Дрсмд

Оглавление

«Беспардонное поведение»

Эксперты указывают на то, что Москва приложила максимум усилий для сохранения ДРСМД, однако выход США из этого договора был неизбежен. Так, в январе прошлого года Минобороны РФ пошло на беспрецедентную по прозрачности меру — военное ведомство раскрыло характеристики 9М729 и организовало публичную презентацию этой ракеты.

Максимальная дальность боеприпаса составляет 480 км, и этот показатель невозможно изменить, так как заправка топливом осуществляется исключительно в заводских условиях, подчеркнули в Минобороны РФ. Тем не менее Вашингтон не принял к сведению доводы Москвы. 2 февраля 2019 года Соединённые Штаты запустили процедуру выхода из ДРСМД.

  • Демонстрация ракеты 9М729 для военных атташе западных государств

В этот же день президент РФ Владимир Путин на встрече с главами Минобороны и МИД Сергеем Шойгу и Сергеем Лавровым объявил, что в такой ситуации Россия вынуждена принять зеркальные меры и начать разрабатывать новые ракетные системы. 4 марта 2019 года российский лидер подписал указ о приостановлении выполнения ДРСМД.

В Москве считают, что Вашингтон планирует размещать прежде запрещённое оружие в различных регионах мира. Подобные действия, как ранее отметили в МИД РФ, чреваты «дополнительной эскалацией напряжённости и высокими рисками гонки вооружений».

«Скорее всего, американские ракеты средней и меньшей дальности будут размещены в Азиатско-Тихоокеанском регионе для «сдерживания» Китая. КНР объявлена в США врагом номер один, потенциальным военным противником. Также нельзя исключать, что ракеты Соединённых Штатов могут появиться в Европе», — прогнозирует Винокуров.

Также по теме


«Бессмысленный торг»: к чему может привести отказ США продлить ДСНВ

Москва не видит позитивных сигналов со стороны США по вопросу продления Договора по сокращению стратегических наступательных…

Однако, как он полагает, Москва и Пекин «держат в уме» подобные сценарии, прекрасно осознавая масштабы рисков для глобальной безопасности в случае их реализации. При этом, с точки зрения Винокурова, нынешнее американское руководство не способно адекватно оценивать последствия переброски ракет к границам государств, которые обозначены как геополитические противники.

В свою очередь, в беседе с RT эксперт Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков заявил, что Вашингтон «целенаправленно разрушает» всю систему контроля над ракетно-ядерными вооружениями, не предлагая взамен новых конструктивных соглашений.

Как считает аналитик, «беспардонное поведение» США окончательно лишило ДРСМД шансов на возрождение. В то же время эксперт не исключает разработки нового всеобъемлющего международного соглашения по контролю за ракетным арсеналом.

Осторожный оптимизм Ермакова связан с тем, что администрация Трампа часто обостряет ситуацию до предела, а потом порой неожиданно соглашается на переговоры, рассчитывая таким образом добиться уступок от оппонентов.

«Предпосылок для возрождения ДРСМД нет, хотя, скорее всего, режим контроля над запрещёнными ранее ракетами будет восстанавливаться. Предстоит долгий и медленный процесс. Возможно, он будет увязан с обсуждениями ограничений по стратегическим вооружениям. Но за столом переговоров, помимо США, должны обязательно находиться Франция и Великобритания, а не только Китай, как настаивает Вашингтон», — считает Ермаков.

Двигаемся дальше?

Андрей Кортунов: Конец двусторонней эпохи. Как выход США из договора о РСМД меняет мировой порядок

Проблемы ДРСМД могут быть решены, но исключительно в случае политической воли России и США, готовых не только демонстрировать и разъяснять особенности собственных систем вооружений, но и принимать объяснения другой стороны.

В свою очередь перспективы продления договора СНВ-III неоднозначны, качели могут двинуться в любую сторону. Вообще говоря, в условиях отсутствия ДРСМД препятствий может быть меньше, чем в условиях его якобы нарушения Россией и США. Однако, с другой стороны, очередной уничтоженный Договор, очевидно, ведет к снижению взаимного интереса и доверия к контролю над вооружениями.

