Скульптура древней греции (7 фото+3 видео)

Оглавление

Архаическая улыбка: ранняя греческая скульптура

Классическое искусство Древней Греции сформировалось к V веку до н. э. До этого оно прошло долгий путь развития. В «темные века» после падения Микенской Греции эллины делали деревянные скульптуры, называемыми хоапы или ксоаны. О них известно только из свидетельств античных авторов, потому что сами деревянные ксоаны утрачены. Ксоаны часто хранились в храмах Классической эпохи, окруженные почетом к своей древности.

В последующие века эллины создают статуи из камня. К кону VII века до н. э. появляется ее новый тип, ставший шагом к классическому искусству — курос. Он представлял собой статую обнаженного юноши. Курос изображал атлета или бога. Часто на лицах куросов и кор были запечатлены улыбки.

Статуи куросов стали одним из символов Архаической эпохи Греции. Их создавали во многих городах греческого мира. Появляются первые мастера, чьи имена сохранились для истории. Например, статуя атлета, созданная аргосским мастером Полимедом. Хиосский скульптор Архерм изваял статую богини Ники. Мастера Ройк и Феодор прославились тем, что начали отливать статуи из бронзы.

Есть как монументальные скульптурные статуи Архаической эпохи, так и мелкая пластика. Например, на острове Наксос найдена статуя одного из олимпийских богов высотой 12 метров.


Курос. (Wikimedia.Commons)

Вторым типом статуй были коры — статуи девушек. Они изображались в пышной и обильной складками одежде. Искусство скульптора проявлялось в создании многочисленных складок платья.

Греческий классический идеал 5-4 век до н. э.

Античная скульптура Греции в классический период вносит новшества, которые лежат в основе господствующей западной традиции в искусстве. Это справедливо как для живописи, так и для скульптуры.

Существенной характеристикой классического греческого искусства является героический реализм. Художники и скульпторы пытаются изобразить человеческое тело в движении или покое именно таким, каким оно представляется глазу. Акцент сделан на людях необыкновенной красоты или моментах высокой и благородной драмы. Но техническая способность улавливать привычный облик вещей — это новшество, которое впоследствии может быть адаптировано к любому предмету.

Масштаб и амбициозность классической греческой скульптуры можно увидеть во фрагменте раннего шедевра. Знаменитый дельфийский возничий, бронзовый в натуральную величину, единственная сохранившаяся фигура из большой группы, состоящей из колесницы и ее лошадей, царственного пассажира на борту с возничим и сопровождающим его мальчиком-рабом.

Эта большая работа была подарена храму Аполлона в Дельфах правителем греческой колонии на Сицилии в ознаменование победы в гонке колесниц на Пифийских играх в 477 году до нашей эры.

Возничий изображен в своей колеснице во время Парада Победы. Легкий поворот тела, от босых ног до головы, предполагает совершенно естественную позу — точно так же, как рука, кажется, подразумевает легкое давление на поводья. Столь же тонким образом на его лице отражается тихое ликование человека, только что завоевавшего большую честь в торжественном состязании. Спортивные состязания в Греции имеют почти религиозный статус.

Мальчик-наездник, живший три столетия спустя, говорит о том, как хорошо новый натурализм греческих скульпторов справится с движением. Эта бронзовая дистилляция человеческой жизненной силы, является одним из самых очаровательных образов, сохранившихся от древнего мира.

Мальчик Крития

В рельефах и фронтонах активность фигур побуждала скульпторов немедленно применить свои новые анатомические знания, но не было возможности для таких улучшений куроса, если только его поза не была изменена. Такой радикальный разрыв с традициями был неприемлем до 480-х гг. до н.э., и «Мальчик Крития» — очень ранний пример нового раннего классического мужского пола. Эта статуя, получившая свое название от сходства с копиями тираницидов Крития и Несиота, изготовлена из паросского мрамора, высотой около четырех футов и должна быть построена немного раньше 480 г. до н.э., поскольку была найдена на Афинском Акрополе и, скорее всего, в обломках персидского разграбления.

