Царскосельский лицей — история открытия и выпускники императорской школы

Оглавление

Работа над проектом учебного заведения

Учебное заведение создавали под контролем самого императора Александра I. Он планировал, что Лицей будет выпускать образованных людей, способных в будущем претендовать на очень высокие должности во властно иерархии Российского государства. Император планировал обучать здесь своих младших братьев – Николая и Михаила. В связи с этим, учебному заведению предоставили четырехэтажный флигель Екатерининского дворца в Царском Селе. Это здание поручили перестроить архитектору В. Стасову.

Над проектом создаваемого Лицея работал М. Сперанский, который в это время еще сохранял влияние на царя. Он хотел, чтобы в будущем учебное заведение готовило людей, способных продолжать реформы в России. По этой причине Лицею установили статус закрытого учебного заведения, в котором студенты должны были не просто учиться, но и жить.

При организации учебного процесса здесь установили принцип полного равенства воспитанников, отказались от использования телесных наказаний, сконцентрировались на преподавании исторических и нравственных наук. Перед педагогическим составом поставили цель научить обучающихся самостоятельному мышлению. Развивая воспитанников, учителя открывали истинное их призвание.

Процесс обучения длился 6 лет и включал 3 курса обучения, каждый из которых был равен 3-м годам.

Сергей Дмитриевич Комовский

Прозвища: «Лиса», «Лисичка» — за характер и герб Комовских с рыжей лисой, «Смола» — любил «прилипать» со своими нравоучениями.

Учителя характеризовали его как ученика прилежного, способного, скромного, любопытного. Он доносил на своих товарищей надзирателям.

Участвовал в распространении и переписи эпиграмм на Кюхельбекера. В движениях был ловок.

Он умел подстраиваться под всех и каждого, словно тень. Даже Яковлев не изображал его — изображать было нечего, не было у него особенных черт.

По окончании лицея поступил на государственную службу в департамент народного просвещения. Появлялся на всех встречах лицеистов.

После смерти Пушкина предоставил материалы о жизни великого поэта в лицее для написания более достоверной биографии.

Лицейские друзья Пушкина

  1. С. Ф. Броглио (1799 — неизвестно) — по окончании Лицея уехал в Пьемонт, где участвовал в революции, погиб при освобождении Греции от Османского ига
  2. А. М. Горчаков (1798-1883) — после окончания Лицея — служил в министерстве иностранных дел, с 1856 — министр Иностранных дел
  3. П. Ф. Гравениц (1798-1847) — по окончании Лицея служил в министерстве иностранных дел
  4. С. С. Есаков (1798-1831) по окончании Лицея офицер
  5. К. К. Данзас (1800-1870) — по окончании Лицея офицер
  6. А. А. Дельвиг (1798-1831) — поэт, издатель «Литературной газеты»
  7. А. Д. Илличевский (1798-1837) по окончании Лицея чиновник, литератор
  8. С. Д. Комовский (1798-1880) — по окончании лицея чиновник, помощник статс-секретаря Государственного совета
  9. К. Д. Костенский (1797-1830) — по окончании Лицея служил в министерстве финансов
  10. Н. А. Корсаков (1800-1820) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  11. М. А. Корф (1800-1876) — по окончании Лицея служил в министерстве юстиции
  12. В. К. Кюхельбекер (1797—1846) — поэт, декабрист
  13. В. П. Лангер (1802- после 1865) — чиновник Особых Поручений при Министерстве Народного Просвещения, художник
  14. С. Г. Ломоносов (1799-1857) — по окончании лицея чиновник министерства иностранных дел
  15. И. В. Малиновский (1796-1873) — по окончании лицея служил в гвардии
  16. Ф. Ф. Матюшкин (1799-1872) — по окончании лицея моряк, ученый, с 1867 года — адмирал
  17. П. Н. Мясоедов (1799-1869) — по окончании Лицея офицер, затем чиновник министерства юстиции
  18. В. Д. Ольховский (1798-1841) — по окончании Лицея офицер, декабрист
  19. И. И. Пущин (1798-1859) — по окончании Лицея гвардейский офицер
  20. П. Ф. Саврасов (1799-1830) — по окончании Лицея — офицер Гвардии
  21. Ф. Х. Стевен (1797-851) — по окончании Лицея чиновник, губернатор Выборга
  22. А. Д. Тырков (1799-1843) — по окончании Лицея офицер
  23. П. М. Юдин (1798-1852) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  24. М. Л. Яковлев (1798-1868) — по окончании лицея чиновник, тайный советник, сенатор, композитор

Как учились лицеисты

М.М. Сперанский

Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой

Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание

Учебный класс в Лицее

Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам

Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты

В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.

