Бриг меркурий

Оглавление

Подвиг «Меркурия»

Председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий рассказал в интервью RT, что бриг — это даже не класс военных кораблей.

«Это небольшое парусное судно, которое на военном флоте использовалось для реализации вспомогательных задач: разведки, конвоирования, несения дозорной службы. Бриги не были приспособлены для ведения основного боя, на них было установлено преимущественно оборонительное вооружение», — отметил эксперт. 

Двухмачтовый бриг «Меркурий» был спущен на воду в 1820 году в Севастополе.

«Он был вооружён восемнадцатью 24-фунтовыми каронадами, предназначенными исключительно для ближнего боя, и двумя небольшими переносными пушками», — добавил Стрельбицкий. 

По словам собеседника, «Меркурий» был крепким судном и хорошо держал волну, но небольшая глубина интрюма негативно сказывалась на его ходовых качествах.

Также по теме


Российский Колумб: какую роль в мировой истории сыграл мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен

20 сентября 1778 года родился один из величайших мореплавателей в мировой истории — Фаддей Беллинсгаузен. Преодолев широты, которые не…

В 1829 году российские корабли регулярно патрулировали район Босфора, отслеживая передвижение турецкого флота. В конце мая данная миссия была возложена на отряд из трёх судов: фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий».

26 мая российские моряки, находившиеся в 24 км от берегов Турции, заметили эскадру из 14 кораблей Османской империи. Перед моряками не стояла задача вступать в бой с турками — им нужно было срочно сообщить о неприятеле командованию. Старший офицер отряда, командир «Штандарта» Павел Сахновский, приказал «избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход». «Штандарт» и «Орфей» направились на северо-запад, а «Меркурий» — ещё западнее. При этом турки заметили тихоходный бриг и устремились за ним в погоню.

Историк и писатель, экс-директор Севастопольского государственного архива Валерий Крестьянников, рассказал RT, что «турецкие корабли в то время были очень ходкими и обладали достаточно удачной архитектурой». 

Два османских линкора — 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана — быстро начали настигать «Меркурий». Казарский попытался оторваться от преследователей на вёслах, но вскоре ветер усилился, а османы подошли к бригу на дистанцию пушечного выстрела.

  • Александр Казарский

«184 пушки против 20 — в таких случаях на иностранных флотах обычно спускали флаг, считая ситуацию безысходной, но не таким человеком был Казарский и не таким был его экипаж», — отметил Стрельбицкий.

Казарский созвал офицерское собрание, на котором поручик корпуса штурманов Иван Прокофьев предложил вступить в бой и взорвать корабль при попытке его захвата. Казарский и другие офицеры открыли огонь по турецким кораблям из переносных орудий. «Меркурий» стал маневрировать под выстрелами противника, стараясь не попасть под бортовой залп вражеских судов. 

Крестьянников рассказал, что в конце концов «Меркурий» был зажат между турецкими линкорами.

«Но в этом было и определённое преимущество. Турки не могли использовать в полную силу свои пушки из-за мёртвой зоны и боязни попасть друг в друга», — подчеркнул эксперт.

  • М. Ткаченко. Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями. 1907

Российские моряки на призывы сдаться отвечали выстрелами из пушек и ружей. Стрельба с «Меркурия» целенаправленно велась по рангоуту и такелажу турецких кораблей. Казарскому удалось обездвижить противника. Российские канониры удачными выстрелами повредили ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», а также перебили фор-брам-рей и нок фор-марса-рея на «Реал-бее». Турецкие корабли уже не могли продолжать преследование и вести бой.

«Меркурий» направился к основным силам Черноморского флота. В бою из 115 членов экипажа брига погибли четверо, шесть человек получили ранения, сам Казарский был контужен. Судно получило 22 пробоины в корпусе и порядка 300 повреждений рангоута, парусов и такелажа. Официальных данных о погибших турецких моряках нет.

