Оглавление
Между Египтом и Ватиканом установлены дипломатические отношения
Католицизм, как одна их христианских конфессий также присутствует в Египте.
Она представлена общинами Римско-Католической и Восточных католических церквей, которые представлены верующими Коптской католической церкви, Сирийской католической церкви, Армянской католической церкви, Маронитской католической церкви, Мелькитской католической церкви и Халдейской Католической церкви.
Общая численность католиков в Египте составляет около 200 — 300 тысяч человек.
Его Святейшество Папа Римский Лев XII, 252-й Папа Римский. Римский папа Лев XII учредил для Коптской католической церкви Патриархат. Фото: upload.wikimedia.org
Католики появились в Египте во времена крестовых походов, это начало XIII века. Во время Феррарро-Флорентийского собора подписана уния Католической и Коптской церкви, которая не дала никаких результатов.
В 1741 году коптский иерусалимский епископ Афанасий Амба с небольшой группой верующих перешёл в католицизм, положив начало Коптской католической церкви.
23 августа 1947
в этот день были установлены дипломатические отношения между Египтом и Ватиканом
15 августа 1824 года Римский папа Лев XII издал буллу Petrus Apostolorum, которой учредил Патриархат для верующих Коптской католической церкви, которым управляли апостольские викарии.
15 марта 1895 года, когда Римский папа Лев XIII возвёл в должность апостольского викария Патриархата священника Георгия Макария, который принял имя Кирилл с титулом «епископ Кесарии Филипповой».
Апостольский викариат Александрии Египетской, кафедральный собор святой Терезы Младенца Иисуса. Он находиться под непосредственным управлением Святого Престола. Фото: upload.wikimedia.org
До 1895 года копты-католики находились под юрисдикцией латинского апостольского викариата Аравии и Египта (сегодня — Апостольский викариат Александрии Египетской). Небольшая община Коптской католической церкви, насчитывающая в конце XVIII века несколько сот человек, сегодня состоит из семи епархий численностью около двухсот тысяч верующих.
Остальные католические церкви представлены в Египте также небольшим количеством верующих. Ватикан и Арабская Республика Египет поддерживают дипломатические отношения, установленные 23 августа 1947 года.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Особенности религии Египта: отличия коптской церкви
Мечети Египта. Экскурсия Каира фотоПри посещении церкви в Египте религиозные обряды осуществляются в следующем порядке:
- вход в храмы осуществляется без покрытия женщинами головы;
- волосы покрываются только при причастии;
- женщины и мужчины садятся отдельно;
- запрещена открытая одежда, женщины закрывают ноги, не допустимо глубокое декольте;
- как и в русской церкви ставятся свечи;
- убранство составляются картины и иконы религиозного назначения;
- Евангелие написано на древнем коптском языке;
- молитвы читаются на коптском языке, разрешено арабское наречье.
Особенности религии Египта Египтяне всех религий убеждены в единстве Бога. Слова, используемые в повседневной жизни и при причастии христианами и мусульманами, звучат на арабском языке одинаково, в связи с особенностью перевода слова «Бог» — на арабском «Аллах».
Наиболее часто употребляемые выражения:
- ЭльХамдулиле — Слава Богу.
- ИншаАлла — Бог даст.
- Ассалям Малейкум — Мир Вам.
- Религия Египта и туризм
В туристических городах границы между менталитетом египтян и европейскими устоями стерты, чего нет в районах с местным населением. Иностранцы могут посещать религиозные достопримечательности Египта, церкви, храмы, мечети как на курортах, Хургада, Шарм-эль-Шейх, так и в крупных городах — Каир и Александрия. Нормой поведения в Египте является проявление уважение к представителям других религиозных групп и национальностей, в меру закрытая форма одежды — покрытые плечи и ноги ниже колен для женщин. Данные нормы одинаково соблюдаются как египетскими христианами, так и мусульманами. В исламе женщины также покрывают голову.
Заупокойный культ в Древнем Египте
Особое место в религии Египта занимал заупокойный культ. Ему отводили наиболее важную роль в жизни каждого человека. Было принято считать, что человек являет собой некий синтез трех субстанций – тела физического, духовного двойника (ка), души (ба). Для бессмертия необходимо существование всех этих субстанций, так как только благодаря им возможна вечная жизнь. Из-за таких верований физический аспект (тело) мумифицировали и закрывали в гробнице. Считалось, что возле тела всегда будут присутствовать ка и ба. Верили в продолжение прежней земной жизни, где обеспеченный человек таким и оставался после смерти, а обычный селянин – просто селянином. В гробницу клали все привычные вещи, а также миниатюрные фигурки обслуги.
