Гагаузы

Оглавление

СМИ

Гагаузским общественным телерадиовещателем является Телерадио Гагаузии (гаг. Gagauziya Radio Televizionu — GRT), ведущее свои программы на трёх языках: гагаузском, русском и молдавском. Помимо GRT вещают и другие телеканалы, например Ачык ТВ (Acik TV).

В регионе работают новостные порталы:

  • на гагаузском языке: gagauz.in, meydangazetasi.com, anasozu.com и другие.
  • на русском языке: gagauz.md, gagauzlar.md, gagauzinfo.md, edingagauz.com, gagauzia.md, halktoplushu.md, gagauzdunnesi.md, gagauznews.md и другие.

С 1998 года выходит в свет первая газета на гагаузском языке «Ana Sözü» (1988—1994, 1999 — наст. время). Редакцию газеты бессменно возглавляет Фёдор Занет.

В настоящее время также выпускаются на гагаузском языке газеты «Hakikatın sesi»», «Meydan» и журналы «Sabaa yıldızı» (1996 — наст. время), «Gagauz dili hem literaturası» (2009 — наст. время).

Культура

Одежда


Гагаузы в национальной одежде

В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок (чемьберь) поверх тонкого белого платка (мода). В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет (лифт). Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс (кушак), шляпа — летом, каракулевая меховая шапка (калпак) — зимой. У пастухов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины (мешин) мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины (кюрк), иногда декорированная красной или зелёной строчкой.

Национальная кухня

Важное место в питании занимал хлеб, делавшийся из пресного и дрожжевого теста. Хлебные лепёшки считаются одним из древних хлебных продуктов

Из квашеного теста изготовляли пирожки (karmyarik), внутри которых находилась брынза, капуста, творог, обжаренные в масле. Также были популярны слоёные пироги из пресного теста с начинкой из брынзы и творога (pidä/pide, kivirma, plaçinta, kirdä).

Из мясных блюд выделяется kaurma — обжаренное мясо баранины или свинины с потрохами, приправленное укропом, петрушкой и другими травами. Из свиных или куриных голов и ножек варился холодец paça (пача). Под общим названием manca (манджа) известны соусы с различными основами — луковый соус, соус со щавелем, соус со сливками, соус из яиц с брынзой, и другие.

Религия

Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, вероятно, были тенгрианами[источник не указан 1651 день]. Христианизация (греческое православие) части балканских тюрок шла медленно и болезненно. Вплоть до конца 20-ого века гагаузы сохраняли некоторые языческие обряды, такие как «Пипируда» (бабочка) — обряд вызывания дождя. Зачастую такие обряды переплетались с христианской символикой и наделялись христианским религиозным смыслом. До переселения в Бессарабию, гагаузы на Балканах придерживались болгарской и греческой православной церкви. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов из территории южной Добруджи на территорию Бессарабии, гагаузы на новой территории вместе с остальными переселенцами перешли в лоно русской православной церкви. Большинство гагаузов Молдавии в настоящее время исповедует православие. Также широко распространены протестантские общины: баптисты и пятидесятники.

Другая часть гагаузов, «гаджа́лы», представляют собой особую этнорелигиозную группу и исповедуют ислам суннитского толка. Эта часть гагаузов не переселилась из Болгарии и Греции в Бессарабию и, впоследствии, была почти полностью культурно ассимилирована болгарами, греками и турками.

Браки

Для гагаузов Молдавии было долгое время характерно преобладание моноэтничных браков: из 100 браков, заключённых в 1970 году, моноэтничными были 73, а из 100 браков, заключённых в 2003 году такими являлись 77. В 2003 году гагаузские мужчины Молдавии чаще вступали в брак с женщинами своей национальности (78 %), реже с молдаванками (9 %), болгарками (5 %), русскими (4 %) и украинками (3 %). Для гагаузских женщин Молдавии в 2003 году эти показатели составили соответственно: 75 %, 8 %, 5 %, 4 % и 5 %. Для гагаузов Кишинёва характерны, напротив, преимущественно национально-смешанные браки, на которые в 2000 году пришлось 97 % всех браков гагаузов обоего пола. На 2018 год количество моноэтничных браков снизилось.

