Шампольон и тайна египетских иероглифов

Оглавление

Влияние Меспотамии на письменность Древнего Египта

Прямой связи между сценарием развития иероглифического языка в Месопотамии и Египте не выявлено. Не исключено, что египтяне решили разработать собственную систему письма после того, как увидели, как полезно примение этого изобретения на практике. Существуют некоторые доказательства влияния Месопотамиии на додинастическую культуру Египта. Это использование цилиндрических печатей и изображений мифических зверей на артефакта Нармера. Также вполне возможно, что развитие письменности на каждой территории шло параллельно. В основном, этому способствовало улучшение торговых связей.

Написание иероглифов занимает много времени и требует мастерства и знаний. Во времена правления I династии фараонов (примерно в 2900 г. до н.э.) древние египетяне разработали упрощенную систему письма, известную как «иератическое». Знаки в ней были значительно упрощены и наносились на папирус. Сфера их применения – религиозная и монументальная архитектура, учет расходов и доходов государства. В VII в. до н.э. в обществе зародился «простонародный язык», который был похоэ на иератическое письмо и использовался для художественных и экономических текстов.

Древние иероглифы Египта

Последняя запись на иероглифах Древнего Египта

В 206 г. до н.э. на территории Верхнего Египта произошло восстание. Сила греческой династии, которая была достаточно непопулярна у египетского народа, ослабла. Для того чтобы сохранить порядок власть прибегла к помощи Римской империи. И эта стратегия достаточно хорошо работала, пока Клеопатре не изменила удача, и она потерпела поражение в битве при Акции от Октавиана (императора Августа) в 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Рима. Граждан обложили непомерными налогами и предоставили даже меньше автономии, чем другим территориям.

В 391 г. н.э. римский император Феодосий приказа закрыть все языческие храмы в Египте. Это, по сути, означало уничтожение иероглифического языка, который использовался при проведении религиозных обрядах и при строительстве архитектурных памятников. Последние иероглифы Древнего Египта были использованы при написания текста в 394 г. до н.э.

Гробница фараона Рамзеса III

О египетском «алфавите»

Иероглифы способны передавать как отдельные звуки, так и их совокупность, и даже целые слова. Именно поэтому слово «алфавит» приводится в кавычках. Ничего общего с привычными нам русскими или английскими буквами, обозначающими один звук со всеми их вариантами произношения, египетская письменность не имела.

Трудно сказать наверняка, сколько всего иероглифов было в египетском письме. На то есть целый комплекс причин. Во-первых, древнеегипетский язык существовал длительный промежуток времени, гораздо дольше, чем любой из ныне используемых языков. Это обусловило вариации написания. Во-вторых, истоки иероглифики находятся в пиктографии, поэтому — в особенности на раннем этапе существования языка — трудно сказать, когда значок является просто рисунком и соответствует слову или даже словосочетанию, а когда он уже эволюционировал до письменного символа. В-третьих, несмотря на значительные успехи археологии, нельзя сказать, что абсолютно все древние тексты находятся в руках ученых. Предположить, какие символы могли использоваться в утраченных записях, попросту невозможно.

Так или иначе, науке известно приблизительно пять тысяч иероглифов. Но не все они активно использовались при письме. Одни из них относятся к отдельным этапам в истории Египта, другие представляют собой вариации. Для того чтобы грамотно написать текст, древнему писцу требовалось знать начертание хотя бы семисот египетских иероглифов с их значениями.

Значения основных символов

Основные египетские символы и их значение:

