Что такое демократия простыми словами, её история в мире

Оглавление

Определения классификации

Полные демократии это страны, в которых гражданские свободы и основные политические свободы не только соблюдаются, но и подкрепляются политической культурой, способствующей процветанию демократических принципов. В этих странах есть действующая система государственных сдержек и противовесов, независимая судебная система, решения которой исполняются, правительства, которые функционируют адекватно, и разнообразные и независимые СМИ. У этих стран есть лишь ограниченные проблемы в демократическом функционировании.

Несовершенные демократии это страны, где выборы являются справедливыми и свободными, а основные гражданские свободы соблюдаются, но могут иметь проблемы (например, нарушение свободы СМИ и незначительное подавление политической оппозиции и критиков). У этих стран есть серьезные недостатки в других демократических аспектах, включая неразвитую политическую культуру, низкий уровень участия в политике и проблемы в функционировании управления.

Гибридные режимы страны с регулярным фальсификации выборов, что мешает им быть справедливыми и свободными демократиями. В этих странах обычно есть правительства, оказывающие давление на политическую оппозицию, независимые судебные органы, широко распространенную коррупцию, преследования и давление на СМИ, анемичное верховенство закона и более явные недостатки, чем у несовершенных демократий в сферах неразвитой политической культуры, низкого уровня участия в политике и вопросы функционирования управления.

Авторитарные режимы это страны, в которых политический плюрализм отсутствует или сильно ограничен. Эти народы часто абсолютные монархии или диктатуры, могут иметь некоторые традиционные институты демократии, но имеют незначительное значение, нарушения и злоупотребления гражданскими свободами являются обычным явлением, выборы (если они проводятся) не являются справедливыми и свободными, средства массовой информации часто принадлежат государству или контролируются группами, связанными с правящей властью. режима, судебная власть не является независимой, а цензура и подавление правительственной критики — обычное дело.

[править] Источники

  1. Евгений Беляков «Новые» революции (planetologija2005.narod.ru)

Политика и государство

Научные дисциплины и теории Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора 
Общие принципы и понятия Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Государственный суверенитет • Конституция • Круговорот конституций 
государства по политической
силе и влиянию
Великая держава • Империя • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава 
Виды политики Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика 
Форма государственного устройства Конфедерация • Унитарное государство • Федерация 
Социально-политические
институты и ветви власти
Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть • Пятая власть 
Государственный аппарат
и органы власти
Глава государства • Парламент • Правительство • Президент 
Политический режим Автократия • Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм 
Форма государственного правления
и политическая система
Абсолютизм • Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Премьер-президентская республика • Республика • Самодержавие • Социалистическая республика • Теократия • Тимократия • Этнократия 
Политическая философия,идеология и доктрина Анархизм • Европоцентризм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Национал-социализм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм • Франкизм 
Избирательная система Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная 
Политологи и
политические мыслители
Платон • Аристотель • Никколо Макиавелли • Монтескье • Жан-Жак Руссо • Бенито Муссолини •Томас Гоббс • Джон Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер 
Учебники и известные
труды о политике
«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги» 
Прочие политические теории Антинародное правительство • Делократия • Диктатура буржуазии • Диктатура меньшинства • Информационная теория демократии • Ответственность власти (безответственность власти) • Революционная ситуация • Самобалансируемая демократия • У вас есть две коровы • Цветная революция • Четвёртая политическая теория • Шоу-политика
КатегорияПорталПроект

Основные принципы социал-демократии

В основе каждого политического движения стоят декларируемые им ценности – вся теория и практика выстраиваются таким образом, чтобы лучше всего их реализовать. Как отмечает учебник «Основы социальной демократии»: «Социальная демократия на нормативном уровне ориентируется на базовые ценности и основные права и свободы человека… В настоящее время мы говорим, как правило, о трёх базовых ценностях: свободе, равенстве/справедливости и солидарности». Вопрос свободы и толерантности мы рассматривали в соответствующей статье, где поясняли, что свобода не означает возможность делать всё, что угодно – она ограничена законами. Вопрос равенства и справедливости мы рассмотрели здесь. Опираясь на различных авторов, солидарность можно кратко определить следующим образом:

  • Коллективное взаимное чувство ответственности, которое обусловлено общими интересами;
  • Находит своё выражение в поведении, служащем благу сообщества и иногда не отвечающем собственной краткосрочной выгоде;
  • Выходит за рамки формального притязания на взаимную справедливость.