Имена

Гагаузское имя состоит из личного имени, отчества и фамилии. Наиболее узнаваемая форма имени, как правило, состоит из имени и фамилии. Такая система у гагаузов закрепилась во второй половине XX века. Современные личные гагаузские имена принадлежат различным эпохам. Все имена относятся к христианским. В основном имена имеют греческие, болгарские, латинские происхождение. В последние время гагаузы все чаще заимствуют иностранные имена.

Имя ребёнку даётся двумя способами:

  • по имени дедушки или бабушки
  • по имени крёстных

Гагаузские фамилии имеют балканское происхождение. В основном они с гагаузского, болгарского, греческого языка. Кроме того, фамилии происходят от профессий, уличных прозвищ, имени отца. При заключении гражданского брака женщины принимают фамилию своего супруга.

Язык

Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский (центральный) и вулканештский (южный).

Были выявлены основные различия между центральным и южным диалектами. В области фонетики:

1. Степень употребляемости гласных переднего ряда ä и е.

В центральном диалекте гласный ä закономерно выступает в конечном открытом слоге имён и глагольных форм (например: gecä ‘ночь’) и в аффиксах под ударением после основ с гласными переднего ряда (köklär ‘корни’, evdän evä ‘из дома в дом’, gidän ‘уходящий’, gidärdi ‘он уходил’ и т. п.). В южном говоре гласному ä в указанных случаях соответствует гласный е (maale, gece, hergele / kökler, evden eve, giden, giderdi).

2. Варианты личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного
числа. Bän // sän в центральном диалекте и ben // sen в южном диалекте.

3. Употребление долгих гласных ää и её в конце слова. В комратско-чадырском диалекте употребляется долгая гласная ää, например: gezmää ‘ходить’, gülmää ‘смеяться’, gözçääz ‘глазок’, köpää ‘собака’ (дат.п., вин.п. в результате выпадения согласного k между гласными), a в вулкэнештском диалекте в этой же позиции — долгая
гласная её: gezmee, gülmee, gözçeez, köpee.

4. Степень влияния согласного у (йот) и аффрикаты с (дже) на
предшествующие широкие гласные а и е.

В комратском и чадыр-лунгском говорах гласные а, е перед среднеязычным спирантом у (йот) и аффрикатой с (дже) сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо (Ср.: burdêim — burdayım ‘я здесь’, sobıêi — sobayı ‘печка’ (вин.п.), alıcek — alacak ‘он возьмет’, gidicek (gicek) — gidecek ‘он пойдет’ и т. п.

5. Выпадение конечного r в аффиксе множественного числа в южном говоре и его сохранение в центральном диалекте: Например: Kızla(r) topladıla(r) çiçek da ördüle(r) feneţ. ‘Девушки собрали цветы и сплели венок’.

6. Выпадение согласного h в начале слова.

Согласный h, звучащий в гагаузском языке как лёгкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратско-чадырском. Например: (h)ava ‘погода’, (h)ayvan ‘животное’, (h)asta ‘больной’ и т. п.

В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков.

В советский период развивалась и гагаузская культура. Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, ), «Узун керван» (Длинный караван, ), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, ) и многие другие.

До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена письменность для гагаузского языка на основе русской графики. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики.

Политика

Автономия Гагаузии гарантируется Конституцией Молдовы и регулируется Законом об автономии Гагаузии 1994 года. Если Молдова решит объединиться с Румынией, Гагаузия получит право на самоопределение. В гагаузском Народном Собрании (Гагауз: Halk Топлушит ; Румынское: Adunarea Populara ) имеет мандат на правотворческие полномочия в пределах своей компетенции. Сюда входят законы об образовании, культуре, местном развитии, бюджетные и налоговые вопросы, социальное обеспечение и вопросы территориального управления. Народное Собрание также наделено двумя особыми полномочиями: оно может участвовать в формулировании внутренней и внешней политики Молдовы; и, если центральные постановления вступают в противоречие с юрисдикцией Гагауз-Ери, он имеет право обжаловать это в Конституционном суде Молдовы .