Первоначально, как показывают приложения, обе руки вытянуты вниз в старинной архаической манере, а глаза были заполнены пастой или цветными камнями. Любопытной особенностью является то, что голова была сделана отдельно от тела, но стиль обеих частей современный. Предположительно тогда статуя была повреждена в мастерской при резке. Что нового в Мальчике Крития, так это смещение его баланса. В архаичных статуях ступни принимали на себя неестественно одинаковую нагрузку, но здесь вес приходится на левую ногу, в то время как правая нога висит свободно, и, как следствие, правое бедро остается ниже, чем слева, и живот (как видно из пупка) соответственно смещен в сторону.

Этот замах не продолжается в груди, плечи ровные, обе руки свисают по бокам, но голова слегка повернута вправо. По сравнению даже с поздними куроями, такими как курои Аристодикоса, Мальчик Крития обладает естественной живостью, и, помимо освобождающего эффекта позы, существует более последовательное моделирование анатомии. Глубокая полная челюсть типична для недолговечного раннего классического стиля, его успешным конкурентом было более короткое, изящное и более треугольное лицо.

Зевс Олимпийский

К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами. Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога.Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ — перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна.

Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света». Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени.

Древнегреческая культура и спорт

В жизни Древней Греции важное место занимал спорт, особо почитаемый эллинами. Они считали, что жизнь – это состязание и борьба и с юных лет готовили к этому подрастающее поколение

Греческие мальчики с 12 лет учились в спортивных школах – палестрах, где занимались борьбой, бегом и прыжками, метанием копья и диска. Совершенство человеческого тела, развитого спортивными упражнениями, – идеал, к которому стремились греки.

Греция – родоначальница Олимпийских игр, которые начались в 776 году до н.э. в Олимпии на Пелопоннесе – южной части Балканского полуострова. Античные состязания требовали силы, ловкости и координации движений.

Спортивная тема была в почете и у античных скульпторов, которые воспроизводили красоту человеческого тела, его совершенство и силу. Античные мастера оставили потомкам мастерски выполненные скульптурные композиции. Расцвет и подъем эллинской скульптуры – V век до нашей эры.

В это время жил мастер Мирон, который создал статуи древнегреческих героев и богов: фигуры Геракла, Зевса и Афины, изваяние Аполлона и памятник Персею. Самая известная статуя мастера – «Дискобол».

Кораи

Из-за своей драпировки кора была гораздо более трудноразрешимой проблемой для пионеров ранней классической скульптуры. Статуя, посвященная Евтидику, все еще неохотно архаична, несмотря на суровую обработку лица и упрощение деталей прически и одежды. Требовалось полное изменение стиля драпировки, замена изящных поперечных складок и складок более простой и доминирующей вертикальной системой. Такая схема изображена с намеренным акцентом на уменьшительном коре из Афинского Акрополя, который должен быть раньше 480 года до нашей эры.

Здесь платье — это хитон, но юбка не схвачена сбоку, а гиматия превратилась в шарф, который свисает с каждого плеча, так что обе одежды ниспадают прямо. Тем не менее, хотя хитон можно было адаптировать в соответствии с новыми принципами и действительно продолжить в скульптурном использовании, пеплос является стандартным платьем в раннем классическом стиле, поскольку из-за более тяжелого материала его можно было бы укладывать в меньшее количество и более глубокие складки.

Когда он впервые появляется — в 470-х годах до нашей эры — результат однообразен. Фигура поставлена, ноги вместе, а юбка свисает вокруг них как колокольчик, скрывая даже ступни. Позже, около 460 г. до н.э., более свободная поза стоящего мужчины была адаптирована, как Гипподамия восточного фронтона Храма Зевса в Олимпии. Здесь правая нога, не имеющая веса, согнута, а колено выставлено вперед, так что складки над ним сглаживаются. После этого выпад становится более решительным, а его эффекты — более сложными.

Точно так же ранние V-образные складки на груди уступают место более случайному расположению, что на Гипподамии почти бессмысленно. Новая форма платья менее удачна на барельефах того времени, где в профиле дальнейшая нога выдвигается вперед, а другой характер или даже отсутствие складок на ней заставляет конечность выглядеть несвязной. Поворот головы, столь типичный для стиля раннего классицизма, кажется, произошел примерно в то же время, что и пеплос. И вместе с ним движение рук — Гипподамии без особой мотивации поправляет плечо своего платья, но даже после того, как позиция была пересмотрена, драпировка была слишком тяжелой для предположений о телесных формах под ней.

