Художник васильев, художник фальк

Оглавление

Введение

Данное сообщение является продолжением статьи «Художник Елизавета Потехина«.  В первой статье демонстрировались  неизвестные работы первой жены Роберта Фалька, взятые из альбома, на обложке которого выведено слово «ПотЪхина».  Альбом был найден в доме художницы Евгении Малешевской, в котором после войны поселилась семья Васильевых. Скорее всего, Е. Потехина при вступлении в «Бессарабское общество любителей искусства» передала свой альбом Малешевской — одному из основателей общества — для подтверждения своего профессионального уровня.  Решение было принято, а альбом, как водится, не был возвращен автору.Можно с уверенностью заключить: альбом , о котором мы говорили в предыдущей статье, принадлежит Елизавете Сергеевне Потехиной — первой жене Фалька.

Личная жизнь художника

Роберт Фальк был человеком влюбчивым. Для вдохновения ему было необходимо ощущение влюбленности. Так что официально он был женат 4 раза. Всех жён много писал.

Работы Роберта Фалька. Вверху слева: Лиза в розовом (Портрет первой жены Е. Потехиной). 1909. Частная коллекция. Вверху справа: Портрет Киры Алексеевой (второй жены). 1919. Третьяковская галерея. Внизу слева: Женщина в красном лифе (портрет третьей жены Раисы Идельсон). 1923. Третьяковская галерея. Внизу справа: В белой шали (портрет четвёртой жены Ангелины Щекин-Кротовой). 1947. Русский музей, Санкт-Петербург.

Со второй и третьей женами поддерживал тёплые отношения всю жизнь. Общался со своими детьми (от первого и второго браков). И очень переживал, если кто-то из-за него страдал.

Когда разводился с первой женой, на нервной почве даже попал в больницу. Именно там и создал свой знаменитый натюрморт с красной мебелью. На самом деле это не натюрморт, а портрет художника в тот жизненный период. 

Роберт Фальк. Красная мебель. 1920. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Тревога и боль заполняют все пространство души. Это вызывает пустоту и растерянность, которые символизирует белая скатерть.

Самостоятельно художнику было сложно с этим справиться. Но все обошлось. Фальк нашел способ вернуться к душевному равновесию. 

Он написал портрет, на котором представил, как все его три жены (с дочерью и матерью одной из них) стоят вместе. И всем хорошо, и все спокойны. 

Роберт Фальк. Воспоминание (воображаемое). 1929. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Но на самом деле первая жена так и не вышла замуж, всю жизнь ждала возвращения Фалька.

А их сын Валерий погиб на фронте во время Второй Мировой войны. Это была трагедия, конечно. Тем более, что сын с отцом были близки.

Роберт Фальк. Валерий Фальк. 1938. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Наследие постимпрессионистов

Сначала был импрессионизм. С него все тогда начинали. Даже Пикассо с Малевичем. Фальк не исключение. В 20 лет он очень похож на Клода Моне.

Роберт Фальк. Голубые березки зимой. 1907. Собрание семьи Мамонтовых, Москва. Фото из личного архива.

А потом было объединение художников «Бубновый валет». Многие русские авангардисты в нем состояли в молодости.

Сначала прониклись постимпрессионистами. Фальк примерял на себя четкий контур и густой слой краски. А ещё яркие фоны-обои. Так образы получаются нереалистичные, далекие от фотографической точности.

Но именно так художник мог передать характер, темперамент модели с особой силой. На это реализм не способен.

Слева: Роберт Фальк. Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком. 1911. Собрание Валентина Шустера. Фото из личного архива. Справа: Винсент Ван Гог. Портрет Доктора Рея. 1889. Пушкинский музей, Москва. Wikimedia Commons.

Конечно, не обошлось без влияния Сезанна. Тот частично отказывался от единой точки схода. Поэтому на его картинах на одни предметы мы смотрим сбоку, а на другие – сверху.

Мы же в реальности не стоим, замерев перед объектами! А движемся и смотрим на все с разных точек зрения.

Слева: Роберт Фальк. Натюрморт на белой скатерти. 1914. Собрание Светланы и Бориса Молчановых, Москва. Фото из личного архива. Справа: Поль Сезанн. Натюрморт с корзиной яблок. 1896. Чикагский художественный музей. Wikimedia Commons.

