Дени дидро (1713

Оглавление

Книги и театр

Желание стать писателем настигло Дени Дидро в 1743 году, и он начал с переводов английских произведений на французский язык. Среди ранних работ – «История Греции» Тэмпла Станьяна (1743), «Медицинский словарь» Роберта Джеймса (1746-1748). В 1745 году опубликовал «Опыт о достоинстве и добродетели» английского философа Энтони Шефтсбери, но с собственными размышлениями.

Писатель Дени Дидро

В 1746 году Дидро выпустил первую авторскую работу – «Философские мысли». В этом труде француз размышлял о примирении разума с чувством и пришел к выводу, что без дисциплины чувство будет разрушительным, а разум необходим для контроля. В момент написания Дидро следовал идеям деизма, поэтому в труде содержатся аргументы против атеизма и критика христианства.

Религиозная идея подробно рассматривается в «Прогулке скептика» (1747). Эта работа – диалог между деистом, атеистом и пантеистом о природе божественности. Деист опирается на телеологический аргумент, атеист объясняет происхождение вселенной физикой, химией и законами динамики, пантеист говорит, что бог – это космическое единство разума и материи.

Книги Дени Дидро

«Прогулка скептика» была опубликована лишь в 1830 году: местная полиция пригрозила Дидро сожжением рукописи и арестом в случае распространения этой «ереси». Угроза была реализована в 1749 году – за труд «Письмо о слепых для тех, кто может видеть» философа заточили в тюрьме Венсен. В одиночной камере Дидро имел только «Потерянный рай» Джона Мильтона, на полях которой зубочисткой и самодельной тушью оставлял заметки. Заключение длилось с июля по ноябрь.

В 1750 году Дидро стал главным редактором крупнейшего французского справочника эпохи Просвещения – «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел». За 16 лет работы над книгой Дени написал несколько сотен статей об экономике, механике, философии, политике и религии. Бок о бок с Дидро работали Жан-Жак Руссо, Вольтер, Шарль Луи де Монтескьё и другие великие французы.

«Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел»

Редакцию Дидро прошли 28 из 35 томов «Энциклопедии». Сотрудничество с издателем Андре ле Бретоном прекратилось, потому что тот без ведома мыслителя вычеркивал «опасные» мысли из статей. Посчитав этот поступок предательством, философ распрощался с монументальным трудом.

В 1750-е годы француз обращается к театру и сочиняет ряд пьес, посвященных семейной тематике. Драма «Внебрачный сын» (1757) обращается к теме незаконнорожденных детей, а «Отец семейства» (1758) – автобиографичное произведение о выборе жены по велению сердца, а не по желанию отца.

Дени Дидро на обеде философов

Во времена Дидро театр разделялся на высокий (то есть трагедию) и низший (то есть комедию). Философ не принимал такой системы и в «Парадоксе об актере» писал, что у аристократов в жизни бывают веселые моменты, у бедняка – грустные. В труде он придумывает «серьезный жанр», который размывает границу между трагедией и комедией.

Помимо философских трактатов, трудов об искусстве («Салоны»), пьес, Дидро писал художественные произведения. Ключевыми являются роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1765-1780), диалог «Племянник Рамо» (1760-е), повесть «Монахиня» (1780). А еще перу Дидро принадлежат множество афоризмов, в том числе высказывание «лестничный ум», которое подразумевает нахождение подходящего ответа в момент, когда время для него уже упущено.

Екатерина II

Биография Дени Дидро тесно связана с Россией, а именно с Екатериной II Великой. Узнав о финансовых трудностях талантливого французского философа, императрица предложила купить его библиотеку и назначить его наблюдателем с зарплатой 1000 ливров в год. Она выплатила Дидро аванс за 25 лет службы вперед.

В октябре 1773 года француз приехал в Санкт-Петербург и пробыл в России 5 месяцев. За этот период Дидро и Екатерина II встречались почти ежедневно

Желая привлечь внимание императрицы к своим мыслям, философ хлопал ее по ногам

Дени Дидро и Екатерина II

В письме к Марии Жофрен, владелице французского литературного салона, Екатерина писала, что после бесед с Дидро у нее на бедрах остаются черные синяки.