Иногда говорят, что пеплос (и суровость тоже) был дорийским, особенно пелопоннесским, вкладом в развитие греческого искусства. Это наивно. В более поздней архаической скульптуре «ионический» хитон был популярен повсеместно, как и «дорический» пеплос в ранней классике. Такие причудливые, как две статуи из Ксантоса в Ликии, изображающие стоящей женщины в пеплосе, но все еще сжимающей край юбки, имеют провинциальное, а не расовое происхождение.

Смена одежды в скульптуре также не должна отражать радикальное изменение социальных обычаев. Уважаемые гречанки, за исключением спартанцев, на публике носили какой-то халат поверх хитона или пеплоса, а если по какой-то причине халат не носили, конечно, не оставили бы одну сторону пеплоса открытой, как иногда делают статуи и статуэтки молодых женщин. В драпировке даже больше, чем анатомическое искусство, имеет тенденцию устанавливать свои собственные правила, и художественная потребность является достаточным объяснением принятия и использования пеплоса в ранней классической скульптуре.

Граждане Кале

Скульптурная группа «Граждане Кале», заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче.

Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.

Фарнезский бык

Эта древнегреческая скульптура изображает жестокую смерть Дирки. История взята из греческой мифологии.

Антиопа, одна из возлюбленных Зевса, забеременела от него и сбежала, бросив двух своих сыновей — Амфиона и Зефа. Мальчиков подобрал пастух, который их вырастил. Никтей, муж Антиопы, обратился за помощью к своему брату Лику отыскать жену. Лик её нашел, но не вернул брату, а оставил как рабыню для своей супруги Дирки. Та, в свою очередь, издевалась и жестоко обращалась с ней.

Когда сыновья Антиопы выросли, то она сбежала от Дирки к ним. Дирка её поймала и приказала сыновьям убить Антиопу, думая, что те не знают, что это их мать. Дирка приказала привязать Антиопу к быку, чтоб тот её разорвал, но сыновья поступили иначе. Они привязали к быку саму Дирку и её зверски растерзал бык. Вот в этой скульптуре и запечатлена сцена, когда сыновья Амфион и Зеф привязывают Дирку к разъяренному быку. Также на основе этой истории Еврипид написал свою трагедию «Антиопа».

Автором скульптуры в 150 г. до н.э. стал Аполлоний Тралесский вместе со своим братом Тавриксом.

Скульптура была обнаружена в 1546 году в термах Каракаллы (Рим) с явными повреждениями. Реставрация проходила под наблюдением Микеланджело, была восстановлена голова быка, почти вся Антиопа, верхняя часть Дирки и частично фигуры сыновей.

Знаменитые скульпторы Древней Греции

Развитие скульптуры напрямую связано с именами трех знаменитых скульпторов Древней Греции — Мирона, Поликлета и Фидия.

via

Мирон — скульптор Древней Греции V в. до н.э. работавший в бронзе. Как художник он ставил своей главной задачей запечатление моментов перехода от одного движения к другому, подметить кульминационные моменты в этих движениях. Для своего знаменитого «Дискобола», с которым мы знакомы по поздней римской мраморной копии, характерна тщательная, но несколько обобщенная передача анатомии человеческого тела, холодная красота линий фигуры. В ней Мирон полностью отказался от торжественной неподвижности своей модели.

Другая работа Мирона — групповая композиция «Афина и Силен Марсий», установленная на Афинском акрополе. В ней художник попытался передать кульминационные точки движения человеческого тела: Афина стоящая в спокойной позе, бросает изобретенную ей флейту, а дикий лесной демон показан в движении, он хочет схватить флейту, но Афина его останавливает. Динамика движения тела Марсия подавляется неподвижностью и скованностью позы фигуры богини Афины.

