Зайцев, борис константинович

Оглавление

Карьера

На фабрике в Бабушкине Вячеслав сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его творческая биография продолжилась на Кузнецком мосту, где располагался знаменитый Общесоюзный дом моделей. Там Вячеслав Зайцев проработал 13 лет и сотрудничал с самыми лучшими манекенщицами, включая Регину Збарскую, Леку Миронову и Милу Романовскую.

Первым результатом работы Зайцева в Доме моделей явилась коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило и платье «Россия», демонстрировавшееся Збарской на Всемирном фестивале моды и получившее Гран-при. После этого наряда западная пресса величает Зайцева не иначе как Красный Диор.

Было и множество других успешных разработок, но к середине 70-х годов Вячеслав Зайцев крайне не удовлетворен работой. Его удручает то, что из-за принципов советской системы эскизы попадают на фабрику поздно, и когда потребитель видит изделие в магазине, оно уже безнадежно устарело. Художник увольняется из Дома моделей.

Одно время дизайнер работает на фабрике индивидуального пошива для Дома моды, а позднее переходит в этот самый дом, где становится художественным руководителем. Здесь начиная с 1982 года Вячеслав Зайцев создает свои всемирно известные авторские коллекции.

Вячеслав Зайцев в молодости с Региной Збарской Авторству Вячеслава Зайцева принадлежат книги «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды», которые увидели свет еще в начале 80-х. Намного позже, в 2006 году, вышла книга-альбом «Слава Зайцев. Тайны соблазна». А спустя 11 лет дизайнер выпустил мемуары «Мода. Мой дом».

Среди последних, особо запомнившихся публике образов, созданных Зайцевым, — роскошный вечерний наряд из кремового кружева и белоснежное платье, как будто сошедшее с картины Врубеля «Царевна-Лебедь». Оба наряда на Неделе моды в Москве демонстрировала «миссис Россия» Алиса Крылова.

Наряду с модой серьезное значение в творчестве Зайцева занимают живопись и рисунок. Персональные выставки художественных работ Вячеслава неоднократно проходили в городах Соединенных Штатов, Бельгии, Франции, Эстонии.

Как художник по костюмам и частично декоратор Зайцев сотрудничал со многими столичными театрами, создавал костюмы для спортивной делегации на московской Олимпиаде-80, разрабатывал сценические наряды для артистов группы «На-На».

В 2000-е модельер проявил себя и как талантливый телеведущий. Он был приглашен в программу «Модный приговор», которую вел на протяжении 2 лет. Позднее Вячеслав Михайлович возглавил жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль».

«Преподобный Сергий Радонежский»

Обращался к житиям святых Борис Зайцев. Сергий Радонежский стал для него героем, на примере которого он показал превращение обычного человека в святого. Зайцеву удалось создать более яркий и живой образ святого, чем описывают его в других житиях, тем самым сделав Сергия более понятным простому читателю.

Можно сказать, что в этом произведении воплотились религиозные поиски самого автора. Сам Зайцев понял для себя, как может человек через постепенное духовное преображение обрести святость. Сам писатель, подобно своему герою, прошел несколько этапов на пути к осознанию истинной святости, и все его шаги отразились в творчестве.

Интересные факты о Борисе Зайцеве

Знаменитый писатель Борис Константинович Зайцев был одним из самых видных литераторов русского Серебряного века. Переживший и падение монархии, и Гражданскую войну, он, однако, проявил присущую ему твёрдость характера и с достоинством вынес все невзгоды, выпавшие на его долю. Не желая мириться с итогами большевистской революции, он покинул родную страну, но она навсегда осталась в его творчестве, что хорошо видно по его произведениям.