Высшим должностным лицом Гагаузии, возглавляющим структуру исполнительной власти, является губернатор Гагаузии (гагаузский: Башкан ; румынский: Гувернаторул Гагаузей ). Она / она избирается всеобщим голосованием на четырехлетний срок и имеет власть над всеми государственными административными органами Гагаузии. Она также является членом Правительства Республики Молдова. Право на пост губернатора требует свободного владения гагаузским языком, наличия молдавского гражданства и минимального возраста 35 лет.

Постоянная исполнительная власть в Гагауз Ери осуществляется Исполнительным комитетом ( Bakannik Komiteti / Comitetul Executiv ). Его члены назначаются губернатором или простым большинством голосов Ассамблеи на ее первой сессии. Комитет обеспечивает применение законов Республики Молдова и Собрания Гагауз-Ери.

В рамках автономии Гагаузия имеет собственную полицию .

Гагауз Халки — бывшая гагаузская сепаратистская политическая партия, ныне объявленная вне закона.

Выборы

Выборы местного губернатора и парламента, а также референдумы проходят в автономном округе.

Население также голосует на выборах в национальные законодательные органы.

Региональные выборы в Гагаузии с 1995 г.
Стороны 1995 г. 1999 г. 2003 г. 2008 г. 2012 г. 2016 г.
Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ) 1 6
Демократическая партия Молдовы (ДПМ) 1 2 1
Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) 8 4 16 10 7
Либерально-демократическая партия Молдовы (ЛДПМ) 2
Общественно-политическое движение «Равенство» 1 2
Социалистическая партия Молдовы (ПСМ) 2 1
Социал-демократический союз «Муравейник» (УФС) 2
Народно-демократическая партия Молдовы (НДПМ) 1
Народная партия «Родина» (ППВ) 5
Демократическая аграрная партия Молдовы (ДАП) 5
Народная партия гагаузов (НПГ) 1
Профсоюзы 11
Независимые 5 25 17 21 год 25 28 год

История

Большинство современного населения Гагаузии является потомками задунайских переселенцев, пришедших с Балканского полуострова, и начавших заселять земли Бессарабии после начала русско-турецкой войны 1806—1812 годов. После утраты над ней контроля Порты и ухода буджакских ногайцев, количество переселенцев значительно увеличилось. Переселенцам были выделены земли в пяти округах: Измаильском, Верхне-Буджакском, Нижне-Буджакском, Кагульском и Прутском. Расселение происходило преимущественно в местах, где уже ранее были обустроены поселения татар-ногайцев. Прибывающие переселенцы имели греческое вероисповедание, их определяли как болгар, однако большинство из них разговаривало на турецком диалекте.

11 ноября 1940 года, когда уезды Молдавской ССР были разделены на районы, гагаузское население в основном стало занимать Конгазский, Комратский, Чадыр-Лунгский и частично Вулканештский районы.

В 1990-х годах на фоне войны в Приднестровье проблемы Гагаузии решались сравнительно мирно, хотя она также провозгласила независимость и желание остаться в Союзе (в СССР, затем в несостоявшемся ССГ) и некоторое время была непризнанным государством Республика Гагаузия.

В декабре 1994 года парламент Молдавии принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери), наделивший регион с компактным проживанием гагаузов правами автономии. 22 июля 1995 года Вулканештский, Комратский и Чадыр-Лунгский районы стали внутренними районами Гагаузии, однако границы районов изменились после референдума, проводимого в вышеперечисленных сёлах, а также соседних района Басарабяски и Тараклийского районов.

В 1999 году, после проведения административной реформы, АТО Гагаузия окончательно закреплено в конституции Молдавии.

В 2000-х годах значительную помощь Гагаузии оказывала Турция. За счёт средств, поступивших из Турции, была построена система водоснабжения, позволившая в большой степени снять проблему обеспечения водой жителей населённых пунктов всего юга Молдавии. Также был открыт молдавско-турецкий лицей в Чадыр-Лунге, выпускники которого получали возможность продолжать учёбу в турецких университетах.

