Оглавление
Фрески Джотто для капеллы Скровеньи
Посетитель капеллы видит у Джотто не лики, не условные фигуры – живых персонажей из плоти и крови: Дева Мария торжественно шествует к алтарю в сопровождении весёлого свадебного кортежа; Христос и Иуда напряжённо всматриватся друг в друга; Мария с выражением глубочайшей скорби склонилась к лицу мертвого Сына… Это уже не иконописные образы, а это полноценные живописные герои, переживающие настоящие человеческие эмоции и драмы. И именно поэтому принято считать: с Джотто начинается великая ренессансная живопись. Новаторство художника касалось и чисто технической стороны дела. Если Чимабуэ брался за работу, когда все стены были не только оштукатурены, но и окончательно просохли, то Джотто стал работать по сырой штукатурке, наносившейся фрагментами строго перед началом росписи. Высыхала она быстро – это заставляло художника, во-первых, работать динамичнее, а во-вторых, использовать более насыщенные цветовые пигменты. Но зато и по сей день падуанские работы Джотто сохраняют свою праздничную яркость.
Фрески Джотто, которыми он наиболее знаменит, – «Встреча у Золотых ворот», «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа» – все они принадлежат капелле Скровеньи.
Богословие Джотто
Это «зеркало жизни» не является для Джотто самоцелью, главная моральная цель — это дальнейшее покорение реальности. Его новый натурализм полностью служит человеку, его жизни и его эмоциям. Он хотел изобразить божественное событие в таком повседневном измерении, которое средневековый наблюдатель мог бы легко распознать и почувствовать себя его соучастником. Большие фигуративные панели Скровеньи следуют друг за другом как христианские духовные песнопения, в которых четко прослеживается плотно сплетенный богословский сюжет.
Во фресках ясно просматривается преемственность, связывающая события, готовившие к пришествию Христа, с фактами, изложенными в Новом Завете. В их последовательности выражен сам образ Божий, частью которого являемся и мы
И опять-таки, именно судьбе человечества Джотто, кажется, уделяет наибольшее внимание, так что его «христианская поэма» задумана не как доктрина, а как «простое» повествование, хоть и высоким слогом поэзии, о нашей жизни
Джотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Страшный суд
Интересные факты
- Джото — единственный регион соединённый с другим регионом.
- Джото не имеет многих элементов, которые есть во всех других регионах. Большинство этих упущений связано с тем, что он делится ими с Канто, который можно было бы посетить позже в тех же играх, и тем фактом, что переработка старых концепций еще не стала нормой в играх. Таким образом, это единственный регион без:
- до поколения VIII, музея
- до поколения VIII, кладбища покемонов
- до поколения IV, настоящего регионального Покедекса и Сафари-зоны
- своей собственной Лиги покемонов (хотя в аниме она есть — Серебрянная конференция).
- Джото разделяет Лигу покемонов, разработчика системы хранения данных и злодейскую команду с Канто.
- Это единственный регион в аниме, в котором:
- Эш не встретил новых спутников и путешествовал со старыми.
- Нет, по крайней мере, ни одного официального значка спортзала, который не был бы с игр.
- Эш использовал Пикачу в каждом спортивном сражении региона.
Внешняя отделка
Нижние яруса колокольни, как мы упоминали ранее, выглядят более приземистыми. Они богато украшены резными плитами и барельефами. Работа над первым ярусом — заслуга мастера Джотто. На фоне серо-зеленого мрамора, зодчий распорядился разместить вертикальные картины из розового мрамора в белой окантовке. По центру каждой плитки располагаются медальоны, иллюстрирующие семь таинств и сцены из библии. Каждая из четырех стен башни украшена семью такими картинами-плитами.
Следующие ярусы кампанилы отделаны барельефами, которые родились в умелых руках Луки делла Робиа и Андреа Пизано. Талантливые художники показали в своих работах сложный путь прогресса человечества. Барельефы иллюстрируют генезис человека, а затем познание им ремесел, науки и культуры. Изображены вполне типичные для средних веков профессии: винодел, астроном, камнетес, пастух и т.п. Дела мирские разбавлены целой коллекцией добродетелей.