  • Амента. Знак подземного мира и царства мертвых. По другой трактовке, он воплощает в себе побережье Нила — места, где садилось солнце и где египтяне хоронили умерших;
  • Анкх. Символ представляет из себя крест с кольцом, который является олицетворением вечной жизни. Часто с таким знаком изображали богов: те подносили крестное знамение к чьим-то губам — давали человеку дыхание жизни. Такой символ также называют «египетским крестом»;
  • Ахет. Знак изображения горизонта: за ним появляется и исчезает солнце. Покровительствующим Богом заката и восхода считается Акер. Данное значение было необходимо для того, чтобы сообщить о начале наводнения или разлива Нила;
  • Ба. Символ воплощения души; изображается в виде ястреба с человеческими головой и руками. Днем такой знак приносит пользу живым людям, а ночью обитает в гробнице умерших;
  • Бабуины. В Египте данные животные высоко ценились. Они считались невероятно умными: понимали человеческую речь и обладали умением читать. Тотемное животное бога Тота. В загробном мире можно было рассчитывать только на помощь человека или бабуина. Животных по этой причине даже учили прислуживать за столом;
  • Джу. Символ двух холмов, которые располагаются в долине Нила. Небесная горная цепь крепко держала небосвод, благодаря чему он не падал. Дополнительно Джу выступал знаком загробной жизни: умерших хоронили на горных склонах;
  • Иеб. Олицетворяет сердце человека. Считалось, что такой орган является основой всего сознания и самой жизни. Про покойника, например, говорили: его сердце скончалось;
  • Менат. Знак представляет из себя объемное ожерелье, внутри которого находится полумесяц. Символ использовался в качестве ключа, с помощью него богиня неба, любви и красоты применяла свою силу. Звали ее Хатор;
  • Небу. Знак золота и плоти богов; считается божественным металлом. Символ бессмертия; его блеск напоминает солнечный свет. Небу использовали в архитектуре: он воплощал в себе небеса;
  • Ка. Второе название Ка — духовный двойник. Знак отчетливо представляет из себя две руки, никак не связанные между собой. Легенда гласит: бог Хнум вылепил данный символ на гончарном круге во время рождения человека. После смерти люди встречаются со своим Ка. В некоторых гробницах для двойника специально возводились дома; ставились еда и напитки;
  • Каноп. Слово берет свое начало от имени бога, которому поклонялись в городе Канопусе. Это божественное воплощение изображалось в виде горшка с головой человека. В таких сосудах египтяне хранили органы, извлеченные из тел умерших: так их бальзамировали;
  • Первичный холм. Легенда гласит: данный холм родился из хаоса и породил сушу. В дальнейшем такой образ использовался в многочисленных постройках: храмах и даже пирамидах;
  • Ра. Воплощение Солнца и основной элемент в культуре Древнего Египта. Наиболее почитаемые боги так или иначе связаны с этим символом (Хорус, Амон-Ра);
  • Рехит. Этот знак включает в себя изображение птицы чибиса с гребешком на голове; крылья птахи заломлены назад, чтобы у нее не было возможности к полету. Часто такая птица появляется у ног правителей. В последних вариантах знак стали рисовать с человеческими руками, которые сложены в молитве;
  • Са. Символ, несущий с собой защиту. Существует несколько трактовок по поводу его обозначения: это либо убежище пастуха, либо средство спасения для моряков, которые терпят бедствие. Покровительница деторождения Таурт часто изображалась именно с таким знаком;
  • Сехем. Посох власти. На верхней части символа нарисованы глаза. Считается эмблемой бога Анубиса: он покровительствует мертвым;
  • Скарабей. Знак в виде жука, который перекатывает навозные шарики. Символизирует восход солнца и рождение хаоса;
  • Уас. Иероглиф воплощения силы и власти. Представляет из себя раздвоенную палку, которая заканчивается головой собаки. Такой символ боги держали в руках в знак своего могущества;
  • Хет. Обозначение лампы или светильника. Данный знак зарождал пламя и являлся воплощением солнца. Огонь играл важную роль в подземном мире.

Как использовать знаки?

Для того чтобы попробовать заняться египетской магией на самом деле не требуется каких-либо длительных изысканий и подобных усилий. Многие тексты являются переведенными и изученными и существенная часть из дошедших до нынешних дней письменных памятников являются:

  • гадательными книгами
  • книгами религиозного культа
  • книгами описывающими заклинания и выполнения различных обрядов

В этих книгах вы можете прочитать множество интересного о представлениях жителей древнего Египта относительно того кем является человек и в чем заключается суть человеческого существования.

Помимо этого можно использовать и сугубо практические элементы учения и выполнить определенные обряды. Большинство, конечно, являются малодоступными для простого человека, но некоторые включают в себя только использование заклинаний и определенных символов.

Поэтому, если вы представляете себе значение различных символов и можете изображать подобные знаки, то вполне можете воспользоваться наработками египетских мистиков. Напомним, данная традиция является одной из самых древних из доступных современникам и обладает высоким потенциалом.