Со второй половины 2000-х возросли.

2 февраля 2014 года власти автономной республики провели референдум, в ходе которого 98 % избирателей поддержали интеграцию в Таможенный союз ЕврАзЭС и высказались за «отложенный статус автономии», который даёт ей право выйти из состава Молдовы в случае утраты ею независимости. Власти Молдавии объявили проведение референдума незаконным, а его результаты — не имеющими юридической силы.

Российская империя

В 1812 году Бессарабия , ранее восточная половина княжества Молдавия, стала частью Российской империи , и ногайские племена, населявшие несколько деревень на юге Бессарабии (или Буджака), были вынуждены покинуть ее. Между 1812 и 1846 годами русские расселили гагаузов от территории современной восточной Болгарии (которая оставалась под Османской империей ) до православной Бессарабии, в основном в поселениях, оставленных ногайскими племенами. Они поселились там параллельно с бессарабскими болгарами в Авдарме, Комрате , Конгазе, Томае, Чишмикии и других бывших ногайских селах. Некоторые гагаузы также поселились в той части Княжества Молдавия, которая не перешла под контроль России в 1812 году, но в течение нескольких лет деревня за деревней переселялись на компактную территорию, которую они населяют сегодня на юге Бессарабии.

Происхождение

О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез:

  • Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы;
  • В Турции распространена сельджукская теория: гагаузы являются потомками турок-сельджуков, переселившихся в XIII веке в Добруджу и основавших там совместно с половцами огузскую державу;
  • В Болгарии наиболее распространена гипотеза, согласно которой гагаузы — потомки отуреченных болгар;
  • Гагаузы — потомки тюрков-булгар, переселившихся в VII веке с берегов Волги на Балканы и принявших в IX веке христианство. Современных лингвистических обоснований не имеет.

Наиболее вероятно, что в этногенезе гагаузского народа принимали участие все вышеназванные группы.

Генетическое происхождение

Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населённых пунктов, не внесло чёткой ясности об их происхождении. Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны. В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские (сельджукские). Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Гагаузы принадлежат к Y-ДНК гаплогруппам: I2 (23.6 %), R1a (19.1 %), G (13.5 %), R1b (12.4 %), E1b1b1a (11.1 %), J2 (5.6 %) и N (2.2 %). Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с македонцами, болгарами, сербами и другими балканскими народами[источник не указан 267 дней]. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской гипотезе.

Лингвистические особенности

Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан.

Республика Гагаузия

Гагаузы, как и чеченцы, пытались создать собственное государство. В 1990 году Молдова выбрала курс на выход из состава СССР. Построение независимости сопровождалось националистическими лозунгами, притеснениями всего русского и попытками навязать национальным меньшинствам молдавский язык и культуру.

В Гагаузии – месте компактного проживания гагаузов на юге Молдавии начались протесты и разговоры о создании собственного государства. Для усмирения сепаратистов 25 октября 1990 года туда выдвинулось до 50 тысяч молдавских националистов-добровольцев. Руководил колонной первый премьер-министр Молдавии Мирча Друк. Автобусы с националистами сопровождали отряды молдавской милиции.

Узнав об этом, жители гагаузских сел, вооружившись арматурой, топорами и палками стали готовиться к боям. Избежать гражданской войны удалось только после прибытия советских солдат в зону конфликта. 31 октября 1990 года было объявлено о создании независимой Республики Гагаузии. Через четыре года она вошла в состав Молдовы как особое административно-территориальное объединение.

В Молдавии и сегодня не прекращаются разговоры относительно присоединения страны к Румынии. Однако согласно молдавскому законодательству в случае утраты Кишиневом своей государственности, Гагаузия имеет право на внешнее самоопределение. В феврале 2014 года гагаузы провели референдум и проголосовали за продление особого статуса.

