12 дельных советов от гильгамеша

Оглавление

Рассказ Утнапиштима о потопе – краткое содержание

Рассказ Утнапиштима (Зиусудры) о потопе обычно выделяют в отдельное сказание. Он очень похож на ветхозаветное предание про Ноев ковчег и обычно считается его древним источником.

Утнапиштим рассказал Гильгамешу, что в древности он жил в городе Шуруппаке. Люди стали в те времена очень многочисленными, и боги на своём совете решили истребить их. Однако премудрый Энки (Эа) решил пощадить праведного Утнапиштима и рассказал о намерении богов тростниковой стенке его дома. Стена передала рассказ Энки своему хозяину.

Утнапиштиму было запрещено сообщать о близкой катастрофе согражданам. При помощи щедрой платы он побудил их строить для себя шестиэтажный корабль-ящик в 120 локтей высотой. Утнапиштим уверял, что хочет плыть на нём к владениям богов в устье Евфрата. Когда корабль был готов, Утнапиштим посадил на него родственников, домочадцев, всевозможных животных и птиц, нагрузил внутрь золота и серебра.

В назначенный богами день разразилась страшная буря, поднявшиеся воды затопили вершины гор. Утнапиштим видел, как погибали его сограждане, но не мог помочь им. Сами боги устрашились вызванного ими потопа, но уже не могли его остановить.

Через шесть дней буря утихла. Выйдя на верхнюю палубу корабля, Утнапиштим долго не видел суши, но потом вдали показался островок – вершина прежней горы Ницир. Корабль пристал к ней. Утнапиштим выпускал с корабля голубя и ласточку, однако они возвращались обратно, нигде не найдя более обширных земельных пространств и пищи. Наконец их нашёл выпущенный ворон. Добравшись до твёрдой суши, Утнапиштим принёс жертву богам, и те, проголодавшись за дни, когда некому было устраивать обряды в их честь, слетелись к алтарю, как жадные мухи. Верховный бог Энилиль негодовал на то, что некоторым из людей удалось уцелеть. Но премудрый Энки сумел успокоить его красноречивыми словами. От тех, кто спасся вместе с Утнапиштимом, пошли новые поколения человечества.

Подробнее см. в статье Рассказ Утнапиштима о потопе.

Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Гильгамеш в поисках бессмертия – краткое содержание

В тоске об умершем Энкиду Гильгамеш удалился из Урука в окрестные степи, сражаясь там со львами. Им завладела мысль о том, что для него тоже неизбежна смерть. В напряжённых думах о том, как её избежать, герой решил разыскать праотца Утнапиштима (у шумеров – Зиусудра), единственного из людей, которому боги даровали вечную жизнь.

Гильгамеш переплыл море и добрался до самого горизонта, где высится горная цепь Машу, чьё основание уходит в преисподнюю, а скалистые вершины – в небосвод. В этих горах был только один проход – для Солнца-Шамаша, которые восходит через него ежедневно. Тяжелые створы ворот прохода охраняли муж и жена – скорпионы с человеческими лицами. Они согласились раскрыть перед героем ворота, но предупредили, что за ними тянется ужасный тёмный коридор, где жестокая жара то и дело сменяется страшным морозом.

Не убоявшись тягот, Гильгамеш устремился по коридору. После целого дня сильнейших страданий он вышел к прекрасной роще, чьи деревья, плоды и травы были высечены из драгоценных камней. В этом чертоге волшебница Сидури устраивала пиры для богов. Появление Гильгамеша вначале испугало Сидури, но, услышав его горькую повесть, она пожалела героя. Сидури рассказала Гильгамешу, что за её садом простираются воды смерти. Как их переплыть, знает лишь корабельщик Уршанаби, который охотится на змея в соседнем лесу.

Гильгамеш пошёл в лес, убил змея и нашёл Уршанаби. Согласившись помочь страннику, корабельщик посадил Гильгамеша в лодку и дал ему 120 шестов. Отталкиваясь ими, он должен был переплыть воды смерти, меняя каждый сломавшийся шест на новый. Прикосновение же руками к губительной поверхности вод грозило гибелью.

Так Гильгамеш добрался до противоположного берега, где встретил бессмертного праотца Утнапиштима. Тот встретил путника приветливо и поведал ему легенду о всемирном потопе (см. ниже).