Факты из биографии Бориса Зайцева

  • Писатель происходил из дворянского рода.
  • Как и другие дворянские дети, в детстве Борис Зайцев получал домашнее образование.
  • Ещё в юности он изучал древние языки, в частности, древнегреческий, причём добился на этом поприще таких успехов, что экстерном сдал экзамены в гимназии.
  • Позднее Борис Зайцев также учился на химика в Московском техническом училище, но так и не закончил обучение — за участие в студенческих беспорядках его исключили.
  • Свои первые литературные произведения Б. К. Зайцев написал, когда ему было всего 17 лет.
  • Ещё будучи студентом, он познакомился и подружился с А. П. Чеховым (интересные факты о Чехове).
  • Первая публикация Бориса Зайцева, рассказ «В дороге», была осуществлена силами журнала «Курьер».
  • Ещё за более чем десяток лет до революции он не раз посещал Италию, и даже жил там время от времени.
  • В 1916 году Б. Зайцев поступил в военную академию, и спустя ещё год был произведён в офицеры.
  • Свою первую повесть, называвшуюся «Неинтересная история», Борис Зайцев отправил Чехову и В. Г. Короленко с просьбой ознакомиться с ней и отрецензировать (интересные факты о Владимире Короленко).
  • События Гражданской войны затронули жизнь Бориса Зайцева, но лишь ограниченно — он в эти годы серьёзно болел, а потому не покидал деревни, где тогда проживал.
  • В 1922 году советские власти дали ему разрешение выехать за границу для лечения. Отправившись сперва в Германию, а затем в Италию, в итоге писатель перебрался во Францию, где и прожил до конца своих дней, то есть ещё почти полвека.
  • Борис Зайцев занимался подборкой материалов для литературной биографии И. С. Тургенева, А. П. Чехова, В. А. Жуковского, которые впоследствии были опубликованы.
  • С 1927 года он начал публиковаться в русскоязычных парижских газетах.
  • С 1947 года и до конца жизни Борис Зайцев занимал должность Союза русских писателей во Франции.
  • На протяжении многих лет он состоял в переписке с опальным писателем Пастернаком.
  • Долгие годы своей жизни Борис Зайцев поддерживал дружеские отношения из со знаменитым Иваном Буниным (интересные факты о Бунине).
  • С момента переезда во Францию и до конца своих дней он опубликовал около 30 книг на русском языке, а также имел около 800 публикаций в газетах и журналах.
  • После смерти Бориса Зайцева похоронили на кладбище недалеко от Парижа, в городе Сень-Женевьев-де-Буа, где он и покоится по сей день.
  • Интересные факты о В. Г. Короленко
  • Интересные факты об Иване Шмелёве
  • Интересные факты о Борисе Заходере
  • Интересные факты о Куприне
  • Интересные факты об Андрее Белом
  • Интересные факты о Замятине
  • Интересные факты о Ярославе Гашеке
  • Интересные факты о Льве Толстом

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Совершенно незнакомый Бетховен Совершенно незнакомый и крайне редко исполняемый мандолинный Б.

Документальный фильм. «Искусство скрипки»,1 и 2 части. .

Интонация путешественника Надя Кузнецова. Графика и фотография к книге Павла Мурато.

ИРЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРЕРАФАЭЛИТ ФРЕДЕРИК УИЛЬЯМ БЁРТОН / FREDERIC WILLIAM BURTON (1816-1900) Фр.