Вот и у Фалька все предметы мы видим сбоку. А вот стол скорее рассматриваем сверху. Поэтому не совсем понятно, как салфетка со стола не падает.

А какой замечательный блик на кувшине! Два мазка светлой краски.

Вдохновлялся и Гогеном. А точнее, перенял его клуазонизм. Это когда большие поверхности покрываются одним сплошным цветом. Получается эффект витража.

Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский музей-заповедник. Фото из личного архива.

Он усиливается ещё тем, что художник использует основные цвета палитры: красный, жёлтый и синий.

Слева: Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский музей-заповедник. Фото из личного архива. Справа: Поль Гоген. Таитянские пасторали. 1892. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Путь к призванию

Биография будущего художника началась в 1886 году. Ребенок появился на свет 15 (27) октября в Москве в семье знаменитого столичного юриста. Троим сыновьям родители дали великолепное знание немецкого языка. Учились дети в прославившемся строгими порядками реальном столичном училище Петер-Пауль-шуле.

У мальчика рано проявились способности к музыке. Взрослые всячески развивали их, неодобрительно относясь к таланту рисовальщика. Его в семье считали несерьезным увлечением. Однако ребенок выбрал не музыку, а изобразительное искусство. Писать маслом Роберт начал с 1903. Он твердо решил стать живописцем после обучения в школе-студии у Юона и Дудича в 1904-1905.

Выбор был принят неодобрительно, но отговорить сына родители не смогли.  Юноша стал студентом столичного училища живописи, зодчества и ваяния. Образование он получал у Константина Коровина и Валентина Серова. Благодаря им сформировалась основа творчества художника. В ранних работах Фалька игра света и цвета, в которой форма словно растворялась. Кубическим полотнам раннего мастера присуща нежность. Его называют самым лиричным из кубистов и самым молодым авангардистом.

После завершения курса художник стал участником объединения «Бубновый валет». В это время он увлекся неопримитивизмом. Яркой работой стал его пейзажи с мостиком и парусом.  В полотнах 1910-х заметны увлечение предметным лиризмом, увлеченность цветом. Вся геометрия конусов, пирамид и кубов пронизана мягкостью и потрясающим лиризмом.

А. Васильев и Е. Потехина

Интересный вопрос: знал ли Алексей Васильев Елизавету Потехину? Если  пути Васильева и Потехиной пересекались, то скорее всего причиной (и поводом) был альбом с работами последней.

Старая записная книжка на букву «Ф».

 То, что в записной книжке есть данные Фалька (выделены верхней рамкой) — вполне естественно — они знали друг друга. Интерес вызывает полный адрес знаменитого художника: Москва 34, переулок Курсовой, дом 1, квартира 57.   Нам кажется, наличие номера квартиры дает биографам  дополнительный импульс к поиску новой информации.
—————-

Дом, в котором жил и творил Роберт Фальк. Дом №1 по Курсовому переулку — дом Перцова — прочно связан с искусством.

 Петр Николаевич Перцов — инженер-путеец и страстный поклонник искусства. Дом был построен в 1906-1907 гг по рисункам художника Сергея Малютина —  автора «русского чуда», покорившего мир — матрешки. Недалеко от участка, купленного Перцовым, стоял другой дом в русско-сказочном стиле, сотворенный Виктором Васнецовым. Владелец дома Иван Цветков, будучи другом и собратом Перцова по коллекционированию подал ему идею сделать нечто похожее. Дом должен был выражать национальное своеобразие русского искусства. Дом был задуман, как доходный. Постояльцами «Дома-сказки» были художники М. Нестеров, К. Юон, здесь снимали квартиры артисты МХТа.  После революции и национализации дома хозяйские апартаменты занимал Лев Троцкий.  В верхних этажах располагались квартиры и мастерские художников. Кроме Р. Фалька в разных квартирах жили и работали  Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля и др.
————-
Принципиально  важным считаем наличие в записной книжке строки о  Потехиной. Она внизу  выделена рамкой.  Адреса нет, но есть номер московского телефона.  Наличие последнего отвечает на вопрос: знал ли Васильев Потехину? Знал!О Потехиной практически ничего неизвестно. Номер телефона Б3-16-22  дает хоть какую-то зацепку будущим исследователям творчества и жизни  Е. П.