Гильгамеш просил, чтобы Утнапиштим поделился с ним секретом вечной жизни. Старец предложил герою в виде испытания не спать шесть дней и семь ночей. Гильгамеш согласился, но от утомления долгим путешествием заснул, едва сев на землю. Проснувшись, стал собираться в обратный путь, сожалея, что не добился цели. Однако жена Утнапиштима убедила мужа всё же помочь храбрецу. Утнапиштим рассказал Гильгамешу, что совет трава вечной жизни – колючий терн – растёт на дне моря.

Привязав к ногам камни, Гильгамеш опустился в пучину и сорвал терн, хотя колючки растения больно расцарапали ему руки. Как раз приплывший корабельщик Уршанаби перевёз героя на обратный берег вод смерти. Здесь Гильгамеш увидел бассейн со свежей водой и решил вымыться в нём от дорожной пыли. Но пока он плавал, волшебный куст похитила и утащила в недра земли змея. (Шумеры считали, что, сбрасывая кожу, змея омолаживается и обретает «новую жизнь».)

Горько заплакав, Гильгамеш возвратился в Урук, чтобы ждать там неизбежной смерти.

Подробнее см. в статье Гильгамеш в поисках бессмертия.

Гильгамеш и небесный бык Иштар – краткое содержание

Восхищённая подвигами и внешность Гильгамеша богиня Иштар (Инанна) преисполнилась любовью к нему и предложила, чтобы он взял её в жёны. Но Гильгамеш отказался, напомнив Иштар о том, как она ветрена и непостоянна, какое горе причиняла всем прежним своим мужьям, например, Думузи.

Разгневанная Иштар взлетела на небо и стала жаловаться на Гильгамеша своему отцу, богу Ану. В отместку за обиженную дочь, Ану наслал на Урук небесного быка, который семью глотками выпил Евфрат. От дыхания быка на земле возникали огромные трещины, куда проваливались толпы людей.

Однако Энкиду не устрашился всем этим и бросился бороться с быком. На помощь ему ринулся и Гильгамеш. Энкиду схватил жестокого зверя за хвост, а Гильгамеш убил его, ударив меж рогами и шеей. Тело поверженного быка герои возложили на жертвенник бога Шамаша.

Схватка Гильгамеша с небесным быком

Автор фото – U0045269

Взбешённая Иштар со стен Урука осыпала Гильгамеша проклятиями. Энкиду, оторвав у быка ногу, бросал ею в богиню. Торжествуя победу, Гильгамеш и Энкиду ездили по Уруку на колеснице, распевая хвалебную песнь в честь самих себя.

Подробнее см. в статье Гильгамеш и Иштар.

Энкиду – краткое содержание

В части клинописных табличек с текстом эпоса о Гильгамеше ничего не говорится о происхождении и появлении Энкиду. Но в других есть рассказ о том, откуда он взялся.

Там повествуется, что великие подвиги и великая мудрость Гильгамеша ослепили его гордостью. Он уверовал, что превосходит всех других людей, стал пренебрегать своими согражданами, все дела в Уруке вершил по собственному произволу. Получив от богини Инанны волшебный барабан, он обременил всех мужей своего города тяжкими работами, а женщин заставил исполнять свои неуёмные любовные желания.

Слыша постоянные жалобы на Гильгамеша с земли, небесный бог Ану решил наказать его. Он поручил божественной художнице Аруру вылепить из глины мужа, равного Гильгамешу по телесной мощи. Аруру вылепила дикого великана Энкиду. Не зная людской жизни, обладая звериными повадками, он стал жить в степи среди животных и мешал людям охотиться на них.

От охотников о звероподобном силаче узнал Гильгамеш и задумал заманить его в Урук. Он послал в степь к Энкиду прекрасную блудницу Шамхат, жрицу богини любви Иштар. Спрятавшись у водопоя, Шамхат дождалась, когда туда вместе со зверями пришёл Энкиду, приблизилась к нему, распахнула свои одежды и насытила богатыря женской лаской.

Животные теперь почуяли, что Энкиду чужд им, и стали убегать от него. Шамхат же стала уговаривать, чтобы Энкиду пошёл вместе с ней в многолюдный Урук.

