Оглавление
Выбор маршрута движения
Как выходец из аристократической семьи, Ли Шиминь получил блестящее образование. Он был развит в многих отраслях науки и искусства. Много времени уделял военной технике и занятиям по боевому искусству. Он понимал, что основная проблема Китая — это разобщённость между людьми. Ведь среди тех, кто называл себя китайцем, были и аристократы, привыкшие хорошо жить и наслаждаться богатством, и крестьяне, искавшие тяжёлым трудом способов пропитания, и военные степовики, готовые за свои интересы сразу вступать в бой. Чтобы объединить их, он вёл политику «доброго брата», подававшего руку помощи бедным, поглаживавшего желавших этого аристократов и поддерживавшего степовиков восхвалением умения владеть боевым искусством.
Первая династия китайских императоров
По историческим хроникам Китая до восхождения на престол династии Ся страной правили три властителя и пять императоров. Существование этих государей точно не доказано, но по китайская государственная традиции упоминает их, как основателей Китая. Имя трех властителей встречаются в разных вариантах написания – Фу Си, Нюй Ва, Шэн-нун и Суйжэнь. Иногда в эту компанию первых царей/императоров попадает Хуан-ди, который по китайским легендам впервые объединил все племена под одной властью. Они были полубогами, подарили людям сельское хозяйство, медицину, календарь, разлинчные изобретения.
Пять императоров – это пример мудрости, знаний и добродетели. Точные имена неизвестные, поскольку в разных источниках попадаются в этот период правления разные имена государей. Среди них – Хуан-ди, Чжуаньсюй, Ку, Яо и Шунь.
Идеализировать додинастический период в истории Китая стали во время нахождения у власти императоров династии Чжоу. Точно установить, существовали ли три правителя и пять императоров невозможно. Это был конец палеолита, когда китайские племена еще не изобрели письменность. Зато остались богатые свидетельства, находящиеся в земле. Особенно много памятников находят археологи на территории КНР, которые датируются неолитом.
Считается, что правление четвертого из пяти императоров Яо было связано с бороьбой с паводками. Для того, чтобы справиться с наводнениями, он пригласил ко двору Гуня Ся. У того был четкий приказ – остановить воду и прекратить затопление Китая. Гунь за девять лет построил большую плотину, которая должна была прекратить разливы реки. Но это ему не удалось. Яо, передав власть Шуню, умер. Гунь Ся был казнен по приказу Шуня, поскольку не выполнил приказ.
Справиться с наводнениями удалось сыну Гуня – Юю Ся, которому император очень доверял. Кроме строительства дамб и плотин, он занимался измерением девяти рек и девяти гор, поделил страну на девять областей, чтобы получать стабильные налоги от каждой провинции.
Шунь решил власть передать именно Юю Ся, но тот сначала отказался от нее в пользу сына императора. Но стать ваном, т.е. императором Юю все равно пришлось. Он поддался на уговоры знати. Придя к власти, он отдал приказ сделать девять треножников для приношения жертв, которые стали называться дин. Сюда собирались подати с девяти провинций. Юй Ся пришел к власти в 53 года и правил в течение 45 лет. По версии китайских историков, умер он во время охоты рядом с Шаосином.
Основатель династии Ся – Юй, как и его преемники, считаются полулегендарными личностями. У власти представители рода Ся находились с 21 в. до 16 в. до н.э. За это время при власти было 17 правителей, сменилось 14 поколений.
Центр государства при 500-летнем правлении Ся находился на границе современной провинции Шаньси и западной границы современной Хэнань.
После прихода к власти династии Ся произошел переход от первобытнообщинного строя до возникновения и формирования института частной собственности. Свою власть Юй передал министру юстиции, но тот умер раньше императора, поэтому преемником стал министр животноводства Бо И.
Знать хотела видеть на престоле сына Юя Ци. По одной из версий министр передал власть сыну умершего императора мирно, по другой – пытался бороться за нее. Годы правления и Ци, и Бо И, точно не установлены. Возможно, что власть переходила от одного к другому по очереди в ходе постоянных междоусобных войн.
Пребывание у власти императоров первой династии не было спокойным, что отрицательно сказывалось на внутреннем положении в стране.
В конце правления династия Ся столкнулась с политическими распрями, с которыми последний император Цзе Ся предпочитал не бороться с проблемами, а наслаждаться жизнью. При этом он был тираном, который издевался над своими слугами, министрами и женами.