Одна из основных тем для обсуждения – превращение России в идеальное государство, создание утопии. Екатерина Великая, видимо, считала мысли Дидро неразумными. В переписке с дипломатом Луи-Филиппом Сегюром императрица писала, что если последовать его идеям, то Россию постигнет хаос.

Детство и юношество Дени Дидро

Дени Дидро (P. Denis Diderot 1713-1784) — великий французский философ-материалист, публицист, теоретик эстетической мысли, критик, драматург, романист, глава «энциклопедистов» — второго младшего поколения мыслителей Просвещения во Франции. Выдающийся пропагандист, идеолог и организатор.

Поздний великий мыслитель родился в Шампани, в Лангре, на северо-востоке Франции. Сам Дидро шутил, что унаследовал от своей родины необычайную впечатлительность для всех направлений. Действительно, впечатлительность Дидро была поразительной. Но правильнее было бы сказать, что его ум был похож на знаменитый напиток его родины, шампанское — такой он всегда искрящийся, игривый и пенистый.

Многие историки и исследователи отмечают, что внешняя жизнь Дени Дидро сама по себе не была яркой и насыщенной. Что касается его интеллектуальной деятельности, то своими трудами Дидро внес большой вклад в развитие общества и его ценностей, а его «Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел», несомненно, является его самым важным достижением.

Жизнь Дидро можно разделить на несколько периодов: молодость (до женитьбы, то есть с 1713 по 1743 год), литературная деятельность, включая издание «Энциклопедии» до 1773 года, затем поездка в Санкт-Петербург, состоявшаяся в том же году и прервавшая его литературную карьеру, наконец, 10 лет, которые он прожил в Париже после возвращения из Санкт-Петербурга до самой смерти в 1784 году.

Безусловно, наибольший интерес представляют второй и третий периоды; первый, его юность, рассматривается для того, чтобы понять, что именно повлияло на деятельность Дени Дидро. Последние годы жизни Дидро можно назвать бесцветными, как в плане биографических данных, так и в плане идей. Хотя есть некоторые факты, которые лучше раскрывают личность Дидро. Его перчинкам принадлежат такие произведения, как,

Детство и юность Дени Дидро

Так, 5 октября 1723 года в книге коммуны Сен-Пьер записано, что в семье Дидье Дидро, мастера-ножовщика, и его законной жены Анжелики родился второй сын, Дени. Семья Дидро не принадлежала к первым двум сословиям — духовенству и дворянству, но в то же время отец Дени был одним из представителей мелкой городской буржуазии, составлявшей третье сословие. Богатство уже не было, как раньше, привилегией первых двух. Богатый человек мог стать буржуазией, даже если он не был ни обладателем титула, ни владельцем мануфактур. Семью Дидро, по крайней мере, можно причислить к богатым. И здесь кроется большая заслуга самого мэтра Дидро.

Отец Дидро был здоровым, активным, энергичным человеком. Он унаследовал свою профессию: семья Дидро всегда занималась изготовлением ножей, ножниц и подобных инструментов. В Лангре с XIII века работают мастера-ножовщики. У каждой семьи была своя печать или фирменный знак, эмблема: большая корона, голова оленя, имя Иисуса, царский посох. Фамильной печатью Дидро была наковальня с двумя скрещенными молотами, розой и жемчужиной на ней. Можно ли подобрать более подходящую эмблему для того, кто ударил молотом своих речей и трудов по наковальне народного негодования, насадил красоту настоящую и совершенную, как роза, и стал жемчужиной Франции и всего человечества!

Все, кто знал мэтра Дидро, относились к нему с глубочайшим уважением, и даже несколько лет спустя, когда Дидро уже был известным писателем, он встретил старого знакомого во время прогулки, когда тот гостил на родине: «Вы хороший человек, месье Дидро, — сказал он ему. «Но если ты надеешься когда-нибудь сравняться со своим отцом, ты сильно ошибаешься». Его репутация была настолько высока, что его постоянно приглашали для разрешения чужих споров. Это делали даже те, кто не знал его лично. Легко ли помогать примирять других, когда ты сам, более десяти лет, был в ссоре с любимым сыном? Дидье, помимо умения давать советы, был известен как человек честный, правдивый и чрезвычайно старательный

