Краткая история беларуси за апошнія 1000 год

Православная церковь в Речи Посполитой

После создания Речи Посполитой
положение православной церкви резко ухудшилось.

Польша всегда была
ультракатолической страной, в которой религиозным вопросам уделялось очень
много внимания. Кроме того, она была кровно заинтересована в том, чтобы
привязать земли ВКЛ в религиозном плане. Это было частью программы общей
полонизации, замечательно себя проявившей уже в начале XVII столетия.

В первую очередь внимание
польского духовенства было обращено на шляхту. Её было решено вовлекать в
католичество с помощью «пряника»

Как мы помним, ещё Ягайло действовал подобным
образом, дискриминируя православную знать. По свидетельству митрополита Исаия
Копинского, существовали три главных причины религиозного отступничества:
первая — «для славы света сего», вторая — «для великого богатства», третья —
«же то грецкая — есть хлопская вера».

Что касается простого народа, то
его материально заинтересовывать никто не собирался.

Стефану Баторию, вовлечённому в
Ливонскую войну, было не до религиозных вопросов, а вот его преемник Сигизмунд III был фанатичным католиком. При нём переговоры о введении унии
стали идти очень интенсивно. Попутно они сопровождались гонениями на
существующую православную церковь, которая рассматривалась королём в качестве
внутреннего врага государства.

Незаменимыми помощниками
католического духовенства стали иезуиты, которые укрепились в государстве и
создали широкую сеть учебных заведений. В 1579 году они основали «Академию и
университет виленский общества Иисуса» (Almae Academia et Universitas Vilnensis
Societatis Jesu). Это привело к тому, что образование в Речи Посполитой
фактически перешло в их руки, а учащиеся всеми способами склонялись к принятию
католичества.

Московское царство, серьёзно
ослабленное Смутой, не могло оказывать поддержку своим единоверцам в Речи
Посполитой. Кроме того, русская православная церковь в Москве находилась в
состоянии глубокого интеллектуального кризиса, вызванного низким уровнем образования
духовенства.

Главной опорой православия в Речи
Посполитой стали братства, которые особенно проявили себя в Вильно, Львове,
Остроге. Впрочем, их деятельность очень зависела от местных православных
феодалов, которые далеко не всегда сохраняли верность прежним традициям. Многие
их потомки ради политических выгод переходили в католичество, финансирование
братств прекращалось, деятельность сворачивалась.

Таким образом, в Речи Посполитой
шляхта практически полностью отреклась от православия, а крестьянство и
мещанство было решено приобщить к католической вере с помощью унии.

Суть соглашения

В 1590 году в городе Белз был проведен церковный съезд. На нем с призывом заключить унию выступил Гедеон Балабан. Его инициатива была поддержана многими епископами. Через 5 лет необходимость союза признал Папа Римский.

Берестейская уния должна была быть подписана в 1596 году. Но распри не прекращаись. Съезд, который собрался для подписания договора, раскололся. Одну часть составляли поклонники православия, другую – униаты. Камнем преткновения выступила необходимость подчиняться Папе Римскому. В конечном итоге унию подписала только часть собрания. Православное же духовенство союз не признало. Подписание договора состоялось под руководством митрополита Михаила Рогозы.

Условия:

  • Униаты признавали подчинение Папе Римскому.
  • Духовенство имело равные права с католическими церковными иерархами.
  • Догматы веры – католические, обряды – православные.

Таким образом, результатом попытки объединения стал еще больший раскол. На основе православия и католицизма появилась еще одна вера. Теперь униатство навязывали силой – православные оказались в еще худшем положении, чем до Берестейского (Брестского) соглашения.

Напоследок добавим: уния – это фактор объединения, но, как показывают исторические факты, не всегда союз шел на пользу всем сторонам-участникам.

Великий раскол церквей

Раскол между Востоком и Западом произошел в контексте культурных различий между грекоязычным Востоком и латиноязычным Западом и соперничестве между Церквями в Риме, которые требовали первенства не только в вопросах чести, но и в вопросах властного авторитета — и в Константинополе, который требовал паритета с Римом в вопросе управления Церковью. Соперничество и отсутствие понимания вызвали споры, некоторые из которых проявляются уже в актах 692 года. На Флорентийском соборе (1431-1445) эти споры о западных богословских традициях и обычаях были включены в Никейский Символ веры.