Рубрики

  • Писатели и книги (677)
  • 19 век (85)
  • Бунин (38)
  • Достоевский (24)
  • Чехов (22)
  • Лев Толстой (18)
  • Пришвин (17)
  • Шекспир (14)
  • Куприн (11)
  • Лесков (10)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (4)
  • Серебряный век (523)
  • Цветаева (117)
  • Блок (60)
  • Ахматова (49)
  • Гумилёв (39)
  • Мандельштам (31)
  • Бальмонт (19)
  • Хлебников (19)
  • Есенин (18)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Поэты и поэзия (507)
  • Поэты XIX века (128)
  • Лермонтов (26)
  • Рубцов (21)
  • Заболоцкий (20)
  • Фет (16)
  • Анненский (15)
  • живопись (411)
  • Голландия (37)
  • Ван Гог (28)
  • Ренуар (13)
  • Марк Шагал (8)
  • Босх (8)
  • Кандинский (4)
  • композиторы и дирижёры (384)
  • Бетховен (39)
  • Вагнер (25)
  • Шопен (22)
  • Шостакович (19)
  • Моцарт (16)
  • Шуберт (12)
  • Шуман (12)
  • Дебюсси (9)
  • Бах (6)
  • Сибелиус (4)
  • Лист (2)
  • Русские художники (344)
  • Врубель (19)
  • Валентин Серов (14)
  • Левитан (11)
  • Коровин (11)
  • Кустодиев (9)
  • Крамской (8)
  • Иван Шишкин (7)
  • Борисов-Мусатов (7)
  • Васнецовы (6)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (335)
  • Ростропович (9)
  • Художники и картины (329)
  • Альбрехт Дюрер, (10)
  • Гейнсборо (5)
  • Искусство (269)
  • Волошин (13)
  • Мыслители (251)
  • Леонардо да Винчи (26)
  • Герман Гессе (13)
  • Флоренский (10)
  • Видео и фильмы (230)
  • Тарковские (42)
  • Балет (209)
  • Русские композиторы (202)
  • Римский-Корсаков (20)
  • Скрябин (17)
  • Свиридов (15)
  • Мусоргский (13)
  • Танеев (10)
  • Чайковский (9)
  • Глинка (9)
  • Даргомыжский (4)
  • Артисты (199)
  • Есть женщины . (193)
  • Ольга Берггольц (13)
  • Вне разделов (190)
  • Иван Толстой (28)
  • История России (185)
  • На здоровье (180)
  • Цветы и поздравления (179)
  • Май (22)
  • опера (176)
  • Учёные и открытия (171)
  • Наша Земля (169)
  • Научно-популярное (159)
  • Наши . (154)
  • Шукшин (21)
  • Шаламов (16)
  • Платонов (13)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • космонавты (10)
  • танцовщики (143)
  • нуриев (21)
  • Барышников (20)
  • Цискаридзе (19)
  • Васильев (14)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (4)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (137)
  • Города и памятники (123)
  • 1812, 1945 (120)
  • Герои 1812 (14)
  • Пушкин (120)
  • Cкульптура (119)
  • Микеланджело (18)
  • Замечательные люди (118)
  • Замечательные места и промыслы (118)
  • Великие балерины (109)
  • Максимова (20)
  • Анна Павлова (12)
  • Уланова (9)
  • Обучающие материалы (102)
  • Песни и мелодии (99)
  • Природа. Животные (97)
  • Театр и актёры (92)
  • Еда (92)
  • Фотографии (90)
  • Авангард (86)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (10)
  • Ларионов и Гончарова (8)
  • Филонов (3)
  • Русские не в России (85)
  • Борис Зайцев (7)
  • Аудиокниги (83)
  • Кто мы (81)
  • Наша родина (77)
  • Наука (75)
  • Славянская культура (74)
  • О Японии (61)
  • ДаКар (58)
  • Рахманинов (58)
  • Пастернак (58)
  • Материаловедение (52)
  • Балетмейстеры (48)
  • Баланчин (7)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (4)
  • Архитектура (39)
  • Гауди (11)
  • Экопроблемы (39)
  • Геометрия и символы (37)
  • Эшер (6)
  • Романовы (35)
  • Моря и океаны (34)
  • Реки и озёра (15)
  • Бродский (32)
  • Непознанное (30)
  • справочники (12)
  • Шестидесятники (9)
  • Аксёнов (7)
  • Рюриковичи (8)
  • Возрождение (2)
  • северное возрождение (1)

Книги автора Борис Зайцев

Афон — Борис Зайцев

29 июня 2020, 21:44

Жанр: Религия: прочее, Религия

+

В этой книге известного русского писателя ХХ века Бориса Зайцева показан своеобразный, притягательный и многогранный внутренний мир Святой горы Афон, которую автор посетил в 1920-х годах и незабываемые, яркие впечатления от атмосферы которой сохранил…

Далекое — Борис Зайцев

2 декабря 2019, 17:00

Жанр: Биографии и Мемуары, Публицистика

+

В книгу Бориса Константиновича Зайцева (1881–1972) – первого председателя Всероссийского союза писателей, отправленного в 1922 году в добровольно-принудительное изгнание, вошла часть его огромного творческого наследия, в частности мемуарно-биографическая…

Преподобный Сергий Радонежский (сборник) — Борис Зайцев

15 августа 2017, 19:20

Жанр: Русская классика, Классика

+

В сборник вошли произведения классика Серебряного века и русского зарубежья Б. К. Зайцева: житийное повествование «Преподобный Сергий Радонежский», лирические книги его паломнических странствий «Афон», «Валаам», а также рассказы.