Строим Бриг Меркурий Отчет о проделанной работе

25.11.200901:30

опубликовал тему и понял что это по сути дела это отчет о проделанной работе. Решил Выложить этот отчет здесь и публиковать такие отчеты регулярно с периодичностью раз в 2-3 месяца.Что сделано сейчас.Самое главное:1. Найдены единомышленники,Если бы кто то полгода назад сказал что эта идея так быстро будет набирать обороты я бы не поверил. Сам проект теплился в моей голове и в головах моего ближайшего круга друзей года два. За это время сделали сайт, , выпустили буклеты…. и все.По всей видимости пришло время чтобы эта идея вышла на свет. А скорее всего просто я сам созрел до нее.В итоге после 3 — 4 месяцев интернет обсуждения на Профессионалах.ru, Севастпольских форумах, здесь в группе и других площадках этот проект перешел в городское Санкт-Петербургское и Севастопольское пространство.Нас поддержалиПортал Севастпольцы: на форуме Севастполь.инфоСевастпольский Фонд писателя Геннадия Черкашина и вдова писателя Лазуркина В.Б.Издательство Гангут — Юрий ЖильцовМногим известная организация «Полярный конвой» в лице Президента Александрова Ю.Е. и его заместителя Игоря Козыря. Юрию Ефимовичу отдельное спасибо за поддержку. По сути дела этот проект он принял как свой.Ассоциация морское наследие России. (Сивкова С. Г.)2. Документы по регистрации общественной организации в работе в минюсте. ВГТРК проведет передачу (по всей видимости заседание пройдет в Географическом обществе или в Морском собрании) по поводу регистрации этой организации. Потребуется расширить состав Учредителей и утвердить план работ3. Проведена предварительная переписка с судостроительными верфями, специализирующимися на деревянном судостроении в Петрозаводске. По крайней мере ясен порядок цифр, требующихся на строительство брига.4. Появилась ясность с чертежами. Вернее сказать осознана полная неясность. Есть два подлинных чертежа с подписью строителя корабля Осминина. Остальное последующие реконструкции. Поиск ведется энтузиастами военно-морской истории в Севастополе и в Николаеве.Санкт-Петербург надо признать в этом отношении более закрытый город получился. Архив ВМФ пока закрыт и открываться для исследований пока не собирается. Но как говорится всегда есть варианты. )))5. Определились направления работы параллельные с бригом. с точки зрения популяризации этой идеи.- издание книги Геннадия Черкашина «Бриг Меркурий» ( издание уже в работе в Гангуте, работа совместно с Полярным конвоем»- кинофильм по книге (на киносценарий есть уже отзывы Патриарха Алексия, Никиты Михалкова)- издание CD версии книги (так эе как сделана Блокадная книга в СП-б)- — издание Молчание Колокола Геннадия Черкашина. Почему именно эта книга? Дело в том что в моем понимании пока не будет осознано почему Севастополь — Город достойный поклонения, пока не будет осознано что в этом городе не только Слава двух оборон заложена…. Хотя зачем я буду рассказывать книгу… Лучше ее прочитайте (интернет версию книги можно прочесть здесь Только осознавая это можно в полной мере понимать зачем нам Флот нужен именно в Севастополе, почему мы не должны уходить оттуда.- По мотивам книги «Молчание Колокола» и самой идеи брига сделать публицистический фильм на эту тему.

Описание сражения

Оказавшись в заведомо проигрышной ситуации, офицерский совет принимает решение принять бой. Следует отметить, что матросы поддержали его и принялись действовать. Во время боя, который продолжался более двух часов, команде брига удалось огнем из своих малочисленных орудий повредить главные опоры, держащие мачту турецкого корабля «Реал-бей». В результате чего мачта упала за борт, а сам корабль был лишен возможности маневрировать и, соответственно, продолжать сражение.

Теперь положение брига «Меркурий» стало несколько лучше, но оставался и второй грозный соперник, превосходящий его по всем характеристикам. Турецкий корабль «Селимие» в ходе сражения получил примерно такой же урон, как и «Реал-бей». Его мачта также была сбита ядрами русских пушек, и второй турецкий корабль также был вынужден прекратить морской поединок.

На картине Айвазовского видно, что бриг «Меркурий», как и в реальной жизни, получит крайне тяжелые повреждения. Кстати, в итоге сражения погибли четыре члена экипажа, но тем не менее он смог выйти из этого, казалось бы, заведомо проигрышного боя победителем. После триумфальной победы корабль вернулся в порт Севастополя.

О художнике

Иван Константинович Айвазовский (при рождении его звали Ованес Айвазян) появился на свет в 1817 году в Феодосии. Он являлся не только прекрасным художником, но и академиком живописи, и меценатом. Айвазовский был почетным членом (участником) Академии художеств Российской империи, а также Рима, Амстердама, Парижа, Штутгарта и Флоренции.

