Оглавление
Детство и юность
Даниил Иванович Ювачев появился на свет в Санкт-Петербурге 30 декабря 1905 года в семье Ивана Павловича и Надежды Ивановны Ювачевых. Путь отца писателя не был простым. Осужденный на 15 лет каторги, в годы одиночного заточения, он обрел духовную веру и впоследствии приучил к ней детей. Был знаком с Л. Н. Толстым, М. А. Волошиным, А. П. Чеховым.
Мать Надежда Ивановна Ювачева, в девичестве Колюбакина – потомок древнего немецкого дворянского рода, педагог по образованию, заведовала «убежищем для женщин», освободившимся из тюрьмы. При убежище у Ювачевых была казенная квартира, там и родился через два года семейной жизни сын Даниил.
Даниил Хармс в детстве
Он рос способным мальчиком: в шесть лет свободно читал, писал, учился немецкому и английскому языкам, очень любил книги. Отличался любознательностью и богатой фантазией. Рано был крещен, посещал церковь, знал молитвы и православную символику.
В первый класс Даниил пошел в привилегированное училище «Петришуле», но во время гражданской войны и революции, обучение было прервано. Семья отвезла мальчика к родной тете Наталье Ивановне Колюбакиной в Царское Село. Она преподавала уроки словесности и заведовала Детскосельской трудовой школой, в которой Даниил продолжил учение.
Он был скромным и интеллигентным юношей, при этом вызывающе одетым и способным на неожиданные розыгрыши, к которым толкала его игривая и живая фантазия.
Разносторонне развитый ребенок уже в школе начал писать стихи, сочинять сказки, придумав себе псевдоним Хармс: с французского слово переводится как «шарм», с английского как «вред», что довольно точно отражает противоречивый характер юного поэта.
После окончания школы Хармс едет в Ленинград.
Даниил Хармс в молодости
Жизнь Хармса в 30-е годы
В 1931 году членов ОБЭРИУ обвинили в антисоветских настроениях, Хармс был выслан в Курск, где прожил несколько месяцев. После возвращения из ссылки его жизнь меняется к худшему: объединение распадается, детских произведений выходит все меньше, усложняется материальное положение.
В это время в творчестве также происходит переломный момент: Хармс переходит к прозаическим произведениям, больше внимания уделяет взрослой литературе. Он пишет серию рассказов «Случаи», множество небольших повестей, коротких сценок. При жизни писателя большую часть взрослых произведений не издавали. Продолжает дружить с бывшими обэриутами. На встречах они обсуждают свои новые творения, философские проблемы. Эти беседы были записаны Л. Липавским. В 1937 году происходит разгром детского издательства в Петербурге.
Эпатаж — как стиль жизни
Склонности Даниила к выдумкам проявлялись с самого детства. Причем даже из своего рождения Хармс создал целую легенду, утверждая, что «родился трижды», стараясь сделать подарок отцу в виде своего появления на свет к Новому году.
Писатель очень любил рисовать и совершенно не стеснял себя в своих порывах. Стены его квартиры, как и часть мебели были покрыты его рисунками.
Так же Хармс любил эпатировать публику, подойдя обнаженным к окну и стоять так. А в гостях эгоцентричный мужчина мог при всех снять штаны. Но к счастью шокированных граждан, под первыми брюками находились вторые.
Чудачества в одежде вообще были «фишкой» писателя. Он мог носить пиджак с лацканами разной длины или странную кофту с прикрепленным сзади бумажным цветком.
Издания произведений
Архив Даниила Хармса
В отличие от архивов Введенского, Олейникова (сохранившихся лишь частично), архив Хармса был сохранён. Спасти архив удалось благодаря усилиям Якова Друскина, который в 1942 году вместе с Мариной Малич собрал рукописи в чемодан и вынес их из пострадавшего от бомбёжки дома писателя. В. Глоцер так описал архив писателя:
Яков Друскин передал основную часть архива в Рукописный отдел Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне — Российская национальная библиотека, Ф. 1232), другая часть поступила в Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом).
Прижизненные издания
При жизни Хармса было опубликовано всего два его «взрослых» стихотворения. Первая публикация состоялась в 1926 году, после вступления Хармса в Союз поэтов: в альманахе Союза было напечатано стихотворение «Чинарь-взиральник (случай на железной дороге)». В 1927 году в альманахе «Костёр» было опубликован «Стих Петра-Яшкина-Коммуниста». Слово «Коммуниста» из названия было выброшено цензурой. Ряд проектов по изданию сборников произведений обэриутов не был осуществлён. Произведения для детей публиковались в детских журналах и выходили отдельными изданиями.