В Большом зале проводились торжественные мероприятия, в другие дни он служил местом отдыха учеников, рекреацией

Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.

Рисунок А. Пушкина. Благодаря тому, что занятия рисованием проводились ежедневно, все воспитанники Лицея прекрасно владели кистью и карандашом

Почти все время лицеисты находились в обществе и под присмотром – потому за время обучения в Лицее у каждого сформировались отличные социальные навыки. Учителя обращались к мальчикам на «вы», прибавляя к фамилии слово «господин» — что способствовало установлению уважительных отношений с соблюдением некоторой дистанции между воспитанником и преподавателем. В штат учителей попали в основном молодые специалисты, которые отличались творческим подходом к профессии, многие из них оказали для будущих выпускников чрезвычайно сильное влияние.

Александр Иванович Галич (Говоров), учитель словесности, и Александр Петрович Куницын, преподававший право

 В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.

Императорский лицей в наши дни

Сегодня в историческом здании дворцового флигеля открыт Мемориальный Музей-Лицей. Это филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина — крупнейшего и старейшего музейного комплекса, посвящённого великому поэту.

Мемориальный Музей-Лицей в Царском Селе открыт в 1949 году, сразу после того, как здание дворца восстановили после разрушений, полученных во время войны. Стояла цель воссоздать помещения лицея в том виде, который он имел в пушкинские годы. Это удалось. Восстановлены интерьеры Большого зала и Газетной комнаты, библиотека, в которой хранятся в том числе подлинные издания начала XIX века. Посетители могут побывать в учебных классах и взглянуть на комнаты воспитанников — кельи, как называл поэт Пушкин. Также воссоздана квартира Сергея Чирикова — одного из гувернёров, учителя рисования Императорского лицея.

На втором этаже музея открыта экспозиция «Живём мы памятью Лицея», которая повествует о двухвековой истории знаменитого учебного заведения. Сотрудники музея проводят увлекательные экскурсии для детей и взрослых.

Мемориальный Музей-Лицей — один из главных пунктов культурной программы во время посещения города Пушкина. Такое название в 1937-м получило Царское Село — в год столетия гибели поэта и в память о первых творческих шагах «солнца русской поэзии», пришедшихся на лицейские годы.

В названии статьи использована строка из стихотворения А. С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…»

Поделиться статьей:

«В октябре багрянолистном девятнадцатого дня…»

Подобное непостоянство и противоречивость были свойственны Александру, проявились они и в его детище — лицее. Получилось, что принципы его деятельности разрабатывал реформатор Сперанский, программу составлял республиканец Лагарп (бывший воспитатель императора), а вот писал устав и курировал подготовку к открытию министр народного просвещения граф Алексей Разумовский, апологет охранительства. Лицей был задуман как элитарное учебное заведение, готовящее высших государственных чиновников, но программа была в основном гуманитарная, даже творческая

Кстати, представители самых родовитых фамилий обошли заведение своим вниманием, князь Александр Горчаков — пожалуй, единственное исключение. Великие князья тоже в лицее не обучались

Но внимание царской семьи к новому учебному заведению было значительным, достаточно вспомнить, что под него был выделен флигель Екатерининского дворца в Царском селе, где часто жила августейшая чета. Здание было специально перестроено архитектором Василием Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения.