При Цзе усилилось племя Шан, царь которого Шан Тан подчинил своей власти племена куньу, гу и вэй. Это позволило начать ему поход против династии Ся. Его поддержали больше 40 племен, проживающих в то время в Китайском государстве.
В битве при Миньтяо Цзе попал в плен, но потом Шан Тан его отпустил. Умер последний из императоров Ся от болезней.
Императоры
Северная песня, 960–1127
Портрет | Название храма (廟號; miào hào ) | Посмертное имя (諡 號; shì hào ) | Имя при рождении | Срок жизни | Период правления | Имена эпох (年號; nián hào ) продолжительность |
---|---|---|---|---|---|---|
Тайдзу (太祖; Tàizǔ) | 啟運 立 極 英武 睿 文 神 德 聖 功 至 明 大 孝 皇帝 | Чжао Куанъинь (趙匡胤; Чжао Куангинь ) | 927–976 (49) | 960–976 |
|
|
Тайцзун (太宗; Tàizōng ) | 至仁 應 道 神功 聖德 文武 睿 烈 大 明 廣 孝 皇帝 | Чжао Джионг (趙炅; Zhao Jiǒng ) | 939–997 (58) | 976–997 |
|
|
Zhenzong (真宗; Zhēnzōng ) ( Императрица-консорт Лю управляла как регент в конце своего правления) | 應 符 稽古 神功 讓 德 文明 武 定 章 聖 元 孝 皇帝 | Чжао Хэн (趙恆; Zhao Heng ) | 968–1022 (54) | 997–1022 |
|
|
Жэньцзун (仁宗; Rénzōng ) ( вдовствующая императрица Лю правила как регент в начале своего правления) | 體 天 法 道 極 功 全 德 神 文 聖武 睿 哲明 孝 皇帝 | Чжао Чжэнь (趙禎; Zhao Zhen ) | 1010–1063 (53) | 1022–1063 |
|
|
Инцзун (英宗; Yīngzōng ) | 體 乾 應 曆 隆 功 盛德憲 文 肅 武 睿 聖 宣孝皇 帝 | Чжао Шу (趙曙; Zhao Shǔ ) | 1032–1067 (35) | 1063–1067 | ||
Шэньчжун (神宗; Shénzōng ) | 紹 天 法 古 運 德 建功 英文 烈武 欽 仁聖 孝 皇帝 | Чжао Сю (趙頊; Zhao Xu ) | 1048–1085 (37) | 1067–1085 |
|
|
Чжэцзун (哲宗; Чжэцзун ) | 憲 元 繼 道 顯 德 定 功 欽 文 睿 武 齊聖昭 孝 皇帝 | Чжао Сю (趙煦; Zhao Xu ) | 1077–1100 (23) | 1085–1100 |
|
|
Хуэйцзун (徽宗; Huīzōng ) | 體 神 合 道 駿 烈 遜 功 聖 文 仁德 慈 憲 顯 孝 皇帝 | Чжао Джи (趙佶; Zhao Ji ) | 1082–1135 (53) | 1100–1125 |
|
|
Циньцзун (欽宗; Qīnzōng ) | 恭 文 順德 仁孝 皇帝 | Чжао Хуань (趙桓; Zhao HUAN ) | 1100–1161 (61) | 1126–1127 |
Южная песня, 1127–1279 гг.