Шамхат вначале привела Энкиду в деревню близ Урука. Жившие там пастухи накормили степного великана хлебом и напоили вином. Еда и питьё людей понравились Энкиду. Он причесал свои волосы, вымыл тело и ночью отогнал своих прежних товарищей – львов и волков – от пастушьих стад.

Теперь Шамхат повела Энкиду в сам Урук. Горожане собрались на улицах поглядеть на неслыханного великана. Вышедший из дворца Гильгамеш при виде такого богатыря первый раз в жизни устрашился. Он хотел бежать, но Энкиду нагнал его и принудил к рукопашной схватке. В долгой борьбе ни один из двух героев не смог одолеть другого, и они решили навек стать побратимами.

Подробнее см. в статье Гильгамеш и Энкиду.

Гильгамеш и Гора Бессмертного – краткое содержание

Возвысив Урук, Гильгамеш решил украсить его постройками из прекрасных кедров. Но в Шумере эти деревья не росли. Их было много лишь в далёкой горной стране, где обитал бессмертный великан Хувава. Гильгамеш решил покорить страну Хувавы, чтобы запечатлеть этим подвигом своё имя в памяти потомков и не исчезнуть после смерти бесследно, как стирается отпечаток на глине под рукой гончара.

Гильгамеш призвал верного друга Энкиду и ещё 50 храбрецов, которые не имели ни домов, ни семей и поэтому были готовы идти за вождём куда угодно. Герой принёс богатую жертву солнечному богу Уту, и тот в благодарность очистил ему дорогу: отозвал семь чудовищ, семь могучих братьев, преграждавших путь к кедровым горам.

Храбрецы двинулись туда. У самых границ страны Хувавы Гильгамеш вдруг ослабел и впал в глубокий сон. Спутники стали будить его. Герой проснулся и прижался к земле, набираясь от неё божественной силы. Пошедший на разведку Энкиду вернулся дрожащим: так страшен был вид Хувавы. Один взгляд этого великана вызывал смерть.

Но Гильгамеш не убоялся. Он смело вошёл в рощу Хувавы и начал рубить кедры, стараясь не глядеть в смертоносные глаза чудовища. Семь стволов срубил Гильгамеш один за другим, и с каждым рухнувшим деревом силы Хувавы слабели. Наконец великан упал на землю и стал молить Гильгамеша о пощаде.

Гильгамеш хотел оставить его в живых. Но Энкиду сказал, что если сейчас не убить Хуваву, то бог смерти Намтар заберёт вместо него самого Гильгамеша. Единым дружным взмахом мечей Гильгамеш и Энкиду отрубили чудовищу голову. Его тело они принесли на жертвенник верховного бога Энлиля в священном городе Ниппуре, а в Уруке выстроили из кедра много дворцов, плотин и кораблей.

Подробнее см. в статье Гильгамеш и Хувава.

Гильгамеш, Энкиду и подземный мир – краткое содержание

Гильгамеш горько сожалел об утрате барабана, и его верный друг Энкиду вызвался принести пропавшую вещь из преисподней. Гильгамеш отпустил его на этот подвиг, предупредив: пройти подземный мир и вернуться обратно может лишь человек, равнодушный ко всем земным благам, отринувший все желания, чуждый гневу, любви, состраданию, хранящий полное молчание.

Но Энкиду не обратил внимания на эти слова. Ему не хотелось являться в преисподнюю босым и грязным странником в жалких лохмотьях. Энкиду облекся в белоснежные одежды, умастился душистыми маслами, взял жезл и дротик и с гордо поднятой головой сошел в подземный мир. Путь ему преградили чудовища преисподней, но Энкиду разогнал их жезлом и дротиком и двинулся вперёд с громкими криками. На пути ему встретилась прекрасная женщина, сказавшая: «Я твоя любимая жена, с которой ты жил на земле!» Энкиду бросился целовать её, но женщина превратилась в отвратительное и злобное создание. Затем явился перед Энкиду красавец-юноша, назвавшийся его умершим сыном. Энкиду стал обнимать его, но вместо юноши перед ним вдруг предстал страшный урод. Прогнав его, Энкиду дошёл до обители владычицы преисподней, Нинлиль. Она предстала перед ним нагой, рядом с ней лежали барабан и палочка Гильгамеша. Но едва Энкиду протянул за ними руку, как его схватил свирепый подземный дракон Кур. Герой услышал приговор богов: он навсегда останется в царстве мёртвых, ибо в тщеславной гордости нарушил все его законы.