В идеале, конечно, было бы полезно создать некую новую архитектуру (в том числе и многостороннюю) контроля над вооружениями или что-то подобное. При этом звучат комментарии о возможной готовности США к аналогу Договора о стратегических наступательных потенциалах 2003 г. (без каких-либо взаимных проверок и с рядом иных недостатков), что выглядит не самым оптимальным вариантом.

Полезным шагом могла бы быть формулировка конкретных условий, при которых Россия вернется к разработке и развертыванию ракет средней и меньшей дальности. Наиболее очевидным представляется увязать это решение с появлением наступательных систем средней и меньшей дальности под флагами США или НАТО в Европе. Очевидно, возможны и иные действия, радикально меняющие баланс сил не в нашу пользу. При этом попытки увязать конкретную проблему с широким кругом условий не выглядят перспективным направлением.

Более того, представляется, что сейчас самое время провести публичное мероприятие с привлечением экспертов и средств массовой информации с демонстрацией крылатой ракеты наземного базирования 9М729, уточнением информации о ее конструкции и возможностях [], естественно, в пределах, не ведущих к снижению сдерживающего и ударного потенциала. Тем самым Россия могла бы усилить нарратив об отсутствии нарушения и занять активную позицию в деле сохранения достижений ДРСМД.

И последнее, но не менее важное. Для достижения успеха политическая воля и инновационные концепции должны быть подкреплены соответствующими коммуникационными навыками

На фоне выступлений Джона Болтона и Дональда Трампа по теме ДРСМД несколько в тень ушла «выдающаяся» речь посла США при НАТО Кэй Бэйли Хатчисон. Напомним, она позволила себе использовать слово «вынести» в отношении якобы нарушающих ДРСМД российских ракет, что привело к очевидным соображениям о превентивных ударах. Конечно, после этого были заявления, разъясняющие выступление и т.д., но, учитывая обстоятельства, такие слова выглядят крайне провокационными [].

ДРСМД трещит по швам, создавая угрозы для всех режимов контроля над вооружениями в нынешнем виде. Вместе с тем этот кризис может как похоронить сам принцип контроля над вооружениями, так и создать условия для новой архитектуры стратегической стабильности.

Судьба СНВ-III и будущее контроля над вооружениями

Подчеркнем: если со стороны США не будут совершены какие-либо крайне провокационные действия в области развертывания новых ракетных систем средней и меньшей дальности, нацеленных непосредственно на российские стратегические ядерные силы (СЯС), то и со стороны России будет сохранен текущий темп и целевые показатели модернизации СЯС, запланированной с учетом «потолков» СНВ-III.

Обратим внимание на то, что в начале года в американской прессе появилось российское письмо, отправленное в Комитет по международным делам Сената США, с рассуждениями на тему проблем американской стороны с соблюдением Договора, а также разъяснениями спорных моментов, отмеченных партнерами []. Не будем останавливаться на деталях взаимных претензий в рамках этой статьи, однако отметим, что отсутствие конструктивного подхода американской стороны — главная угроза продлению СНВ-III на период после 2021 г

Наиболее важным представляется тот факт, что Россия, предположительно, принципиально не против согласиться на систему так называемых «правительственных письменных политических обязательств». Их применение допускается, например, как решение проблемы «невозвратности» пусковых шахт баллистических ракет на подводных лодках «Огайо», т.к. в настоящее время у российской стороны есть вопросы к технической стороне использованной США процедуры вывода указанных пусковых установок из зачета в соответствии с СНВ-III. Аналогичным путем может быть решена, например, проблема модернизируемого дальнего бомбардировщика Ту-22М3М, который теоретически будет способен осуществлять дозаправку (что увеличит его дальность за пределы 8000 км), а также применять крылатые ракеты воздушного базирования с дальностью свыше 600 км — тем самым превращаясь в «тяжелый бомбардировщик» согласно положениям СНВ-III. Таких намерений, согласно указанному выше письму, у российской стороны нет, но «письменное обязательство» на тему отсутствия этих намерений до наступления тех или иных обстоятельств выглядит вполне полезной мерой доверия и безопасности. Пожалуй, в случае дальнейшей деградации российско-американских отношений и влияния на них внутриполитической атмосферы в США, именно в этом направлении может эволюционировать контроль над вооружениями.

