Житие святой царицы тамары и иконы, о чем просят и тексты православных молитв

Оглавление

Использованные материалы

  • Поспелов Антон Евгеньевич, «Святая царица Тамара Великая. Жизнеописание по грузинским летописям», портал Православие.Ru, 14 мая 2013:

  • Страницы календаря на портале Православие.Ru:
  • Минея-апрель, ч. 2, Изд. Московской Патриархии, с. 341:

    — тропарь

  • Асатиани Фридон, прот., «Время царствования святой благоверной царицы Тамары», портал Богослов.Ru, 26 мая 2009:

    — материал использован частично

  На начало XXI века среди русско-говорящих грузин было принято называть святую царицей Тамар.

  Точные годы жизни продолжают обсуждаться. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 10-24, или

  О годе рождения будущей царицы можно судить приблизительно на основании слов «Истории и восхваления венценосцев» (см. русский перевод, с. 33) о том что, после смерти царя Георгия III в году вельможи страны обратились к его сестре Русудан со следующими словами: Тамара, «будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей«. «Юная» в оригинале передано словом крма, которое обозначает отроковицу 15-20 лет, из чего следует что она должна была родиться между и годами. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 18.

  Джавахишвили Иване, Сочинения в двенадцати томах (на груз. яз.), Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1977, т. VIII, с. 137.

  Метревели Роин, Царица Тамара (на груз. яз.), Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1991, с. 125.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 32,

  Джанашвили М., Царица Тамара, Тифлис, 1900, с. 50.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 18.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 30.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 31.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 42.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 34.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 37.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 41.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 41.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 51.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 29.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 38.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 54-55.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 55.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 50.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 66.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 48.

  Число по грузинским летописям. В русским месяцесловах указано 1 мая — день памяти святой.

  И. А. Джавахишвили на основании косвенных данных годом смерти царицы Тамар условно счёл 1213 год. Эта датировка закрепилась в официальной грузинской историографии. При этом на основе прямых указаний грузинских, армянских и арабских источников ряд ученых датирует её преставление годом. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 15, сноска 14. Существуют также датировки преставления и годом.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 49.

  Русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985.

  Русский перевод: История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954.

  «Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары», портал Православие.Ru, 20 февраля 2013,

Борьба с мусульманством: Шамхорская битва

Политический курс владычицы был направлен на борьбу с мусульманскими странами, который поддерживали предшественники престола: Георгий III и Давид Возобновитель. Дважды исламские государства Ближнего Востока пытались завоевать грузинские земли, и оба раза воины этих стран претерпевали поражение.

Первый наступательный поход организовал багдадский халиф, в руках которого была сосредоточена и религиозная, и царская власть всех мусульман. Он субсидировал коалиционную организацию, направленную против крепнущего христианского государства. Войска возглавил атабаг Абубекр, причем их сосредоточение прошло настолько тихо, что лишь когда мусульмане заняли свои позиции в Южном Азербайджане, царица Тамара узнала о наступлении.

Силы Грузии уступали по своей мощи противнику. Но вера в Бога и сила молитвы спасли этот народ. Когда выдвинулись навстречу армии Абубекра грузинские войска, царица с жителями не прекращали молебен. Приказ правительницы состоял в совершении беспрерывных литаний, исповедовании грехов и в требованиях к богатым раздавать милостыню нищим. Внял Господь мольбе и в Шамхорской битве 1195 года грузины одержали победу.

В качестве трофея Давид привез своей жене знамя Халифата, которое владычица передала в монастырь для иконы Хахульской Богоматери.

История иконы

Икона Святой царицы Тамары отображает лик Святой Девы Тамары. Благоверная Царица всегда изображается в царских одеждах, что подчеркивает ее статус. При этом сама Тамара не любила роскошь, и все богатства для нее не имели значения.

Святая Тамара была царицей Грузии. Родилась она приблизительно в 1164 году. Происходила Тамара из древнейшего рода грузинской династии Багратидов. Ее дедом был благоверный Давид III. Именно Давид начал в Грузии распространять христианскую веру и начал строительство первых в стране храмов и монастырей.