Публикации 1960-х — 2000-х годов
В 1965 году в ленинградском выпуске сборника «День поэзии» опубликованы два стихотворения Хармса, что стало началом публикации «взрослых» произведений Хармса в СССР и за рубежом. С конца 1960-х годов в периодической печати СССР публикуются некоторые «взрослые» произведения Хармса, которые преподносятся как юмористические.
Куда большее количество текстов Хармса и других обэриутов начинает в этот период обращаться в самиздате. Отдельные издания произведений писателя впервые появились за границей в 1970-е годы. В 1974 году американский славист Джордж Гибиан подготовил к выходу книгу «Даниил Хармс. Избранное», которая содержала в себе рассказы, стихотворения, повесть «Старуха», пьесу «Елизавета Бам», а также произведения для детей. Другое издание предприняли Михаил Мейлах и Владимир Эрль, выпустив четыре тома «Собрания произведений» из задумывавшихся девяти в 1978—1988 годы в Бремене. Первое советское издание «взрослых» произведений «Полёт в небеса» вышло в 1988 году в издательстве «Советский писатель». Наиболее полным изданием на данный момент является шеститомное «Полное собрание сочинений», публиковавшееся во второй половине 1990-х годов в издательстве «Академический проект». В настоящее время в репертуаре ряда издательств постоянно присутствуют сборники и собрания сочинений Хармса, которые переиздаются из года в год.
Проблемы с изданием книг
Невозможность издавать свои взрослые произведения – вот от чего сильнее всего страдал Даниил Хармс
Биография, стихи и рассказы автора в современном понимании являются важной частью русской культуры XX века. Однако при жизни Хармс вовсе не имел такого почетного статуса
Отчаяние привело его к тому, что он стал строить фантастические планы издания самиздатовского журнала «Тапир».
Этот замысел так и не осуществился. В 1933 году Хармс переболел паратифом. Даже после выздоровления он находился в творческом кризисе. Например, за первую половину 1933 года писателем были закончены лишь дюжина стихотворений и две миниатюры, позже вошедшие в цикл «Случаи».
Но именно эти наброски, в том числе «Математик и Андрей Семенович» стали новой отправной точкой, от которой позже отталкивался Хармс Даниил Иванович. Биография литератора была похожа на аттракцион – после длительного периода застоя он, наконец, стал плодотворно работать с новой формой.
Весёлые чижи
Жили в квартиреСорок четыреСорок четыреВеселых чижа: Чиж-судомойка, Чиж-поломойка, Чиж-огородник, Чиж-водовоз, Чиж за кухарку, Чиж за хозяйку, Чиж на посылках, Чиж-трубочист.Печку топили,Кашу варили,Сорок четыреВеселых чижа: Чиж с поварешкой, Чиж с кочережкой, Чиж с коромыслом, Чиж с решетом, Чиж накрывает, Чиж созывает, Чиж разливает, Чиж раздает.Кончив работу,Шли на охотуСорок четыреВеселых чижа: Чиж на медведя, Чиж на лисицу, Чиж на тетерку, Чиж на ежа, Чиж на индюшку, Чиж на кукушку, Чиж на лягушку, Чиж на ужа.После охотыБрались за нотыСорок четыреВеселых чижа: Дружно играли: Чиж на рояле, Чиж на цимбале, Чиж на трубе, Чиж на тромбоне, Чиж на гармони, Чиж на гребенке, Чиж на губе!Ездили всем домомК зябликам знакомымСорок четыреВеселых чижа: Чиж на трамвае, Чиж на моторе, Чиж на телеге, Чиж на возу, Чиж в таратайке, Чиж на запятках, Чиж на оглобле, Чиж на дуге!Спать захотели,Стелят постели,Сорок четыреВеселых чижа: Чиж на кровати, Чиж на диване, Чиж на корзине, Чиж на скамье, Чиж на коробке, Чиж на катушке, Чиж на бумажке, Чиж на полу.Лежа в постели,Дружно свистелиСорок четыреВеселых чижа: Чиж — трити-тити, Чиж — тирли-тирли, Чиж — дили-дили, Чиж — ти-ти-ти, Чиж — тики-тики, Чиж — тики-рики, Чиж — тюти-люти, Чиж — тю-тю-тю!