Александр Ермаков: Дивный новый мир без ДРСМД

Конечно, между Россией и США был достигнут высочайший уровень обмена достоверной информацией в области стратегических ядерных сил, который действительно жаль терять. Однако чем дальше, тем крепче ощущение уникальности подобной архитектуры. Не исключено, что мы вернемся к ситуации отсутствия юридически обязывающих ограничений российских и американских ядерных сил. Но, возможно, именно с этого момента начнется строительство нового полицентричного ядерного порядка. Для начала целесообразно было бы разработать комплекс мер по укреплению доверия и прозрачности, поскольку существующая асимметрия между арсеналами государств, обладающих ядерным оружием, делает любые идеи универсальных или пропорциональных ограничений обреченными на провал. Возможно, принцип «обязательств», подобные обсуждаемым между Россией и США в отношении спорных вопросов исполнения СНВ-III также могли бы стать основой такого «постбиполярного» режима. Представляется, на что-то подобное, например, Китаю пойти проще, чем на полноценные международные договоры с жесткими ограничениями и правилами инспекций.

В завершение статьи позволим себе вернуться к основам основ: зачем вообще государствам нужен контроль над вооружениями? Не погружаясь в глубокие теоретические конструкты, предположим, что с его помощью решаются две задачи: снижение рисков вооруженных конфликтов путем роста прозрачности и понимания доктрин и структуры соответствующих элементов вооруженных сил вероятного противника и оптимизация военного строительства путем отказа от избыточного ассортимента программ и количества разворачиваемых видов вооружения и военной техники. Похоже, на сегодняшний день ДРСМД не служит решению этих задач как минимум в глазах администрации США. А что стало тому причиной — «нарушение» со стороны России или «угрозы» со стороны третьих стран — вопрос вторичный.

Возвращение гонки вооружений

1 февраля 2019 года президент США Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода из договора. В своём заявлении он обвинил Россию в «безнаказанном нарушении ДРСМД» и в «скрытной разработке и развёртывании запрещённой ракетной системы».

Также по теме


«Дальность превысит 500 км»: в США сообщили об испытании направленной против российской ПВО ракеты

США провели испытания прототипа ракеты Precision Strike Missile (PrSM) класса «земля — земля», рассказал генерал американских…

2 февраля Владимир Путин объявил, что Россия приостанавливает участие в договоре в ответ на действия США. Также Путин поручил не вести с Вашингтоном новых переговоров по разоружению до тех пор, пока Штаты не будут готовы к «равноправному, содержательному диалогу».Стоит отметить, что на протяжении 2019 года, НАТО также возлагало ответственность за прекращение действия ДРСМД на Россию несмотря на то, что первым из него вышли США. Эта позиция была подтверждена на юбилейном 70-м саммите Североатлантического альянса, который прошёл в начале декабря 2019 года в Лондоне.

«Мы принимаем и будем продолжать взвешенно и ответственно принимать меры в ответ на развёртывание Россией новых ракет средней дальности, которые привели к прекращению действия ДРСМД и создают значительные риски для евроатлантической безопасности», — говорится в тексте лондонской декларации.

Владимир Путин направил лидерам Германии и Франции предложение установить мораторий на размещение РСМД в Европе, однако они это предложение отвергли.

Как подчеркнул в разговоре с RT профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев, прекращение действия ДРСМД для системы международной безопасности означает резкое понижение порога применения ядерного оружия в Европе.

В разговоре с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что прекращение действия ДРСМД для системы международной безопасности означает возврат США к попытке навязать военную угрозу и разговаривать с Россией с позиции силы.

«Планируемое размещение ракет средней и меньшей дальности в Европе, Юго-Восточной Азии, Японии, а также желание Трампа купить Гренландию, где в 1950-е годы Вашингтон уже пытался построить мощную ракетную базу, демонстрирует, что Россия после прекращения действия договора окажется в зоне достижимости для американских ракет средней и меньшей дальности», — подчеркнул эксперт. 

