Китайские династии

Оглавление

Изобразительное искусство

Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.

Архитектура и живопись

Архитектура Китая отличается сложностью построек. Уже в I тысячелетии до н. э. в Китае строились двух- и трехэтажные дома. На крыши клали черепицу. Также на все здания крепилась дощечка среднего размера с пожеланиями здоровья, процветания и достатка. Особенность крыш — загнутые вверх углы, считалось, что по таким крышам злые духи не могут попасть внутрь дома.

Китай — очень духовная страна, здесь строилось много храмов, монастырей, пагод. Особо известны храмы и монастыри, вырубленные в скалах. Одна из самых известных пагод — семиэтажная пагода Диких гусей высотой 60 метров. Пагода сохранилась до наших дней и является достопримечательностью страны.

Особым достижением в архитектуре Китая считается строительство Великой Китайской стены. Строить ее начали еще в III веке до н. э. из глины и ивовых прутьев, затем она была облицована камнем. Стена «росла» много лет. Изначально ее длина достигала 750 км, а позже ее протяжность достигла 4000 км.

Художественная культура Китая пропитана преклонением природе и гармонии Вселенной. Самые известные жанры живописи — «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые и на сегодняшний день сохранили свою актуальность.

Направления в скульптуре

Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.

Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.

Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.

На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.

Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.

Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.

Театр, танцы и музыка

Театральное искусство берет свое начало в VI веке н. э. Представления включают в себя оперные составляющие, то есть актеры поют и танцуют.

Особое место занимали костюмы актеров, они очень громоздкие и красивые. Декорации не имеют такого большого значения и обычно неброские.

Игра актеров включает в себя как вербальные способы (словами) передачи информации, так и с помощью жестов, пантомимы.

Танцы в Древнем Китае развивались с очень давних времен (XXI век до н. э.). Уже тогда были школы танцев — Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу. Самая первая школа была открыта для выступления перед императором на праздниках.

На развитие музыки оказывали влияние философия и религия. Музыку сочиняют при помощи звуков, которые с названиями «дворец», «беседа», «рог», «собрания», «крылья». Эти звуки соответствовали природным явлениям и цветам: огонь — белый, вода — черный, земля — красный, воздух — синий, дерево — желтый. Также эти звуки определялись социальным статусом: правитель, чиновник, народ, деяние, вещь.

В Древнем Китае использовались музыкальные инструменты:

  • звенящие;
  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Интересные факты про Китай

Древний Китай интересен не только культурными традициями, богатой историей, но и некоторыми примечательными фактами:

  • Последним китайским императором был Пу И, который вступил на трон в трехлетнем возрасте.
  • Палочки для еды используются китайцами уже более четырех тысячелетий.
  • Когда изобрели печатный станок, здесь широкой популярностью пользовались буддийские молитвы и постулаты.
  • Легендарная книга «Искусство войны», которую написал военный стратег Сунь-Цзы около трех тысяч лет назад, до сих пор цитируется.
  • Главными водными артериями страны были река Янцзы и Желтая река. Эти два водоема сейчас входят в десятку рек по продолжительности на планете.
  • До сих пор здесь считается, что дракон приносит удачу и силу. В древние времена это был символ правителя.
  • Ученые при императорском дворе были наиболее уважаемыми людьми. После них были фермеры, уважаемые за продовольственное снабжение едой населения.
  • Именно в Древнем Китае первыми начали пить чай. До этого напиток использовался в лечебных целях.
  • Несмотря на наличие разных диалектов, алфавит и письменность были едиными.
  • По легенде, шелк обнаружила жена правителя Хуан-Ти Си-Линг-Ши в императорском саду в 2700 году до нашей эры.

Древний Китай местными историками считается родиной футбола, так как об этой игре упоминают старинные хроники, датируемые 1000 годом до нашей эры. Китайцы одними из первых изобрели календарь. В 2000 году до нашей эры для сельского хозяйства был создан лунный календарь.

С давних времен жители Китая почитают журавля, утку и феникса. Эти птицы у них символизируют семейное счастье, долголетие, а также силу и власть императора. Богатые древние китайцы могли иметь много жен. Рекордная Великая стена считается единственным сооружением на планете, видимым из космоса. Строение создавалось 2000 лет, а во время постройки погибло колоссальное количество людей.