Рис. 3 – Заупокойный культ Древнего Египта
При наступлении периода Нового царства развивалась идея о том, что после смерти каждый воздаст по заслугам то, что сделал при жизни. В «Книге мертвых» есть подробное описание суда, который совершается над покойным. В итоге он определяется в дальнейшее пребывание в благодати или на пожирание чудовища. Все зависело от праведности жизни. Но этот культ не получил дальнейшего развития и был забыт.
Зато ритуал захоронения всех богатых вельмож и фараонов долго был популярным. Так строились гробницы в скалах, создавались целые дворцы и пирамиды, они наполнялись большим количеством богатств – золотые изделия, ценные произведения искусства. Это подвигло к дальнейшему развитию скульптуры, архитектуры в Египте, а также другим художественным проявлениям.
Выводы. Хоть и существовали в Египте верования в многочисленных богов, но были и такие люди, которые отрицали их существование и не поклонялись им. Истинность учений ставилась под сомнение. Но благодаря активной религиозной позиции остальных жителей, египетские божества были главными в жизни всего народа.
Египет: Африка или Азия
Египет – страна двух континентов, расположенная на стыке Азии и Африки. Граница проходит в районе Суэцкого канала. Небольшая часть страны относится к Ближнему Востоку, остальная территория – к Северо-Восточной Африке.
В наше время азиатская часть Египта – это только Синайский полуостров. Но так было не всегда. В Древнем мире Азию и Африку разделял Нил. Геродот отнес всю территорию страны к Азии, а в середине ХІХ века Египет стал полностью африканским.
Синай непродолжительное время принадлежал Израилю и только в 1979 году окончательно сформировалась современная карта Египта. Часть Азии в виде Синайского полуострова теперь закреплена за Египтом.
Отдыхая в Шарм-эль-Шейхе, знайте, что это Азия, а если вы в Хургаде, то перед вами Африка.
Монотеизм в древнеегипетской религии
С точки зрения современного религиоведения, древнеегипетская религия является сугубо политеистической. Тем не менее, существует известная путаница между понятием монотеистических тенденций, выделением главных богов, и монотеизмом.
После изгнания гиксосов — иноземных завоевателей в XVII в. до н.э. столицей Древнего Египта стал город Фивы, а бог этого города Амон сделался главным богом Древнего Египта. Часто повторяется точка зрения, что древнеегипетская религия, лишь по причине наличия в ней главных богов, коим, безусловно[источник не указан 208 дней], являлся Амон, является уже по сути монотеистической, или была монотеистической неявно. Иногда утверждается, что даже культы некоторых из ранних богов вроде Хора, Ра, Осириса, Птаха были по факту монотеистическими, и всё множество древнеегипетского пантеона богов сводится к почитанию всего нескольких или одного из них.
Многие египтологи и историки XIX — начала XX века строили весьма сложные теории так называемого «Египетского монотеизма», в некоторых из которых постулировалось, что египетский пантеон всегда представлял только одного бога, а разделение его на разных богов с разными функциями было нужно лишь для лучшего понимания религии простыми людьми. При отсутствии монотеистической предвзятости, все теологические и лингвистические вопросы касательно монотеизма в древнеегипетской религии разумно объясняются в контексте имевших место монотеистических тенденций.
Интересно, что все теории о древнеегипетском монотеизме в той или иной мере связаны со специфичным и характерным для ранней европейской египтологии подходом к изучению египетской культуры, начало которому положил Марсилио Фичино, стремившийся объединить богословие (а особенно христианское откровение), магию и науку. После распространения его идей, появились авторы, предпринимавшие попытки заполнить религиозный пробел (провести прямую связь) между Египтом и Израилем (а далее — Христианством), постулируя изначальный и неявный, скрытый монотеизм в древнем Египте, впоследствии якобы перешедший в Израиль.
Эхнатон с Нефертити поклоняются Атону
Атонизм
В XIV веке до н. э. значительные религиозные реформы проводил Аменхотеп IV (Эхнатон), который ввёл культ Атона, относительно которого среди религиоведов XX века также . Одни полагали, что это монотеистический культ, а другие считали его политеистическим.
Зигмунд Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» высказал мнение, что культ Атона наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай).