Гильгамеш долго и тщетно ждал Энкиду. Поняв, что тот не может выйти из преисподней, он обратился за помощью к богам. Энлиль и бог луны Наннар отвергали просьбы великого героя. Бог мудрости Энки согласился помочь, но и он не был в состоянии вернуть Энкиду на землю. Энки лишь обещал устроить свидание Гильгамеша с тенью друга, которой на короткое время позволят вылететь из подземного мира.

Во время этого горестного свидания Гильгамеш просил, чтобы друг поведал ему о том, что происходит в стране мёртвых. Энкиду отказался, сказав: «Узнав это, ты будешь лить слезы, не переставая!» Но из его намёков Гильгамеш всё же понял, что жизнь умерших под землёй тяжка и безрадостна – особенно тех, кто умер, всеми позабытый, над кем не совершается посмертных обрядов.

Энкиду вернулся в подземный мир. Гильгамеш потерял и барабан, и друга.

Подробнее см. в статье Гильгамеш и ива.

Биография

Родившись с телом, несравненным по меркам смертных и со знаниями, достигающими истины, Гильгамеш появился на свет, чтобы стать королём и Краеугольным Камнем Небес между восходящим человечеством и увядающими богами. Он был отправлен в судить людей в постепенно уходящую Эпоху Богов. Он был существом, воплощающим жизнь двух форм жизни, с кровью тех, кто правили и кровью тех, кто будет править после. Взошло солнце, и с улыбкой от мгновений человеческой радости, он вернулся в Урук. Отмечая конец своих приключений, он правил Уруком как правитель героев и довёл своё правление до завершения. Позже он вернулся в глубины, чтобы снова найти траву, просто ради пополнения своей коллекции на всякий случай, если он когда-нибудь оказаться в ситуации, которую он сможет перенести только как ребёнок. 

Историчность Гильгамеша

Представитель 1-й Династии Урука. Гильгамеш — это аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильга-мес», что, возможно, значит «Предок героя». Легенды называют его сыном богини Нинсун и эна (верховного жреца) Кулабы, поселения вошедшего в состав Урука.

Гильгамеш был правителем, чьи деяния завоевали ему такую широкую славу, что он стал основным героем шумерской мифологии и легенд. Подобно Энмеркару и Лугальбанде, ему посвящён отдельный цикл шумерских легенд, в которых описываются различные, не связанные друг с другом случаи из его жизни. До нашего времени сохранилось пять таких текстов. В начале 2-го тысячелетия до н. э. была написана длинная поэма, в которую, наряду с новым материалом, вошли некоторые более ранние шумерские легенды. Получившийся в итоге «Эпос о Гильгамеше», несомненно являющийся настоящим шедевром ассиро-вавилонской литературы и одним из самых красивых подобных произведений, написанных в древности, сохранился почти полностью.

Оттиск цилиндрической печати

Поэмы о Гильгамеше и его подвигах писались и переписывались на протяжении веков не только на шумерском и аккадском языках, но и на большинстве других самых крупных языков Западной Азии (хеттском, хурритском). Гильгамеш стал героем всего Древнего мира — искателем приключений, храбрецом, но фигурой трагической, символом человеческого тщеславия и неуёмной жажды известности, славы и бессмертия — до такой степени, что современные учёные часто воспринимали его легендарным персонажем, а не реальным человеком и правителем. Гильгамеш изображался в виде бородатого мускулистого человека, сражающегося с быками и львами, на множестве памятников — от цилиндрических печатей протописьменного периода до скульптурных рельефов, украшавших ассирийские дворцы.

Если верить эпической поэме «Гильгамеш и Агга», в начале своего правления Гильгамеш был подчинён лугалю Киша Аге. Ага через послов потребовал, чтобы Урук принял участие в предпринятых Кишем ирригационных работах. Совет старейшин Урука предлагал Гильгамешу подчиниться и исполнить требование Аги, но Гильгамеш, поддерживаемый народным собранием, отказался покориться. Народное собрание провозгласило эна Гильгамеша военным вождём — лугалем. Ага прибыл с войском на ладьях, спустившись вниз по Евфрату, но начатая им осада Урука окончилась поражением кишцев. Гильгамеш добился независимости города Урука. Гегемония над Нижней Месопотамией перешла к Гильгамешу.