Он никогда не отказывал в милостыне нуждающимся, а когда умер, оставил завещание, в котором буквально никого не обделил вниманием

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гносеология и круг ее проблем
  2. Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист
  3. Понятие сущности и явления
  4. Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью
  5. Человек, общество и природа: проблемы экологии
  6. Жан Поль Сартр и его философия
  7. Философское знание и управление
  8. Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию
  9. Философия диалога М.М. Бахтина
  10. Владимир Ильич Ленин, российский революционер, марксист, идеолог

Библиография[править | править код]

  • Дидро в 20 томах. «Ассеза и М», турне вышло в —.
  • Сборник избранных сочинений (франц. Œuvres Choisies, édition du centenaire), .
  • «Les Bijoux indiscrets» (рус. Нескромные сокровища),
  • «La religieuse» (рус. Монахиня), .
  • Романы и повести, перевод В. Зайцева, 2 тт., Санкт-Петербург, (уничтожено цензурой);
  • «Племянник Рамо», изд. «Чуйко», в «Библиотека европейских мыслителей и писателей», Санкт-Петербург, ;
  • «Племянник Рамо», в серии «Русская классическая библиотека А. Чудинова», сер. II, в. XVIII, Санкт-Петербург, ;
  • «Монахиня», изд. «Атеист», Москва, .
  • Морлей Дж., «Дидро и энциклопедисты», Москва, ;
  • Веселовский Алексей, Дени Дидро, «Вестник Европы», 1884, Х-XI (и в «Этюдах и характеристиках»);
  • Бильбасов В. А., «Дидро в Петербурге», Санкт-Петербург, ;
  • Луппол И., «Дени Дидро», Москва, ;
  • Rosenkranz, «Diderots Leben und Werke», ;
  • Collignon, «Diderot, sa vie, ses œuvres, sa correspondance», ;
  • Avezac-Lavigne, «Diderot et la société du baron d’Holbach», 1875.
  • Sainte-Beuve, «Portraits littéraires»;
  • Карлейль, «Critical and historical essays», русск. перев., Москва, ;
  • Dubois-Reymond, «Zu Diderots Gedächtnis», 1884;
  • Scherer E., «Diderot», ;
  • Busnelli M. D., «Diderot et l’Italie», ;
  • Ledieu P., «Diderot et Sophie Volland», 1925;
  • Palache J. G., «Four novelists, Crébillon, Laclos, Diderot, Restif de la Bretonne», Нью-Йорк, .

Произведения Дидро

Кроме работы над «Энциклопедией», Дени Дидро находит время, чтобы писать романы и рассказы.

В 1794 г. он опубликовал эссе «Lettre sur les aveugles a l’usage de ceux qui voient» («Письмо о слепых, предназначенное зрячим»). После публикации эссе против него была настроена вся консервативная часть общества. Они осуждают его и отправляют в тюрьму.

Он терпит преследование из-за своего атеизма и материалистических убеждений, выраженных однозначно в его работе «Pensees philiques» (Философские мысли).

Среди его философских трудов есть диалогические произведения. Дидро также является автором нескольких романов. Анонимно публикует свой первый роман «Les bijoux indiscrets»(Нескромные сокровища), пишет рассказы. Он называет свой знаменитый роман «The Nun» (Монахиня) энциклопедией.

Это анализ движения самых тонких механизмов в человеческой душе с морализирующей целью. Дидро не описывает чувства, а только внешние проявления. Для него душа всегда связана с телом, психологией, с биологией.

Предположение о том, что «Монахиня» является вульгарным романом, считается одной из тех глупостей, которые обычно существуют в течение длительного времени. Сегодня «Монахиня» считается современным психологическим и социальным романом.

Тоже самое относится к другой работе Дидро — «Племянник Рамо». Роман написан в нетипичной форме (роман-диалог) в сатирическом и ироническом выражении, критикует старое общество.

Дени Дидро посвятил свою жизнь служению справедливости. Он является самым ярким выразителем революционной идеологии третьего сословия во Франции XVIII века. Он, в буквальном смысле, повлиял на все области знаний.

Дидро и его соратники связывали свои надежды с работой не как последовательные революционеры, а с работой через реформы. С широкой программой философско-научного и политического просвещения.