Из наиболее мощных знаков следует отметить перо Маат, глаз Гора и Анх

Эти знаки обладают немного разным значением, но могут использоваться и в сочетании, так как каждый является в целом благоприятным практически для каждого человека, хотя речь идет о добропорядочных людях, так как в Египте существенное внимание обращали на мораль и нравственность

Рекомендуем посмотреть видео — «Египет. Тайны древней цивилизации»:

https://youtube.com/watch?v=kwEXPJ0nuTg

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Поделиться с друзьями:

Своими глазами

В Лувре даже не было Египетского зала! Но в Италии хранилось два больших собрания египетских древностей — бывшего наполеоновского консула в Египте Дроветти и бывшего английского консула в Египте Солта. Их коллекции оказались превосходны. Возвращение из Италии совпало с назначением Жана-Франсуа на должность хранителя египетских артефактов Лувра. Вместе со старшим братом Шампольон обустроил египетские древности в четырёх залах музея.

В 1828 году он наконец-то посетил Египет. В Верхнем Египте он посетил Элефантину, Филе, Абу-Симбел, Долину Царей, даже вырезал собственное имя на обелиске в Карнаке. После возвращения на родину его назначили профессором истории и археологии в Коллеж де Франс.

Обелиск над могилой Шампольона на кладбище Пер-Лашез

Идеограмматические египетские иероглифы и их значение

Логограммы являются символами, которые изображали то, что они, собственно, означали. К примеру, рисунок солнца – это и день, и свет, и само солнце, и время. Для более точного понимания логограмма дополнялась звуковым знаком. Детерминативы представляют собой идеограммы, которые предназначены для обозначения в логографическом письме грамматических категорий. Как правило, их помещали в завершение слов. Детерминатив служил для разъяснения смысла написанного. При этом он не обозначал каких-либо слов или звуков. Детерминативы могут обладать как переносным, так и прямым значением. Например, египетский иероглиф «глаз» – это не только непосредственно орган зрения, но и способность видеть, смотреть. А знак, иллюстрирующий свиток папируса, мог не только обозначать книгу или сам свиток, но и иметь другое абстрактное, отвлеченное понятие.

Лигатуры

Папирус был основным писчим материалом. Его изготовление было достаточно трудоемким делом, поэтому его никогда не хватало, особенно в засушливые годы. С этой целью египетские писцы искали способы сократить количество необходимых знаков. Помимо нагромождения иероглифов друг над другом или вписывания одного в другой, использовались лигатуры, то есть сочетания двух или более знаков с разной степенью стилизации. Их существование и многообразие значительно затрудняет ответ на вопрос о том, сколько всего было иероглифов в египетском письме.

Чаще всего лигатуры создавались из знаков сходного значения. При этом не учитывалось их фонетическое содержание. В качестве примера можно привести идеограмму «ноги». Она сочеталась с фонограммой, уточняющей морфологическое значение слова, и получалась лигатура, обозначающая «идти». Порой в лигатуры объединялись даже детерминативы. Это случалось, когда необходимо было выразить абстрактное понятие или передать заимствование из другого языка.

Нужно отметить, что лигатуры не были единственным способом экономии папируса. Если слово начиналось с того же иероглифа, на который оканчивалось предшествующее, то один из знаков попросту выбрасывался.

Что означают символы?

Помимо иероглифов зачастую более известны разнообразные египетские символы. Многие слова, которые относились к религиозному культу, вполне могли записываться из составных частей. Например, слово Ра могло состоять из иероглифов рот+согнутая в локте рука, которые фонетически давали сочетание звуков р+а.

Помимо этого существовал и отдельный иероглиф для письма, который выглядел наподобие иероглифа «мужчина» но имел специальный головной убор, речь идет об иероглифе фараон или царь, который дополнительно мог означать и верховное божество.

В дополнение к указанным вариантам написания существовал и религиозно мистический вариант, который использовал для обозначения Ра иероглиф глаза (нечто наподобие всевидящего ока) или Солнца, то есть тут использовался и символический подтекст, метафора. Также иероглифом глаз мог обозначаться и Гор, так как существовал распространенный символ уджат – глаз Гора, который использовался и в качестве охранительного амулета.

Мистицизм в Египте был развит весьма существенным образом и каждый из используемых символов обладал мощным зарядом и глубоким смыслом. Символика египетской религии глубока и многогранна. Помимо этого не следует забывать и о развитости сугубо практического аспекта египетской религии, из которой по всей вероятности развивались многие более современные культы.

Египетская символика лежит в основе множества современных религий. Таким образом египетские символы следует считать более древними и в определенном смысле основой для современной мистической символики. Поэтому если вы хотите использовать мощные символы и амулеты, то советуем вам обратить собственный взор в сторону египетских символов.