общество

Вид на Екатерининский дворец в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» в Пушкине

Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

Торжественное открытие состоялось 19 (310 октября 1811 года. Помимо учеников и преподавателей, присутствовал сам Александр, обе императрицы — мать Мария Федоровна и супруга Елизавета Алексеевна, великая княжна Анна Павловна, наследник цесаревич Константин Павлович, придворные, министры, члены Государственного Совета и «многие другие знаменитые особы», как писали газеты. Приглашения получили и родственники лицеистов. Была зачитана дарованная лицею Высочайшая Грамота, профессора и директор лицея Малиновский произнесли приветственные речи. Потом все лицеисты были поочередно представлены государю. Кстати, форму для них придумал и пошил Мальгин — личный портной Александра. Ближе к вечеру взрослым был подан обед, а детям десерт, после которого они побежали в парк играть в снежки — накануне как раз выпал первый снег.

Из Высочайшей Грамоты Императорскому лицею, зачитанной на его открытии 19 октября 1811 года:

общество

Фото: TASS/DPA/Peter Zimmermann

Дворцовый парк с его тенистыми аллеями, прудами и памятниками русскому оружию стал главным развлечением учеников. В остальном же режим жизни лицеистов был довольно строгим.

Иван Пущин. «Записки о Пушкине»

общество

Вид на Императорский Царскосельский Лицей в городе Пушкин

Фото: ТАСС/Юрий Белинский

В первый набор зачислили 30 человек. Дело каждого рассматривали персонально, необходимо было ходатайство от уважаемых людей и документальное подтверждение дворянского происхождения. За Сашу Пушкина, например, радел директор департамента Главного управления духовных дел иностранных исповеданий Александр Иванович Тургенев. Помимо этого министр Разумовский лично проводил «вступительные испытания» — что-то вроде собеседования, целью которого было выявить уровень знаний будущего лицеиста. Зачисляли мальчиков 10-12 лет. Учеба была рассчитана на шесть лет — два трехлетних курса с переводным экзаменом между ними. Лицеистам запрещено было покидать учебное заведение, кроме как по каким-то особым случаям — например, Пушкину лишь дважды разрешили отлучиться за все время, да и то по весьма трагическим поводам. Каникулы существовали, но проводить их должно было в лицее. Выход в город в гости разрешался за заслуги в учебе, как поощрение. Посещение родителями не приветствовалось. Кстати, полный отрыв от семьи в годы обучения был тогда общепринятой нормой — во всех кадетских и пажеских корпусах были даже более строгие правила. Зато в лицее были запрещены телесные наказания и, кстати, за обучение и полный пансион не брали плату. И, что было уж совсем немыслимо в те времена, каждый воспитанник имел отдельную комнату.

История

В 1789 г. по проекту И.Е. Неелова к зданию Екатерининского дворца начали пристраивать дополнительный флигель, рассчитанный на пребывание внуков императрицы. Спустя 20 лет указом императора Александра сооружение отошло новообразованному учебному заведению для юных дворян – Лицею.

Последователь аристотелевского Ликея, Царскосельский Лицей ставил задачу воспитания нового поколения дворян, как мыслящих, трудолюбивых и деятельных людей, способных воплотить в жизнь самые грандиозные замыслы во славу Отечества. Девизом учебного заведения стал призыв «Для общей пользы».

Первый курс, названный впоследствии в честь самого знаменитого ученика пушкинским, включал 30 дворян в возрасте от 10 до 12 лет. Первый выпуск Лицея дал стране таких известных деятелей, как канцлер Российской Империи Александр Михайлович Горчаков, поэт Антон Антонович Дельвиг, полярный исследователь Фёдор Фёдорович Матюшкин, деятельный декабрист Иван Иванович Пущин.

32 года спустя, в 1843 г. царскосельский Лицей получил статус Императорского Александровского и переехал в Санкт-Петербург, однако память о лицеисте Пушкине бережно хранилась новыми поколениями учащихся. Первое же здание Лицея сменило назначение. Классные кабинеты и комнаты учеников были вновь переделаны в жилые помещения.

От СССР до наших дней

Первый музей на территории Лицея был открыт в 1949 г. и представлял собой 5 помещений, окружённых коммунальными квартирами. После многолетней реконструкции, сбора материалов и воссоздания обстановки внутренних помещений с максимальной исторической достоверностью, обновлённый музей вновь открыл двери посетителям уже в 1974 г.

