Татарский, евгений маркович

Оглавление

Примечания

  1. . pamyat-naroda.ru. Подвиг народа. Дата обращения: 11 августа 2021.
  2. ↑ . rusperson.com. Биографии. Дата обращения: 11 августа 2021.
  3. . sever-metropol.ru. Кондитерское производство ООО «Север-Метрополь». Дата обращения: 11 августа 2021.
  4. Евгений Татарский. . Дата обращения: 24 февраля 2015.
  5. ↑  (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 23 февраля 2015.
  6. Справочник Союза кинематографистов СССР. — М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986. — С. 521. — 544 с. — 6000 экз.
  7. . ТАСС (27 февраля 2015). Дата обращения: 27 февраля 2015.
  8. . Российская газета (10 сентября 2008). Дата обращения: 26 февраля 2015.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2009 года № 348

Биография

Родился в Ленинграде в семье служащих. Отец — Марк Исаакович Татарский (1913—1944), инженер на заводе «Светлана», служил командиром батареи 196-й стрелковой Гатчинской дивизии, старший лейтенант, кавалер ордена Красной Звезды; погиб 10 апреля 1944 года. Мать — Виктория Львовна Татарская, кондитер-технолог на Кондитерской фабрике имени Самойловой (в 1946—1975 годах заместитель заведующего производством) и в кондитерском магазине «Норд» (с 1951 года «Север»), ею были разработаны одни из самых известных тортов советского времени (в том числе «Ленинградский»), с её именем связывают расцвет советской кондитерской эпохи.

Во время войны был с матерью в эвакуации в Тамбове. Вернувшись в Ленинград, с первого класса учился в школе № 107 Выборгского района (которая до 1954 года была мужской и лишь когда он перешёл в девятый класс стала смешанной). По окончании школы поступил в Ленинградский гидрометеорологический институт, но, проучившись год, бросил учёбу и пытался поступить на актёрский факультет Театрального института. Не набрав баллов, отслужил три года в армии — в авиации противовоздушной обороны Ленинградского военного округа в Эстонии. Демобилизовавшись в июне 1960 года радистом первого класса, сдавал экзамены на режиссёрский факультет Театрального института, но не прошёл собеседование. Работал на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов — сперва разнорабочим, затем помощником режиссёра (его первой картиной стал «Коклюш» режиссёра Тамары Иовлевой), с 1961 по начало 1964 года объездил со съёмочными группами «весь Советский Союз, от Северного Ледовитого океана до границы с Ираном».

В параллель с работой учился на заочном отделении Института культуры на факультете культурно-просветительской работы (отделение «Режиссёр самодеятельных театров», мастерская Л. Г. Теплякова), окончил обучение в 1969 году. С 1964 года работал на киностудии «Ленфильм», сначала помощником режиссёра на картинах «Авария» и «Рабочий посёлок», затем по предложению директора последней М. И. Генденштейна — ассистентом режиссёра на картине «В городе С.» (Иосифа Хейфица), и, наконец, вторым режиссёром на фильмах «Плохой хороший человек», «Салют, Мария!», «Под каменным небом» и на совместной советско-американской ленте «Синяя птица». Уже работая вторым режиссёром, при участии Иосифа Хейфица был зачислен на третий курс отделения режиссуры телевидения ЛГИТМиКа по курсу Давида Карасика. В качестве дипломной работы снял короткометражный фильм «Пожар во флигеле» (1973) по рассказу Виктора Драгунского, получивший Гран-при фестиваля телевизионных фильмов в Мюнхене.

С 1976 года — режиссёр-постановщик. В 1977 году снял психологический детектив «Золотая мина» — один из самых популярных фильмов семидесятых. В 1979 году вышел многосерийный фильм «Приключения принца Флоризеля» по мотивам повестей Роберта Льюиса Стивенсона «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». По мнению кинокритика Лидии Масловой, «фильм имеет заслуженную славу одного из главных ленфильмовских телевизионных шлягеров, непринужденно сочетающего классические линии английского покроя и легкомысленные аксессуары, почтение к жанру костюмной экранизации и ироничную игру с ним».