Раскол единой христианской Церкви на Католическую и Православную традиционно отсчитывается с 1054 года, когда Патриарх Константинопольский, Михаил I Керуларий, и Папский Легат, Гумберт Сильва Кандида, взаимно отлучили друг друга от церкви (в 1965 году эти взаимные изгнания были отменены как Римом, так и Константинополем). Несмотря на это событие, на протяжении многих лет обе Церкви продолжали поддерживать партнерские отношения и, казалось, не знали о каком-либо формальном или окончательном разрыве.

Однако отчуждение продолжало нарастать. В 1190 году восточно-православный богослов Теодор Бальзамон, который был патриархом Антиохии, писал, что «ни один латинянин не должен быть причащен, если он сначала не заявит, что откажется от учения и обычаев, которые отделяют его от нас».

Позже Константинопольский патриархат был упразднен в 1204 году католическими армиями Четвертого Крестового похода, а за два десятилетия, в 1182 году, в Константинополе произошла резня латинян (то есть католиков). Таким образом, в XII-XIII веках обе стороны стали открыто враждовать, и каждая из них оставляла за собой право называться подлинной обителью Христа. Со временем было принято ссылаться на восточную сторону как на Православную Церковь и Западную как на Католическую Церковь.

Примечания[править | править код]

  1. 123 Корф С.А. Уния // — М.: Юрайт. — 2011. — С. 376—380
  2. 12 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов. — М.: Юристъ. 1999. — С. 154
  3. Гукепшоков, 1999, с. 21.
  4. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Общая часть.Том I. Введение и общая часть. — 6-е изд.. — СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909. — Т. 1. — С. 158.
  5. Гукепшоков, 1999, с. 21—22.
  6. 123 Коркунов, 1909, с. 159.
  7. Oppenheim, Lassa; Roxbrough, Ronald. International Law: A Treatise (неопр.). — The Lawbook Exchange, 2005. — ISBN 978-1-58477-609-3.
  8. Датско-Норвежская уния. БРЭ
  9. Коркунов, 1909, с. 159—160.
  10. Коркунов, 1909, с. 160.
  11. Коркунов, 1909, с. 161—162.
  12. Коркунов, 1909, с. 162.

Понятие и отличие от конфедерации

Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй, по крайне мере на форму правления. Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства. Другими словами если член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т.е самому себе…

Унию нельзя причислить к разряду конфедерации:

  • Конфедерация возникает с участием как республик, так и монархий. Уния возникает только с участием монархических государств.
  • Конфедерацию учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключён её участниками.
  • Действительная политическая общность стран — обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.

Участники унии сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.

Уния в современности

В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа членов Британского Содружества. В его состав входит 53 государства. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества — Великобританией. И только четырнадцать из них (Австралия, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка и другие) объединены ещё и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными государствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом, провинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.

Уния в прошлом:

Политическая уния

Швеции и Норвегии в 19 веке.

Личная уния

государств (напр. Польши и Литвы в 15 — 18 вв. под властью одного короля).

Процесс полонизации и католизации населения

В результате амбиции польской шляхты, связанные с давними устремлениями глубже проникнуть на западнорусские земли, были большей частью удовлетворены, а права и привилегии по своему объему быстро превзошли аналогичные права русской знати:

отменялись великие удельные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других городах;

самоуправление замещалось наместничеством;

литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую;

началась активная католическая экспансия на западные земли Руси.


Изображение: ppt-online.org

Полонизация и окатоличивание захватили часть западнорусской знати, в то же время большинство простого населения хранило верность православию и древним традициям. Начинала давать о себе знать национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века, а в последующем она нередко перерастала в острую политическую борьбу

Следующим шагом к сближению Литвы и Польши стало заключение в 1413 году Городельского привилея, в соответствии с которым права польской шляхты были распространены на литовских шляхтичей-католиков, начавших оттеснять русских князей (некатоликов) от участия в верховном управлении государством. Литовская шляхта получила от короля новые земельные наделы, чаще вступала в браки с польской знатью и массово переходила в католическую веру.

Боярство Западной Руси, не удовлетворяясь своим положением, тоже активно добивалось уравнения в правах с польской шляхтой, которая по Вислицкому статуту (1347 г.) и Кошицкому привилею (1374 г.) была освобождена от налогов и обязанностей. Земля стала считаться полной собственностью шляхты, а крестьяне могли лишь пользоваться наделами земли и находились под полной юрисдикцией своих господ. В 1434 году привилеем короля Владислава III русская знать окончательно была уравнена в правах с польской и освобождена от всех обязанностей, кроме военной службы, даже название боярин было официально заменено на пан.