«Попытка дискредитировать Россию»

Вместе с тем ранее США заявляли о якобы имеющихся у них данных, которые свидетельствуют о наличии у России ракетных вооружений, запрещённых ДРСМД.

«Претензии американцев идут в общем тренде антироссийской политики и предназначены для формирования общественного мнения о пренебрежительном отношении России к договору о РСМД. Тем самым США создают оправдательный фон для своих действий, идущих вразрез с этим договором», — пояснил Рыжков. 

Также по теме


Торпедировать соглашение: США разрабатывают новые санкции против России из-за якобы нарушения ДРСМД

Президент США Дональд Трамп поручил главе Государственного департамента совместно с Пентагоном, министерствами финансов и торговли…

Американцы заговорили о потенциальном нарушении ДРСМД после испытаний оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М». В ноябре 2017 года Белый дом официально назвал российскую ракету, якобы нарушившую договор, — «Новатор 9М729». 

Начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности назвал такие обвинения голословными и неконкретными, направленными на то, чтобы Москва не могла предметно ответить и опровергнуть распространяемые домыслы.

По его мнению, у такой политики одна цель: дискредитировать Россию и представить её в качестве страны — нарушителя международных договоров.

США, подчеркнули в оборонном ведомстве, «ведут дело к развалу» договора о ракетах средней и меньшей дальности, который мешает Вашингтону в реализации его планов.

«В заключение необходимо отметить, что договор о РСМД принципиально важен не только для России и для Европы. В случае прекращения его действия мы рискуем получить ситуацию начала 80-х годов прошлого столетия, когда ядерные ракеты достигали своих целей за пять — семь минут и это положение дел создавало крайне нестабильную военно-политическую обстановку на Европейском континенте. Очевидно, что американцы заблуждаются, ошибочно считая, что их это не затронет», — резюмировал Сергей Рыжков.

Заготовленный выход

Односторонний выход Вашингтона из соглашения обсуждался в США с 2017 года, а в 2018-м заявления о намерении американской стороны денонсировать договор делали высокопоставленные представители администрации Дональда Трампа, включая госсекретаря Майка Помпео и занимавшего тогда пост советника президента по нацбезопасности Джона Болтона.

  • Пуск ракеты американской системы HIMARS

4 декабря 2018 года госсекретарь Помпео заявил, что если Россия не прекратит нарушение договора, которое ей вменяет Вашингтон, то США в одностороннем порядке выйдут из ДРСМД. В ответ президент России Владимир Путин напомнил, что Вашингтон сначала заявил о намерении выйти из соглашения и лишь после этого начал приводить обоснования своего решения, перекладывая ответственность на Россию.

«Сначала всё-таки американская сторона заявила о том, что она намерена выйти из договора о ракетах средней и меньшей дальности, а потом начали искать обоснования, почему они должны это сделать. Самое главное обоснование — это то, что мы что-то нарушаем. При этом, как обычно, никаких доказательств нарушений с нашей стороны не предоставляется», — отметил российский лидер.

В середине января 2019 года в Женеве прошли переговоры по поводу проблематики договора, однако они не принесли результатов, так как американская сторона выдвигала невыполнимые требования к России по поводу ракеты 9М729 для комплексов «Искандер», в частности настаивала на полном уничтожении всех её образцов.

Зеркальный ответ

В конце 2018 года президент США Дональд Трамп заявил, что Соединённые Штаты выйдут из ДРСМД, так как Россия якобы не соблюдает условия соглашения.

«Я не понимаю, почему Обама не вёл переговоры или не вывел (США из ДРСМД. — RT). Мы не позволим им нарушать договорённость… Россия не соблюдала соглашение, поэтому, к сожалению, мы расторгнем соглашение и выйдем из него», — сказал Трамп в октябре 2018 года, добавив, что Вашингтон займётся развитием вооружений.

К началу 2019 года США заявили об одностороннем выходе из соглашения, сославшись на «нарушения» со стороны России. Никаких доказательств в пользу этого утверждения представлено не было.