Один из ярусов лишен декоративных барельефов. По четыре плиты с каждой стороны сиротливо сияют ничем незаполненными рамками. Четвертый ярус башни лишился своих украшений – скульптур, воплощавших в камне библейских пророков. Работы зодчих Нино Пизано, Донателло, Андреа Пизано и Нанни ди Бартоло были определены в Музей Дуомо, где им гарантирована сохранность.
Яруса колокольни имеют явное горизонтальное разделение за счет мозаичных вставок, созданных братьями-художниками Космати. Три завершающих этажа башни имеют вытянутые окна в стрельчатых рамах. Снаружи эти окна отделаны лепниной, напоминающей витый шнур, что придает строению дополнительную элегантность. Легкость линий и ажурная внешняя отделка превращают кампанилу в нечто воздушное, сводя на нет тяжеловесный камень и огромную высоту.
Кстати, в музее при соборе можно увидеть рисунок, выполненный Джотто, изображающий общий вид колокольни. Нынешнее здание выглядит на порядок интереснее и изящнее задуманного. Тем не менее, башня носит имя художника и архитектора, положившего последние годы своей жизни на ее создание.
Творчество и слава
Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.
Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».
Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.
Изображение массовых сцен
На фресках в верхней части изображены массовые сцены, расположенные в трех наложенных регистрах таким образом, чтобы строго придерживаться повествовательной последовательности. Сцены рассказывают об Истории Анны и Иоакима, родителей Богоматери, в первом регистре в верхней части южной стены, справа от алтаря; затем Истории Марии в первом регистре в верхней части северной стены, слева от алтаря.
Истории Христовы начинаются на Триумфальной арке главного алтаря, с Бога Отца и Благовещения, продолжаются Встречей Марии и Елизаветы, также на Триумфальной арке, а затем переходят на второй регистр южной стены, продолжая вдоль северной стены, снова проходят через Триумфальную арку, с одной сценой, и переходят на третий регистр у подножия обеих стен.
Наличие шести окон только на одной стороне капеллы, делало стены асимметричными и ограничивало планировку фресок. Для придания равновесия и создания панелей одинакового размера, Джотто вставил на другой стене, на уровне второго и третьего регистров, орнаментальные полосы напротив каждого окна. Но несмотря на такую коррекцию, фресок на северной стороне больше — 18 вместо 16. Цикл фресок в Скровеньи завершается большим изображением Страшного суда, написанным на внутренней стене фасада.
Джотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Внутренняя сторона фасада со «Страшным Судом»Джотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Вид на алтарьСхема капеллы Скровеньи по направлению к алтарю с распределением эпизодов и персонажей на стенах и в своде, указывающая последовательность прочтения. 1-6 Истории Анны и Иоакима 1 Изгнание Иоакима; 2 Иоаким у пастухов; 3 Объявление Анне; 4 Жертва Иоакима; 5 Сон Иоакима; 6 Встреча у Золотых ворот. 7-12 Истории Марии 7 Рождение Богородицы; 8 Представление Богородицы в храме; 9 Церемония палок; 10 Молитва о чуде; 11 Бракосочетание Богородицы; 12 Свадебная процессия. 13-39 Истории Христа 13 Архангел Гавриил; 14 Бог Отец в окружении Ангелов; 15 Благовещение; 16 Встреча; 17 Рождество Христово; 18 Богоявление; 19 Явление в храме; 20 Бегство в Египет; 21 Резня невинных; 22 Христос среди врачей; 23 Крещение Христа; 24 Свадьба в Кане; 25 Воскресение Лазаря; 26 Вход Христа в Иерусалим; 27 Изгнание купцов из храма; 28 Предательство Иуды; 29 Тайная вечеря; 30 Омовение ног; 31 Поцелуй Иуды; 32 Христос в Синедрионе; 33 Осмеянный Христос; 34 Шествие на Голгофу; 35 Распятие; 36 Оплакивание; 37 Воскресение; 38 Вознесение; 39 Пятидесятница. 40-41 Ниши 42-48 Добродетели 42 Благоразумие; 43 Сила; 44 Воздержание; 45 Справедливость; 46 Вера; 47 Милосердие; 48 Надежда. 49-55 Пороки 49 Отчаяние; 50 Зависть; 51 Неверие; 52 Несправедливость; 53 Гнев; 54 Непостоянство; 55 Безумие. 56-58 Свод 56 Искупитель; 57 Мадонна с Младенцем; 58 Иоанн Креститель и ПророкиДжотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Южная стенаДжотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Северная стена
Картины Джотто ди Бондоне
Первой крупной работой Джотто стали росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (Умбрия, Италия).
