Настоящая и великая история города царицына

Оглавление

История основания

Его история начинается в 1589 году. Город занимал остров Царицын, расположенный на месте впадения одноимённой реки в Волгу. Именно реке Царица этот населённый пункт обязан своим первым названием — Царицын. Он во все времена имел стратегическое значение в военных конфликтах и различных смутах. На момент основания гарнизон крепости отбивал набеги кочевников на речные караваны в районе волгодонского перешейка.

На протяжении неспокойных XVII—XVIII вв. город несколько раз подвергался разорению и сожжению. Смутное время стало для него периодом первых серьёзных испытаний. Город, поддержавший лжеправителей, был сожжён правительственными войсками. Заново он был отстроен в 1615 году уже не на острове, а на берегу Волги.

Во время многочисленных восстаний и крестьянских войн этого периода Царицын находился в эпицентре событий. Последним значительным столкновением этого времени стала оборона города от отрядов Емельяна Пугачёва. Царицын стал единственным поселением в низовьях Волги, которое не покорилось Пугачёву. За отважные действия комендант крепости был пожалован званием генерала.

Со второй половины XVIII века, из-за значительно расширившихся границ, город становится тихим и спокойным поселением.

XIX век становится для Царицына временем активного расширения и развития. Открываются школа, аптека и кофейня. Появляются промышленные предприятия. Во второй половине века город становится крупным железнодорожным узлом. Удобство положения и развитая инфраструктура позволяют открывать в нём крупные промышленные предприятия: металлургический и орудийный завод, керосиновое производство.

Период спокойной жизни и развития был остановлен трагическими событиями начала XX века. Во время Гражданской войны Царицын стал оплотом большевиков в волжском регионе. Он выдержал 3 штурма белогвардейцев. В этих событиях не последнюю роль играл И. В. Сталин , командующий в это время Северокавказским военным округом.

В результате четвёртой попытки, поселение на короткое время оказалось под контролем белой армии. В начале 1920 года Царицын окончательно стал подчинен красной армии. Эти события причинили много горя жителям города, и значительно ослабили его хозяйство.

Вслед за этими трагическими событиями в поселение пришёл голод, унёсший жизни нескольких миллионов человек

Помощь горожанам оказали иностранные благотворительные организации, а хороший урожай и окончание Гражданской войны в 1923 году стали началом нового подъёма отважного города на Волге

В советском государстве не могло быть города с названием, напоминающим о царском прошлом страны. Было принято решение переименовать его. В 1925 году Царицын был назван Сталинградом в честь человека, отличившегося при обороне города от белогвардейских отрядов. Именно под этим названием поселение на Волге станет всемирно известным местом.

20−30 годы стали для Сталинграда периодом активного развития промышленности и социальной сферы. Восстанавливались уже имеющиеся предприятия и строились новые: тракторный и метизный заводы, судоверфь. Активно развивался городской общественный транспорт, велось жилищное строительство, развивались образование и медицина. Сталинград рос и благоустраивался.

Слобода Лефорта

В 1702 году Немецкая слобода насчитывала около 340 дворов иностранцев, которые приезжали в Россию на заработки. Это были ремесленники, купцы, виноторговцы, но по большей части ─ служившие в русской армии наемники. Среди них был отправившийся «попытать счастья» в далекой Московии голландский военный женевского происхождения Франц Лефорт.


Памятник Петру I и Францу Лефорту на Красноказарменной улице.

Волею случая обрусевший Лефорт ─ он успел жениться и дослужиться до полковника ─ сблизился с Петром I, став его ближайшим другом и советником. В благодарность за заслуги перед российским государством указом императора Лефорту был дарован дворец: его строили на правом берегу Яузы в 1696-99 годах. Сподвижник Петра не успел насладиться продуманностью постройки и богатым убранством помещений: через три недели после окончания работ Франц Лефорт заболел горячкой и скончался. Немецкую слободу с тех пор стали называть Лефортовской. В 1999 году году в честь празднования 300-летия района Лефортово у главного входа в Лефортовский парк установили 8-метровый памятник великому реформатору Петру I и выдающемуся военачальнику Францу Лефорту. Обе фигуры одного роста ─ по замыслу авторов монумента, это символизирует, что большие друзья всегда общались «на равных».

