христианство. В этом случае христиане любого города гостеприимно принимали их в своих домах и помогали им в торговле.
Распространение христианства
Первые христиане Рима собирались в тайных местах чаще всего в катакомбах
В первые века после жизни и смерти Иисуса Христа приверженцев его учения в Риме было немного. Однако по мере ослабления Римской империи традиционная государственная религия все меньше отвечала духовным запросам римлян, и христиан среди них становилось все больше.
Христианские общины
Как это ни парадоксально, но именно благодаря Римской империи с ее стабильностью, развитой системой дорог и четкой социальной структурой стало возможно широкое распространение христианства.
К концу II в. почти во всех римских городах существовали христианские общины. Это были не просто объединения единоверцев, а союзы взаимопомощи: в каждой общине существовала касса, из которой раздавались пособия и устраивались общие трапезы.
Символика
Хризма и рыба, опознава тельные знаки первых христиан
Христианские общины были связаны между собой, отдельные их представители находились в переписке, поддерживая друг друга и совместно вырабатывая нормы жизненного поведения.
Постепенно была создана особая христианская символика. Особенно распространены были изображения доброго пастыря, рыбы (греческое слово «рыба» образовано из первых букв во фразе «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»), виноградной лозы и хризмы, монограммы имени Христа, состоящей из двух начальных греческих букв его имени, скрещенных между собой.
По краям монограммы часто помещали первую и последнюю буквы греческого алфавита.
Гонения на христиан
Главная причина преследований сторонников христианства заключалась в их отказе признавать культ императора и участвовать в государственных религиозных церемониях и обрядах.
Впрочем, гонения на христиан были несистематическими и происходили от случая к случаю. Например, в 64 г. после разрушительного пожара в Риме император Нерон, чтобы отвлечь от себя подозрения, обвинил в поджоге христиан, и на этом основании многие из них были преданы мучительной смерти.
Наиболее массовыми и жестокими были гонения на христиан во время правления императора Диоклетиана , при этом уничтожались не только последователи учения Христа, но и их священные книги.
До появления первых церквей христиане молились в обычных домах.
Большие помещения предназначались для совместной молитвы и крещения
«Сим победишь»
Существует легенда, что накануне битвы у Мульвийского моста, победа в которой принесла Константину императорскую власть , он видел крест с начертанными на нем словами «Сим победишь». В следующем, 313 г. Константин издал эдикт о свободном исповедании христианства гражданами Римской империи, благодаря чему оно из религии гонимой начало превращаться в господствующую.
Государственная религия
В 391 г. император Феодосий I издал указ, запрещающий поклоняться языческим богам. Древние храмы были закрыты, многие святилища разграблены, а огонь, горевший в храме Весты в Риме , потушен. Теперь уже язычники подвергались гонениям со стороны государства.
Гонения на первых христиан
Римские верхи вначале не только не приняли христианства, но и организовали на него гонения (откуда и избиения сторонников новой религии). Неудивительно, что религия ответила своим гонителям ненавистью. Будучи бесправными и гонимыми, сторонники ее не были лишены энергии неофитов и пафоса радикального переустройства общества. В одном из наиболее известных произведений Нового Завета — в Апокалипсисе (Откровение святого Иоанна Богослова, автора одного из Евангелий) с огромной силой прозвучало осуждение Рима как «великой блудницы», как нового развратного Вавилона со всеми его «мерзостями».
Ангел Божий предрекает падение этого Вавилона, после чего силы небесные победят мрак и мерзость, произойдет Страшный суд, и на обновленной земле возникнет «новый Иерусалим» во всем величии своей славы, с древом жизни, активно плодоносящим во имя всеобщего блага.
Мистика Апокалипсиса красноречива. Она не забывает о корнях христианства («новый Иерусалим») и клеймит развратный Рим. Если добавить к ней проповедь всеобщего равенства, что в наполненном рабами Риме немалого стоило, а также осуждение богатства и стяжательства («скорей верблюд пройдет через игольное ушко, чем богач попадет в царствие небесное») и подчеркивание обязанности трудиться («не трудящийся да не ест»), то не окажется ничего удивительного в том, что к христианству тянулись в первую очередь бедные и угнетенные, рабы и изгои, обиженные и униженные. Неудивительно и то, что верхи Рима на первых порах восприняли новую религию как нечто сомнительное, если не вредное. Но проходили немногие десятилетия, и ситуация постепенно менялась.
Основы христианства: в чем суть религии
Согласно сохранившимся документальным источникам, христианство зародилось в 1 веке нашей эры, на территории современной Палестины. Родившийся в Назарете, в простой семье гончара, проповедник Иисус Христос принес иудеям новое учение – о едином Боге. Себя он называл сыном Божьим, которого Отец послал людям, чтобы спасти от греха. Учение Христа было учением о любви и всепрощении. Он проповедовал ненасилие и смирение, подтверждая свои убеждения собственным примером. Последователей Иисуса называли христианами, а новую религию – христианством. После распятия Христа его ученики и сторонники распространяли новое учение по Римской империи, а вскоре и по всей Европе.
