Оглавление
Любимая натурщица и муза
Картина «Всадница» была написана в 1832 году. На ней изображены воспитанницы Самойловой – Джованина и Амация. Поскольку Брюллов любил графину, он не мог не полюбить ее девочек. Они были частью мира художника. По задумке Карла, «Всадница» должна была стать большим портретом, который должен был украсить парадный зал. Картину заказала сама графиня. Она часто говорила, что хочет украсить работами любимого все стены.
Графиня Самойлова сыграла важную роль в жизни Брюллова. Их даже можно было бы назвать идеальной парой. Художник был для нее идеалом для преклонения, а она для него – музой. Познакомились они в Италии. В то время они уже были состоявшимися людьми. Самойлова была аристократкой, а Брюллов – художником. До этой встречи графиня регулярно увлекалась мужчинами и нисколько не стеснялась этого. Но Брюллов стал для нее особенным человеком. Пара хоть и расставалась несколько раз, но потом вновь возобновляла отношения.
Возвращение в Россию
По указу императора Николя І в 1835 году Карл вернулся в Россию. Но в Санкт-Петербург он попал не сразу. Вначале художник побывал в Одессе, а потом и в Москве. Последняя произвела на него неизгладимое впечатление. Его очаровала простота и величие города.
«Последний день Помпеи», по велению царя, выставили в Академии художеств. В России художник стал настоящим героем. Его везде встречали с цветами. В Петербурге Карл начал преподавать в академии, как его отец когда-то. Стиль учеников мастера позднее назовут «брюлловской школой». Сам же художник не ограничился лишь преподаванием, он также работал над росписью храма Петра и Павла, возведенного на Невском проспекте.
Лучшие работы
Брюллов был знаком с Пушкиным. При жизни поэта они достаточно часто встречались. А после гибели Александра Сергеевича художник изъявил желание принять участие в издании собрания сочинений поэта. В это же время Карл начал работать над «Бахчисарайским фонтаном». Художнику пришлось выполнить массу эскизов, чтобы отыскать правильную композицию картины. Он изучал одежду восточных красавиц. Перед художником стояла задача не показать драму Марии и Заремы, а продемонстрировать романтическую строну обитателей гарема. В итоге на картине мы видим безмятежных женщин, томное однообразие и сонную лень.
Последние годы жизни
В 1843 г. Карл Брюлов начинает роспись плафона купола, недавно возведённого Исаакиевского собора. Его площадь была больше 800 квадратных метров
Штукатурка была влажной и грунтовка ложилась неважно, краска слоилась и некоторые части приходилось переделывать.
В помещении было сыро и прохладно, постоянно гуляли сквозняки. Ко всему прочему внутри храма обтёсывались строительные материалы, воздух был насыщен мелкой гранитной и мраморной пылью. От таких условий художник тяжело заболел, и ему пришлось прервать работы. Впоследствии используя наброски Брюллова, свод заканчивал Пётр Басин.
Весной 1849 г. художник уехал лечиться. Сначала на остров Мадейра, потом в Италию, где прожил свои последние годы. Он встретился с революционером Анджело Титтони и находился под попечением его семьи до конца своих дней. Под влиянием Анджело живописец стал создавать полотна на современные темы. Таким образом, родились реалистичные картины: «Процессия слепых в Барселоне» и цикл сепий «Лаццарони на берегу моря».
Смерть
В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.
Автопортрет Карла Брюллова 1848 года
Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.
Биография художника Карла Брюллова
Художник Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году, 23 декабря в столице Российской Империи – Петербурге. Его отец был достаточно известным в столице художником-декоратором и мастер резьбы по дереву.
В возрасте 10 лет Карл был принят в Академию в класс исторической живописи. Его учителями стали известный мастера-живописцы: Иванов А.И., Шебуев В.К., Егоров А.Е. Юный художник с самых первых дней обучения показал свою одаренность и учителя ожидали от него необыкновенных и талантливых работ.
Ещё будучи учеником Академии, Брюллов создает ряд сложных композиций, которые привлекают внимание публики и специалистов. Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры
Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики
Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры. Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики.
Нарцисс, любующийся своим отражением
Брат художника архитектор Александр, в 1822 году, отправляется в Италию. «Общество поощрения художников», таким образом, награждает молодого архитектора. И Карл решает ехать в Италию вместе с братом. Он и не подозревал, что вернется в Россию только через 14 лет.Италия просто поражает молодого художника и дает огромное количество тем для написания картин. В 1823 году – знаменитое и поразившее Петербург «Итальянское утро».