Стихи
После того как Даниил Ювачев был отчислен из Ленинградского техникума, он начал заниматься литературной деятельностью. Хотя, стоит сказать, что любовь к творчеству у него появилась в ранние годы: будучи школьником, он сочинил интересную сказку, которую читал своей четырехлетней сестре Наталии, ранняя смерть которой стала потрясением для будущего поэта.
Даниил Хармс в молодости
Даниил Иванович не захотел видеть себя прозаиком и выбрал своим поприщем сочинение стихотворений. Но первые творческие потуги начинающего поэта напоминали бессвязный поток мысли, и отец молодого человека не разделял литературные пристрастия сына, так как был приверженцем строгой и классической литературы в лице Льва Толстого и Михаила Лермонтова.
В 1921–1922 годах Даниил Ювачев становится Даниилом Хармсом. Кстати, некоторые литераторы до сих пор бьются над разгадкой тайны, которая окутала творческий псевдоним, присвоенный всемирно известным автором детских стихотворений. По слухам, сын Ивана Павловича объяснил приятельнице, что его прозвище происходит от английского слова «harm», что в переводе на русский язык означает «вред». Однако бытует предположение, что слово «Хармс» произошло от французского «charme» – «шарм, обаяние».
Иллюстрации к книге Даниила Хармса
Другие же считают, что прозвище Даниила было навеяно его любимым персонажем Шерлоком Холмсом из книг сэра Артура Конана Дойла. Также говаривали, что поэт подписывал в паспорте карандашом возле настоящей фамилии через черточку «Хармс», а затем и вовсе узаконил свой псевдоним. Талантливый литературный деятель считал, что одно постоянное прозвище приносит несчастье, поэтому псевдонимов у Даниила Ивановича было множество, которые менялись словно перчатки: Ххармс, Хаармсъ, Дандан, Даниил Шардам и т.д.
Даниил Хармс на графити
В 1924–1926 годах Даниил Иванович начинает свою творческую биографию. Молодой человек не только сочиняет стихотворения, но и декламирует чужие труды на выступлениях перед публикой. Также в 1926 году Хармс вступает в ряды Всероссийского союза поэтов, однако писателя исключили через три года за неуплату членских взносов. В то время поэт вдохновлялся творчеством Велимира Хлебникова и Казимира Малевича.
Даниил Хармс на балконе Дома Книги
В 1927 году в Ленинграде возникает новое литературное сообщество, которое называется «ОБЭРИУ» («Объединение реального искусства»). Так же как когда-то Маяковский с другими футуристами призывал сбросить с парохода современности Достоевского и Пушкина, «чинари» отказывались от консервативных форм искусства, пропагандируя оригинальные методы изображения действительности, гротеск и поэтику абсурда.
Иллюстрации к книге Даниила Хармса
Они не только читали стихотворения, но и устраивали танцевальные вечера, на которых пришедшие отплясывали фокстрот. Помимо Хармса, в этом кружке состояли Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев и другие литературные деятели. В конце 1927 года благодаря Маршаку, Олейникову и Житкову, Даниил Хармс и его соратники начинают сочинять стихотворения для детей.
Труды Даниила Ивановича можно было увидеть в популярных изданиях «Еж», «Чиж» и «Сверчок». Причем Ювачев, помимо стихотворений, публиковал и рассказы, рисовал карикатуры и головоломки, которые разгадывали как дети, так и их родители.
Портрет Даниила Хармса
Не сказать, что подобный род занятий приносил Хармсу невиданное удовольствие: Даниил Иванович недолюбливал детей, но детская литература была для талантливого писателя единственным источником дохода. К тому же Ювачев подходил к своей работе основательно и старался скрупулезно прорабатывать абсолютно каждое произведение, в отличие от своего приятеля Введенского, который, по мнению некоторых исследователей, любил халтурить и относился к своим обязанностям крайне безответственно.
Хармсу удалось завоевать популярность среди маленьких мальчиков и девочек, которым мамы и папы, бабушки и дедушки прочитывали стихотворения о кошках, не захотевших отведать винегрета из лука и картошки, про пузатый самовар и про веселого старичка, который страсть как боялся пауков.