В XXI в. на территории Мемориального Музея-Лицея реконструирована оригинальная историческая среда времён обучения первого (пушкинского) выпуска. Здание в Пушкине входит в состав Всероссийского музея великого русского поэта.

История Царскосельского лицея

Инициатором создания Лицея был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1841) — русский государственный деятель времен царствования императора Александра I. Происходил из семьи священника. окончил самую авторитетную в России Александро-Невскую семинарию, затем преподавал в ней. С воцарением Павла Первого сменил деятельность церковную на гражданское служение. Уже в 1799 году благодаря выдающимся способностям получил значительную должность статского советника. Через шесть месяцев после восшествия на престол Александра Перового Сперанский уже действительный статский советник. Ему принадлежит часть проектов переустройства государства, которые планировал осуществить новый царь, в том числе Сперанский считал необходимым ввести в России конституцию. Идея создания Царскосельского лицея пришла ему в голову, когда появилась необходимость в государственных служащих, способных претворить в жизнь его нововведения

Задумал Сперанский новое учебное заведение и для просвещения братьев Александра I, Великих князей Константина и Николая, которым было тогда 21 и 14 лет

Владимир Дмитриевич Вольховский

Будущий генерал-майор Вольховский был лицеистом первого выпуска. Как это часто бывало, за заметные успехи в учёбе был переведён из Московского университетского пансиона в Царскосельский лицей, где получил прозвище «Sapientia» (мудрость) за то, что умел оказать влияние даже на самых упёртых и нерадивых однокашников, и «Суворочка» — уменьшительно-ласкательное от фамилии «Суворов». Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей. По окончании Лицея был замечен в организации «Священная артель» — ставшей предтечей группы декабристов, а также участвовал в совещаниях у Ивана Пущина и других членов тайного общества.

Кстати

  • Одно из любимых занятий лицеистов — собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать — выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.
  • Воспитанники много читали. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров.
  • Праздности не было. Здесь все было направлено на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям.
  • Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован.
  • Отказаться от обучения детей пришлось после Октябрьской революции, фактически разрушившей жизнь страны. Сейчас во флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, где располагался лицей, действует филиал Пушкинского музея. В комнате № 14, где жил Александр Пушкин, воссоздана скромная обстановка его лицейских будней.
  • В стенах Царскосельского лицея в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

Вячеслав Шварц: историк и художник

Вячеслав Шварц. Автопортрет (1869).

Будущий основоположник историко-бытового жанра в русской живописи очень рано проявил интерес к рисованию, хотя способности у него были ко многим предметам. Например, в 10 лет он уже хорошо объяснялся на французском, немецком и английском языках, а впоследствии выучил итальянский и арабский.

После выпуска Шварц занимался в Академии художеств на отделении батальной живописи и одновременно посещал лекции историка Николая Костомарова в Петербургском университете. На стыке увлечения историей и живописью и родился его особый стиль.

На полотнах Шварца с глубоким знанием и вниманием к деталям показана бытовая допетровская Русь: «Сцена из домашней жизни русских царей», «Стрелец XVI века», «Плач Ярославны», «Посольский приказ в Можайском уезде». Он стремился раскрыть своеобразие житейского уклада исторических лиц, уделял особое внимание деталям: даже узор на скатерти имел значение

После картины «Вербное воскресенье при Алексее Михайловиче» ему дали звание академика.

«Дней Александровых прекрасное начало»

В первые годы своего правления Александр I был переполнен идеями просвещения и мыслями о преобразовании страны, что было невозможно без повышения общего уровня образования и «смягчения нравов». Романтичного монарха тогда окружали его друзья из Негласного комитета, преобразованного сначала в Непременный совет, а потом в Государственный совет — Чарторыйский, Строганов, Кочубей, Новосильский. В 1803 году был издан «Указ о вольных хлебопашцах» — по сути, первый шаг к отмене крепостного права. Была проведена министерская реформа, упразднившая архаические петровские коллегии. Государству требовались новые квалифицированные кадры, а откуда их было взять, если на всю Россию был единственный университет в Москве! Идеолог реформ Михаил Сперанский открыто говорил, что преобразования упираются в нехватку грамотных и патриотичных людей, способных занимать высокие посты в новой администрации. Именно поэтому были открыты пять новых университетов: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский и Петербургский Педагогический институт, который позже тоже был преобразован в университет. В Ярославле на частные средства открылось Демидовское высших наук училище. Но этого было мало, к тому же, университеты готовили все же ученых, а не чиновников.

