Езиды (эзиды)

Оглавление

Верования езидов

Одной из отличительных черт культуры езидов стала их религия. Этот народ придерживается определённого направления верования, что так и называется – езидизм. Сформировалась эта вера на основе элементов иудаизма, ислама, христианства.

По мнению езидов, существует единый бог, помощниками которого являются семь ангелов. Главным среди них выступает Джабраил (или Малак Тавус), который изображается в виде павлина.

Джабраил или Малак Тавус, главный ангел езидов

В жизни езидов религия играет важнейшую роль. Это отражается не только на ежедневных ритуалах или празднествах, но и на социальном строе. Я хочу отметить, что самыми уважаемыми слоями общества являются исполнители молитвенных гимнов, что представляют высшее сословие езидов.

Однако приверженцы ислама не всегда поддерживают езидистов. По их мнению, главный ангел езидов – падший, а потому некоторые мусульманские критики описывают езидов как почитателей злого духа.

Макс-Карл Тильке «Езиды в традиционной одежде», 1920 годМестонахождение: Собрание национального музея Грузии

Езидские священные тексты

Религиозная литература езидов состоит в основном из поэзии, которая устно передается в основном на курманджи и включает в себя множество жанров, таких как Qewl (религиозный гимн), Beyt (стихотворение), Du‛a (молитва), Dirozge (другой вид молитвы), Şehdetiya Din (Декларация веры), Terqîn (молитва после жертвоприношения), PIST Perde (буквально ‘под занавес’, другой жанр), Qesîde ( касыда ), Сема ‘ (буквально ‘слушать’), Lavij , Xerîbo , Ксиземок , Пайызок и Робарин . Поэтическая литература составлена ​​на продвинутом и архаичном языке, где используются более сложные термины, которые могут быть трудными для понимания тем, кто не обучен религиозным знаниям. Таким образом, они сопровождаются некоторыми прозаическими жанрами езидской литературы, которые часто интерпретируют содержание стихов и дают объяснения своего контекста на разговорном языке, понятном для простого населения. Прозаические жанры включают Чырок и Цыванок (легенды и мифы), а также Дастан и Мцена / Пирс (интерпретации религиозных гимнов). У езидов также есть некоторые письменные тексты, такие как священные рукописи, называемые мишур, и отдельные собрания религиозных текстов, называемые Сильве и Кешкул , хотя они реже и часто хранятся у езидов. У езидов также есть две священные книги, Китеба Сильве ( Книга Откровений ) и Мишефа Реш ( Черная книга ), подлинность которых оспаривается среди ученых.

Священные книги

Священными книгами езидов считаются Китеба Сильве ( Книга Откровений ) и Мишефа Реш ( Черная книга ). Ученые в целом согласны с тем, что рукописи обеих книг, опубликованных в 1911 и 1913 годах, были подделками, написанными не-езидами в ответ на интерес западных путешественников и ученых к религии езидов; однако материал в них соответствует подлинным езидским традициям. Истинные тексты этих имен могли существовать, но остаются неясными. Настоящие основные тексты религии, существующие сегодня, — это гимны, известные как кавлы ; они также передавались устно на протяжении большей части их истории, но теперь собираются с согласия общины, эффективно превращая езидизм в библейскую религию. Священные тексты уже были переведены на английский к началу 20 века.

Кьюл и Бейт

Очень важный жанр устной литературы езидской общины состоит из религиозных гимнов , называемых кьюлс , что буквально означает «слово, речь» (от арабского qawl ). Исполнители этих гимнов, называемых кеввал , составляют особый класс в езидском обществе. Они являются подлинным источником древних езидских преданий и традиционно набираются из нерелигиозных членов других курдских племен , в основном димли и хеккари. В qewls полон загадочных намеки и , как правило , должен сопровождаться čirōks ( «историями») , которые объясняют их контекст.

Мишур

Мишуры — это разновидность священных рукописей, которые были написаны в 13 веке и переданы каждой линии ( Ocax ) Пиров; каждая из рукописей содержит описания основателя линии Пир, которой они были распространены, а также список курдских племен и других священнических линий, связанных с основателем. В mishurs бумаги хранятся в семьях Pirs в определенных местах, которые предназначены для их хранения; на курманджи эти места называются стэр . Согласно езидской традиции, всего 40 мишур были распространены среди 40 линий преемственности Пиров.

