Очерк о гордом черкесском народе

Оглавление

Еда

К еде черкесы не требовательны, не употребляют вино и свинину. К приему пищи всегда относились уважительно и с благодарностью. Подают блюда к столу с учетом возраста сидящих за столом, от старшего к младшему. В кухне черкесов основой являются блюда из баранины, говядины и птицы. Самым популярным злаком на черкесском столе является кукуруза. В конце праздников подается бараний или говяжий бульон, это является знаком для гостей, что застолье подходит к концу. В кухне черкесов существует различие между блюдами, которые подают на свадьбу, поминки и другие мероприятия.

Славится кухня этого народа свежим и нежным сыром, адыгейским сыром — латакай. Едят их как отдельный продукт, добавляют в салаты и различные блюда, что делает их неповторимыми и уникальными. Очень популярен кояж — обжаренный в масле сыр с луком и молотым красным перцем. Очень любят черкесы брынзу. Любимое блюдо — свежий перец, фаршированный зеленью и брынзой. Перцы нарезают кружочками и подают к праздничному столу. На завтрак едят каши, омлет с добавлением муки или яичницу. В некоторых районах в омлет добавляют уже сваренные, нарезанные яйца.

 

Из первых блюд популярен ашрык — суп из вяленого мяса с фасолью и перловой крупой. Кроме него черкесы готовят шорпу, яичный, куриный и овощной супы. Необычным получается на вкус суп с сушеным курдюком.

К мясным блюдам подается паста — сваренная вкрутую пшенная каша, которую нарезают как хлеб. На праздники готовят блюдо из птицы гедлибже, лягур, индейку с овощами. Национальным блюдом является лыы гур — сушеное мясо. Интересное блюдо турша, это фаршированный чесноком и мясом картофель. Самым распространенным соусом у черкесов является картофельный. Его варят с мукой и разводят молоком.

Из выпечки готовят хлеб, пышки лакумы, халивы, пироги со свекольной ботвой «кхъуей делен», кукурузные лепешки «натук-чыржын». Из сладкого делают разные варианты халвы из кукурузы и пшена с абрикосовыми косточками, черкесские шарики, пастилу. Из напитков у черкесов популярен чай, махсыма, молочный напиток кундапсо, различные напитки на основе груш и яблок.

 

численность населения

Есть двенадцать исторических адыгские ( черкесский : Адыгэ, адыгские ) княжеств или племена черкесы (три демократических и девять аристократических); Abdzakh , бесленеевцы , Bzhedug , Hatuqwai , кабардинцы , мамхеги , натухайцы , шапсугским , Temirgoy , убыхов , Yegeruqwai и Zhaney .

Сегодня около 700 000 черкесов остаются в исторической Черкесии в сегодняшней России. Всероссийская перепись 2010 года зафиксировала 718 727 черкесов, из них 516 826 кабардинцев, 124 835 собственно адыгов, 73 184 черкесов и 3 882 шапсугов. Самое многочисленное черкесское население проживает в Турции (1,400,000 — 6,000,000). Черкесское население также существует в других странах, включая Иорданию , Сирию , Ирак , Иран , Ливан , Сербию , Египет и Израиль , но оно значительно меньше.

Кто придумал кавказский узел

Толчком к нарастанию националистических и сепаратистских настроений среди российских черкесов послужил распад СССР и ельцинский «парад суверенитетов». Нормализация ситуации в Чеченской Республике и в целом стабилизация обстановки на Северном Кавказе несколько остудили пыл черкесских сепаратистов, но сама идея создания Великой Черкесии на юге России сохранилась.

Наряду с влиянием черкесских диаспор и их зарубежных спонсоров на рост националистических настроений среди черкесов Северного Кавказа можно отметить и негативные факторы местного значения, которые создают предпосылки к росту черкесского сепаратизма. Как и в других республиках Северного Кавказа, в районах компактного проживания черкесов сохраняются межэтнические противоречия, клановость, высокий уровень коррупции, безработица среди молодежи, социальное неравенство, криминализация ряда сфер хозяйственной деятельности. Уровень жизни большинства населения, систем здравоохранения, образования не соответствует даже среднестатистическому по России. Образовался большой разрыв в доходах чиновников и членов их семей и подавляющего большинства простых жителей этих республик.