Поликлет — другой древнегреческий скульптор живший тоже в V веке до н.э., он работал в Аргосе, Афинах и Эфесе. Ему принадлежат многочисленные изображения атлетов-победителей в мраморе и бронзе. Поликлет в своих скульптурах смог передать облик идеализированных и мужественных воинов-гоплитов, членов гражданского ополчения полиса. Поликлету принадлежит также «Диадумен» — статуя юноши, обвязывающего голову повязкой победителя.

Другая тема его творчества — изображения юношей-воинов, воплощавших представление о доблести гражданина. Для герайона в Аргосе он создал изображение богини Геры из слоновой кости. Для скульптур Поликлета свойственна пропорциональность, признанная современниками эталоном.

Фидий — знаменитый скультор Древней Греции V века до н.э. Он работал в Афинах, Дельфах и Олимпии. Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. Основ статуи деревянная фигура. На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.

By:

Вершиной творчества Фидия стала его знаменитая статуя Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Она изображала громовержца, сидящим на богато украшенном троне, его верхняя часть торса обнажена, а нижняя закутана в плащ. В одной руке Зевс держит статую Ники, в другой символ власти — жезл. Статуя была выполнена из дерева, фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежду тонкие золотые листы. Теперь вы знаете какие были скульпторы в Древней Греции.

Поделиться в соц. сетях:

Воспитание детей в Древней Спарте

Театры Древней Греции

Семь Чудес Света

Мавзолей в Галикарнасе

Помпеи: город, уснувший под вулканическим пеплом

Олимпийские кольца

Топ-20 лучших скульптур мира

В современном мире представлено огромное количество разнообразных скульптур на любой вкус. Пожалуй, у каждой из них найдутся свои почитатели, но лишь немногие известны широкой аудитории. Предлагаем ознакомиться с Топ-20 самых известных и лучших скульптур мира.

Начнем с самой растиражированной скульптуры, а именно «Венеры Милосской». Не секрет, что копии с этого произведения часто можно увидеть в холлах различных учреждений. Автор и дата создания скульптуры неизвестны, но предполагается, что она появилась примерно в 130 году до н.э. Оригинал экспозиционируется в Лувре.

Долгое время статуя «Давид» работы Микеланджело украшала центральную площадь Флоренции. Появилось это произведение, иллюстрирующее библейскую историю о Давиде и Голиафе, в 1504 году. На данный момент скульптура высотой более 5 метров находится во флорентийской Академии изящный искусств, а главную площадь украшает ее копия.

Известнейшая скульптура Огюста Родена «Мыслитель» была закончена в 1882 году. А в 1906 году этот шедевр был отлит в бронзе и увеличен до 181 см. Сейчас оригинал находится в парижском музее Родена. А в разных городах мира можно увидеть его копии.

Статуя «Дискобол» является одной из самых популярных античных скульптур. Оригинальная бронзовая статуя, предположительно авторства Мирона, была утеряна, но можно полюбоваться ее копиями, изготовленными в Древнем Риме.

Бронзовый «Давид» – творение Донателло, созданное в 1440 году. Скульптура иллюстрирует победу Давида, с таинственной улыбкой смотрящего на отрубленную голову поверженного Голиафа. Оригинал располагается во флорентийском Национальном музее.

Скульптура «Пьета» работы Микеланджело была создана в 1499 году. Изображает Деву Марию с распятым Иисусом на руках. Оригинал находится в Ватикане. Высота составляет 1,74 метра.

Статуя «Правосудие» является воплощением богини Фемиды. Существует много скульптур этой тематики, сложно выделить лучшую. Но можно точно сказать, что этот античный образ очень популярен.

Скульптура «Поцелуй» выполненная из мрамора Огюстом Роденом в 1889 году. Является одной из иллюстраций к произведению «Божественная комедия» Данте Алигьери. Оригинал экспозиционируется в музее Родена во Франции.

«Гермес» – единственная работа древнегреческого творца Праксителя, дошедшая до наших дней. Примерный год ее создания 343 до н.э. Высота с пьедесталом составляет 3,7 метра. Сейчас находится в олимпийском Археологическом музее.

Автор скульптуры «Ника Самофракийская», изображающей крылатую богиню победы, до сих пор неизвестен. Создана она была во II веке до н.э., оригинал хранится в Лувре.