Обычаи и традиции

На протяжении истории в Китае сложился особый образ жизни. Он отражался в еде, одежде, жилище, обрядах.

Кухня и еда

В Китае основной деятельностью было земледелие. Основной культурой было пшено, его перерабатывали в муку, из которой готовили похлебку. Уже позже из этой муки стали готовить лапшу, которая является традиционным блюдом в современном Китае.

Кроме пшена, выращивали финики, каштаны, просо и сою. В южных районах выращивали рис.

Китайцы занимались и собирательством: травы, ягоды, грибы, коренья. Культивировали также овощи и фрукты — огурцы, лук, тыква, капуста, апельсины, лимоны, персики, абрикосы.

Кроме растительной пищи, употребляли и животный белок. Выращивали свиней, коров, коз, овец, кур, гусей, уток, кошек и собак. В лесах охотились на оленей и кабанов. Жители побережья ловили рыбу и черепах.

Жители в те времена употребляли алкогольные напитки (рисовое вино). Из безалкогольных напитков основным являлся чай. Изначально чай был напитком императора, а позже полюбился и беднякам.

Чай в Китае — это не просто напиток, а чайная церемония — целый ритуал. Перед тем как приступать к чаепитию, нужно освободиться от раздражения, неприятностей и болезней. Уже в Средневековые времена начали строить чайные павильоны, в которых была особенная атмосфера. Чай пьют из маленьких чашек из керамики.

Поведение и этикет

Этикет в традиции Китая имеет особое значение. Его становление имеет долгую историю и кратко рассказать о нем очень сложно. Жизнь в прошлом имела много запретов и действий, имеющих магическое значение.

В основе этикета в Китае лежит уважение к старшим, бережное отношение к традициям, уважение к национальной истории, соблюдение всех ритуалов.

Каждый человек должен занимать свое место, т. е. правитель должен править, а подданный подчиняться ему. Человек, который находится ниже по статусу должен подчиняться высшему сословию, как отцу. При этом нельзя было общаться с людьми пренебрежительно, не допускалась небрежность в одежде, еде, жилище. За недостойное поведение наказывали даже смертью.

Популярные курортные города Китая

Туризм в Китае быстро развивается. На территории КНР расположено порядка 40 курортных городов. Каждый год их посещают миллионы туристов со всего света. Особенной популярностью пользуются пляжи тропического острова Хайнань. Курортные города Санья и Ханкоу иногда называют «Восточными Гавайями», так как они находятся на одной широте с известным американским штатом.

Город Гуанчжоу знаменит большим количеством архитектурных и исторических достопримечательностей. Этот туристический центр находится в субтропическом поясе и отличается мягким климатом. Шанхай располагается на берегу Восточно-Китайского моря, купаться в котором можно с июня по сентябрь. В городе часто проводятся различные развлекательные фестивали и спортивные состязания.

Курорт Гуйлинь расположен в горной местности, богатой карстовыми пещерами. Тропический климат и образцовая экология создают отличные условия для семейного отдыха. В составе города Циньхуандао есть район, который называется Бэйдайхэ. На территории этого административного образования находятся пляжи и крупные лечебные центры. В Бэйдайхэ своё время любили отдыхать руководители Коммунистической партии Китая.

Курортный город Ханчжоу славится своими демократичными ценами и живописными пейзажами. Китайцы называют Ханчжоу «райским уголком». На территории этого курорта находится знаменитое озеро Сиху, которое охраняется ЮНЕСКО. Пляжи Гонконга подойдут для тех, кто любит прозрачную воду и белый песок. Также это место понравится любителям яхтинга и сёрфинга. Путешествие в Китайдаст вам массу радости и положительных эмоций.

Новости

26-06-2015, 18:06

Просмотров: 35 815

Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.

Подробнее…

3-06-2015, 17:18

Просмотров: 24 043

Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края

Подробнее…

15-04-2015, 09:52

Просмотров: 22 029

Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата

Подробнее…

Государство Шан (Инь)

История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период- Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э. Второй период — Чжоу — с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. Третий период- царство Цинь — с 221 г. до н.э. до 207 г. до н.э. Четвертый период- царство Хань — с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

Согласно китайским преданиям, возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н.э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).

Таким образом, особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.

Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен.

