Питер брейгель старший

Оглавление

О написании имени

Подпись на гравюре 1557 года: Брейгель

Подпись для битвы между карнавалом и постом : BRVEGEL 1559

Имя может быть написано по-разному. Помимо Брейгеля , Брейгеля и Брейгеля , гравюры, основанные на его работах, также содержат такие варианты написания, как Брюгель , Брюгль , Брегель и даже Бригель , которые фиксируют фактическое или предполагаемое произношение на немецком языке.

Сам художник изначально подписывал свои работы Брейгелем , но изменил это написание с 1559 на Брейгель ; однако причина этого неизвестна. Двое его сыновей также использовали разное написание в своей жизни.

В истории искусства обе формы имени сосуществовали в гармонии, и большинство авторов предпочли написание без буквы «h». Начиная с 20-го века, написание с буквой «h» использовалось все реже и редко, а сегодня встречается редко. Большинство музеев используют написание Bruegel в своих публикациях , которое теперь также определено как предпочтительное написание RKD — Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis .

Описание и значение известных работ

Падение мятежных ангелов

«Падение мятежных ангелов» — картина, на которой изображены ангелы, в белых одеяниях, падающие на массу из чудовищ. Эти странные деформированные фигуры заполняют нижнюю половину картины и символизируют массу злых существ. Брейгель хотел передать в своей работе мысль о тщетности бытия, что даже всё хорошее ведёт к смерти и всеобщей погибели.

Вавилонская башня

«Вавилонская башня», картина отображает обречённую башню, кажется, что часть её всё ещё строится, другая часть уже построена, а какая-то уже в руинах. Смысл картины, опять же чем-то похож с предыдущей описанной работой. Все труды напрасны, жизнь бессмысленна и тщетны стремления смертных сравниться с Богом. Тему Вавилонской башни, живописец использовал дважды. Существует ещё одна работа «Малая Вавилонская башня», написана немного раньше.

Поклонение волхвов

На первый взгляд «Поклонение волхвов», казалось бы обычная картина, на популярную религиозную тематику, с изображением Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, расположенной в центре композиции. Однако, при близком рассмотрении работы, можно заметить, что окружающие не очень рады событию.

Они скорее сосредоточены на рассмотрении дорогих подарков, а не на Мадонне с младенцем. Кто-то с завистью смотрит на чашу с золотом, кто-то с насмешкой или презрением. Очень интересно изучать эмоции на лицах людей, художник передал их невероятно реалистично.

Цель картины — показать, что рождение ребёнка, не вызывает никаких положительных эмоций в мире войны и смерти. Это был действительно смелый шаг, со стороны Брейгеля, изобразить Святое семейство в таком варианте.

Изображение распятия в картине «Путь на Голгофу» представлено с очень необычной точки зрения. Среди кишащей массы фигур, можно увидеть центральный образ Христа. Процессия проходит слева направо к горе-Голгофе, а на переднем плане, зритель может увидеть Иоанна и Марию в трауре. Брейгель представляет событие распятия, незаметным среди течения обычной жизни.

Художник разработал оригинальный стиль в его картинах, который равномерно отображает сюжет, тематику и смысл. Темы работ были весьма разнообразны, от обычных библейских сцен до мифологических образов, например, пейзаж с падением Икара.В работах присутствовали религиозные аллегории в стиле Босха, а также социальные аллегории.

Самое большое вдохновение он получал от написания пейзажей. Его горные ландшафты имеют несколько параллелей в европейском искусстве. Художник был очень известен при жизни и сейчас его работы остаются неизменно популярными.

Архив блога

Архив блогасентября 2021 (1)августа 2021 (1)июля 2021 (1)июня 2021 (2)мая 2021 (1)апреля 2021 (1)марта 2021 (1)февраля 2021 (1)января 2021 (3)декабря 2020 (1)ноября 2020 (2)октября 2020 (2)сентября 2020 (2)августа 2020 (2)июля 2020 (1)июня 2020 (3)мая 2020 (3)апреля 2020 (2)марта 2020 (2)февраля 2020 (4)января 2020 (4)декабря 2019 (1)ноября 2019 (3)октября 2019 (3)сентября 2019 (7)августа 2019 (4)июля 2019 (8)июня 2019 (4)мая 2019 (3)апреля 2019 (2)марта 2019 (3)февраля 2019 (5)января 2019 (3)декабря 2018 (3)ноября 2018 (3)октября 2018 (6)сентября 2018 (1)августа 2018 (4)июля 2018 (2)июня 2018 (3)мая 2018 (5)апреля 2018 (1)марта 2018 (10)февраля 2018 (12)января 2018 (12)декабря 2017 (7)ноября 2017 (16)октября 2017 (8)

