«летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей?

Оглавление

Содержание фильма «Летят журавли»:

Фильм «Летят журавли» рассказывает о судьбе двух молодых людей Бориса Бороздина (актер Алексей Баталов) и его невесте Веронике (актриса Татьяна Самойлова).

22 июня 1941 года Борис вместе со своей невестой Вероникой гуляют по Москве и под утро, возвращаясь домой они видят в небе клин журавлей.

В это время немецкие войска уже перешли границу СССР, началась вторая мировая война.

Приходит повестка и Борис добровольцем уходит на фронт, до ухода Бориса остается всего пару часов.

Семья Бориса — его отец Федор Иванович (актер Василий Меркурьев), бабушка Варвара Капитоновна (актриса Антонина Богданова), сестра Ирина (актриса Светлана Харитонова) и двоюродный брат Марк (актер Александр Шворин), — едва успевают проститься с Борисом.

Из-за перекрытого движения Вероника не успевает на семейные проводы Бориса, и она попадает на вокзал, когда Борис садиться в вагон.

Бабушка Бориса Варвара Капитоновна передает Вере прощальный подарок Бориса — игрушечную плюшевую белочку с корзинкой конфет. Борис предупредил, что с игрушкой он написал Вере записку, но Вера не смогла ее найти.

Во время бомбежки погибают родители Веры, и Вера переезжает жить в семью Бориса.

С самого начала войны семья и Вера не имеют никаких вестей от Бориса и не ничего знают о его судьбе.

Влюбленный в Веру брат Бориса, талантливый пианист Марк, пытается добиться взаимности от Вероники.

Во время авиационного налета на Москву, когда Марк и Вера остаются одни, Вероника не смогла устоять перед Марком, и они становятся любовниками.

Не смотря на протесты семьи, Вероника и Марк женятся.

В это время Борис вместе со своей попавшей в окружение частью с боями пробирается за линию фронта к своим и во время разведки происходит непоправимое – Борис гибнет от пули немецкого снайпера.

Семья Бориса и Вероника с Марком переезжают в эвакуацию за Урал.

Вероника работает в госпитале. Во время ее дежурства у одного из солдат происходит нервный срыв из-за его неверной невесты.

Вера, под впечатление происшедшего, приняв все на свой счет, хочет, бросится с моста и покончить с собой.

С моста Вероника видит маленького мальчика и бросается его спасать. Едва успев Вера спасает мальца  из-под колёс грузовика. Оказалось, что мальчик не знает где его родители и зовут его, по странному стечению обстоятельств также как и ее бывшего жениха тоже Борис.

Вероника приводит мальчика к себе домой и хочет дать ему поиграть плюшевой белочкой, которую она получила от ее Бориса.

Вероника начинает разыскивать свою игрушку и узнает, что у Марка есть любовница Антонина Монастырская, с которой у Марка давний роман.

Вероника находит Марка среди гуляющих барыг и спекулянтов, которых Марк развлекает игрой на пианино. Здесь же на столе она находит и свою плюшевую белочку. В этот момент одна из дам разворачивает золотой орешек, лежащий в корзине у белочки, и находит в нем записку от Бориса.

Вероника выхватывает записку, дает Марку пощечину и убегает.

Вероника и Марк расстаются.

В дом, где живет  Вероника, приходит солдат, которого в свое время Борис спас от смерти во время разведки. Он передает ей ее фотографию, которую дал ему Борис, и рассказывает о его смерти.

Вероника не верит в гибель Бориса и продолжает ждать от него вестей.

Заканчивается война, Вероника возвращается в Москву и бежит на вокзал встречать эшелон с фронта. Там она встречает только друга Бориса Степана, который рассказывает ей о том, что Бориса действительно нет в живых.

Над Москвой снова летят журавли.

Как в дальнейшем сложится судьба Вероники, вы узнаете, посмотрев онлайн фильм «Летят журавли».

Над фильмом работали

Актёрский состав

Почтовый конверт с кадрами из кинофильма «Летят журавли»: Алексей Баталов в роли Бориса, Татьяна Самойлова в роли Вероники. Россия, 2003 г.