  • Анх – наверное, самый распространенный символ, про который знает практически каждый, представляет собой крест у которого верхняя часть является кольцеобразной, является символом вечности и часто ассоциируется с Дыханием жизни, которым египетские божества наделяют избранных людей переходящих в загробный мир, следует в общем и целом трактовать как символ вечной жизни, благоприятный знак.
  • Ба – изображается в качестве ястреба с человеческой головой, символизирует душу, но в египетской религии человеку приписывалось наличие семи душ, например существовало учение о Ка, которое более подобно вечной и индивидуальной душе.

    Тем не менее Ба является значимым символом, нечто наподобие астральной оболочки, в которой личность может действовать даже после мумификации, как считалось, Ба может также содержаться и в статуях, которые воздвигали для фараонов.

  • Шену – выглядит как овал, по сути, представляет собой нечто наподобие веревочного кольца, которое не имеет ни начала ни завершения, представляет собой охранительный символ, в шену вписывали имя владельца и внешнее кольцо уберегало владельца этого имени от невзгод, вы и сейчас можете приобрести амулет представляющий собой шену с вашим вписанным именем.
  • Перо Маат – выглядит как символ пера и представляет собой атрибут Маат, которая является воплощением морали, равновесия и справедливости, данный атрибут свидетельствует о приверженности к справедливости и правосудию.
  • Уджат – глаз Гора, является символом исцеления и защиты.
  • Ра – может изображаться в качестве круга с точкой, либо в качестве круга с символическими лучами, является во многом основой египетской космогонии и мифологии, представляет собой верховное божество, источник всех благ.

Как правило, подобные символы использовались не только в письменной речи, но и отдельно для выполнения каких-либо религиозно-мистических обрядов или для создания амулетов.

Историческая справка

Слово «иероглиф» происходит от греческого «хиерос» (т. е. «священный») и «глифос» («знаки»). Впервые данный термин употребил философ Климент Александрийский. Древние египтяне называли иероглифы божественными словами.

Изначально насчитывалось примерно восемьсот символов; со временем их количество возросло до восьми тысяч. Первые признаки письма иероглифами были обнаружены на украшениях и посуде. Дату нанесения предварительно можно определить как с 3400 по 3200 гг. до н. э.

В начале XIX века француз Жан-Франсуа Шампольон переводит запись на Розеттском камне и на ее основе составляет систему египетского письма. С этого времени чтение иероглифов больше не является загадкой для человечества. О возникновении египетской письменности известно немного.

Во время возведения первого храма в Абидосе используют короткие фразы, которые предвещают собой появление полноценного языка. Существует легенда о том, что строительство в Египте вели представители неземных цивилизаций. Появилась она из-за того, что первые проектировщики храмов плохо владели языком; им требовалось обучение.

Одни ученые выдвигают предположение, что египтяне позаимствовали идею своей письменности из Месопотамии. Они подсмотрели письменные знаки на товарах — маркировка сообщала информацию о весе и производителе. Такой способ показался им очень удобным для передачи информации.

По другой версии, иероглифы впервые появились в Древнем Египте и затем постепенно распространились по всему миру. Доказывают данную точку зрения папирусы, датируемые 3400 г. до н. э.

Пример

Фрагмент иероглифической надписи с древнеегипетской стелы # 31664 из Field Museum of Natural History (Чикаго) эпохи Среднего царства. Здесь приведены две строчки, которые следует читать справа налево (фотография и передача той же надписи «стандартными иероглифами»):

Разъяснение

Верхняя строчка

написано кратко вместо

Здесь три одноконсонантных знака:

d
f

ḏd — глагол «говорить», .f — местоимение-суффикс 3 л. ед. ч. Таким образом, вся группа читается: ḏd.f, что значит «говорит он».

читается jnk — независимое местоимение 1 л. ед. ч.
nb — «господин, хозяин, владыка»
двусогласный знак qd
d, фонетический комплемент к слову qd
написано вместо близкого по форме иероглифического знака
, детерминатив в словах qd «строить» и qd «образ»
детерминатив в словах, обозначающих абстрактные понятия.Он показывает, что мы имеем дело со словом qd «образ» (здесь: «характер»), а не со «строительством»

Эти знаки читаются: jnk nb qd «Я — владыка характера», то есть «я обладаю крепким характером».