Некоторые известные работы

Цикл картин «Перевёрнутый мир»:Битва Масленицы и Поста, 1559. Музей истории искусств, ВенаИгры детей, 1559-60. Музей истории искусств, ВенаНидерландские пословицы, 1559. Берлинская картинная галерея, БерлинПадение Икара, 1558. Королевские музеи изящных искусств, БрюссельМорской бой в гавани Неаполя, 1558—1562. Galleria Doria Pamphili, РимТриумф смерти, 1562. Музей Прадо, МадридПадение мятежных ангелов (др. название: Падение восставших ангелов), 1562. Королевские музеи изящных искусств, БрюссельВавилонская башня, 1563. Музей истории искусств, ВенаНа пути в Египет, 1563. Институт искусства Курто, ЛондонВино на празднике Святого Мартина, 1563-65. МадридПуть на Голгофу (др. название: Несение креста), 1564. Музей истории искусств, ВенаСамоубийство Саула, 1564. Музей истории искусств, ВенаПоклонение волхвов, 1564. Лондонская Национальная галерея, ЛондонХристос и женщина, уличённая в прелюбодеянии, 1565. Институт искусства Курто, ЛондонЦикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только 5:Охотники на снегу, 1565. Музей истории искусств, ВенаВозвращение стада, 1565. Музей истории искусств, ВенаСенокос, 1565. Дворец Лобковица в Пражском Граде, ПрагаЖатва, 1565. Музей Метрополитен, Нью-ЙоркСумрачный день, 1565. Музей истории искусств, ВенаПерепись в Вифлееме, 1566. Королевские музеи изящных искусств, БрюссельСвадебный танец, 1566. Институт искусств Детройта, ДетройтИзбиение младенцев, 1566. Музей истории искусств, ВенаОбращение Савла, 1567. Музей истории искусств, ВенаСтрана лентяев, 1567. Старая пинакотека, МюнхенКрестьянский танец, 1567. Музей истории искусств, ВенаКрестьянская свадьба, 1568. Музей истории искусств, ВенаСорока на виселице, 1568. Гессенский музей, ДармштадтМизантроп, 1568. Музей Каподимонте, НеапольПритча о слепых (др. название: Слепые), 1568. Музей Каподимонте, НеапольКалеки, 1568. Лувр, Париж

  • Назад

  • Вперёд

Добавить комментарий

Питер Брейгель Младший

Питеру Младшему было всего пять лет, когда умер его отец. И свое художественное образование он получил у своей бабки, миниатюристки Марии Верхюлст в Брюсселе. Сыновья Питер и Ян Брейгель делали в мастерских копии картин своего гениального отца.  Они были художниками талантливыми, поэтому их работы пользовались популярностью.

Питер Брейгель Младший. Посещение крестьянского дома

В картине Питера Брейгеля Младшего «Посещение крестьянского дома» (1611) пара богатых горожан приходит к многодетному крестьянскому семейству. Сюда, по всей видимости, отдан на воспитание их незаконнорожденный ребенок. Особо советую вам посмотреть на феноменальную картину художника «Перепись населения в Вифлееме», о которой я рассказывала после посещения выставки ГМИИ из Княжества Лихтенштейн.

Питер Брейгель Младший. Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)

В подавляющем большинстве случаев Питер Брейгель Младший вдохновлялся работами своего отца, чего нельзя сказать о его картине «Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)». В картине художник подчеркивает насмешливое отношение крестьян к юристам, а вернее, к тем, кто у них деньги отбирает.

Питер Брейгель Младший. Бобовый король

Бобовый король

Работа Питера Брейгеля Младшего «Бобовый король (Король пьет!)» (1620) более шестидесяти лет находилась в частном собрании в Барселоне. Зритель оказывается вовлеченным в веселую шумную пирушку. День трех королей — популярный в католических странах , отмечаемый вечером 6 января. Накануне праздника пекли большой пирог, в который прятался боб, символ Рождественской звезды.