Актёр Роль
Татьяна Самойлова Вероника («Белка»)
Алексей Баталов Борис Бороздин
Василий Меркурьев Фёдор Иванович, отец Бориса
Александр Шворин Марк, двоюродный брат Бориса
Светлана Харитонова Ирина, сестра Бориса
Константин Никитин Володя, сослуживец Бориса
Валентин Зубков Степан, друг Бориса
Антонина Богданова Варвара Капитоновна, бабушка Бориса
Борис Коковкин Николай Николаевич Чернов
Екатерина Куприянова Анна Михайловна Лебедева, учитель истории
Валентина Ананьина Люба, сотрудница Бориса
Валентина Владимирова солдатка
Ольга Дзисько Даша, сотрудница Бориса
Леонид Князев Сачков, сослуживец Бориса
Георгий Куликов Анатолий Александрович Кузьмин, инженер с завода
Даниил Нетребин раненый
Ирина Прейс Антонина Монастырская, пассия Марка
Николай Сморчков Захаров, раненый
Галина Степанова мать Вероники
Григорий Шамшурин отец Вероники
Валентина Березуцкая девушка на проводах
Алевтина Румянцева девушка на проводах
Любовь Соколова солдатка
Анна Заржицкая Палюкайтис, эвакуированная
Евгений Кудряшёв гость на вечеринке
Майя Булгакова встречающая на вокзале
Юрий Левитан голос диктора

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Виктор Розов
  • Режиссёр: Михаил Калатозов
  • Оператор-постановщик: Сергей Урусевский
  • Художник-постановщик: Евгений Свидетелев
  • Композитор: Моисей Вайнберг
  • Тексты песен: Вадим Коростылёв
  • Звукооператор: Игорь Майоров
  • Художник по костюмам: Лидия Наумова
  • Заместитель директора картины: Сергей Каграманов

Примечания

  1. Иоганнес Якоби. . Die Zeit, 12.06.1959. (нем.)
  2. , с. 86.
  3. ↑ , с. 96.
  4. , с. 81.
  5. Раззаков Ф. Наши любимые актрисы. — М.: Эксмо-пресс, 2000. — С. 114.
  6. . Allocine.fr.
  7. Thomas Lindenberger. Massenmedien im Kalten Krieg: Akteure, Bilder, Resonanzen. Böhlau Verlag, 2006. ISBN 978-3-412-23105-7. — С. 92.
  8. Heiner Timmermann. Das war die DDR. Lit, 2004. ISBN 978-3-8258-8167-2. — С. 662.
  9. Polska Agencja Telegraficzna. Rocznik polityczny i gospodarczy 1960. Ekonomiczne, 1961. ISSN 0324-8577. — С. 898.
  10. Instytut Historii Polska Akademia Nauk. Studia z dziejów Rosji i Europy Środkowo-Wschodniej 27-29. Zakład Narodowy imienia Ossolińskich, 1992. ISSN 1230-5057. — С. 171.
  11. . Filmová kultura: Brno 1945—1970.
  12. , с. 227.
  13. ↑ , с. 228.
  14. Долин, Антон. . meduza.io. Дата обращения: 12 ноября 2020.

Каннский кинофестиваль

О триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР сообщали сдержанно. В заметке без названия и фотографий в «Известиях» не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма.

Фильм «Летят журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально «Когда пролетают аисты»), поскольку дословный перевод слов «журавль» (grue, на сленге также «проститутка») и «лететь» (voler, омоним также «красть») дал бы второй смысл «проститутки воруют».

Съёмки и прокат

  • Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы. Изобразительное решение фильма, ставшее классикой операторского искусства, построено на съёмке с движения и использовании сверхширокоугольного объектива с фокусным расстоянием 18 мм.
  • В кинотеатрах СССР фильм посмотрело 28,3 млн зрителей (10-е место в прокате 1957), во Франции — свыше 5,4 млн, в ГДР — свыше 2,8 млн (5-е место в прокате 1958) из них 347 986 человек в Восточном Берлине, в ПНР — 3 млн до 1960 г. и 3,5 млн до 1967 г., в ЧССР — более 1,6 млн до 1970 г..
  • Во время съёмок Самойлова болела туберкулёзом.