Ряд наиболее острых проблем в регионе требует своего разрешения местными и федеральными властями. Например, западные черкесы (адыги, шапсуги) остались недовольны тем, что были проигнорированы их просьбы по корректировке мест проведения зимних Олимпийских игр в Сочи. Якобы на северо-западе Кавказа часть спортивных сооружений возвели на исконно черкесских землях буквально на костях их предков. В свою очередь восточные черкесы возмущены местными земельными реформами, которые ограничивают их права на использование пастбищ для выпаса скота. Во многом это надуманная проблема, рожденная кабардинским большинством во власти лишь для того, чтобы изъять у жителей горных балкарских сел земли, принадлежащие им по федеральному закону о местном самоуправлении 131-ФЗ. В результате эти территории оказались в подвешенном состоянии, приходят в запустение, скотоводством и другой хозяйственной деятельностью на них никто не занимается. Чтобы выжить, значительная часть балкарцев вынуждена покидать эти села.

Многие черкесы ожидают также от федеральных властей создания более благоприятных условий для возвращения репатриантов на свою историческую родину. Под этим понимается упрощенная процедура предоставления зарубежным черкесам вида на жительство в Российской Федерации, получение ими права на получение российского гражданства с одновременным сохранением гражданства страны прежнего проживания, преференций для занятий бизнесом, льготного налогообложения, инвестиций, реституций (компенсаций) за утраченное ранее жилье, имущество и земельные участки и т. п.

Сирийская лезгинка и адыгейский сыр

В Сирии, по некоторым оценкам, проживает порядка двухсот тысяч черкесов. Все они — потомки кавказцев, которые воевали с Российской империей в конце XIX века, а после поражения переселились на Ближний Восток. Кавказские анклавы разбросаны по главным сирийским мухафазам (Дамаск, Хомс, Алеппо и Эль-Кунейтра).

Для многих черкесов трагедия двухсотлетней давности повторилась и в этой войне — сотни семей снова стали беженцами. Например, черкесский городок Мардж-Ассултан в Западной Гуте под Дамаском практически полностью захватили террористы ещё в самом начале кризиса. В провинции Эль-Кунейтра, расположенной у подножия Голанских высот, множество населённых пунктов, где проживали потомки мухаджиров, перешло под контроль боевиков. Беженцев оттуда принимали как раз здесь, в дамасском районе Куцея, также прифронтовом, но более безопасном.

Ураза-байрам в черкесском районе в Сирии

Несмотря на регулярные обстрелы, на протяжении всей войны в Куцее работал Центр национальной черкесской культуры. Здесь даже есть кружок кавказских танцев. Его ведут два брата-кабардинца в свободное от службы в Сирийской арабской армии время. Мы напросились на вечернее занятие, чтобы посмотреть, как танцуют лезгинку на сирийском фронте.

Преподаватели оказались ещё и великолепными музыкантами — один исполнял традиционные горские мелодии на классическом кавказском барабане, второй играл на аккордеоне. Секцию посещают около тридцати черкесских подростков — как местных, так и беженцев.

На вопрос, как в военное время ребята находили силы и возможности заниматься танцами, одна девушка неожиданно ответила: «Я считаю, что тот, кто не умеет танцевать, и воевать будет плохо».

  • Урок лезгинки, Дамаск, Сирия

Позже мы узнали, что наша собеседница вместе с родителями бежала из Эль-Кунейтры, когда в их деревню ворвались боевики.

Вернуться в свои дома на юге страны сирийские черкесы должны уже в ближайшие месяцы. Последние несколько недель правительственные силы стягивают сюда штурмовые подразделения, поддерживать которые среди прочих будут и кавказские ополченцы. 