Итальянское утро
В 1824 году – «Эрминия у пастухов», 1827 – «Итальянский полдень». Брюллов изучает жанровые мотивы, ищет необходимую натуру и, самое главное, пытается найти совершенно новый «язык» для своей живописи.
Его картины воспевают красоту человека и красоту окружающего мира. Художник хочет показать радость бытия. Это новое видение он переносит и на свою портретную живопись. Я не буду перечислять все работы художника в этом жанре (о некоторых из них я расскажу ниже более подробно), но вспомните «Всадницу»… Это портрет, однако портрет, для своего времени, совершенно необычный. В нем легкость и огонь, в нем скрытое веселье и торжество живой человеческой плоти, и обузданная ярость лошади, и нежность прекрасных дам.
В работах художника того периода нет теней и скорби.
В 1835 году он посещает Грецию и Турцию. В результате этой поездки свет увидела целая серия акварелей: «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина» и другие. Невероятные краски и сюжеты восхищают любителей живописи.
Художник изучает творчество старых итальянских мастеров, архитектуру и историю. И в результате возникает «Последний день Помпеи». Эту работу специалисты называют самой значимой в творчестве художника. Работу над картиной Карл Брюллов начал ещё в 1830 году и писал её три года).
В 1836 году художник возвращается на родину и получает должность профессора в Академии художеств. Петербургский период творчества художника – это, в основной массе, портреты. Благородные мужчины и прекрасные дамы. Художник стремиться показать не только естественную красоту человека, но и его внутренний мир, переживания и радости, страсти и внутреннее благородство, которое есть в каждом (так считал художник).
В 1839 году художник начинает работать над картиной «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Эта работа выматывает художника. Тема совершенно не дается, в Петербурге мрачно и сыро. В это же период художник начинает расписывать купол Исаакиевского собора. Художник серьезно заболел. Он не смог закончить картину и роспись собора. Болезнь оказалась действительно очень серьезной и уложила художника в постель на долгих семь месяцев.В 1849 году Брюллов уезжает за границу на лечение.
В Италии он чувствует себя значительно лучше и снова начинает работать: рисунки, серия акварелей и портретов.
А 23 июня 1852 года художника не стало. Он скончался в предместье Рима в местечке Манциано.
Незадолго до своей смерти он сказал:
Интересные факты
О «Последнем дне Помпеи»:
1. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.
2. На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, с которой молодого художника связывали романтические отношения. Именно вместе с нею они путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.
3. В России того времени полотно Брюллова воспринималось как совершенно новаторское. Но оно принесло свою долю славу российской живописи. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».
4. Заказчиком и спонсором написания работы был знаменитый меценат Анатолий Демидов, который затем подарил картину Николаю I. Некоторое время она выставлялась как руководство для начинающих живописцев в Академии художеств.
5. Вместе с картиной Брюллова в русскую историческую живопись впервые вошел народ. Раньше простых горожан на картинах не изображали. И хотя этот народ был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, значение сделанного Брюлловым начинания нельзя не оценить.
6. В первоначальных набросках к картине встречалась фигура грабителя, снимающего драгоценности с упавшей женщины. Однако в окончательном варианте Брюллов убрал его. Первый план картины заняли несколько групп, каждая из которых стала олицетворением великодушия. Отрицательные персонажи не нарушили возвышенный трагический строй картины. Зло, причиняемое людям, воплотилось лишь в разбушевавшейся стихии.
7. Новизна брюлловского замысла заключалась в том, что он использовал два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубоватые на переднем плане. Он поставил перед собою трудно выполнимую задачу, однако с удивительной смелостью добивался ее решения. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни.
Еще факты:
- До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
- Художник был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок.
- Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.
- Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов по просьбе Жуковского написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.
- Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.
- Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В. А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста.
- Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.
- «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, купленных П.М. Третьяковым для своей коллекции.
Годы учёбы в Академии
Все мальчики в семье Брюлловых учились в Петербурге в Императорской Академии художеств. В 1809 году, в возрасте десяти лет, поступил туда на учёбу и маленький Карл. Его зачислили на казённое содержание, проучился он здесь 12 лет.
Среди сверстников он сразу выделился своею одарённостью и отличной домашней подготовкой
Любознательный и талантливый мальчик обратил на себя внимание преподавателей, причём ученик был одарён разносторонне, не только в предметах живописи. Легко и блестяще Карл справлялся с любыми учебными заданиями, чем снискал уважение и популярность среди сверстников, они часто обращались к Брюллову за помощью
Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату.