Церковь Сан-Франческо в Ассизи (план и разрез)
Это был очень важный заказ, поскольку храм был построен в честь Франциска Ассизского – одного из самых почитаемых в католической церкви святых, основателя монашеского ордена францисканцев, происходившего из этих мест.
Церковь Сан-Франческо в Ассизи
Работа была начата около 1288 года, и завершена к 1290 году. Такой колоссальный объем фресок сложно было выполнить в такие рекордно короткие сроки, работая в одиночку. Поэтому искусствоведы полагают, что Джотто помогала целая артель художников, которых он обучил манере, абсолютно идентичной своей собственной, что практически полностью исключает возможность явить свету имена этих «рук». В истории изобразительного искусства их принято называть джоттесками (репликами искусства Джотто).
Вид верхней церкви Сан-Франческо
К другим крупным работам Джотто относятся:
- Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
- Фрески в церкви Флорентийского аббатства (итал. Badia Fiorentina) во Флоренции
-
Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции
Джотто работал не только как монументальный художник (мастер фрески), но и как станковый живописец (станковое произведение – это самостоятельное произведение, выполненное на отдельной доске или холсте). Особую страницу в его творчестве занимают расписные кресты, а также диптихи (таблички-книжки для записи, представлявшие собой две дощечки, внешние стороны которых покрываться разного рода украшениями), а также триптихи и полиптихи – алтарные образы, состоящие из трех или большего числа створок, соответственно.
К самым известным относят:
- Полиптих Барончелли. Около 1334 г. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
- Триптих Стефанески. Около 1330 г. Пинакотека, Ватикан.
- Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
- Расписной крест. Около 1315 г. Лувр, Париж.
Хронологические рамки эпохи Ренессанса в Италии
Номер периода | Название | Года | Название периода |
---|---|---|---|
1 период | Дученто (от итальянского ducento — двести) — название произошло от сочетания двух слов Ду (то есть 2) и ченто (сто) — это итальянское название XIII века. | 1200-е гг. | Проторенессанс (прото – пред) |
2 период | Треченто (Трече́нто от итальянского trecento — триста) — принятое в итальянском языке наименование XIV в. — название произошло от сочетания двух слов тре (то есть 3) и ченто (100 — сто) | 1300-е гг. | Ранее Возрождение |
3 период | Кватроченто название произошло от сочетания двух слов Кватро (то есть 4) и ченто (сто в переводе с итальянского языка). Кватроченто — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века. | 1400-е гг. | Высокое Возрождение |
4 период | Чинквеченто — название произошло от сочетания двух слов Чинквеченто (то есть 5) и ченто (сто). Чинквеченто в переводе с итальянского буквально пятьсот, а также 1500-е годы) — итальянское название XVI в. | 1500-е гг. | Позднее Возрождение |
Разобравшись в формировании названия того или иного периода, можно легко атрибутировать произведение, увидев дату его создания. Например, диптих «Мадонна с младенцем», датируется 1340 годом, значит речь идет о треченто или Раннем Возрождении.
Уникальная коллекция: «Великие художники». Джотто
Мы увеличиваем нашу коллекцию до 80 альбомов!
Еще 30 выдающихся имен!