Другие считают, что Эхнатон практиковал единый культ (генотеизм или монолатрия) Атона не потому, что не верил в существование других богов, а потому, что воздерживался от поклонения любым богам, кроме Атона. Реформа Эхнатона была не только религиозной, но также культурной, всеохватывающей, созданной инициативой самого Эхнатона.
После смерти Эхнатона Египет снова возвратился к политеизму с главным божеством Амоном-Ра.
Понятие души в древнем Египте
Египтяне разделяли человеческое существо на несколько систем. Как уже говорилось ранее, у каждого человека существовала частица «Ка», которая была его двойником. В погребальной комнате усопшего ставился дополнительный гроб, в котором должна была упокоиться эта самая часть.
Частица «Ба» представляла собой саму душу человека. Вначале считалось, что этой составляющей обладали исключительно боги.
«Ах» — дух, изображался в виде ибиса и представлял собой отдельную часть души.
«Шу» — тень. Сущность человеческой души, которая скрыта на темной стороне сознания.
Также была часть «Сах», которая олицетворяла собой тело умершего после его мумификации. Отдельное место занимало сердце, так как оно было вместилищем всего сознания человека в целом. Египтяне верили, что во время загробного страшного суда человек мог умолчать о своих грехах, но вот сердце всегда открывало самые страшные тайны.
Православие в Египте широко представлено разными юрисдикциями
В Египте широко представлено православие. В основном это приходы Александрийского Патриархата. Её с 2007 года возглавляет Папа Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II (Хорефтакис).
На территории Египта Александрийский Патриархат имеет Александрийскую архиепископию, возглавляемую Патриархом (резиденции в Александрии и Каире), и следующие 5 митрополий:
- Мемфисская (Гелиополь-Каир).
- Леонтопольская (Исмаилия).
- Пелусийская (Порт-Саид).
- Гермопольская (Танта).
- Птолемаидская (Миния).
Численность православных в Египте составляет около 350 тысяч человек (около 0,4 % населения страны).
Кафедральный соборный храм Благовещения Богородица. Собор — это резиденция Александрийского Патриархата.
Кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии — главный храм православной Церкви в Александрии. Здесь размещена резиденция Александрийского Патриарха.
На территории Египта действует 30 приходов и 3 монастыря: святого Саввы Освященного в Александрии, святого Николая в Каире и великомученика Георгия в Старом Каире.
350000
столько православных живут в Египте сегодня
Иерусалимскую Православную Церковь в Египте представляет автономная Синайская архиепископия. Она состоит из монастыря великомучаницы Екатерины. Обитель расположена у подножия горы Синай, в ее состав входит 17 подворий.
Посольский храм во имя великомученика Димитрия Солунского в Каире. Здесь окормляеться русская православная диаспора Египта. Фото: sobory.ru
Что же касается Русской Православной Церкви, то на египетской территории находиться её представительство при Патриархе Александрийском в Каире.
Русская диаспора в Египте окормляется в посольском храме во имя великомученика Димитрия Солунского в Каире и в храме во имя благоверного Александра Невского в Александрии.
Мумификация умерших
Согласно египетским верованиям, судьба человеческой души зависит от того, как человек жил на земле, после смерти каждая душа представала перед судом Осириса (богом подземного мира), который решал, будет ли душа жить вечно в постоянном благословении и удовольствии или нет.
Важным фактором, дающим душе надежду на вечное счастье, был тот факт, что тело умершего было сохранено для бессмертной души — отсюда и практика мумификации трупов. Геродот в своих работах упоминал три способа бальзамирования тел: только фараон мог позволить себе самый дорогой способ, и даже низший слуга мог позволить себе самое дешевое бальзамирование. Процесс бальзамирования проходил в следующем порядке:
- Трупы тщательно мылись,
- Мозг извлекался из черепа с помощью металлического крючка,
- Специальным ножом вскрывалась брюшная полость, внутренние органы удалялись, затем они помещались в отдельных вазах,
- Тело подвергалось засолке в течение одного месяца,
- Тело подвергалось сушке в течение семидесяти дней.
Мумифицированное тело должно было быть похоронено в специальном саркофаге в сидячем положении со скрещенными на груди рукам. Мужчины после смерти должны были быть подстрижены, а волосы женщин оставляли той же длины, как они носили при жизни. В случае повреждения тело восстанавливали глиной, песком, смолой и опилками. Бальзамирование заканчивалось обертыванием тела в ткани, пропитанные благовониями и смолами.
