Оглавление
Ярослав Мудрый
Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.
Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.
При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.
При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.
Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона—русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении (смерти — Авт.) царя нашего».
При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир,— Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».
Строительство храмов
Политика Ярослава Мудрого по отношению к церкви была положительной, более того, он всячески старался распространять христианство среди народа. По его приказу в 1036-1037 гг. были сооружены знаменитые Золотые ворота и церковь Благовещения. Помимо этого, были возведены собор Святой Софии и два монастыря – святых Георгия и Ирины. Примером для этих сооружений стали архитектурные постройки Иерусалима и Константинополя.
Ярослав Мудрый сделал Иллариона первым киевским митрополитом. Достоверно не известно, в 1050-м или в 1054 году было это событие, но главным остаются деяния, совершенные этим человеком. Илларион отстаивал независимость Руси от Константинополя и самостоятельность Киевской епархии.
Причины раздробленности
Не менее сложным вопросом является изучение причин, по которым феодальная раздробленность на Руси стала возможной. Можно выделить 3 крупные группы причин, почему этот процесс стал возможным:
Лестничная (родовая) система наследования престола. Эта система с одной стороны постоянно увеличивала количество наследников, а с другой стороны также увеличивала число князей-изгоев. Все это вело к междоусобным войнами и ситуациям, когда князья делили страну между собой.
Развитие земледелия. Благодаря этому процессу многие дружинники стали землевладельцами. С развитием этого процесса землевладельцы становились крупнее и финансово сильнее. Крупных земледельцев очень не устраивала лестничная система наследования престола. Они всячески пытались ограничить власть князя или добиться завершения княжеских переходов.
Развитие ремесла
развитие ремесла имело важное следствие — рост городов и превращение их в культурные и политические центры.
Есть еще одна важная причина, о которой сегодня не принято много говорить — падение знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Этот путь проходил через Русь и был тем экономическим стимулом, который заставлял страну держаться единой.
В целом же каждая причина в отдельности не могла раздробить государство, но вместе они создали систему, когда местное управление в каждом княжестве было намного сильнее центральной власти. Естественным итогом этого стало то, что уже с середины 12 века на Руси утвердилась раздробленность княжеств (всего их было на начальном этапе 15). К началу 13 века количество княжеств выросло до 50.
Галицко-Волынское княжество
На Юго-западе Руси, во время правления Романа Волынского, между реками Днепр и Прут, возникло Галицко-Волынское княжество. Оно имело сильную боярскую власть, а князь выступал как более слабая фигура в правлении. Это был старинный центр русского пашенного земледелия. Здесь добывали каменную соль, снабжали ею всю южную часть Руси. Так как княжество располагалось близ европейских государств, велась активная внешняя торговля, что привело к росту городов и населения.
Расцвет Древнерусского государства
Создание Древнерусского государства способствовало дальнейшему укреплению феодальной системы.
В конце Х — первой половине ХI века Киевская Русь вступила в период своего расцвета. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения. Увеличилось также количество городских центров, выросла численность торгово-ремесленного населения.
Княжеские дружинники и местная знать окончательно слились в единый класс феодалов. Ушли в прошлое вечевые сходы. «Тысячная» военная организация окончательно подчинилась дружинной. Прежние сотские и тысяцкие стали княжескими слугами — «мужиками».
Совет
Законодательный свод ХI века — «Русская Правда» ярко рисует крупнейшие перемены, происходившие в жизни крестьянства. Основная масса сельского населения выступает в «Русской Правде» под названием смердов. В прежнее время термин «смерд» обозначал свободного общинника.
В конце Х-XI веке смерд — уже феодально зависимый крестьянин.
«Свободный» русский крестьянин в ХХ веке все еще вынужден идти в кабалу к соседнему помещику — совершенно так же, как в XI веке шли в кабалу «смерды» (так называет крестьян «Русская правда») и «записывались» за помещиками.
Земля и угодья смердов были захвачены феодалами. Штраф за убийство или насилие над смердом поступал князю. Если у крестьянина не было сыновей, то после смерти все его имущество переходило к князю.
Смерды попадали в кабалу к феодалу.
Заключая с ним «ряд» , то есть договор, крестьяне становились «рядовичами» — одной из категорий феодально зависимого населения. Взятая у феодала ссуда (купа) деньгами, зерном или скотом превращала общинника в закупа, также терявшего свою свободу.
Захват феодалами общинных земель и закабаление смердов протекали в острой классовой борьбе. Сама «Русская Правда» является памятником классовой борьбы. Ее основной целью была защита собственности феодалов.
Летопись говорит об усилении таких выступлений в конце Х века.
Развитие феодальной собственности и рост классового антагонизма привели к значительным изменениям в области идеологии, и прежде всего в господствовавшей тогда религии.
Языческая религия отражала идеологию разных ступеней доклассового общества. Такая религия уже не могла удовлетворить потребности класса феодалов. В конце Х века государственной религией в древней Руси стало христианство. По летописному рассказу, принятие христианства произошло в 988 году, когда крестились князь Владимир и его дружина.
Принятие христианства отчасти способствовало распространению на Руси письменности и грамотности, сближало Древне-русское государство с другими странами.