Езиды в качестве главы ангелов почитают Малак Тавуса или ангела-Павлина

Езиды почитают Малак Тавуса, у которого еще сеть следующие имена: Пири Малакки-Таву, Мелек-Тавуз, Тавуси Малак. Они переводятся как «ангел-Павлин». Это глава ангелов в езидизме и его обычно изображают в виде павлина.

Езиды верят в то, что Бог поручил весь мир семи ангелам во главе с Малак Тавусом. Тавуси Малак является главой пантеона архангелов в религии Езидов. Их вероучение говорит о том, что он — это эманация единого Бога. Молятся они Малак Тавусу 5 раз в день.

5 раз
в день езиды исполняют молитву Малак Тавусу

Изображение Малак Тавуса. Малак Тавус — Ангел Азраил, изображаемый в езидизме в виде павлина. Фото: dic.academic.ru

Теория сотворения мира в езедизме следующая:

  1. в первый день, в воскресенье, Бог создал Ангела Азраила, он же — Тавуси Малак, Пири Тавуси Малак, глава всего, верховный первозданный ангел;
  2. в понедельник Бог создал ангела Дардаила (ангел понедельника), он же Шейх Хасан;
  3. во вторник был сотворён ангел Исраил (Рафаил?) (ангел вторника), он же Шейх Шамс-ад-Дин;
  4. в среду был создан ангел Михаил (ангел среды), он же Шейх Абу-Бекр;
  5. в четверг Бог сотворил ангела Анзазила (Гавриила?) (ангел четверга), он же Саджад-ад-Дин;
  6. в пятницу Он создал ангела Шемнаила (ангел пятницы), он же Насир-ад-Дин;
  7. в субботу был сотворён ангел Нураил (Тураил?) (ангел субботы), он же Фахр-ад-Дин;
  8. Малак Тауса (Бог) назначил старшим над всеми;
  9. Затем (Бог) сотворил образы Семи Небес и Земли, и Солнца, и Луны.

В исламе и христианстве существует критика езедизма потому, что часто мусульмане и христиане зачастую ассоциируют почитаемого езидами верховного архангела или божества Малак Тавуса с Иблисом или же падшим ангелом.

Зачем нужна религия

Также его по-арабски называют Шайтан или же «дьявол». Это является поводом для ошибочного обвинения езидов в дьяволопоклонничестве. Именно поэтому езиды всегда сталкивались в исламском мире с непониманием.

По-русски езидов даже называли «чертопоклониками». Современное востоковедение говорит о том, что: «Новейшие исследователи секты самым решительным образом отвергают обоготворение ею дьявола».

Кто такие езиды и почему они бегут от ИГИЛ

На 4-ой минуте автор рассказывает о том, что джихадисты отождествляют езидского ангела Малакки Тауса с Дьяволом (Шайтаном).

До нашего времени дошли устные предания, связанные с Тавуси-Малаком. Существует несколько их вариантов, так один из них говорит о том, что Тавуси Малак отошёл от Бога из гордости, не желая подчиняться созданному человеку.

Основная версия легенды о нем утверждает, что Малаки Тауса был особо предан Богу как создателю и поэтому отказался поклониться Адаму. Только Господь его Творец и никому больше он поклоняться не захотел.

Маллаки Тауса настолько был предан Богу, что Адаму поклоняться отказался.

За это Бог наказал Тавуси Малака, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Тавуси Малак томился 7 тысяч лет и, видя страдания грешников, плакал всё это время и затопил ад своими слезами.

За это Бог простил Тавуси Малака и возвысил его на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. В езидизме Тавуси Малак отожествляется со словом Шамс (Солнце).

Праздник «Аида Эзида»

На середину декабря приходится главный праздник этого народа. Называется он «Аида Эзида». Считается днем примирения. Отмечается во вторую пятницу декабря. Последние три дня перед праздником — это время строжайшего поста. Пока не зайдет солнце запрещено принимать пищу, что бы то ни было пить, курить. Вечер четверга духовники и миряне проводят у священнослужителей, распевая религиозные гимны и танцуя. Пятница – это день посещения собратьев по национальности, которые недавно потеряли кого-нибудь из близких. Через неделю после «Аида Эзида» наступает другой важный праздник — «Аида Шамс», считающийся днем Солнца. Церемониальная подготовка к нему практически такая же.

Современное распространение езидов[править | править код]


Современные езиды

Иракправить | править код

Основная территория компактного проживания езидов — районы Айн-Сифни, Синджар и Дохук в губернаторстве Мосул. В районе Дохука находится и главная святыня езидов — Лалеш. Оценка числа езидов в Ираке составляет примерно 700 тысяч человек.