Отец Тамары – Георг III был царем Грузии. Еще при жизни он короновал юную благоверную Тамару, и с 1178 года она стала помогать Георгу в управлении страной. В 1184 году царь покинул эту землю, и с этого времени Святая Тамара приступила к самостоятельному правлению Грузией.

Время царствования благоверной Тамары называется одним из лучших периодов истории ее страны. Никогда прежде Грузия не достигала такого процветания. Царица Тамара, отличавшаяся благочестием, поспособствовала широкому распространению христианства по всей территории Грузии.

При ней было построено множество монастырей и храмов, а церкви были освобождены от повинностей. Царица Тамара способствовала развитию искусства и наук, в годы ее царствования в Грузии появилось много богословов, историков, ораторов, философов, поэтов и художников.

О совершенной красоте Святой Тамары ходили легенды, ее благосклонности пытались добиться византийские царевичи, персидский шах и султан алеппский.

Замуж Тамара выходила 2 раза. Первым ее мужем был Юрий – сын князя Боголюбского. Но, к сожалению, он был заметен в бесчинствах, поэтому Царица развелась с ним. Второй брак Святой Тамары был более удачным, Царица вышла замуж за князя Давида Сослани.

Из основных реформ и достижений царицы Тамары следует отметить:

  • освобождение церкви от налогообложения;
  • облегчение сборов с сельского хозяйства;
  • активная поддержка вдов, сирот и обездоленных;
  • смену военноначальников на более надежных;
  • отбила войска двух захватчиков халифа Абу-Бакра и султана Рукн-ад-Дина;
  • создала общий собор церковного богослужения в стране;
  • возвела немалое количество храмов и монастырей.

В целом в стране наблюдалось развитие во всех сферах от грандиозных военных свершений (не только упрочились границы, но и взято множество новых городов) до развития культуры.

Заслуживает внимания духовное подвижничество царицы, о котором свидетельствуют биографы. Днем она, облаченная в роскошные одежды, правила страной и имела доступ к самым разнообразным богатствам, даже подчиняла близлежащие страны. Тем не менее по ночам царица одевала простую одежду и ставала на молитву, дабы обрести подлинные богатства – духовные. Именно такая высокая мудрость и благочестивое поведение позволили царицы достигнуть процветания и с этим позволить процветать собственной стране.

В начале XIII века правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к благоверной Тамаре с требованием отказа грузинского народа от христианства и принятия ислама. Святая не согласилась выполнить такие требования. И хотя по численности грузинское войско было намного меньше мусульманского, это не помешало одержать им победу в битве.

Последние годы жизни Святая Царица провела в монастыре, умерла Тамара в 1213 году. Место ее захоронения не известно, потому что Святая Тамара завещала похоронить ее тайно. Имя Святой Тамары, за все ее благие дела, причислено к лику святых.

Царствование Тамары

Восшествие на престол

Тамара была коронована в Уплисцихе в качестве соправительницы своего отца в 1178 году. Это произошло сразу после мятежа принца Демны и клана Орбелиани, когда у царя не было наследника, и обстановка в стране была нестабильной. После смерти царя Тамара была повторно коронована в Гелатском монастыре (1184). Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьян облегчена, водворён внутренний мир.

Первый брак

В 1185 году Патриарх, епископы и придворные единодушно решили найти мужа юной Тамаре, для поиска которого на Русь (ввиду общности православной веры) был отправлен купец Зоровавель, который познакомился с Георгием, сыном Андрея Боголюбского (он же — Юрий), «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания».

Через некоторое время опасения Тамары оправдались: согласно грузинским источникам, Георгий проявил себя пьяницей и совершал «много неприличных дел». Тамара на протяжении двух с половиной лет терпела пороки мужа и обращалась к нему через «достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его», однако Георгий лишь сильнее рассвирепел и стал совершать еще более пагубные поступки, и тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями». Изгнанный Георгий в 1187 году поселился в Константинополе.