Обратите внимание
Быстрее всего христианство распространялось в среде феодальной знати. Народные массы еще долго отстаивали язычество. Происходили крупные восстания, в которых под религиозной оболочкой защиты язычества массы выступали против усиления феодальной эксплуатации.
В период своего расцвета Древнерусское государство стало самым крупным и могущественным в Европе. Значительно возросли его международная роль и внешние связи.
В конце X — начале XI века Русь посетили посольства римского папы, а русские послы побывали в Риме. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Венгрией, Византией и другими соседними странами.
Очень тесными были отношения с Польшей, хотя союзы между киевскими князьями и польскими королями нередко сменялись войнами.
Формирование древнерусской народности
В конце X века было закончено объединение всех восточных славян в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое славянское племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского». С таким настроением они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины (на Руси их называли витязями, богатырями) принимались в княжескую дружину. В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов. Затем они сплавлялись водой к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. Принятие христианства, вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживающее на территории Древнерусского государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с родимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывается древнерусская народность.
Назовите известные вам литературные произведения о витязях, богатырях. |
Владимир I
Когда погиб великий князь Святослав, Киевская Русь оказалась в руках его старшего сына Ярополка, а Олегу досталась Древлянская земля. Владимира же отправили в Новгородское княжество. В 985 году братья вступили в междоусобную войну. Олег потерпел поражение от Ярополка и был убит вражеским копьем.
Брат княгини Ольги Добрыня сбежал с Владимиром за пределы Киевской Руси, где они находились в течение двух лет. Там князья наняли дружину варягов и вернулись с ней домой.
После убийства Ярополка великим киевским князем стал Владимир I, при котором началось объединение восточнославянских земель в единое русское государство. Процесс продолжился окончательным присоединением червленских городов, карпатских земель и вятичей. В Киевской Руси укреплялся государственный аппарат. Старшим дружинникам и княжеским сыновьям разрешили управлять крупнейшими центрами.
В это же время многочисленные племена печенегов продолжали совершать набеги на русские земли. Чтобы защититься от них, на реках Стугна, Сула, Осетр и Десна начали строить крепости.
Краткая биография
Владимир Святославич Портрет из «Царского титулярника» XVII века Подробная биографияКнязь Владимир I Великий — сын князя Святослава Игоревича и Малуши, рабыни-наложницы княгини Ольги, при котором произошло Крещение Руси. Также известен под прозвищами «Святой», «Креститель», ассоциируется с персонажем фольклора «Владимир Красное Солнышко». Был назначен отцом новгородским князем в 970 году. В 978 или 980 году захватил киевский престол после убийства брата Ярополка в междоусобной войне.
В 988 году взял византийский город Херсонес и поребовал у византийского императора его сестру себе в жёны. В качестве условия женитьбы принял христианство по греческому обряду, после чего сделал его государственной религией Киевской Руси.
За время правления имел большое количество детей от разных жен, что предопределило вторую междоусобицу на Руси после его смерти в 1015 году.
Причины распада
Подобно процессам в большинстве раннесредневековых держав, распад Древнерусского государства был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Часть историков считают, что на первом этапе (в домонгольский период) раздробленность не означала прекращение существования Древнерусского государства.
Назревание кризиса
Первая угроза целостности страны возникла сразу же перед кончиной Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась междоусобная война, закончившаяся гибелью всех сыновей Владимира, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава. Полоцкие князья в дальнейшем в русских летописях стали упоминаться как «Рогволожи внуци».
Русь в XI — нач. XII веках
После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду — Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю — Смоленск и Волынь. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядями и племянниками.
В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.
Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093—1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.
Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку (1132—1139). Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава — Всеволода в обход младших Мономашичей — ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская».
Какие съезды известны в истории?
Городецкий в 1026/27 г.: первый из достоверно известных, историки не отрицают, что были и другие, раньше Городецкого. В рамках съезда Мстислав и Ярослав договорились о дуумвирате. Позже Мстислав был убит, а Ярослав стал править единолично.
Оршанский: в 1067 году – встретились сыновья Ярослава Мудрого, событие произошло после войны с полоцким князем Всеславом.
Вышгородский в 1072 году: встреча триумвиров, сыновей Ярослава Мудрого
Любечский съезд 1097 года – наиболее важное событие в процессе развития феодальной раздробленности. На съезде юридически закреплен процесс раздробленности фразой «пусть каждый держит отчину свою»
Причиной съезда была активизация половцев в степи, целью князей было установление договоренности, относительно войны против внешнего врага. Инициатором проведения мероприятия был Владимир Мономах. В будущем он будет проводить не один съезд.
Отчина или вотчина – наследное землевладение, которое передавалось от отца к сыну. На съезде утвердили, что каждый отныне является владельцем и князем на территории своей отчины, а не на всей территории Руси.
В 1113 году к власти приходит Владимир Мономах. Князю на время правления удалось объединить ¾ земель Руси, он провел более 80 походов против половцев, усовершенствовать законодательную систему, созданием «Устава». С 1125 до 1132 года правит его сын Мстислав. После смерти последнего Русь окончательно распадается на отдельные княжества.