Покидая Куцею уже поздним вечером, мы обнаружили, что припарковали машину рядом с молочной лавкой. Заглянув туда, мы обнаружили на прилавках классический адыгейский сыр, который выглядел точно так же, как у нас на Кавказе. Готовили его тут же, в буквальном смысле не отходя от кассы: за занавеской на газовых горелках стояли два огромных чана с молоком. Узнав, что мы из России, нас угостили целой головкой. Сыр оказался таким же вкусным, как в Адыгее.

*«Аль-Каида» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.

** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Традиции

Особое место у черкесов занимает традиция гостеприимства. Гостям всегда выделялось все самое лучшее, хозяева никогда не докучали им своими вопросами, накрывали богатый стол и обеспечивали нужными удобствами. Черкесы очень щедры и готовы накрыть для гостя стол в любое время. По обычаю, любой приезжий мог зайти во двор, привязать к коновязи своего коня, войти в дом и провести там столько дней, сколько необходимо. Хозяин не имел права спрашивать его имя, а также цель посещения.

Молодым не позволительно первыми начинать разговор в присутствии старших. Позорным считалось курить, пить и сидеть в присутствии своего отца, есть с ним за одним столом. Черкесы считают, что нельзя быть жадным в еде, нельзя не сдерживать свои обещания, присваивать чужие деньги.

Одним из главных обычаев народа является свадьба. Невеста покидала родной дом сразу после того, как жених заключал с ее отцом соглашение о будущей свадьбе. Отвозили ее к друзьям или родственникам жениха, где она жила до торжества. Такой обычай является имитацией похищения невесты при полном согласии всех сторон. Длится свадебное торжество 6 дней, но жених на нем не присутствует. Считается, что родные злятся на него за похищение невесты. Когда свадьба заканчивалась, жених возвращался домой и ненадолго воссоединялся с молодой женой. Ее родным он приносил угощения от своего отца в знак примирения с ними.

Комната новобрачных считалась священным местом. Нельзя было около нее делать хозяйственную работу и громко разговаривать. Через неделю пребывания в этой комнате, молодую жену выводили в большой дом, проводили специальный обряд. Девушку накрывали покрывалом, давали ей смесь из меда с маслом, осыпали орехами и сладостями. Потом она уходила к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. По возвращении в дом мужа жена начинала заниматься хозяйством. В течение всей супружеской жизни муж к жене приходил только ночью, все остальное время он проводил на мужской половине или в кунацкой.

Жена была хозяйкой на женской половине дома, у нее было свое имущество, это приданое. Но был у жены ряд запретов. Она не должна была сидеть при мужчинах, называть супруга по имени, ложиться спать, пока он не пришел домой. Муж мог без всяких объяснений развестись с женой, она также могла требовать развод по определенным причинам. Но происходило подобное очень редко.

 

Мужчина не имел права в присутствии посторонних целовать своего сына, произносить имя жены. Когда муж умирал, все 40 дней жена должна была посещать его могилу и проводить около нее некоторое время. Постепенно этот обычай был забыт. Вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Если она становилась женой другого мужчины, дети оставались с семьей мужа.

Беременные женщины должны были соблюдать правила, для них существовали запреты. Это необходимо было для того, чтобы оградить будущую мать с ребенком от злых духов. Когда мужчине говорили, что он станет отцом, он уходил из дома и в течение нескольких дней появлялся там только по ночам. После родов, через две недели, проводили обряд укладывания новорожденного в колыбель и давали ему имя.

За убийство наказывали смертью, приговор выносил народ. Убийцу бросали в реку, привязав к нему камни. Существовал у черкесов обычай кровной мести. Если их оскорбили или случалось убийство, мстили не только убийце, а всей его семье и родственникам. Смерть отца нельзя было оставлять без мести. Если убийца хотел избежать наказания, он должен был вырастить и воспитать мальчика из семьи убитого. Ребенка уже юношей возвращали в дом отца с почестями.