В дальнейшем Гильгамеш объединил под своей властью такие города как Адаб, Ниппур, Лагаш, Умма и др. Гильгамеш упоминается (см. Туммальская надпись) в качестве строителя ниппурского святилища Туммаль. В Лагаше Гильгамеш построил ворота, носящие его имя.

Вавилонский эпос представляет в качестве его важнейшего подвига постройку городской стены Урука. Возможно, речь в данном случае идёт об обнаруженной в ходе археологических раскопок более чем 9-километровой стене, опоясывающей руины Урука. Она сложена из плоско-выпуклых кирпичей, характерных для раннединастического периода, а значит, вполне могла быть построена в правление Гильгамеша. Толщина стены достигала более 5 м. Также рассказывалось о походе Гильгамеша в Ливан за кедровым лесом. Был ли в действительности такой поход — неизвестно. И, вероятно, если он и был, то не в Ливан, а в Элам.

Это интересно: 149,Гигантский Кодекс

Гильгамеш в более поздних легендах

Имя Гильгамеша упоминается не только в месопотамских текстах, но и в Кумранских рукописях: фрагмент 13 Q450 «Книги исполинов» содержит имя Гильгамеша рядом с отрывком, переводимым как «…все против его души…». Эти же тексты использовались ближневосточными манихейскими сектами. Клавдий Элиан около 200 г. н. э. рассказывает о Гильгамеше (у Элиана он назван Гильгам) видоизменённую легенду о Саргоне Аккадском: оракул-де предсказал вавилонскому царю смерть от рук собственного внука, тот испугался и сбросил ребёнка с башни, но царевича спас орёл и воспитал садовник. Ассирийский богослов Церкви Востока Феодор Бар Конаи около 600 г. н. э. называет Гильгамеша (Глигмоса) в списке 12 царей, бывших современниками патриархов от Фалека до Авраама. Имя Гильгамеша (Длилджамиша) помнили даже в XV веке — Джалалуддин ас-Суюти называет его в качестве одного из демонов.

История создания

Биография Гильгамеша дошла до современного мира благодаря клинописи под названием «Эпос о Гильгамеше» (другое название – «О все видавшем»). Литературное произведение содержит в себе разрозненные легенды, рассказывающие о подвигах неоднозначного персонажа. Некоторые записи, вошедшие сборник, датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Героями древнего творения стали сам Гильгамеш и его лучший друг – Энкиду.

Гильгамеш и Энкиду

Имя героя также встречается в Туммальских надписях – хронике реконструкции города Туммаля, которая происходила во 2 тысячелетии до нашей эры. Надписи утверждают, что Гильгамеш отстроил храм богини Нинлиль, который пострадал от потопа.

Мифология, посвященная правителю шумеров, нашла отражение в «Книге исполинов», которая вошла в Кумранские рукописи. Манускрипты вскользь затрагивают царя Урука, не акцентируя внимания на подвигах мужчины.

Письмена Шумеров

Письменные свидетельства и анализ творчества шумерских мастеров позволяют утверждать, что у персонажа древнего эпоса есть прототип. Ученые уверены, что образ древнего героя списан с реально существовавшего правителя города Урука, правившего своей вотчиной в 17-16 веке до нашей эры.

Мифы и легенды

Своенравный Гильгамеш – сын великой богини Нинсун и верховного жреца Лугальбанды. Биография шумерского героя известна с момента всемирного потопа, который смыл с лица Земли большую часть человечества. Люди, спасшиеся благодаря Зиусудре, стали возводить новые города.

Из-за роста численности поселений влияние Агги – последнего из правителей Шумера – стало падать. Поэтому, когда возмужавший Гильгамеш сверг в городе Урук наместника Агги, владыка Шумера отправил войско уничтожить дерзкого повстанца.