Портрет Михаила Сперанского

Тогда и возникла идея лицея. Сказать, когда она прозвучала впервые и кому конкретно принадлежала, достоверно нельзя. Возможно, это было связано с тем, что младшие братья Александра великие князья Николай (родился в 1796 году) и Михаил (1798) повзрослели, и им пора было получать систематическое образование, что удобнее и демократичнее было делать в компании их сверстников. Проект разрабатывал Сперанский, который 11 декабря 1808 года представил императору «Проект предварительные правила для специального Лицея». Но потом наступила пауза. Видимо, сам государь и, возможно, вдовствующая императрица Мария Федоровна были не во всем согласны с предложениями Сперанского. Так или иначе, но только 12 (24) августа 1810 года государь подписал указ о создании лицея. К этому времени либеральные идеи уже не столь привлекали Александра. Война с Францией становилась неизбежной, и это плохо сочеталось со свободомыслием. Большинство придворных «либералов» уже получили отставку, их места заняли люди консервативного толка — Балашов, Аракчеев, князь Александр Голицын. Госсекретарь Сперанский оказался в изоляции и потерял возможность всерьез влиять на ситуацию. Он просил об отставке, и весной 1812 года Сперанский будет не только уволен, но и отправлен в ссылку в Пермь.

Антон Антонович Дельвиг

Прозвище: Тося, Тосенька (уменьшительно-ласкательное от имени Антон).

Дельвиг славился своей ленью.

На лекциях он открыто спал, уроками в отведенное время не занимался, постоянно откладывая их на потом и предаваясь лености.

Естественно за это его часто наказывали преподаватели, и успеваемость от этого тоже страдала.

Несмотря на это друзья любили его. Он никому не делал зла, никогда ни с кем не спорил — ему было проще согласиться с оппонентом. Тося был прекрасным слушателем. Он писал стихи.

Именно Дельвиг подсказал Пушкину отправить свои стихи в журнал «Вестник Европы» для печати.

Александр посвятил ему следующие строки:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат,Твоей я прозой был утешен,

После выпуска из лицея Антон Дельвиг поступил на государственную службу в Министерство финансов. Он посещал Пушкина в ссылке.

Александр Пушкин: «успехи в русском не столько тверды, сколько блистательны»

Илья Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» (1911).

Гораздо лучше обстояло дело с гуманитарными науками. «Успехи его в латинском хороши; в русском не столько тверды, сколько блистательны», – резюмировал один из педагогов. В итоге , продемонстрировав успехи только в российской и французской словесности и в фехтовании.

И хотя шестилетнее обучение в стенах Царскосельского лицея поэт называл «годами заточения», впоследствии он тепло вспоминал и педагогов, и друзей, и многочисленные шалости лицеистов. Им посвящены многие стихотворения Пушкина: «Была пора: наш праздник молодой…», «Чем чаще празднует Лицей», «Воспоминания в Царском селе», «19 октября» и многие другие.

Литература

  • Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817) : бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. — СПБ, 1911.
  • Гастфрейнд Н.Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811—1817 гг. Тт. I—III. — СПб., 1912—1913.
  • Рудаков В. Е.,. Лицеи в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Руденские М. П.и С. Д. Они учились с Пушкиным. — Л., Лениздат, 1976.
  • Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. — Л., Лениздат, 1986.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. В садах Лицея. — 1989. — 190 с. — ISBN 5-289-00820-9 — Тираж: 25000 экз.
  • Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. — 1999 г. — 512 с. — ISBN 5-289-01891-3 — Тираж: 7000 экз.
  • И в просвещении стать с веком наравне… Сборник научных трудов Всероссийского музея А. С. Пушкина. — СПб., 1992.
  • Эйдельман Н. Я. Прекрасен наш союз… — М., 1991.
  • Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811—1817 гг.): Историко-педагогический очерк. — М., 1999.
  • Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. — Паритет, 2002. — 256 с. — ISBN 5-93437-123-1 — Тираж: 5000 экз.
  • Некрасов С. М. Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников. — М.: Вита Нова, 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-93898-151-5 — Тираж: 1200 экз.
  • Некрасов С. М. «Куда бы нас ни бросила судьбина…». Выпускники Императорского Александровского Лицея в эмиграции. — М.: Русское Зарубежье, Русский путь, 2007. — 200 с. — ISBN 978-5-98854-004-5, 978-5-85887-266-5 — Тираж: 2000 экз.

