Оглавление
Помощники Деметры
Деметра, хоть и была покровительницей земледелия и плодородия, по верованиям греков не могла уследить за порядком на всей территории Древней Греции. Поэтому она обзавелась своеобразными помощниками в различных отраслях земледелия. Древнегреческая мифология рассказывает о нескольких божествах, олицетворяющих собой растительный мир. Так как они считались второстепенными и зачастую имели человеческое происхождение, имена их редко упоминались в литературных источниках. Зато сохранились барельефы и фрески, изображающие Деметру со свитой.
Предполагают, что все они являлись духами лесов, полей, цветов и деревьев. Именно они помогали богине плодородия слышать «шёпот земли», а также доносили до неё мольбы земледельцев об урожае или просьбы о помощи.
Посейдон
Брат Зевса, повелитель моря, рек, озер и океанов. Он олицетворял мужество, бурный нрав, вспыльчивый характер и неземную силу. Будучи покровителем мореплавателей он мог накликать голод, переворачивать и топить корабли и вершить судьбы рыбаков в открытых водах. Посейдон тесно связан с землетрясениями и извержениями вулканов.
Брат Посейдона и Зевса, которому подчинялся весь подземный мир, царство мертвых. Единственный кто не жил на Олимпе, но по праву считался олимпийским богом. Все умершие отправлялись к Аиду. Хоть люди и боялись даже произносить имя Аида, в древней мифологии он представлен холодным, непоколебимым и безразличным богом, чье решение должно беспрекословно выполняться. В его темное царство с демонами и тенями умерших, куда не проникают солнечные лучи, можно только войти. Обратной дороги нет.
Семейная жизнь
Какова тайна имени Деметра? Эта женщина, при всей своей кажущейся безалаберности, страстно мечтает о семье. Влюбившись, становится серьезной и ответственной. Деметру будто бы подменяют. Ее жизнь делится на до и после. До — это была необузданная барышня, эгоистичная, неспособная взглянуть на себя со стороны. После — ответственная, серьезная женщина. Любящая жена, отличная кулинарка и домохозяйка. Муж гордится своей красавицей-женой. Хвалится ее талантами и преданностью.
Дети у Деметры часто вырастают избалованными. Она любит их сверх меры. И совсем не держит в строгости. В итоге дети садятся на шею своим родителям. И если отец с этим борется, то мама, чье имя Деметра, потакает капризам своих отпрысков.
Но вместе с тем учатся дети хорошо. Посещают разные секции и кружки. Мать вкладывает в них всю свою душу.
Деметра так же была богиней подземного мира
Деметра рассматривалась также как богиня Земли и мира подземного. В одном из региональных подразделений Греции т. Аркадия, Деметра была изображена как богиня с чешуей змеи, держащая дельфина в одной руке. Такое представление должно было символизировать ее господство над подземным миром, воздухом и водой. Согласно аграрной вере в древней Греции, новая жизнь всегда прорастает из останков мертвого тела, точно так же, как новое растение возникает из погребенного семени. В контексте этой аграрной веры афиняне называли мертвых именем «Димитрий». Более того, в городе Спарта Деметра называлась Деметра-Хтония. В древнегреческой религии слово Хтония относится к божествам или духам, принадлежащим к подземному миру.
Бюст Деметры — римская копия греческого оригинала IV в. До н.э.
Артемида
Богиня лесов и охоты, сестра Аполлона. Покровительница растительности и плодородия. Девственность богини тесно связана с идеей рождения и половых отношений.
Помимо 12 главных олимпийских богов среди греческих небожителей имелось множество не менее значимых и авторитетных имен.
Дионис. Бог виноделия и всех природных сил, делающих человека счастливым.
Морфей. В его объятиях был каждый. Греческий бог сновидений, сын Гипноса — бога сна. Морфей умел принимать любую форму, точно копировать голос и являться людям во снах.
Эрот. Сын Афродиты и по совместительству бог любви. Милый мальчик с колчаном и луком метко бросает в людей стрелы, которые зажигают в сердцах богов и людей нерушимую любовь. В Риме ему соответствовал Амур.
Персефона. Дочь Деметры, похищенная Аидом, который утащил ее в свое подземное царство и сделал своей женой. Часть года она проводит наверху с матерью, остальное время живет под землей. Персефона олицетворяла зерно, которое посеяно в землю и оживает в то время, когда выходит на свет.