Беседа с Е. М. Татарским, записанная Е. Г. Озеровой для Фонда «Устная история»

С 1998 по 2002 годы снимал телесериалы. Последней его режиссёрской работой стал мини-сериал «Ниро Вульф и Арчи Гудвин», который сам оценил как провал. В 2009—2010 годах он участвовал в съёмке некоторых серий телесериала «Слово женщине».

В 2012 году вышла книга воспоминаний Евгения Татарского «Записки кинорежиссёра о многих и немного о себе» с иллюстрациями из личного архива автора (презентация издания состоялась 14 декабря 2011 года). Среди героев книги — кинорежиссёры Владимир Венгеров, Иосиф Хейфиц, Александр Иванов; драматург Александр Володин; композиторы Исаак Шварц, Александр Журбин, Сергей Курёхин; артисты Олег Даль, Любовь Полищук, Донатас Банионис, Марина Влади, Кирилл Лавров, Марина Неёлова, Александр Абдулов, Константин Хабенский.

Член Союза кинематографистов СССР (Ленинградское отделение). С 1991 года был заместителем председателя Санкт-Петербургского отделения Союза Кинематографистов Российской Федерации, с 2001 года — его председатель.

Скончался 23 февраля 2015 года в Санкт-Петербурге. По словам его друзей, «…недавно Евгений Татарский получил травму. Сегодня днём дома Татарскому резко стало хуже. Спасти его не удалось». Похоронен на Репинском кладбище, рядом с могилой жены.

Детство и юность

Александр Михайлович Татарский родился 11 декабря 1950 года в Киеве. Его отец сочинял репризы для цирковых клоунов. Он хорошо знал Юрия Никулина, Олега Попова и других великих людей, работавших в этом жанре. В детстве Александр много времени проводил в цирке и даже подрабатывал в нем на школьных каникулах. Он хотел стать клоуном, но передумал, так как понял, что это очень сложная профессия, требующая специфических умений, и не каждый обладает талантом смешить людей. Отец будущего режиссера также писал сценарии для мультипликационных фильмов. Эта область по-настоящему увлекла юного Александра. 

Татарский решил связать свою жизнь с кино. В 1974 году он получил диплом Киевского Государственного института театра и кино им. Карпенко-Карого и стал дипломированным киноведом-редактором.  В 1979 году он закончил специализированные курсы художников-мультипликаторов Госкино УССР. 

72 градуса ниже нуля (1976)

Боевик, Драма, Приключения, Советский фильм

tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Владимир Санин

Режиссеры: Сергей Данилин, Евгений Татарский

В ролях: Николай Крючков, Валерий Козинец, Олег Корчиков

На геомагнитном полюсе Земли располагается уникальный станция под названием «Восток». Из-за недостатка топлива станция оказалась на грани закрытия. Если в ближайшем времени на станцию не доставят достаточного количества топлива, то станция перестанет функционировать, что может привести к катастрофе. Положение можно спасти, но нужен отряд добровольцев, которым удастся доставить топливо на станцию. Такой отряд нашёлся. Ребята со станции «Мирный» готовы выполнить эту непростую миссию. Отряд Гаврилова на санно-гусеничном поезде вместе с топливом отправились на станцию «Восток». Успешно добравшись и сгрузив топливо, парни решили вернуться обратно в Мирный, но попали в бурю…

1950-1980-ые годы

Популярностью пользовались романтические спектакли С.Валеева-Сульвы, возглавившего с 1950 г. художественное руководство театра.

«Башмачки» Т.Гиззата с музыкой Дж. Файзи (1951), «Галиябану» М.Файзи (1952), «Сулган чәчәкләр» («Увядшие цветы») Дж. Джабарлы (1953), «Чал чәчле кыз» («Седая девушка») китайского драматурга Дин Ли, «Кара йөзләр» («Черноликие») по повести М.Гафури (оба — 1954) составили ядро репертуара театра 1950-х гг.