Система начертания

Египетские иероглифы можно разделить на две крупные группы. К первой относят фонограммы (звуковые знаки), а ко второй – идеограммы (смысловые знаки). Последние использовались для обозначения слова либо понятия. Они, в свою очередь, подразделяются на 2 типа: детерминативы и логограммы. Фонограммы применялись для обозначения звуков. В эту группу входило три типа знаков: трехсогласные, двусогласные и односогласные. Примечательно, что среди иероглифов нет ни одного изображения гласного звука. Таким образом, эта письменность является консонантной системой, подобно арабской или еврейской. Египтяне могли прочитать текст со всеми гласными, даже если они не были начертаны. Каждый человек точно знал, какой звук между какими согласными необходимо поставить при произнесении того или иного слова. Но отсутствие знаков гласных составляет серьезную проблему для египтологов. На протяжении весьма продолжительного периода (почти двух последних тысячелетий) язык считался мертвым. И сегодня точно никто не знает, как звучали слова. Благодаря филологическим исследованиям удалось, конечно, установить примерную фонетику многих слов, понять значение египетских иероглифов на русском, латинском, других языках. Но такого рода труды являются сегодня весьма изолированной наукой.

Дешифровка египетских текстов

История того, как разгадали египетские иероглифы, начинается с египетского похода Наполеона Бонапарта. Военная операция окончилась провалом, но любознательные французы скопировали несколько надписей на древнеегипетском языке. В 1799 году был обнаружен Розеттский камень, на котором указ фараона Птолемея V был записан иероглифами, иератикой, демотикой и снабжен параллельным переводом на греческий язык.

Благодаря греческому переводу стало известно содержание текста, но соотнести его с иероглифами было практически невозможно. За разрешение загадки взялся Жан-Франсуа Шампольон. Он пришел к выводу, что иероглифы не могут быть ни словами-знаками, ни символами — их слишком много. Пересчитав все знаки, он обнаружил, что 1419 иероглифов соответствуют 486 греческим словам.

Неизвестно, удалось бы ученому дешифровать египетскую письменность, если бы не своеобразная подсказка, оставленная древними писцами. В качестве специального знака ими применялся картуш — рамка, в которую обводилось имя фараона. В тексте таких картушей было два: Птолемей и Клеопатра. Соотнеся эти надписи с греческим текстом, Шампольон выяснил значение сразу нескольких знаков.

Трудясь над тайной египетских иероглифов, Шампольон вполне овладел искусством перевода текстов из иератики в демотику, и наоборот. Он установил основные закономерности, по которым иероглиф превращался в неразборчивый значок, а также заложил основы изучения древнеегипетской фонетики — в этом вновь помог греческий вариант, дающий соответствия египетскому звуку с греческим. Сравнивая и анализируя иероглифы в картушах — с этой целью Шампольон собирал все доступные копии древнеегипетских надписей, — ученому удалось реконструировать «алфавит».

Классификация символов

Египетские знаки встречаются на множестве предметов, найденных археологами. Среди них не только амулеты, но и предметы бытового и ритуального характера.

Во всем этом разнообразии очень легко запутаться, поэтому сейчас мы постараемся разобраться в том, по каким признакам можно систематизировать египетские обереги.

По внешнему виду

Священные египетские символы наносились на самые разные объекты. Древнейшими иероглифами покрывали не только вещи личного использования, но и храмы, жилые дома, а также гробницы и размещенные в них саркофаги.

Что изготавливали египетские мастера:

  • статуэтки египетских богов или фигурки зверей;
  • подвески в виде священных животных (часто среди них встречался скарабей);
  • украшения с сакральными символами (кольца, браслеты, ожерелья).

Талисман в виде египетской кошки привлечет удачу и защитит от колдовства.

Египетские символы наносились не только на одежду, но и на предметы быта. Подобно славянам, древние египтяне пытались максимально защитить себя от неприятностей, изображая защитные символы практически на всех своих вещах.

По цвету и материалу

Основа для талисманов подбиралась исходя из предназначения предмета или необходимости присвоить ему какие-то магические свойства.

Из чего делали обереги в Египте:

  • из дерева;
  • из камней (часто встречался нефрит, бирюза, яшма, сердолик);
  • из металла (обычно это было золото, серебро или бронза);
  • из воска.

Какой бы египетский талисман вы не выбрали для себя, не забудьте его очистить и активировать.