После расторжения брака бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Сторонники Юрия заняли Кутаиси, и он был коронован во дворце Гегути, его сторонники совершали набеги до самого города Гори, но все же мятеж был подавлен. Юрий был повторно изгнан, его сторонники наказаны (клан Джакели лишен владений). Это произошло в 1191 году. Так как, будучи мужем Тамары и командуя войсками, Юрий освободил от мусульман Двин и многие другие армянские земли, то армянские источники, в отличие от грузинских, отзываются о нём очень благосклонно.

Второй брак

Царица Тамара. Фреска из монастыря Вардзиа.

Почти сразу после первого изгнания Юрия Тамара вступает в новый брак — с другом детства, аланским царевичем Давидом Сосланом.

Укрепление грузинского государства

После этого Тамара открывает наступательную политику. Она завоёвывает Тавриз, Эрзерум, одерживает блестящую победу над султаном ардебильским. Шамхорская битва () приносит ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное её шествие завершается поражением () Нукардина, султана алеппского.

Тамара была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спери (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и «Скифии».

Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судья вдов», — говорила Тамара.

Культурная жизнь

При её дворе собирается плеяда славных писателей, которые развили и усовершенствовали грузинский язык. Её правление ознаменовано поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды.

При ней создаётся светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонили, автор «Амиран Дареджаниани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование Шота Руставели написал поэму «Витязь в тигровой шкуре». Легендарная история, приписывающая Тамаре все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею. Среди них — роскошный дворец Вардзиа, высеченный в скалах неподалеку от Ахалцихе, вмещающий в себя до 360 покоев. Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа.

Последние годы жизни. Кончина

Год смерти Тамары точно неизвестен, таковым считается 1209, 1210 или 1213-й. Смерть наступила от болезни, которая началась в резиденции Начармагеви. Тамара переехала в замок Агарани (предположительно современная Коджорская крепость) около Тбилиси, где и умерла. Её тело было перенесено в Мцхету, затем в Гелати, где и захоронено. Однако точное место захоронения не установлено и археологические исследования не дали результатов. Существует несколько альтернативных версий о месте её захоронения вплоть до предположения, что её похоронили в Палестине.

50 лари с портретом царицы Тамары. , аверс

Как празднуют Тамаробу

Грузинская церковь причислила правительницу к лику святых, отблагодарив за щедрость и заботу о населении. 14 мая торжественные молебны проходят по всему государству. Национальным праздником Тамароба стала в 1917 году. Особо торжество отмечают в храме Дидубийской Богоматери, который находится в Тбилиси. Согласно преданиям, именно здесь венчалась царица со вторым супругом. Службу по традиции ведет патриарх всея Грузии Илия II.

Молитва перед ликом Тамары помогает избавиться от многочисленных пороков и болезней. Люди просят об исцелении душевных и телесных недугов. Также молитва защищает дом от разных неурядиц и стихийных бедствий.

Вклад в культуру, образование и религию

Царица Тамара прославилась в Грузии тем, что способствовала распространению христианства на территории страны. Ею было построено множество храмов и монастырей. За свою благую деятельность она была причислена к лику святых и названа Тамарой Великой. День святой Тамары празднуется грузинской христианской церковью 14 мая. Он имеет статус национального праздника, в этот день во всех православных храмах проходят молебны в честь святой.

Грузины очень любят и почитают Тамару, они считают ее целительницей от всех болезней и покровительницей больных. Ведь еще при жизни царица заботилась о вдовах, сиротах и немощных. Верующие обращаются к ней с просьбой об исцелении, семейном благополучии, избавлении от различных пороков.

Владычица Тамара, во время своего царствования, усовершенствовала и расширила школьную программу. Детям преподавали множество предметов, которым в это время не обучали в других странах. В эпоху правления царицы Тамары во дворце часто собирались известные грузинские писатели, поэты, музыканты, художники и философы (Шавтели, Хонили, Чахруха и другие). Царица высоко ценила культурное наследие своего народа и покровительствовала его развитию. До наших дней дошли две источника, рассказывающих о жизни и правлении Тамары: «Жизнь царицы» и «История и восхваление венценосцев».

