Греческий полис

Оглавление

Полис древней Греции: его общая характеристика

Полис — город,
государство, особая форма экономической и политической организации общества.
Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их
земледельческих поселений (хоры).

Полис возник в
процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений,
отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы
земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью.
Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности,
которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме — как
собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём
последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел
лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря
своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса
населяли свободные, но неполноправные жители — метеки, периэки,
вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также
лишённые всяких прав рабы.

Полис
обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на
рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан
полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса
направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности
(выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача
зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Все граждане от
17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества
служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные
— легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала
формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

Политическое
устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство.
Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия)
полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных
выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание — наиболее
демократический орган управления — было атрибутом всякого полиса. Оно
осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того,
какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и
земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо
олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом
отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры,
т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным
земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был
типичным торгово-ремесленным полисом.

С установлением
рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого
государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда
приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению
античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса. Кризис полиса в
Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в 5в. до н.э.) приходится
на начало 4в. до н.э.

«За Любу!», «За Веру!»

После выполнения задания, 1944 — Аркадий Шайхет/Частное собрание

Девушки-летчицы летали на маленьких тихоходных бипланах По-2. Их называли «кукурузниками» или «этажерками». На них до войны обучались летчики. Открытая кабина с плексигласовым козырьком не могла защитить экипаж не только от пуль, но даже от сильного ветра. Радиосвязи не было, скорость самолета всего 120 км/час, высота – 3 км.  Единственное вооружение – пистолеты ТТ. Пулеметы на этих самолетах появились только в 1944-м году.

Бомбового отсека не было, и бомбы подвешивались прямо под брюхо самолёта. Много бомб По-2 поднять не мог, но зато они попадали в цель с исключительной точностью. Мелкие бомбы штурманы возили у себя на коленях и сбрасывали руками через борт самолета. Девушки летали ночью, делая до десяти вылетов. Пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы. Перевозили летчицы и грузы для партизан: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, почту.

Летчицы 46-го женского авиационного Таманского полка, 1942 — Евгений Халдей/МАММ/МДФ

Немцы называли ПО-2 «рус фанер» из-за деревянного каркаса, обшитого фанерой. За каждый сбитый самолет немецкий летчик получал высшую награду – «железный крест».

На бомбах летчицы писали «За Родину!», но после первых погибших подруг появились надписи: «За Любу!», «За Веру!»

Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен

Территорию полиса окружали стены, которые защищали живущих в нем граждан от нападений извне. А вокруг, за этими стенами, находилась хора – пригород, прилегающая территория, определенная под сельское хозяйство. Хора занимала гораздо большую площадь, чем «городская» часть. У тех граждан, что были заняты земледелием, в собственности были наделы – там выращивали оливковые деревья, виноград, зерновые культуры.

За пределами стен полиса размещались сельскохозяйственные земли

К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.

Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.

Руины храма Аполлона в Коринфе

Каждый из античных полисов имел свои культы, часто один из богов наделялся званием покровителя полиса. Все религиозные обряды и традиции осуществлялись за счет самого полиса и на его усмотрение – единого для древнегреческого мира порядка поклонения богам не существовало.

На самом высоком месте сооружали акрополь (в переводе – «верхний город», это было укрепленное святилище, часто со священным источником. Самым известным акрополем стал опять-таки афинский, на котором сохранились руины Парфенона, храма богини Афины.

Культ богини Афины существовал в самом большом из античных полисов — в Афинах

Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.

Гимнасий поначалу представлял собой открытую площадку для занятий разными видами спорта

В полисах сооружали и театры. Греки гораздо выше ценили устное слово, предпочитая его письменному. Искусство рассказывать истории и привело к появлению нового вида искусства – трагедий, что представляли собой рассказы о героях и их борьбе против рока.

Полис – не равно город

Понятие полиса сложнее, чем просто «город, живущий как отдельное государство». Первые полисы возникали еще в архаический период истории Греции, с VIII в. до н. э., просуществовали на протяжении классического периода и стали уходить в небытие с возникновением империи Александра Македонского (эллинистический период). Собственно говоря, полисы существовали куда дольше, чем существуют многие современные государства, и еще более устойчивыми оказались те ценности и те правила, на которых основывалась жизнь в полисе.

Несмотря на свою автономность, полисы были похожи друг на друга

Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.

Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.

Л. фон Кленце. Афинский акрополь

Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.

На кого не распространялись блага полиса

Для гражданина полиса его принадлежность к общине была важнейшим способом самоидентификации. Перед тем, как назвать имя человека, произносили «афинянин», или «фиванец», или другое соответствующее его малой родине определение. Однако не все живущие в городе люди считались полноправными гражданами. Некоторые из тех, кто обладал личной свободой, например, вольноотпущенники или приехавшие из другого полиса, получали статус метеков и не могли участвовать в принятии решений, а ряд действий, например, участие в суде, осуществляли лишь при посредничестве какого-либо гражданина.

Руины древнегреческого театра

Особым статусом обладали женщины. Говоря о свободных гражданах полиса, участвующих в общих собраниях, принимающих политические решения, посещающих гимнасии, следует иметь в виду, что это касается лишь мужчин. Женщина – хранительница домашнего очага, и в общественных местах ей появляться не следует, таково было мировоззрение древних греков. Исключением становилось посещение рынка – так называемой «женской агоры» — и больших праздников, вроде игр Панафинеи в афинском полисе, в которых женщины даже становились участницами торжественного шествия.

Руины агоры в Коринфе