Скульптура Христа-Искупителя высотой 38 метров закончена в 1931 году, она была избрана в семерку Новых чудес света. Расположен монумент в Рио-де-Жанейро и является главной достопримечательностью Бразилии.

«Моаи» – самые загадочные скульптуры, расположены они на острове Пасхи. Выбиты статуи из монолитного камня. Всего их насчитывается 887 штук, все разного размера и веса. Способ, а главное – причина их установления неизвестна.

«Большой сфинкс» – древнейшая, из дошедших до нас, грандиозных скульптур. Высечена она в виде огромного сфинкса из цельной скалы. Длина составляет 73 метра, высота – 20 метров. Расположена на берегу реки Нил в городе Гиза.

Статуя «Свободы» изготовлена французскими мастерами и подарена США в 1885 году, является символом Америки. Высота составляет 46 метров, с пьедесталом – 93 метра, расположена на острове Свободы близ Манхеттена.

«Писающий мальчик» – самая известная статуя Бельгии. Точная дата и подробности создания бронзовой скульптуры высотой 61 см неизвестны. Находится в Брюсселе.

Статуя «Русалочка» – достопримечательность Копенгагена. Создана в 1913 году, высота скульптуры составляет 1,25 м. Неоднократно подвергалась актам вандализма.

Статуя Будды высотой 71 метров находится возле города Лэшань, это одно из самых высоких изображений Будды. Возведение этого монумента продолжалось 90 лет, а начало было положено в 713 году.

Статуя Шивы высотой 44 метра находится в Непале, возводилась 7 лет с 2003 года по 2010 год.

Колонна Нельсона находится на Трафальгарской площади, возведен этот монумент в честь адмирала Горацио Нельсона в 1843 году. Статуя высотой 5,5 метров возвышается на колонне высотой 46 метров.

Медная статуя «Будда весеннего храма» самая высокая на Земле, ее высота составляет 128 метров. Находится она в Китае в поселке Чжаоцунь, закончена в 2002 году.

Читайте далее:

Произведение древней скульптуры 5 букв

Скульптуры богов древней греции

Афродита скульптура древней греции

Скульптуры древней греции фото с названиями

Ранняя классика древней греции скульптура

Рельефы

Рельеф игроков в мяч — очень ранний пример нового стиля. Он сделан из аттического мрамора, около фута высотой, и одна из сторон квадратного основания для статуи, вероятно (судя по вырезам для ног) обычного куроса. Резьба выполнена в очень низком рельефе, и фон все еще показывает свою красную краску, хотя волосы и другие детали фигур потеряли большую часть своей первоначальной окраски. Основание украшено на трех его гранях. Впереди упражняются атлеты, с одной стороны молодые люди натравливают собаку на кошку, а с другой — какая-то командная игра с игроком слева, бросающим мяч-предмет очень редкий в греческом искусстве, но хорошо подходящий для демонстрации наклонных и скрученных поз.

Действительно, только одна фигура придерживается старой формулы, возможно, чтобы напомнить зрителю о современности скульптора. Это основание было найдено встроенным в городскую стену Афин, которую Фемистокл импровизировал в 479 году до н. э., но анатомия фигур имеет показную новизну последних нескольких лет VI века, как видно на вазописях Евфимида и Евфрония, и, как и вазописные картины, этот рельеф также верен профилю головы.

Горельеф по своей природе был менее близок к живописи, поэтому не случайно, что наши первые образцы в стиле раннего классицизма появляются несколько позже. По словам Павсания, афиняне построили свою сокровищницу в Дельфах, чтобы ознаменовать победу при Марафоне в 490 г. до н.э., но многие студенты находят это невероятным, поскольку стилистическая стадия скульптуры немного позже 500 г. до н.э. На панели метопа (из парийского мрамора и площадью около 0,19 м2) с Гераклом, бьющим керинейскую лань или оленя, есть уверенное преувеличение мускулатуры и осанки, так что кажется, что герой вырывается из поля в своем напряжении, и эффект, должно быть, был еще сильнее, когда скульптура была завершена и дубинка тянулась вниз в крайнем правом углу.