Гестия. Покровительница домашнего очага, семьи и жертвенного огня.
Пан. Греческий бог лесов, покровитель пастухов и стада. Представлен с козлиными ногами, рогами и бородой со свирелью в руках.
Ника. Богиня победы и постоянная спутница Зевса. Божественный символ успеха и счастливого исхода всегда изображается в позе быстрого движения или с крыльями. Ника принимает участие во всех музыкальных состязаниях, военных предприятиях и религиозных торжествах.
И это еще не все греческие имена богов:
- Асклепия — греческий бог врачевания.
- Протей — сын Посейдона, морское божество. Обладал даром предсказывать будущее и менять обличие.
- Тритон — сын Посейдона, приносил новости из глубин морских, трубя в раковину. Изображен как смесь коня, рыбы и человека.
- Эйрена — богиня мира, стоит у олимпийского трона Зевса.
- Дике — покровительница правды, богиня, не терпящая обмана.
- Тюхе — богиня удачи и успешного случая.
- Плутос — древнегреческий бог богатства.
- Энио — богиня яростной войны, вызывающая бешенство в бойцах, вносящая смуту в битву.
- Фобос и Деймос — сыновья и спутники Ареса, бога войны.
Отважные потомки верховного бога
Кроме дочерей, Зевс мог похвастаться наличием наследников мужского пола. В законных браках у него родилось всего два сына – кровожадный бог войны Арес и хромоногий дока Гефест. Стремясь пополнить армию потомков, хозяин Олимпа вступал в союзы со многими представительницами прекрасного пола. От связи с Ледой, кроме Елены, родились близнецы-диоскуры – Кастор и Полидевк. Даная подарила «супругу» легендарного Персея, убившего кровожадного Минотавра. От Европы появились на свет три брата – Минос, Радамант и Сарпедон, ставшие впоследствии легендарными царями. Сколько еще было у Зевса сыновей – точно неизвестно. Уж очень любвеобильным был главный бог Олимпа.
Гефест
Влияние Гефеста на жизнь обычных греков было велико – он был богом огня и кузнецом. Гефесту поклонялись строители и кузнецы, как величайшему созидателю. Гефест, в свою очередь, не портил заклёпки на кораблях и не гнул мечи. Известен он в первую очередь тем, что огонь из его мастерской украл Прометей для первых людей, которые не могли спастись от опасностей мира без огня. За это титан был привязан к скале цепями.
Покровитель кровавой войны. Арес не способствует ведению войны справедливой и вынужденной, как Афина. Наоборот, война ради войны, раздор, коварство, ненужное кровопролитие – это сфера интересов Ареса. Поскольку кровавые войны сопровождали Элладу на протяжении всей её истории, имя Ареса было у всех на слуху. Храмы Ареса не были таким распространенным явлением, как святилища Афины. Известно, что в Спарте Арес представлялся как образцовый солдат: выносливый, волевой и несокрушимый. Аресу иногда приносили в жертву животных перед битвами.
Боги Древней Греции: список, имена и описание
Боги Древней Греции – интересная часть мифологии и культуры людей, живших в античные времена. В верованиях греков, разнообразные духи, а также и высшие существа разных порядков упорядочены в чёткую иерархию. Практически всё: явления природы, объявление какой-либо войны, заключение мира, праздники – греки объясняли божественным вмешательством. Каждое божество повелевало чем-либо, они обладали собственными зонами ответственности, а без них жизнь возможной не представлялась. Главными среди всех были «олимпийцы», т.е. боги Олимпа – 12 божеств, которые, будучи детьми титанов, низложили их и стали править самостоятельно. Хоть это и легенды, но греки им приносили дары, жертвы, у них они просили об одолжениях.
Вершина Олимпа – прибежище самых могущественных существ мира, по мнению древних авторов. Здесь обитали боги, которые управляли важнейшими стихиями и защищали важнейшие ремёсла греков. Греческая мифология представляет богов третьего поколения (вторыми были титаны, которых свергли олимпийцы, а титаны в свою очередь низложили ещё более древних божеств) во многом похожими на людей. Во времена Гомера бессмертные и смертные создания жили совсем рядом.