Описание музейного комплекса

Музей-заповедник, который занимает больше 100 га, расположен на юге Москвы. Его история началась в 1776 г., когда Екатерина приказала построить резиденцию. В XIX в. территория превратилась в дачный поселок. В 1927 г. здесь открывают музей, а после войны выделяют охраняемые земли площадью 1000 га. Позже в Царицыно проходят 2 масштабные реставрации. В 2007 г. обновленный архитектурный комплекс открывается в день Москвы.

Схема комплекса включает следующие сооружения:

  • Большой и Малый дворцы;
  • Кавалерские корпуса;
  • Хлебный дом;
  • Оперный дом;
  • оранжереи;
  • Храм иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».

Поместье строили на мысу, поэтому на территории возвели Фигурный и Большой мосты. Последний украшают розетки, пояс-зигзаг под карнизом, вставки в виде ромбов и кругов. Центральные арки напоминают порталы в готических соборах. Фигурный мост, который декорирован георгиевскими крестами, построили по принципу виадука. Высокий парапет со стрельчатыми проемами соединяет полукруглые башни.

Оранжереи

Одна из Царицынских оранжерей.

Первое деревянное помещение появилось в 1740-х гг., когда усадьба принадлежала роду Кантемиров. В конце XVIII в. здесь стояло 3 сооружения, где выращивали до 10 000 деревьев. Здесь располагались оранжереи с ананасами, апельсинами, померанцем, виноградом и персиками. В помещениях росли мирт, оливковые деревья, абрикосы, олеандр, лавр и парковые цветы. В Царицыно находилась большая коллекция тропических растений.

После смерти императрицы работу оранжереи поддерживал глава Экспедиции кремлевского строения П. Валуев. На территории строят 8 помещений. В XIX в. комплекс сдают в аренду купцу Давыдову. Позже старые здания сносят, а виноградную оранжерею разделяют на коммунальные квартиры.

Для экскурсий открыты 3 здания. В первом корпусе представлены гибискусы, фуксии, араукарии и пальмы. Во втором помещении выращивают овощи, фрукты, розмарин, олеандр, мирт, имбирь, кофейные деревья. В виноградной оранжерее растут кактусы и декоративные растения.

Знаменитый фонтан

Знаменитый музыкальный фонтан.

Современность в усадьбе представляет музыкальный фонтан. Его создали во время реконструкции 2006-2007 гг. на Нижнем пруду. По легенде в этом месте в 1775 г. князь Г. Потемкин организовал салют для Екатерины II, который сопровождал залп из трофейных турецких пушек. Конструкция в форме чаши занимает 2400 м², которую освещают 2583 подводных светильников. Ее диаметр составляет 52 м.

Вместе с фонтаном освещается Большой дворец и мост через овраг. 915 струй поднимаются максимум на 15 м в такт музыке.

Он оснащен акустической установкой, поэтому композиции слышно с любого берега. Из-за чувствительности к низкой температуре после завершения сезона фонтан консервируют.

Большой дворец и Хлебный дом

Большой дворец сочетает элементы русской готики и классического стиля.

Царицынский дворец сочетает элементы русской готики и классического стиля. Сначала строительством занимался архитектор В. Баженов. После осмотра здания в 1785 г. императрица поручила работу его ученику М. Казакову. Здание включает 2 крыла, которые предназначались для проживания государыни и ее сына Павла. Они соединяются узкой высокой галереей. Дворец украшен стрельчатыми окнами, остроконечными башнями, полуколоннами и арками. В 1796 г. его практически достроили, но смерть государыни остановила процесс.