Замок Вардзиа

Монастырский комплекс Вардзиа (Храм царицы Тамары) расположен на юге страны. Замок, он же крепость, был частым местом отдыха правительницы. В нем она провела и последние годы своей жизни. В огромной скале высечены кельи, часовни, бани, трапезная и храм. Строительство замка было начато еще при Георгии III. Пещерный комплекс имеет глубину 50 метров и высоту с 8-и этажный дом. Сохранились длинные тайные ходы, часть поливочной системы и водопровода. Стены храма Успения Пресвятой Богородицы внутри украшены настенными росписями, на фресках изображения грузинской царицы и других святых.

Год смерти Тамары точно неизвестен (период 1209-1213-гг). Покрыто тайной и место, где находится ее могила. Согласно официальным источникам, она захоронена в Гелати, но точное место до сих пор не известно, ведь тело так и не было найдено. Говорят, сама правительница хотела скрыть свою могилу от врагов.

О чем молятся перед иконой Тамары

Как не трудно понять особой популярностью пользуется икона святой Тамары в Грузии. Действительно святая Тамара считается защитницей в первую очередь Грузии, и именно представители этой страны особым образом почитают икону.

Тем не менее, святая также является воплощением некоторых универсальных принципов, поэтому может наставить на путь истинный верующих в любой стране. Часто просят святую Тамару ходатайствовать у Господа об:

  • оставлении вредных привычек и пагубных страстей – Тамара сама знала о пагубности этого по первому мужу;
  • даровании премудрости и преданности веры – она воплощала эти качества;
  • защите сирот и вдов – царица, пребывая в бренном мире всего заботилась о них, продолжает и по сей день;
  • исцелении от недугов, в том числе и существенных увечий – многие в Грузии считают иконы царицы Тамары целебными;
  • улучшении судьбы, выборе верного пути – как мудрая правительница святая может наставить на нужный путь и уберегает от невзгод.

Значение иконы святой Тамары заключается в том, что приходят к этой иконе просто за советом и обретают там облегчение, а также и какие-то действительно мудрые мысли, помогающие в делах. Святая помогает всем грузинам на планете, поэтому многие представители Иверии имеют при себе данную икону, для того чтобы всегда иметь возможность обратиться к святой Тамаре.

Нередко этот образ используется как домашний оберег. Помните? Царица умело оберегала границы собственной страны, и никто из непрошенных гостей не смог туда вторгнуться.

Соответственно, царица Тамара может защитить и ваш дом. Наличие иконы святой Тамары позволяет сохранить жилое пространство от самых разнообразных вариантов внешнего воздействия.

Молитва святой Тамаре

«Пресвятая и мудрая Тамара, моли Бога о нас, недостойных рабах Его, чтобы мы могли, как и ты, отдать жизнь свою Богу и распространению света Его по миру Его. Помоги нам, грешным, понять закон Божий и вознестись на Небеса силою добра своего всемогущего. Проси Бога о том, чтобы Он даровал спасение всем православным христианам и всем, кто его заслуживает. Во веки веков. Аминь».

Эта молитва может читаться в любое удобное для вас время. Но правилом хорошего тона будет и чтение ее в правильные дни, когда почитается царица Тамара. Это поистине великая личность, которая известна не только у себя на родине, но и по всему православному и даже католическому миру, ведь это покровительница всех Тамар. Имя это довольно распространенное.

Вторая молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имена) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.

Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской, глас 8

Вышния красоты желая, нижния сласти телесныя далече от себе отгнала еси и, в чертозе царском пребывающи, ангельское житие препровождала еси, царице Тамаро блаженная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак благоверной Тамаре, царице Грузинской, глас 8

Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твомим крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Царствование

Великая Тамара правила страной около 30 лет. Грузинская царица вошла в историю, как единственная женщина в мире, носившая титул царя. Годы ее правления отмечены бурным развитием культуры, распространением христианства, строительством храмов и крепостей. Царь Тамар была справедливым и мудрым правителем. Мужской ум сочетался в ней с женским милосердием.