Зевс – третий сын Кроноса, старшего титана. По приданиям, он захватил власть и воцарился на Олимпе, косвенно создал людей (поручил Прометею), дал им совесть, а также придумал устройство городов, общественной жизни и управлял судьбой. Так как в предримские времена Греция состояла из сотен городов-государств (полисов), управление городской жизнью было важнейшим элементом этой страны. Полисы держали на себе всю страну, а полисы на себе держал Зевс. При разделе мира Зевсу досталось небо, концентрация вселенской силы, глубочайшая и наиболее могущественная стихия. Власть Зевса была неоспорима, он был царём Олимпа.
Гера – жена и одновременно сестра Зевса. Гера – наиболее могущественная из женщин Олимпа, по легендам древних греков. Большая часть эпоса, связанного с ней, рассказывает о противостоянии Геры с многочисленными детьми Зевса от смертных женщин (например, с Гераклом), что нередко приводит её к противостоянию и с мужем. Ему она, однако, подчиняется. Её удел – защита брака, а также матери во время родов.
Деметра — богиня урожая и сельского хозяйства
В древнегреческой религии и мифах Деметра — богиня урожая и земледелия, руководящая зерном и ответственная за плодородие земли. Деметру считали «матерью -богиней», богиней зерновых, которая дает зерно для хлеба и благословляет своих уборщиков урожая. Будучи богиней земледелия, Деметру обычно изображают с пучками зерна и маков в руках. Слово Деметра связано с греческими словами da («земля») и метром («мать»). Таким образом, имя богини переводится как «богиня земли», что согласуется с тем, что она богиня урожая и сельского хозяйства. Греки посвятили храм Деметре, который был расположен в периферийной области села на острове. Храм Деметры был построен около 6 века до н.э., и в конце концов заменил церкви в последующие века.
Рельеф Деметры в Помпеях, изображающий ее как богиню земледелия
Деметра – любящая мать и карающая сила
Многие мифы о Деметре связаны с периодом поисков Персефоны. Эти предания открывают нам особенности взаимоотношений богини с другими олимпийцами или мифическими существами.
Например, сказание о сиренах говорит, что изначально они были вовсе не чудовищами, а девушками с прекрасными голосами. Именно в компании сирен Персефона гуляла во время своего похищения.
Узнав о том, что подруги-волшебницы не смогли защитить её дочь, Деметра в гневе обратила их в полуженщин-полуптиц. В “Одиссее” Гомера рассказывается о злости сирен, что завлекали своим пением странников, а затем терзали их до смерти.
Предания рассказывают, что Деметра путешествовала по миру в облике смертной женщины. Когда она прибыла в Элевсину, местный царь радушно принял её, не зная о том, что перед ним – богиня. Деметра заметила, что юный царевич болен и, чтобы излечить малыша, напила его своим грудным молоком.
Младенец не только мгновенно выздоровел, но и стал взрослым. Благодаря Деметре юный Триптолем узнал об искусстве сельского хозяйства. Позднее он отправился на крылатой колеснице по всей Греции, чтобы рассказать народу о знаниях, переданных ему богиней.
Скульптура Деметры в Лувре
Иногда Деметра демонстрирует свой грозный нрав по отношению к тем, кто нарушил вечные законы. Фессалийский правитель Эризихтон однажды приказал вырубить всю священную рощу, принадлежащую богине.
Его слуги выполнили приказ, однако побоялись тронуть вековой дуб, что был посвящён самой Деметре. Тогда Эризихтон схватил топор и лично срубил дерево, с каждым ударом убивая нимфу, что находилась внутри дуба. Рассерженная Деметра не могла простить такого. Она вселила Лимосу, богиню голода, в тело царя. Чем больше он ел – тем более голодным себя чувствовал. В итоге Эризихтон съел самого себя.
Почитание Деметры было связано с Элевсинскими мистериями, что проводились в Древней Греции. Эллины старались отразить историю жизни богини, её страдания из-за потери дочери и радость ежегодной встречи с Персефоной. Для греков Деметра была не просто великой богиней, но и той, что понимала нужды народа, одной из самых “человечных” представительниц Олимпа.