Вам будет интересно:Что такое гуашь: состав, свойства и виды, особенности применения

За свою жизнь мастер написал огромное количество работ на морскую тему, однако он также творил в жанре батализма. Еще при жизни художника его работы оценивались очень дорого. Иван Константинович считается самым лучшим мастером, который изображал море и все, что с ним связано.

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский — живописец, который снискал мировую известность. Будучи художником военно-морского флота, он сотворил много изумительных шедевров, на которых были отображены знаменитые сражения. На полотне «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» воспет поступок, осуществленный отечественными матросами в 1829 году во время русско-турецкой войны.

Корабль «Меркурий», оказавшийся позади от своей флотилии из-за штиля, был обнаружен и атакован турками. Быстрые неприятельские хорошо вооружённые суда настигли его и собрались вступить с ним в бой.

Показалось, что судьба «Меркурия» безнадежна, однако экипаж решил ввязаться в неравное сражение с сильным врагом, во время которого турецкому флоту был причинен тяжелый урон. Победив в битве, корабль сумел скрыться от погони.

За этот смелый шаг бриг был вознагражден георгиевским стягом.

Айвазовский был рожден в Феодосии, которая была важным стратегическим узлом в Черном море.

Он часто оказывался свидетелем того, как в его любимый центр прибывали рыбачьи корабли и большие военные суда, в окружении них, постоянно находился прославленный бриг «Меркурий».

Эта полотно было написано в 1892 году, значительно позднее отображенного эпизода. Издалека оно похоже на зачаровывающий морской рисунок с тремя восхитительными судами, которые быстро плывут по беспокойным морским просторам. Хотя в действительности на полотне нарисован апогей сражения.

С 2-х направлений на «Меркурий» нападают турецкие суда. Небольшой корабль мужественно отбивается от них артиллерийскими очередями. В дали выступают едва заметные контуры российской флотилии. Свисающие над судами тяжелые облака и беспокойное море, показывают опасность данного эпизода. Мастер профессионально показал морские просторы и красивый небосвод. Весь холст заполнен холодным морем.

Отдельные эксперты заявляют, что в действительности написанных расположений судов на полотне не было.

Они утверждают, что мастер изобразил их, в надежде добавить показанному эпизоду трагичность и выделить безысходность ситуации маленького корабля.

Однако, маловероятно, что его главной целью было настоящее и подробное описание сражения. Скорее всего, Айвазовский хотел показать на своей картине решительность и силу воли русского народа.

2 описание

Айвазовский был главным художником генерального штаба. И он мог изображать на полотнах битвы, победы русского флота.

Картина написана художником по мотивам реальных событий русско-турецкой войны 1828-1829 годов.  Тогда художнику было 12 лет, а картину он написал через 63 года в 1892 году.

История такова. Три русских корабля отправились нести вахту в проливе Босфор. Среди них был бриг «Меркурий». Когда на горизонте появилась турецкая эскадра, командир группы решил уйти, т.к. приказа на сближение с кораблями противника у него не было.

Моряки вступили в этот неравный бой, и вышли из него победителями. Погибли члены экипажа, корпус получил пробоины, паруса были порваны. Но и турки получили снарядами в свои борта. Они решили не связываться с русскими моряками и отступили.

На картине мы видим два мощных турецких корабля. Они идут параллельным курсом относительно «Меркурия». У них и корпуса больше, чем у русского брига.

У турок  на кораблях по четыре мачты, а у русского брига всего три. И парусов у турок больше. Пушки расположены в три ряда у левого фрегата и в два ряда у правого фрегата.

А у «Меркурия» они расположены в один ряд. По огневой мощи турки явно превосходят русский бриг.

Причём, турки стреляют с одной стороны, а команде брига приходилось стрелять в обе стороны. И пушек на нём меньше, чем на турецких фрегатах. На картине видно, что паруса у «Меркурия» уже порваны, но ещё не в клочья. Видно, это начало боя, сделаны первые залпы. У турок нижний парус в дырах у правого фрегата. Верхние паруса ещё целые.

Да и русскому бригу в них не попасть – он по размерам меньше турецких, и его пушки находятся ниже, чем турецкие. Они могут палить только по прямой, угол поднятия ствола у них небольшой. Зато им хорошо бить прямо в деревянный борт в районе ватерлинии.

Командир корабля применил военную хитрость и вышел из боя с минимальными потерями.  Возможно, он развернул корабль так, что турки стали стрелять друг в друга. Или проскочил вперёд и вырвался из «клещей».