Эта работа с ее выразительной лепкой и поворотом головы гораздо меньше зависит от живописи, чем рельеф «Игроки в мяч». Контраст с восточным фризом Сифнийского казначейства, вырезанный ведущим скульптором около 525 г. до н.э., очень ясно иллюстрирует необычайное развитие греческого фигуративного рисунка и композиции менее чем за одно поколение.

Для надгробных рельефов все еще было популярно узкое поле с местом только для одной или двух стоящих фигур, но даже на более широких полях тихие сцены встречаются чаще, чем раньше. Это характерно для классического искусства в целом, где по мере роста мастерства в изображении настроение становилось столь же важным, как действие. Не так много признаков продолжающегося живописного влияния на рельефную скульптуру, и ни одной из тех композиций, которые были представлены в живописи Полигнота в 470-х годах до нашей эры. Даже намеки на пейзаж немногочисленны, а наименее необычные (камни для фигур, на которых можно сидеть) почти естественны в скульптуре из камня.


Передняя часть «Трона Людовизи» шириной около 146 см. представляет собой исключительный образец раннеклассической скульптуры, имитирующей греческую классическую живопись. В современной живописи было легко показать очертания ноги через драпировку, но эта попытка прозрачности рельефа технически неуместна из-за резкого контура спины и нелогичного разворота складок юбки. Также есть галечная площадка, на которой стоят боковые фигурки. Тем не менее, хотя этот «трон» — возможно, крыло для алтаря или священный колодец — был сделан из мрамора, привезенного с Тасоса. Его стиль является провинциальным, созданным в какой-то греческой мастерской Южной Италии, а провинциальное искусство подвержено ошибочным экспериментам.

Этим объясняется также странный привкус архаичности в волосах центральной фигуры и лифе служителя справа, но позы обслуживающего персонала, остальная часть драпировки и выражение уцелевшего лица являются раннеклассическими, и есть неожиданная тонкость в складках ткани, незаметно удерживаемых служителями. Сюжет неясен, возможно, богиня или жрица, выходящая из ритуального омовения, или даже Афродита, поднимающаяся из моря. Это может быть около 460 г. до н.э., что совпадает с стилистически более продвинутыми скульптурами Храма Зевса в Олимпии.

Ранняя классика (начало V века до н.э.)

Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.

Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).

Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.

Роспись скульптуры

Несмотря на то, что сегодня они выглядят белыми, греческие скульптуры изначально были раскрашены. Эта цветная реставрация показывает, как изначально выглядела статуя троянского лучника из храма Афайя , Эгина .

Древнегреческие скульптуры изначально окрашивались в яркие цвета; сегодня они кажутся белыми только потому, что исходные пигменты испортились. Ссылки на расписные скульптуры можно найти в классической литературе, в том числе в « Елене» Еврипида , в которой одноименный персонаж сетует: «Если бы я только мог избавиться от своей красоты и принять более уродливый вид / Как вы стираете цвет со статуи». Некоторые хорошо сохранившиеся статуи до сих пор несут на себе следы их первоначальной окраски, и археологи могут восстановить их первоначальный вид.

К началу 19 века в результате систематических раскопок древнегреческих памятников было обнаружено множество скульптур со следами разноцветных поверхностей, некоторые из которых все еще были видны. Несмотря на это, влиятельные историки искусства, такие как Иоганн Иоахим Винкельманн, настолько категорически противостояли идее раскрашенной греческой скульптуры, что сторонники раскрашенных статуй были отвергнуты как чудаки, а их взгляды в значительной степени отвергались более века.

Только в конце 20-го и начале 21-го века немецким археологом Винзенцем Бринкманном были опубликованы данные о том, что роспись древнегреческих скульптур стала фактом. Используя лампы высокой интенсивности, ультрафиолетовый свет , специально разработанные камеры, гипсовые слепки и некоторые порошкообразные минералы, Бринкманн доказал, что весь Парфенон , включая фактическую структуру, а также статуи, был окрашен. Он проанализировал пигменты оригинальной краски, чтобы определить их состав.