История Деметры
Богиня Деметра была дочерью Реи и Кроноса. Рея и Кронос — боги второго поколения, из так называемых «титанов», рожденных от Урана (Неба) и Геи (Земли). Титаны вступали друг с другом в брак и рождали детей. Рождала детей и Рея от Кроноса. Но Кронос, боявшийся, чтобы царская власть не досталась кому-то другому, пожирал новорожденных, как только младенец попадал к нему на колени. Проглотил Кронос и свою дочь Деметру. Но Рея с помощью родителей — Урана и Геи — смогла обмануть нечестивого отца своих детей и не отдать ему младшего сына Зевса. Рея спрятала новорожденного на Крите, а Кроносу дала завернутый в одеяло камень, который тот проглотил, не заметив обмана.
Когда Зевс вырос, он освободил всех своих братьев и сестер из чрева отца. В благодарность эти боги, среди которых была и Деметра, отдали спасшему их брату «гром вместе с палящей молнией», как сообщает Гесиод. Победив своего отца Кроноса, Зевс оказался правителем над людьми и богами, а Деметра стала одной из его жен и родила ему дочь. Дочь Деметры и Зевса звали Персефона, она была настолько прекрасной, что в нее влюбился дядя, брат Деметры и Зевса, Аид, бог подземного царства мертвых. Похищение Аидом прекрасной Персефоны стало одним из самых трагических событий в судьбе Деметры.
Кроме дочери Персефоны, Деметра имела сына Плутоса, олицетворявшего для древних греков богатство. Как пишет Гесиод, богиня родила его от смертного человека Иасиона-героя, предавшись с ним страстной любви на трижды вспаханном поле. Гомер в «Одиссее» уточняет, что после этого Зевс из ревности умертвил Иасиона, ниспослав на него огненный гром. А про Плутоса пишет Гесиод: «Бродит он, благостный бог, по земле и широкому морю всюду. И кто его встретит, кому попадется он в руки, тот богатеет и много добра наживать начинает». Другой сын Деметры и Иасиона по имени Филомел, наоборот, был беден. По преданию, он купил у своего брата Плутоса двух быков, запряг их в плуг, и стал первым хлебопашцем.
Легенда гласит, что Деметра дала возлюбленному Иасиону, первому из людей, зерна пшеницы. Именно он, с легкой руки богини, научил человечество земледелию. Вероятно, за это более поздние литературные источники причисляют его к божествам плодородия.
В Орфических гимнах Деметра воспевается, как «растящая юность, дарящая счастье, радующаяся многохлопотным трудам, сохраняющая семена, зеленые всходы и жатву». «Смертного люда кормилица, всем ты мила и желанна», — говорит о Деметре древний поэт.
Но Апулей наделяет Деметру, она же Церера, другими чертами. Встретив Психею, которую ищет разгневанная Венера-Афродита, Церера-Деметра отказывается помочь беглянке. Напрасно Психея умоляет ее, заклиная «десницей плодоносной, радостными жатвы обрядами, сокровенными тайнами корзин», Церера непреклонна. Признавшись, что жалеет Психею, она в то же время говорит, что не намерена ради нее портить отношения с Венерой, и предлагает радоваться тому, что не взяла ее под стражу, а оставила на свободе.
Главным же сюжетом, который лег в основу всех мифов о богине плодородия Деметре, стало похищение Аидом, богом царства мертвых, ее любимой дочери — Персефоны.
Это интересно: 66,Богиня Персефона: советы эксперта
Эпитеты Деметры
- Анфея — имя богинь — эпитет Деметры как матери Евбулея.
- Ахея (Ахена) — «Скорбящая» — эпитет Деметры.
- Геркинна — эпитет Деметры.
- Гермиона — имя Деметры и Персефоны в Сиракузах.
- Део («Део конеродная») — имя Деметры в пророчестве Пифии аркадянам.
- Деоида — Деметра либо её дочь, соблазнённая Зевсом в облике змеи.
- Европа («Широкоглядящая») — эпитет Деметры, святилище в Лебадии. Была кормилицей Трофония.
- Иул — демон снопа, почитавшийся в гимнах. Была Деметра Иуло.
- Каллигения — эпитет Деметры.
- Карпофора (дарительница плодов).
- Мелена (Мелайна) — см. Деспина.
- Просимна — эпитет Деметры.
- Сито — «Хлебодарная» — эпитет Деметры, её статуя в Сицилии. В микенских текстах упомянута si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния, «Владычица Хлеба»). См. также.