Для старшего школьного…

На Афон — Борис Зайцев

29 ноября 2015, 21:00

Жанр: Религия: прочее, Религия

+

В книге собрано почти всё, написанное Б. К. Зайцевым в связи с его пребыванием в Греческой республике и на Святой Горе в апреле-июне 1927 г. Путевые очерки «Афон» воспроизводятся с учетом всех трех авторских редакций текста, впервые публикуются две тетради дневниковых записей и множество зарисовок автора. Фотографии посетившего Афон в 1928 и 1930 гг. швейцарца Фредерика Буассона позволяют читателю увидеть малодоступный мир Святой Горы таким, каким застал его Б. К. Зайцев. В приложении помещены очерки видных деятелей Русской Зарубежной Церкви из довоенных номеров газеты «Православная…

Река времен. От Афона до Оптиной Пустыни — Борис Зайцев

26 ноября 2015, 19:00

Жанр: Русская классика, Классика

+

Борис Константинович Зайцев (1881—1972) – один из выдающихся писателей русского зарубежья, переводчик и публицист, классик Серебряного века. В сборник «Река времен» вошли разные по жанру и стилю произведения – жизнеописания святых, переосмысленные автором, его впечатления от путешествий по святым местам, биографическое эссе о Достоевском и художественные…

Избранное — Борис Зайцев

13 сентября 2015, 18:40

Жанр: Русская классика, Классика

+

Борис Константинович Зайцев – писатель, очеркист, мемуарист, переводчик. Один из последних крупных литераторов Серебряного века. Равнодушный к модным литературным течениям своего времени, Зайцев остался верен традициям русской реалистической литературы. Получив признание и известность еще в дореволюционной России, он покинул родину в 1922 году и почти 50 лет провел в эмиграции. Влияние религиозно-философской мысли Н. Бердяева, Л. Шестова, с которыми писатель поддерживал близкие отношения, сказалось на таких его произведениях, как «Афон», «Валаам», «Житие преподобного…

Чехов — Борис Зайцев

22 ноября 2013, 18:00

Жанр: Русская классика, Классика

Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которую собраны все произведения, изучаемые в начальной, средней и старшей школе. Не тратьте время на поиски литературных произведений, ведь в этих книгах есть все, что необходимо прочесть по школьной программе: и для чтения в классе, и внеклассных заданий. Избавьте своего ребенка от длительных поисков и невыполненных уроков.

В книгу включена повесть Б. К. Зайцева «Чехов», которую изучают в старших…

Литературная деятельность

Дебютировал в печати в 1901. В 1904—1907 печатался в журналах «Правда», «Новый путь», «Вопросы жизни», «Золотое руно», «Перевал», сборниках «Знание». Очерки об Италии публиковал в журнале «Перевал» (1907) и газете «Литературно-художественная неделя» (1907). Переводил Г. Флобера: «Искушение св. Антония» (сборник «Знание», кн. 16, 1907) и «Простое сердце» (альманах «Шиповник», кн. 12, 1910). В 1913—1918 занимался переводом ритмической прозой «Ада» из «Божественной комедии» Данте (опубликован: Париж, 1961).