Даниил Хармс в тюрьме
Удивительно, но даже автор безобидных произведений для ребят подвергался гонению со стороны властей, которые считали некоторые труды Ювачева непарадными. Таким образом, иллюстрированная книжка «Озорная пробка» не прошла цензуру и находилась «под занавесом» целых десять лет, с 1951 по 1961 годы. Дошло до того, что в декабре 1931 года Хармс и его товарищи были арестованы за пропаганду антисоветской литературы: Даниила Ивановича и Введенского выслали в Курск.
Эпизоды жизни
Даниил Хармс очень тщательно подходил к работе над детскими книгами. Она не слишком ему нравилась, но, по словам его знакомых, он просто «не мог делать её плохо». Всего были изданы восемь его отдельных детских книг.
При жизни писателя только два его стихотворения не для детей были опубликованы.
Последние годы Д. Хармс с женой жили очень бедно: фактически, единственным их доходом было то, что зарабатывала Марина Малич. Тем не менее писатель был очень щепетилен в денежных вопросах, ненавидел брать в долг, а если был вынужден — тщательно следил за тем, чтобы возвратить одолженное в срок.
Игорь Золотовицкий читает стихотворение Д. Хармса «Врун»
Произведения для детей
Под воздействием С. Маршака и Б. Житкова члены объединения в 1927 году обращаются к творчеству для детей. До конца 30- годов Хармс работал с детскими изданиями «Еж», «Сверчок» и др. Он писал рассказы, стихотворения, придумывал головоломки, забавные комментарии к рисункам. Хотя обэриутам было не по нраву писать детские произведения, Хармс, в отличие от Введенского, подходил к работе со всей ответственностью. Хармс стал автором девяти детских книг с иллюстрациями в 1928 – 1931 годах, среди них «Миллион», «Игра», «Театр». На «Озорную пробку» впоследствии в течение десяти лет был наложен цензурный запрет. В 1937 году Даниил Иванович перевел на русский язык произведение «Плих и Плюх» В. Буша, в 1940 году написал книжку «Лиса и заяц».
Автопортрет Хармса, 1924
Расцвет творчества
В 1930-е годы Хармс написал свои главные произведения. Это были «Случаи» (цикл рассказов), «Старуха» (повесть) и множество рассказов в рамках малой прозы. Издать их автору так и не удалось. При жизни Хармс был, в первую очередь, известен именно как писатель в жанре детской литературы. Его «подпольное» творчество стало известно много позже. Считается, что в 1936 году появился новый тип хармсовской прозы.
Яркими примерами подобных произведений были «Судьба жены профессора», «Кассирша», «Отец и дочь». Эти рассказы в основном были посвящены тематике смерти. Показательно также то, что в тот год Хармс написал лишь два стихотворения «Сон двух черномазых дам» и «Вариации». В конце 1936 года советская печать начала готовиться к столетию со дня смерти Пушкина. «Нашему все» Хармс посвятил два произведения. Первое – рассказ «Пушкин – для детей», второе – анонимный очерк о Пушкине, опубликованный в «Чиже».
Фильмография
Фильмы с участием Хармса
1930 — Почта, режиссёр Михаил Цехановский — мультфильм по стихотворению С. Маршака, звуковая версия. Д. Хармс — автор текста, конферанс
Экранизации произведений
- 1972 — «Весёлая карусель» выпуск № 4 «Весёлый старичок» — советский короткометражный рисованный мультфильм, созданный режиссёром Анатолием Петровым. Третий из трёх сюжетов мультипликационного альманаха.
- 1984 — «Плюх и Плих», кукольный мультфильм по мотивам книги Вильгельма Буша «Плих и Плюх» в переводе Хармса, режиссёр Натан Лернер
- 1985 — «Переменка № 4», мультипликационный сборник: сюжет «Врун», режиссёр Алексей Туркус
- 1987 — «Случай Хармса», сюрреалистическая кинопритча, режиссёр Слободан Пешич
- 1987 — «Самовар Иван Иваныч», мультфильм по мотивам стихотворений Хармса для детей
- 1989 — «Клоунада», трагикомедия абсурда по мотивам произведений Хармса, режиссёр Дмитрий Фролов
- 1989 — «Путешествие», мультфильм по мотивам рассказа для детей «Во-первых и во-вторых»
- 1990 — «Случай», мультфильм по мотивам трёх миниатюр Д.Хармса на темы городской жизни 1930-х годов, студия «Союзмультфильм»
- 1990 — «Тюк!», мультфильм творческого объединения «Экран» по мотивам рассказов М.Зощенко и Д.Хармса
- 1990 — «Весёлая карусель» выпуск № 21 «Однажды» — . Второй из двух сюжетов мультипликационного альманаха.