Наш журнал расширяет и конкретизирует список ценностей: мы приводим его в статье о прогрессивных ценностях – они и являются основой прогрессивной социал-демократии. На наш взгляд, они позволяют более полно прорабатывать стратегию современной политики социал-демократов.

В экономическом плане эсдеки выступают за смешанную экономику (другой термин – «скоординированная рыночная экономика»), социальное государство, прогрессивный налог, развитие обрабатывающей и/или инновационной промышленности. Прогрессивные социал-демократы лишь дополняют эти требования расширением принципов прогрессивного налогообложения и социального государства, а также добавляют некоторые другие штрихи – общую картину такой экономики мы обрисовали здесь.

Социал-демократы поддерживают светское государство, борьбу с расизмом и ксенофобией, гендерное равноправие. В вопросе получения рычагов для введения всех этих преобразований эсдеки выбирают демократический приход ко власти, а в условиях авторитарного государства – работу над созданием немонолитности и сотрудничество с демократическими движениями в рамках широкой коалиции (в условиях авторитарного правительства не исключена и революционная смена власти, при отсутствии у режима способности идти на компромисс).

Вместе с тем одна из сильных сторон социал-демократии – отсутствие догматизма и способность меняться, адекватно отвечая на современные вызовы. Авторы «Основ социальной демократии» отмечают:

Преимущества представительной демократии

В представительной демократии власть осуществляется представителями населения — депутатами и другими выборными органами исполнительных и судебных структур, основным призванием которых является выражение интересов различных классов, социальных категорий, слоев общества, политических партий и общественных организаций.

Сильной стороной представительной демократии считается широкий спектр возможностей для поиска и реализации эффективных решений. Данные условия формируются с помощью участия в процессе профессионалов, компетентных лиц, а также благодаря более рациональной организации политической системы.

Высокая компетенция лиц, принимающих государственные решения

Конкурентоспособность представительной демократии объясняется вопросом ответственности за решения, которую население в большинстве граждан не хочет возлагать на себя. Для того чтобы принять публично-властное решение необходимо ясно понимать задачи, действовать решительно, выражать политическую волю и принимать конкретную личную ответственность за результат действий.

Подобными качествами обладают профессиональные специалисты, которые имеют соответствующую квалификацию и опыт. Лица с высокой компетенцией, принимающие государственные решения во вверенной им гражданами зоне ответственности, демонстрируют более эффективные результаты.

Оперативная и эффективная политическая деятельность

Представительная демократия обеспечивает свободу общественного строя и высокую эффективность в решении общественных задач, благодаря чему государство приобретает политическую стабильность и порядок.

Оперативность и эффективность политической деятельности заключается в следующем:

  • рациональная организация политической системы;
  • четкое разделение труда;
  • высокая степень ответственности и компетенции лиц, которые принимают решения.

Условиями для достижения высокой эффективности государственной деятельности в режиме представительной демократии являются:

  • согласие граждан по ключевым вопросам совместного проживания в стране;
  • демократические принципы признаны подавляющим большинством населения;
  • преобладает индивидуалистическое сознание, при котором приоритет отдается ценности личности по отношению к коллективу;
  • нравственная готовность граждан идти на компромисс, уважать ограничения и соблюдать дисциплину.