Детство и юность

Дени Дидро родился 05 октября 1713 г. в городе Лангр, расположенном на северо-востоке Франции.

Его отец, Дидье Дидро, был потомственным ножовщиком и очень уважаемым человеком в городе. Ему были свойственны честность, прямота, человечность и трудолюбие, передавшиеся и сыну. Мать, Анжелика Виньерон, была дочерью кожевенника.

Семья была зажиточной. Дени был 2-м ребенком супругов, их первенец умер в младенчестве. Всего в семье родилось 7 детей, из которых только 4 дожили до зрелых лет.

В 1723 г. родители отдали Дени в лангрский иезуитский колледж, желая, чтобы сын сделал духовную карьеру. В 1726 г. юноша стал аббатом.

Затем он отправился в Париж, где продолжил обучение в колледже Д’аркур. В этот период он разочаровался в религии и отказался от идеи стать священником.

Краткая биография

  1. В 1732 г. молодой человек получил степень магистра на факультете искусств Сорбоннского университета.
  2. Отец предложил сыну попробовать свои силы на юридическом поприще и устроил его помощником к своему знакомому метру Клеману де Ри. Однако Дени не желал осваивать профессию юриста и продолжал самостоятельно изучать языки, литературу, философию и математику. Несмотря на уговоры родителей Дени не хотел выбирать себе никакую профессию, что привело к серьёзной ссоре с отцом. Дидро фактически остался на улице без средств к существованию и вёл богемный образ жизни, давая иногда частные уроки и занимаясь переводами.
  3. В начале 40-х гг. Дидро познакомился и подружился с Жаном Жаком Руссо, Вольтером, Мармонтелем и другими философами и писателями. Вместе они обсуждали волнующие вопросы.
  4. В 1743 г. Дени перевёл с английского на французский «Историю Греции» Тэмпла Станьяна.
  5. В 1745 г. вышел выполненный Дидро перевод книги Энтони Шефтсбери «Опыт и достоинство добродетели», дополненный собственными размышлениями переводчика.
  6. В 1746 г. Дидро опубликовал свой первый авторский труд «Философские мысли», который был крайне враждебно принят критиками и запрещён.
  7. В 1746-1748 гг. философ работал над переводом «Медицинского словаря» Роберта Джеймса.
  8. В 1747 г. было написано новое сочинение мыслителя – «Прогулка скептика, или Аллеи». Но опубликовано оно было только в 1830 г.
  9. В 1749 г. за атеистическое произведение «Письмо о слепых для тех, кто может видеть» Дидро арестовали и заключили в одиночную камеру в тюрьму Венсен. Там он провёл около 5 месяцев.
  10. В 1750 г. философу предложили стать главным редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», ставшего крупнейшим французским справочником XVIII века. Над ним, помимо Дидро, работали философы Руссо, Жокур, Вольтер, Монтескьë, скульптор Фальконе, архитектор Блондель, математики д’Аламбер, Боссю, учëные Добантон, Бюффон и другие видные деятели того времени.
  11. В 1751 г. вышел первый том «Энциклопедии». Всего с 1751 по 1780 гг. было опубликовано 35 томов, 28 из которых – под редакцией Дидро. Для «Энциклопедии» он написал около 6 тысяч статей об экономике, философии, точных науках, механике, политике и религии.
  12. В 1754 г. вышло сочинение «Мысли об истолковании природы», в котором философ развивает идеи атеистического материализма.
  13. В 1757 г. Дидро написал и опубликовал пьесу «Побочный сын, или Испытания добродетели».
  14. Год спустя вышла новая пьеса драматурга «Отец семейства». В обоих произведениях Дидро показывал семейные конфликты между простыми людьми. Этот новый театральный жанр автор определил как «серьёзный» (до этого существовали только трагедия и комедия), впоследствии он стал называться «драмой».
  15. С 1759 по 1781 гг. Дидро занимался написанием ежегодных критических обзоров о художественных выставках («Салоны»).
  16. В 1760 г. была написана повесть «Монахиня». Опубликована она была только в 1796 г. из-за сильной антиклирикальной тематики.
  17. В 60-е гг. писатель создал одно из лучших своих художественных произведений – философский диалог «Племянник Рамо». Книга увидела свет только после смерти автора.
  18. Как известно, у философа была великолепная библиотека, которую он решил продать в 1765 г. с целью улучшения своего материального положения и сбора денег на обучение и приданое для дочери. Библиотеку приобрела российская императрица Екатерина II, которая покровительствовала французским просветителям и состояла со многими из них в переписке. Из уважения к мыслителю, всё собрание было оставлено в Париже, Дидро был назначен библиотекарем с ежегодным жалованием (причём деньги были выплачены ему за 50 лет вперёд) и мог пользоваться книгами в любое время. Уже после его смерти, в 1785 г., библиотека была перевезена в Петербург. Однако в целом виде собрание не сохранилось.
  19. С 1765 по 1780 гг. писатель работал над романом «Жак-фаталист и его хозяин», который также был опубликован посмертно.
  20. В 1773 г. по приглашению Екатерины II Дидро посетил Петербург и пробыл там около полугода. Петербургской академией наук ему было присвоено звание иностранного почётного члена.
  21. Последние годы философ чувствовал утомление от интенсивного интеллектуального труда, но продолжал заниматься литературными проектами. Одним из последних его сочинений стало «Эссе о Сенеке».
  22. 31 июля 1784 г. в возрасте 70 лет Дени Дидро скончался. У него была эмфизема лёгких.