- Фесмофора («Законодательница/Закононосительница», «устроительница») — эпитет Деметры, как научившая людей земледелию, что послужило их переходу к оседлому образу жизни и появлению с этим новых порядков. Храм Деметры Фесмофоры и Коры в деме Галимунт. Храм Деметры Фесмофоры в Мегарах. Также есть божество Фесмодотейра.
- Фурия (Турия) — эпитет Деметры.
- Хлоя («Зеленеющая») — эпитет Деметры.
- Хтония — эпитет Деметры в Гермионе, ежегодные празднества, приносят в жертву четырёх коров. В Спарте её культ основан Орфеем.
- Эннея — эпитет Деметры. От места похищения Персефоны.
- Эриния («Мстящая») — эпитет Деметры в Фельпусе (Аркадия). Есть рассказ, что Посейдон преследовал Деметру, она превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия, но Посейдон уподобился жеребцу и овладел ею. Деметра омылась в Ладоне, и её называют Лусия (Омывшаяся). Деметра родила дочь, чьё имя нельзя разглашать непосвящённым, и коня Ариона.
Гефест
Сын Зевса и Геры. Он родился некрасивым, и Гера, не желавшая, чтобы ее уродливый сын оставался на Олимпе, сбросила его вниз. Гефеста воспитали морские богини Эвринома, дочь Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Он вырос некрасивым и хромым, но сильным.
Гефест был замечательным кузнецом: он создавал изумительные украшения из золота и серебра и это он выковал Ахиллу оружие и великолепный щит. Матери Гефест со временем отомстил, приковав ее к креслу. По одной из версий, позднее Зевс вышвырнул Гефеста с Олимпа за то, что он заступался за Геру. Упав с Олимпа, Гефест попал на остров Лимнос. Его женой была прекрасная богиня Афродита. Гефест (у римлян — Вулкан) — бог огня, бог-кузнец.
Деметра в Троянской войне
Троянская война велась против города Трои со стороны ахейцев (греки). Началась после того, как Парис похитил Елену у её мужа Менелая, царя Спарты. Хотя Зевс приказал богам и богиням оставаться нейтральными в Троянской войне, многие из них поддержали либо греков, либо троянцев. У Деметры была романтическая связь с Ясионом, как упомянуто выше. Троянцы были потомками брата Ясиона, Дардана; и таким образом Деметра хотела, чтобы Троя выиграла войну. Тем не менее, она оставалась относительно нейтральной в войне. Троянская война освещена во многих произведениях греческой литературы, особенно в «Илиаде Гомера». Поскольку Деметра играла незначительную роль в войне из-за ее нейтралитета, она упоминается лишь в Илиаде.
Культ Деметры
Культ Деметры был распространен по всему Средиземноморью. Богиню плодородия почитали греки, римляне, и другие народы. В каждой культуре она носила свое имя, а то и несколько имен — Деметра, Церера, Гермиона, Сито, Хлоя и множество других.
Древние греки устраивали в честь Деметры Тесмофории — это праздник, который длился в течение пяти дней. Для проведения ритуала избирались богатые и знатные женщины, которые, в том числе, брали на себя все расходы по проведению торжества. В первый день праздника женщины собирались в процессию и шли поклониться в храм богини Деметры. Во второй день совершалось жертвоприношение — в жертву приносили свиней. В третий день женщины шли процессией, неся на головах книги, в которых содержались законы, данные Деметрой. Четвертый день был посвящен посту и скорби в память о разлуке Деметры с Персефоной, а на пятый день устраивали веселый пир с музыкой и танцами. Тесмофории проходили как в Афинах, так и во многих других городах Древней Греции.
Самым известным культом Деметры были Элевсинские мистерии, зарождение их относится еще к микенской эпохе, то есть приблизительно к 1500 году до нашей эры. А город Элевсис, где мистерии проводили в течение 2000 лет, существует и сейчас. Он расположен в двадцати двух километрах от Афин, на побережье Аттики.