- 1991 — «Стару-ха-рмса», экранизация повести «Старуха», режиссёр Вадим Гемс
- 1991 — «Сказка», экранизация одноимённого произведения, студия «Союзмультфильм»
- 1995 — «Концерт для крысы», фильм в жанре политического абсурда по мотивам произведений Хармса, режиссёр Олег Ковалов
- 1996 — «Charms Zwischenfälle» (Хармс Случаи), фильм австрийского режиссёра Михаэля Крайзля по мотивам повести «Старуха», рассказов и биографии Хармса.
- 1999 — «Упадание», любительский фильм в жанре абсурдистского детектива по мотивам повести «Старуха», режиссёр Николай Ковалёв, лидер группы Сейф
- 1999 — «Pád» (The Fall), короткий чешско-канадский мультфильм, получивший несколько международных наград, режиссёр Аурел Климт
- 2007 — «Дворник на Луне», мультипликационный фильм по мотивам стихотворения Хармса «Постоянство веселья и грязи»
- 2009 — «Пьеса для мужчины», моноспектакль по произведениям Хармса, режиссёр Владимир Мирзоев
- 2010 — «Хармониум», мультфильм по произведениям Хармса
- 2010 — «Помеха», короткометражный фильм по мотивам одноимённого рассказа, режиссёр Максим Буйницкий
- 2011 — «Малгил», (1, 2 ), короткометражный фильм Ярослава Иванова и Дмитрия Фетисова по мотивам произведений Хармса
Фильмы о Хармсе
- 1989 — «Страсти по Хармсу», документальный телефильм (режиссёр Л. Костричкин)
- 2006 — «Три левых часа. Хармс. Другая линия», документальный фильм (режиссёр Варвара Уризченко)
- 2007 — «Падение в небеса», полнометражный художественный фильм (режиссёр Наталья Митрошина)
- 2008 — «Рукописи не горят… Фильм 2-й. „Дело Даниила Хармса и Александра Введенского“», документальный фильм (режиссёр Сергей Головецкий)
- 2013 — «За окно. Рассказы из жизни Хармса», анимационный (режиссёр Михаил Сафронов)
- 2015 — «Огурец, или Подлость русского огурца» / Ogurets, ou les turpitudes d’un concombre russe , короткометражный художественный фильм (режиссёр Эрик Бю / Eric Bu)
- 2017 — «Хармс» полнометражный художественный фильм (режиссёр Иван Болотников)
Ведите меня с завязанными глазами…
Ведите меня с завязанными глазами.Не пойду я с завязанными глазами.Развяжите мне глаза и я пойду сам.Не держите меня за руки,я рукам волю дать хочу.Расступитесь, глупые зрители,я ногами сейчас шпыняться буду.Я пройду по одной половице и не пошатнусь,по карнизу пробегу и не рухну.Не перечьте мне. Пожалеете.Ваши трусливые глаза неприятны богам.Ваши рты раскрываются некстати.Ваши носы не знают вибрирующих запахов.Ешьте это ваше занятие.Подметайте ваши комнаты — это вам положено от века.Но снимите с меня бандажи и набрюшники,Я солью питаюсь, а вы сахаром.У меня свои сады и свои огороды.У меня в огороде пасется своя коза.У меня в сундуке лежит меховая шапка.Не перечьте мне, я сам по себе, а вы для меня только четверть дыма.
Личная жизнь
Писатель пользовался успехом у женщин, он был два раза женат, заводил романы, в том числе и во время брака.
С первой женой – Эстер Александровной Русаковой – он расписался 5 марта 1928 года. Распался брак в 1932 году, но чувства то вспыхивали, то угасали вновь, и молодые люди встречались и после развода. Отношения с Эстер были яркими и сложными одновременно и укладывались в схему «любовь – ненависть». Ей он посвятил много стихов и даже в письмах к другой женщине упоминал, о том, что Эстер была для него больше, чем любовь.
Первая жена – Эстер Русакова
Вторая жена – Марина Владимировна Малич – по характеру была полной противоположностью Э.А. Русаковой: покладистая, она прощала измены, во всем поддерживала мужа и была с ним до самой смерти.
Вторая жена – Марина Малич
Кроме официальных жен, отношения у писателя были с Алисой Порет, Раисой Поляковской, Рене О Коннел-Михайловской и другими женщинами.