Если человека убило молнией, хоронили его по-особенному. Проводились почетные похороны убитых молнией животных. Обряд сопровождался пением и танцами, а щепки от дерева, которое поразила и сожгла молния, считались целебными. Проводили черкесы обряды для вызывания дождя в засуху, перед началом и после проведения сельскохозяйственных работ делали жертвоприношения.

Народ черкесы

Черкесы — это народ, что проживает в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи,  Ставропольском и Краснодарском крае. Численность — около 73 тысяч человек. Языковая группа: абхазо-адыгская.

В современном мире обитает огромное количество людей разных рас, национальностей и вероисповеданий. Философ Гегель в своей книге «Философия души» анализировал некоторые из них. Принимая ко вниманию европеоидную расу, он выделил в ней отдельную ветвь, кавказскую, и отнес к ней непосредственно черкесов.

Черкесы

Сами черкесы издавна называют себя адыгами, а свой язык — черкесским. Их мировоззрение, отношения между собой, бытовые условия и менталитет это результат адыгского этикета, который в свое время регламентировал правила, контролировал поступки населения и особенности их жизнедеятельности. Часто их называли и черсами, и шеркасами, но оригинальное название этого народа одно — черкесы.

Древнее население занималось отгонным скотоводством. До принятия мусульманства люди разводили свиней. Позже черкесы разводили лошадей кабардинской породы.

Основным ремеслом адыгов была выделка сукна, производство одежды и обуви. Та юге была широко развита обработка древесины. Мужчины занимались оружейным делом и кузнечным ремеслом. Все изделия очень ценились и были востребованы на соседних территориях.

Свадебные традиции черкесов

Мне не раз приходилось убеждаться, что наиболее ярко культура народа проявляется в традиционных обычаях свадьбы. И черкесы не являются исключением. Сегодня стали редкостью традиционные ритуалы бракосочетания, однако и их можно увидеть в деревенской местности.

В старину свадьба представляла собой целую систему традиций черкесов, причём подготовка к ней могла длиться более года. Выбрав себе невесту, жених справлялся о её цене, то есть калыме, который он должен был выплатить родным девушки. Если сумма была слишком большой или родители невесты противились браку, молодой человек мог договориться с возлюбленной о её похищении.

Танец черкесов / intercircass.org

С согласия невесты он совершал этот обряд, причём серьёзно рисковал. Известны случаи, когда похищение невесты завершалось ранением или смертями, ведь братья девушки стремились отстоять сестру. В наши дни невест иногда похищают, но это, скорее, просто дань традициям, а сами черкесы относятся к действу совершенно спокойно. К тому же обе семьи прекрасно осведомлены о происходящем.

Но даже без похищения важнейшим обрядом свадьбы в Карачаево-Черкесии оставался переход невесты в дом жениха. Арба с девушкой ехала через селение, причём сопровождали её люди самого разного возраста. Они исполняли традиционные песни, а само шествие сопровождалось джигитовкой и выступлениями всадников.

Джигитовка в исполнении черкеса / nat-geo.ru

До самого окончания ритуала жених не должен был находиться в собственном доме. После того, как невесту приняли его родственницы, подавали угощение всем гостям свадьбы. Лишь по завершению праздника жених выходил из дома своего друга и возвращался домой. Для него устраивался праздничный обед, на котором присутствовали родители и молодая жена.

У черкесов и сегодня можно заметить деление в домах на женскую и мужскую половины. Несмотря на то, что у них живы патриархальные устои, женщины являются истинными хозяйками в жилище. Нередко именно за ними остаётся последнее слово в решении вопросов, связанных с ведением хозяйства или бытовыми аспектами.

Черкесская свадьба / svadba.pro

Черкесы – яркий народ с интересной самобытной культурой. Они стараются сохранять старинные обычаи, однако умело вносят в них некоторые новшества. Такой подход позволяет сохранять актуальность многих обрядов, а значит, черкесская культура будет жить!