Позже представители Вашингтона сообщили, что, по их мнению, российская ракета 9М729 нарушает ДРСМД. Минобороны РФ провело брифинг для иностранных военных атташе, на котором была продемонстрирована сама 9М729 и были представлены её технические характеристики, соответствующие соглашению. Атташе США и некоторых других западных стран проигнорировали это мероприятие.

В феврале российское руководство приняло решение зеркально ответить на действия Вашингтона. Президент Владимир Путин объявил о приостановке участия Москвы в ДРСМД.

«Наш ответ будет зеркальным. Американские партнёры объявили о том, что они приостанавливают своё участие в договоре, и мы приостанавливаем. Они объявили о том, что они занимаются НИР, НИОКР и опытно-конструкторскими работами, и мы будем делать то же самое», — сказал российский лидер.

Он добавил, что после приостановки действия договора Москва будет создавать новые виды вооружения, но без увеличения бюджета Минобороны.

Путин внёс законопроект соответствующего содержания в Госдуму в мае. В июне и июле инициативу одобрили в Думе и Совете Федерации.

«Прикрывают своего союзника»

В Лондоне полагают, что США полностью соблюдают условия ДРСМД. 

«Страны НАТО недвусмысленно заявили, что США, поддерживаемые союзниками по НАТО, не нарушают Договор РСМД и продолжают полностью выполнять свои обязательства», — указывается в документе.

При этом выводы о якобы нарушении договора со стороны РФ в Великобритании сделали на основании некой секретной информации, предоставленной Вашингтоном.  

«США обмениваются разведывательной информацией с союзниками, включая Великобританию; анализ этой информации позволил Великобритании и другим прийти к независимому заключению, что Россия существенным образом нарушает Договор РСМД», — говорится в документе. 

Также по теме


«Уже не первый год нарушают договор»: Минобороны РФ призвало США уничтожить не соответствующее ДРСМД вооружение

США создали условия для производства ракет, запрещённых по Договору РСМД. Об этом заявили в Минобороны РФ. В российском ведомстве…

При этом также отмечается, что из-за необходимости защитить источники информации Великобритания «в данный момент не планирует рассекречивать документы разведки по этой теме или предоставлять их международной площадке, такой как ООН».

Напомним, что Москва неоднократно представляла факты, указывающие, что США нарушают ДРСМД с 1999 года. Тогда, как ранее рассказал глава МИД РФ Сергей Лавров, американские военные «начали испытывать боевые беспилотные летательные аппараты, которые по характеристикам совпадают с запрещёнными договором крылатыми ракетами». 

Кроме того, по словам дипломата, США стали использовать ракеты-мишени, баллистические ракеты-мишени для испытания системы противоракетной обороны.

«С 2014 года они начали размещать в Европе пусковые установки для опять же своих позиционных районов ПРО», — подчеркнул Лавров.

По данным российской стороны, установки Mk 41 «абсолютно пригодны для запуска ударных ракет средней дальности «Томагавк». Такие установки развёрнуты в Румынии, а в будущем могут появиться в Польше и Японии.

По словам Виктора Литовкина, заявления британского правительства о том, что Вашингтон полностью выполняет свои обязательства, не подкрепляются фактами. 

  • Кормовая УВП MK41 на крейсере CG-70 «Озеро Эри»

Как отметил в беседе с RT руководитель Центра военно-политических исследований ИСК РАН Владимир Батюк, Великобритания как ближайший союзник США будет дублировать позицию партнёра.

«Сейчас европейцы просто повторяют заявления официального Вашингтона и единственное, что они смогли выпросить у старшего брата — это то, что американцы пока не собираются размещать ракеты средней дальности на территории Европы. Происходит деградация европейских правящих элит и превращение стран ЕС в младших даже не собеседников, а сателлитов Вашингтона», — подчеркнул эксперт. 

В июне генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что Североатлантический альянс согласовал комплекс «ответных» мер по сдерживанию России на случай, если она «не вернётся к соблюдению Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности». Планируется, что в этот пакет мер входит программа по проведению военных учений альянса, «а также разведывательная и наблюдательная деятельность».