Второй арест и смерть
В 1937 году детское издательство Хармса было разгромлено. Многих его друзей и товарищей репрессировали (Николая Заболоцкого, Николая Олейникова, Тамару Габбе и т. д.). Сам Хармс был уже во второй раз арестован в августе 1941 года – на третий месяц войны с Германией. Его обвинили в распространении пораженческих настроений.
В разгар голода во время блокады города писателя отправили в психиатрическую больницу, расположенную в знаменитых «Крестах». Там он и умер 2 февраля 1942 года. Хармс был реабилитирован лишь спустя 18 лет.
Архив писателя был спасен литератором Яковом Друскиным. Рукописи автора в чемодане вынесли из дома автора, сильно пострадавшего от бомбежки. Публикации этих «взрослых» произведений начались в 1960-е гг. Однако и во время оттепели их тиражи оставались невысокими. Гораздо большей популярностью наследие Хармса пользовалась в самиздате. В 1974 году его избранные сочинения вышли в США. Наиболее полное четырехтомное издание появилось в Бремене в 1980-е гг. В СССР купирование произведений Хармса прекратилось лишь в перестройку. Именно тогда отечественные читатели впервые смогли в полной мере познакомиться с творчеством поэта и прозаика.
Память
Даниил Хармс на граффити. Харьков, 2008
22 декабря 2005 года в Санкт-Петербурге, на доме 11 по улице Маяковского, в котором жил Хармс, к столетию писателя была открыта мемориальная доска работы Вячеслава Бухаева. Композиция состоит из мраморного рельефного портрета, полочки для цветов и тюремного натюрморта; на доске выбита строчка из стихотворения Хармса «Из дома вышел человек»; надпись гласит: «Здесь жил в 1925—1941 писатель Даниил Хармс».
Именем Даниила Хармса названы астероид (6766) Хармс, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 20 октября 1982 года, улица в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, премия в области литературы и искусства.
Жизнь в Ленинграде
Пребывая в Ленинграде, Хармс иногда проводил целые недели у своей тети в Царском Селе. Таким было лето 1933 года, когда он увлекся шахматными задачами и с головой погрузился в индийскую тематику. Интересно, что писатель еще в 20-е занимался хатха-йогой. 1933 – 1934 гг. были периодом многочисленных встреч чинарей на Гатчинской улице в доме Леонида Липавского.
Этот философ и писатель долгое время оставался лучшим другом Хармса. Тогда же к их кружку присоединился специалист по немецкому языку Дмитрий Михайлов. Его увлечения были близки Хармсу, так как тот сам горячо любил все, что связано с Германией.
Детство и юность
Даниил Иванович Ювачев родился 17 (30) декабря 1905 года в культурной столице России – городе Санкт-Петербурге. Мальчик рос и воспитывался в интеллигентной и состоятельной семье. Его отец Иван Павлович тоже оставил след в истории: первоначально он позиционировал себя как революционер-народоволец, и чудом избежав смертной казни, поменял взгляды на жизнь и стал духовным писателем.
Даниил Хармс с трубкой
Известно, что во время поездки на Сахалин, где он пробыл в восьмилетней каторге, отец Даниила Хармса познакомился с Антоном Павловичем Чеховым, который сделал Ювачева прототипом революционера в своем произведении «Рассказ неизвестного человека» (1893). Ссылка помогла избавиться Ювачеву от непарадных настроений, и, пережив все лишения судьбы, в 1899 году Иван Павлович вернулся в Санкт-Петербург, где служил в инспекции Управления сберегательными кассами, работал в редакции и занимался литературной деятельностью.
Отец Даниила Хармса
Ювачев-старший общался не только с Чеховым, но еще и состоял в дружеской переписке с Волошиным и Толстым. В 1902 году Иван Павлович сделал предложение руки и сердца Надежде Ивановне Колюбакиной, которая происходила из дворянского рода, обосновавшегося в Саратовской губернии. Она заведовала приютом и слыла как утешительница женщин, побывавших в неволе. И если Надежда Ивановна воспитывала своих детей в любви, то Иван Павлович придерживался строгих правил касательно поведения отпрысков. Помимо Даниила, у супругов родилась дочь Елизавета, а двое других детей умерли в раннем возрасте.