Происхождение и история

Процесс формирования древнеадыгской общности охватывал в основном конец первого тысячелетия до нашей эры — середина первого тысячелетия нашей эры. В нем участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в том числе торетов, синдов).

В VIII – VII веках до нашей эры сложилась меотская культура. Племена меотов населяли территорию от Азовского до Черного морей. В IV – III вв. до н. э. многие из племен меотов вошли в состав Боспорского государства.

Период с IV по VII век вошел в историю как эпоха Великого переселения народов. С нашествием гуннов хозяйство адыгов переживало кризис. Нормальный процесс развития горской экономики нарушился, наступил спад, выразившийся в сокращении хлебных посевов, обеднении ремесел, ослаблении торговли.

К X веку сложился мощный племенной союз, называемый Зихия, который занимал пространство от Тамани до реки Нечепсухе, в устье которой находился город Никопсия.

В раннем средневековье адыгское хозяйство носило аграрный характер, существовали ремесла, связанные с выделкой металлических вещей и глиняной посуды.

Проложенный в VI веке Великий шелковый путь способствовал вовлечению народов Северо-Западного Кавказа в орбиту китайской и византийской торговли. Из Китая в Зихию привозились бронзовые зеркала, из Византии – богатые ткани, дорогая посуда, предметы христианского культа и пр. Соль поступала из предместий Азова. Тесные экономические отношения установились со странами Ближнего Востока (иранские кольчуги и шлемы, стеклянные сосуды). В свою очередь, зихи вывозили скот и хлеб, мед и воск, мех и кожи, лес и металл, изделия из кожи, дерева и металла.

Вслед за гуннами в IV – IX веках народы Северо-Западного Кавказа подверглись агрессии со стороны аваров, Византии, булгарских племен, хазар. Стремясь сохранить свою политическую независимость, адыгские племена вели ожесточенную борьбу с ними.

Начиная с XIII столетия в течение XIII – XV веков адыги раздвинули границы своей страны, что было связано с освоением более совершенных форм хозяйствования и привлечением новых площадей под пашни и пастбища. Область расселения адыгов с этого времени получила название Черкеcия.

В начале 40-х годов XIII века адыгам пришлось выдержать нашествие татаро-монголов, северокавказские степи становятся частью Золотой Орды. Завоевание нанесло тяжелый удар региону – погибло множество людей, большой ущерб был нанесен хозяйству.

Во второй половине XIV столетия, в 1395 году, произошло вторжение в Черкесию войск завоевателя Тимура, также нанесшее серьезный ущерб региону.

В XV веке заселенная черкесами территория простиралась с запада на восток от берегов Азовского моря до бассейнов рек Терека и Сунджи. Земледелие оставалось ведущей отраслью хозяйства. По-прежнему большое место занимало животноводство. Некоторого развития достигло ремесленное производство: железных дел мастера изготовляли предметы вооружения, орудия труда, домашнюю утварь; ювелиры – золотые и серебряные изделия (серьги, кольца, пряжки); шорники занимались обработкой кожи и производством конской сбруи. Черкесские женщины пользовались славой искусных вышивальщиц, пряли овечью и козью шерсть, ткали сукно, из войлока шили бурки и папахи. Внутренняя торговля была развита слабо, зато внешнеэкономические связи развивались активно, они носили характер бартера или обслуживались иностранными монетами, так как собственной денежной системы в Черкесии не было.

Во второй половине XV века Генуя развила активную торговую и колонизаторскую деятельность в Причерноморье. В годы генуэзского проникновения на Кавказ получила значительное развитие торговля итальянцев с горцами

Важное значение имел вывоз хлеба – ржи, ячменя, проса; вывозились также лес, рыба, икра, меха, кожи, вино, серебряная руда. Но наступление турок, захвативших в 1453 году Константинополь и ликвидировавших Византию, привело к упадку и полному прекращению деятельности Генуи на Северо-Западном Кавказе

Главными партнерами во внешней торговле адыгов в XVIII – первой четверти XIX века стали Турция и Крымское ханство.