«Религия Древнего Египта»
Религия Древнего Египта — это целостная система, практически неизменная на протяжении тысячелетий. Прежде всего для нее характерен политеизм, пантеон состоял из двух тысяч богов. Это были местные и общие боги. Как правило многие боги были «прикреплены» к «своим» городам. Но иерархия богов могла меняться в зависимости от усиления тех или иных городских центров. Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Со-тис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). С развитием царского культа происходит изменение основных форм религии. Древние боги природы превращаются в государственных богов — покровителей государственной власти. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта, и изображается в виде фараона со знаками царской власти.
В период Древнего Царства солнечный бог Ра — бог солнца и демиург мира — был главным богом.
Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона — своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным. Потому что оно «умирало» каждый вечер, странствовало под землей и «заново рождалось» каждое утро. Такой путь проделывал и гарант существования мира на земле — фараон. Это создавало свод жизненных правил для народа и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных
Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку
Другие боги египетского пантеона олицетворяли явления и отношения мироздания. Нут — богиня неба — утром рождала солнце — Ра, вечером глотала его. Зооморфные божества: Апис — бык, Бает — кошка, крокодил — Себек, Тефнут — львица, Анубис — шакал, были пережитками племенного тотемизма. Отношения богов между собой запечатлены в системе мифов, которые затем в вариациях были заимствованы греками, иудеями и другими народами.
В религии Древнего Египта особую роль играл заупокойный культ. Загробная жизнь считалась более ценной, чем земная. Условием вечной жизни после смерти была сохранность мертвого тела. Для этого умершие проходили обряд мумифицирования, длившийся около двух месяцев. Следующим условием обретения вечной жизни было соблюдение правил поведения, при выполнении которых человек попадал в счастливую страну мертвых. Не лгать, не завидовать, не причинять зла и прочее — это был первый моральный кодекс.
В период Древнего и Среднего царств фараонов хоронили в пирамидах.
Первоначальной версией этого сооружения были мастабы — прямоугольные каменные постройки. Потом ступенчатые пирамиды — как бы несколько мастаб, поставленных одна на другую. Например, пирамида Джосера, построенная архитектором Имхотепом. И только потом классические четырехсторонние пирамиды (например, пирамида Хеопса и другие пирамиды в Гизе). Но и их, несмотря на технические ухищрения, угрозу проклятий и т. д., вскрывали и грабили. Поэтому в период Нового царства перешли к захоронениям фараонов и членов их семей в тайных пещерах в так называемой Долине царей в Луксоре.
Египетские религиозные храмы были не только культовыми центрами, но и местами сосредоточения социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Гигантские размеры храмов воплощали несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и самой души.
Таблица «Религия Древнего Египта»
Божества Египта (нажмите на картинку, чтобы увеличить)
Это конспект по теме «Религия Древнего Египта». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Культура Древнего Египта
- Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.
История религии
В древности в Египте было принято многобожество. Главными богами считались Ра, Осирис, Исида. Древние египтяне признавали потусторонний мир и верили в страшный суд, на котором будет взвешиваться их сердце — хорошие и плохие дела, совершённые в течение земной жизни. От назначенной участи зависела величина земельного надела и привилегии в загробной жизни. Душа в представлении египтян наделялась бессмертием. В могилах обитала сущность Ка, нарушать покой которой воспрещалось. На папирусы и стены гробниц царственных особ наносились тексты молитв. Позже они были объединены египтологами в сборник — «Книгу мёртвых». Древние писания удалось прочитать после расшифровки значений иероглифов французским учёным Жаном-Франсуа Шампольоном.
Первым реформатором стал фараон Эхнатон, выступивший за отмену многочисленных культов и поклонение одному Богу Солнца — Ра. Во времена правления фараона разрушались храмы с местами для жертвоприношений и проведения языческих праздников.
Иудаизм, как и другие монотеистические религии, зародился на берегах Нила. Моисей, служивший при дворе фараона, впоследствии совершил поход в Землю Обетованную, ведя людей из египетского рабства через пустыню 40 лет (должно было сформироваться новое поколение свободных людей).