Клод Лелуш и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля

Интересно, что именно съемки этого фрагмента увидел тогда еще совсем юный французский режиссер Клод Лелуш, ставший впоследствии легендой французского кинематографа. В то время он снимал в СССР документальное кино. Но увиденная на «Мосфильме» работа оператора Сергея Урусевского и режиссера Михаила Калатозова так потрясла его, что через несколько лет он ушел в художественный кинематограф. Если приглядеться повнимательнее, то в зрелом творчестве Клода Лелуша, например, в его культовом фильме «Мужчина и женщина» можно заметить множество ходов и решений, навеянных советским кинофильмом «Летят журавли».

А тогда, в 50-х, молодой французский режиссер, вернувшись на родину, в разговоре с директором Каннского фестиваля рассказал, что в СССР снимают грандиозное кино. Директор дождался премьеры фильма, посмотрел его и включил в основную конкурсную программу кинофестиваля. Правда, на конкурсе фильм фигурировал под названием «Когда прилетают аисты», так как перевод настоящего названия на французский язык обретал скабрезное сленговое значение.

Вот так и случилось, что советская военная кинодрама обошла на конкурсе работы мэтров зарубежного кино, и в 1958 году была удостоена главного приза Канн «Золотой пальмовой ветви». И до сих пор «Летят журавли» остается единственным полнометражным отечественным фильмом, который выиграл эту высокую международную награду.

Личная жизнь

На любовном фронте у Александра Борисовича бурлили настоящие страсти. Любвеобильный мужчина имел множество громких романов и мог похвастаться связями со знаменитыми актрисами. Например, наиболее известны его отношения с актрисой-красавицей Лилией Гриценко (сестрой актера Николая Гриценко).

Также актеру предписывают роман и даже короткий брак с дочерью известного актёра Сергея Лукьянова.

Доподлинно известно, что артист состоял в браке с дочерью полярного лётчика, носившего гордое звание Героя Советского Союза, Александре Ляпидевской.

Они познакомились еще будучи студентами. Шворин долго добивался расположения Александры, очень красиво ухаживал.

После заключения брака, девушка сопровождала мужа на съёмках. Когда один из режиссеров посоветовал ей поступить в театральный, Шворин был категорически против. Это стало причиной их размолвки, а позже и окончательного расставания.

Александр очень переживал разрыв с любимой. А Ляпидевская вскоре вышла замуж за актера Анатолия Кузнецова.

В конце концов, Шворин обрел свое счастье с простым экономистом Викторией.

Детей у актера не появилось ни в одном из браков.

Последние годы

С наступлением 90-х работы в кино не стало. Спасала актера только работа в любимом театре и хобби – резьба по дереву.

Но вскоре о театре пришлось забыть – Шворина начали мучить сильнейшие приступы астмы.

В конце концов, врачи поставили неутешительный диагноз – эмфизема легких.

Замечательного актера не стало 23 августа 1993 года. Ему было не так уж много, всего 62 года.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

  • 2021-08-11T02:22:01+00:00

    После заключения брака НЕТ ЗАПЯТОЙ девушка сопровождала

  • 2021-08-11T02:20:39+00:00

    Однако НЕТ ЗАПЯТОЙ характер у артиста был непростой

«Андрей Рублев»

Режиссер Андрей Тарковский

На Каннском кинофестивале — 1969 критики из разных стран мира единодушно присудили фильму «Андрей Рублев» приз ФИПРЕССИ. Никаких других призов, увы, у картины быть не могло, так как она была показана на фестивале вне конкурса.

Битва за участие фильма Андрея Тарковского в главном киносмотре мира продолжалась несколько лет, ее вели руководители Каннского фестиваля и знаменитые представители французской интеллигенции. Но советские киноначальники боялись выпускать на международную арену «неоднозначный» фильм, который и дома-то видели лишь специалисты и отчаянные киноманы. Однако в 1969-м руководителям Каннского фестиваля и тогдашнему министру культуры Франции Андре Мальро удалось перехитрить советских функционеров, но ценой потери фильма для конкурса. В Каннах были устроены внеконкурсные показы «Андрея Рублева». Ореол интриги создал невероятный ажиотаж вокруг фильма. На двух запланированных сеансах зал не вместил всех желающих, и на следующий день дирекция фестиваля устроила еще два дополнительных сеанса. Успех превзошел все ожидания, в Каннах — в этой кинематографической Мекке — многострадальный фильм ждал настоящий триумф.