На этом можно было статью заканчивать, если бы не задался вопросом: почему отец, который не часто  в своих адресных книгах пользовался карандашом, заполнил на странице «Ф»  графитом  пол листа? Здесь же мелькнула мысль, не единовременно ли были написаны адреса Фалька, Потехиной-Фальк и еще кого-то между ними?… Если бы не этот вопрос, и название статьи, и ее структура были бы другие.

Левидова Майя Михайловна

Еще один адрес, сделанный  карандашом в записной книжке — Левидова Майя Михайловна, Арбат 20, кв. 70. Записи сделаны одновременно! Иначе фамилия на «Л» никак не могла попасть на страничку буквы «Ф». Кто такая Левидова? Википедия  скупо проинформировала — российская художница  (1921—2012).  Зато в  биографических записках близкого друга Левидовой Юрия Вениаминовича  Геронимуса мы нашли определяющую информацию.«…отец Майи Михаил Левидов, знакомый с Фальком, как-то где-то на улице познакомил художника со своей пятнадцатилетней дочкой. Это было в середине тридцатых, вскоре после возвращения Фалька в Москву из Парижа.  (Здесь и далее выделено сайтом НА)… В те времена знакомство Майи с Фальком той встречей и кончилось«. «в ноябре сорок четвёртого, Майя Левидова родила сына, названного Мишей«. « … лет через двенадцать после той случайной встречи, знакомство Майи с Фальком возобновилось. Майя мне об этом событии рассказала, но я подробности и обстоятельства забыл. Общение между Майей и Фальком на этот раз стало регулярным. Майя показала Фальку свои работы, они ему понравились, и — по его ли, по её ли инициативе — Фальк стал Майю в её работе направлять и консультировать.  С какого-то момента я узнал от Майи, что её отношения с Фальком перешли границы отношений ученицы с учителем. Весь процесс от момента возобновления её знакомства с Фальком до превращения этого знакомства в роман занял не слишком большое время«…«Фальк был женат на своей третьей или четвёртой жене, Ангелине Васильевне Кротов-Щёкиной. Она страдала сильным сердечным заболеванием, и Фальк не решился разорвать с ней брак формально. Жизнь троих — Фалька, его фактической жены Майи и номинальной — Ангелины Васильевны нормальной назвать было нельзя».Здесь к месту будут слова Ангелины Васильевны о Фальке и его чертах:  «Он очень увлекался, но никогда в нем не было, знаете, такого циничного отношения к женщинам. Он всегда очень страдал от всех своих сложных отношений. Он каялся так, как, знаете, самый христианский грешник, в своих грехах, но это не мешало ему… да, начинать снова. Но при том, что приходилось иногда, может быть, и запутываться в какой-то лжи, но, в общем, он был искренним человеком. И ужасно ему хотелось, чтобы все как-то было хорошо и чтобы все относились друг к другу по-доброму. В частности, он бы ничего не имел против, если бы у него был такой мирный гарем. В общем, наполовину так и получалось…» В другой записной книжке А. Васильева упоминается 4-я жена Фалька, правда без адреса.

Продолжаем цитировать Геронимуса.«Как правило, они (Фальк с Левидовой) вместе проводили летние месяцы — иногда под Москвой, а иногда уезжали подальше. Одно лето они, например, прожили в Молдавии«. Последняя фраза — ключевая.  Именно она толкнула нас на обсуждение «семейного» аспекта визита Фалька в гости к Васильеву и вместе с другими фактами позволяет обобщить всю, сказанную выше, информацию.

Время становления

За полученные от продажи первой картины средства живописец отправился в Италию. Он критически отнесся к радикальным направлениям авангарда, выбрав для себя аналитическую стадию кубизма. Образы живописца поражают объемностью формы и насыщенностью цвета угловатых пятен, реалистичностью, лаконизмом. Каждый изображенный на холсте предмет осязаем. Кубистические приемы мастер использует для передачи лирического состояния героя, а не для реализации манеры письма.

С 1913 началось увлечение мастера творчеством Сезанна. Особенно заметны глубина проникновения, пластичность и чувство ритма в крымских пейзажах. Он писал и портреты, и интерьеры, и натюрморты. К его лучшим работам относят картину «Красная мебель» с завораживающей экспрессией цвета, напряженностью тревожного ожидания.