Оценки

До 1816 года учителя подробно излагали свое мнение о каждом ученике, ежегодно составлялись развернутые характеристики: описывались сильные и слабые стороны воспитанника, причины его проступков или отставания в учебе. Это позволяло на деле осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. Позднее была принята более краткая форма оценивания. Характеристика составлялась педагогами не в индивидуальном порядке, а совместно на итоговых заседаниях. А учеба и поведение оценивались цифрами:

  • 1 — отлично,
  • 2 — очень хорошо,
  • 3 — хорошо,
  • 4 — посредственно,
  • 0 — худо.

Оценивались не только учебные успехи, но и способности лицеистов. Так, Пушкин находился ближе к «неспособным и ленивым» в этом списке. «Ранжирование» учеников в зависимости от их успехов — спорный момент. Современные педагоги считают, что это негативно влияет на процесс формирования Я-концепции ребенка. Но для лицейских преподавателей оно было важным средством воспитания. Не только в классах, но и за обеденным столом лучшие места занимали лицеисты, отличившиеся успехами в учебе и поведении.

А вот стремление научить юношей думать самостоятельно, свободно и независимо вполне соответствует современным представлениям о содержании образования. В Постановлении о Лицее подчеркивается правило «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать его собственное действие».

Ведомость. Источник фото

Режим работы музея

Работает Лицей Царское Село ежедневно с 10:30 до 18:00, Выходные дни по вторникам и последним пятницам месяца.

Касса открыта ежедневно, но закрывается на час раньше самого музея. Потому на табличке у входа и написано, что музей работает до 17.00. Выходная касса в те же дни, что и лицей. Цена входных билетов каждый сезон разная. Табличка с ценниками для посетителей висит на стене возле кассы. Летом 2018 года стоимость зависела от того, как турист посещает лицей.

Если посетитель идет без экскурсии, то:

  • для взрослого билет стоит 120 рублей;
  • ребенок до 16 лет проходит бесплатно;
  • для учащихся, старших 16 лет и студентов билет стоит 50 рублей;
  • пенсионеру придется выложить 50 рублей.

Для посетителей, которые приходят с экскурсией билеты стоят несколько дороже:

  • взрослый — 220 рублей;
  • детский до 16 лет — 100 рублей;
  • студенческий или для учащиеся после 16 лет — 150 рублей;
  • пенсионерам экскурсия обойдется в 150 рублей.

Обратите внимание! Стоимость может меняться, поэтому для уточнения ее можно заглянуть на онлайн-страницу «Лицей Царское Село Санкт-Петербург сайт». Есть категория посетителей, имеющих право на посещение музея бесплатно в любое время:

Есть категория посетителей, имеющих право на посещение музея бесплатно в любое время:

  • дети до 5 лет;
  • сироты, которые находятся под государственной опекой;
  • инвалиды и лица, их сопровождающие;
  • члены многодетных семей;
  • участники ВОв;
  • люди, имеющие награду «За оборону Ленинграда» или «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • участники боевых действий в СССР;
  • узники концлагерей;
  • герои Труда и кавалеры ордена Трудовой Славы;
  • инвалиды РФ;
  • одно лицо, сопровождающее инвалида;
  • военнослужащие, призванные на службу;
  • курсанты учебных заведений Министерств обороны и внутренних дел;
  • сотрудники музеев и Министерства культуры.