Интересный факт! В период с середины XII до середины XIII века престол Киева переходил от одного князя другому 46 раз, минимальный срок правления – 4 дня. Количество новых княжеств увеличилось в несколько раз.
Типы престолонаследования
Одной из центральных проблем Древнерусского государства было отсутствие четкого механизма передачи власти. Проблема нет была окончательно решена ни одним собранием законов и норм права.
На Руси действовала система лествичного права – родовой принцип наследования, который предполагает объединение горизонтального и вертикального принципов. Согласно первому, власть передается от старшего брата младшему, второму – от отца к сыну. Поскольку претендентов было немало, сыновей у них – тоже, создавалась критическая ситуация, что и приводило к войнам за территории.
В идеале схема наследования выглядела так:
- Старший наследник князя, старший брат;
- Далее по возрасту – его младшие братья;
- Сын/сыновья старшего брата;
- Сыновья остальных братьев по старшинству и так далее.
Чтобы кому-то из «нижнего яруса» прийти к власти, нужно уничтожить значительное число конкурентов. Но это не единственная проблема! Присутствовали нюансы, которые вносили коррективы в систему наследования. Например, существует мнение, что муж старшей сестры (дочери правящего князя), выше по статусу и имеет больше прав на власть, чем ее младший брат (тоже сын князя).
Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром
Принятие христианства князем Владимиром имело огромные последствия для страны. Данное событие заложило основы будущего расцвета Руси. Но проявился этот расцвет в полной мере лишь при потомках Владимира.
После смерти Владимира в 1015 году вновь разгорелась борьба за власть между его сыновьями. Наиболее агрессивным в этой борьбе был Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба. Народ очень любил Бориса и Глеба за их праведный образ жизни и потому эти люди стали первыми русскими святыми мучениками, а сам Святополк получил в народе прозвище «Окаянный».
Но для того, чтобы получить власть над всей Русью, Святополку Окаянному необходимо было расправиться с еще одним своим братом – Ярославом. Для борьбы с Ярославом Святополк заручился поддержкой поляков, сам же Ярослав нашел союзников в варяжской среде. Четыре года, с переменным успехом, продолжалась междоусобица Ярослава и Святополка. В итоге, Святополк бежал в Польшу, а Ярослав стал князем Киевским и всей Руси и правил с 1019 по 1054 гг.
Ярослав, как считается, был человеком очень умным, знал языки, проявлял качества талантливого правителя, за что и получил в народе прозвище «Мудрый».
Еще в 1016 г., будучи князем Киевским, Ярослав создал первый письменный свод законов Древней Руси – «Русскую Правду». Изначально «Русская Правда» распространялась только на Новгород, но как только Ярослав Мудрый стал правителем всей Руси, так и «Русская Правда» стала общерусским законом. Это был еще один очень большой шаг в деле укрепления единства страны.
В 30-егг. XIв. Ярослав разбил печенегов, освободив Русь от постоянных набегов этих кочевых народов. В честь этого события в то же время были построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве.
Власть Ярослава была настолько сильной, что он впервые в истории православной Руси позволил себе самостоятельно назначить митрополита всея Руси без ведома византийского патриарха (раньше митрополиты нам всегда назначались из Византии). Так первым русским митрополитом стал священнослужитель Иларион. Иларион известен не только как первый русский митрополит, но и как автор выдающегося памятника литературы Древней Руси – «Слово о законе и благодати» (примерно 1037 г.).
Всеволод Ярославич (1078-1093 гг.)
После смерти Святослава в 1076 году Изяслав вернулся в Киев. Всеволод отправился в Чернигов, который Святослав передал старшему сыну Олегу (известен как Гориславыч). Это вызвало конфликт, в котором Изяслав поддержал брата. В 1078 году в битве на Нежатиной Ниве побеждают старшие, но после тяжелого ранения Изяслав погибает, открыв дорогу к власти Всеволоду.
В течение 15 лет правления Всеволода большой политический вес набрал его сын Владимир Мономах, который успешно противостоял половцам, будучи посаженным отцом княжить в Чернигове.
Не забывайте ознакомиться с современниками и событиями Всеобщей истории времен правления Всеволода!
Первое столетие раздробленности
Русь в 1237 году накануне монгольского нашествия
К середине XII века Киевская Русь фактически разделилась на 13 (по др. оценкам от 15 до 18) княжеств (по летописной терминологии «земель»). Княжества различались как по размеру территории и степени сплоченности, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.
Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роду. Столы в «чужих» династических землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.
В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовльская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, столицей княжества с 1157 года стал Владимир. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.
Четыре княжества не закрепились за какой-либо одной династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века — XIII веков владели младшие представители разных ветвей Мономаховичей, приходившие из других земель.
Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например, в 1181—1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.
Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных и судебных функций (совместно с посадником), и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода (окончательно с 1348 года).
После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич Волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями, победителем из которой вышел сын Романа Даниил.
В целом, политическое развитие Руси в этот период определялось соперничеством четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли в той или иной форме зависели от них.
Владимир I
После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.
Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.
При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.
Принятие христианства. В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.
Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.