Литература

  • Де Бек, Антуан; Тубиана Серж. Франсуа Трюффо = François Truffaut / Пер. с фр. С. Козина. — М.: Rosebud Publishing, 2020. — 848 с. — ISBN 978-5-905712-47-0.
  • Дунаевский А. Л. Каннский кинофестиваль 1939—2010. — М.: Амфора, 2010. — С. 978—5-367-01340-5. — 688 с. — (Дом кино). — ISBN 978-5-367-01340-5.
  • Десять операторских биографий. Вып. 1. Сост. М. Е. Голдовская. — М.: Искусство, 1978. — 207 с. — (Мастера советского театра и кино).
  • История советского кино. 1917—1967. В четырёх томах. — М.: Искусство, 1978. — Т. 4. 1952—1967. — 485 с.
  • Кремлёв Г. Д. Михаил Калатозов. — М.: Искусство, 1964. — 244 с. — (Мастера киноискусства).
  • Кожемяко, Виктор. Виктор Розов: Свидетель века. — М.: Алгоритм, 2013. — 304 с. — (Жизнь в искусстве). — ISBN 978-5-4438-0491-0.
  • Меркель М. М. Угол зрения (диалог с Урусевским). — М.: Искусство, 1980. — 135 с.
  • Розов, Виктор. Летят журавли: Киносценарий. — М.: Искусство, 1959. — 86 с.
  • Урусевский С. П. С кинокамерой и за мольбертом. — М.: Алгоритм, 2002. — 399 с. — ISBN 5-9265-0022-2.

Авторы Гайдпарка

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

  • Сергей Якунин

    «Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    У реки Орь

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь после 70: старческий позор или последняя радость

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Курильские острова – исконно русская земля

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России

    Читать полностью

  • Барон Мюнхгаузен

    Туман времени

    Читать полностью

  • Сергей Копылов Викторович

    Оппозиция и гибридная война

    Читать полностью

Признание

Во французском прокате, куда фильм попал ещё до Каннского кинофестиваля, советская картина получила значительный кассовый успех. Права на фильм приобрёл продюсер Игнац Моргенстерн — тесть Франсуа Трюффо. Именно последний порекомендовал продюсеру заняться организацией проката фильма во Франции. Моргенстерн впервые увидел его на предпремьерном показе, состоявшемся 21 апреля 1958 года, а 3 мая пересмотрел его повторно в обществе Трюффо, который убедил тестя приобрести права на фильм. Эта сделка оказалась очень выгодной для продюсера с учётом низкой стоимости прокатных прав фильма и его успеха у французского зрителя. Демонстрация картины началась в июне 1958 года и сопровождалась значительным кассовым успехом, что предоставило необходимые средства и окончательно убедило Моргенстерна профинансировать картину Трюффо «Четыреста ударов», ставшую знаковой для «Новой волны» и для французского кинематографа.

Клод Лелуш признавался, что и спустя десятилетия регулярно пересматривает советский шедевр: «Он не устарел ни в чём, по-прежнему великолепен. Я не видел более прекрасного фильма из России. Думаю, я в принципе не видел фильма лучше этого. Не кино, а чудо. Хотя в СССР было немало гениев…»

Театр и кино

После получения актерского диплома, Шворин долго искал свой театр. Сначала он получил приглашение в Театр имени Станиславского, затем в Театр на Малой Бронной. Служил в знаменитой Таганке. И только Театр имени Маяковского стал артисту родным. Здесь он сыграл лучшие роли и проработал до самой смерти.

В кино красивого юношу пригласили в 1955 году. Это была картина под названием «Ляна».

Но настоящий успех ему конечно же принес фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». В нём Шворин воплотил образ завистливого брата главного героя в исполнении Алексея Баталова.

Герой Шворина – Марк был влюблен в девушку своего двоюродного брата Бориса. Когда тот ушел на фронт, воспользовался случаем и женился на ней. В отличие от брата, у Марка была бронь.

Фильм принес огромную популярность всем актерам, которые в нем снимались. Также стал известен за пределами Союза. Его даже разрешили показать в Каннах, где отметили высокой наградой.

Годом ранее талантливого и видного актера заметил режиссер-сказочник А. Птушко и предложил роль Сокольничка в художественном фильме о богатыре Илье Муромце.