В эти же годы в театр пришли директор М.Хамзин, художник П.Баландин, актёры Х.Хамзин, Р.Кушловская, К.Нуруллина, С.Мухаррапов, выпускники Татарского театрального училища Г.Нуруллин, Л. и Ф. Фарсины, С.Исмагилова, корифеи татарской сцены К.Шамиль и М.Сульва.

Около 30 лет театром руководили К.Тумашева (1956–1962) и её сын Р.Тумашев (1963–1985), сыгравшие значительную роль в художественном и творческом развитии театра и воспитавшие не одно поколение актёров.

Последовательные приверженцы реалистического метода и психологической школы, они добивались от актёров правды чувств, логики развития характеров, жизненной убедительности. В этом им помогала драматургия А.Гаффара, Р.Батуллы, Р.Мингалимова, М.Магдеева.

Значительным событием стала постановка пьесы Р.Ишмурата «Үлмәс җыр» («Бессмертная песнь», 1957). Успехом пользовались также спектакли «Райхан» И.Исанбета и «Беренче мәхәббәт» («Первая любовь») Х.Вахита (оба — 1960), «Йөрәк янар өчен бирелгән» («Сердце должно гореть») Т.Миннуллина (1970), «Сандугачлар килгән безгә» («К нам прилетели соловьи») И.Юзеева (1974), «Ефәк баулы былбыл кош» («Соловушка с шёлковым шнурком») А.Гилязова (1982).

 Театр выезжал со спектаклями в города Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Азербайджана.

Труппа пополнилась молодым поколением актёров (Х. и И. Махмутовы, Н.Шайхутдинов, Р.Мифтахов, З.Харисов, М.Заббаров, З.Досаева). Возросшее мастерство и авторитет театра, ставшего известным далеко за пределами республики, требовали пересмотра отношения к нему, обеспечения лучшими условиями для работы.

В 1988 г. театр получил в распоряжение здание, в котором ранее работал Татарский академический театр, и приобрёл статус стационарного.

1940-ые годы

В годы Великой Отечественной войны сократился мужской состав труппы, актрисам приходилось играть и мужские роли. Тем не менее были поставлены спектакли «Серле казна» («Таинственный клад») Т.Гиззата, «Кайту» («Возвращение») Р.Ишмурата, «Патриотлар семьясы» («Семья патриотов») Г.Насрыя. Труппа пополнилась актёрами З.Камаловой, В.Минкиной, С.Сагитовым.

В 1946 г., после смерти А.Мазитова, театр возглавил режиссер Г.Юсупов. Он установил практику общественных просмотров и обсуждений вновь выпускаемых спектаклей.

Большой общественный резонанс вызвали поставленные им пьесы «Тормыш җыры» («Песня жизни») М.Амира и «В степях Украины» А.Е.Корнейчука (обе — в 1947; на смотре передвижных театров были удостоены 1-й премии), «Яшьләр алдатмыйлар» («Неподдающиеся») М.Файзи (1946).

Презумпция невиновности (1988)

Комедия, Криминал, Приключения, Советский фильм

Режиссер: Евгений Татарский

В ролях: Виктор Сухоруков, Леонид Куравлев, Николай Пастухов

В поезде, где работает образцовая бригада проводников, случается чрезвычайное происшествие: у популярной эстрадной певицы пропадает пиджак, в кармане которого лежал загранпаспорт. Звезде предстоят заграничные гастроли, поэтому потеря документа угрожает большими неприятностями. Возмущенный администратор требует немедленного расследования, и на ближайшей станции в вагон должны войти сотрудники милиции, но вместо них в поезд садятся безбилетные командированные на учебу медики, которым срочно нужно попасть в Ленинград. Чтобы их не высадили, самозванцы вынуждены начать расследование…

Детство и юность

Виктор Татарский родился в Ленинграде 17 ноября 1939 года. Его родители были докторами наук. Отец, Виталий Борисович, был завкафедрой Ленинградского университета. Мать, Нина Юрьевна Икорникова-Свешникова, заведовала лабораторией в институте кристаллографии Академии наук. Родители вскоре после рождения сына развелись, а после начала блокады Витю отдали в дом малютки, чтобы сохранить ему жизнь. Поскольку детей кормили там лучше, чем это можно было сделать дома при скудном пайке.