Поэтому, он быстрее начинает движение.

Только одно не понятно в этой истории – почему русские корабли бросили своего собрата? Как-то это не по-товарищески.

`

Русско-турецкая война

В 1827 году Санкт-Петербург выступил в поддержку национально-освободительной борьбы греков против османского господства. Чтобы не допустить усиления влияния России на Балканах, Англия и Франция склонили её к заключению Лондонской конвенции, которая предусматривала предоставление Греции полной автономии под властью Османской империи.

Турки не согласились с изложенными в соглашении требованиями и пошли на конфликт с его участниками. В октябре 1827 года русско-англо-французская эскадра уничтожила в Наваринском сражении значительную часть турецкого флота и позволила Греции запустить процесс обретения независимости.

Наваринское сражение 

Wikimedia commons

После этого Османская империя начала антироссийские военные приготовления на Дунае и закрыла для кораблей России черноморские проливы. В ответ 26 апреля 1828 года Санкт-Петербург объявил Турции войну, которая развернулась на Балканах и на Кавказе.

В 1828 году Казарский получил под своё командование транспортное судно «Соперник», на которое был установлен единорог — разновидность гаубицы. При штурме Анапы имевший небольшую осадку «Соперник» маневрировал под огнём вражеской артиллерии и обстреливал турецкие укрепления. Судно получило восемь повреждений, но не вышло из боя. За участие во взятии Анапы Казарский был произведён в капитан-лейтенанты. За аналогичные действия под Варной его наградили золотой саблей. В начале 1829 года он был назначен командиром брига «Меркурий».

ТОП 5

Борец с парками и коронавирусом: что помнит Севастополь о Евгении Кабанове

Тигр откусил палец годовалому малышу в крымском сафари-парке

Новый «Бенефис»? Приезжий зарезал бармена в Севастополе

Скандальные отставки в правительстве Крыма раскачали кресло Аксенова  

Показать все новости

Борец с парками и коронавирусом: что помнит Севастополь о Евгении Кабанове

Белик станет вторым депутатом Госдумы от Севастополя вслед за Лобач

Путин поручил сократить число контрольных работ в школах

Коммунисты заявили, что показали бы один результат с ЕР на выборах в Севастополе

Севастопольский супер-полицейский Борис Копин снова спас человеческие жизни

Показать все новости

Выбор Редакции

Дурнопахнущее советское наследие: почему лесничие объявили войну туалетам

Выборы и пенсии: «тебе, старичок, в крематорий пора»

«Политическая неблагонадежность» севастопольского городского головы. «Дело Максимова»

Кошачий ОМС: почему медпомощь животным должна стать бесплатной

Как простой русский князь Александр Невский большой сакральной фигурой стал

«Банкиры, чей Крым?»: как сделать российские банки более патриотичными

Показать все новости

Основные элементы холста

На картине Бриг Меркурий Айвазовский изобразил сцену атаки российского брига двумя кораблями с турецкими флагами. Бриг Меркурий располагается будто в клещах у врага, окруженный с обоих сторон его судами. На картине отображены следующие элементы:

  • маленький корабль с Андреевским флагом на мачте;
  • два больших турецких судна, окруживших русский бриг;
  • дым от пушечных выстрелов;
  • сине-зеленые морские волны;
  • небо, затянутое светлыми облаками, сквозь которые пробивается голубизна;
  • эскадра кораблей вдали.

Картина Бриг Меркурий наполнена безысходностью. Отчаянная ситуация заставляет переживать за судьбу русских моряков. Огромные турецкие судна не дают ни малейшего шанса русскому кораблю. Как можно победить в такой ситуации? Герои-моряки, сражавшиеся на бриге Меркурий, достойны вечной славы и памяти.

2 вариант описания

Айвазовский родился и вырос на берегу Черного моря в Феодосии. А какой же мальчишка из приморского города не бредит морскими сражениями, морем? Художник сохранил эту любовь в своем сердце на всю жизнь.

Картина написана на основе реальных событий. В середине мая 1829 года три парусных фрегата несли вахту у турецкого пролива Босфор. Когда на горизонте показались корабли турецкой эскадры, два фрегата поплыли с донесением в штаб. Третий был бриг «Меркурий». Он не успевал за своими собратьями, т.к. уступал им в скорости.

Турки быстро настигли его и уже предвкушали победу. Русские моряки во главе с командиром приняли решение принять бой. Хотя изначально силы были неравные. Но когда это останавливало русских моряков? Турецкие корабли зажали его «в клещи» и начали планомерно обстреливать.