Власть активно проводила политику, направленную на распространение католичества и ограничение православия.

Укреплению положения католической церкви существенно посодействовало то, что в 1387 году привилеем Ягайло феодалы–католики были освобождены от всех повинностей и платежей великому князю. Это привело к тому, что разрыв между католической и православной знатью становился все большим.

Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию

. А также одним из последствий Кревской унии было получение католическими феодалами дополнительных прав и вольностей.

Униаты и православные после собора

Примечательно, что униатство до
самого конца своего существования так и оставалось религией исключительно для
простых людей, шляхта сохраняла приверженность католицизму.

Вместо того чтобы решить
религиозный вопрос в Речи Посполитой, Брестский собор только крайне усугубил
ситуацию, фактически поставив православных в положение врагов государства.

Между двумя частями некогда
единого целого разразилась непримиримая борьба, которая сопровождалась взаимным
насилием и жертвами. Самым известным событием противостояния стало витебское
восстание против епископа Иосафата Кунцевича, которое закончилось его гибелью.

Униатство не было воспринято
значительной частью православного населения даже под сильнейшим давлением со
стороны власти. В конечном счёте в Речи Посполитой утвердилось сосуществование
двух конфессий, имевших друг к другу многочисленные претензии.

После падения Речи Посполитой
униатство продолжало сохраняться ещё долгие годы. Точку в его истории поставило
польское восстание 1830–31 гг., заставившее императора Николая I задуматься о
возвращении бывших православных в лоно русской церкви. В 1839 году униатство
официально прекратило своё существование.

Будучи ликвидированным
официально, униатство не прекратило существовать. В настоящий момент оно
имеет особенно сильное влияние на Западной Украине.

Таким образом, Брестский собор не
решил поставленных перед ним задач. Уния только расколола православных, многие
из которых окончательно осознали, что Речь Посполитая для них является
враждебным государством.

Оформление унии

Киевский митрополит Михаил назначает Собор на 06.10.1596 г. От короля в Брест едет делегация, возглавленная воеводой Н. Радзвиллом. Из семи епископов западнорусской церкви позицию митрополита приняли пять, а двое остались на стороне православия. Направлялись на Собор и послы патриархов Восточной церкви. Однако в назначенный для Собора день православная сторона не была проинформирована о начале. Не получив приглашения, православные послы собрались на свой Собор. На нем было утверждено два положения:

  • русских епископов, одобривших унию, лишали сана;
  • любое решение об унии без согласия восточных патриархов было незаконным.

Послы короля Сигизмунда III к князю Острожскому не смогли добиться согласия на унию, все переговоры завершились взаимными упреками. Поэтому на униатском Соборе принимается декларация, где русскими епископами объявлялось о признании главенства папы и направлении своих представителей для клятвы верности престолу Рима. Православный Собор под председательством Никифора провел суд над священниками-отступниками и лишил их сана.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Церковная уния

  • Уния с Ассирийской церковью Востока 1553 года (Халдейская католическая церковь)
  • Брестская уния 1596 года между частью православного (митрополия Киевская, Галицкая и всея Руси в юрисдикции Константинопольского патриархата) западнорусского населения Речи Посполитой и папством: Русская Униатская Церковь
  • Уния с Эфиопской церковью 1622 года: Эфиопская католическая церковь
  • Ужгородская уния 1649 года для православного населения Закарпатья, которая в 1699 была распространена на православное население Трансильвании (современная Румыния): Русинская, Словацкая и Румынская грекокатолические церкви)
  • В 1664 году была заключена уния в Мукачево, присоединившая к греко-католической церкви православное население Закарпатья и венгерской епархии Хайдудорог.
  • Уния с частью сиро-яковитов 1677 года (Сирийская католическая церковь)
  • В 1713 году была заключена уния в Марамуреше (ныне Румыния). К 1721 году все православные священники Закарпатья признали унию.
  • Уния с Антиохийской православной церковью 1729 года: Мелькитская католическая церковь)
  • Уния с частью коптов 1741 года: Коптская католическая церковь
  • Уния с частью армян 1742 года: Армянская католическая церковь

Личная уния

Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона, а в другом они вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится.[источник не указан 1399 дней

Реальная уния

Реальная уния создана на основе договора или одностороннего акта более сильного государства.