Виктор Татарский в детстве

В 1947 году мать перевезла Витю в Москву. Там мальчик познакомился с отчимом, Валерием Михайловичем Бебутовым, оказавшим на него значительное влияние. Мужчина был соратником знаменитого В. Мейерхольда, он никогда не кричал на ребенка, но в критические моменты корректировал и в его присутствии хотелось быть лучше. Мальчик посещал спектакли разных режиссеров, был знаком со многими актерами, посещавшими их дом, а в 7 классе вел школьный драмкружок. Потом стал заниматься в театральной студии Дворца пионеров.

Виктор Татарский в молодости

Личная жизнь

Личная жизнь Александра Михайловича была бурной. Он был женат трижды. С первой женой Инной режиссер познакомился еще в юности. Как говорил его близкий друг Станислав Садальский, почти все самые гениальные его работы были написаны в тот период, когда Татарский был рядом с Инной. Вторая жена Екатерина родила ему сына Илью в 1992 году. 

С третьей женой Алиной он познакомился на студии «Пилот». В 2006 году у них родился сын Михаил,но счастье их было не долгим. В 2007 году Татарского не стало. Он умер от внезапной остановки сердца. К сожалению, он не успел воплотить в жизнь многие проекты, но его анимационная студия существует до сих пор и радует зрителей, показывая замечательные мультфильмы. 

Мастер жанрового и детективного кино, пришедший в профессию из метеорологии, Евгений Татарский нашел своего преданного зрителя. А с актерами на съемочной площадке репетировал, словно на театральных подмостках.

Сегодня стало известно, что прощание с Евгением Татарским пройдет на киностудии «Ленфильм». Дата и время пока не сообщаются. Выдающийся режиссер скончался в Петербурге накануне на 77-м году жизни. «Золотая мина», «Джек Восьмёркин американец», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила»  фильмы, созданные им, знает и любит не одно поколение, а коллеги вспоминают о нем как о высоконравственном и отзывчивом человеке, отмечает корреспондент НТВ Антон Зыков.

Он играл в шахматы вместе с редактором объединения телевизионных фильмов Никитой Черстковым. На столе валялся чей-то сценарий. Когда в перерыве между партиями Евгений Татарский его прочел, незамедлительно начал подбирать актеров. Но пробы не воодушевили руководство студии.

Евгений Татарский, режиссер, народный артист России: «Мне сказали, что Даля не надо, у него глаза пустые. Дмитриева не надо, надоел уже. Полищук не надо, один раз сняли и хватит».

Татарский все сделал по-своему. Так родился хит телеэфира «Приключения принца Флоризеля». Кажется, также непросто и одновременно спонтанно Евгений Маркович пришел в кино. По первому образованию он вообще-то метеоролог. Но работа на «Леннаучфильме» заставила его забыть о циклонах и переменчивом давлении.

В 64-м он поступил на режиссерский факультет Ленинградского института культуры. На «Ленфильме» ассистировал классику отечественного кино Иосифу Хейфицу. Шанса снять самостоятельную полнометражную работу он ждал еще несколько лет после получения диплома.

Но настоящее признание ему принес первый милицейский боевик в западном стиле  «Золотая мина». Но из-за несвойственных советскому кинематографу сцен и сюжетных поворотов нареканий было много.

Евгений Татарский, режиссер: «А потом я получил письменно 48 поправок на фильм, сделанный во славу советской милиции. Клянусь вам, 48 поправок. Начиная с того, что первый кадр был на свалке».