Значительные перемены в планы художника внесли революционные события 1917. Его  картинам того периаодаприсущи скрытый драматизм и сумрачность. С 1918 до 1921 Роберт Рафаилович работал в столичной коллегии по делам художественной промышленности и искусства. Протест против эстетства у мастера выразился в максимальном обращении к простоте. Роберт Рафаилович занимался преподаванием в свободных художественных мастерских и был одним из их организаторов. Затем он занял в них пост декана и завоевал признание как театральный художник. Начиная с двадцатых интерес к кубизму постепенно исчезает, вместо него пришел интерес к цветовой составляющей.

Роберт Фальк и отец НА Алексей Васильев

Роберт Рафаилович Фальк (1886 — 1958)

Знакомство

Из биографии Фалька узнаем, что он преподавал во ВХУТЕИНе   (Высший Художественно-технический институт, ранее ВХУТЕМАС (мастерские)) 10 лет с 1918 г. по 1928 г. Из биографии Васильева знаем о поступлении его во ВХУТЕИН в 1927 году. Два года одно учебное заведение связывало студента Алешу Васильева и педагога Роберта Рафаиловича Фалька — времени вполне достаточно, чтобы познакомиться, а то и подружиться. Тем более, что друзья-товарищи Алексея по институту Николай Ромадин и Семен Чуйков (будущие академики, народные художники СССР) фигурируют среди учеников Фалька.

Со слов отца дочь пишет (мы приводим цитату из книги «Две ипостаси Натальи Васильевой«): «Роберт Рафаилович Фальк жил в крайней нужде на чердаке института (ВХУТЕИН), в котором работал. К нему приходили сочувствующие. Они рассаживались на приготовленные скамейки. На мольберте стоял закрытый тряпкой холст. Художник просил зрителей своих впечатлений вслух не выражать. Его странные картины смотрели в полной тишине… Уходя, оставляли вдоль стен кулечки с едой. Сутулый и худой Фальк, держась за сердце, мучительно улыбался. «

Приглашение в гости

«В сороковых  годах папа пригласил к нам бедствующую семью преподавателя ВХУТЕИНа, тоже опального Р.Р. Фалька, которого многие тогда сторонились. Он очень ценил этого высокообразованного  художника за уникальные колористические гармонии, хотя в целом его искусства  не принимал«. Так писала дочь в статье «Кисть  — шпага, палитра — щит«,  посвященной творчеству Алексея Александровича.

«Пригласил семью Фалька в гости»… В конце 40-х годов (позже тоже) художники, знавшие Алексея Васильева по учебе или по другим жизненным моментам, часто просили помощи в обустройстве отдыха в теплой, обильной и жизнерадостной Молдавии — в то время еще незнакомой. Приведу пару примеров. Письмо 1947 года  одного из крупнейших советских художников  Владимира Серова —  в те годы председателя Ленинградского отделения Союза художников (будущего академика, народного художника, Президента АХ): PS Как в вашей благодатной Молдавии обстоит дело с осенней погодой? После страшной нагрузки к выставкам Всесоюзной и Ленинградской хочу отдохнуть и самым серьезным образом подумываю о Молдавии. Если  не будет очень трудно, напишите.Ваш В. Серов  10 ноября 1947 года

Другое письмо  от одного из крупнейших театральных художников Александра Васильева (мы о нем писали  здесь) — отца знаменитого историка моды и популярного телеведущего передачи «Модный приговор» Александра Васильева:Леша, а нет ли под Кишиневом местечка, где можно летом снять жилье и отдохнуть? Но не курорт, а вроде села тихого. Напиши.Твой Саша 

Как вариант, можно предположить, что не Васильев «пригласил семью, а Фальк обратился к Васильеву, знакомому по годам пребывания во ВХУТЕИНе, посоветовать что-нибудь на предмет отдыха в Молдавии. Отец его обнадежил и тем самым определил очную встречу на молдавской земле.