Библиография

  • Ваня Матеева, 2006 г. София, «Гагаузите — еще един поглед»
  • Димитрис Михалопулос, «Митрополит Гагаузский: посол Танривер и проблема турок-христиан-православных в Румынии», Турция и Румыния. История партнерства и сотрудничества на Балканах, Стамбул: Союз муниципалитетов тюркского мира и Стамбульский университет, 2016 г., стр. 567-572. ISBN 978-605-65863-3-0
  • Шабашов А.В., 2002, Одесса, Астропринт, «Гагаузы: система родства и происхождение народа», (Шабашов А.В., «Гагаузы: система терминов родства и происхождение народа»)
  • Михаил Губогло, 1967, «Этническая принадлежност гагаузов». Советская этнография, № 3
  • Дмитриев Н.К., 1962, Москва, Наука, «Строение тюркских языков», статьи «О лексике гагаузского языка», «Гагаузские этюды», «Фонетика гагаузского языка», (Дмитриев Н.К., «Структура Тюткских Языков», статьи «К вопросу о словарном составе гагаузского языка», «Гагаузские этюды», «Фонетика гагаузского языка»)
  • Михаил Чакыр, 1934 г., Basarabyalı Gagavuzların İstoryası
  • Ковальский, Т., 1933 Краков, «Les Turcs et la langue turque de la Bulgarie du Nord-Est».
  • Шкорпил, К. и H., 1933 Praha, «Материали към въпроса для съдбата на прабългарите и на севере и към въпроса для произхода на съвременните гагаузи». Византинославица, Т.5

Литература

на русском языке
  • Губогло М. Н. // Народы и религии мира: Энциклопедия / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Рос. Акад. Наук (Москва); Гл. ред. В. А. Тишков; Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая рос. энцикл., 1998. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6.
на других языка
  • Zanet T. Gagauzluk: Kultura, ruh, adetlär: Gagauz folkloru / Inst. de Filologie al Acad. de Ştiinţe a Moldovei, Inst. de Folclor al Acad. Naţ. de Ştiinţe a Azerbaidjanului. — Ch.: Pontos, 2010. — 554, p.
  • Metin Omer, «Agenda politică a unui intellectual din Turcia kemalistă: Hamdullah Suphi Tanrıöver, turcismul şi găgăuzii», Intelectuali Politici şi Politica Intelectualilor, Cetatea de Scaun, 2016, p. 345—362 (ISBN 978-606-537-300-6).

Примечания

  1. Без учёта населения Приднестровья (ПМР)
  2. ↑ .
  3. ↑ .
  4. ↑ .
  5. . bigenc.ru. Дата обращения: 16 октября 2020.
  6. ↑ .
  7. ↑ Гагаузы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Варна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. — С. 146. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4.
  10. . www.minelres.lv.
  11. Языки народов СССР: в 5-ти томах. Тюркские языки. — М.: Наука, 1966. — Т. 2. — С. 112—113.
  12. Никогло Д. Е. Система питания гагаузов в XIX — начале XX века. — Кишинев, 2004. — С. 66—70.
  13. Никогло Д. Е. Традиции питания // История и культура гагаузов. — Кишинев, 2006. — С. 717, 723—724.
  14. , с. 131.
  15. ↑ , с. 133.
  16. , с. 137.
  17. . Дата обращения: 24 ноября 2007.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2014.
  19.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2014.

Демография

Согласно переписи 2014 года, в Гагаузии проживало 134 132 человека, из которых 36,2% городское и 63,8% сельское население.

  • Рождений (2010 г.): 2042 (12,7 на 1000)
  • Смертей (2010): 1868 (11,6 на 1000)
  • Темпы роста (2010 г.): 174 (1,1 на 1000).

Этнический состав

По результатам переписи 2014 года этническая разбивка в Гагаузии составила:

Этническая группа численность населения Процент от общего
Гагаузский 112 403 83,8%
Болгары 6 573 4,9%
Молдаване 6 304 4,7%
Россияне 4292 3,2%
Украинцы 3 353 2,5%
Другие 1 207 0,9%

Существует продолжается спор идентичности по поводу того , румыны и молдаване являются той же этнической группой. При переписи каждый гражданин мог указать только одну национальность; следовательно, нельзя было заявить о себе одновременно молдавским и румынским.