В правом крыле на первом этаже создали Екатерининский зал. Он декорирован ценными породами деревьев, золотом, ониксовыми колоннами, лепниной. Здесь установлена статуя императрицы из мрамора высотой 2,6 м. Второе помещение с вишневыми стенами и мраморными колоннами назвали Таврическим залом. На 3 этаже находятся Баженовский и Казаковский залы, которые соединяет анфилада. В здании проводят торжественные мероприятия, выставки и концерты.

Возле дворца расположен Хлебный дом, где располагалась кухня для Екатерины II. Сооружение квадратной формы с округлыми углами построили в 1784-1785 гг. На фасаде установлены 2 горельефа в виде солонки с караваем. Над карнизом изображены буквы Х и С (хлеб-соль). Интересный факт — Х получается в виде скрещенных линий, которые считаются символом масонства. Визуально дом с дворцом соединяет галерея, которая в центре прерывается аркой с шипами. В здании размещена основная экспозиция музея, в атриуме устраивают концерты и театральные постановки.

Гарнизон Павла I

Сменивший Екатерину II на троне Павел I материнский дворец не любил. Он остриг деревья в Головинском саду в форме петухов и павлинов, а перед царской резиденцией устроил плац. В роскошных палатах разместился Московский гарнизонный полк Николая Архарова. Набранные в полк «из низов» архаровцы жестоко подавляли бунты в столице, и в то же время были самыми эффективными полицейскими – за день раскрывали самые запутанные кражи и прочие уголовные преступления. С тех пор служебные флигеля Екатерининского дворца стали называть Красными казармами. Они принадлежат военным по сей день: сейчас в здании Екатерининского дворца располагается Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ.


Участники фестиваля исторической реконструкции «Лефортовские маневры». Фото: Pavel L Photo and Video / Shutterstock.com

Давидовы: железная крыша и виолончель Страдивари

Третий Кавалерский корпус, возведенный по проекту Василия Баженова в 1776–1779 годах, тоже имеет дачную историю. В 1872 году под обустройство дачи его арендовал Иван Давидов — крупный благотворитель, дослужившийся до высокого чина статского советника. К зданию примыкал участок площадью 1,43 гектара. Давидов заключил договор на 24 года и начал обустраиваться.

До него Третий Кавалерский корпус сдавали в аренду под трактир и гостиницу, поэтому, получив здание, Давидов его перестроил. К дому со стороны Нижнего Царицынского пруда пристроили террасу, с другой стороны — сени. Появились еще одно дверное отверстие стрельчатой формы, дополнительные оконные проемы и печи, лестницы были заложены. Венчала здание железная крыша, выкрашенная в зеленый цвет. Несмотря на все изменения, благодаря Давидову Третий Кавалерский корпус к началу XX века сохранился гораздо лучше других построек Василия Баженова.

На этой даче выросло не одно поколение Давидовых — музыканты, литераторы, ученые и крупные финансисты. Пожалуй, самым известным представителем семьи был младший брат Ивана Юльевича — музыкант мирового уровня создатель и глава русской виолончельной школы второй половины XIX века Карл Давыдов (он чуть изменил фамилию). Свои впечатления от пребывания на даче брата Карл Давыдов передал в инструментальных пьесах «Ноктюрн» и «Мазурка», объединенных названием «Воспоминание о Царицыне».

Образование Карл Давыдов получил в Лейпцигской консерватории, с большим успехом гастролировал по Европе и выступал вместе с лучшими музыкантами того времени — Ференцем Листом, Антоном Рубинштейном, Василием Сафоновым. В знак признательности за высокое исполнительское мастерство основатель Русского музыкального общества граф Михаил Виельгорский подарил Карлу Юльевичу виолончель работы Антонио Страдивари, а Чайковский назвал его «царем всех виолончелистов нашего века» и посвятил ему симфоническую пьесу «Итальянское каприччио» (1880). В 1876–1887 годах Карл Юльевич занимал должность директора Петербургской консерватории.