Грузинская царица Тамара взошла на трон не сразу, поначалу она была коронована еще в детстве (по разным источникам в возрасте 12-14 лет) как соправительница своего отца. Это было вынужденной мерой, ведь в то время обстановка в стране была крайне неспокойной: произошел мятеж принца Демны (племянника Георгия) и клана Орбелиани. В это время законного наследника у царя не было, поэтому он принял мудрое решение сделать своим приемником дочь.

После смерти отца в 1184 году, Тамару повторно короновали в Гелатском монастыре. С первых же дней своего правления царица начала наводить порядок в деятельности церкви, состоялись и значимые перестановки в правительстве. Она освободила церкви от повинностей, восстановила внутренний мир в стране и во многом облегчила участь крестьян. Провела реформы в войсках и вела завоевательные войны с целью расширения границ государства. Военные трофеи великая царица часто использовала для пожертвования храмам и строительства новых церквей в стране. Она отменила смертную казнь в стране.

Основные достижения за время правления царицы Тамары:

  • Совершенствовала армию;
  • Расширила границы государства (Эрзерум, Темриз);
  • Победила ардебильского султана;
  • Выиграла Шамкорскую битву;
  • Одержала победу над алеппским султаном Нукардином;
  • Способствовала развитию грузинского языка и романтической словесности;
  • Распространила христианство среди горцев Кавказа;
  • Показала военную мощь страны и подняла авторитет Грузии в мире.

После смерти Великой правительницы страна быстро утратила свое могущество. Вначале пришло монголо-татарское иго, а затем Грузию завоевали турки.

Порочный Юрий

Но от одной «обязанности» правительнице отвертеться всё-таки не удалось. Если грузинская аристократия была ещё готова терпеть на троне молодую красивую женщину, то незамужняя царица их не устраивала никак. И пришлось Тамаре дать согласие на поиск жениха для неё. Спутника жизни для царицы стали искать на Руси: Грузия хотела заручиться верным союзником на севере. Кроме того, русские, как и грузины, исповедуют православие. Грузинского купца по имени Зоровавель отправили на Русь за достойным претендентом на роль мужа правительницы. И претендент был найден: им стал Георгий (Юрий) Боголюбский, сын Андрея Боголюбского, князя Рязанского и Владимирского, внук Юрия Долгорукого. Зо-ровавелю русский аристократ показался «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания». Знать также одобрила эту кандидатуру. Только царица Тамара попросила отложить свадьбу, чтобы присмотреться к жениху. В просьбе ей отказали. В 1185 году их обвенчали. Вскоре опасения Тамары оправдались: муж пил и развратничал. Царица не стала этого терпеть. И повела себя достойно: она выгнала мужа, снабдив его изрядным богатством. Правда, решение её не было спонтанным: неоднократно правительница присылала к непутевому супругу, которого, кроме всего прочего, обвиняли в педерастии и даже зоофилии, почтенных мужей церкви, чтобы они наставили его на путь истинный. Но Юрий подвергал их пыткам и выгонял… Так что изгнание супруга в 1187 году было более чем разумным шагом. Униженный Боголюбский не хотел мириться со своей участью и даже попытался воевать с бывшей женой. Но ничего ему не удалось: Тамара огромные средства тратила не только на обучение войск, но и на подготовку разведчиков, которые сообщали ей о планах всех возможных врагов. После изгнания Боголюбского к царице посватался турецкий султан Нукардин, предложив Тамаре принять ислам. Женщина с негодованием отвергла его предложение. Тогда турок пригрозил местью и сказал, что выкопает её труп из могилы… Примерно в 1191 году Тамара вышла замуж за старого, надёжного знакомого: её супругом стал Давид Сослан, аланский царевич, с которым она прожила в мире и согласии до его смерти в 1207 году. В семье родилось двое детей: сын Георгий и дочь Русудан. Забегая вперёд скажем, что оба они после матери правили Грузией. И оба — неудачно. Не унаследовали они ни материнской силы, ни её ума, ни красоты Тамары… Тамара скончалась в период с 1209-го по 1213 год. С её смертью закончился золотой век Грузии. Дети царицы, в отличие от неё, не смогли противостоять исламскому давлению.