В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа щ рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Значительную часть населения составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях инь- ского времени. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их держателей. Земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данный период были рабы, дома, орудия труда.

Государственный строй. Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них, как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил.

Царь был первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Более мелкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т.п.

Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы.

В XII в. до н.э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н.э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая. 

Династия Хань

На смену жестокому Ши-хуанди пришла лояльная к проблемам крестьян группировка Хань. Она просуществовала более 400 лет. Первая половина правления монархов династии Хань именуется «Западная Хань», а вторая «Поздняя» или «Восточная Хань».

https://youtube.com/watch?v=a3eg3_WL14o

Недолго крестьяне радовались легкой жизни. Уже в 140 году до н. э. забытые реформы и наказания вернулись в прежней форме. В стране вновь начал процветать деспотизм.

Наибольшей жестокостью отметился У-ди. Он дал разрешение на введение высоких налогов со всех людей, даже грудных детей и стариков. В результате для того чтобы выжить людям пришлось избавляться от нежелательных членов семьи.

В период правления Хань территории китайской цивилизации увеличивались с высокой скоростью. Набравшийся сил монарх Ван Ман, благодаря проведению положительных для крестьян реформ, смог прийти к власти во времена правления «Восточной» Хань.

Его популярность в народе сильно пугала членов семьи Хань. Ван Ман в кратчайшие сроки раздавал бесхозную землю крестьянам и бедным людям, тем самым повышая народную любовь

Однако большое внимание к жизни простых людей не позволило ему заметить, что чиновники разграбили казну. Чтобы не оказаться без армии и власти, пришлось срочно увеличивать налоги

Вскоре, уставшие от постоянных притеснений жители начали основывать повстанческие отрады. Волнения в стране привели к тому, что во время очередного бунта Ван Ман был убит. Эксперты сходятся во мнении, что убийство было подстроено тем, кто сел на престол после его смерти, Лю Сю.

Пытаясь урегулировать сложившуюся ситуацию с народными волнениями, Лю Сю значительно уменьшил налоги и освободил множество рабов. С данного времени начинается период «Западной» Хань. Активная торговля с соседними государствами привела к образованию легендарного «Великого Шелкового Пути», через который происходил крупный оборот всевозможных товаров.

https://youtube.com/watch?v=DjAa0gwJLok

Правление Хань поначалу считалось расцветом китайской империи. Но в итоге, после свержения последнего представителя императорской семьи, началась очередная Гражданская война между отдельными царствами. Большое количество смертей и экономических убытков откинуло страну на много лет назад.

Религия Древнего Китая

Государство никогда строго не централизовало религиозную сферу. Китайцы, как бедные, так и богатые в древности верили в три основных философских школы, которые преобладали в разной степени в разных регионах страны.

В религии древнего Китая не было жрецов в обычном понимании, божеств и храмов, которые возводились в их честь. Жреческие функции приходилось выполнять чиновникам, а разные духи, олицетворявшие природные силы и умершие предки шан-ди были высшими божествами.

Крестьяне возлагали большие надежды, что получат отличный урожай, поэтому культ духов земли был очень важен. Им приносились жертвы, молились, проводились особые ритуалы.

В древнем Китае считали, что всех добродетельных людей Небо вознаграждает, а недостойных, наоборот, капает. Император считался «сыном Неба», был под его особым покровителем, но править страной он мог, только сохраняя добродетель. Если же это качество терялось, император утрачивал право властвовать.

Основные виды древней китайской религии рассмотрим далее.

Конфуцианство

Знаменитый во всем мире философ Конфуций составил философское учение и наставление, которое получило название конфуцианство. Его последователи и ученики развивали это учение. Считается, что основано конфуцианство было в конце 6 века, распространившись впоследствии на Японию и Корею.

Конфуцианство – это не просто религия, это образ жизни и этическое наставление, и только потом философская школа.

Главенствующей религией в Китае конфуцианство считалось во времена правления императоров в стране, именно ним было заложено основные принципы китайского общества.

Официально учение никогда не было религией, но это не помешало ему проникнуть в сознание всей общественности, влиять на поведение китайцев, выполняя все функции официальной религии.

Учения особое внимание уделяли проблемам власти императора и их подданных, предписывалось, каким должно быть поведение одних и других

Даосизм

Это учение включало в себя элементы религии и философии. Считается, что основы даосизма зародились еще в 3 веке до н.э., но только во 2 веке нашей эры оно было сформировано полностью, когда и возникла первая философская школа.