Шумеры

Гильгамеш уже прославился среди простого народа, как честный правитель города Куллабы, расположенного рядом с Уруком. После свержения местной власти, Гильгамеш провозгласил себя царем Урука и объединил оба города толстой стеной.

Агга в ярости напал на противника, но смелый герой не отступил. Мужчина собрал армию из молодых жителей и стал отстаивать свободу городов от гнета жадного правителя. Несмотря на большую армию, Агга потерпел поражение. Гильгамеш же получил титул владыки шумеров и перенес столицу государства в Урук.

Впрочем, Гильгамеш отличался не только силой и решительностью. Из-за буйного нрава и неуместной гордыни предводителя шумеров боги послали на Землю Энкиду, чтобы усмирить и победить мужчину. Но вместо того, чтобы исполнить возложенную на него миссию, Энкиду присоединился к Гильгамешу и стал лучшим другом правителя Урука.

Город Урук на карте

Вместе с Энкиду мужчина отправился в страну Хувавы – великана, сеявшего смерть. Гильгамеш хотел заполучить кедры, которые выращивало огромное чудовище, и прославить собственное имя среди потомков.

Дорога до Хувавы заняла много времени, но правитель шумеров добрался до волшебного леса, срубил кедры и уничтожил великана. Добытое сырье ушло на строительство новых дворцов в столице.

Несмотря на гордый нрав и пренебрежение законами, Гильгамеш чтил богов. Поэтому, когда богиня любви Инанне обратилась к мужчине за помощью, тот бросил все дела и помчался в храм, прославляющий богиню.

Демон Лилит

В этом храме росла красивая ива, которая радовала Инанне. Но среди корней дерева завелась змея. В стволе ивы демон Лилит выдолбила себе убежище, а в кроне свила гнездо кровожадная орлица.

Герой одним ударом отрубил голову змее. Увидев жестокую расправу, орлица улетела, а Лилит растворилась в воздухе. Благодарная Инанне отдала Гильгамешу часть дерева, из которой столяры изготовили волшебный барабан. Стоило только правителю Урука ударить в музыкальный инструмент, как все юноши кидались выполнять поручения, а девушки без колебаний отдавались во власть Гильгамеша.

Довольный мужчина провел в любовных забавах много времени, пока боги, которым надоело слушать жалобы женихов, оставшихся без невест, не отобрали у Гильгамеша волшебный инструмент.

Гильгамеш и Энкиду

Увидев, как страдает друг от потери любимой игрушки, Энкиду отправился в подземный мир, куда боги перенесли волшебный барабан. Но мужчина не учел, что выбраться из преисподней может только человек, который не нарушит правил. Увы, Энкиду нашел барабан, но не смог выйти из царства мертвых, чтобы вернуть пропажу.

В другой легенде о смерти друга Гильгамеша рассказывается в ином ключе. Богиня Иштар, впечатленная внешностью и смелостью Гильгамеша, предложила герою жениться на ней. Но Гильгамеш отказал красавице, потому что знал, что Иштар не отличается постоянством.

Обиженная богиня пожаловалась богу Ану, который наслал на Урук чудовище. Огромный небесный бык спустился на Землю, чтобы уничтожить любимый город. Тогда Энкиду бросился на врага, вскоре на помощь подоспел и Гильгамеш. Вдвоем мужчины победили опасного зверя.

Богиня Иштар

Но за расправу над небесным быком боги решили покарать Гильгамеша. После долгих споров решено было оставить правителя Урука в живых и отобрать жизнь у Энкиду. Молитвы и просьбы не смогли отодвинуть смерть мужчины. Через 13 дней лучший друг Гильгамеша умер. Оплакав товарища, царь Урука установил в честь Энкиду красивый памятник.

Опечаленный потерей, мужчина осознал, что тоже однажды умрет. Подобный поворот не устраивал своенравного Гильгамеша, поэтому герой отправился в опасное путешествие, чтобы встретиться с Утнапиштимом. В поисках бессмертия герой преодолел множество препятствий. Найдя мудрого старца, герой выяснил, что вечную жизнь дарит совет-трава, которая растет на дне моря.

Гильгамеш и змея

Известие не охладило пыл Гильгамеша. Привязав к ногам камни, мужчина достал волшебную траву. Но пока герой приводил в порядок собственную одежду, совет-траву утащила змея. Расстроенный Гильгамеш отправился обратно в Урук, чтобы прожить жизнь, полную приключений, и неизбежно умереть.