Канада (9,15)

На протяжении всей своей истории Канада была конституционной монархией. Сейчас это федеративное государство, объединяющее 3 территории и 10 провинций. В основу канадского парламентаризма положены прочные демократические традиции. Законодательные обычаи здесь в основном позаимствованы из метрополии – от британского парламента, однако между ними есть и немало отличий.
В Канаде более строгая партийная дисциплина. Не все голосования признаются в качестве вотумов доверия правительству, это снижает значимость депутатов, не занятых в кабинете министров. Зато растёт влияние депутатской задней скамьи, если её представители входят в те или иные парламентские комитеты. Канадская политическая система продолжает развиваться. Правительство оказывает влияние на государственную службу как на одну из своих ветвей. В судебных решениях по поводу законодательства до сих пор упоминается Канадская хартия прав и свобод, благодаря чему государственное устройство Канады больше напоминает конституционную демократию, чем парламентскую систему.

Социал-демократия и формулирование политики будущего

Главная цель всякой достойной и благоразумной политики – это достижение общего блага. Это реализуется при помощи средств изменения среды, в которой живет человек общество, и формулируется как процесс перспективного будущего. Грамотная политика основывается на умелом социальном прогнозировании.

  1. Урри Д. Как выглядит будущее? Пер. с англ. А. Матвеенко; под науч. ред. С. Щукиной. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 320 с.
  2. Meyer, Henning, and Jonathan Rutherford, eds. The future of European social democracy: Building the good society. Palgrave Macmillan, 2012.
  3. Мацонашвили Т.Н. Утопия и реальность в социал-демократическом проекте будущего // Актуальные проблемы Европы. 2006. № 3. С. 153–182.
  4. Орлов Б.С. Социал-демократическая теория – не абстракция, а основа для практической деятельности в XXI веке. Размышляя над работами Томаса Майера // Актуальные проблемы Европы. 2006. № 3. С. 137–152.

Примеры стран с демократическим режимом

Согласно исследованиям, в десятку самых демократичных стран входят европейские страны (Исландия, Швеция, Дания, Финляндия, Ирландия, Швейцария, Норвегия), а также Новая Зеландия, Канада и Австралия.

Вершину списка занимает Норвегия, где действует конституционная монархия. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, контролирующему деятельность правительства.

Члены парламенты избираются народом. Политический плюрализм обеспечивают 9 партий, действующих в этом органе. Партия, которая победила на выборах, назначает своего лидера на должность главы правительства.

Для многих США – синоним демократии, однако Штаты в рейтинге ниже большинства развитых европейских стран. Конституция обеспечивает принцип разделения властей.

Интересы народа защищает Конгресс, состоящий из двух палат – сената и палаты представителей. Президент, являясь главой исполнительной власти, избирается коллегией выборщиков.

Каждый штат через голосование выдвигает от своего имени определенное число выборщиков. Плюрализм выражен слабее – влияние поделено между двумя крупными партиями – республиканцами и демократами.

Признаки демократии

  • Граждане избирают представителей власти. Для реализации этого условия существования демократии проводятся свободные выборы. Кандидаты выдвигают себя на предполагаемый государственный пост, а народ в лице каждого представителя (гражданина) принимает суверенное решение в пользу или против того или иного кандидата. Внешнее влияние либо силовое давление на волеизъявление избирателя исключается.

  • Независимые СМИ. Средства массовой информации имеют возможность информировать население о принимаемых в государстве политических решениях, возможных альтернативах действующей власти и общественно значимых событиях. Ангажированность СМИ любой из политических сил, партий или давление на них не допускается.
  • Оппозиция. Понятие происходит от латинского «oppositio» – возражение. Оппозиция – это политическая сила(-ы), противопоставляющая себя действующей власти, критикующая ее. Демократическое правление обеспечивает гарантии соблюдения права меньшинства в т. ч. и на оппозицию при условии подчинения их мнению большинства. Оппозиционные партии обладают полнотой прав на открытое и беспрепятственное отстаивание политической и общественной точки зрения, и конкуренцию с другими силами, включая избранную большинством власть. В условиях демократии оппозиции обеспечивается государственная поддержка. Многопартийность – базовое условие существования демократии. Наличие в государстве выраженной демократической оппозиции свидетельствует об условной, но не фактической демократии в государственном устройстве.
  • Мораль, как социальное регулирование. Демократия предполагает наличие и свободу реализации широкого спектра прав и свобод для граждан. Социальная защищенность стоит в приоритете. Это делает общество более гуманным и нравственно-ориентированным. Моральные нормы наряду с Конституцией со временем начинают выполнять негласную регуляторную функцию в личных и общественных взаимоотношениях.
  • Гарантия прав и свобод личности. Права и свободы граждан, как и обязанности зафиксированы в главном законодательном документе — Конституции. Они предоставляются всем без исключения гражданам вне зависимости от пола, расы, возраста, социального и профессионального статуса и политических воззрений.