На Руси, христианство появилось в 10 веке. До этого религией русичей было язычество –они обожествляли силы природы и поклонялись им. Князь Владимир, женившись на византийке, принял ее религию. Несмотря на возникающее повсеместно сопротивление, вскоре вся Русь подверглась обряду крещения. Постепенно, старая вера забылась, и христианство стали воспринимать как исконно русскую религию. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 млрд последователей учения Христа. Среди ни примерно 1,2 млрд относят себя к католической конфессии, около 0,4 млрд – к протестантской и 0,25 млрд – к православной. Многие носят серебряные кресты.
Этапы становления церкви
Христианская церковь возникла не сразу, поскольку религия длительное время находилась под запретом. История становления церковной организации началась в IV веке н. э. и с тех пор продолжается. В развитии институции выделяются следующие периоды:
- 34-313 гг. – апостольская церковь, после которой произошло признание христиан во время правления Константина Великого. В это время был сформирован канон, община стала Вселенской церковью, распространяющая власть на Европу, Ближний Восток, север Африки, Эфиопию, Индию. Кроме того, церковь претерпела столетия гонений от иудеев, а потом римских императоров.
- 313-1054 гг. – от периода правления Константина Великого до разделения церкви на католическую и православную. В это время велась активная борьба с ересями, формировалось учение, возникла Византия, усилились разногласия между православными и католиками.
- 1054-1453 гг. – период характеризуется падением Византии и Константинополя, нападением турок, смещения центра православия в бывшие земли Киевской Руси. Центром католической церкви стала Европа. В это время возникает реформация и контрреформация, вызвавшие появление протестантизма.
- XV-XXI вв. – создание поместных православных церквей, которые получили самостоятельность.
На современном этапе в христианстве происходят большие изменения. В частности, появилась Православная Церковь Украины после получения из рук Вселенского Патриарха Варфоломея Томос; в Черногории идет становление Черногорской православной церкви. Аналогичный процесс наблюдается в Северной Македонии. В католичестве – церковная организация более стабильная. Протестантизм в организационном плане также продолжает становление, поскольку возникают новые конфессии.
В первые столетия христианская церковь была запрещена, ее последователи и проповедники объявлены Римом преступниками. Три века христианам приходилось отказываться от массовой проповеди открытого характера, от веры и догматов. Только в 311 году церковь перестали преследовать. Император Галерий Август издал эдикт о веротерпимости, потом Константин Первый издал указ о полной свободе христиан. Документ получил название Миланского эдикта.
Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время
Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.
Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:
- Иудейский мессианизм.
- Иудейское сектантство.
- Эллинистический синкретизм.
- Ориентальные религии и культы.
- Народные римские культы.
- Культ императора.
- Мистицизм.
- Философские идеи.
Воскрешение
Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.
Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.
Римская Империя в I веке
Как известно, христианство зародилось в Римской империи в начале первого тысячелетия нашей эры. Империя в тот момент – огромное государство, одну половину населения которого составляли рабы, а другую половину – граждане и неграждане (подданные), т.е. свободные жители подчинённых провинций. По переписи 14 года н.э. полноправных граждан насчитывалось 5 миллионов против 55 миллионов провинциальных подданных, в то время как в состоянии рабства находилось свыше 60 миллионов человек.
Рим безраздельно властвовал над провинциями, буквально выжимая из них все соки посредством назначаемых из римской знати чиновников, получавших широчайшие права местного управления.
Помимо гнёта центральной власти провинциалы и граждане испытывали гнёт и со стороны крупных рабовладельцев: дешёвый труд рабов давал дешёвый продукт, в результате чего мелкие собственники, крестьяне и городские ремесленники, массово разорялись. Они были вынуждены либо пополнять ряды городского люмпен-пролетариата, либо оставаться на земле и впадать в зависимость от крупных землевладельцев в качестве арендаторов-колонов.
Между тем, рабский труд становился все более неэффективным и малопродуктивным, поскольку рабы не были заинтересованы в результатах своего труда. «Вооружить» рабский труд новыми техническими достижениями так же не представлялось возможным – рабы просто ломали орудия или всячески содействовали их порче. В этих условиях для поддержания доходности своих хозяйств владельцы латифундий вынуждены были увеличивать количество рабов и значительно усиливать их эксплуатацию. Это, с одной стороны, влекло за собой усиление грабительской политики Рима, разжигающего войны во имя захвата новых рабов, а с другой стороны – коллапс рабовладельческого хозяйства вызвал широкое революционное брожение в массах угнетённых.