Культура и традиционный образ жизни

Фольклор

В фольклоре основное место занимают нартские сказания, героические и исторические песни, песни-плачи о героях. Нартский эпос многонационален и распространен от Абхазии до Дагестана — у осетин, адыгов (кабардинцев, черкесов и адыгейцев), абхазцев, чеченцев, ингушей, — что свидетельствует об общности культуры предков многих народов Западного и Северного Кавказа. Исследователи считают, что из общего нартского эпоса выделяется адыгская версия как завершенный и самостоятельный вариант. Он состоит из множества циклов, посвященных различным героям. Каждый цикл включает в себя повествовательные (в основном объяснительные) и стихотворные тексты-сказания (пшинатле). Но самое примечательное то, что адыгская версия – поющийся эпос. Традиционные сюжеты нарт-ского эпоса адыгов с их песенными вариантами циклически группируются вокруг их главных героев: Саусоруко (Сосруко), Патараза (Батараза), Ашамеза, Ша-батнуко (Бадиноко) и др. Фольклор включает себя, помимо нартского эпоса, разнообразные песни – героические, исторические, обрядовые, любовно-лирические, бытовые, траурные, свадебные, танцевальные и др.; сказки и сказания; пословицы; загадки и иносказания; частушки; скороговорки.

Традиционная одежда

К XVIII — XX векам основные комплексы традиционной одежды народов Северного Кавказа уже сложились. Археологический материал позволяет с достаточной достоверностью подтвердить тезис о местном происхождении основных конструктивных деталей мужского и женского костюма. Одежда общесеверокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы (оружие являлось неотъемлемой частью национального костюма); у женщин – шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. Основные костюмные комплексы адыгов различаются по назначению, по соответствию основным функциям: повседневный, военный, производственный, праздничный, ритуальный.

Хозяйство

Традиционные занятия адыгов – пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры – кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Среди традиционно адыгских домашних промыслов наибольшего развития достигли плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Традиционное жилище представляло собой турлучное однокамерное помещение, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Адыгская кухня

Основное блюдо адыгского стола – круто сваренная каша (пастэ) вместе с кислым молоком (щхыу). Среди наиболее популярных блюд: щипс (соус из куриного бульона с кукурузной кашей), блюда из адыгейского сыра (жареный сыр с красным перцем; вареники с сыром, подаются с кашей и поджаркой; из выпечки – гуубат (в пер. разбитое сердце) из слоеного теста и адыгейского сыра). Мясные блюда чаще всего готовят из баранины, говядины, курятины, индюшатины. С особой тщательностью готовится халва (поджаренная на масле мука, сахар, на воде). Относится, по всей видимости, к ритуальным блюдам адыгской кухни. Высокими питательными качествами обладает калмыцкий чай – напиток из конского щавеля – отвар темно-коричневого цвета, в который добавляют молоко и специи.

Религия

Древней религией этого народа является монотеизм — часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру. Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем. У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.

С 6 века в Черкесии ведущей верой стало христианство. Исповедовали православие, небольшая часть народа приняла католичество. Таких людей называли «фреккардаши». Постепенно, с 15 века, началось принятие ислама, который является официальной религией черкесов. Ислам стал частью народного самосознания, и сегодня черкесы относятся к мусульманам суннитам.

 

Когда появляются вопросы

Очень примерная карта расселения народов в Северном Кавказе в начале-середине XVIII века. Установление точных границ несколько затруднено из-за того, что они постоянно менялись, а по кочевьям ногайцев вообще информации с гулькин нос..