Арменияправить | править код

Впервые езиды массово мигрировали в Российскую Армению в связи с Первой мировой войной, так как они поддерживали Россию. В годы независимости Первой Республики Армении, езиды принимали активное участие в защите страны против турецких завоевателей. Так езидский кавалеристский отряд Джангир-аги действовал в составе Армянской Армии. 16—18 мая 1918 года в Апаранском сражении, большую часть конницы армянских войск составляли езидские соединения Джангир-аги. Другим видным политическим и военным деятелем Армении был Усуб Бек Темурян, член парламента Армении (1918—1920 гг.) и участник Сардарапатской битвы.

После советизации, с 1920-х гг. в Армении для езидов создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальных школах, издаётся газета «Данге Эздия» («Голос езидов»). С независимостью Армении, число газет, журналов и книг на езидском языке резко возросло, а ряд радиостанций начали вещать программы на езидском языке. С 2018 года, в парламенте Армении одно место закреплено за депутатом-езидом. В селении Акналич (провинция Армавир) в 2015 году был построен езидский храм. В том же селе 29 сентября 2019 года, был открыт новый храм — Зиарат, который является крупнейшим в мире езидским храмом.

Грузияправить | править код

С 1990-х годов численность езидов в Грузии сокращается, в основном из-за экономических трудностей. Из Грузии езиды направляются в соседнюю РФ, Западную Европу и Северную Америку. Согласно переписи, проведенной в 1989 году, в Грузии насчитывалось более 30 000 езидов; по данным переписи 2002 года их численность сократилось до 18—21 тысяч человек, а по последним данным (перепись 2014 года) — около 12 тысяч человек 16 июня 2015 года езиды отметили открытие храма и культурного центра «Quba Sultan Êzîd» в Тбилиси.

Россияправить | править код

В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области, Владимирской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». В 2014 году во Владимирской области была организована езидская областная некоммерческая организация «Месопотамия», руководитель — Мстоян Самвел Саидович.

По переписи населения 2010 года в России проживает 40 586 езидов.

Субъект федерации Численность в 2010 году, тыс.
Краснодарский край 5,0
Нижегородская область 3,8
Ставропольский край 3,3
Ярославская область 3,3
Новосибирская область 2,5
Тамбовская область 1,8
Ростовская область 1,8
Москва 1,6
Волгоградская область 1,5
Саратовская область 1,4
Свердловская область 1,3
Липецкая область 1,1
Тульская область 1,1
  1. Показаны субъекты с численностью езидов более 1 тыс.
  2. Значения округлены до десятых.

Особенная религия

Во все времена езиды отстаивали свои верования. В отличие от многих соседних племён, они не приняли иную религию, а остались верны убеждениям предков. Это — ещё одна езидская загадка.

Поскольку народ часто подвергался гонениям, вёл достаточно скрытный образ жизни, многие аспекты езидизма даже в наше время остаются неизвестными для учёных. Основой религии езидов являются устные произведения, своего рода “речения”, которые передаются из поколения в поколение. Также в ней есть молитвенная поэзия и несколько священных книг.

Если взглянуть на езидизм в целом, то можно заметить, что он представляет некое уникальное сочетание иудаизма, христианства и ислама. Езиды считают, что существует один бог и семь ангелов, помогающих ему. Главным среди них является Малак Тавус (также его называют Джабраилом).

Из-за явных различий с основными мусульманскими принципами приверженцы ислама ещё в прошлые века начали называть езидов “дьяволопоклонниками”. По их мнению, Малак Тавус — это олицетворение падшего ангела, а значит, почитание его приравнивается к служению тёмным силам. Конечно, в езидизме всё совсем не так.

Саринг Махмуд, езидский лидер, в 1915 году / Авторы фото Антуан Севруген, Гертруда Белл, Марк Сайкс

Происхождение

Само имя езидов — iszidî или zîdî , а в некоторых областях — Dasinî , хотя последнее, строго говоря, является племенным именем. Западные ученые получили название от Омейядского халифа Язида ибн Мухавия (Язид I). Более ранние ученые и многие езиды выводят его из древнеиранского язата , среднеперсидского язад , божественного существа.