Бринкманн сделал несколько расписных копий греческих статуй, которые отправились в турне по миру. Также в коллекции были копии других произведений греческой и римской скульптуры, и он продемонстрировал, что практика рисования скульптуры была нормой, а не исключением в греческом и римском искусстве. Музеи , которые размещаемые выставку включены Glyptothek музей в Мюнхене , в музей Ватикана , и Национальный археологический музей в Афинах , и др . Коллекция дебютировала в Америке осенью 2007 года в Гарвардском университете .

Бринкманн сказал, что «ни один другой аспект античного искусства не изучен так мало, как полихромная роспись храмов и скульптур», и что современные скульптуры, якобы вдохновленные греками, но оставленные неокрашенными, являются «чем-то совершенно новым».

Греческие музеи

Среди всех коллекций греческих музеев самой драгоценной считается Афина Варвакион. Эта скульптура хранится в Национальном археологическом музее Афин. Уникальна она тем, что является самой точной копией Афины Парфенос из главного храма Афины, огромной скульптуры богини из золота и слоновой кости. Храм Парфенон был домом для этой скульптуры до её разрушения.

Высота Афины Варвакион – немногим больше метра, т.е. в двенадцать раз меньше, чем оригинальная статуя богини Афины. Её материал – мрамор с горы Панделикон, расположенной около Афин. Это вторая после Парнаса гора в Аттике. С древних времён она славилась своим мрамором с совершенным белым оттенком, который под солнечными лучами отливал золотом.

Судя по описаниям древнегреческих авторов, Афина Варвакион имеет ещё множество отличий от оригинала из храма Афин. Однако она всё равно остаётся очень проработанной скульптурой по сравнению с той, что стояла в храме Парфеноне, и имеет много интересных деталей:

  • пояс в виде двух сплетающихся змей (возможно, как символ мудрости);
  • змеями украшена и накидка богини;
  • аттический шлем на статуе имеет три гребня, каждый со своим украшением; так, посередине возвышается сфинкс, а по бокам – крылатые кони пегасы;
  • на эгиде и щите есть изображение головы Медузы Горгоны, именуемое горгонейон;
  • опора щит – священный змей, который символически обозначает Эрихтония, легендарного царя Афин со змеиной нижней частью;
  • на правой руке Афины – небольшая фигурка богини Ники, приносящей победу.

В Национальном музее Афин хранится ещё одна копия Афины Парфенос из храма Парфенон – Афина Ленорман. Обнаруженная в 1859 году у холма Пинкс в Афинах, эта статуэтка сначала не считалась ценной в историческом плане и была помещена в комнаты храма, у которой её нашли

Лишь археолог Шарль Ленорман, поправ в храм, смог оценить её важность и то, какие знания она могла дать историкам о внешнем виде оригинала. Несмотря на небольшой размер, статуэтка показывает узоры на щите и основании Афины Парфенос из храма Парфенона

Даже в греческих музеях нечасто встречаются оригиналы древнегреческих мастеров – многие были утрачены и оставили после себя лишь римские копии. Одна из коллекций, которая может похвастаться таким сокровищем, находится в Пирейском музее в городе Пирей на берегу Эгейского моря.

Оригинальные статуи богини Афины были найдены также в Пирее при ремонте канализации. Это было целое собрание скульптур в честь богов и героев, которые оказались одной из самых ценных находок прошлого века. Афина – одна из них. Бронзовая статуя чуть больше 2-х метров в высоту сделана из бронзы и поражает изяществом и реалистичностью деталей – даже одежда будто настоящая, а не из металла. Величественный шлем венчает её голову.

Ника Самофракийская

Древнегреческая скульптура богини Победы была найдена в 1863 году французским консулом Шарлем Шампуазо на острове Самотраки. И её сразу же отправили во Францию.

О датах создания идут споры, но Нику датируют примерно 200—190 гг. до н.э. Также спорным является и повод для её создания — в честь какой именно победы возвели статую. Победа при Саламине в 306 году или победа у острова Кос в 263 году, а возможно после победы в сражении при Аморгосе в 322 году. Однозначно, что победа была морской, потому что Ника стояла на отвесной скале над морем на пьедестале, который был выполнен как нос боевого корабля.

Ника изображена в движении вперед, её хитон (тип одежды) развивается на ветру, а позади величавый взмах орлиных крыльев. Сегодня Ника Самофракийская находится в Лувре.