Питер Брейгель Младший. Бобовый король, фрагмент

В начале застолья, после службы в храме, пирог торжественно разрезали по числу гостей. Обнаруживший в своем куске боб провозглашался королем. На голову счастливчику надевали бутафорскую корону, ему оказывали всяческие почести и беспрекословно повиновались.

Питер Брейгель Младший. Невеста Духова дня

Немалый интерес представляет картина Питера Брейгеля Младшего «Невеста Духова дня (Дня Святой Троицы)». Стоя перед ней, хочется подробно рассмотреть всех ее персонажей. А сюжет такой: в день празднования Святой Новозаветной Троицы христиане, надев свои лучшие костюмы, вспоминали о сошествии Святого Духа на апостолов. Организовывалось шествие, возглавляемое маленькой девочкой в платье невесты и с короной на голове. Дети славили Святую Троицу, переходили от дома к дому и выпрашивали у взрослых гостинцы.

Ян Брейгель Старший. Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе

Биография мастера

Точное время, так же как и точное место рождения  этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.

Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.

Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.

В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.

Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.

Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами,  и уже через год вернулся в Нидерланды.

Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.

Падение Икара

На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.

В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.

Большие рыбы поедают малых

Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.

В 1563 году Питер сочетается браком  по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.

Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен,  на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.

Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и  жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.

В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.

Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.

Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях  Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.

Живопись

В мастерской Кока, Питер Брейгель увидел произведения знаменитого художника Иеронима Босха. Они произвели на него такое большое впечатление, что он начал создавать ряд вариаций на эти работы.

После этого, по настоянию Кока Брейгель посетил Францию, Италию и Швейцарию. За время пребывания в этих странах он выполнил цикл рисунков итальянских пейзажей, которые потом использовал для репродукции в гравюре.

Эта поездка вызвала у Питера неописуемый восторг. Молодой художник не переставал восхищаться древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения. Приехав домой он продолжил трудиться в мастерской Иеронима Кока.

Нидерландские пословицы

Здесь, по эскизам Брейгеля были созданы гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осел в школе». Поскольку Кок был алчным человеком, он нередко прибегал к подделкам подписей на произведениях. К примеру, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана им с подписью великого Иеронима Босха.

В 1557 г. Питер Брейгель стал автором серии гравюр, на которых были представлены 7 смертных грехов. После этого он написал «Нидерландские пословицы». На холсте художник изобразил буквальные значения нидерландских пословиц и поговорок.

Спустя 4 года Брейгель оставил мастерскую Иеронима Кока, обосновавшись в Брюсселе. Тут он продолжал плодотворно трудиться и получать заказы от высокопоставленных лиц, включая кардинала де Гранвела и состоятельного коллекционера Николаса Йонгелинка.

Тогда же Брейгель Старший представил одну из самых известных своих картин «Триумф смерти». На холсте была представлена панорама выжженной бесплодной земли, на которой армия скелетов сеяла ужас и смерть, подвергая простых людей различным страданиям.

В 1563 г. Питер создал очередной шедевр – картину «Вавилонская башня», в основе которой была история из ветхозаветной книги Бытие. В последующие годы биографии он напишет еще немало полотен на библейские сюжеты: «Поклонение волхвов», «Путь на Голгофу», «Самоубийство Саула», «Перепись в Вифлееме» и др.

Через пару лет свет видел цикл из 6 картин Брейгеля – «Времена года». На своих холстах живописец часто изображал природу, деревни и простых людей – данной тематике посвящены 2 трети всех его полотен. Незадолго до своей кончины он написал ряд популярных картин.

В 1568 г. Питер Брейгель представил «Мизантропа». На холсте были показаны размышления автора о человеческих пороках и бренности жизни – юный злобный карлик крал кошелек у старика в черном балахоне. Затем художник написал картинку «Притча о слепых».

Вавилонская башня

Интересен факт, что все герои на этой работе были поражены разными болезнями глаз – от лейкомы и атрофии глазного яблока до энуклеации. Одной из последних картин Брейгеля стали «Калеки», которые сегодня хранятся в Лувре.