Портрет | Названия храмов (廟號; miào hào ) | Посмертные имена (諡 號; shì hào ) | Имена при рождении | Срок жизни | Период правления | Имена эпох (年號; nián hào ) и их соответствующий диапазон лет |
---|---|---|---|---|---|---|
Гаозун (高宗; Гаозун ) | Шоуминг Чжунсинь Цюаньгун Чжидэ Шенгшен Вуэн Чжаорен Сианьсяо Хуанди (受命 中興 全 功 至德 聖 文 昭仁憲 孝 皇帝) | Чжао Гоу (趙構; Zhao Гоу ) | 1107–1187 (80) | 1127–1162 |
|
|
Сяоцзун (孝宗; Xiàozōng ) | Шаотунг Тонгдао Гуанде Чжаогун Чжэвэн Шэньво Миншенг Чэнсяо Хуанди (紹 統 同道 冠 德 文 神武 明 皇帝) | Чжао Шен (趙昚; Zhao SHEN ) | 1127–1194 (67) | 1162–1189 |
|
|
Гуанцзун (光宗; Guāngzōng ) | Xúndào Xiànrén Mínggōng Màodé Wēnshùn Wǔshèng Zhécí Xiào Huángdì (循道 憲 仁 明 功 茂德 溫文順 武聖哲 慈孝皇 帝) | Чжао Дунь (趙惇; Zhao Dun ) | 1147–1200 (53) | 1189–1194 | ||
Нинцзун (寧宗; Níngzōng ) | Футян Бейдао Чункуан Демао Гонгрен Венчже Вошенг Руигонг Сяо Хуанди (法 天 備 道 純 仁 文 哲 武聖睿 恭 孝 皇帝) | Чжао Го (趙擴; Zhao Kuo ) | 1168–1224 (56) | 1194–1224 |
|
|
Лицзун (理宗; Lǐzōng ) | Jiàndào Bèidé Dàgōng Fùxīng Lièwén Rénwǔ Shèngmíng Ānxiào Huángdì (建 道 備 德 大功 復興 烈 文 仁 武聖明 安孝皇 帝) | Чжао Юн (趙昀; Zhao юн ) | 1205–1264 (59) | 1224–1264 |
|
|
Дузонг (度 宗; Dùzōng ) | Duānwén Míngw Jǐngxiào Huángdì (端 文明 武景孝 皇帝) | Чжао Ци (趙祺; Zhao QI ) | 1240–1274 (34) | 1264–1274 | ||
Гонг (宋 恭帝; Gōng ) | Xiàogōng Yìshèng Huángdì (孝恭 懿 圣 皇帝) | Чжао Сянь (趙 顯; Чжао Сюн ) | 1271–1323 (52) | 1275 | ||
Дуаньцзун (端 宗; Duānzōng ) | Ювен Чжаоу Мнсяо Хуанди (裕文昭 武 愍 孝 皇帝) | Чжао Ши (趙昰; Zhao Shi ) | 1268–1278 (10) | 1276–1278 | ||
Чжао Бин (趙 昺; Чжао Бун ) | 1271–1279 (8) | 1278–1279 |
Династия Цзинь 晋
Династия Цзинь носила официальное название «Великий Цзинь», а императоры называли свое государство Китаем, подчеркивая обособленность ханьских народов. Основной задачей правителей была легитимизация своей власти, поэтому проводилось подавление инакомыслия и периодических восстаний.
В правление Цзинь произошло укрепление Великой Стены. Она защищало страну от монголов до 1211 года. Была проведена реструктуризация налоговой системы, развивалось земледелие, поощрялось развитие культуры. Достижением этого периода стало производство фарфора цвета морской волны.
Династия Западная Цзинь 西晋
Династия начиналась с Западной Цзинь, которая завоевала царства Шу, Вэй и У. Она объединила Китай и получила формальную власть над страной. Удалось добиться подъема во многих сферах жизни, но мир в стране был хрупким, и династия просуществовала недолго – около 40 лет. Началась междоусобица, сделки с варварами и хаос.
Династия Восточная Цзинь 东晋
Восточная Цзинь возникла из остатков цзиньского двора, уцелевшего после захвата столицы варварами. Была основана новая столица и императором был провозглашен принц Ланъе. Династия Восточная Цзинь просуществовала 104 года, постоянно преодолевая восстания и борьбу с соперничавшими царствами.
Чжоу Ю Ван ( 周 幽王)
Фактическое имя 宮湦(Gongsheng). Царил с 781 г. до н.э. до 771 г. до н.э.
Чжоу Ю Ван был двенадцатым правителем династии Чжоу, и, кроме его истории любви, о нем мало что известно. В 779 году до н.э. во дворец вошел супруг по имени Бао Си ( o 姒), и вскоре Чжоу Ю Ван полностью увлекся красотой, вплоть до замены своей первоначальной королевы ей. К несчастью для безумного императора, Бао Си был меланхоличным по своей природе и не склонен улыбаться, что бы ни делал император.
В конце концов, Чжоу Ю Ван экспериментировал со шуткой, зажигая предупреждающие маяки военного времени и обманывая своих дворян в мысли, что варвары вторгаются в столицу. При виде армий, отчаянно спешащих на помощь столице, угрюмый Бао Си наконец улыбнулся намеком.
