Меритократия как социально-политическая идеология. меритократическая модель общества

Оглавление

Перспективы меритократического транзита в России

Появился интерес к проблеме и перспективе перехода к меритокра­тии и в России. В связи с необходимостью всесторонней модерни­зации общества ставится вопрос и о модернизации ее политическо­го режима. В рамках поиска конкретных способов такой модерни­зации рассматривается проблема меритократизации российского общества

Для оценки перспектив такого меритократического тран­зита в России следует, прежде всего, обратить внимание на те кри­тические замечания, которые уже были сделаны по поводу мерито­кратии вообще

К ним только необходимо сделать одно важное примечание — все они в большой степени проявляются и в России

Кроме того, имеется одна особенность нашей жизни, на кото­рую следует обратить внимание, когда встает вопрос о перспективах меритократического транзита в России. Как уже указывалось, в меритократическом проекте власть должна принадлежать интеллекту­альной элите

Однако сегодня в нашем обществе «интеллектуальная элита» — это часто «элита», созданная СМИ, телевидением. Народ знает и воспринимает в качестве знаменитых и лучших только тех, кто допущен к телевидению и чаще мелькает на экране. Поэтому нет гарантий, что в состав элиты попадут наиболее достойные, способные, честные и что за них проголосуют на выборах. Небольшая группа людей, «раскрученных» на ТВ, — это и есть, к сожалению, в сознании народа элита. Люди действительно талантливые остаются «за кадром» и неизвестными для массы населения.

В современной России элита ассоциируется с раскрученными политиками, бизнесменами, нуворишами, с гламурной тусовкой и т.д. В основании этой «элиты» лежит не труд, а капитал, связи, знакомство и коррупция. Поэтому народ за такую «элиту» голосо­вать не будет, и в этом плане перспектив у меритократии пока ма­ло. Но самое главное — обществу надо постараться сформировать и организовать подлинную элиту, призвать во власть действительно достойных, мудрых и знающих людей. Без этого будущего у челове­ческого общества принципиально не будет.

Реализация меритократии

По мнению ряда исследователей, Китай в некоторые периоды истории был близок к реализации меритократической системы. Так, во времена династии Сун широко использовалась трёхступенчатая система экзаменов кэцзюй, с помощью которой отбирались кандидаты в правители, лучше других понимающие искусство, конфуцианство и административные проблемы.

В США распространено мнение, что принцип меритократии в США уже реализован, и что личные достижения каждого американца зависят лишь от его способностей, трудолюбия, жизненных установок и нравственности

Однако критики обращают внимание на то, что в США по-прежнему важную роль играют наследство, социальные и культурные преимущества, объективные возможности на рынке труда и для индивидуального предпринимательства, удача, доступ к качественному образованию и дискриминация.. В послевоенной Великобритании бум профессий, для которых требуется сдача экзаменов (юристы, врачи), помог множеству людей по происхождению из рабочих перейти в средний класс

Однако для карьеры в других видах профессиональной деятельности (например в связях с общественностью или рекламе) ключевую роль играют личные знакомства.

В послевоенной Великобритании бум профессий, для которых требуется сдача экзаменов (юристы, врачи), помог множеству людей по происхождению из рабочих перейти в средний класс. Однако для карьеры в других видах профессиональной деятельности (например в связях с общественностью или рекламе) ключевую роль играют личные знакомства.

В Родезии до 1979 года существовали имущественный и образовательный цензы, благодаря которым темнокожее большинство этой африканской страны было практически полностью отстранено от участия в выборах (впрочем, часть белых жителей Родезии, не проходивших по указанным цензам, была также отстранена от участия в выборах). Ян Смит, бывший премьер-министр Родезии, в своих мемуарах прямо называл сложившуюся в те годы систему меритократией. (Де-факто же бытовавшая в Родезии система имела все признаки типичной ограниченной демократии, — в данном случае буржуакратии.)

Неизбежность

Утверждалось, что меритократия при капитализме всегда останется мифом, потому что, как утверждает Майкл Кинсли , «Неравенство доходов, богатства, статуса неизбежно, а в капиталистической системе даже необходимо». Несмотря на то, что многие экономисты признают, что слишком большое неравенство между богатыми и бедными может дестабилизировать общество политически и экономически, ожидается, что с тех пор увеличение неравенства в богатстве при капитализме со временем будет расти, и французский экономист Томас Пикетти утверждает в своей книге-бестселлере, что капитализм имеет тенденцию вознаграждать владельцев капитала все большей и большей долей продукции экономики, в то время как наемные работники получают все меньшую и меньшую долю. Растущее неравенство в благосостоянии все больше подрывает веру в существование меритократии, поскольку вера в равные возможности и социальное равенство теряет доверие среди низших классов, которые признают существовавшую ранее реальность ограниченной классовой мобильности как черту неолиберальной версии капитализма. В то же время элита использует свое сравнительно большее богатство, власть и влияние для получения неравной выгоды и обеспечения своего постоянного статуса высшего класса за счет низших классов, что еще больше подрывает веру в существование меритократии.