Никогда не задавались вопросом — а когда Северный Кавказ стал мусульманским? Нет, серьезно, у кого-то возникали такие вопросы? У меня вот возник. Причем по мелочам я интересовался этим делом еще давно, но, как на зло, какой-то конкретной информации встречалось мало, а углубляться было лень, и в старых своих АИшках я использовал в основном поверхностные знания и ориентиры. Но с Russia Pragmatica III поверхностный подход не прокатывает, да и самому интересно стало, а что было на Кавказе в XVIII веке, и насколько предопределен реальный тяжелый ход Кавказских войн. И получилось, в общем-то, забавно. Как и в прочих случаях, здесь существует несколько версий истории Северного Кавказа в разрезе религий, сплоченности, отношений друг с другом, и многого другого. Самая популярная трактовка, уровня «все знать, кхалиси, все знать», как и в большинстве других случаев отличается от того, что можно доказать с помощью той или иной фактологии. Но и альтернативных трактовок иногда получается больше одной, в зависимости от использования источников. К примеру, по истории принятия ислама черкесами информация уровня «все знать» дает одну дату – начало XVIII века, однако есть ряд свидетельств и исследований, которые переносят ее на конец XVIII столетия, а если смотреть на зарубежные источники – вроде английских, французских или немецких – то там процесс описывается уже совсем иначе, и указываются несколько дат в качестве нескольких этапов исламизации адыгов. Да и вообще, у черкесов тоже есть своя точка зрения по этому вопросу, и из-за их современной приверженности исламу дата перехода горских народов в суннизм у них нередко сильно сдвигается в прошлое.

Однако тут разговор уже начинается не только о религии, но и о вообще истории Северного Кавказа как такового. Которая на деле оказывается с одной стороны крайне тенденциозной, а с другой – банально малоисследованной в необходимом мне временном отрезке. Точнее, даже не малоисследованной, а скорее просто неизвестной широкому кругу людей. К примеру, по истории того же XVIII века информации вообще мало, и она как правило приводится настолько вразнобой, что о каком-то системном исследовании говорить сложно. С одной стороны эта тема малоинтересна сторонним лицам, а с другой – очень выгодна для использования как современными представителями кавказских народов, так и просто пропагандистами различных сортов, идеологий и национальностей. Из-за чего порой появляются весьма забавные трактовки о целенаправленном уничтожении отдельных народов, их отсталости, или наоборот очень высоком уровне развития. Что кавказские горцы никогда не устраивали набегов на своих равнинных соседей, или наоборот – всегда были агрессивны, и набеги устраивали со времен царя Гороха. Все эти манипуляции и ошибочные мнения делаются во многом из-за того, что системные и четкие исследования вопроса истории Северного Кавказа с большим охватом времени или малодоступны широкому читателю, или просто ему не интересны. И как результат – неправильное понимание политики России по отношению к Северному Кавказу, или возведение опыта Кавказской войны, и относительно недавних конфликтов в абсолют – дескать, этот регион всегда был таким, и никаким другим, и нечего тут вообще рассуждать о чем-то….

Собственно, именно вопросу Северного Кавказа и посвящен текущий материал, служащий прелюдией к АИшному варианту истории этого региона в рамках моего проекта Russia Pragmatica III. Рассмотрена тема будет в уже знакомом формате – коротких заметок относительно тех или иных частей региона, с максимально сжатым, но все еще понятным и достаточно информативном видом. В отличие от моих предыдущих материалов по Балканам или Малой Азии, здесь деление на разделы будет проведено не по географичесому, а по этническому принципу, так как исторические процессы на Кавказе шли именно с народами, чьи границы проживания со временем менялись. Особый акцент будет сделан на XVIII веке, наименее ясном периоде в истории региона, и на двух важнейших для местных народов вопросах – когда и в каком виде они приняли ислам, и в какой момент стали проблемой или объектом экспансии для России. При этом весь указанный материал будет не более чем авторским видением вопроса, который не претендует на истину в последней инстанции ввиду большой сложности и политизированности кавказского вопроса как такового, и том во многом болезненном следе, который оставила история этого региона в народной памяти.