В 1870–1880-х виолончелист постоянно жил в Петербурге, в родовое гнездо приезжал на несколько дней отдохнуть от концертов и других забот. Падчерица музыканта Тамара Волконская вспоминала:

Музейный комплекс

В советские годы в зданиях бывшей царской усадьбы в разные годы располагались Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, исполком, больница, музыкальное училище. В Хлебном доме до 1970-х годов были коммунальные квартиры, а в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» — трансформаторная подстанция.

В 1927 году в Третьем кавалерском корпусе открылся музей. В экспозиции были представлены документы по строительству, чертежи Баженова и найденные археологами предметы из раскопок курганов. В 1937 году музей закрыли, вместо него в этом здании заработал сельский клуб.

После масштабной реконструкции, окончившейся в 2007 году, Царицыно превратилось в крупный музейный комплекс.

Вход в музеи находится между Большим дворцом и Хлебным домом. Из небольшого стеклянного корпуса нужно спуститься на эскалаторе в подземное фойе с кассами, кафе и сувенирным магазином.

В музеях можно увидеть изделия русских и западноевропейских заводов — Кузнецова, Гарднера, Императорского, Мейсена, Венской мануфактуры и других. Центральное место занимают керамика, фарфор, стекло, гобелены, текстиль времен СССР и коллекция наивного искусства.

Постоянно действует выставка «Царицынские древности» с экспонатами, найденными во время раскопок на территории музея-заповедника, экспозиции «Серебряная кладовая» и «Дачное Царицыно», проект, посвященный императрице Екатерине II. Сменяют друг друга временные выставочные проекты.

Первый этаж

Залы первого этажа посвящены истории усадьбы. Вы узнаете, как она строилась и каким был Большой дворец еще в начале XXI века (в зале находится макет дворца до реконструкции).

Интересна выставка бронзовых бюстов российских великий князей, царей и императоров. Фигуры отлиты в Санкт-Петербурге в XIX веке на заводе Феликса Шопена.

Также на первом этаже открыта постоянная выставка «Быль и новь Царицыно». Представлены фрагменты кирпичной кладки стен здания, в том числе часть первого баженовского фундамента и фрагмент фундамента Дворца по проекту Казакова.

Пройдя мимо парадного входа и красивой лестницы, мы войдем в самый роскошный зал Дворца — Екатерининский. Здесь установлена скульптура русской императрицы высотой 2 метра 64 см.

Расписной паркет и зеркала в золоченном обрамлении, отделка из бронзы и оникса, мрамор и позолота, хрустальные люстры и бра — всё это не может не восхищать. Здесь можно любоваться и небольшими деталями (например, дверными ручками в виде голов львов) и интересным оформлением потолка и рисунками паркета.

В следующих залах развернута постоянная экспозиция «Екатерина II. Золотой век Российской империи», рассказывающая о жизни и семье императрицы.

Как доехать

Как добраться общественным транспортом

До музея-заповедника Царицыно проще всего доехать на метро: станция метро Царицыно, выход из первого вагона из центра. Далее поверните налево и идите по длинному переходу до конца. Выход на поверхность — налево. Пройдите под железнодорожным мостом, перейдите дорогу по пешеходному переходу у светофора и вы увидите арку Главного входа в парк.

Также в музей-заповедник можно попасть со стороны станции метро Орехово — выход из метро находится совсем рядом со входом в парк.

Адрес: г. Москва, улицы Дольская, дом 1

Как доехать на машине

Можно подъехать со стороны улицы Тюрина — здесь есть две большие платные парковки. Бесплатная парковка на 119 машиномест — у КПП №8 и 9 около метро Орехово.

Стоимость платных парковок в 2020 году:

  • с понедельника по пятницу первые 3 часа — 100 руб., каждый следующий час — 50 рублей
  • суббота, воскресенье и праздники первые 3 часа — 200 рублей, каждый следущий час — 50 рублей.