На картине изображено начало боя. На турецком корабле, изображенном слева, на верхушке мачты реет турецкий флаг. По всей видимости, это флагман турецкой эскадры. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что на бриге «Меркурий» на одной из мачт изображен Андреевский флаг.  

Корабли обменялись десятками ядер. Видно, что паруса «Меркурия» пробиты ядрами. Но и паруса правого турецкого корабля тоже изрядно посечены. У него пушки на двух ярусах, а у «Меркурия» на одном. Слева изображенный корабль менее пострадал. У него пушки на трех ярусах.

«Меркурий» уступает им в размерах, количестве пушек, и в количестве мачт, а значит, и парусов. Но выигрывает в маневрировании. Он маленький, верткий. Может легко и быстро менять курсы. И пока турки развернут свои громадные фрегаты, матросы с «Меркурия» могут запросто бить  им в борт, чтобы сделать пробоину.

На заднем плане картины видны очертания двух кораблей. Трудно сказать, чьи это корабли и в какую сторону они движутся. Небо затянуто черно-белыми тучами и клубами дыма от выстрелов, но не полностью. Солнце спереди освещает картину. Поэтому отчетливо видны белые паруса на всех трех кораблях. Они наполнены ветром.

Море не спокойно, идет небольшая волна по направлению к кораблям. Точно передан цвет моря. Оно не синее, не бирюзовое, а именно иссиня – черное с небольшими белыми барашками на гребнях волн.

Благодаря умелым и слаженным действиям командира и команды у турецких кораблей были повреждены основания самых больших мачт. Также у правого фрегата иссечены ядрами верхние паруса. «Меркурию» туда явно не достать. Значит, он получил их от своего левого собрата.

Бой закончился победой русского брига «Меркурия». Русские моряки воюют по-суворовски не числом, а умением. Картина очень показательна. Она наполнена патриотизмом и гордостью за Россию, российский флот и российских моряков.

Оценки истории

Константин Стрельбицкий отметил, что «экипаж «Меркурия» совершил невозможное, поскольку бриг против двух линейных кораблей — это всё равно что пятиклассник против двух профессиональных боксёров». 

«Судно заведомо должно было погибнуть. Многие современники просто отказывались верить в то, что бой действительно состоялся. Благо о нём сохранились отзывы участников с турецкой стороны, полностью подтвердившие отчёты Казарского», — пояснил эксперт. 

По словам сопредседателя регионального отделения Российского исторического общества в Севастополе, кандидата исторических наук Вадима Прокопенкова, грамотное маневрирование и морские качества позволили «Меркурию» одержать победу в бою с судами противника.  

Также по теме


Великий флотоводец: 215 лет со дня рождения адмирала Нахимова

5 июля 1802 года в селе Городок Смоленской губернии родился Павел Степанович Нахимов. Он никогда не был женат, не писал мемуаров и не…

«Турецкие корабли никак не могли поймать бриг. Поворачиваясь то одним, то другим бортом, он успешно противостоял противнику. Мастерство, храбрость русских матросов и офицеров свели на нет почти десятикратное превосходство турецких кораблей по числу пушек», — рассказал эксперт. 

Бриг отправили на ремонт в Севастополь после того, как он воссоединился с основными силами флота. Казарский был произведён в капитаны второго ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом императора Николая I. 

В дальнейшем Казарский командовал различными фрегатами российского флота. В 1831 году он был произведён в капитаны первого ранга и включен в императорскую свиту. Казарскому было поручено заниматься исследованиями, связанными с перспективами развития флота. В 1833 году он отправился с ревизией в черноморские порты и скоропостижно скончался в Николаеве.

  • Памятник Александру Казарскому, проект архитектора Александра Брюллова, 1839 год

В 1839 году в Севастополе был открыт памятник Казарскому, который сохранился до наших дней. Монумент выполнен в виде усечённой каменной пирамиды с установленной на ней бронзовой триремой. По указу Николая I на памятник был нанесена надпись: «Казарскому. Потомству в пример».

Корабль и греческие боги

Если смотреть на фото, памятник Казарскому выглядит довольно-таки просто. Но его описание оказывается куда сложнее, ибо простая композиция в Севастополе на деле составлена из большого количества элементов.