Именно в этот город пришла скорбящая о разлуке с дочерью Деметра для того, чтобы жить среди смертных. Первым жрецом Деметры стал тот самый царь Келей, в доме которого тогда остановилась богиня. С тех пор в городе проходили Малые — в феврале — и Великие — в сентябре — мистерии, посвященные Деметре. О тех и других известно мало, потому что письменных свидетельств о них, практически, не сохранилось.
|
|
|
Во время Малых мистерий приносили в жертву свиней, а во время Великих — быков. Великие мистерии продолжались девять дней, в течение которых совершались обряды в память о скорби Деметры, разлученной с Персефоной, и иллюстрирующие последующее возвращение ее возлюбленной дочери из царства мертвых.
Все обряды в культе Деметры были посвящены плодородию земли, размножению животных и чадородию людей. Веселые пиры, которые всегда включал в себя культ Деметры, свидетельствовали о радости, которая дана человечеству в изобилии урожая и рождении детей.
Артемида
Богиня лесов и охоты, сестра Аполлона. Покровительница растительности и плодородия. Девственность богини тесно связана с идеей рождения и половых отношений.
Помимо 12 главных олимпийских богов среди греческих небожителей имелось множество не менее значимых и авторитетных имен.
Дионис. Бог виноделия и всех природных сил, делающих человека счастливым.
Морфей. В его объятиях был каждый. Греческий бог сновидений, сын Гипноса — бога сна. Морфей умел принимать любую форму, точно копировать голос и являться людям во снах.
Эрот. Сын Афродиты и по совместительству бог любви. Милый мальчик с колчаном и луком метко бросает в людей стрелы, которые зажигают в сердцах богов и людей нерушимую любовь. В Риме ему соответствовал Амур.
Персефона. Дочь Деметры, похищенная Аидом, который утащил ее в свое подземное царство и сделал своей женой. Часть года она проводит наверху с матерью, остальное время живет под землей. Персефона олицетворяла зерно, которое посеяно в землю и оживает в то время, когда выходит на свет.
Гестия. Покровительница домашнего очага, семьи и жертвенного огня.
Пан. Греческий бог лесов, покровитель пастухов и стада. Представлен с козлиными ногами, рогами и бородой со свирелью в руках.
Ника. Богиня победы и постоянная спутница Зевса. Божественный символ успеха и счастливого исхода всегда изображается в позе быстрого движения или с крыльями. Ника принимает участие во всех музыкальных состязаниях, военных предприятиях и религиозных торжествах.
И это еще не все греческие имена богов:
- Асклепия — греческий бог врачевания.
- Протей — сын Посейдона, морское божество. Обладал даром предсказывать будущее и менять обличие.
- Тритон — сын Посейдона, приносил новости из глубин морских, трубя в раковину. Изображен как смесь коня, рыбы и человека.
- Эйрена — богиня мира, стоит у олимпийского трона Зевса.
- Дике — покровительница правды, богиня, не терпящая обмана.
- Тюхе — богиня удачи и успешного случая.
- Плутос — древнегреческий бог богатства.
- Энио — богиня яростной войны, вызывающая бешенство в бойцах, вносящая смуту в битву.
- Фобос и Деймос — сыновья и спутники Ареса, бога войны.
Чему покровительствовала древнегреческая богиня Деметра?
В гимнах слепого поэта Гомера, момент похищения Персефоны богом Аидом детально воспроизведен. Здесь же находим упоминание о безутешной материнской скорби женщины по своему ребенку. Узнав правду о похищении дочери, Деметра настолько сильно разгневалась на Зевса, что решила спуститься на землю в качестве простой смертной. Согласно мифа, она превратилась в старушку и странствовала по свету, пребывая в постоянной скорби. Оплакивая разлуку, богиня не следила за посевами, на землю пришла засуха, а затем и голод.
Переживая бедствие, люди перестали совершать обряды жертвоприношений богам. Чтобы прекратить голод и остановить смерть боги обратились к Деметре с просьбой вернуть земле плодородие, но она «была нема и глуха к их мольбам». Зевс с Аидом вынуждены были достигнуть соглашения – они условились, что две трети года Персефона живет с матерью, а одну треть проводит в подземелье с мужем.
По древнему верованию, именно с тех пор каждый год Персефона возвращается к матери и Деметра радуется встрече – наступает веста, зеленеют деревья, леток колосится жнива и осенью плодоносят сады. Когда дочь уходит в подземелье к мужу, великая мать тоскует – опадают листья, наступают холода и замерзает земля. По этой причине, древнегреческие источники интерпретируют образ богини плодородия Деметры как покровительницу смены времен года.