Езидский мужчина в традиционной одежде

Одна из важных фигур езидизма — Ади ибн Мусафир . Шейх Ади ибн Мусафир поселился в долине Лалиш (примерно в 58 километрах (36 миль) к северо-востоку от Мосула ) в горах Езиды в начале 12 века и основал суфийский орден Адавийя. Он умер в 1162 году, и его могила в Лалише является центром паломничества езидов и главным езидским святым местом. Езидизм имеет много влияний: суфийское влияние и образы можно увидеть в религиозном словаре, особенно в терминологии эзотерической литературы езидов, но большая часть теологии неисламская. Его космогония, очевидно, имеет много общего с космогонией древних иранских религий, смешанной с элементами доисламских древних религиозных традиций Месопотамии .

Сходства между езидами и яресанами хорошо известны; некоторые могут быть прослежены до элементов древней веры, которая, вероятно, доминировала среди западных иранцев и сравнивалась с практиками дозороастрийской митраической религии. Мехрдад Изади определяет язданство как древнюю хурритскую религию и заявляет, что Митанни мог ввести некоторые из ведических традиций, которые, по-видимому, проявляются в язданизме. Далее он вывел этот термин из зороастрийской концепции святых существ ( среднеперсидский : Yazdān ), часто переводимой как «ангелы» или « архангелы ». Хотя он ссылается на «язданизм» как на возможное настоящее название этой старой религии и источники современного обозначения «езиды», он опубликовал доказательства этого утверждения только в своей книге 1992 года « Курды: краткое руководство».

Одним из немногих древних источников, в которых упоминаются «сипасианцы», считающиеся синонимами яздани, является « Дабестан-е Мадахеб» , написанный между 1645 и 1658 годами.

Ранние авторы пытались описать происхождение езидов, в широком смысле, в терминах ислама или персидских, а иногда даже « языческих » религий; однако исследования, опубликованные с 1990-х годов, показали, что такой подход упрощен.

Другая теория происхождения езидов принадлежит персидскому ученому Аль-Шахрастани . Согласно аль-Шахрастани, езиды — последователи Йезида ибн Унаиса, который до Азарины сохранял дружбу с первой мухаккамой. Первая мухаккама — это апеллятив, применяемый к мусульманским раскольникам по имени Аль-Хаваридж. Соответственно, можно сделать вывод, что езиды изначально были частью хариджитской субсекты . Более того, езид бн Унайса, как говорят, симпатизировал ибадитам , секте, основанной Абдаллахом ибн Ибахом .

Календарь и праздники езидов

Календарь езидов основан на 19-летнем лунном цикле, зафиксированном еще в 3 веке в Сирии у первых христиан. Праздники езидов привязаны не к точным датам, а к дням недели, каждый из которых свяхан с соответствующим ангелом. Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших на летнее солнцестояние, в середине июня.

Рожие Эзид (Rojiye Ezid) — главный пост езидов, который длится три дня, а затем начинается праздник, посвящённый Богу-Творцу. Рожие Эзид начинается на утро вторника третьей недели декабря по восточному календарю. Встают до рассвета, после омовения и молитвы приступают к лёгкой пище, после чего есть и пить не разрешается до заката.

В понедельник Земля получила воду и воздух. Во вторник, среду и четверг езиды проводят пост в честь Бога, сотворившего Мир. В дни поста едят только вечером (перед закатом солнца) «fitar» и в ночное время (до рассвета) «paşîv». Пост должен совпадать с расположением Луны, когда она хорошо видна в небе. Одна из характерных черт езидизма — сохранение чистоты. Поэтому езиды перед праздником тщательно убирают своё жилище. В четверг после ужина под предводительством шейхов все собираются в тех домах, где в течение года кто-либо умер, и выражают соболезнования в семье, родственникам и близким покойных.

На четвёртый день, который приходится на пятницу второй или третьей недели декабря празднуют Айда Эзид (Aida Ezid) — праздник сотворения мира. В пятницу посещают дома шейхов и пиров, а затем ходят в гости друг к другу. Весь день проходят народные гулянья, иногда сопровождаемые музыкой. В этот день поссорившиеся родственники или односельчане прощают друг другу все обиды и мирятся.

Через неделю празднуется Праздник Солнца, Аиде Шамс, а в феврале Хыдыр Наби (Хызр). Тут следует отметить, что Шашаш — это древнее шумерское божество солнца, которое почитается у езидов в том числе в облике одного из ангелов — Исрафила (Шейх Шамс).