Цветам уделяли не меньше внимания, чем материалу. Их выбирали не просто так, а исходя из значения, присвоенного тому или иному оттенку.

По наличию заклинаний

Кроме всего прочего, классифицировали египетские амулеты и по наличию магических слов, так называемых «слов силы». Произношение специальных заклинаний над оберегами было распространенной традицией.

Но делать это разрешалось только жрецам. Люди, не имеющие магических способностей, тоже использовали слова силы, но по-другому. Они не зачитывали магические слова вслух, а просто наносили их на амулеты.

Применение письменности в Древнем Египте

Когда египтяне научились писать, они не использовали иероглифы в привычном для современности формате. Первая клинопись не передавала информацию — она была священной, носила мистический характер. С помощью символов записывали молитвы, рассказывали про богов, просили их благословения. Некоторых людей за плохое поведение могли даже проклясть.

Со временем письменность начала использоваться активнее. Люди могли кратко описать быт или историю. Свитками из папируса передавали послания соседям или общались внутри большого государства

Важное значение также имела священная составляющая. Например, при захоронении на гробах или саркофагах писали послания богам или наставления для перехода души в лучший мир

Уже после появления демотической письменности возникло образование, но позволить себе обучение имели возможность только богатые люди, дети царей или знатных особ. Отдельные философы могли брать себе учеников из бедных сословий, если видели в них большой потенциал.

История и эволюция

Источник

Картины с символами на керамике Накада II (3500–3200 до н.э.)

Иероглифы могли возникнуть из дописьменных художественных традиций Египта. Например, символы на герзейской керамике ок. Считается, что 4000 г. до н.э. напоминают иероглифическое письмо.

Рисунки на некоторых этикетках или жетонах из Абидоса , датированы углеродом примерно 3400–3200 гг. До н.э. и относятся к одной из самых ранних форм письма в Египте. Они похожи на современные теги из Урука , Месопотамии .

Протоиероглифические системы символов, разработанные во второй половине 4-го тысячелетия до нашей эры, такие как глиняные этикетки додинастического правителя по имени « Скорпион I » ( период Накада IIIA , ок. 33-го века до нашей эры), найденные в Абидосе (современный Умм-эль-Ка). ‘ab ) в 1998 году или Палитра Нармера (ок. 31 век до н. э.).

Первое полное предложение, написанное зрелыми иероглифами до сих пор, было найдено на оттиске печати в гробнице Сет-Перибсена в Умм-эль-Каабе, который датируется Второй династией (28 или 27 век до нашей эры). Известно, что около 800 иероглифов относятся к эпохам Старого , Среднего и Нового царства . К греко-римскому периоду их было более 5000.

Иероглифы стали источником вдохновения для оригинального алфавита, который был наследником почти всех других, включая латинский алфавит .

Зрелая система письма

Иероглифы состоят из трех видов глифов: фонетические глифы, включая одинарные согласные символы, которые функционируют как алфавит ; логографы , представляющие морфемы ; и детерминативы , которые сужают значение логографических или фонетических слов.

Иероглифы на стеле в Лувре , около 1321 г. до н.э.

Поздний период

По мере того, как письменность развивалась и становилась все более распространенной среди египтян, развивались упрощенные формы глифов, в результате чего появились иератические (священнические) и демотические (популярные) сценарии. Эти варианты также больше подходили для использования на папирусе, чем иероглифы . Иероглифическое письмо, однако, не затмило, а существовало наряду с другими формами, особенно в монументальном и другом формальном письме. Розеттский камень содержит три параллельных сценариев — иероглифических, простонародные, и греческие.

Позднее выживание

Иероглифы продолжали использоваться при персидском правлении (с перерывами в VI и V веках до нашей эры), а также после завоевания Египта Александром Великим , в последующие периоды Птолемея и Рима . Похоже, что вводящие в заблуждение комментарии греческих и римских авторов об иероглифах появились, по крайней мере частично, как реакция на изменившуюся политическую ситуацию. Некоторые полагали, что иероглифы могли служить способом отличить «истинных египтян » от некоторых иностранных завоевателей. Другой причиной может быть отказ рассматривать чужую культуру на ее собственных условиях, что характеризовало греко-римские подходы к египетской культуре в целом. Узнав, что иероглифы являются священным письмом, греко-римские авторы представляли сложную, но рациональную систему как аллегорическую, даже магическую, систему, передающую тайное, мистическое знание.