Гарантом соблюдения прав и свобод является государство.

  • Консенсус и компромиссное решение. В условиях демократии все ключевые решения по общественному и политическому регулированию жизни государства и общества принимаются на основе двух принципов: консенсуса (достижения общего согласия всех граждан в принятии решения) либо компромиссного решения (соглашения, достигнутого в условиях уступок всех заинтересованных сторон, которое в той или иной мере удовлетворяет интересам каждой).
  • Принцип плюрализма мнений. Каждый гражданин и (или) политическая сила имеет право свободно выражать свое мнение и волю. Никакая идеология не может быть объявлена в качестве государственной или иметь преимущественное значение.
  • Принцип разделения ветвей власти. Каждый орган государственного управления имеет ограниченный спектр полномочий. В современной демократии таких органов три: судебная, законодательная и исполнительная власть. Каждая из них обладает автономией, ограниченной Конституцией или иным верховным сводом законов, и не имеет права влиять на деятельность другой.

Современные демократические государства

В мире существует множество государств, которые тем или иным образом заявили о своей демократичности, но образцовыми демократиями мира считаются:

  • США;
  • Германия;
  • Франция;
  • Швеция;
  • Канада;
  • Норвегия;
  • Италия;
  • Испания.

В России представительная демократия обеспечена возможностью выборов в Государственную думу и формирования Совета Федерации, а также органов местного муниципального самоуправления. Каждый уровень власти имеет особые полномочия и отвечает как перед вышестоящими властными инстанциями, так и перед народом (избирателями). Это фундаментальные признаки демократического государства.

Минусы представительной демократии

Представительная демократия — политический режим с основным источником власти в лице народа, при котором функция управления страной делегируется различными представительными органами, избираемыми гражданами.

В современном мире представительную демократию можно считать ведущей формой политического государственного строя.

Суть репрезентативного режима сводится к следующему:

  • граждане опосредованно участвуют в принятии решений;
  • в органы управления выбираются народные представители;
  • власть принимает законы и отдает распоряжения в интересах граждан.

Представительная демократия проявляется следующим образом:

  • парламент принимает законы, утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, ратифицирует и проводит денонсацию международных договоров;
  • правительство формирует парламент;
  • в большинстве стран с представительной демократией правом законодательной инициативы обладают группы из нескольких депутатов, президенту или монарху, либо отдельным депутатам;
  • осуществление парламентского контроля над правительством.

В теории представительная демократия демонстрирует высокую эффективность. На практике данный режим обладает существенным недостатком, который проявляется при организации выборов. Избирателям приходится отдавать голоса за малознакомых им представителей, которые не представляют интересы всех классов населения.

Отрыв представителей власти от избирателей

Наиболее распространенной проблемой, которая встречается в государствах с представительной демократией, является отрыв власти от избирателей. Официальные представители граждан фактически отстраняются от своих избирателей в перерыве между выборами. Таким образом, теряется суть демократии, как народовластия. Сложная иерархическая система управления приводит к бюрократизации власти, отрыву депутатов и чиновников от рядовых граждан.

Возможности для групп влияния

При представительной демократии определенные группы, осуществляющие управление государством и влияющие на политические процессы, получают широкие полномочия и возможность манипулировать имеющимися инструментами власти для принятия решений в пользу собственных интересов. Чрезмерно большая свобода представительных органов ущемляет политическое равенство и права населения принимать участие в политическом процессе. Приоритет получают держатели интересов и капитала.