Значение иконы

Век, в котором царица правила государством принято именовать золотым, в том числе по той причине, что Тамара сберегла свою страну от воздействия ислама, сохранив уникальную грузинскую культуру.

Внимание! Икона святой Тамары — изображение, которое можно приобрести только лишь в храмах Грузии, неслучайно царица признана покровительницей этой страны. Считается, что царица Тамара, наделенная при жизни величайшей мудростью и справедливостью, в образе иконы служить хорошим оберегом для семьи, не только имеющей отношении к Грузии, но и для совершенно любой национальности

Считается, что царица Тамара, наделенная при жизни величайшей мудростью и справедливостью, в образе иконы служить хорошим оберегом для семьи, не только имеющей отношении к Грузии, но и для совершенно любой национальности.

Значимость иконы Святой Тамары особенно велика для грузинского народа, который от века к веку почитает ее и как царицу своей страны, и как святую, хранящую свою страну и свой народ от различных бед. Вероятно, по этой причине в Грузии принято иметь при себе небольшую иконку с изображением Святой Тамары, дабы в любой момент иметь возможность обратиться к ней с молитвой.

ЧЕМ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА ПЕРЕД ГРУЗИНСКОЙ ИКОНОЙ

Комментариев нет

С именем благоверной царицы Тамары связывают лучшие времена в историческом прошлом Грузии. Святая Тамара не только укрепила державу, но и вложила все силы в религиозное развитие державы. Благодаря ее усилиям и усердию, христианская вера распространилась по территории страны. Грузинскую икону можно считать символом премудрости, красоты и преданности вере. Ведь как раз такой и была святая царица.

На грузинской иконе Божией Матери святую царицу изображают в лучах ее царской славы. И хоть на иконе Тамара изображается в прекрасных дорогих одеждах, сама царица не любила роскошь — это скорее было данью ее статуса. В основном она носила власяницу. Грузинская икона воспевает все доброе и хорошее, что может быть в человеке. Помимо этого, молитвы, обращенные к грузинской иконе, оберегают бедных, сирот и вдов. Среди всех икон Грузии, этот образ считается одним из наиболее почитаемых.

Значение иконы Святой благоверной царицы Грузии Тамары Великой

Святая Тамара Великая считается заступницей Грузии и всех, кто просит ее о помощи, вознося при этом чистосердечную молитву преисполненную верой. Ее боготворят как жену-мирониста, поэтому перед грузинской иконой просят спасения от вредных привычек для себя и своих близких. Помимо этого, иконе царицы можно возносить молитвы с просьбами об укреплении веры или защите перед Господом. Искренняя молитва дарует спасение души и помогает разобраться в себе, своих мыслях и переживаниях.

Грузинская икона помогает всем страждущим в преодолении страшных недугов как физических, так и телесных. Молитва христианской иконе св Тамаре убережет от ударов судьбы и от негативных происшествий. В минуты душевных терзаний и неуверенности, когда на душе тяжело и нет решения проблемы — попросите совета у иконы. Св Тамара никого не оставит в беде, направив просящего на путь истинный и награждая его душевным покоем. Всем желающим побороть вредные привычки и избавиться от самых разных пороков стоит помолиться ей. Образ так же оберегает дом от стихийных бедствий и от непрошеных гостей.

Самые различные варианты исполнения, техник и стилей предлагают на сегодняшний день православные интернет магазины и церковные лавки. Золото, бронза, серебро, янтарь или дерево — каждый из вариантов выгодно украсит домашний красный уголок. Янтарная грузинская икона смотрится очень торжественно. Кажется, будто из нее исходит яркий свет. Вышивка бисером набирает все большую популярность. Вышитая бисером будет ярко выделяться на фоне других образов. Святой Лик Тамары вышитый бисером можно дополнить дополнительной фурнитурой: камнями, стразами или лентами.