В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из неё отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы правления в одном из государств, ликвидации в нём монархии.[источник не указан 1399 дней

Разновидности

Объединения государств и церквей бывают трех видов: церковные, личные и реальные.

Церковные

Церковная уния — объединение двух или более религиозных конфессий. Чаще всего имеется в виду союз Западной римско-католической и Восточной православной церквей. В результате объединения православная церковь признавала власть папы Римского и католическую экклезиологию, то есть раздел богословия, изучающий природу и свойства церкви. Но при этом она сохраняла возможность совершать литургические обряды, богослужения на родном языке и некоторые другие обычаи.

Церкви, которые образовывались в результате слияния, назывались униатскими. Как правило, жизнь униатских общин не менялась — сохранялся традиционный религиозный культ и местный язык для богословского диалога.

Личные

Личная уния — это союз двух или более государств, при котором главой каждого государства становится один и тот же правитель. В старину надобность в подобном союзе часто возникала, когда прекращалось существование царской династии, и на престол вступал государь другой страны. Также бывали случаи, когда правитель вступал в брак с наследницей престола другого государства и таким образом объединял оба престола — свой и жены. Власть монарха в союзе может прекратиться, если законы о престолонаследовании отличаются друг от друга в объединенных государствах.

Реальные

Реальной унией называют соединение государств, при котором единство правителя устанавливается с помощью общих законов — о наследовании престола и о правилах избрания государя в случае прекращения существования правящей династии. Такой союз предполагает наличие учреждений, министерств, общих для обоих государств.

В качестве примера можно привести соединение Австрии и Венгрии, произошедшее в 1703 году и существующее по сей день. Эти страны имеют одинаковые конституционные законы и три общих министерства: военное, финансовое, министерство двора и иностранных дел.

Причины заключения Берестейской церковной унии

Великое Княжество Литовское геополитически находилось на границе двух конфессий, представители которых доминировали в государстве. Это давало повод Москве и Риму вмешиваться во внутренние дела княжества. Чтобы защитить независимость ВКЛ, требовалось что-то иное — и не католичество, и не православие.

К XVI в. отчетливо проступили черты кризиса православия. Константинополь был захвачен турками, а епархии не смогли создать систему школ для шляхты, подготовки кадров низшего духовенства. Иезуит Петр Скарга, характеризуя состояние православия в ВКЛ, писал: «Попы охолопели, наука упала».

В начале 90-х гг. XVI в. на встречах с представителями Ватикана православные епископы ВКЛ предлагали условия объединения церквей в княжестве. Инициаторами унии выступили епископ берестейский и владимирский Ипатий Потей и епископ луцкий Кирилл Терлецкий. Их поддержали киевский митрополит Михаил Рогоза, король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза и канцлер ВКЛ Лев Сапега. Весной 1595 г. на церковном соборе почти все православные епископы, кроме львовского, согласились заключить церковную унию. Они подготовили «33 артикула» — условия преобразования православной церкви ВКЛ в униатскую.

Униатство — «белоруская вера»

В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской униинии — Униатство именуется «белоруской верой». Униаты составляли
~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.

Переход в униатство — «Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць
(ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам.»
— поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними.
Однако, влияние Московского патриархата, жившего по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывало давления
на внутренние дела ВКЛ.

[
Интересно сравнить первую статью московского Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей Статута ВКЛ
(действовал с 1566 по 1840). «Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным
и от нас даным сужоны быти мають»

( арт. 1, разд. 1,: «О персоне нашой Господарской»).
]

«Белоруская вера»

Святой Иосафат Кунцевич, архиепископ Полоцкий

Соборное Уложение, 1649-1832
Глава I

Статут ВКЛ, 1529-1840
Глава I

О прогрессивном характере Унии говорит жизнеописание Мелетия Смотрицкого (1577-1633) — публициста, филилога, архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского,
ярого защитника православия, ярого противника Унии, создателя «Грамматики» — основы церковнославянской грамматической науки на последующие 200 лет.
В 50-летнем возрасте он принимает Униатство.