Первый сборник «Рассказы. Книга 1-я» вышел в Санкт-Петербурге в издательстве «Шиповник» (1906; 2-е издание, 1908; 3-е издание, 1909). В прозе ориентировался преимущественно на Чехова, влияние которого особенно ощутимо в сборнике «Рассказы. Книга 2-я» (1909). Наиболее значительным дореволюционным произведением считают повесть «Аграфена» («Шиповник», кн. 4, 1908), которую сравнивали с «Жизнью человека» Л. Н. Андреева и в которой находили влияние прозы Фёдора Сологуба. Помимо рассказов и повестей, написал роман «Дальний край» («Шиповник», кн. 20, 21, 1913; отдельное издание Москва, 1915), несколько пьес — «Верность», «Усадьба Ланиных» (1914; режиссёрский дебют Е. Б. Вахтангова).

Первое издание «Сочинений» (т. 1—7) вышло в 1916—1919 в «Книгоиздательстве писателей в Москве». Повесть «Голубая звезда» (1918; история любви мечтателя Христофорова и девушки тургеневского типа) писатель считал «самой полной и выразительной», «завершением целой полосы» и «прощанием с прошлым». Откликом на современные события стал сборник рассказов «Улица св. Николая» (Берлин, 1923). Одновременно выпустил сборник прозаических и драматических новелл «Рафаэль» (Москва, 1922) и книгу очерков «Италия» (1923), в которых усматривают уход от трагической современности и поиск гармонического единства в мире европейской культуры.

В 1923—1925 г. в журнале «Современные записки» был опубликован роман «Золотой узор».

В 1927 г. был издан рассказ «Моя жизнь и Диана», который в дальнейшем будет признан одним из самых лучших произведений Зайцева.

В эмиграции также написал «Алексей Божий человек» (1925), «Преподобный Сергий Радонежский» (1925), издал книги путевых очерков «Афон» (Париж, 1928) и «Валаам» (Таллин, 1936); паломничества в монастыри совершил в 1927 и 1935. К лучшим произведениям писателя относят его повести «Странное путешествие», «Авдотья смерть» (сборник «Странное путешествие», Париж, 1927) и «Анна» (Париж, 1929). Автор романов «Золотой узор» (Прага, 1926) и «Дом в Пасси» (Берлин, 1935), автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба» («Путешествие Глеба. I — Заря» — Берлин, 1937; «Тишина» — Париж, 1948; «Юность» — Париж, 1950; «Древо жизни» — Нью-Йорк, 1953), романизированных биографий «Жизнь Тургенева» (Париж, 1932), «Жуковский» (Париж, 1951), «Чехов» (Нью-Йорк, 1954). Значительную часть творческого наследия составляют произведения автобиографического и мемуарного характера и публицистика.

В период с 1960 по 1965 годы появляются следующие произведения Зайцева: очерк «Биографическое», сборник рассказов «Тихие зори», книга воспоминаний «Далекое», рассказ «Река времен».

В своем творчестве 3айцев продолжает традиции И. Тургенева и А. Чехова; религиозное восприятие мира, неприязнь писателя к гонке за материальным благополучием и упорядоченным, безопасным существованием, а также симпатия к непоседам и изгнанникам — вот связующие линии его творчества.

Издания

  • Собрание сочинений. Т. 1—7. Берлин, изд. Гржебина, 1922—1923
  • Голубая звезда. Повести и рассказы. Из воспоминаний. Сост., предисл. и коммент. Александра Романенко. Москва: Московский рабочий, 1989 (Литературная летопись Москвы). ISBN 5-239-00302-5.
  • Сочинения в трех томах. М., «Терра», 1993
  • Собрание сочинений в пяти томах (одиннадцати книгах). М.: Русская книга, 1999—2001. ISBN 5-268-00402-6
  • Дни. Сергиево Подворье // Свято-Сергиевское Подворье в Париже. К 75-летию со дня основания. — СПб.: Издательство «Алетея». — 1999. — 260 С. — С. 132—135
  • Путникам в Россию: Роман, очерки, публицистика. Издательство «Сибирская Благозвонница», 2019 г. ISBN 978-5-00127-037-9

Личная жизнь

В 1962 году Вячеслав женился на Марине, девушке из весьма обеспеченной и как тогда говорили семьи высокопоставленной. Мама Марины — балерина в театре имени К.С. Станиславского, а профессия папы — военный летчик. Свадьбы у молодой пары, по сути, не было. Это знаменательное событие они отметили в подъезде дома родителей Марины, которые были настроены против ее замужества и поэтому не пустили новобрачных в свою квартиру.