К 4 веку нашей эры лишь немногие египтяне были способны читать иероглифы, и «миф об аллегорических иероглифах» возобладал. Монументальное использование иероглифов прекратилось после закрытия всех нехристианских храмов в 391 году римским императором Феодосием I ; последняя известная надпись из Филе , известная как Граффито Эсмет-Ахома , датируется 394 годом.

Hieroglyphica из Гораполлона (с. 5 — й век) , как представляется , сохранить некоторые подлинные знания о системе письменности. Он предлагает объяснение около 200 знаков. Некоторые из них определены правильно, например, иероглиф «гусь» ( zꜣ ), обозначающий слово «сын».

Полдюжины демотических символов все еще используются, добавленные к греческому алфавиту при коптском письме .

Некоторые правила начертания

Особое значение в технике написания имели эстетические соображения. На их основании создавались те или иные правила, ограничивающие выбор, направление текста. Символы могли быть написаны как справа налево, так и наоборот, в зависимости от того, где применялись. Некоторые знаки писались так, чтобы быть обращенными к читающим лицом. Распространялось это правило на многие иероглифы, однако наиболее очевидным такое ограничение было при начертании символов, иллюстрирующих животных и людей. Если надпись располагалась на портале, то ее отдельные знаки обращались к середине двери. Входивший человек мог, таким образом, без труда прочитать символы, так как начинался текст с иероглифов, расположенных на расстоянии, ближайшем к нему. В результате ни один знак «не проявлял невежества» и не поворачивался ни к кому спиной. Этот же принцип, собственно, можно наблюдать при беседе двух людей.

Фактический вид и использование египетских иероглифов

Письмена, найденные в гробнице Абидоса, были вырезаны на маленьких прямоугольниках из дерева или слоновой кости с отверстием в их углу, чтобы они могли прикрепляться к различным вещам. Другие поверхности с письменами, такие как керамика, металл и камень также были обнаружены в ранних королевских гробницах. Папирус, главный переносной инструмент письма в Египте, появляется во время Первой династии (3000-2890 гг. до н.э.): самый ранний сохранившийся пример пустого рулона, найден в гробнице Хемаки, чиновника короля Ден.

Египетские книжники использовали папирус и другие альтернативные письменные поверхности, включая письменные доски, обычно сделанные из дерева. До конца восемнадцатой династии (1550-1295 гг. до н. э.), эти доски были покрыты слоем белой штукатурки, которую можно было промыть и заменить, обеспечивая удобную многоразовую поверхность. Примеры глиняных табличек, которые использовались в Месопотамии в период Позднего Царства (2686-2160 гг. до н. э.), были обнаружены в оазисе Дахла, районе, где были изготовлены различные папирусы.

Еще для письма использовали кость, металл и кожу. Выявлены надписи на коже, относящиеся к Новому Царству (1550-1069 гг. до н. э.), но сохраняемость кожи была намного хуже, по сравнению с папирусом, поэтому нет уверенности в том, что кожа широко использовалась.

В письменах, найденных в Абидосе, представлены различные типы информации: некоторые из них — цифры, другие, как полагают, указывают происхождение товаров, а самая сложная показывает административную информацию, связанную с экономической деятельностью, контролируемой правителем.

В некоторых гробницах знаки, найденные на глиняных и каменных сосудах (а также на прикрепленных к ним ярлыках), были использованы для обозначения принадлежности к их содержимому, вероятно, связанному с налогообложением и другими учетными данными. Знаки на гончарных сосудах становятся все более стандартизованными, и, как полагают, эти знаки на горшках выражают информацию о содержании сосудов (включая их происхождение).

В отношении перехода от раннего династического к позднему династическому периоду (около 3000 г. до н. э.), были найдены примеры написания в контексте царского искусства и в ознаменование царских достижений. В этом случае письмена можно найти на церемониальных масках, погребальных каменных стелах и обетных палитрах: функция этих предметов состояла в том, чтобы почтить память правителей как с точки зрения достижений правителя в их жизни, так и с его взаимоотношениями с различными богами и богинями.

Около 2500 г. до нашей эры найдены самые старые известные примеры египетской литературы, «Тексты Пирамид», выгравированные на стенах пирамид, а затем, около 2000 г. до н. э., появился новый тип текста, известный как «Тексты костей», набор магических и литургических заклинаний, написанных на гробах.