«Энциклопедия»

Титульный лист энциклопедии

Оригинален и стиль Дидро. Наиболее живой, подвижный ум среди просветителей XVIII века, легко и быстро улавливающий не только общие понятия и формы вещей, но и своеобразие их оттенков, быстро реагирующий на всё и мыслью и чувством, Дидро пишет с большей эмоциональной выразительностью и конкретностью, чем Вольтер. Язык последнего более отточен и сух, менее периодичен, чем речь Дидро, которая однако не столь расплывчата и ораторски-патетична, как слог Руссо. Дидро принадлежит к числу тех цельных натур с законченным миросозерцанием, которые не могут ограничить свой кругозор какой-нибудь специальностью или частными проблемами. Он обладал широким и всесторонним образованием, солидными знаниями в области философии и естествознания, социальных наук, литературы, живописи, театра и т. п. Его величайшим подвигом было создание «Энциклопедии», первый том которой вышел в 1751 году, и которая с перерывами издавалась в течение двадцати девяти лет. Во всех её статьях чувствуется влияние мысли Дидро — идеолога воинствующей буржуазии, захватывавшей в свои руки торговую и промышленную жизнь страны, писателя, окрашивавшего умонастроением тогдашнего передового класса все разнообразные темы, которых он касался.

К 200-летию со дня смерти Дидро в 1984 году французской почтой для заморского департамента Уоллис и Футуна была выпущена почтовая марка номиналом в 100 франков с портретом философа и изображением титульного листа «Энциклопедии».

Биография Дидро

Дени Дидро появился на свет в октябре 1713 г. в семье богатого ремесленника, чьи предки также были искусными ремесленниками или священнослужителями. Это предопределяет судьбу молодого Дидро. Его отец упорно настаивает на том, чтобы сын посвятил себя именно богословию.

В возрасте 13 лет молодой человек поступает в иезуитский колледж. Два года спустя, он отправился в Париж. Либеральный дух французской столицы полностью меняет его.

Вместо того, чтобы посвятить себя теологии, юноша буквально очарован естественными науками. Он занимается литературой и искусством. Дени готов защитить степень магистра по юриспруденции, но понимает, что это не его путь: он мечтает всерьез посвятить себя литературе.

«Энциклопедия» и эпоха Просвещения

В 1747 г. Дидро был приглашен принять участие в создании французской версии английской «Энциклопедии», которую ранее переводили, но было допущено большое количество ошибок. В сотрудничестве с Даламбером, Дидро реализовал крупномасштабный проект «Энциклопедия», озаглавленный «Всеобщий словарь науки и ремесел».

Работы по созданию продолжались почти четверть века. У Дидро возникают трудности и препятствия, которые реально угрожали прекратить проект. Первый том был опубликован в 1751 г., а последний, 17-й том увидел свет лишь 21 год спустя. В работе над энциклопедией принимали участие Вольтер, Руссо, Гольбах, Монтескье.

Предисловие к энциклопедии написано Даламбером и воспринимается как своеобразный манифест Просвещения.