С женой Мариной

Спустя два года у пары рождается сын Егор, который в дальнейшем выбирает себе профессию дизайнера одежды.

С сыном Егором

К сожалению, брак Славы и Марины распался через 9 лет, в основном как считают многие, по вине его тещи, которая люто ненавидела своего зятя. У Егора есть две дочери, родившиеся от разных матерей, так как Егор был два раза женат. Старшая из них Мария продолжает и весьма успешно традицию семьи Зайцевых.

С внучкой Марией

Чехов. Литературная биография

Религия потребления и левое искусство, матрица капитализма и атиглобализм, Мао и Эдуард Лимонов — вот лишь некоторые вехи, которые предстоит преодолеть городскому партизану на пути к себе. И в этом ему несомненно поможет увлекательное пособие Алексея Цветкова, литератора-радикала по сути и призванию.

ЛЕВАЯ ПАРАДИГМА И КОНТРРЕАЛИЗМ

Алексей Цветков о российских революционерах, интеллектуалах и авангардистах

«НГ Ex libris», # 12 от 1 апреля 2010 г.

Это «книга-объяснялка», по определению Ильи Стогова (которому она, кстати, и посвящена за подсказку «с чего начать и как закончить»).

Заголовок, конечно, превосходен, но ничем не мотивирован. Совершенно непонятно, зачем уничтожать данное пособие после прочтения. Хочется верить — не для увеличения продаж.

Мы не будем спорить с автором. Книга написана кристально прозрачным языком и представляет собой критику современного западного и российского общества с левых позиций. Это не первая и не последняя критика такого рода и не слишком выбивающаяся из общего ряда. Но Алексею Цветкову удалось заострить несколько проблем, представляющих несомненный интерес.

Цветков констатирует, что на Западе среди ярких творческих людей сторонников капиталистической системы не сыщешь и с огнем, нейтралов не так уж и много, зато противников — сколько угодно. Почти все авангардисты сотрудничают с левыми. Голливудские звезды, модные музыканты, известные философы поддерживают антиглобалистов.

А в России парадоксальная ситуация. Все наоборот. Российский интеллектуал солидаризируется с просвещенным буржуа, цивилизованным бизнесменом или работающим в интересах этого бизнесмена чиновником. При словах «класс», «революция», «социальная ответственность», «общественная миссия», «идеологическая роль», утверждает Цветков, российские интеллектуалы морщатся и противопоставляют всей этой скукоте собственные альтернативы: оккультизм, дзен, суфизм, растаманство, психоделический мир легких наркотиков, эстетизацию монархии, дикий туризм в экзотические регионы и т. д.

Еще один парадокс. На Западе авангардное искусство чаще всего ассоциируется с революционной политикой, борьбой за социальную справедливость, антиглобализмом. У нас они не имеют друг к другу никакого отношения. Более того, авангардное и современное искусство воспринимается как буржуазное излишество, эстетическое извращение, инструмент одурманивания масс (в духе памфлета Михаила Лифшица и Лидии Рейнгардт «Кризис безобразия»). Напротив, борцы с системой часто признаются в своей любви к старому проверенному реализму. Но реализм по своей сути есть консервативно-реакционная эстетическая установка, ибо тот, кто желает ниспровергнуть status quo, выступает за «альтернативный образ реальности», то есть является по отношению к реальности «здесь и сейчас» контрреалистом. Это не все понимают. Не понимают «старые левые» (электорат КПРФ). Алексей Цветков понимает (и, может быть, именно поэтому пишет не только яркую публицистику, но и хорошую прозу).

Таким образом, в России вдвойне парадоксальная ситуация. Российские интеллектуалы настроены в своей массе аполитично или даже пробуржуазно. А люди со стихийно-левыми взглядами с подозрением или с крайним неприятием относятся к авангардному искусству.