У актера Александра Шворина было немало и ведущих ролей в кино: «Деловые люди», «Лавина с гор», «Законный брак», «По тонкому льду».

Артист был довольно востребованным, много снимался. Каждое участие обворожительного красавца в фильмах не оставалось незамеченным.

Александр Шворин был душой компании в театральных кругах, имел много друзей, любил шумные застолья.

А вот с руководством ладил не очень. Мог поспорить с режиссерами или даже с партийным начальством. Актеру не очень-то нравился политический строй.

Возможно поэтому «неугодного» актера не выдвигали на получение званий и наград.

Глубоко личная история

Начать следует с того, что фильм был снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», написанной в 1943 году. Это первое литературное произведение писателя, к тому же написанное им в госпитале, где он лежал после ранения. У Виктора Розова получилась щемящая, глубоко личностная история, прототипами которой стали реальные люди и их судьбы. Может быть поэтому писатель так сопереживает своим героям, мыслит не штампами советской пропаганды, а вкладывает в них всю душу.

Фильм Михаила Калатозова – это размышление о неслучившемся: о том, какой прекрасной могла бы быть жизнь героев, если бы не началась эта страшная война. И хотя в фильме звучит всего лишь один роковой выстрел, он обрывает эту прекрасную неслучившуюся жизнь.

Главная роль – Вероники – досталась молодой актрисе Татьяне Самойловой, которая в тот момент только окончила вуз и была еще никому неизвестна, несмотря на то, что уже снялась в небольшой роли в фильме «Мексиканец» по рассказам Джека Лондона. Попробовать ее на столь ответственную роль уговорил режиссера гениальный оператор картины Борис Урусевский, который сразу оценил, как будут смотреться в кадре бездонные глаза Самойловой.

Кроме того, актриса благодаря своему военному детству не понаслышке знала, что такое потери близких и играла, вкладывая в роль всю себя. Немногие знают, что снималась она, едва держась на ногах: актриса болела туберкулезом, во время съемок болезнь обострилась, и она «работала на уколах». Тем не менее никаких поблажек и скидок на плохое самочувствие она не просила, хотя съемки были очень напряженными.

После успеха картины в Каннах Татьяну Самойлову даже звали сниматься в Голливуд. Но в то время советские актрисы собой не распоряжались и вместо Голливуда ее отправили сниматься в тайгу, где она снова тяжело заболела. Тем не менее нельзя отрицать, что именно роль Вероники сделала актрису настоящей звездой и кумиром целого поколения.

За плечами Баталова, который снялся в роли Бориса, уже были звездные роли. Но именно фильм «Летят журавли, в котором он в сущности играет совсем небольшую роль, сделали его всесоюзным любимцем, вывели на новый уровень популярности.

Кадр из фильма «Летят журавли», киностудия «Мосфильм», 1957г.

«Сорок первый»

Режиссер Григорий Чухрай

В 1957 году на Каннском кинофестивале фильм «Сорок первый» получил специальный приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Исполнитель роли поручика Говорухи-Отрока Олег Стриженов вспоминал много лет спустя в своей книге «Исповедь»: «Когда прибыли в Канны, нас поселили в большом фешенебельном отеле «Карлтон» на набережной Круазетт. Здесь жили делегации лишь четырех стран — Советского Союза, Англии, Франции и США. Этим как бы оказывалось почтение к четырем самым мощным государствам, их развитому кинематографу. Капиталисты приезжали — не глядя разбрасывали деньги в ресторанах, казино. Мы ничего подобного себе позволить не могли, зато ощущали себя внутренне богаче, гордились привезенной картиной».

<hr/>

Детство, юность и выбор профессии

6 ноября 1931 года в московской семье врача и домохозяйки праздновали рождение сына Сашеньки.

Парень, переживший в детстве военную эвакуацию в Поволжье, по возвращении в родной город окончил школу. Далее пошел трудится на предприятие авиационной промышленности.

Но яркая внешность и веселые компании подсказывали Саше, что его судьба отнюдь не заводской работяга. Хотелось жить красиво и романтично

И тогда Шворин обратил внимание на профессию актера

Недолго думая, Александр без особого труда поступает в Щукинское училище на курс таких же красивых и талантливых юношей и девушек. Его однокурсниками стали будущие звезды советского кино – Юлиан Панич, Елена Добронравова, Григорий Абрикосов.