Хотя и эта картина могла не состояться. Сценарий пролежал в столе около 10 лет, а когда его прочитал Евгений Татарский, снимать решился только после серьезных доработок. С этого фильма начинается сотрудничество режиссера с Олегом Далем и Игорем Дмитриевым. А Любовь Полищук дебютировала как драматическая актриса.

Сам Татарский не любил, когда его называли мастером детектива. Он создавал жанровое кино.

Сергей Снежкин, режиссер, народный артист России: «Просто завидую и наслаждаюсь. И я позавидовал, потому что эта легкость основана на профессии, чести и достоинстве по отношению к зрителю. Вот таким персонажем был Евгений Маркович».

После распада Советского Союза Евгений Татарский не затерялся. В 90-е снял несколько серий в первом сезоне «Улиц разбитых фонарей», привнося в сухой детективный сюжет свойственную ему иронию. Потом была «Убойная сила», в которой раскрылся Константин Хабенский. Коллеги особенно вспоминают: Татарский чутко и умело прислушивался к актерам.

Сергей Мигицко, народный артист России: «Он репетировал так, как репетируют в театре, разбирая каждый жест, каждую какую-то микроскопическую ноту».

Несколько лет назад у Евгения Татарского возникла идея нового фильма. Из декораций ему требовался лишь один автомобиль. В привычном рабочем порыве он был уверен: этого вполне хватит, чтобы раскрыть замысел картины и потенциал актеров. Как и всегда в любой ситуации, не обращая внимания на критику, он следовал по жизни своим путем. Всегда рисковал, всегда угадывал и был неизменно популярен.

Александр Татарский. Биография:

Александр Татарский — режиссёр, мультипликатор, основатель и бессменный руководитель студии «Пилот».

Александр Михайлович Татарский родился 11 декабря 1950 года в Киеве. В 1974 году окончил Киевский Государственный институт театра и кино имени Карпенко-Карого по специальности кинодраматург-киновед-редактор и специализированные курсы художников-мультипликаторов Госкино УССР (1975 г.)

В 1968 году Татарский пришел в мультипликацию, на студию «Киевнаучфильм», где принимал участие в создании десятков лент и овладел практически всеми профессиями, связанными с производством мультфильмов.

В 1980 г. приглашен руководством Гостелерадио СССР на работу в Москву на должность кинорежиссера в мультстудию Т/О «Экран». Одновременно в статусе вольнослушателя в течение двух лет посещал занятия Высших курсов сценаристов и режиссеров СК и Госкино СССР.

Первый же фильм, снятый на телевидении, — «Пластилиновая ворона» (1981 год) — стал всенародным бестселлером и получил более 25 фестивальных наград, в том числе Гран-при на всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в 1981 году и диплом на МКФ в Габрово (Болгария) в 1982 году.

Второй работой стала пластилиновая заставка для передачи «Спокойной ночи, малыши», известная нескольким поколениям маленьких и уже взрослых телезрителей. Затем был снят фильм ««Падал прошлогодний снег»» (1983 г.), также имевший большой и многолетний успех и получивший много фестивальных наград, начиная с «Серебряного кукера» на всемирном фестивале анимационного кино в г.Варне.

Следующий фильм — «Обратная сторона луны» (1984 г.) собрал огромный по тем временам урожай наград, включая «Золотого клоуна» на всемирном фестивале анимационного кино в Загребе, а на фестивале фестивалей в Лондоне фильм «Обратная сторона луны» был признан лучшим анимационным фильмом в мире за 1984 году.

Многих высоких наград удостоилась и следующая работа автора — «Следствие ведут колобки» (совместно с Ковалевым, 1986г.). В этом фильме впервые появились фирменные персонажи Татарского — знаменитые сыщики Братья Пилоты.

В том же году Татарский выиграл международный тендер на право производства анимации для американского телеканала TBS (проект Тэда Тернера) и выполнил работу, которая имела в США большой успех. Это был первый успешный случай работы анимационного режиссера из СССР для западного заказчика.