В причинах такого положения дел Цветков не пытается разобраться, но они, конечно, кроются в советском прошлом. Одно из возможных объяснений состоит в том, что СССР не был, строго говоря, социалистическим обществом. В советском государстве была построена совсем другая формация, представляющая собой усовершенствованную разновидность «азиатского способа производства». Для обозначения этой формации философ Юрий Семенов предложил термин «неополитаризм». Таким образом, на левом поле сегодня идет конкуренция двух образов будущего — «неополитарного» («красная империя», реставрация советской модели) и «социалистического» (в духе западных левых).

Как бы то ни было, Цветков считает, что в будущем российские «инверсии» будут ослабевать и наступит ситуация, более или менее напоминающая западную. И пожалуй, прав. Уж слишком непривлекателен «неополитаризм».

Зайцев Борис Константинович

Русский писатель. Переводчик. Критик. Литературовед. Одна из последних крупных фигур Серебряного века. Воссоздавал картины дореволюционной России, богатство ее духовной жизни. Его же перу принадлежат и беллетризованные биографии «Жизнь Тургенева», «Жуковский».

Борис Зайцев родился 10 февраля 1881 года в городе Орел. Мальчик вырос в обеспеченной дворянской семье. Его детство наполнено самыми светлыми событиями, общения с природой. В 1898 году поступил в Московское Императорское техническое училище, но через год за участие в беспорядках его исключили из данного учебного заведения. В 1902 году стал студентом Московского университета, но учебу также не закончил.

Примерно к 1906 году понял, что хочет заниматься литературой. К этому времени Борис уже написал несколько рассказов, и некоторые из них оказались опубликованы. Первым из них стал рассказ «В дороге», напечатанный в журнале «Курьер». Впоследствии, Зайцев публиковался во многих газетах и альманахах. Первая книга писателя, сборник рассказов, вышла из печати в 1906 году. В 1913 году выпущен первый роман, «Дальний край».

Когда началась Первая мировая война, Зайцев окончил Александровском военном училище, но на фронт не попал и жил в своем поместье Притыкино недалеко от города Калуга. В 1921 году его избрали председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Однако, чтобы поправить здоровье уезжает за границу, в Берлин.

После Германии переезжает в Париж, где встречался с Иваном Буниным, Александром Куприным, Дмитрием Мережковским и навсегда остался во французской столице. До конца своих дней активно работал, много писал и печатался. Борис Константинович является автором таких произведений как: «Золотой узор», «Путешествие Глеба», «Воспоминания». В этих книгах воссоздает картины дореволюционной России, богатство ее духовной жизни.

Также известен Зайцев и как критик и литературовед. Его очерки и мемуары о деятелях русской культуры собраны в книгах «Москва», «Далекое», «Братья-писатели». Его же перу принадлежат и беллетризованные биографии «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов».

В самом начале Второй мировой войны Борис Зайцев обращается к своим дневниковым записям и начинает их публикацию. Так, в газете «Возрождение» печатается его серия «Дни». Однако уже в 1940 году, когда Германия оккупирует Францию, все публикации Зайцева прекращаются. На все оставшееся время войны о творчестве писателя в газетах и журналах ничего не было сказано. Сам Борис Константинович остался в стороне от политики и войны. Как только Германия оказалась повержена, вновь возвращается к прежней религиозно-философской тематике и в 1945 году публикует повесть «Царь Давид».

В 1947 году Зайцев Борис начал работать в парижской газете «Русская мысль». В том же году стал председателем Союза русских писателей во Франции. Эта должность сохранилась за ним до последних дней его жизни. Подобные собрания являлись обычны для европейских стран, куда эмигрировала русская творческая интеллигенция после Февральской революции. В 1959 году переписывался с Борисом Пастернаком, одновременно сотрудничая с мюнхенским альманахом «Мосты». В 1964 году публикуется рассказ «Река времени» Бориса Зайцева. Это последнее опубликованное произведение писателя, завершающее его творческий путь.

Зайцев Борис Константинович скончался 28 января 1972 года в городе Париж, Франция. Похоронен на местном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Женат, имел дочь.