Новый год, Сарсал, отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который также получил название Чаршама Сор («красная среда»). К этому празднику пекут куличи (клоч) и красят яйца, которые затем относят на кладбища как дары мертвым родственникам, также посыпают разноцветной скорлупой от яиц поля, чтобы в этот год земля дала богатый урожай. После встречи нового года в течение месяца в селениях езидов с большим ликованием ежедневно празднуют дни святых, так называемые, таваф (tewaf). Езиды образуют громадные хороводы, во время которых пляшут под музыку зурны и барабана.

Иногда Сарсал также называют Клоч или Клоча Саре Сале, что в переводе означает «клоч начало года». Праздник связан с древнейшей традицией земледельцев, котороую называли праздником первой борозды, Пасхой, Масленицей, Новрузом и другими именами.

Отмечают клоч в первую или третью среду марта по Езидскому солнечному календарю до наступения поста. Клоч – это праздничный хлеб из теста, круглой или прямоугольной формы и отличается от повседневного хлеба тем, что в тесто закладывается сдоба и бусинка или маленькая монета. Клоч готовится раз в году, поэтому делается с большой любовью и из самых лучших продуктов. Он включает в себя все самое ценное и питательное для человека, что есть в зерне, молоке и яйцах. В этом плане езидский клоч – уникальный продукт. Он считается «благословенной пищей».

Затем одну половину делят на равные куски (до 7 кусков) в зависимости от пожелания главы семьи, каждый из которых приносят в дар божествам и святым. Вторую половину глава семьи также разрезает на равные куски по числу домочадцев.

Если бусинка выпадает на долю божества или святого, то в этом году он считается покровителем и заступником семьи, соответственно в течении всего года этот святой будут благоволить этой семье. Если выпадает на долю члена семьи, то его считают благословленным Богом и этот год должен быть для него удачным и счастливым. При этом, с давних времен принято поздравление и целование «счастливчика».

В этот праздничный день все езиды приветствуют друг друга радостным восклицанием «Клоча те пирозбе!». Обмениваются новостями – кому попалась бусинка.

Запрет на произношение дурных слов

У езидов положительными качествами считаются добрые мысли, добрые слова и добрые дела.

Езидам запрещается произносить слово Шайтан, а также слова, походие на него: шар (зло), шат (река) и тому подобное. Вместо слова река, шат на курдском, езиды говорят «большая вода». Точно езиды не произносят: малун (проклятый), ланат (проклятие) и созвучные им словн, например нал (подкова).

Езидское духовенство объясняет это так: «Если вы беседуете о Боге и Его светлых слугах, то эта медитация вызывает положительную энергетику. Но в случае, когда вы говорите о злом духе, то он также будет присутствовать своей отрицательной энергией, тем более ругать его не надо, ибо последует за это реакция. А потому избегайте те места, где ведутся беседы о дьяволе”.

Несмотря на эти запреты, езидов часто обвиняют в дьволопоклонничестве, а павлина считают символом шайтана.

Западное восприятие

Поскольку езиды придерживаются религиозных убеждений, которые в основном незнакомы посторонним, многие люди, не являющиеся езидами, писали о них и приписывали своим убеждениям факты, имеющие сомнительную историческую ценность. Езиды, возможно, из-за их секретности, также имеют место в современном оккультизме.

В западной литературе

Изображение из путешествия из Лондона в Персеполис , 1865 г.

В книге Уильяма Сибрука « Приключения в Аравии» четвертый раздел, начинающийся с главы 14, посвящен «езидам» и называется «Среди езидов». Он описывает их как «таинственную секту, разбросанную по всему Востоку, сильнейшую в Северной Аравии, которую боятся и ненавидят как мусульмане, так и христиане, потому что они поклоняются сатане». В трех главах книги он полностью описывает местность, включая тот факт, что эта территория, включая их святейший город Шейх-Ади, не входила в состав «Ирака».

Георгий Гурджиев несколько раз писал о своих встречах с езидами в своей книге « Встречи с выдающимися людьми» , упоминая, что они считаются «дьяволопоклонниками» другими этническими группами в регионе. Кроме того, в книге Петра Успенского «В поисках чудесного» он описывает некоторые странные обычаи, которые Гурджиев наблюдал у езидских мальчиков: «Он сказал мне, среди прочего, что когда он был ребенком, он часто наблюдал, как езидские мальчики не могли выйти из круга, начертанного вокруг них на земле »(стр. 36)

Идрис Шах , писавший под псевдонимом Аркон Дараул в книге 1961 года « Тайные общества вчера и сегодня» , описывает открытие в пригороде Лондона тайного общества , находящегося под влиянием езидов, под названием « Орден Павлиньего ангела ». Шах утверждал, что Таваси Мелек можно понимать с суфийской точки зрения как аллегорию высших сил человечества.