Экономист Корнельского университета Роберт Х. Франк отвергает меритократию в своей книге « Успех и удача: удача и миф о меритократии» . Он описывает, насколько важную роль в принятии решения о том, кто что получит, играет случай, объективно не основанный на заслугах

Он не сбрасывает со счетов важность тяжелой работы, но, используя психологические исследования, математические формулы и примеры, демонстрирует, что среди групп людей, работающих на высоком уровне, случайность (удача) играет огромную роль в достижении индивидуального успеха.

Исторические примеры

Конфуций

«В обучении не следует делать различия между классами».
— Analecte XV. 39 тр. Legge

Западные поклонники Конфуция ( Вольтер , Х. Г. Криль) видели в его трудах революционную идею, в которой кровное благородство заменяется благородством добродетели. Дзюндзо (君子), что переводится как «благородный человек», например, мог быть простым человеком, который использовал свои навыки. Конфуций принимал студентов из всех социальных слоев, что свидетельствует о том, что он не полностью поддерживал феодальную систему древнего Китая.

Экзамен государственного служащего Китая

Долгое время сдача экзамена на должность государственного служащего Китая была предпосылкой для получения высоких государственных должностей в Поднебесной . Поскольку кандидаты (по крайней мере, теоретически) могли быть из всех слоев общества, эта строгая система экзаменов носила строго меритократический характер. Успешные выпускники (преобладали лишь единицы из тысячи кандидатов) обычно добивались славы, власти и престижа.

Чингисхан

Чингисхан занимал руководящие должности в своей Монгольской империи из-за действий официальных лиц. Путь был также открыт для родственников побежденных врагов, если они заявили о своей лояльности. Например, Джебе был вражеским солдатом, который застрелил лошадь Чингисхана, прежде чем стать ханом .

Наполеон

Во время Французской революции элита была в значительной степени уничтожена. Таким образом, режим Наполеона не мог отступить от существующей иерархии, а выбрал новую элиту сначала на основе результатов деятельности, а затем и на основе лояльности и родства.

Сингапур- формула успеха из трех букв

Сингапур иногда называют самым успешным обществом, какое знало человечества. Достаточно обратиться к такому показателю, как ВВП на душу населения и сравнить этот город-государство с другими странами:

Сравнение показателей ВВП (долл. США) на душу населения

А можно просто посмотреть на фотографии:

Вот так Сингапур выглядел в 60-ые:

А так Сингапур выглядит сейчас:

Формула успеха Сингапура иногда формулируется в трех буквах-  MPH

М— Meritocracy, меритократия (страна отбирает лучших из граждан для управления)

Р-Pragmatism, прагматизм, (страна не стремится изобретать колесо, доктор Го Кен Сви, архитектор сингапурского экономического чуда, характеризовал прагматизм как способность копировать лучшие решения встающих перед страной проблем)

Н— Honesty, честность (подразумевает бескомпромиссную борьбу с коррупцией. Ли Куан Ю, как то сказал, что начал реформы с того, что отправил за решётку трёх своих друзей).

Не обходится и без историй успеха, достигнутого благодаря меритократической модели. Например, Тан Тун Хай, глава сингапурской компании StarHub вспоминает, что вырос в бедной семье, где питались в основном рисом и соевым соусом, но, благодаря сингапурской системе образования, господин Тан Тун Хай взлетел на «социальном лифте» к вершинам корпоративной власти.

Нет числа и зарубежным авторам на все лады восхваляющим сингапурское чудо и меритократическую систему отбора. Однако, когда что-то так часто и много расхваливают, поневоле приходится задуматься, а что реально скрывается за парадным фасадом? Действительно ли Сингапуру удалось построить общество равных возможностей, в котором способности человека будут справедливо вознаграждены попаданием на вершину социальной пирамиды? Для этого будет полезным обратиться к мнению самих сингапурцев о сингапурском меритократическом чуде.

Происхождение термина «меритократия»

Термин «меритократия» был впервые использован в 1958 г. Майклом Янгом в его труде «Возвышение меритократии». М. Янг использовал этот термин для описания будущего общества, в котором социальное положение человека определяется интеллектом (измеряется коэффициентом интеллекта) и работоспособностью.