51 Василий Тропинин 52 Антуан Ватто 53 Иван Билибин 54 Никола Пуссен 55 Густав Климт 56 Василий Верещагин 57 Василий Кандинский 58 Константин Коровин 59 Альфред Сислей 60 Илья Глазунов 61 Константин Маковский 62 Аполлинарий Васнецов 63 Ван Дейк 64 Игорь Грабарь 65 Александр Бенуа 66 Орест Кипренский 67 Кузьма Петров – Водкин 68 Владимир Боровиковский 69 Ян Вермеер 70 Федор Рокотов 71 Глазунов Илья 72 Якопо Тинторетто 73 Камиль Писсаро 74 Виктор Борисов – Мусатов 75 Джотто 76 Михаил Нестеров 77 Лукас Кранах Старший 78 Жан Энгр 79 Аркадий Пластов 80 Зинаида Серебрякова
Отец итальянской живописи Денис Корсаков, заместитель редактора отдела культуры «КП», — о своем любимом художнике:
Денис Корсаков
Заказать сейчас
— О жизни Джотто нам известно довольно мало: даже точная дата его рождения остается загадкой. Множество его картин утрачено, об авторстве других искусствоведы спорят веками. Лакуны в биографии за почти семь столетий, прошедших со дня его смерти, заполнились анекдотами и легендами. Рассказывали, например, что Джотто в детстве пас овец и от нечего делать рисовал их на скалах с помощью заостренных камней; проезжавший мимо живописец Чимабуэ, считавшийся в Тоскане одним из лучших, увидел мальчика, восхитился его наброском и взял в ученики. Ученик довольно быстро превзошел учителя (Данте через тридцать лет напишет в «Божественной комедии»: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, и живопись того затемнена»). Так или иначе, в конце XIII века Джотто, возможно, расписывал вместе с Чимабуэ стены церкви Св. Франциска в Ассизи, а в начале XIV, уже вместе со своими собственными учениками, приступил к главной работе всей жизни — росписи падуанской капеллы Скровенья. Яркие фрески, полные золота и лазури, изображают жизнь Христа и Девы Марии. Эти фрески навсегда изменили европейскую живопись. На стенах капеллы Скровенья Джотто совершил революцию: вместо статичных персонажей икон на его фресках были живые люди, к которым, казалось, можно прикоснуться. Они располагались среди настоящих скал, деревьев и зданий, их движения выражали живые и искренние эмоции; эти фигуры рассказывали историю, и рассказывали ее очень ясно и увлекательно. «Богослужение стремится к сохранению позы, символизм церковного обряда удерживается в некоторых положениях, занимаемых священнослужителями, и всякое движение в храме есть только тихий переход от одного такого положения к другому. Живопись Джотто похожа на богослужение, — писал Павел Муратов в «Образах Италии». — Старинное прозвание Джотто «отцом итальянской живописи» остается в полной силе и теперь. Джотто не только до конца исчерпал художественные возможности своей эпохи, но и последующие эпохи в искусстве были возможны только благодаря тому, что было сделано Джотто». Говорят, он был веселым и жизнерадостным человеком; в этом отношении он практически ничем не напоминал своего великого соотечественника и современника Данте Алигьери (впрочем, Джотто — автор единственного портрета, который можно с оговорками считать прижизненным портретом Данте). При этом, по свидетельству знакомых, художник, создавший самые прекрасные фрески своей эпохи, не отличался красотой (его называли «самым безобразным человеком во всей Флоренции»). Его многочисленные дети тоже были некрасивыми. («Я делал их в темноте», — оправдывался Джотто, когда Данте в шутку его в этом упрекнул.) Впрочем, и эта фраза, и сам факт дружбы и вообще знакомства Джотто и Данте являются недоказуемыми, непроверяемыми. Мы не можем даже с уверенностью говорить, что знаем, где именно в огромном флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре был похоронен Джотто. Его эпоха потонула во мраке, и туда же отправилось множество работ гениального художника. Но кроме мрака, есть еще золото и лазурь фресок в Падуе, Ассизи и Флоренции — и они, слава богу, до нас дошли. Cпрашивайте в киосках города!
«Великие художники». Джотто
Заказать сейчас
Дорогие читатели! Пропущенный том еще не потерян! Если вы не успели купить один или несколько томов, вы можете приобрести любой из вышедших альбомов в нашем фирменном магазине по адресу: Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1. Пн. — пт.: с 10.00 до 20.00; сб.: с 10.00 до 18.00. Без перерыва на обед. Проезд: ст. м. «Динамо», далее автобусом № 84 или маршрутным такси № 384 до остановки «Фабрика «Вымпел». По всем вопросам, связанным с коллекцией, обращайтесь по телефону. Также подробная информация об этой и других коллекциях размещена на нашем сайте
P.S.
Джотто опередил своё время. Он был человеком Возрождения. Но творил почти на 2 столетия раньше.