Одним из преподавателей юного Брюллова был русский художник Андрей Иванович Иванов. Педагог сразу рассмотрел в мальчике недюжинный талант, выделял его среди остальных учеников и помогал. Карлу даже было разрешено обучаться вразрез строгой программе. Сначала надо было пройти курс копирования, потом рисовать с гипсовых голов и фигур, далее с манекенов и лишь после этого с живой натуры. Брюллову намного раньше, чем всем остальным, разрешили рисовать собственные композиции.
Ещё во время обучения в Академии Брюллов создал своё первое значимое произведение – полотно «Гений искусства». Над этой работой художник трудился почти три года. Картина была написана пастелью, в соответствии со всеми академическими требованиями. Классическим канонам в этой работе соответствовало всё – характер подсветки, пропорции лица и тела, чёткие контуры, устойчивые формы. Академический Совет признал её образцом для копирования, сейчас «Гений искусства» выставлен в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
В этом же музее хранится сейчас и вторая картина Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году. В классе Андрея Иванова студентам поставили задачу написать мужскую фигуру юноши, который расположился полулёжа и склонился над водой. В Академии для этого обычно служили натурщики, которые принимали соответствующую позу, а ученики, молодые художники, рисовали с них свои картины.
Брюллов чувствовал какую-то неудовлетворённость от отсутствия вокруг пейзажа. И тогда он оправился на Чёрную речку в Строгановский сад. Густые садовые заросли навеяли воображению Карлу присутствие мифологических образов, а также множество мелких живых деталей. Так появился мягкий солнечный лучик, который с трудом пробивается через листву, или одинокий листик, томно упавший на водную поверхность.
Академический этюд превратился в написанное маслом на холсте законченное произведение живописи. За эту работу Карл Брюллов получил вторую золотую медаль Академии художеств. Картина настолько поразила его педагога Андрея Иванова, что он выкупил «Нарцисса» для своей частной коллекции.
В 1819 году старший брат Карла Александр был приглашён на работу в качестве помощника Монферрана на строительство Исаакиевского собора. Карл съехал из родительского дома и поселился в мастерской у брата.
В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств. Им была написана выпускная работа – картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». За это произведение Карл был удостоен первой большой золотой медали по классу исторической живописи. Вместе с медалью он получил право на пенсионерскую поездку за границу.
Однако президент Академии художеств настоял на том, чтобы Брюллова оставили в учебном заведении ещё на три года, дабы усовершенствовать своё мастерство. Наставником Карлу поставили художника Ермолаева А. И., который был мало одарён и среди студентов не имел авторитета. Брюллов попросил заменить ему учителя, но молодому художнику отказали. И тогда Карл сам отказался от пенсионерской поездки за границу и от продолжения учёбы в Академии.
Краткая биография К.П. Брюллова
1799 год: рождение Карла Павловича, пятого и самого младшего ребенка в семье прославленного живописца и преподавателя П. Брюлло.
1809 год: Карл поступает в Академию художеств, где учится на протяжении долгих 12 лет.
1821 год: окончание Академии с Большой золотой медалью (наивысшей из возможных наград). Работа, представленная на экзамене, была написана на тематику «Явление Аврааму трех ангелов» и удостоилась присуждения аттестата 1 степени.
1822 год: как подающий надежды художник Брюллов получает направление на заграничную поездку. Он селится в Италии, где остается на 12 лет.
1822-1832 годы: Карл Павлович создает картины на средиземноморскую тематику, которые нравятся как местным ценителям искусства, так и критикам на родине. Император Николай I знакомится со всеми полотнами, написанными Брюлловым, и высказывает одобрение.
1823 год: написание картины «Итальянское утро». На полотне изображена молодая полуодетая итальянка, умывающаяся в фонтане. Картина получила одобрение и на родине художника, и в Италии, и была впоследствии подарена Александре Федоровне.
1827 год: написание картины «Итальянский полдень». Изображена также молодая итальянка, снимающая виноград — и эта картина задумывалась как вторая часть диптиха к вышеуказанной. Но ни императорской семье, ни критикам она не пришлась по душе из-за особенностей фигуры модели, которую сочли неизящной. В 1831 году Карл Павлович переписал полотно, сделав его уменьшенным и добавив больше ярких красок (оставив, впрочем, прежние параметры фигуры).
1827 год: написание картины «Девушка, собирающая виноград». На этом полотне изображены юная кокетливая крестьянка, ее подруга и малыш. Двор с облупившимися стенами и само занятие виноградарей подчеркивают то, что художник зарисовал небогатую семью, но явно занимающуюся любимым делом, потому что на лицах всех моделей играет искренняя улыбка.