Ослабление демократического контроля

В результате подрыва ключевых демократических ценностей ослабляется контроль за действиями органов управления. В данных условиях можно наблюдать, как в стране нарастают авторитарные тенденции. Предпосылкой к таким процессам служит оттеснение законодателей исполнительной властью. По причине практически полного отчуждения граждан от политических решений легитимация власти ослабляется.

Что такое «права личности», какими они бывают?

Само понятие «право человека» означает совокупность неких правовых взаимоотношений индивидов в обществе, а также их отношения с самим обществом и государством в целом. Люди не только могут действовать, соотносясь непосредственно со своим выбором, но и имеют основания для получения некоторых жизненно важных благ.

Все права, которые обеспечивают людям свободу волеизъявления и образа жизни, называются «свободами». Нужно заметить, что демократический политический режим основывается на этих понятиях: из него ничего нельзя убрать, чтобы государственный строй мог иметь право называться таковым.

Что же касается определенных свобод личности, то различают негативные и позитивные. К первым относятся обязанности государства, которые направлены на защиту жизни и здоровья граждан от любых актов насилия, включая недозволенные аресты, пытки и прочие попрания основополагающих основ личности. Ко второй категории относится обязательное предоставление человеку качественного образования, медицинских услуг и условий работы. Есть еще личные, политические, экономические и прочие права человека.

Социал-демократия и религиозный вопрос

Религиозный вопрос в политике социал-демократов отражает плюралистическую природу выбора. Социал-демократия признаёт как право веры, так и право неверия. Человек должен иметь одинаково равный доступ как к религиозной, так и к антирелигиозной литературе, в частном порядке удовлетворяя свою потребность в вере или безверии, а в публичном – в удовлетворении своей потребности не принуждать других в соучастии или ущемлять их права и свободы. Признаётся также позиция религиозного абсентизма. Социал-демократы негативно относятся к религиозному терроризму, и ведут борьбу против него.

  1. Nawaz M., Harris S. Islam and the future of tolerance. Harvard University Press, 2015.
  2. Ayaan, Hirsi Ali Heretic: Why Islam Needs a Reformation Now. Harper, 2015.
  3. Рассел Б. Почему я не христианин. Избранные атеистические произведения. М.: Политиздат, 1987. 334 с.
  4. Warraq I. Why I Am Not a Muslim. Prometheus, 1995.

Принципы

Виды демократии являются очень важным вопросом не только для политиков, но и для обычных людей. Однако не менее интересно узнать о ее принципах:

  1. Признание верховной власти народа, юридическое закрепление суверенитета. То есть именно общество обязано иметь возможность создавать законы, формировать конституцию, выбирать представителей.
  2. Выборность органов власти. Она является периодической. Кроме того, практически все виды демократии предусматривают возможность народа свободно выбирать и переизбирать органы власти. Человек, который является представителем народа, не имеет права узурпировать власть или оставаться на своей должности дольше назначенного времени.
  3. Каждый гражданин может участвовать в управлении страной, независимо от его вероисповедания, социального положения или пола.
  4. Принятие и осуществление тех решений, которые были приняты большинством.
  5. Политическая свобода, которая позволяет людям выбирать подходящий государственный строй, направленный на защиту их прав.
  6. Разделение властей. То есть каждая ветвь управления государством имеет ограниченный круг полномочий. На сегодняшний день существует судебная, исполнительная и законодательная власть.
  7. Разнообразие общественных явлений – плюрализм. Он предусматривает большое количество и свободный выбор политических партий, общественных организаций, которые действуют в рамках конституции.

Власть народа: признаки и виды

Согласно одному из ряда определений, под демократией понимается такой способ организации политической системы, который даёт гарантию личности принимать участие в политических процессах. Иными словами, если в тоталитарном и авторитарном обществах основные вопросы решает группа людей, находящаяся у власти, или лидер государства, то в демократическом до принятия политических решений допущены все (или почти все) граждане. Ограничение их прав в данной системе возможно только на основании закона.