Можно предположить, что из-за своего новаторства Джотто был непонятым, нищим гением. Это не так. Люди толпами приходили смотреть на его фрески. Современники ценили и уважали его. И щедро платили ему.
Просто они не могли ещё до конца осознать его реформы и подхватить его знамя. Это сделают их потомки. О которых читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу
Капелла Скровеньи
В 1300 году богатый банкир Энрико Скровеньи купил в Падуе землю на месте древнеримского амфитеатра. Между 1302 и 1303 годами он построил небольшую однонефную часовню — 30 м в длину, 8 м в ширину и 12 м в высоту, первоначально посвященную Святой Деве Марие, а позже названную Капеллой Скровеньи.Частная часовня, открытая для публики, была связанна с дворцом Скровеньи, разрушенным в 1827 году, сегодня представляется как самостоятельное строение.
Капелла Скровеньи, Падуя, фасад
Энрико унаследовал огромное состояние, но в вместе с ним и очень плохую репутацию. Его отец Ринальдо был ростовщиком, да таким беспощадным, что оказался на одном из кругов ада в «Божественной комедии» Данте. Строительство капеллы, маленькой городской церкви, необходимо было Энрико для того, чтобы очистить свой семейный облик от отеческих грехов и предстать перед народом благочестивым и преданным благодетелем.
Джотто, Энрико Скровеньи приносит Капеллу Скровеньи в дар Мадонне, фрагм. фрески «Страшный Суд», Падуя, Капелла Скровеньи
В 1303 году Энрико попросил Джотто, к тому времени сорокалетнего художника в разгаре славы, украсить стены капеллы фресками. Работа заняла у него два года, но шла довольно быстро. Известно, что в марте 1304 года Папа Бенедикт XI отпускал грехи верующим, и что они активно посещали капеллу как в поисках милости, так и чтобы полюбоваться фресками Джотто, почти законченными к тому времени. В 1317-1320 годах завершилось строительство алтаря, за которым находились гробницы Энрико и его супруги, роспись которых, однако, принадлежат работе обычного падуанского живописца, работавшего в стиле Джотто.
Джотто Ди Бондоне
(сокращенное от Амброджотто или Анджелотто)
(1266?—1337) итальянский живописец
Чем больше времени проходит со дня смерти великого художника, тем больше его имя обрастает легендами и домыслами. Любопытно, что Дж.
Вазари, выдающийся архитектор, живописец и теоретик искусства, в своих известных «Жизнеописаниях» сообщает о тех произведениях Джотто, которые до нас не дошли или, по мнению современных специалистов, принадлежат совсем другим мастерам.
Вот почему многие исследователи задают вопрос: существовал ли на самом деле Джотто и сохранилось ли его живописное наследие?
Проезжавший мимо известный живописец Чимабуэ, который жил а период начиная примерно с 1240-го и до 1302 года, заметил мальчика и пригласил учиться у него в мастерской.
В то время распространенной практикой было поручать ученику дописывать работы мастера. И Джотто занимался этим целых десять лет, с 1280 по 1290 год.
Основным местом работы для него становится Флоренция. Здесь живет его семья, тут он начал свою самостоятельную работу и здесь же провел последние два года жизни. Жизнь художника протекала между тремя городами: Ассизи, Флоренцией и Падуей, в церквях этих городов он создавал фрески на религиозные сюжеты.
С его именем связан новый этап в развитии не только итальянского, но и всего европейского искусства. Он первым попытался отойти от канонов в изображении святых и воскресил традицию рисовать с натуры. Сегодня полагают, что на одной из фресок ему удалось запечатлеть образ молодого Данте, создав один из немногих известных нам портретов великого поэта.
Один из первых самостоятельных заказов Джотто Ди Бондоне — фрески в Капелле дель Арена (другое название современники дали ей по имени заказчика — Капелла Скровенья) в Падуе.
Художник работал над ними с 1303 по 1306 год. Традиционный евангельский сюжет из жизни Христа и Марии, Джотто превратил в живой рассказ о своих современниках.
Все 38 сцен взаимосвязаны и помогают раскрыть сложную внутреннюю жизнь его непростого времени.