Даниил Хармс в детстве
Когда на территории Российской империи произрастали первые зернышки революции, будущий поэт учился в привилегированной немецкой школе «Die Realschule», которая входила в состав «Петришуле» (первое учебное заведение, основанное в Санкт-Петербурге в 1702 году). Главный кормилец в доме оказал благоприятное влияние на сына: благодаря отцу Даниил начал изучать иностранные языки (английский и немецкий), а также полюбил научную литературу.
Даниил Хармс в детстве
По слухам, сын Ивана Павловича учился хорошо, однако маленькому мальчику, впрочем, как и всем детям, были свойственны шалости: чтобы избежать наказания учителей, Даниил иногда разыгрывал актерские сценки, притворяясь сиротой. После получения аттестата зрелости юноша выбрал приземленную стезю и поступил в Ленинградский энергетический техникум. Однако на скамье этого учебного заведения Хармс пробыл недолго: нерадивый ученик так и не удосужился получить диплом по причине того, что часто прогуливал занятия и не участвовал в общественных работах.
Детство и юность
Даниил Иванович Ювачев родился 17 (30) декабря 1905 года в культурной столице России – городе Санкт-Петербурге. Мальчик рос и воспитывался в интеллигентной и состоятельной семье. Его отец Иван Павлович тоже оставил след в истории: первоначально он позиционировал себя как революционер-народоволец, и чудом избежав смертной казни, поменял взгляды на жизнь и стал духовным писателем.
Даниил Хармс с трубкой
Известно, что во время поездки на Сахалин, где он пробыл в восьмилетней каторге, отец Даниила Хармса познакомился с Антоном Павловичем Чеховым, который сделал Ювачева прототипом революционера в своем произведении «Рассказ неизвестного человека» (1893). Ссылка помогла избавиться Ювачеву от непарадных настроений, и, пережив все лишения судьбы, в 1899 году Иван Павлович вернулся в Санкт-Петербург, где служил в инспекции Управления сберегательными кассами, работал в редакции и занимался литературной деятельностью.
Отец Даниила Хармса
Ювачев-старший общался не только с Чеховым, но еще и состоял в дружеской переписке с Волошиным и Толстым. В 1902 году Иван Павлович сделал предложение руки и сердца Надежде Ивановне Колюбакиной, которая происходила из дворянского рода, обосновавшегося в Саратовской губернии. Она заведовала приютом и слыла как утешительница женщин, побывавших в неволе. И если Надежда Ивановна воспитывала своих детей в любви, то Иван Павлович придерживался строгих правил касательно поведения отпрысков. Помимо Даниила, у супругов родилась дочь Елизавета, а двое других детей умерли в раннем возрасте.
Даниил Хармс в детстве
Когда на территории Российской империи произрастали первые зернышки революции, будущий поэт учился в привилегированной немецкой школе «Die Realschule», которая входила в состав «Петришуле» (первое учебное заведение, основанное в Санкт-Петербурге в 1702 году). Главный кормилец в доме оказал благоприятное влияние на сына: благодаря отцу Даниил начал изучать иностранные языки (английский и немецкий), а также полюбил научную литературу.
Даниил Хармс в детстве
По слухам, сын Ивана Павловича учился хорошо, однако маленькому мальчику, впрочем, как и всем детям, были свойственны шалости: чтобы избежать наказания учителей, Даниил иногда разыгрывал актерские сценки, притворяясь сиротой. После получения аттестата зрелости юноша выбрал приземленную стезю и поступил в Ленинградский энергетический техникум. Однако на скамье этого учебного заведения Хармс пробыл недолго: нерадивый ученик так и не удосужился получить диплом по причине того, что часто прогуливал занятия и не участвовал в общественных работах.
Иван Иваныч Самовар
Иван Иваныч Самовар был пузатый самовар, трехведерный самовар. В нем качался кипяток, пыхал паром кипяток, разъяренный кипяток, лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран, прямо в чашку через кран. Утром рано подошел, к самовару подошел, дядя Петя подошел. Дядя Петя говорит: «Дай-ка выпью,— говорит,— выпью чаю»,— говорит. К самовару подошла, тетя Катя подошла, со стаканом подошла. Тетя Катя говорит: «Я, конечно,— говорит,— выпью тоже»,— говорит. Вот и дедушка пришел, очень старенький пришел, в туфлях дедушка пришел. Он зевнул и говорит: «Выпить разве,— говорит,— чаю разве»,— говорит. Тут и бабушка пришла, очень старая пришла, даже с палочкой пришла. И, подумав, говорит: «Что ли, выпить,— говорит,— что ли, чаю»,— говорит. Вдруг девчонка прибежала, к самовару прибежала — это внучка прибежала. «Наливайте!— говорит,— чашку чая,— говорит,— мне послаще»,— говорит. Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала, к самовару прибежала, чтоб им дали с молоком, кипяточку с молоком, с кипяченым молоком. Вдруг Сережа приходил, неумытый приходил, всех он позже приходил. «Подавайте!— говорит,— чашку чая,— говорит,— мне побольше»,— говорит. Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар, но оттуда выбивался только пар, пар, пар. Наклоняли самовар, будто шкап, шкап, шкап, но оттуда выходило только кап, кап, кап. Самовар Иван Иваныч! На столе Иван Иваныч! Золотой Иван Иваныч! Кипяточку не дает, опоздавшим не дает лежебокам не дает.