Возмущенные, как бы они ни были, дворяне, скорее всего, простили бы Чжоу Ю Ванга, если бы он не повторял одну и ту же шутку. В конечном счете, в восточной постановке истории «Мальчик, который плакал волк» никто не пришел на помощь столице, когда варвары действительно напали на столицу.
Во время вторжения Чжоу Ю Ван был убит, а Бао Си был схвачен. (Позднее она покончила с собой). После того, как династия Чжоу восстановила контроль, столица была перенесена на восток в Лоян, что положило конец династической эпохе Западного Чжоу. История о глупом императоре, который занимался военными делами ради улыбки, стал прочным уроком об ответственности и чувствительности.
Великая стена и величественная гробница
Грандиозные строительные проекты императора ложились тяжким грузом на плечи простых людей. Император задумал построить оборонительные сооружения, которые защитили бы империю от набегов кочевых племен и одновременно были бы знаком единения страны. Сотни тысяч людей были отправлены на строительство того, что впоследствии получило название Великой китайской Стены. По разным данным, на этой стройке от лишений и непосильного труда умерли почти 70% всех вовлеченных в этот проект рабочих.
Между тем, сам император Цинь Шихуанди мечтал о бессмертии. В поисках этого эликсира император погубил немало времени и сил и умер, не дожив до 50 лет. Но он успел построить собственную гробницу, а в 1,5 км к востоку от неё закопал «военный лагерь», состоящий из терракотовых солдат.
Первоначально Шихуанди собирался захоронить живьём 4000 воинов для охраны богатств своего мавзолея, но такой варварский поступок мог вызвать бурю народного возмущения. Тогда император приказал изготовить глиняную армию, которая будет сопровождать его в загробном мире. Так было создано по меньшей мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей.
Приказ о строительстве мавзолея был отдан им еще в 13 лет, т.е. едва он занял трон. Как и сооружение Великой китайской стены, это строительство продолжалось не один год и унесло не одну сотню жизней строителей. А те из них, кто сумел выжить, в результате были похоронены вместе со своим императором
Это было не столько честью, сколько мерой предосторожности, чтобы никто не мог выдать тайну местонахождения последнего приюта императора. Также вместе с императором были похоронены все его жены, которые не смогли родить ему наследников
И эти меры предосторожности оказались весьма эффективными. Во всяком случае, мавзолей Цинь Шихуанди был обнаружен лишь в 1974 году, причем совершенно случайно
А вход в мавзолей не найден до сих пор. Целый ряд историков выражают сомнение, что найденное захоронение — действительно мавзолей Цинь Шихуанди. Но подтвердить или опровергнуть свои сомнения они до сих пор не могут. Согласно историческим хроникам, захоронение было заполнено ртутью, так что всякое проникновение может стать смертельно опасным для решившихся нарушить вечный покой императора.
Китайская национальная одежда: история появления
Известная нам история Китая начинается еще в бронзовом веке. Это время первой императорской династии Ся 夏朝, которая отдельными учеными и исследователями считается только легендой. Конечно же, одежда существовала и ранее, но мало кому известно, какой она была. Знаем только то, что первые ткани появились при второй династии.
Известно, что тип тканей, крой и стандартный набор предметов одежды зависел от региона проживания. Ведь Китай – это большая территория, с большой разницей в климате от региона к региону.
Например, на северо-востоке, северо-западе Китая, во Внутренней Монголии климат суровый. Поэтому люди там носили длинные халаты из плотных тканей. Была распространена одежда из рыбьей кожи (в приморских регионах или в районах около крупных рек, озер, где процветало рыболовство). Также одежду шили из луба, меха. В центральных и южных регионах теплее, поэтому здесь были распространены халаты из легкой пеньковой, конопляной или хлопковой ткани. Шелк же был доступен только знати.
Что касается декора, то на него оказывали влияние религиозные представления народности и ее предания. Например, для женской одежды народов цзинпо 景颇族, характерны украшения из дутого серебра, которые имитируют чешую дракона.
Истоки этого – в легенде о том, что прародительницей народности была женщина-дракон. В орнаментах и узорах народности мяо 苗族 легко угадать горные дороги – так из поколения в поколение передавались предания о глобальном переселении предков мяо. Развитие китайской одежды неразрывно связана с развитием, историей страны, ее отдельных провинций и народностей. Но, как уже было сказано выше, всегда существовали определенные стандарты и традиции облачения.