Наряду с возможностью религиозного примирения, Уния подняла на качественно новый уровень всеобщее образование — по всей стране открывались школы и коллегиумы
иезуитов и базилиан (униатов), принявших иезуитские стандарты обучения. В них принимали к обучению всех, независимо от религиозной принадлежности.
О разнице между Унией и РПЦ много сказано в классическй работе А. Киркора
«Живописная Россия. Белорусское и Литовское Полесье» 1882
и в издании Гроденского Государственного Университета, 2002.

Униатские школы
А. Киркор «Живописная Россия» 1882

Иезуитские школы
ГрГУ, МинОбр РБ

Упадок образования, 1839
А. Киркор «Живописная Россия» 1882

После раздела Речи Посполитой
Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.

В 1839 униатские приходы были переданы в ведение
Московского патриархата РПЦ.
Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли
церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ «Кошмар»)


be-x-old.wikipedia.org
be.wikipedia.org
pl.wikipedia.org
uk.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

Создание униатской церкви на белорусских землях

В процессе становления униатской церкви в ВКЛ выделяют несколько основных пе­риодов. Первый — ​конец XVI — ​начало XVII в. — ​период жестокого и насильст­венного навязывания унии, что вызывало острое противостояние православного населения. Наблюдалось сопротивление со стороны крестьян, мещан, членов православных братств. Не приняли унию многие шляхтичи православного вероисповедания и протестанты. Дело доходило до открытых выступлений. В 1623 г. в Витебске во время волнений православного населения был убит полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич.

Принудительное насаждение униатства не привело к консолидации общества. Результат оказался обратным. Противоречия на религиозной почве приобрели опасный для государства характер.

Второй период в становлении униатской церкви в ВКЛ относится к 30-м гг. XVII в. Поскольку уния вызвала раскол среди населения, король Речи Посполитой Владислав IV Ваза в 1632 г. восстановил православную церковь в Княжестве. В это время началась реформа униатской церкви — ​появился монашеский орден базилиан. Были организованы братские и базилианские школы.

Быстрое распространение униатской церкви в Беларуси можно объяснить тем, что она имела действенную поддержку со стороны власти. Существенным было и то, что униатское духовенство приложило большие усилия, чтобы новая церковь по своей обрядности не очень отличалась от православной и была тесно связана с повседневной жизнью простого народа. В литургической храмовой службе униатские священники пользовались польским, церковнославянским, белорусским и даже латинским языками. А в повседневном общении с крестьянами и мещанами, во внецерковной обрядности они разговаривали с народом на белорусской «говорке».

После войн второй половины XVII в. в религиозной политике Речи Посполитой начали прослеживаться проявления нетерпимости, ограничения прав православных. Верующие стали переходить в униатство. Так, в конце XVIII в. на территории Беларуси осталась только одна православная епархия — ​Могилевская. В это же время униатская церковь на белорусских землях охватывала более 1000 приходов, а по всей Речи Посполитой — ​более 9 тысяч.

Таким образом, к концу XVII в. население Беларуси почти полностью стало придерживаться униатства.

Заключение унии

В 1593 году на соборе в Сокале Гедеона отлучили от церкви. Параллельно шла агитация епископов за унию. К движению примкнул епископ Перемышля Михаил Копыстенский. Двойственно себя вел Михаил Рогоза, позиционируясь как защитник православной веры, но переписываясь с епископом Ипатием Потеем — главным идеологом унии.

Заручившись поддержкой большинства, сторонники унии собрались в Сокале в конце 1594 года. Были составлены артикулы папе Клименту VIII — условия, при которых Киевская митрополия согласна на подчинение западной церкви. Текст неоднократно переделывался. Похоже, это происходило под влиянием присоединения митрополита Михаила и Владимиро-Волынского епископа Ипатия Потея.

Окончательные артикулы были изданы 1 июня 1595 года:

  • неприкосновенность православных догматов и обрядов;
  • признание верховенства папы римского;
  • охрана прав иерархов от притязаний панов и братств;
  • сохранность церковных имений;
  • сенаторские звания высшим духовникам;
  • митрополит Киева сохранял право назначать епископов западнорусской митрополии без влияния Рима;
  • польский король способствовал укреплению власти епископов над паствой через подчинение школ, типографий, братств, монастырей и т. д.;
  • уравнение в правах католиков и униатов.

Некоторые статьи запрещали:

  • переход из униатства в католичество;
  • преобразование православных храмов в католические костелы;
  • принуждение православных к переходу в католичество при заключении межконфессионального брака.