В этой утопии «меритократии» развивается перформанс-общество с элитарными людьми. Это правление, лидеры которого считают себя стоящими над массами и в конечном итоге свергаются силой. Такое общество, которое сортирует людей только по их талантам и усилиям, становится диктатурой перформанса, а в конечном итоге – саморазрушается.

Философ Майкл Сэндел критиковал крайности так называемого «общества перформанса» и отмечал растущую тенденцию к меритократии, которая особенно наблюдалась в США с 1980-х гг. Он призывает преодолеть социальное противоречие между элитарным «академическим образованием», с одной стороны, и «практической деятельностью» в производстве, с другой. М. Сэндел призывал восстановить «достоинство труда» в экономическом, культурном и политическом плане с ориентацией на общее благо. По его словам, в обществе перформанса наблюдается чрезмерная академизация и противоречие между академически обоснованным элитарным образованием и продуктивной практической работой, разрушающей демократию.

Автор этой «социологической фантастики» использует её для осуждения извращённых эффектов английской образовательной системы и развивает идею о том, что эта модель, далеко не идеальная, доведённая до предела, создаст неприемлемые ситуации для людей «недостойных». Майкл Янг описывает общество, в котором люди, находящиеся на дне социальной пирамиды, становятся неспособными защитить себя от злоупотреблений автократической элиты. Он был в крайнем отчаянии от того, что придуманный им термин стал использоваться в противоположность тому, что он хотел осудить.

дальнейшее чтение

  • Бербанк, Джейн и Купер, Фредерик. (2010). Империи в мировой истории: власть и политика различий . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-12708-5 .
  • Казин, Майкл, Эдвардс, Ребекка и Ротман, Адам. (2010). Принстонская энциклопедия американской политической истории Том 2 . Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-12971-1 .
  • Кетт, Джозеф Ф. Мерит: история основополагающего идеала от американской революции до двадцать первого века. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 2012. ISBN  978-0801451225
  • Ламперт, Хен. Меритократическое образование и социальная бесполезность , Палгрейв-Макмиллан, Великобритания, 24 декабря 2012 г .; ISBN  
  • Шварц, Билл. (1996). Экспансия Англии: расовая, этническая и культурная история . Психология Pres. ISBN  0-415-06025-7 .
  • Иева, Лоренцо. (2018). Fondamenti di meritocrazia . Рим: Europa edizioni. ISBN  978-88-9384-875-6 .
  • Сандель, Майкл . Тирания заслуг: что стало общим благом? . Фаррар, Штраус и Жиру. 2020. ISBN .

История термина[править | править код]

Хотя сама концепция меритократии существовала веками, например, в рамках конфуцианской философии, сам термин «меритократия», то есть «заслуженная власть» от латинского «заслужить» и древнегреческого «власть», был впервые употреблён немецко-американским философом Ханной Арендт в её эссе «Кризис образования», написанном в 1954 году и несколько лет спустя разработан британским политиком и социологом Майклом Янгом в его сатирическом труде «Подъем меритократии», в котором описывается футуристическое общество, где общественная позиция определяется коэффициентом интеллекта (IQ). В книге такая система приводит к революции, во время которой массы свергают надменную и оторванную от народа элиту. Аналогичные сюжеты использовались и в других литературных произведениях.

Позднее у термина «меритократия» появилось более позитивное значение, которое взяли на вооружение сторонники всеобщего равенства возможностей, хотя теория равенства возможностей прямо противоречит принципу меритократии, поскольку меритократия определяет возможности в зависимости от талантов и качеств человека, а принцип равенства возможностей — от принадлежности к какой-либо социальной группе, независимо от талантов. В своей книге «Грядущее постиндустриальное общество» (), Дэниел Белл полагал, что меритократия позволит устранить бюрократию, а также изменить социальную структуру общества в целом. Схожих взглядов придерживались также представители неоконсерватизма в западной социологии (Збигнев Бжезинский).

Современные меритократические движения

Партия меритократии

В 2007 году анонимная британская группа под названием The Meritocracy Party опубликовала свой первый манифест, к которому они теперь добавили более двух миллионов слов на эту тему (обсуждая Гегеля , Руссо , Шарля Фурье , Анри де Сен-Симона и различных других философов, ученых. , реформаторы и революционеры). Таким образом, Партия меритократии хочет добиться следующего:

  1. Мир, в котором каждый ребенок имеет равные шансы на успех в жизни.
  2. Отмена партийной политики.
  3. Только лица с соответствующим образованием и опытом работы должны иметь право голосовать, а не только те, кто достиг возраста 18 или 21 года.
  4. Введение 100% налога на наследство, чтобы сверхбогатые больше не могли передавать свое состояние избранным (своим привилегированным детям). Это означало бы конец элитных династий и наследственной монархии.
  5. Радикально реформированная образовательная система, основанная на типах личности MBTI и идеях радикальных новаторов, таких как Рудольф Штайнер и Мария Монтессори .
  6. Для того, чтобы заменить свободный рыночный капитализм с социальным капитализмом и заменить демократию полностью прозрачной меритократической республикой, под меритократической конституцией.
  7. Конец кумовству , кумовству , дискриминации, привилегиям и неравным шансам.