1832 год: написание картины «Всадница». Это полотно является одним из самых известных творений Карла Павловича. На нем изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой — женщины, с которой Брюллов поддерживал тесную связь долгие годы. Картина была долгое время хранима в частном собрании Самойловой, а когда увидела свет, получила всеобщее признание.
1833 год: написание картины «Последний день Помпеи». Это знаковое произведение, вызвавшее сенсацию, не только повлияло на всю дальнейшую культурную жизнь русских живописцев, но и предопределило судьбу самого автора: император, увидев полотно, приказал Брюллову срочно возвратиться в страну. Его ждало место профессора в Академии.
1834 год: «Последний день Помпеи» получает 1 премию Парижского салона, будучи впоследствии подаренной Николаю I. Сюжет картины нов: на ней изображается не личная драма, а трагедия всего народа.
1834-1836 годы: Карл Павлович возвращается на родину, но заболевает лихорадкой, и поэтому путешествие растягивается на 2 года. Остановившись в Москве, Брюллов знакомится с Александром Сергеевичем Пушкиным и Василием Андреевичем Тропининым.
1836-1849 годы: живописец живет и работает в Петербурге, пишет портреты знати, чем упрочивает свое материальное положение
По словам современников, пристальное внимание царской семьи к его творчеству совсем не радует художника.
1837 год: по просьбе Василия Андреевича Жуковского Брюллов пишет его портрет, который затем разыгрывается в лотерее. На вырученные деньги (а это составляло 2500 рублей) состоялся выкуп Тараса Григорьевича Шевченко, который был крепостным крестьянином
Примечательно, что в следующем году Шевченко поступил в Академию и учился у Карла Павловича.
1843-1848 годы: Брюллов проявил интерес к монументально-декоративной живописи и расписал Лютеранскую церковь на Невском проспекте, дом 22. Также ему было предложено поработать над плафоном Исаакиевского собора. В процессе художник простудился и был вынужден снова отбыть на юг.
1849-1852 годы: неудачное лечение на водах в Италии и Испании. Карл Павлович пишет акварели, изучает наследие Гойи и Веласкеса, но существенных работ уже не создает. Его здоровье окончательно подорвано, и в возрасте всего 52 лет художник умирает.
Автопортрет (примерно 1823 г.)
Александр Павлович Брюллов (1798-1877)
Александр Брюллов. Автопортрет (1830)
Учился в Академию художеств на казённый счёт вместе с младшим братом Карлом. В 1822 г., после окончания Академии, за счёт Общества поощрения художников братья Брюлловы были отправлены на 6 лет за границу.Они побывали в Мюнхене, Риме. Александр Брюллов с увлечением изучал развалины древних городов. В 1824 г. он посетил Сицилию, а затем Помпеи, где составил проект реставрации терм. Помпе́и – древнеримский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года н. э. Сейчас это музей под открытым небом.В Париже Александр Брюллов слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Ездил в Шартр и другие города, а также в Англию. В 1829 г. вернулся в Санкт-Петербург.За «Помпейские термы» он получил звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге.Как архитектор Александр Брюллов известен проектами зданий в Петербурге и его окрестностях.
Александр Брюллов. Памятник в честь победы на Куликовом поле (1848)В 1827 г. Петербургская Академия наук приняла решение, одобренное императором Николаем I, о создании новой астрономической обсерватории. Проект здания и его постройку осуществил архитектор А. П. Брюллов.
Главное здание Пулковской обсерватории (современная фотография)Александр Брюллов является автором здания Михайловского театра. Императорский Михайловский театр был открыт в 1833 г. по указу императора Николая I.
Название театра связано с именем великого князя Михаила (младшего сына Павла I): Михайловский дворец был его резиденцией. А.П. Брюллов (в соавторстве с А.М. Горностаевым) является автором проекта здания театра, который органично вписался в созданный К. Росси ансамбль площади.
Архитектор А.П. Брюллов был автором проекта в готическом стиле церкви святых апостолов Петра и Павла. Храм построен на возвышенном месте парка. При этом А. П. Брюллов отказался от свойственного готике дробного декора и создал строго симметричный «рисунок». Стены здания, расчленённые контрфорсами, кирпичные, облицованы известняком. Окна стрельчатые с витражами, заменившими первоначальные работы мастера Рябкова. Башню с колокольней венчает ажурный шпиль, покрытый битой медью.