«Энциклопедия» стала для французов, да и всех европейских стран ярким символом. Просвещение XVIII века напоминало веселый период Ренессанса. Но языческое опьянение полноты и величия существования уступило место философской и практической точке зрения абсолютизма и власти над судьбой самого человека.

Вот почему защитники «порабощенного человечества» (класса угнетенных) были выдающимися мыслителями, писателями, учеными и видными общественными деятелями.

С помощью самых ярких умов эпохи, Дидро создает «Энциклопедию» и использует ее как мощное оружие против власти Церкви, против консерватизма, суеверия и авторитарного политического режима.

У «Энциклопедии» есть дух отрицания и гибели. Она отрицает абсолют, чудеса, тайны, метафизику, противоречия. Установлены свобода мысли, речи, действий и жизни, а также универсальная терпимость. Каждая доктрина не произносится напрямую, а рисует лишь туманные намеки и доводы.

Дидро является автором почти шести тысяч энциклопедических статей по различным темам: в области анатомии, искусства, политической власти, христианства, философии и т. д. Это был блестящий и плодовитый писатель с разнообразными интересами. Он переводит и занимается литературной критикой.

Надо отметить, что некоторе время у Дидро был литературный секретарь — писатель Жозеф Жубер.

Личная жизнь

В начале 1743 года философ познакомился с Анной-Антуанеттой Чампион (1710-1796) – необразованной девушкой из низшего класса, которая вместе с матерью жила в одном доме с Дидро. Молодой человек, желая жениться на ней, спросил разрешение у отца. Дидье не просто воспротивился идее сына, а добился «письма с печатью», то есть внесудебного ареста Дени. Писателя заточили в монастыре Кармелитов.

Портрет Дени Дидро

Спустя несколько недель Дидро бежал и сразу отправил возлюбленной письмо, заключающее главный вопрос – согласна ли Антуанетта выйти замуж. Девушка ответила отказом: не хотела связываться с семьей, в которой ей не рады. Однако позже француженка изменила мнение. В ночь на 6 ноября 1743 года Дидро и Чампион тайно обвенчались в одной из церквей Парижа, разрешающей брак без согласия родителей. Интересный факт: отец Дени узнал о браке сына 6 лет спустя.

В браке родились четверо детей. Первенец, Анжелика, появилась на свет 14 августа 1744 года, а спустя полтора месяца, 29 сентября, умерла. Сыновья Франсуа Жак и Дени-Лоран также погибли в младенчестве. Единственным выжившим ребенком стала Мария-Анжелика (1753-1824), названная в честь погибших матери и сестры француза. Она прославилась как музыкант-инструменталист.

Личная жизнь Дидро бурно протекала и вне супружества. Среди его любовниц – писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского актера Жанни-Катрин де Мо и, безусловно, Софи Волан. Настоящее имя мадемуазель Волан – Луиза-Генриетта, а прозвище Софи дал Дидро, восхищаясь мудростью ее мыслей. Изначально ничего не значащая переписка завязалась в 1755 году, со временем превратившись в роман в письмах, и завершилась в 1784-м, со смертью Софи.

Документальный фильм о Дени Дидро

Благодаря нумерации самого философа доподлинно известно, что он отправил Софи 553 письма, 187 дошли до наших времен. В них встречаются цитаты, кричащие об искренности чувств:

Обратных писем, от Софи к Дидро, не сохранилось, как выглядела девушка, история также умалчивает. Говорят, что друг философа нарисовал портрет мадмуазель Волан на форзаце книги Горация. После смерти Дидро всю его библиотеку выкупила Екатерина II, а таинственное изображение так и не найдено.

Вывод

Дени Дидро был выдающимся французским философом-просветителем, интеллектуалом и писателем, одним из ярчайших людей своего времени. Благодаря Дидро появилась знаменитая «Энциклопедия» – крупнейший справочник эпохи Просвещения.

Портрет 1767 г.

В своих философских сочинениях он проповедовал атеизм и материализм. Мыслитель также был талантливым драматургом и способствовал появлению нового жанра – драмы. Крупнейшие его художественные произведения стали известны широкой публике только после смерти автора.

Он внёс огромный вклад в развитие всех сфер культурной и общественной жизни в целом.