Приезд Фалька в Кишинев

Наталья Алексеевна  в своей монографии об отце («А.А. Васильев«) вспоминает: «Запомнился мне приезд  сутулого, худого, немного странного Р.Р. Фалька с семьей (выделено сайтом НА). Папа был с ним знаком по временам учебы во ВХУТЕИНе. Он рассказывал о необычных его работах, которые Роберт Рафаилович показывал ему в Москве. С Фальком  Алексей Александрович  много спорил. Они сражались и за шахматной доской. По вечерам ходили на этюды. В память об этом времени у нас много лет висит маленький этюд Фалька, подаренный папе.«. (Сайт НА: если дарить, то надо подписывать. Фальк  на незаконченном этюде в левом нижнем углу вывел букву «Ф»). Р. Фальк, Пейзаж со стогом сена.  1951-1952  (Собственность …)

Семья

Наташа вспоминала: «пригласил семью», «приехала семья»… Хотя у сестры была великолепная память и она помнила себя с очень раннего возраста, на задворках сознания гуляло сомнение: ну, какая семья? Васильев не так хорошо знал Фалька, чтобы приглашать семью. Когда говорят семья, подразумевают родителей с детьми. Если без детей, говорят приехал тот-то с супругой. В конце 1940-х годов Фальк не мог приехать с семьей.  Дочери было за 25; вряд ли бы составила компанию отцу с его 4-й женой Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой (брак зафиксирован в 1939 году). Детей в последнем браке не было.Вообще, «семейный»  аспект приезда Фалька в Кишинев никогда нас не волновал, всегда был на  периферии сознания. Более того, мы не планировали его касаться. (Ниже выяснится почему мы его задели и убедимся, что память Наташу не подвела).

Семья и творчество

В 1909 супругой живописца стала сокурсница по училищу Елизавета Потехина. Она стала героиней картины «Лиза на солнце». В ней есть фирменный психологизм портретов мастера. Работой Фальк впервые заявил о себе как самобытный живописец.

В браке появился на свет единственный сын художника Валерий. Он выбрал для себя карьеру графика-офортиста. Союз его родителей распался в 1920.

Новой избранницей Фалька была Кира Алексеева, дочь Константина Станиславского. В семье появился ребенок, дочь Кирилла. Она стала переводчиком отечественной поэзии на французский, занималась преподавательской деятельностью. Ее сын, внук художника Константин Барановский, выбрал карьеру историка.

Третья жена Роберта Рафаиловича – поэтесса и художница Раиса Идельсон. С ней Фальк отправился в Париж в 1928 изучать классическое наследие. «Парижское десятилетие» превратилось в наиболее плодотворный период в творчестве живописца.

Он получил не только новые впечатления и душевное состояние, но и освоил воздушную акварельную технику, характеризующуюся необычной тонкостью.  Манера получила особую легкость и воздушность.

Примкнуть к французской веселой и шумной богеме Роберт Рафаилович не смог. Поэтому его полотна передают одиночество и тоску. Париж предстал в работах Фалька серым и мрачным городом, изображаемым с чувством грусти и легкой меланхолии. После разрыва с супругой и возвращения на родину живописец встретил искусствоведа Ангелину Щекин-Кротову, свою спутницу до последних дней.

[править] Карьера

Роберт Фальк родился 15 октября (27 октября) 1886 года в Москве в семье юриста и шахматиста Рафаила Александровича Фалька (1856—1913) и Марии Борисовны Фальк (1866—1940). Его брат — юрист, социал-демократ Эммануил Рафаилович Фальк (1897—1955).

В 1904—1905 годах учился изобразительному искусству в школе-студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, в частной студии И. И. Машкова, а в 1905—1909 годах — в Училище живописи, ваяния и зодчества, где особое влияние на него оказали В. А. Серов и К. А. Коровин.

В 1909 году, чтобы вступить в брак с Елизаветой Потехиной, крестился.

В 1910 году стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», в деятельности которого принимал участие в 1910—1916 годах.

В 1918—1928 годах преподавал в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине (ныне МГАХИ им. Сурикова), был деканом факультета живописи.

В 1918—1921 годах работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса.

В 1919 году стал членом Коллегии по делам ИЗО Наркомпроса.

В 1921 году стал членом объединения «Култур-лиге», созданного для развития еврейского искусства, связанного с традиционной культурой на идише.

В 1924 году вместе с другими бывшими членами «Бубнового валета» основал объединение «Московские живописцы».