Официальной китайской религией даосизм, в котором можно проследить некоторые характерные черты буддизма, никогда не был. Учению следовали в больше мере затворники и отшельники, иногда народные движения. Именно эти учения стимулировали к восстаниям народные массы, а у ученых появлялись новые идеи, ведь с даосизма они черпали силу и вдохновение.

Нужно отметить, что само Дао, как закон бытия и космоса, находится повсюду и везде, но его никто не сможет увидеть и услышать, оно даже не имеет формы, его никто не создавал. Для того чтобы стать действительно счастливым, нужно понять Дао и стать с ним единым целым. Идеально, чтобы верующий в даосизм стал отшельником. Эта религия всегда была в оппозиции к конфуцианству, которое проповедовало служение императору.

Буддизм

Это религиозное и философское учение гласило о пробуждении духовном. Возник буддизм в 6 веке до н.э., а основал его Будда (известный философ Сиддхартх Гаутама) в Индии, после чего религия проникла в древний Китай, что было в первом веке уже нашей эры.

Во всем мире буддизм считают одной из самых древних религий. Будда провозглашал, что сам человек является главной причиной своих страданий. Главная цель здесь – достижения состояния нирваны, только так человек может пробудиться и увидеть реальный мир.

Особое место в буддизме отводится медитации. Это средства духовного и физического самосовершенствования.

Династия Тан (618—907)

Правителем новой династии Тан провозгласил себя один из  военачальников и родственников Ян-ди по женской линии Ли Юань. Он и его сын Ли Ши-минь (Тай-цзун, 626—649) заложили фундамент процветания китайской империи. Земельная реформа и реализация налоговой системы в рамках надельного землепользования обеспечили казну регулярным притоком дохода, а государство – необходимой рабочей силой (трудовые повинности). То и другое способствовало укреплению инфраструктуры империи – строились дороги, каналы, дамбы, дворцы, храмы, целые большие города. Расцветали ремесло и торговля, включая казенное ремесло, где обычно сосредоточивались лучшие мастера высокой квалификации, работавшие в порядке трудовой повинности либо сверх этого по найму. Ремесло и торговля находились под строгим контролем государства, специальных чиновников, которые через посредство глав туаней и ханов (цехов и цехо-гильдий) строго регулировали каждый шаг городских жителей. 

В танское время империя была разделена на 10 провинций (дао), которые в свою очередь подразделялись на области (чжоу) и уезды (сянь). Все чиновники назначались из центра и им же контролировались. Эта особенность придавала административно-бюрократической системе Китая силу и устойчивость. Работу исполнительных органов и всей государственной системы, прежде всего аппарата власти, чиновников, строго контролировали цензоры-прокуроры специальной палаты Юйшитай, которые имели большие полномочия, включая право подачи докладов на высочайшее имя. Исполнительную власть представляли два канцлера (цзайсаны или чжичэны) – левый (он обычно считался старшим) и правый, каждый из которых ведал тремя из шести ведомств палаты Шаншушэн, своего рода Совета министров. К первой группе ведомств относились управления чинов (подбор кадров и назначения по всей империи), обрядов (контроль за соблюдением норм поведения, охрана общественного порядка) и налогов. Ко второй – управления военными делами, наказаний и общественных работ (реализация трудовых повинностей, строительство, включая ирригационное).

Власть уездного начальника была очень большой и потому обычно контролировалась наиболее строго

Она ограничивалась как сроком (не более 3 лет на одном месте с последующим перемещением на другое), так и местом службы (ни в коем случае не там, откуда чиновник родом). В империи уделялось особое внимание важной проблеме подготовки и принципов комплектования кадров чиновников. В танском Китае это делалось на специальных экзаменах на степень в уездных, провинциальных и столичных центрах, под строгим надзором специальных комиссий, присланных со стороны, причем в закрытом помещении и в письменной форме под девизом. Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних, прежде всего классические конфуцианские каноны, а также уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, отвлеченно рассуждать на темы философских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи. Все это, разумеется, в строго конфуцианском духе, с соблюдением соответствующей обязательной формы

Лучше других справившиеся с заданием (3—5% из числа кандидатов-абитуриентов) удостаивались желанной степени и, главное, получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели двух – на третью.  