В те же годы Татарский был приглашен преподавателем на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где подготовил ряд высокопрофессиональных специалистов (один из них, Алексей Харитиди, впоследствии за свою дипломную работу «Гагарин», снятую под художественным руководством Татарского на студии «Пилот», получил «Пальмовую ветвь» в на фестивале в Каннах).

Сняв еще ряд успешных работ для телевидения, Татарский приступил к созданию независимой школы и производственной студии. В 1988 году появилась Московская анимационная студия «Пилот» — первая в истории современной России независимая негосударственная киностудия. Все эти годы Татарский являлся ее президентом и художественным руководителем, выступал в различных проектах студии в разных амплуа: продюсера, сценариста, режиссёра.

В 1998 году за цикл анимационных фильмов «Из личной жизни Братьев Пилотов» и детскую телепрограмму «Чердачок Братьев Пилотов» Александр Татарский был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства. В 2000 году ему присуждено звание Заслуженного деятеля искусств РФ.

С 1995 года Александр Татарский являлся Президентом Открытого Российского фестиваля анимационного кино. Был членом киноакадемии «Ника» и академии кинематографических наук и искусств «Золотой орел», занимался преподавательской деятельностью.

Последним детищем Татарского стал цикл «Гора самоцветов» — крупнейший проект в истории отечественной анимации, выполнявшийся студией «Пилот» по госзаказу. Он должен был включать 52 мультфильма, основанных на сказках народов России. Отснятая часть цикла демонстрировалась и получала награды анимационных фестивалей.

1930-ые годы

Директором и режиссёром филиала в 1933 г. был назначен бывший актёр и режиссёр Московского центрального татарского рабочего театра М.Ильясов, в состав труппы вошли актёры Н.Арапова, Б.Ахтямов, Г.Болгарская, Б.Галиуллина, А. и А. Гацулины, Г.Гиматов, З.Закиров, Ф.Ильская, Х.Исмагилов, Г.Камская, И.Мазит, М.Рахматуллина, А.Хисамов, И.Шагдалиев, А.Ягудин.

6 ноября 1933 г. в деревне Шали Пестречинского района состоялся спектакль «Булат бабай семьясы» («Семья деда Булата») К.Наджми и К.Тинчурина, который ознаменовал рождение театра.

В последующие несколько лет М.Ильясовым были поставлены спектакли «Ярату» («Любовь») Н.Салахова, «Хаҗи әфәнде өйләнә» («Хаджи эфенди женится») Ш.Камала, «Шестеро любимых» А.Н.Арбузова. Ш.Сарымсаков поставил «Плутни Скапена» Ж.Б.Мольера, С.Булатов и Г.Уральский — «Шамсекамар» М.Аблеева и «Пограничники» В.Н.Билль-Белоцерковского.

В 1937 г. М.Ильясов был репрессирован, с 1938 г. труппу возглавил А.Мазитов.

В репертуаре театра появились спектакли «Яшь йөрәкләр» («Молодые сердца») Ф.Бурнаша, «Аршин мал алан» У.Гаджибекова, «Урманда» («В лесу») Ф.Хусни, «Гульзада» Р.Ишмурата. Несмотря на кочевую жизнь и тяжёлые условия существования, театр выполнял миссию просвещения, духовного и нравственного воспитания зрителя.

Татарский о себе

  • Рассказывал, что в цирке убирал за животными. Самым сложным было для него ухаживать за цирковыми собаками, по его словам, даже со слонами было проще.
  • Говорил, что до сих пор не считает себя взрослым.
  • Любил творчество Гашека.
  • Собирал игрушки. Имел большую коллекцию игрушечных дедов морозов — более 70 штук.
  • Любил мультфильмы Хитрука, Норнштейна.
  • Рассказывая о непохожести русских и западных мультфильмов, отмечал, что необходимо снимать и показывать отечественные анимационные ленты, иначе в ближайшем будущем вырастет в России «поколение американцев».