На своем веб-сайте Партия меритократии перечисляет пять меритократических принципов и тринадцать основных целей. The Meritocracy International — это собрание всех меритократических политических партий в мире и место, где они могут быть найдены в зависимости от страны происхождения.

Похожие работы

  • Демократический политический режим: формы демократии
  • Демократический политический режим: основные принципы
  • Демократический политический режим. Условия эффективной демократии
  • Демократический политический режим: демократизация
  • Демократический политический режим: основные признаки
  • Понятие, сущность и основные признаки политической демократии
  • Демократический политический режим: понятие
  • Демократический политический режим: понятие, сущность
  • Демократический политический режим: анализ его исторических форм
  • Демократический политический режим
  • Демократический политический режим
  • Авторитарный политический режим: сущность и отличительные черты
  • Авторитаризм как политический режим
  • Авторитарный политический режим: понятие и сущность
  • Авторитарный политический режим: разновидности
  • Авторитарный политический режим

Помощь в написании работ

Подробнее

Понятие и сущность меритократии

К теории элит близка концепция меритократии, получившая рас­пространение во второй половине XX в. Идеологи этого направле­ния модернизируют платоновские идеи меритократии — власти наиболее мудрых, знающих и достойных, но отбрасывают государ­ственный тоталитаризм Платона.

Термин меритократия (от лат. meritus — достойный, -греч. Kratos— власть) буквально означает власть достойных. Представи­тели этой теории утверждают, что традиционная демократия в усло­виях постиндустриального общества перерастает в меритократию — правление наиболее талантливых людей, интеллектуальной элиты.

Основатель этой теории — английский социолог Майкл Янг.В своей антиутопии «Возвышение меритократии» (1958, здесь Янг впервые употребил этот термин) он описывает будущее общество, гдесоциальная позиция определяется коэффициентом интеллекта(IQ). Янг полагает, что соединение власти с интеллектом является главнымфактором будущего прогресса. Поэтому основное содержание меритократизации состоит в интеллектуализации власти, раскрытии способностей и талантов личности.

Янг попытался создать модель правления, в которой действуют открытая система отбора правящей элиты и равенство условий конкуренции. Хотя следует отметить, что по существу Янг в общем не оригинален. Идеи меритократического правления обосновывались еще в Древней Греции (Платон) и в Древнем Китае (Конфуций).

В наши дни концепцию меритократии взяли на вооружение идеологи и сторонники постиндустриального общества. Так, известный американский теоретик Даниел Белл (р. 1919) в работе «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) утверждает, что меритократия является той властью, которая поможет устранить бюрократию и сделать более эффективной социальную организацию общества в целом. Подобную концепцию разделяет и известный американский поли­толог Збигнев Бжезинский (р. 1928) и другие. Как и Белл, он трактует меритократию как позитивную политическую тенденцию.

По мнению представителей этой концепции, меритократия — это качественно новая властвующая элита, идущая на смену предыдущим. Так, в традиционном обществе господствовала «элита крови»,критерием принадлежности к ней была знатность, в индустриальном обществе — «элита богатства»,критерием принадлежности к ней выступает капитал. В постиндустриальном обществе наступает время «элиты заслуг», «элиты знания», критериями которой являются компетентность, образование и высокие моральные качества.

К этой теории примыкает и концепция известного американского социолога, футуролога и политолога ЭлвинаТоффлера (р. 1928), по мнению которого новая концепция власти состоит в том, что ее основой в XXI в. будет не насилие, не деньги, а знание. Вработе «Метаморфозы власти» (1990) он конкретно описывает кризис старых моделей власти и приход на смену новой модели, которая основана не на мускульной силе, богатстве или насилии, а на интеллекте.