Общая высота монумента составляет 5,5 м, причем большинство ее приходится на постамент. Он исполнен из инкерманского камня в форме усеченной пирамиды, на гранях укреплены бронзовые военные символы, две резные львиные головы и надпись накладными буквами «Казарскому. Потомству в пример». Имеется и дата, причем указан 1834-й год. Когда было решено ставить памятник, а не 1839-й, когда он был все-таки поставлен.

На каменном постаменте укреплен чугунный куб, в свою очередь служащий постаментом для изображения триремы – античного военкора. Четыре грани куба украшены горельефами. Один из них – портрет А.И. Казарского, остальные представляют собой стилизованные изображения античных богов. Флотскому офицеру составляют компанию Ника (богиня победы), Посейдон (покровитель моря и моряков) и Меркурий, вестник богов (он дал имя кораблю Казарского). Из-за этого символизма гостям Севастополя, далеким от истории, лучше осматривать место с экскурсией, иначе им будет трудно понять его значение.

Возможно, по причине такой сознательности туристов, отзывы о визитах сюда встречаются нечасто – экскурсанты получают слишком насыщенную программу и делятся впечатлениями об экскурсии в целом.

Лента новостей

ЦБ может начать ограничивать число выдаваемых потребкредитов в 2022 году

Крымская «бомба» не впечатлила именитых кондитеров России

Опубликованы свежие данные о заболеваемости Covid-19 в Севастополе

В Севастополе дорога на улице Шевченко останется закрытой еще два месяца

Эксперты: детей, родившихся в 2021 году, ждёт тяжёлое будущее

Грызлов обвинил Киев в нарушении режима прекращения огня в Донбассе

Вице-президент Сбербанка Марина Ракова стала фигурантом дела о хищении 50 млн рублей

В Крыму рассказали о ценообразовании в супермаркетах

Прокуратура обеспокоена уровнем готовности Севастополя к отопительному сезону

Огромная пыльная буря накрыла несколько городов. Видео

В ПФР рассказали, как получить единовременную выплату из пенсионных накоплений

Киев готовится вернуть Крым для отвода глаз украинцев

Севастопольские собаки сами решали: нападать или преследовать

Учёные придумали вакцинный пластырь, который в 50 раз эффективнее укола

Украина и Турция подписали меморандум о строительстве центра обслуживания БПЛА Bayraktar

МВД подтвердило планы депортировать нелегализовавшихся мигрантов после 30 сентября

Сочинение по картине «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами»

Иван Константинович Айвазовский — художник-маринст, получивший всемирное признание. Являясь живописцем Главного морского штаба, он создал немало великолепных полотен, на которых изображены великие баталии.

Идея создания картины была навеяна детскими впечатлениями художника. Айвазовский родился в Феодосии, которая являлась значимым портом в Черном море. Он не раз становился очевидцем того, как в его родной город приходили рыбацкие судна и огромные боевые корабли, среди которых, конечно же, был легендарный бриг «Меркурий».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Данная картина была создана в 1892 году, гораздо позже запечатлённых событий. Издалека она напоминает завораживающий морской пейзаж с тремя великолепными кораблями, которые стремительно движутся по неспокойному морю. Однако на самом деле на полотне изображена кульминация боя.

С двух сторон «Меркурий» атакуют турецкие корабли. Маленький бриг дерзко отвечает им пушечными выстрелами. На горизонте виднеются едва различимые силуэты удаляющейся русской эскадры. Сгущающиеся над кораблями свинцовые тучи и взволнованное пенящееся море, которое занимает передний план полотна, передают тревожность происходящего события.

Художник мастерски изобразил море и небо. Всё полотно наполнено морской свежестью. Таким образом живописец хотел показать, что море вечно.

Айвазовский всегда писал море по памяти, удивительно реалистично передавая все его состояния. Глядя на картину, кажется, что оно представляет собой своенравное живое существо.

Море не единожды становилось очевидцем ожесточённых битв и небольших сражений. Создается впечатление, что оно как будто отстранённо наблюдает за происходящим, не проявляя участия к большим и малым человеческим несчастьям.

Некоторые критики утверждают, что изображённое на картине положение кораблей не является исторически достоверным.

По их мнению, художник использовал его, чтобы придать запечатлённому событию трагизм и подчеркнуть безнадёжность положения, в котором оказалось русское судно. Впрочем, вряд ли его основной задачей являлось точное и детальное изображение боя.

Вероятно, целью Айвазовского было создание поражающей своим колоритом картины, которая сумеет передать героизм и силу русского духа.