Рассматривая основополагающие признаки демократии, отметим, что к ним относятся, во-первых, признание народа источником власти в государстве. Это означает, что высшая государственная власть, по сути, принадлежит народу, который сам решает, кому её передоверять. Второй характерной чертой демократического политического режима является равноправие граждан, то есть их равный доступ не только к возможностям, но и к реальным способам осуществления и политической власти, и иных своих прав во всех сферах общественной жизни.

Следующая черта — это подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Следует отметить, что не все исследователи считают этот признак соответствующим традициям демократии. В американской политической философии нередко говорят, что демократия — это когда два волка и один ягнёнок решают, что сегодня вечером будет на ужин. В действительности то, что меньшинство должно подчиняться большинству, вовсе не означает, что у первого нет никаких прав. Они есть и определены законом. И большинство должно их уважать.

Ещё одной важной характеристикой демократии является выборность основных органов государства. Даже в условиях монархического правления премьер-министр, депутаты парламента и прочие государственные чиновники избираются народом и непосредственно зависят от него.. А

П. Рябушкин. Новгородское вече, конец 19 века. (regnum.ru)

А. П. Рябушкин. Новгородское вече, конец 19 века. (regnum.ru)

По самому общему основанию (речь пойдёт о видах) демократию можно разделить на непосредственную (прямую) и представительную. В первом случае люди сами осуществляет политическую власть, во втором — через своих представителей, избранных в органы власти.

Нередко говорят, что два этих вида демократии как бы исключают друг друга. На самом деле они представляют собой две стороны одной и той же монеты. Непосредственная демократия немыслима без представительной, а представительная не имеет смысла без непосредственной.

Исторический пример действия прямой демократии даёт нам Новгородская феодальная республика, где главным органом управления было народное собрание — вече. Однако это вовсе не означало, что в Новгороде отсутствовали институты представительной демократии. Избирался воевода, приглашался князь, существовала должность архиепископа. Всё это означало, что люди не могли осуществлять все государственные полномочия в полном объёме.

Также некоторые исследователи считают, что между непосредственной и представительной есть промежуточная форма — плебисцитарная демократия, когда люди выражают своё мнение, с одной стороны, непосредственно, с другой, — через определённые органы власти.

«Стабилизирующие конструкции»

На эти базовые принципы опирается любой демократический режим власти. Впрочем, каждый человек наверняка понимает, что все эти нормы и правила – не более чем ширма и условность, если главы государств не руководствуются ими, не опираются на какие-то базовые принципы. Основной опорой, на которой держится современное общество, является право частной собственности любого гражданина.

Если же говорить о политических опорах и основах демократии, следует упомянуть следующие «несущие конструкции»: во-первых, все тот же плюрализм, который гарантирует многопартийность и сдерживание внутриполитических течений; во-вторых, это правило разделения государственной власти на три ветви. Каждая из них уравновешивает другую. Наконец, это система выборов, которая гарантирует возможность смены государственной власти посредством свободного волеизъявления граждан.

Наконец, все это было бы невозможно без существования действенных законов, а также рабочей системы правосудия, которая делает всех людей равными перед лицом закона. В теории судить можно как рядового гражданина, так и президента, что должно обеспечивать сдерживание некоторых стремлений правящей верхушки. Конечно же, на деле все бывает далеко не так идеально.

Случаи, когда верхушка властной вертикали оказывается фактически недосягаемой для закона — не редкость в нашем мире. Конечно же, с этим нужно бороться, так как подобное положение дел внушает чувство неуязвимости и ненаказуемости.

Демократический строй: основные характеристики

Кроме вышеназванных свойств демократии существуют также не менее значимые характеристики демократического режима, первой из которых является парламентаризм. Согласно этому признаку, в политическом управлении страны парламент занимает центральное место и имеет преимущественное право в принятии законов.