С середины II в. до н.э. Италию и провинции практически безостановочно сотрясали гражданские войны, направленные против всей системы социально-экономических отношений рабовладельческого государства. В этот период мы можем увидеть и многочисленные восстания рабов (два восстания на Сицилии, восстание Аристоника в Малой Азии, крупнейшее восстание Спартака), и движение мелких крестьян за землю (т.н. «реформы Гракхов» и другие движения против крупных латифундистов), и восстания провинциалов за получение гражданских прав (восстание италиков, война Рима против Митридата). Короче говоря, Римскую республику охватил тяжелейший революционный кризис.
Однако все эти стихийные революционные движения не смогли перерасти в революцию. Отчасти по причине могущества рабовладельческого Рима, отчасти из-за разрозненности действий и культурного антагонизма между рабами и свободными крестьянами, отчасти из-за низкого уровня классового сознания и отсутствия внятной программы у самого революционного движения.
Непосредственным результатом этого тяжёлого кризиса стал переход республиканского Рима к новой политической системе, системе империи, т.е. реакционной военной диктатуре крупных рабовладельцев и латифундистов. Террористический режим империи открыто подавляет как новые революционные ростки, так и остатки старой оппозиции, в том числе, оппозиции в стане самих рабовладельцев, недовольных ликвидацией республиканского строя.
Всё это породило в низших, наиболее эксплуатируемых слоях римского общества глубокое отчаяние и апатию. Надежды на будущее освобождение рухнули.
Такое состояние общественной депрессии, накрывшей империю в I веке н.э. весьма благоприятствовало развитию всевозможных мистических настроений. Взоры отчаявшихся рабов, разорённых крестьян и люмпен-пролетариев, потерпевших полное поражение в реальном мире, устремились на небо, в фантастический мир волшебных героев, несущих избавление от всех бед.
Принципы и законы
Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.
Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.
Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.
Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:
- Милосердие: оказание помощи нуждающемуся в ней, облегчение страданий несчастного. Милосердный человек совершает угодное Господу дело.
- Прощение: не менее важная сторона жизнь. Речь идет не о забвении обиды, а о предоставлении Богу права самому наказывать обидчиков. Без прощения всех, кто обижал христианина, тот не сможет попасть после смерти в рай.
- Стойкость: человек исполнен веры и надежды на помощь Бога, доводит до конца любое дело и не унывает. Это необходимо для распространения добра и веры.
- Бодрствование: речь идет об открытости для добрых дел и служения Господу. Душа и совесть человека не должны спать, когда кому-то требуется помощь. Является важным ресурсом для верующего.
- Церковь: является «проводником» учения от Бога к человеку. Она играет важную роль в жизни верующего: сюда приходят на исповедь и причащение, Церковь помогает запутавшимся и учит тех, кто хочет узнать, что значит быть православным человеком.
- Исповедь: чистосердечный рассказ о своих грехах, раскаяние в них и получение прощения. Является одним из таинств, обязательных к исполнению. Если человек не успеет исповедаться, он не сможет попасть в Рай.
- Воскресенье: день, когда верующий должен отринуть житейские заботы и подумать о душе и Господе. В это время принято посещать храм и молиться.
Философия
С богословской стороны для древнего христианства были характерны:
- идея, что Дух Святый во все времена действовал в церкви, и
- правильная вера необходима для душевного спасения;
Следовательно, думать, что тот или иной догмат до такого-то собора по содержанию не существовал или понимался церковью иначе, чем определено на соборе, значит думать, что Дух Святый попускал христиан до неведения или заблуждения, при котором невозможно самое спасение.
Исторически церковь оправдывает свой взгляд, указывая:
- на то, что древняя церковь не признавала за собою сил и права развивать догматы по существу и
- всегда считала себя в праве анафематствовать еретиков минувших времён, даже если при жизни их почему-либо не судили и не осудили;
- на то, что далеко не все догматы вообще подверглись общеобязательной формулировке вселенского собора, что, однако, не мешало и не мешает им существовать (число таинств определено на Востоке и на Западе в XII веке одинаково и независимо).
Это интересно: 112,Возникновение земледелия: освещаем тщательно
Философия
С богословской стороны для древнего христианства были характерны:
- идея, что Дух Святый во все времена действовал в церкви, и
- правильная вера необходима для душевного спасения;
Следовательно, думать, что тот или иной догмат до такого-то собора по содержанию
не существовал или понимался церковью иначе, чем определено на соборе, значит думать, что Дух Святый попускал христиан до неведения или заблуждения, при котором невозможно самое спасение.
Исторически церковь оправдывает свой взгляд, указывая:
- на то, что древняя церковь не признавала за собою сил и права развивать догматы по существу и
- всегда считала себя в праве анафематствовать еретиков минувших времён, даже если при жизни их почему-либо не судили и не осудили;
- на то, что далеко не все догматы вообще подверглись общеобязательной формулировке вселенского собора, что, однако, не мешало и не мешает им существовать (число таинств определено на Востоке и на Западе в XII веке одинаково и независимо).