451 год до н.э. — официальная дата принятия Египтом христианства. Коптская религия, берущая начало от раннего Евангелия Марка, пришла из Римской империи. В настоящее время в стране проживает около 10% коптов-христиан. В Каире, Александрии и других городах страны сохранились древние святыни. Одна из них — Висячая церковь в столице. Её название обусловлено конструктивными особенностями: всё здание удерживают две центральные балки. Храм знаменит тем, что в нём укрывались Дева Мария с маленьким Иисусом, бежавшие от преследований царя Ирода. Церковь претерпела несколько реконструкций, однако сохранила старинное обличие.
В 640 г. началось арабское завоевание Египта. Большая часть населения приняла ислам, провозглашённый позднее официальной государственной религией. В Каире расположен главный на Востоке университет по изучению ислама — Аль-Азхар. В центре столицы доступны для обзора сохранившиеся в первоначальном виде старейшие мечети: Мухаммеда Али, Аль-Хакима, Сиди Эль Хуссейн, Голубая мечеть.
В Египте на протяжении многих веков представители разных религий существуют мирно. В 2017 году новый президент Египта Абдель Фаттах Сиси поздравил коптскую церковь с праздником Рождества. Копты — православные христиане. Крещение, Пасха и другие религиозные праздники у них совпадают с календарём Русской православной церкви.
Религия Египта
Ислам Ислам, самая молодая из трех мировых религий, был основан купцом Абу аль-Касимом Мухаммедом ибн Абд Аллахом ибн Абд аль-Мутталибом ибн Хашимом, родившимся в 570 г. в Мекке (сегодня Саудовская Аравия). Пророк Мухаммед был призван укрепить в арабах веру в единого бога (Аллаха).
Факты и персонажи из Библии проливают свет на миссию Мухаммеда и на связи мусульманства с христианством и иудаизмом. Откровение пришло к Мухаммеду через архангела Джебраила (Гавриила). Моисей, Иисус и Мария считаются в исламе священными фигурами истории религии. Поскольку христиане и иудеи не признали в Мухаммеде истинного пророка, он сделал ислам самостоятельной религией, которая, однако, признает христианское и иудаистское вероучения как своих предшественников.
В основных вопросах учение ислама отличается от христианского. Так, оно отрицает существование первородного греха, божественное происхождение Иисуса, его смерть на кресте, так как бог, по убеждению мусульман, существует вечно, то есть не может быть ни порожденным, ни порождающим. Слово «ислам» часто переводят как «все от бога» или «все в воле божьей». Но этим суть учения не исчерпывается. Вера опирается на «пять столпов»: исповедание веры посредством произнесения формулы «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; молитву (намаз) — пять раз ежедневно верующие молятся, обратясь лицом в сторону Мекки; раздачу милостыни нуждающимся; пост в течение месяца рамадана; паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин, если он располагает финансовыми и физическими возможностями, должен предпринять хотя бы один раз в жизни. К сожалению, для верующих исполнение этой мусульманской заповеди затруднено в связи с тем, что город Мекка не может принять всех желающих.
Шестым столпом веры дилетанты часто называют джихад, что в неточном переводе означает священную войну. Собственно, война здесь ни при чем — в основе этого понятия лежит стремление к тому, чтобы быть или стать лучшим, более преданным богу человеком. Миссионерство не относится к обязательным задачам ислама.
Главная священная книга мусульман Коран (по-арабски — «чтение, декламация») в своих 114 сурах (главах) повествует о божественном откровении, ниспосланном Мухаммеду. Коран дополняет Хадис, кратко излагающий высказывания и поступки пророка. Хадис состоит из двух частей: в первой перечисляются имена людей, передававших Хадис из поколения в поколение, начиная с того человека, который лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. Отобранные известными теологами IX-Х вв. и признанные ими подлинными отдельные фрагменты Хадиса составляют сунну, «священное предание» мусульман. В Египте живут приверженцы двух основных направлений ислама — сунниты и шииты. Большинство населения относится к суннитам. Шииты в религиозном и политическом смысле более радикально настроены, чем сунниты, но их число в Египте невелико. Ислам оказывает на семью и общество неизмеримо большее влияние, чем христианство. Основу светского законодательства в Египте образует свод норм мусульманского права — шариат, который, однако, действует в смягченной форме. Так, в Египте отказались от таких строгих наказаний, как, например, отрубание руки за воровство. Делаются попытки сблизить шариат и современное законодательство.
Коптские христиане Арабское слово «купт», европеизированное — «копт», происходит от греческого «эгиптос». Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа — божественная, а не две — божественная и человеческая. После того как Халкидонский Вселенский Собор в 451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.
Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуда III, резиденция которого находится в Александрии. Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.