Усадебные оранжереи

Цветочное хозяйство появилось здесь еще в XVIII столетии, когда окрестными землями владел Кантемир. В 2000-е годы старинные здания восстановили. В Первом оранжерейном корпусе выращивают необычные растения тропиков и субтропиков – различные виды пальм, красиво цветущий китайский гибискус, гибридную фуксию и гигантскую пассифлору.

В Виноградной оранжерее созданы все условия для плодоносящих растений – винограда и цитрусовых, которые некогда поставлялись к царскому столу. Второй корпус собрал пряные и эфирномасличные культуры. Ароматный «букет» этого корпуса дополнен ананасами и фикусами, душицей и рутой.


Третий Кавалерский корпус

Контакты и стоимость посещения


Входной павильон в государственный музей «Царицыно». Для предварительной регистрации звонят по телефону +7(495)322-44-33. Стоимость комплексного билета для осмотра дворцового ансамбля составляет 890 руб. От 100 до 400 руб. стоит посещение одного здания комплекса.

Бесплатный вход предусмотрен для следующих граждан:

  • детей до 7 лет;
  • героев РФ и СССР;
  • ветеранов Великой Отечественной войны;
  • инвалидов I, II групп;
  • награжденных медалью «Житель блокадного Сталинграда»;
  • детей-сирот;
  • военнослужащих;
  • работников музеев РФ;
  • владельцев карты ISIC.

В каждую третью среду месяца людей пропускают бесплатно. За экскурсию по Большому дворцу или Хлебному дому платят 150 руб. Прогулка по одной оранжерее и дворцовой территории обойдется в 225 руб.

Ежегодно в музее проводится акция «Ночь искусств». Вход делают бесплатно после 18.00. Гости могут посетить выставки, спектакли, концерты и перформансы.

Цены на билеты в Царицыно – музей заповедник

За вход на территорию парка платить не придется. За посещение дворцов и оранжерей придется заплатить. Посетителям монументального дворца-усадьбы Царицыно предлагается:

  • Прогуляться по ухоженным царицынским аллеям и прудам. Экскурсия по прудам для взрослого человека стоит от 150 рублей, и от 60 руб – для ребёнка;
  • Пройтись по роскошным залам большого дворца. Стоимость экскурсии по дворцу – от 300 рублей для взрослого и от 80 руб – для юного посетителя, все зависит от количества желающих;
  • Осмотреть Хлебный дом и Большой дворец. Цена взрослого билета – от 300 р, детского (старше 6 лет) – от 100.
  • Полюбоваться одним из самых эффектных и фееричных зрелищ – музыкальным светодинамическим фонтаном – можно бесплатно

Историческая и по совместительству культурная достопримечательность, несомненно, достойна внимания. Немалое количество туристов оценило музей заповедник по достоинству. Особенно признательны всем, кто имеет хоть какое-то отношение к созданию дворца, те, кто интересуется историей, и в частности всем, что было связано с такой неординарной и яркой личностью, как Екатерина II.

Готический мост

Это одно из самых очаровательных и таинственных сооружений Царицыно. Он представляет из себя невероятно красивое сооружение в неоготическом стиле, перекинутое через… ничего. Миновав плотину между каскадом Царицынских прудов, гости усадьбы выходят на дорогу, ведущую к изящному мосту, который служит скорее въездными воротами в имение, чем имеет реальный функционал. Готический мост – одно из сказочно прекрасных, но бесполезных детищ зодчего Баженова, был возведен в 1778 году. Автор проекта хотел поразить гостей усадьбы нестандартностью своего дизайнерского решения, а также предвосхитить еще более пышную и фантастическую дворцовую панораму, которая возникает перед взором после прохода под мостом. Фигурный мост был построен из красного кирпича в виде виадука. Здесь очень много декоративных отделочных элементов, в том числе зашифрованные масонские символы, геометрические фигуры, георгиевские кресты, ласточкины хвосты, полукруглые арочные окна-бойницы.