Режим работы

Здесь разрешено свободно фотографировать и проводить видеосъемку бесплатно. Но использовать вспышку или дополнительное освещение, устанавливать штатив нельзя. Запрещено делать фотографии и видеосъемки, если в помещении работает экскурсовод.

Обратите внимание! Желающие могут купить билеты по интернету, но такой билет будет стоить дороже. Приобретают через интернет билеты на страницах официального сайта

  • 18 апреля, День охраны памятников;
  • 18 мая, День музеев;
  • День Пушкина, 6 июня;
  • 19 октября, день годовщины открытия лицея.

Дополнительная информация

В лицее проводятся следующие мероприятия.

Посвящение в лицеисты, торжественное вручение аттестатов  
Цена одного билета 400 руб.*
Стоимость торжественной церемонии 280 руб.
Проведение экскурсия по музею 120 руб.
Лицо, сопровождающее лицеистов бесплатно
Первая встреча с Лицеем Пушкина в Царском Селе (группа не должна превышать 30 человек)
Билет на одного 200 руб.
Лекция в зале для подобных мероприятий 80 руб.
Экскурсия с чтением стихотворений, знакомство с экспозициями (сопровождающий группу проходит бесплатно) 120 руб.
Экскурсионное занятие по экспозиционной тематике «Живем мы памятью Лицея» (проводится для группы из 15-20 человек)
Цена билета 200 руб.
Беседа в зале для лекций 80 руб.
Тематическое экскурсионное занятие на втором этаже (сопровождающий в группу проходит бесплатно) 120 руб.
«Лицейский экзамен»
Для пяти-семиклассников (до 30 человек)
Один входной билет 200 руб.
Лекция в специальном зале 80 руб.
Экскурсия 120 руб.
Лицейский абонемент
На полгода (одно занятие в месяц)
Цена одного абонемента                                                                                                            1200 руб.

Внимание! Внутрь Лицея посетителей пускают только группами по 15 человек. Поэтому тем, кто купил билет нужно подходить ко входу и ждать своей очереди

Лицей Пушкина в Царском Селе посмотреть информацию можно здесь.

Иван Иванович Пущин

Декабрист Иван Пущин был одним из первых близких друзей Пушкина, с которым он делил комнату в Лицее. В будущем Иван Иванович стал декабристом и рассказывал своему товарищу о тайных обществах и вышедшей в свет книге «Горе от ума», которая тогда всколыхнула читающую Россию. Однако в 14 лет это был обычный юноша «с весьма хорошими дарованиями, всегда прилежный и ведущий себя благоразумно», который проявляет благородство, воспитанность, добродушие, скромность и чувствительность. Среди лицеистов он пользовался общей любовью, принадлежа к числу тех юношей, которые, по словам лицеиста графа Модеста Корфа, «наиболее любимы товарищами, — с светлым умом, с чистою душой».

Самый знаменитый лицеист

Нельзя описывать Царскосельский лицей, не упомянув его самого известного воспитанника. Пока новое образовательное учреждение готовилось к своему торжественному открытию, в семье Пушкиных встал вопрос о том, где будет обучаться их 12-летний Саша. Его отцу, Сергею Львовичу, более других импонировал благородный иезуитский пансион для воспитания знатного юношества. Но, узнав об открытии лицея и его поэтической направленности, он отдал предпочтение именно ему. Пушкин-младший стал протеже таких влиятельных в Петербурге фигур как Василий Львович Пушкин и Александр Иванович Тургенев.

На вступительных испытаниях абитуриент Александр Пушкин получил «отлично» по русской грамматике и «хорошо» по французскому языку. С историей и географией вышло не так складно: в экзаменационном листе стояла краткая, но емкая запись «имеет сведения». Юный Пушкин пришелся по душе и директору лицея Василию Малиновскому.

У Александра Пушкина была комната под номером 14. Сам он называл ее своей кельей. В письмах к однокурсникам Пушкин вместо имени, фамилии или прозвища просто ставил в конце «№14».

Он стал одним из 30 лицеистов «золотого» выпуска Царскосельского лицея, а в последующие годы его живым символом. За период учебы он написал более 120 стихотворений.