Театральные постановки
Драматический театр
- «Синфония № 2» — спектакль театра Lusores, режиссёр Александр Савчук.
- «Елизавета Бам» — спектакль режиссёра Фёдора Сухова по одноимённой пьесе Даниила Хармса. Премьера состоялась в Театре на набережной 22 марта 1989 года (22 марта 2009 г. — возобновление).
- «Старуха» — совместная работа (постановка, сценография, концепция света) режиссёра Роберта Уилсона и актёров Уиллема Дефо и Михаила Барышникова. Премьера состоялась 4 июля 2013 года на международном фестивале в Манчестере.
- «Хармс! Чармс! Шардам!» — театр «Эрмитаж», Москва.
- «Хармс»-спектакль по произведениям Даниила Хармса режиссёра Сергея Филатова. Премьера состоялась Санкт-Петербургском академическом театре имени Ленсовета 6 февраля 2020 г.
- «Хармс. Мыр» — «Гоголь-центр», режиссёр Максим Диденко.
- «11 утверждений Даниила Ивановича Хармса»- постановка Владимира Красовского театральной группе «Переулок» в учебном театре МГИКА в 2009 году. Спектакль участвовал в фестивале «ТВОЙ ШАНС», фестивале «Левый берег».
- «ДыХание (ответ Аристотелю)» — Интерактивный моноспектакль. Санкт-Петербург. «Три буквы театр». Режиссёры: Сергей Гогун и Кирилл Чумаков.
- «Второе ДыХание (диалог с Соломоном)» — Интерактивный моноспектакль. Санкт-Петербург. «Три буквы театр». Режиссёры: Сергей Гогун и Кирилл Чумаков.
- «Неудачный спектакль» — театральная студия «На третьем этаже». Режиссёр Лариса Карасёва. 2020. Лауреат 1-й степени на Всероссийском фестивале «Радуга детства». Спектакль посвящён Охотниковой Екатерине.
- «Даниил Хармс. История СДЫГР АППР» — моноспектакль Александра Лушина по произведениям и дневниковым записям Хармса. Режиссер Юрий Васильев. «Такой Театр» (Санкт-Петербург)
- «Четвероногая ворона» — Московский ТЮЗ. Режиссёр Павел Артемьев.
- «Хармс, Хармс и СНОВА Хармс» — постановка Юрия Томошевского (постановщик Сергей Сафронов). Санкт-Петербург. Премьера 11 мая 2017 года.
Балет
«Вываливающиеся старухи» — балет Алексея Ратманского на музыку вокального цикла Леонида Десятникова. Премьера состоялась 6 октября 2007 года в рамках Фестиваля «Территория».
Вывод
Введенский говорил, о друге, что «он не создает искусство, а сам есть искусство» и это очень точная характеристика Хармса. Его квартира, одежда, манеры, поведение и, главное, творчество было вызовом обществу и в то же время возможностью обособиться от него.
Его не интересовало копирование действительности, он хотел ее преобразить. Хармс яркий представитель одного из самых сложных направлений в литературе – абсурдизма. В своих книгах писатель органично переплетал выдуманный и реальный мир, на выходе получая произведения высоко оцененные и современниками, и потомками. Анна Андреевна Ахматова говорила: «Он был очень талантливый. Герой вышел на улицу и полетел. Ни у кого не летит, а у Хармса летит».
Творчество Даниила Хармса прошло испытание временем, сегодня его произведения издаются собранием сочинений и отдельными книгами.
Писатель считал, что жизнь без веры в чудо не имеет смысла, и он верил в это и сам был частью этого чуда.