Религия

  • Христиане — 96,0%
    • Православные христиане — 93,0%
    • Протестанты — 3,0%
      • Баптисты — 1,6%
      • Адвентисты седьмого дня — 0,8%
      • Евангелисты — 0,4%
      • Пятидесятники — 0,2%
  • Другое — 2,2%
  • Нет религии — 1,6%
  • Атеисты — 0,2%

Православные турки

Происхождение гагаузов историками до конца не выяснено. Ряд исследователей считают их потомками средневековых кочевников – огузов, печенегов, куманов, которые откочевали из Северного Причерноморья на Балканы. По другой версии они турки-сельджуки, переселившиеся в Добруджу, где они вместе с половцами основали Огузскую державу. Есть мнения, что гагаузы – отуреченные болгары.

Генетика и лингвистика подтверждает тюркское происхождение гагаузов, которые приблизительно в Х веке пришли на Балканы и активно смешивались с местными жителями. От своих воинственных предков они унаследовали вспыльчивый характер. Как и у чеченцев, символом народа является степной волк. В переводе с огузского языка их название переводится как прямой нос или клюв.

Гагаузы считают, что соседние народы так назвали их предков за прямолинейность и решительность. Они всегда шли туда, куда смотрел их нос и не сворачивали с пути. Гагаузы православные, но вплоть до ХIХ сохраняли множество элементов язычества. Их численность оценивается в 250 тысяч человек, больше половины из которых проживает в Молдавии. 32 тысячи осели на Украине и 14 тысяч в России. Общины гагаузов есть в Турции, Греции, Румынии, Болгарии.

Языковая ситуация

Языковая ситуация в Гагаузии сложна и многообразна. В Гагаузии три официальных языка: гагаузский, молдавский и русский. (Переписка с органами власти, предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными за пределами Гагаузии, осуществляется на молдавском и русском языках). Национальные и языковые предпочтения жителей разных национальностей зачастую не совпадают и отличаются распространением дву- и трёхъязычия, варьирующих в зависимости от многих факторов и ситуаций. Гагаузский язык — родной язык для большинства населения. Русский язык является лингва франка и для многих жителей автономии, в частности, в городах автономии, русский является фактически родным языком. Обучение детей в автономии по-прежнему ведётся на русском языке (на 2014 год), хотя отношение к подобной ситуации официальных властей Молдавии неоднозначно.

Из 23 293 учеников, обучавшихся в 55 учебных заведениях автономии в 2008 году, 22 163 обучались на русском языке. На молдавском (или румынском языке) — 707 учеников, на нескольких языках сразу (включая русский) — 423 ученика. Делопроизводство на территории Гагаузии, в том числе в системе органов власти ведётся на русском языке. На территории автономии превалируют русскоязычные средства массовой информации, при этом количество литературы, изданной на гагаузском языке, также увеличивается. Языковая политика гагаузского телевидения предусматривает равную долю вещания на русском языке, наряду с двумя другими официальными языками автономии — гагаузским и молдавским.

Водоснабжение и водоотведение

Доступ к централизованным услугам водоснабжения в Гагаузии обеспечен 79 % населения, в том числе 83 % в городской местности и 76 % в сельской. Вода подаётся населению и промышленности при помощи артезианских скважин (из нижне-среднего и верхнесарматского горизонтов) и шахтных колодцев, с глубин от 10 до 50 м. Качество питьевой воды в автономии не соответствует минимальным нормативным требованиям.
Власти Гагаузии, в качестве системного решения проблемы качества воды в регионе, рассматривают возможность подачи в автономию воды из реки Прут, используя существующие водозаборы в городах Кагул, Леова и Кантемир.

Охват населения Гагаузии услугами канализации составляет 17 %, что ниже среднего показателя по всей стране в 2,3 раза (40 %). Общей проблемой являются отсутствующие или нефункционирующие очистные сооружения.