«Будем развивать наши средства противовоздушной и противоракетной обороны, а также обычные вооружения. Примем меры для поддержания безопасности, надёжности и эффективности наших средств ядерного сдерживания», — добавил Столтенберг.

Согласно заявлению генсека НАТО, к этим «ответным» мерам альянс намерен прибегнуть после 2 августа, если Россия к этому времени не выполнит требования НАТО. 

«Я питаю надежды»

В июне американские СМИ со ссылкой на источники в сенате США и ЕС сообщили, что страны НАТО по итогам саммита альянса в Брюсселе якобы могут объявить о том, что выступают против размещения ядерных ракет наземного базирования в Европе. Издание Defense News, распространившее эту информацию, отмечало, что НАТО рассматривает такой шаг как способ снизить напряжённость в отношениях с Россией в преддверии встречи Джо Байдена и Владимира Путина, которая состоялась 16 июня в Женеве.

Однако по итогам саммита лидеры стран НАТО выступили с противоположным заявлением — о том, что не считают приемлемым предложение Москвы о моратории на развёртывание ракет средней и меньшей дальности в Европе после прекращения действия ДРСМД.

Также по теме


«Оправдать свои действия»: как США игнорируют предложения России в сфере контроля за вооружениями

Посольство России в США призвало Вашингтон задуматься над предложением президента РФ по деэскалации обстановки в Европе в условиях…

«Предложение России о моратории на развёртывание ракет средней дальности в Европе идёт вразрез с односторонним и продолжающимся развёртыванием РФ таких систем на данном континенте и не помешало бы России наращивать потенциал таких ракет за пределами её европейской территории; поэтому это предложение не вызывает доверия и не является приемлемым», — говорилось в итоговом документе.

В то же время замглавы МИД России Сергей Рябков 29 июля констатировал, что позиция США по мораторию на размещение ракет средней и меньшей дальности не изменилась и что обсуждать эту тему предметно они не готовы. Это заявление прозвучало вскоре после начала в Женеве переговоров с представителями США.

«В моём понимании их подход к этому нашему предложению сводится к тому, что мы пытаемся увести в сторону дискуссию, что по-прежнему корень проблемы якобы в нарушении Россией ныне уже несуществующего договора. Разница в том, что они смотрят в прошлое, а мы смотрим в будущее здесь», — приводит слова российского дипломата Интерфакс.

Рябков добавил, что когда подобные ракетные системы появятся в Европе, Россия вынуждена будет на это отреагировать — «и реагировать твёрдо, убедительно, военно-техническими мерами».

«Это приведёт к ослаблению европейской безопасности, однозначно, и безопасности США. Зачем им это нужно, я не понимаю. Мы призываем их договариваться, пока ещё не поздно», — подчеркнул дипломат.

Несмотря на это, Джо Байден заявил, что с надеждой смотрит на переговоры Москвы и Вашингтона по стратегической стабильности.

«Они в процессе. И я питаю надежды», — сказал президент США журналистам.

С точки зрения Юрия Кнутова, в конечном итоге Россия и США смогут преодолеть разногласия, поскольку эти вопросы имеют большое значение для безопасности всего мира.

«После встречи Байдена и Путина было принято решение о создании рабочих групп, которые будут заниматься вопросами стратегической стабильности. Несмотря на то что там остаётся много белых пятен, эти переговоры позволят найти общие точки и двигаться в направлении деэскалации напряжённости», — прогнозирует эксперт.

Это мнение разделяет и Александр Михайлов.

«Сегодня России и США как крупнейшим ядерным державам необходимо говорить друг с другом о коллективной безопасности на глобальном уровне, потому что затянувшийся двусторонний внешнеполитический многогранный конфликт в какой-то момент из-за проблем с определёнными политиками вполне мог принять форму горячего или даже ядерного конфликта. Думаю, США ещё пересмотрят старые соглашения, в том числе предложат включить в них и новые виды оружия, после чего вместе с Россией вернутся к взаимному контролю над вооружениями», — резюмировал Михайлов.