Правила для посетителей

На территории запрещены следующие действия:

  • курить;
  • приносить алкоголь и любые напитки в стеклянной таре;
  • разжигать костер и ставить палатку;
  • устраивать пикник;
  • выбрасывать промышленный и бытовой мусор;
  • портить деревья и собирать растения;
  • ходить по газонам и клумбам;
  • купаться в водоемах и ловить рыбу;
  • выгуливать домашних животных;
  • проносить оружие и взрывчатые вещества;
  • рисовать на стенах зданий и памятниках;
  • расклеивать рекламные листовки.

Передвигаться на велосипеде, роликах и самокате в Царицыно разрешают только детям дошкольного возраста.

Мероприятия, экскурсии, профессиональную видео- или фотосъемку проводят после согласования с дирекцией музея.

Василий Баженов

Для строительства новой резиденции Екатерина нанимает придворного архитектора Василия Баженова. Ему она поручает создание пейзажного парка и дворцовых построек в мавританском стиле.

Баженов в течение 10 лет с увлечением строит царскую усадьбу. По его замыслу архитектурные постройки должны выглядеть, как россыпь построек, естественно вписывающиеся в ландшафт старинного парка. Используемые стройматериалы — красный кирпич и белый камень.

Строятся рядом стоящие императорские дворцы: для государыни и ее сына-наследника Павла, несколько позднее дворец поменьше — для внуков. Они являлись главным дворцовым корпусом.

Кроме них Средний и малый дворец для Екатерины, Большой Кавалерский корпус — главнейшее здание в ансамбле, для придворных императрицы, Кухонный корпус (Хлебный дом), три кавалерских корпуса, камер-юнгферский корпус, а также павильоны и мосты, распланирован пейзажный парк.


Большой мост через овраг

Большой мост через овраг — это парадный мост с арочными пролетами длиной 80 метров, дошедшее до нас выдающееся творение Василия Баженова.

В условиях скудного финансирования архитектору приходится брать кредиты на себя, чтобы продолжать стройку. Ему приходится постоянно писать письма чиновникам о выделении дополнительных средств.

Весь проект согласовывается с Екатериной II письменно, к 1785 году он практически готов, не хватает только отделки зданий, так как заказчица никак не может ответить, что для этого выбрать. Также не построены Башня с часами и Конюшенный корпус, так как не было дано согласия на это.

5 июня 1985 года Екатерина приезжает в Москву и впервые видит наяву творение Баженова. Пробыв в усадьбе немного времени и посмотрев часть помещений императрица покидает Царицыно. Приговор ее был суров: нужны кардинальные перестройки главных дворцов, так как потолки слишком низкие, комнаты тесные, лестницы узкие, залы темные. Вместо триумфа выдающийся архитектор получает опалу.

Решение Екатерины II перестроить полностью готовые постройки, предварительно одобренные ею же, было беспрецедентным. Причина такого решения до сих пор не ясна и остается главной тайной царицынской усадьбы. Василий Баженов был отстранен от дальнейшего строительства, проект был передан его ученику и помощнику Матвею Казакову. Для Баженова это, безусловно, стало личной драмой. От должности придворного архитектора он был отстранен.

Основание Царицына

В письме английского торговца Христофора Бэрроу о проходившем в Персию и Мидию путешествии, написанном в 1579 году, упоминается Царицын. В этом письме говорилось о том, что русский царь держал там стрельцов, целью которых была охрана дороги. К концу 16 века в Царицыне была организованна постоянная крепость в гарнизон которой входило около 150 воинов. Возведена крепость была мирно, без каких-либо боев, так как к тому времени хан Ногайской орды, претерпевший череду поражений, признал себя вассалом Русского царства.

Помимо прочего, в обязанности этой крепости входила охрана территории между Волгой и Доном, длина которой составляла около 70 километров. День окончательного устройства Царицынской крепости, а именно июль 1589 года и принято считать официальной датой зарождения города Царицын.