А ведь, казалось бы, Джотто расположил свои фрески по традиционной композиционной схеме, в три ряда, на глухой стене с освещением из пяти окон, находящихся на противоположной стороне. Над входом в капеллу расположена роспись «Страшный суд», а на противоположной стене — сцена «Благовещение»,
Новаторство Джотто Ди Бондоне, проявилось в смелом построении пространства каждой фрески.
Он отказывается от канонической перспективы и вводит трехмерное пространство, которое достигается посредством определенного расположения фигур различной величины на плоскости сцены, как это сделано, например, на фреске «Явление ангела святой Анне». К этому добавляется необычайный, светлый, праздничный колорит.
Объем прописан почти со скульптурной пластичностью, каждая из фигур имеет свое место на фреске. И сами фигуры уже не плоские, а объемные. Любопытно, что, хотя Джотто еще не открыл законов перспективы, он вплотную подошел к решению этой проблемы. Ее решил другой скульптор, Донателло, создавший образы пророков для колокольни, построенной Джотто.
Ясность и четкость работ Джотто Ди Бондоне, делают евангельские сюжеты доступными и понятными любому молящемуся, и недаром росписи капеллы позже стали называть «евангелием Джотто для неграмотных».
Побывав в Риме, поработав в Падуе, Джотто снова и снова возвращается во Флоренцию, где живет его семья, в которой было восемь детей. Работоспособность художника была уникальной.
Конечно, ему помогали ученики, а часть росписей просто приписывается ему.
Но тем не менее известно, что только во Флоренции он расписал четыре капеллы, в том числе в знаменитой церкви Санта-Кроче; создал, вероятно, мозаику в церкви Святого Павла, написал целый ряд картин в Неаполе, из которых сохранилось только семь.
Колокольня этого собора, которую он создал вместе со скульптором Андреа Пизано, украсившим фасад здания статуями, становится лучшей работой Джотто Ди Бондоне. Художник тщательно проработал всю будущую конструкцию собора, но закончить ее не успел.
И сегодня легкий силуэт колокольни, дополняющий величественное здание собора, остается выдающимся символом Флоренции.
Благодаря своему веселому и жизнерадостному характеру он на долгие годы остался в памяти горожан, даже стал героем знаменитых новелл Франко Саккетти.
Полагают, что почти все флорентийские и большинство сиенских живописцев находились под его влиянием, а в Падуе живопись складывалась под влиянием так называемой флорентийской школы. Косвенное влияние Джотто испытал и великий Микеланджело.
Вот почему потомки благодарно назвали этого художника отцом итальянского Возрождения.
Основоположник современной живописи
Джотто жил на рубеже двух столетий — 13-го и 14-го. Ровно середина его жизни пришлась на этот период, и эпоху эту во всей мировой культуре принято называть эпохой Данте и Джотто. Они были современниками.
Философ Мераб Мамардашвили про картины Джотто когда-то сказал: «Джотто вышел в трансцендентный ноль». Эта сложная фраза в своё время заставила многих смеяться. Но если подумать, то точнее все-таки сказать нельзя. Ведь Джотто как художник начал с нуля.
Посмотрите на самые известные картины Джотто. То, что он сделал в искусстве, то, что он предложил искусству, до него никто никогда не делал. Он начал с нуля, и, может быть, в этом смысле каждый гениальный человек выходит в трансцендентный ноль. Микеланджело, Поль Сезанн и Казимир Малевич сделали это. Они начинали с начала, с нуля. В этом смысле и Джотто вышел в трансцендентный ноль. Потому что о нем можно сказать совершенно спокойно и уверенно: именно с Джотто Бондоне начинается современная европейская живопись.
Знаменитые картины Джотто: «Мадонна во славе»
Другое название этой картины, написанной на дереве и хранящейся сейчас во Флоренции в галерее Уфицци — «Мадонна Оньисанти». Оно связано с церковью, для которой создавался этот алтарный образ. Датируют картину началом XIV века.
Джотто в своей работе композиционно не стал отходить от византийских канонов. Но его новаторство проявилось в светотеневой проработке фигур, делающих их более скульптурными и выпуклыми, а также в цветовой гамме. Живописец отошел от традиционного использования одежды культовых персонажей, в его картине они больше похоже на обычных людей. Прежде всего это достигается глубоким психологизмом персонажей. При этом сохраняется их величие. В частности, за счет традиционного приема иерархии фигур.