использованная литература
Процитированные работы
- Аллан, Сара (1991), Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае , SUNY Press, ISBN 978-0-7914-9449-3.
- Чанг, Кван-Чжи (1994), «Шан Шаманы», в Петерсоне, Уилларде Дж. (Ред.), Сила культуры: исследования китайской истории культуры , Гонконг: издательство Китайского университета, стр. 10–36, ISBN 978-962-201-596-8.
- Чен, Ян (2002), Морской шелковый путь и китайско-иностранные культурные обмены , Пекин: издательство Пекинского университета, ISBN 978-7-301-03029-5.
- Cheung, Kwong-yue (1983), «Недавние археологические свидетельства, касающиеся происхождения китайских иероглифов», в Keightley, David N. (ed.), The Origins of Chinese Civilization , trans. Ноэль Барнард, Калифорнийский университет Press, стр. 323–391, ISBN 978-0-520-04229-2.
- Эбрей, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн; Palais, Джеймс Б. (2006), , Бостон: Houghton Mifflin, ISBN 978-0-618-13384-0.
- Фэрбэнк, Джон Кинг; Голдман, Мерл (2006), Китай: Новая история (2-е изд.), Издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-03665-9.
- Кейтли, Дэвид Н. (1978a), Источники истории Шан: Надписи на костях Оракула в Китае бронзового века , Беркли: University of California Press, ISBN 0-520-02969-0.2-е издание 1985 года в мягкой обложке все еще находится в печати, ISBN 0-520-05455-5 .
- ——— (2000), Пейзаж предков: время, пространство и сообщество в позднем Шанхайском Китае (ок. 1200–1045 до н.э.) , China Research Monography, 53 , Институт восточноазиатских исследований, Калифорнийский университет, Беркли, ISBN 978-1-55729-070-0.
- ——— (2004), «Создание предков: религия позднего Шан и ее наследие», в Лагервей, Джон (ред.), Китайская религия и общество: трансформация поля , Гонконг: издательство Китайского университета, стр. 3–63, ISBN 978-962-99612-3-7.
- Лернер, Мартин; Мерк, Альфреда; Форд, Барбара Б .; Хирн, Максвелл; Валенштейн, Сюзанна Г. (1985), «Азиатское искусство», недавние приобретения (Музей Метрополитен) (1985/1986): 72–88, JSTOR .
- Майр, Виктор Х. (2011), «Религиозные образования и межкультурные контакты в раннем Китае», в Крече, Волхард; Стейнике, Мариан (ред.), Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, понятия и сравнительные перспективы , Brill , стр. 85–110, ISBN 978-90-04-22535-0.
- Цю, Сигуй (2000), китайская письменность , пер. Гилберт Л. Маттос и Джерри Норман , Беркли: Общество изучения раннего Китая и Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета, ISBN 978-1-55729-071-7.(Английский перевод Wénzìxué Gàiyào文字 學 概要, Shangwu, 1988.)
- Сойер, Ральф Д.; Сойер, Мэй-чюн Ли (1994), Искусство войны Сунь Цзы , Нью-Йорк: Барнс и благородный, ISBN 978-1-56619-297-2.
- Sun, Guangqi (1989),中国 古代 航海 史[ История навигации в Древнем Китае ], Пекин: Ocean Press, ISBN 978-7-5027-0532-9.
- Вагнер, Дональд Б. (1993), Железо и сталь в Древнем Китае , BRILL, ISBN 978-90-04-09632-5.
- Ван, Хунюань 王宏源 (1993),[ Происхождение китайских иероглифов ], Пекин: Sinolingua, ISBN 978-7-80052-243-7.
- Уилкинсон, Эндимион (2013), История Китая: Новое руководство , Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-06715-8.
Закон
В более поздних традициях «Пять династий» рассматриваются как период судебных злоупотреблений и чрезмерных наказаний. Эта точка зрения отражает как реальные проблемы с отправлением правосудия, так и предвзятость историков-конфуцианцев, которые не одобряли децентрализацию и милитаризацию, характерные для этого периода. Хотя процедура Тан требовала отсрочки казни до тех пор, пока не будут исчерпаны все апелляции, в Пяти династиях этого не было.