Музыка[]

«Столкновение на Большом мосту»
Не можете услышать звук?
Основная статья: Столкновение на Большом мосту

Музыкальная тема Гильгамеша называется «Столкновение на Большом мосту» (англ. Clash on the Big Bridge, яп. ビッグブリッジの死闘, Biggu Burijji no shitō?) (Большой мост — место во втором мире в Final Fantasy V), и играет во время всех битв против него. С момента первого появления эта мелодия стала одной из самых любимых у многих фанатов. «Столкновение на Большом мосту» является самым часто записываемым треком, и имеет одиннадцать официальных аранжировок и бесчисленное множество фанатских ремиксов.

Таблетка XI

Табличка XI о потопе Гильгамеша, помимо наводнения, содержит дополнительный сюжетный материал. История потопа была включена потому, что в ней богам даровано бессмертие герою потопа Утнапишти, и это соответствует теме бессмертия в эпосе. Главное, по-видимому, заключается в том, что Утнапиштиму даровали вечную жизнь в уникальных, никогда не повторяющихся обстоятельствах. Как будто чтобы продемонстрировать это, Утнапиштим призывает Гильгамеша бодрствовать шесть дней и семь ночей. Однако, как только Утнапиштим заканчивает говорить, Гильгамеш засыпает. Утнапиштим велит своей жене печь буханку хлеба каждый день, когда он спит, чтобы Гильгамеш не мог отрицать свою неудачу. Гильгамеш, желающий победить смерть, не может победить даже сон.

Когда Гильгамеш уезжает, жена Утнапиштима просит мужа сделать прощальный подарок. Утнапиштим рассказывает Гильгамешу о растении, похожем на терновник, на самом дне океана, которое сделает его снова молодым. Гильгамеш получает растение, привязывая камни к ногам, чтобы он мог ходить по дну моря. Он восстанавливает растение и планирует испытать его на старике, когда вернется в Урук. К сожалению, когда Гильгамеш останавливается, чтобы искупаться, его похищает змея , сбрасывающая кожу при уходе, очевидно возродившись. Гильгамеш, не сумевший воспользоваться обоими шансами, возвращается в Урук, где вид его массивных стен побуждает его восхвалять эту непреходящую работу смертных людей. Смысл может заключаться в том, что смертные могут достичь бессмертия благодаря длительным трудам цивилизации и культуры.

Таблица X

Покинув искусственный сад, Гильгамеш выходит к трактиру, находящемуся на краю утёса. Выясняется, что в этом трактире потчуют богов, предприятием заправляет хозяйка Сидури. Исследователи установили, что Сидури — это одно из имён хорошо знакомой нам уже богини Иштар (Емельянов, с. 151). Равно как и Шамхат; напомню, что так звали проститутку, которую Гильгамеш использовал для соблазнения Энкиду. То есть хозяйка Сидури не просто трактирщица, а сама богиня.

У Гильгамеша происходит диалог с Сидури о целях путешествия. Трактирщица излагает программу, с которой вполне согласился бы герой таблицы I: смысл жизни в том, чтобы ею наслаждаться. И я не могу не вспомнить здесь концепцию власти в изложении Сергея Игоревича Щеглова: власть нужна для того, чтобы ею наслаждаться. У меня нет достаточных оснований для того, чтобы сопоставить эпизод с богиней Иштар в роли хозяйки трактира с архетипом Правитель. Однако просто пройти мимо главного искушения Власти — власти как награды — тоже не могу.

Гильгамеш не согласен с программой трактирщицы. Но чтобы добиться того, что он хочет, необходимо совершить чудо. Герою всего-навсего предстоит пересечь море смерти и не коснуться при этом воды, иначе он умрёт. Это удаётся только богу Шамашу и лодочнику Уршанаби, который перевозит мёртвых на тот свет. Лодочник как раз и знает путь к Утнапиштиму.

На удивление, Гильгамеш пересекает воды смерти невредимым, и в этом ему каким-то образом помогают шесты (тексты переводов слишком разнятся, чтобы склониться к какой-то одной версии). Возможно, здесь уместно говорить об архетипе Маг.