Таким образом, западнорусские архиереи рассчитывали заручиться поддержкой Рима, но при этом сохранить автономию как от духовных, так и от светских властей. Предполагалось, что отношения с Римом будут складываться по принципу связей с Константинопольским патриархатом, который не вмешивался во внутренний уклад Киевской митрополии.

Артикулы подписали в секретной обстановке. Помимо митрополита, в этом участвовали только два епископа. Однако о произошедшем узнал Константин Острожский, который позаботился об огласке. В православном сообществе поднялась буря. В итоге Гедеон Балабан и Михаил Копыстенский отказались участвовать в разработке унии и заявили о верности православию. Экзарх константинопольского патриарха Никифор призвал православных Речи Посполитой не подчиняться униатам. Хотя это носило формальный характер, широкие слои населения усмотрели попытку окатоличивания.

Униаты оказались в непростом положении. Ведь свои кафедры они сохраняли, только если саму унию утвердят в Риме. Это произошло во время поездки Кирилла Терлецкого и Ипатия Потея в ноябре 1595-1596 годов в Рим. Климент VIII согласился на сохранение восточных обрядов, если они не противоречат католическим, и гарантировал неприкосновенность кафедр. А от уравнения в правах с католиками отказался. По его мнению, митрополит Киевский должен был назначаться римским папой, а вероучение митрополии — соответствовать католическим догматам.

В декабре 1595 года епископы присягнули папе «по форме, предписанной для греков, возвращающихся к единству Римской Церкви». То есть Киевская митрополия объявлялась схизматической и должной вернуться в лоно «правильной» католической церкви. Это изменило мнение некоторых сторонников унии. Они соглашались на условия лета 1595 года, но никак не на условия папы. Параллельно они сохраняли верность польскому королю. Несмотря на это, Сигизмунд III приказал подавлять антиуниатские восстания.

На Брестский собор 6 октября 1596 года прибыли королевские войска под командованием трокского воеводы Михаила Радзивилла. 9 октября 1596 года собор объявил о присоединении Киевской митрополии к Риму. В этот же день православный экзарх Никифор низложил епископов, которые заключили унию, что раскололо Киевскую митрополию. Через год Никифора объявили московским шпионом, арестовали и посадили в тюрьму, где он скончался.

Заключение унии

Проведение унии было назначено на
6 октября 1596 года. Она должна была пройти в Бресте, в Свято-Николаевском
храме.

Сигизмунд III послал на собор
троцкого воеводу Михаила Радзивилла, который приехал в город с большим отрядом
и должен был оказывать влияние на исход переговоров. В июле королём был издан
универсал ко всем православным подданным Речи Посполитой с призывом примкнуть к
унии.

Собственно говоря, в Бресте
одновременно проходили два собора — православный и униатский. Униаты
располагались в городском соборе, а православные — в доме боярина Райского.
Последние пригласили на своё собрание митрополита Рагозу и епископов-изменников, а когда те не явились, то предали их анафеме.

Проиерей Флоровский в своей книге
«Пути русского богословия» следующим образом охарактеризовал унию: «Уния была
делом епископов, которые действовали в отрыве от церковного народа, без его свободного
и соборного согласия…»

Очевидно, что сам униатский собор
был лишь ратификацией тех решений, которые были приняты в Риме Тарлецким и
Потеем. Присутствовавшие на нём иерархи покорно согласились со всеми
возражениями римского папы и приняли их в неизменном виде.

Собор не стал долгосрочным
мероприятием, уже через 3 дня он завершился провозглашением церковной унии.

Широкий протест, вызванный
решением западнорусских иерархов, охватил всё православное общество. От его
имени князь Острожский обратился к королю с просьбой не признавать результаты
переговоров. Разумеется, Сигизмунд III отклонил все возражения противников унии
и утвердил её. Аналогичным образом поступил и сейм.

Епископы-изменники одновременно
нарушили правила многих Вселенских Соборов: 2-е правило Второго собора, 18-е
правило Четвертого и 36-е правило Шестого. При этом они переняли многие догматы
католической церкви: прибавление к Символу Веры, совершение евхаристии на
опресноках, чистилище, пост в субботу, безбрачие клира.

Сигизмунд III, надеявшийся с
помощью унии расправиться с православием, очень серьёзно просчитался. Он
надеялся, что православное населением смирится с новым положением вещей и
примет его. Как оказалось, ситуация только усугубилась, соглашаться с
произволом никто не собирался.