Другие нарушения включали применение жестоких пыток. Поздняя Хань была самой известной династией в этом отношении. Подозреваемых можно было замучить до смерти длинными ножами и гвоздями. Сообщается, что офицер, отвечающий за безопасность столицы, казнил подозреваемых без расследования.
Танский кодекс 737 года был основным статутным законом того периода, вместе с дополнительными указами и сборниками. Позднее Лян издал кодекс в 909 году. Этот кодекс обвиняли в задержках в отправлении правосудия и считали его чрезмерно суровым в отношении экономических преступлений. The Later Tang, Later Jin и Later Zhou также выпустили перекомпиляции. Поздний Хань находился у власти слишком короткое время, чтобы оставить след в правовой системе.
Император Цинь Шихуанди
Ин Чжэн — тот, кто объединил в своем титуле «хуан» и «ди» и стал первым Императором реальной истории Китая — был в высшей степени примечательной фигурой. В историю он вошел как Цинь Шихуанди (秦始皇帝 Qín Shǐ Huáng-dì). В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай, завершив период Сражающихся Царств, и в 221 году до Р.Х. под именем Цинь Шихуан («Шихуан» буквально означает «Первый Властитель») основал первую (исторически достоверную) Императорскую династию Цинь.
Цинь Шихуанди
Цинь Шихуан усмирил своеволие гунов (князей или, по западной аналогии, герцогов); провел реформу административного устройства Китая; построил сквозь всю страну сеть дорог с тремя полосами; ввел единую денежную систему, а также систему мер и весов; унифицировал иероглифическую письменность; построил канал Линцюй в бассейне реки Янцзы, что позволило охватить речным транспортом огромные территории Южного Китая. Шихуанди очень много путешествовал по Китаю и первым из китайских правителей вышел на морской берег.
Путешествие Шихуанди
В знак единения страны были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние Царства. Только северная часть этих стен была сохранена, ее отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая Китайская Стена отделила Срединное Государство от варваров–кочевников. По оценкам, на строительство стены было согнано несколько сотен тысяч (если не миллион) человек.
Наряду с великими достижениями правление Хуанди знаменовалось великим расточительством. Сразу после объявления себя Императором он стал строить свою гробницу со знаменитой терракотовой армией. Он начал строить огромный дворец, названный по имени любимой наложницы Эпан, который не был завершен. Через 4 года после смерти Шихуанди Сян Юй, военачальник восставшей против Циней армии, был так поражен нечестивой роскошью Эпана, что велел его разрушить.
Вопиюще бессмысленной деятельностью в период правления Шихуанди были поиски эликсира бессмертия по его указанию. Конфуцианские ученые видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, Император велел закопать 460 из них живыми в землю.
Наконец, самым чудовищным деянием Шихуанди было решение сжечь все книги, за исключением тех, что сообщалии о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из Императорского собрания и хроники Циньских правителей. К счастью, воля Императора отчасти не была исполнена.
Такова сложная диалектика истории. Закончу повествование об Императоре Цинь Шихуанди цитатой из рассказа аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса «Стена и книги»:
Несокрушимая стена, сейчас и всегда бросающая свой узор теней на земли, <…> и сама — тень Императора, приказавшего почтительнейшему из народов сжечь свое прошлое.
Нефритовый Император
В китайской мифологии есть также Нефритовый Император (玉皇 Yù Huáng Юй-хуан, или 玉帝 Yù Dì Юй-ди) — верховное божество даосского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит Небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его Небесное Царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками.
Нефритовый Император (изображение эпохи династии Мин)
Почитание Нефритового Императора приобрело общенациональный характер при Императорах династии Сун (960–1279 гг. от Р.Х.). Они разделяли идеалы даосизма и признанием этой фигуры стремились уравновесить всеобщее почитание Конфуция.
С веками Нефритовый Император стал одним из наиболее узнаваемых персонажей китайской культуры.