На карту России город нанесли в 1614 году под названием «Царица» и располагался он на ненанесенном на карты того периода острове «Царицын». В последствии, на уточненных и измененных картах его перенесли на территорию в месте слияния Царицы и Волги.

Изначально организованный город выполнял лишь военно-оборонительные функции, так как располагался на территории Большой Ногайской орды. Ближайший от Царицына населенный пункт, находившийся на расстоянии в 530 километров, назывался крепость Воронеж.

Во время «Смутного времени», русское царство ослабевало и распадалось и этим воспользовались ногайцы, которые стали снова нападать на русские поселения. Но по прошествии смуты Россия начала быстро набирать силу, и Большая Ногайская орда распалась, а ее остатки в 1632 году с волго-донских земель в сторону Кавказа изгнали калмыки. Именно после этих событий на окружающую земля и территорию самого Царицына не посягал ни один из ближайших правителей.

Котляково

По соседству с Царицыном на речке Чертановке, в районе современных Котляковской улицы и проездов, когда-то располагалась деревня Котляково.

Первое упоминание о деревне встречается в писцовой книге 1627 г., когда она «тянула» к селу Покровскому и входила в состав владений московского Новоспасского монастыря. В это время в деревне имелось 5 крестьянских дворов с 5 душами мужского пола и 4 бобыльских двора со столькими же бобылями. В 1646 г. здесь числилось 10 дворов с 27 мужчинами и 2 пустых двора беглых крестьян, в 1715—1716 гг. — 15 крестьянских дворов, в которых проживали 73 человека, и 5 бобыльских дворов с 17 жителями.

В 1764 г. после секуляризации монастырских владений деревня перешла в ведение Коллегии экономии. По данным «Экономических примечаний», в 1773 г. в деревне насчитывалось 48 дворов, в которых проживали 335 жителей. Источники этого времени особо отмечали, что местные «женщины упражняются в пряже льна», пряли и ткали «для своего употребления».

При императоре Павле I деревня Котляково вместе с селом Покровским была отдана в «командорственное» владение графине А.Р. Чернышевой. Впоследствии деревня снова перешла в ведение казны, а с момента организации в 1837 г. Министерства государственных имуществ числилась за ним.

На протяжении почти столетия численность населения в деревне оставалась на одном и том же уровне: в 1859 г. в Котлякове числился 31 двор, где проживало 334 человека. Свою роль в этом сыграло наполеоновское нашествие 1812 г., после которого убыль населения была компенсирована лишь через несколько десятилетий. Однако начиная с середины XIX в. рост населения в деревне вновь возобновился.

К 1899 г. в Котлякове проживало 86 семей, в которых зафиксировано 410 человек. Основным занятием крестьян являлось садоводство, приносившее им немалые доходы (так, в 1870-е годы среднегодовой доход на душу от садоводства равнялся 60 рублям). Поэтому селение считалось одним из самых зажиточных в Московском уезде: здесь не было разорившихся и недоимщиков, земли не пустовали, жилые и хозяйственные постройки находились в хорошем состоянии, почвы были удобрены, чему способствовала близость Москвы, откуда возили различный навоз. В самой деревне имелось три торговых заведения.

Наличие у деревни заливных земель по Москве-реке и Чертановке позволило местным крестьянам пережить относительный упадок садоводства из-за усиленной конкуренции со стороны более дешёвых продуктов садоводства из южных губерний, начавшийся после постройки Курской железной дороги. Достаточно быстро они перешли на устройство огородов и выращивание на них капусты и огурцов. Сажали тут и картофель (в том числе и ранний), предназначенный для сбыта в первопрестольной. Вместе с тем значительная часть крестьян была вынуждена продать свою землю. Результатом этого явилось то, что если в 1876 г. на 64 домохозяйства Котлякова приходилось 592,6 десятин земли, то к 1927 г. в деревне было 122 хозяйства (576 человек) и в их пользовании находилось 290 гектаров земли. Малоземелье заставляло крестьян интенсифицировать свой труд и заботиться прежде всего о сбыте своей продукции на рынках Москвы. Уже в 1925 г. здесь возникли первые кооперативные объединения садово-огородных крестьянских хозяйств. В дальнейшем их сменил колхоз «Новая жизнь». В 1960 г. Котляково вошло в состав Москвы. Его территорию поглотила городская застройка. Память о деревне сохранилась лишь в названиях Котляковских улицы, двух переулков и кладбища.