Дело в том, что Брейгель Старший проявлял живой интерес к тератологии – науке, изучающей врожденные пороки развития. В результате, на холсте он изобразил 5 нищих с костылями и с деформированными лицами, собравшихся во дворе больницы. На своих работах он часто стремился донести до наблюдателя определенную мысль, «зашифрованную» в его персонажах и окружающей их обстановке.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

Смерть

Когда Брейгелю было чуть за 40, Брюссель оккупировали испанские войска, которыми руководил герцог Альба. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания и подкосили здоровье мастера. Художника не стало 5 сентября 1569 года. По информации библиографов, Питер Брейгель скончался из-за неизвестного заболевания.

Памятник Питеру Брейгелю

Последними творениями художника считаются картины «Сорока на виселице» (которую Питер Брейгель якобы завещал супруге), а также полотно «Торжество правды», существование которого оспаривается некоторыми биографами и искусствоведами. Дело в том, что до наших дней эта работа не сохранилась, и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в том, что она действительно существовала.

Большинство дошедших до нашего времени картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В российских музеях полотен художника нет.

Рутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля

В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер Рутгер Хауэр, также в фильме снялись Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг, Йоанна Литвин.

Притча о слепых. 1568 г.

Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org

“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).

Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.

Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.

Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.

Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?

Ответ можно найти в истории Нидерландов.

Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.

Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.

Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.

Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.

Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший

Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.

На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.

Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.

«Триумф смерти» (около 1562)

На дальнем плане — выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.

PS.

Подведём итог про Брейгеля:

Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.

В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.

Брейгель НЕ был последователем Босха.

Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.

Брейгель – гениальный художник.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший, Бархатный, (1568-1625) учился в Брюсселе, работал в Неаполе, Риме и Милане, затем в Антверпене, был великолепным живописцем и рисовальщиком. На выставке представлен эффектный, необычайно тонко и тщательно исполненный натюрморт с букетом, составленным из цветов разной формы и окраски, в глиняной вазе.

Ян Брейгель Младший. Букет цветов в вазе

Ян Брейгель Младший

Изображения цветочных букетов в религиозных сценах появились в европейской книжной миниатюре и живописи позднего Средневековья. Они создавали символическую композицию с Мадонной и Младенцем. А также сцены Благовещения, где ирисы и белые лилии иносказательно говорили о непорочности Девы Марии. Современникам художника были хорошо известны слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии, получаемом от изображения яркого цветка. Ведь здесь преклонение перед мудростью Природы соединяется с восхищением мастерством живописца.

Ян Брейгель Младший. Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу

Что было делать в начале жизни Яну Брейгелю Младшему (1601-1678), имея таких гениальных родственников. Он стал учеником известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), своего отца. А в 1622 году, следуя примеру отца и деда, он направился в Италию, работал в Милане и в Палермо. Там встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.

Ян Брейгель Младший. Деревенский пейзаж

Искусство Младшего Брейгеля

В 1625 году художник возвратился в Антверпен в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. В Вене и Париже Ян Брейгель Младший создавал произведения для венценосных заказчиков, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс,Фердинанд и Ян Баптист, также были живописцами. Они обязательно принимали участие в деятельности семейной мастерской.

Ян Брейгель Младший (1601–1678). Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры

Ян Брейгель Младший в своих картинах приближается к непревзойденному качеству миниатюрной живописи. В них прослеживается настойчивое стремление увидеть в обыденном пейзажном мотиве нечто исключительное и загадочно-привлекательное. Художник достигает этого изящным рисунком деталей. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был очень высоким.

Ян Брейгель Младший. Большой букет (Фрагмент)

Живописное мастерство

Картина «Большой букет из лилий, ирисов,тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза — на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.

Ян Брейгель Младший. Аллегория вкуса

Картина «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию. Кажется, это мнение бытует и в наше время.

Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший «Деревенский пейзаж с колодцем»

Путешествие и переезд

В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.

После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.

Детство и юность

О дате и месте рождения мастера до сих пор ведутся споры. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место расположено на территории провинции Северный Брабант). Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника называют и более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его появления на свет называют деревню Брегел, название которой якобы и отразилось в фамилии живописца.

Портрет Питера Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 год

Биографы не нашли достоверной информации и о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами. Примерно в начале 1540-х годов Питер, которому едва исполнилось 20 лет, начал обучаться живописи и графике у художника Кука ван Альста. После смерти первого учителя Питер Брейгель присоединился к гильдии живописцев города Антверпена, а в 1551 году устроился на службу к художнику Иерониму Коку, ставшему на некоторое время наставником и главным заказчиком Брейгеля.