К сожалению, режиссер не успел довершить некоторые проекты, но дело всей его жизни — анимационная студия Александра Татарского — существует и здравствует, развивается и расширяется, снимает новые замечательные мультфильмы. А это — самое главное, ведь о людях помнят по их делам.

С 1990-х годов до наших дней

В 1985–1991 гг. театр возглавляли Р.Батулла, Р.Сиразиев, с 1993 по 2019 г. — режиссер Р.Загидуллин, выпускник Высшего театрального училища им. Б.В.Щукина (Москва).

Он привнёс в свои спектакли новые ритмы, динамику, яркую театральность и зрелищность, игровой темперамент, раскрыл творческие возможности актёров в разных жанрах и стилистике и стал своеобразным реформатором театра.

Эпическая широта в спектакле «Итил суы ака торур» («Пока течёт Итиль») по роману Н.Фаттаха (1993), острый гротеск в постановках «Хәйләсез — дөнья файдасыз» («Йусуф и Зулейха», 1992), «Назлы кияү» («Капризный жених», 1996), «Хикмәтле доклад» («Страсти по докладу», 2003), «Американ» («Американец», 2007) по пьесам К.Тинчурина, откровенная театральность в «Женитьбе Фигаро» П.Бомарше (1995) и «Господине де Пурсоньяк» Ж.Б.Мольера (1999), психологическая углублённость во «Вдовьем пароходе» по повести И.Грековой (1994) и в «Яңадан мәхәббәт турында» («Снова о любви») Х.Вахита (1998) потребовали от актёров разнообразия приёмов и способов игры, расширения диапазона выразительных средств.

Постановки таких спектаклей, как «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звёзды») К.Тинчурина (1999), «Мамаша Кураж и её дети» Б.Брехта (2000), «На дне» М.Горького (2005), «Дом Бернарды Альбы» Г.Лорки (2008), стали подтверждением возросшего мастерства коллектива, определили перспективу художественного развития театра.

Кроме того, в последние годы на сцене театра с большим успехом идут и другие спектакли.

Театр гастролирует по городам и районам РТ и РФ, участвует в российских и международных театральных фестивалях, проводит очередной VIII Международный театральный фестиваль национальной драматургии имени К. Тинчурина (2016).

В составе труппы в 2015 г. — народный артист РФ и РТ Н.Шайхутдинов; заслуженная артистка РФ и народныая артистка РТ И.Махмутова, народные артисты РТ З. Асфандиярова, А. Галиуллин, Т. Зиннуров, З. Харисов, Л. Минуллина, И. Хасанов, Н.Назмиев, З. Хакимзянова, Т. Файзуллина, Р. Тухфатуллина; заслуженные артисты РТ З. Валиева, Л. Галлямова, г. Гарапшина, З. Зарипова, Л. Махмутова, С. Мифтахов, М. Назмиева, Г. Науматова, И. Сафиуллина, Ш. Фархутдинов, А. Хасанова; актеры Г. Гайнуллина, А. Пискунов, Р. Салахова, А. Фатхуллин, Х. Хуснутдинов и другие.

Заключение

Виктор Татарский – актер дубляжа, мастер художественного слова, теле- и радиоведущий Озвучил более 30 фильмов. Интеллигентный, умеющий донести информацию до аудитории, вышедший из старой школы культуры речи, дававшей ясное мышление и изложение, он пользовался успехом у зрителей и слушателей.

Наиболее известен как создатель, режиссер и ведущий авторской передачи «Встреча с песней», которая более 54 лет пользуется любовью радиослушателей. Она знакомит с запрещенными, забытыми или редко звучащими произведениями, которые, как правило, приходится разыскивать у филофонистов.

Награжден премией «Золотой микрофон» и званиями:

  • Заслуженного артиста РСФСР.
  • Заслуженного деятеля искусств.
  • Народного артиста РФ.