Императоры династии Мин
Имя, под которым чаще всего известен | Портрет | Продолжительность жизни | Годы правления | Собственное имя | Reign имя | Посмертное имя 1 (краткая форма) | Название храма 1 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Император Хуну безмерно воинственный | 1328–1398 | 1368–1398 | Чжу Юаньчжан朱元璋 | Hóngwǔ洪武 | Gāodì高帝 | Таизо太祖 | |
Император Цзяньвэнь устанавливает вежливость | 1377–1402 | 1398–1402 | Чжу Ynwén朱允炆 | Jiànwén建 文 | Рангди 讓帝 | Хуэйцзун惠 宗 | |
Вечное счастье императора Юнлэ | 1360–1424 | 1402–1424 | Чжу Ди 朱棣 | Ynglè永樂 | Венди文帝 | Tàizōng太宗и Chéngzǔ成祖2 | |
Император Хунси Безмерно Яркий | 1378–1425 | 1424–1425 | Чжу Гаочи朱 高 熾 | Hóngxī洪熙 | Жаоди昭 帝 | Рензонг仁宗 | |
Провозглашение добродетели императора Сюаньде | 1399–1435 | 1425–1435 | Чжу Чжанджи朱瞻基 | Сюанде宣德 | Чжанди章帝 | Сюаньцзун宣宗 | |
Император Минь Цзун
Правильное управление и послушание Небесам |
1427–1464 | 1435–1449 3 и 1457–1464 | Чжу Цижен朱祁鎮 | Чжэнтун 正統и Тианшн 天 | Ruìdì睿 帝 | Иньцзон英宗 | |
Цзинтай Возвышенный Просмотр | 1428–1457 | 1449–1457 | Чжу Цийо朱 祁 鈺 | Jǐngtài景泰 | Jǐngdì景帝 | Дайцзун代宗 | |
Император Чэнхуа добился перемен | 1447–1487 | 1464–1487 | Чжу Цзяншэн朱 見 深 | Chénghuà成化 | Чунди純 帝 | Xiànzōng憲宗 | |
Хунчжи Император Великого правления | 1470–1505 | 1487–1505 | Чжу Ёученг朱 祐 樘 | Хунгжи弘治 | Jìngdì敬 帝 | Xiàozōng孝宗 | |
Исправление добродетели императора Чжэндэ | 1491–1521 | 1505–1521 | Чжу Ходжао朱 厚 㷖 | Чжэнде正德 | Yìdì毅 帝 | Wǔzōng武宗 | |
Восхитительное спокойствие императора Цзяцзин | 1507–1567 | 1521–1567 | Чжу Хоуконг朱 厚 熜 | Jiājìng嘉靖 | Sùdì肅 帝 | Шицзун世宗 | |
Великий праздник императора Лунцина | 1537–1572 | 1567–1572 | Чжу Цзиджи朱 載 坖 | Lóngqìng隆慶 | Чжуанди莊 帝 | Mùzōng穆宗 | |
Император Ванли десять тысяч календарей | 1563–1620 | 1572–1620 | Чжу Йижун朱翊鈞 | Wànlì萬曆 | Xiǎndì顯 帝 | Shénzōng神宗 | |
Великое процветание императора Тайчана | 1582–1620 | 1620 | Чжу Чанглу朱 常 洛 | Тайчанг泰昌 | Жэнди貞 帝 | Guāngz光宗ng光宗 | |
Небесное открытие императора Тяньци | 1605–1627 | 1620–1627 | Чжу Юджиао朱 由 校 | Tiānqǐ天啟 | Жеди悊 帝 | Xīzōng熹宗 | |
Чунчжэньский Император Благородный и Благородный | 1611–1644 | 1627–1644 | Чжу Юджин朱 由 檢 | Чонгжэн崇禎 | Lièdi烈 帝 | Sīzōng思 宗 | |
1 Поскольку посмертные имена и имена храмов часто использовались императорами разных династий, им обычно предшествует династическое имя, в данном случае Мин, чтобы избежать путаницы. Например, императора Хуну часто называют Мин Тайцзу. | |||||||
2 Император Юнлэ занял трон своего племянника, императора Цзяньвэнь, который погиб во дворцовом пожаре. Император Юнлэ стер записи о правлении своего племянника, и ему не было дано название храма. | |||||||
(3) Выслушав плохой совет своих евнухов-советников, император Минь Цзюнь лично возглавил кампанию против монголов в 1449 году и был взят в плен. Его младший брат, император Цзинтай, вступил на престол в 1449 году, и монголы, ставшие уже не имеющими никакой ценности заложником, освободили императора Минь Цзюна, который вернулся, чтобы жить в уединении. Тем не менее, император Минь Инцзун смог восстановить свое положение после болезни императора Цзинтай в 1457 году. |