С 1925 года выступал как театральный художник («Ночью на старом рынке» по И. Л. Перецу, ГОСЕТ; «Путешествие Вениамина III» Менделе Мохер Сфарима, 1927, ГОСЕТ; «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1930, Берлин, «Хабима»; «Заколдованный портной» Шалом Алейхема, 1941, БелГОСЕТ, и т. д.); в театральных работах Фальк оставался живописцем, в оформлении Фальк часто использовал образ, выражающий суть действия.

В 1928—1937 годах жил и работал в Париже.

В 1938 году вернулся в Москву.

В кампаниях конца 1940-х годов подвергался критике как «формалист». Искусство Фалька считалось «упадническим», его обвиняли в «уходе от проблем советского народа». После закрытия еврейских театров работа по оформлению спектаклей почти прекратилась.

Был женат 4 раза:

  • Елизавета Сергеевна Потехина (1882—1963), художница, соученица по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества; в браке в 1909—1920 годах.
  • Кира Константиновна Алексеева (; 1891—1977), дочь К. С. Станиславского и директор его музея, художница; в браке в 1920—1922 годах.
  • Раиса Вениаминовна Идельсон (1894—1972), поэтесса и художница, в браке в 1922—1931 годах.
  • Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910—1992), в браке с 1939 года и до смерти Фалька.

Умер 1 октября 1958 года в Москве.

Биография художника Роберта Рафаиловича Фалька

Художник Роберт Рафаилович Фальк родился в октябре 1886 года в Москве, в семье известного юриста (и шахматиста) Рафаила Александровича Фалька и его супруги Марии Борисовны Фальк. Дома все говорили исключительно по-немецки, маленького Роберта отдали в престижную лютеранскую школу Петер-Пауль-шуле, которая славилась очень строгими порядками. В школе Роберт проявил способности к музыке и родители всемерно этот талант поддерживали.

А вот другое увлечение сына – живопись, в семье серьёзного адвоката считалось детской шалостью и серьёзно не воспринималось. В 1903 году Роберт Фальк начал писать маслом, потом брал частные уроки у ещё начинающих и молодых художников Константина Юона и Ильи Машкова, а затем был определен (с 1905 по 1909 годы) в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стати В.А. Серов и К.А. Коровин.

В 1909 году Роберт Фальк крестился с именем Роман, и женился на Елизавете Потехиной. С женой он вскоре развелся, а после революции вернулся к прежнему имени.

В 1910 году Роман Фальк стал одним из основателей известного художественного объединения «Бубновый валет» и отправился в путешествии по Италии.

Как и все «валеты», Роберт писал свои картины насыщенными угловатыми пятнами, пытался добиться особой выразительности объёмных форм.

В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской.

После революции (с 1918 по 1928 годы) был преподавателем в ГСХМ-Вхутемас-Вхутеин (ныне МГАХИ имени Сурикова), стал деканом факультета живописи.

С 1928 года по 1937 год жил в Париже – был командирован для «изучения классического наследия».

Вернулся в Советский Союз, получил собственную мастерскую, работал оформителем Московского государственного еврейского театра.

В 1939 году состоялась персональная выставка Роберта Фалька в Доме литераторов.

С началом войны художник был эвакуирован: некоторое время жил и работал в Башкирии, а потом был переведен в Самарканд.

В послевоенные годы художник «не вписался» в сформировавшиеся творческие течения и был попросту отторгнут официальной живописью – работал в своей мастерской, писал «строгие» официальные портреты и натюрморты.

Скончался Роберт Фальк 1 октября 1958 года и был похоронен на Калитниковском кладбище.

Итоги

В столице в 1937 Фалька встретила новая атмосфера. В 1939 прошла первая выставка картин живописца для широкой публики. Утонченность живописной манеры не вписывалась в современный мир соцреализма. Фальк давал частные уроки, не прекращая работы над новыми полотнами.

Военное время прошло в Самарканде, куда живописца отправили в эвакуацию. После возвращения Фальк стал представителем неофициального искусства, символом ушедшей эпохи, но его работы оставались невостребованными. При жизни художника полотна не выставлялись.

Из жизни Роберт Рафаилович ушел в 1958, в первый октябрьский день. В 1966 в столице прошла ретроспективная выставка его работ. Полотна Фалька в настоящее время есть в музеях многих городов страны. Их охотно приобретают для частных коллекций, продают на аукционных торгах.