Лютеранская церковь святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге была построена в 1833-1838 гг. по проекту Александра Брюллова. Алтарь церкви украсила большая картина кисти Карла Брюллова, изображавшая Распятие. В нижней части алтаря находилось полотно Гольбейна-младшего «Иисус с Фомой неверующим», а по обе стороны – круглые изображения святых Петра и Павла, также созданные Брюлловым.Брюллов составлял проекты не только для зданий в Петербурге, но и строившихся в провинции. В 1835-1839 гг. по его проекту в Тобольске был воздвигнут памятный обелиск в честь битвы между отрядом Ермака и войском татарского хана Кучума, а в 1842 г. по его проекту сооружён караван-сарай в Оренбурге, состоящий из мечети с минаретом и окружающего их здания для гражданских учреждений. Оригинальный проект был разработан как стилизация под традиционный башкирский аул: восьмиугольная мечеть воспроизводила формы башкирской юрты.
Александр Павлович Брюллов был также отличным акварелистом.
Александр Брюллов «Вид замка Святого Ангела в Риме» (1823-1826)Известен портрет Натальи Пушкиной кисти А. Брюллова.
А. Брюллов. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной (1831-1832). Бумага, акварель. 21,1 х 17 см
Неоконченный Брюлловым портрет А.Н.Демидова
По иронии судьбы главным летописцем последних лет жизни Брюллова оказался упоминавшийся неоднократно полуреволюционер и демократ В.В.Стасов, который в то время находился в Италии, поскольку за свои политические демарши был вынужден уехать из России и с 1851 подвязался секретарем у богатого А.Н.Демидова, князя Сан-Донато. Пройдет некоторое время, и тот же Стасов начнет чернить Брюллова, виня его в академическом застое. Кстати, тоже большой любитель демократии, Репин, однако, поругался со Стасовым, защищая Брюллова.
Когда-то в первый свой заезд в Италию в 1820-ых Брюллов с А.Н.Демидовым гулял по Неаполю, тот предложил оплатить картину, так Брюллов пришел к мысли о «Последнем дне Помпеи». Тогда же Брюллов начал здоровенный конный портрет этого юного богача и страшного бонапартиста, транжирившего в Италии русские деньги, но не окончил. Вот теперь, во второй приезд, Демидов, уже в титуле князя Сан-Донато, просил окончить портрет, чего Брюллов так и не сделал, в итоге дописал портрет другой художник, он же и пририсовал голову князю.
Так что, бывая в Манциане, Стасов сочетал приятное с полезным, то есть отрабатывал жалованье и напоминал о портрете своего работодателя умирающему художнику (стоял над душой, надо думать).
А выглядел Брюллов в это время неважно
Бюст К.П.Брюллова работы скультора Д.Страцци. 1850-1852. Рим. Собрание Титтони (сделан из папье-маше, а мраморный экземпляр в 1960-ых находился в Ленинграде)
Карл Брюллов. Керубино Корньенти. Портрет А.Н.Демидова на коне. 1852. Голову дорисовал Корньенти, получился пупсик, а конь явно брюлловский. Спасибо Корньенти, что зарисовал Брюллова на смертном одре
Есть подозрение, что Брюллов особых симпатий к А.Н.Демидову не питал, как их не питал и Николай I, считавший, что через него уплывают огромные деньги из России. А писал портреты Брюллов либо людей, ему симпатичных, поскольку искал возвышенное в лицах людей, либо по принуждению. Но весьма интересно объяснение самого Брюллова по поводу невозможности окончить портрет, которое воспроизводит вездесущий на тот момент Владимир Стасов. Он воспроизводит слова Брюллова, подтверждающие, что истина (правильность рисунка) весьма конкретна:
К.П. Брюллов. Портрет А.Н.Демидова. 1829
Забавно, но так выглядел молоденький примерно пятнадцатилетний парнишка, предложивший оплатить «Последний день Помпеи».
Халат у парнишки роскошный, да еще и арапчонок! Но тогда, в 1820-ые, Анатолий Николаевич был еще простым русским парнем с лицом сытого приказчика, а князем Сан-Донато стал в 1840: чтобы не принизить будущую супругу принцессу Матильду Бонапарт, он специально придумали такой титул по месту нахождения своей роскошной виллы Сан-Донато недалеко от Флоренции.
«Вирсавия», 1832 г.
Одной из любимых тем живописи Брюллова являются персонажи Ветхого Завета. Именно в божественных писаниях черпает своё вдохновение художник. Самой выразительной картиной этого направления является «Вирсавия», написанная в 1832 году.
Это история о безответной любви царя Давида к юной красавице Вирсавии. Картина так и осталась незаконченной. Через два года трудов и усилий Карл понял, что так и не закончит её, и недолго думая продал шедевр одному богатому меценату. «Вирсавия» хоть и была незакончена, (это можно увидеть по непрорисованным до конца рукам), стала первой работой, где была использована голая натура.
7