Матвей Казаков


Большой дворец, современная версия Через полгода Казаков представил новый проект дворца, который получил одобрение. Баженовские дворцы для императрицы, наследника и его детей были полностью разобраны, а также камер-юнгферский корпус. Матвей Казаков строит роскошный дворец в стиле классицизма с элементами готики: арочные окна, остроконечные башни.


Большой дворец

Новый дворец строится медленно из-за недостаточного финансирования. В 1793 году императрица приказывает в целях экономии убрать третий этаж и тронный зал. Разобран Большой Кавалерский корпус на стройматериалы.

Загадка Царицыно

Историки называют несколько возможных причин, почему Екатерина II отвергла постройки Баженова, какая из них верная, доподлинно неизвестно.

Первая причина

Связь архитектора Василия Баженова с масонской ложей и ее руководителем, журналистом и общественным деятелем Николаем Новиковым. Екатерина жестоко расправилась с Новиковым, отправив его на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость без суда, не найдя ни одного преступления за ним. Это кстати, еще одна загадка Екатерины Великой, чем ее так разгневал талантливый просветитель. Новикова выпустит из тюрьмы император Павел, после смерти матери. Что касается Баженова, то после обысков, в результате которых запрещенной литературы не было найдено, он избежал ареста и продолжил деятельность архитектора.

Вторая причина

Императрице просто не понравились дворцы. За 10 лет стройки вкус Екатерины поменялся и «нежная готика» Баженова была отвергнута императрицей, тяготевшей к классицизму.

Третья причина

Екатерина охладела к Царицыно, потому что увлеклась новой стройкой — дворцовым-парковым комплексом «Пелла», строящимся на берегу Невы (территория города Отрадное, Ленинградская область). В 1784 году она приобрела мызу Ивановскую, где с большим воодушевлением началось строительство нового фаворита. Пеллу постигла еще более трагичная судьба, чем Царицыно — после смерти Екатерины по указу императора Павла все постройки были разобраны. Пелла была любимым местом отдыха Екатерины, за что и поплатилась от рук ее мстительного сына.

Четвертая причина

Екатерина не хотела жить в Москве, ей были милее пригороды Санкт-Петербурга. Именно поэтому стройка с новым архитектором длится еще 10 лет, финансируется тоже от случая к случаю. Интерес к Царицыно полностью утрачен, стройка никак не не может завершиться.

Придворцовый пейзажный парк усадьбы

После осмотра дворцового комплекса можно прогуляться по Царицынскому парку. Работы по его разбивке начались еще в 1775 году. В то время парк засадили сибирскими кедрами и лиственницами. За ведение работ по обустройству паркового участка отвечал Баженов. В бывшей кантемировской усадьбе преобладали березы. Баженов не стал вырубать Березовую аллею усадьбы, а сделал ее главной осью своего ансамбля.

Памятник архитекторам Василию Бажену и Матвею Казакову

В усадебном парке с XI-XII веков сохранились курганы-могильники вятичей.

Первые исследовательские работы по их изучению проводились в XIX столетии под руководством И.Е. Забелина. Дополнительные археологические раскопки прошли здесь в 1944 году. Специалисты нашли в курганах много необычных предметов, в числе, уникальных орудий труда. Позже эти находки стали основой археологической коллекции музея-заповедника.