Все это, разумеется, в строго конфуцианском духе, с соблюдением соответствующей обязательной формы. Лучше других справившиеся с заданием (3—5% из числа кандидатов-абитуриентов) удостаивались желанной степени и, главное, получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели двух – на третью.  

«Битва у Красной скалы» (2009)

Фильм режиссера Джона Ву о величайшей битве Древнего Китая. Основан на событиях, описанных в одном из четырех классических китайский романов, считающихся столпами китайской литературы, — «Троецарствия» Ло Гуаньчжуна. История, рассказанная Джоном Ву — это романтический пересказ знакомого романа. В фильме рассказывается о решающей битве конца династии Хань, непосредственно предварившая собой период Троецарствия в истории Китая, между объединенными силами южных правителей Лю Бэя и Сун Цюана и значительно превосходящими силами северного правителя Цао Цао.

Древний Китай, 208 год нашей эры.  Хитроумный премьер-министр северян Цао Цао убеждает императора, которым вертит как марионеткой, начать войну с правителями южных земель под предлогом объединения Китая. Огромная армия легко разбивает отряды царства Шу и запирает остатки войска в цитадели у Красной Скалы. Осажденные обращаются за подмогой к правителю царства У, послав туда военного советника Лян Чжугэ. Ему удается убедить правителя У послать на помощь осажденным армию, возглавляемую Чжоу Юем. Узнав о том, что два царства стали союзниками в борьбе против него, Цао Цао отправляет против них армию более чем из 220 000 солдат и 2 000 кораблей. Запасы пищи были на исходе, армия Цао Цао намного превосходила по численности союзническую армию, и казалось, что союзники обречены.

Структура фильма выстроена таким образом, что основное действие вращается вокруг трех сражений: это битва при Чанбане в начале, битва при Сань Цзян Коу в середине и битва у Красной скалы в конце. Фильм состоит из двух частей, которые надо смотреть вместе, итого 5 часов. Есть и урезанная 2.5 часовая версия.  

Династия Чжоу 周 — великие династии Китая


великие династии Китая

Следующая династия Китая является самой длинной. Императоры правили почти 789 лет. Представители Чжоу захватили власть военным путем, свергнув своих предшественников. В их правление страну сотрясали военные конфликты с приобретением новых территорий и последующим разделом.

Итогом стал серьезный раскол. В результате, династия разделилась на Западную Чжоу и Восточную Чжоу. Это ослабило династию и сказалось на ходе борьбы с монголами.

Переход к вынужденной обороне вынудил китайцев к строительству грязевых укреплений. Впоследствии они были расширены, укреплены и стали прообразом одного из Чудес Света – Великой Китайской Стены 万里长城.

Династия Чжоу строила государство по тем же принципам, что и Шан – в историю вошли основополагающие достижения этого периода. Произошло расширение территории, рост численности населения, сформировалась новая социальная структура.

Во время правления Чжоу появилось понятие Китайской империи, и возникли основы китайской философии. На этот же период пришлось начало Железного Века. Это способствовало развитию ремесел и созданию оружия.

Династия Западная Чжоу 西周 (1066-771 гг. до н.э.)

Время правления Западной Чжоу пришлось на первые 300 лет после прихода к власти. Основал династию амбициозный вождь племени чжоу Вэнь-ван. Первым императором стал его сын У-ван.

Именно он заложил основы государственной системы и правила жизни высшего общества. Религия была дополнена поклонением звездам и небу, как верховному богу. Император был обожествлен и получил статус Сына Неба, что закрепляло за ним неограниченную власть.

Падение Западной Чжоу произошло в результате раздробленности страны на отдельные княжества. В результате восстания последний император династии Западной Чжоу был убит. Началась эпоха Восточной Чжоу.

Династия Восточная Чжоу 东周 (770-256 гг. до н.э.)


великие династии Китая

Эпоха Восточной Чжоу состояла из двух этапов – периода Весен и периода Воюющих царств. Правление этой династии характеризовалось постепенной потерей абсолютной власти и распадом государства вследствие раздробленности страны на мелкие царства. Шли междоусобные войны, территории постоянно переходили из рук в руки, что сказывалось на стабильности страны.