Сторонники меритократии утверждают необходимость создания благоприятных условий для одаренных и трудолюбивых людей чтобы они имели возможность в будущем войти во властные струк­туры, а также занять во всей структуре общества ключевые позиции в условиях свободной конкуренции. Как писал Белл, «принцип ме­ритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правитель­ство». По его мнению, девиз меритократической модели «каждому по его заслугам» направлен против несправедливости распределе­ния политических ценностей и статусов, основанных на принципах приписывания», т.е. на связях, знакомстве, наследственности, воз­расте и т.д. В основе политической иерархии и государства в по­стиндустриальном обществе должен лежать «принцип достижения»,т.е. должности должны распределяться в зависимости только от личных способностей и высоких моральных качеств людей. Постиндустриальное общество — это общество знания. Поэтому университеты должны стать центрами и главными институтами этого общества, а ученые и высококвалифицированные специалисты — пер­выми претендентами на высшие посты в структуре власти. Они и составляют меритократическую элиту.

заявление

Полностью меритократическое общество еще нигде не реализовано. Тем не менее, многие современные формы правления подчеркивают приоритет формального обучения и профессиональной компетентности при предоставлении должности над членством в определенной группе. При рецензирование используются в политических решениях , или когда военные организации используют заслугу установить иерархию команды, также используется меритократические принципы.

Наука относится к меритократическому принципу лучшего выбора. Исследования в области социальных наук, например Б. из области гендерных исследований, однако, ясно дали понять, что производительность может в определенных обстоятельствах также быть результатом процессов социального приписывания, которые в науке и других областях общественной жизни могут приводить к тому, что женщины оказываются в невыгодном положении по сравнению с мужчинами.

В работе Die Интернет-Galaxie по Мануэль Кастельс тезис выдвигается , что среди пионеров Интернета меритократической принцип играет важнейшую роль в структуре

Наибольшей репутацией пользуются те, кто привлек внимание благодаря своей отличной работе и положительной репутации с точки зрения инноваций в области сетевых СМИ. Марк Шаттлворт , основатель дистрибутива Linux Ubuntu , также полагается на меритократическую систему принятия решений при разработке Ubuntu, а The Document Foundation , которая разрабатывает офисный пакет LibreOffice , утверждает, что является меритократическим фондом, а также Apache Software Foundation

.

Железный закон стеклянного потолка

Как ни странно, в самом Сингапуре все чаще раздаются критические отзывы о существующей меритократической системе. Сингапурский профессор Хо Квон Пин прочитал в апреле этого года лекцию, на которой привел довольно пессимистичную для сторонников меритократии статистику: оказывается, что у 63% родителей с высшим образованием дети также получали высшее образование, но, только 12 % родителей не имеющих высшего образования, могли похвастаться наличием в семье студента. Как резюмировал профессор Хо Квон Пин, «сингапурская модель рискует стать статичной меритократией, которая создает самоувековечивающийся класс элиты» . Иными словами, ребенок из бедной семьи, будь он сколь угодно талантлив, даже в Сингапуре имеет более низкие стартовые возможности, чем отпрыск богатого и влиятельного семейства. Меритократия мало-помалу рискует переродиться в новую аристократию.


Карикатура на сингапурскую модель меритократии, автор- Джошуа Чианг (Joshua Chiang) Источник- http://www.theonlinecitizen.com/2015/07/natural-aristocracy-the-myth-of-meritocracy/

Как отмечает другой сингапурский исследователь, Со Йи Да, «большинство членов сингапурского Кабинета министров- выпускники трех элитных учебных заведений: колледжа Раффлза, англо-китайской школы и высшей католической школы .

В 2011 году факт социальной стратификации и то, что дети из богатых семей достигают большего успеха признал и Ли Сянь Лун, ставший, вслед за отцом, премьер-министром Сингапура.

В идеале меритократическая система действует подобно лифту, поднимая на поверхность самое ценное из всего многослойного «пирога» общества. Если эта мобильность нарушается, то есть, прекращается или снижается возможность поднять наверх наиболее способных граждан, без оглядки на их происхождение  и социальное положение, можно говорить, что «меритократический лифт» дал сбой или скоро вовсе перестанет работать. Такой отказ меритократических лифтов получил название «железного закона меритократии».

Более высокие доходы семьи и высокое социальное положение родителей означает- более престижное образование, дорогостоящие репетиторы, возможность учиться за границей и так далее. На пути способного сингапурца из «низов» появляется так называемый «стеклянный потолок», выше которого, увы, не прыгнешь, хотя на официальном уровне говорят о равных стартовых возможностях и принципе меритократии. Сама же сингапурская элита, повинуясь открытому Михельсом «железному закону олигархии» (неизбежная концентрация власти в руках элитарного меньшинства), вряд ли захочет того, чтобы меритократическая система реально заработала в их стране. Ведь это будет восприниматься представителями элиты как потеря части власти.