Следующей характеристикой демократического строя является политический плюрализм (от латинского слова pluralis — множественный), который предполагает уважение чужого мнения, сосуществование различных точек зрения на процесс развития общества, возможность для каждого человека свободно выражать свою позицию. Некогда даже Мао Цзэдун говорил: «Пусть соперничают сто школ, пусть расцветают сто цветов». Но после того, как люди в коммунистическом Китае стали свободно высказывать свои точки зрения, «великий кормчий» поменял позицию. В Поднебесной начались репрессии. В демократическом политическом режиме такой итог, конечно, недопустим.

Следующими характеристиками демократического политического режима являются толерантность (от латинского tolerantia — терпение, принятие) и консенсус (от латинского consensus — единодушие, единочаяние). В первом случае это терпимость к чужим мнениям, чувствам, обычаям, культуре. Во втором — существование в обществе прочного согласия по основным ценностям или принципам действия.

Гражданское общество и правовое государство — это ещё две важные характеристики демократического режима. Отметим, что существование первого невозможно без наличия второго.

В заключение следует сказать, что американская неправительственная организация Freedom House, публикующая результаты ежегодного анализа состояния свободы в мире, зафиксировала, что если в 1980 году в мире насчитывалась 51 свободная страна, то в 2019 году их число возросло до 83.

Предпосылки возникновения

Первопричинами становления этого режима стало бурное развитие торговли и товарооборота между разными государствами, а также отток производства и научно-технической мысли в города. Кроме того, свою роль привнесла и колониальная экономика, которая предполагала полное переориентирование производства. В то же время произошло немало важнейших научных открытий, которые повысили роль транспорта и позволили в значительной степени механизировать производство.

Все это привело к тому, что между наследственной аристократией и «новыми европейцами», которые разбогатели благодаря торговле, начало быстро нарастать напряжение. Все эти факторы потребовали полностью пересмотреть права третьих сословий, да и с государственной властью требовалось что-то делать. В общем-то примерно так и возник демократический режим в более-менее современном его понимании.

Деятели европейских стран в конце концов смогли победить абсолютизм, всеми силами препятствовавший возникновению среднего класса, который в будущем стал социальной основной большинства государственных режимов во всем мире.

Плюрализм, множественность демократического общества

Чем еще характеризуется демократический режим? Признаки его множественны, но одним из основных является плюрализм. Проще говоря, в общественно-политической жизни страны обязательно должны присутствовать несколько партий, общественных и политических движений, организаций, фондов и т. д

Важно! Существует одно исключение, то есть авторитарно-демократический режим, который свойственен некоторым восточным странам

Там могут применяться практически все нормы и принципы демократии, но при этом запрещено создание конкурирующих партий. Но все же это – всего лишь исключение. Несколько партий в современном обществе действительно необходимы.

Все они в любой момент времени находятся в состоянии противостояния и естественной конкуренции, защищая и отстаивая право человека на самоопределение и свободу волеизъявления. Плюрализм – антипод авторитарных и тоталитарных режимов. К признакам, которые указывают на его существование, следует отнести следующие моменты:

  • Субъекты политики множественны, но при том самостоятельны; в государстве существует четко выраженное разделение власти.
  • В стране нет политической монополии, выраженной в засилье одной-единственной партии.
  • Это вытекает из предыдущего пункта: в государстве обязательно должно существовать несколько разнообразных партий во власти, каждая из которых может отстаивать взгляды и интересы тех избирателей, благодаря которым она пришла к власти.
  • Человек не только может выразить свое мнение и изъявить свою волю: государство обязано предоставить для этого несколько способов, которые охватывают всех дееспособных граждан.
  • Элиты должны быть самостоятельны, независимы как от действующей власти, так и от третьих сил.
  • В рамках закона дозволяется широкое разнообразие политических взглядов.

В странах СНГ (которого фактически уже нет) в настоящее время прослеживается тенденция к развитию реального плюрализма. Увы, но в тех же бывших среднеазиатских республиках бывшего СССР все это зачастую является пустой формальностью, за которой прячется жесткая тоталитарная система.