В рассказе Лавкрафта «Ужас на Красном крючке» некоторые из иностранцев-убийц идентифицированы как принадлежащие к «езидскому клану поклонников дьявола».

В Патрик О’Брайан «s Обри-Maturin серии романа каперское , установить во время наполеоновских войн, есть персонаж по имени езидов Ади. Его национальность упоминается как «дасни».

Известный вымышленный езидский персонаж — сверхмощный полицейский Король Павлин из серии Top 10 (и связанных комиксов). Он изображен как добрый, миролюбивый персонаж, хорошо знающий религию и мифологию. Он изображен консервативным, этичным и очень принципиальным в семейной жизни. Невероятно могущественный мастер боевых искусств, он способен воспринимать самые слабые места своего противника и наносить им удары, сила, которую он утверждает, происходит от общения с Малеком Та’усом.

В мемуарах армии США

В своих мемуарах о своей службе в разведывательном подразделении 101-й воздушно-десантной дивизии армии США в Ираке в 2003 и 2004 годах Кайла Уильямс (2005) отмечает, что она находилась на севере Ирака недалеко от сирийской границы в районе, населенном «езидами». По словам Уильямс, некоторые езиды говорили по-курдски, но не считали себя курдами и выражали ей привязанность к Америке и Израилю. Ей удалось узнать лишь немного о природе их религии: она считала ее очень древней и связанной с ангелами. Она описывает езидское святилище на вершине горы как «небольшое каменное здание с предметами, свисающими с потолка» и нишами для размещения подношений. Она сообщила, что местные мусульмане считают езидов дьяволопоклонниками. (См. # ниже.)

В статье, опубликованной в октябре 2006 года в The New Republic , Лоуренс Ф. Каплан разделяет мнение Уильямса об энтузиазме езидов по поводу американской оккупации Ирака, отчасти потому, что американцы защищают их от притеснений со стороны воинствующих мусульман и ближайших курдов. Каплан отмечает, что мир и спокойствие Синджара практически уникальны для Ирака: «Родители и дети выстраивают улицы, когда проходят патрули США, в то время как езидские священнослужители молятся за благополучие американских войск».

Тони Лагуранис комментирует пленного езида в своей книге Fear Up Harsh: темное путешествие армейского следователя по Ираку :

Свадебные традиции езидов

Главным событием в жизни езидов по праву считается свадьба. Это важнейший шаг, который прочно соединяет не только двух молодых людей, но и их семьи. В прежние времена свадьбе предшествовали сватовство и смотрины, на которых родители жениха могли выбрать невесту сыну. Сегодня же большинство молодых езидов предпочитают сами искать себе невесту. Тем не менее, и сегодня в езидских селениях придерживаются прежних обрядов.

Для смотрин родственники жениха приходят в гости к семье девушки. Чтобы оценить будущую невесту, её просят принести воды. Это позволяет взглянуть на девушку с близкого расстояния, после чего гости благодарят её и отдают сосуд. Если девушка пришлась по душе сватам, те обговаривают с её родственниками время следующего визита. Если же родители её согласны выдать дочь замуж, в следующий раз жених передаёт для неё ценный подарок, что подтверждает серьёзность его намерений.

Езиды свято чтут традиции / middleeasteye.net

Свадьбы езидов начинаются с раннего утра, а в качестве гостей приглашаются родственники, друзья и соседи, которые давно живут рядом с семьями. Начинается торжество в доме жениха, однако к середине дня процессия отправляется к жилищу невесты. Её родные встречают гостей за столом, накрытым посреди двора. Гости со стороны жениха произносят поздравления, после чего одаривают невесту, желая ей любви и счастливой семейной жизни.

Интересным аксессуаром невесты становятся две шали, связанные между собой. Эта деталь – важная часть свадебного ритуала. Одна из шалей уже прежде принадлежала невесте, а вторая дарится на торжестве родственниками жениха. Связав их вместе, девушка до конца торжества остаётся в них – это показывает единство прошлой и будущей жизни, крепко связанные судьбы двух людей.

Традиции езидов – удивительный мир старинной культуры и таких непривычных для нас верований, ритуалов, принципов. Да, порой нравы езидов могут показаться слишком суровыми и даже жесткими, но сам этот народ отличается добродушием и уважением к другим людям, чего езиды требуют и по отношению к себе.