Творчество Бориса Зайцева

Творчество Бориса Зайцева

Библиография

Дальний край, 1915 Путники, Paris, «Русская земля», 1921 Улица св. Николая, Berlin, «Слово», 1923 Преподобный Сергий Радонежский, Paris, 1925 Золотой узор, Praha, 1926 Афон. Путевой очерк, Paris, 1928 Анна, Paris, 1929 Жизнь Тургенева. Биография, Paris, 1932 Дом в Пасси, Berlin, 1935

Путешествие Глеба. Тетралогия: 1. Заря, Berlin, 1937 2. Тишина, Paris, 1948 3. Юность, Paris, 1950 4. Древо жизни, New York, 1953

Москва, Paris, 1939, München, 1960, 1973 Жуковский. Биография, Paris, 1951 Чехов. Биография, New York, 1954 Пастернак в революции, 1960 Тихие зори, München, 1973 Далекое. Статьи, Washington, 1965 Памяти Мережковского. 100 лет, 1965 Река времен, New York, 1968 Мои современники., London, 1988

09.02.2018

Эмиграция

В 1922 году Зайцев заболевает тифом. Болезнь была тяжелой, и для скорейшей реабилитации он решает отправиться за границу. Он получает визу и отправляется сначала в Берлин, а потом в Италию.

Борис Зайцев – писатель-эмигрант. Именно с этого времени начинается заграничный этап в его творчестве. К этому моменту он уже успел ощутить на себе сильное влияние философских взглядов Н. Бердяева и В. Соловьева. Это резко меняет творческую направленность писателя. Если раньше произведения Зайцева относились к пантеизму и язычеству, то теперь в них стала четко прослеживаться христианская направленность. Например, рассказ «Золотой узор», сборник «Возрождение», очерки о жизни святых «Афон» и «Валаам» и др.

Борис Зайцев: книги

Творчество Зайцева принято делить на два больших этапа: доэмигрантский и послеэмигрантский. Это связано не с тем, что изменилось место жительства писателя, а с тем, что кардинально поменялась смысловая направленность его произведений

Если в первый период писатель обращался больше к языческим и пантеистическим мотивам, описывал мрак революции, завладевающий душами людей, то во второй период он все свое внимание уделил христианской тематике

Отметим, что наибольшую известность имеют произведения, относящиеся именно ко второму этапу творчества Зайцева. Кроме того, именно эмигрантское время стало самым плодотворным в жизни автора. Так, за эти годы было опубликовано около 30 книг и еще примерно 800 произведений оказались на страницах журналов.

В основном это обусловлено тем, что Зайцев сосредоточил все свои силы на литературной деятельности. Кроме написания своих произведений, он занимается журналистикой и переводами. Также в 50-х годах писатель входил в состав Комиссии по переводу Нового Завета на русский язык.

Особую известность получила трилогия «Путешествие Глеба». Это автобиографическое произведение, в котором писатель описывает детство и юность человека, родившегося в переломное для России время. Оканчивается жизнеописание в 1930 году, когда герой осознает свою связь со святым великомучеником Глебом.

Борис Зайцев: биография

Родился писатель в дворянской семье 29 января (10 февраля) 1881 года в городе Орле. Отец часто брал маленького Бориса с собой на работу на горные заводы. Однако большая часть его детства прошла в родовом имении под Калугой, позднее Зайцев описывал это время как идиллическое наблюдение за природой и общение с родными. Несмотря на благополучие своей семьи, Зайцев видел и другую жизнь – разоряющееся дворянство, туго развивающееся заводское производство, постепенно пустеющие имения, опустевшие крестьянские поля, захолустную Калугу. Все это позднее отразится в его творчестве, показывая, насколько сильно эта обстановка повлияла на становление личности будущего писателя.

До 11 лет Зайцев находился на домашнем обучении, затем его отправили в калужское реальное училище, которое он окончил в 1898 году. В тот же год он поступает в Московский технический институт. Однако уже в 1899 году Зайцев оказывается исключенным из учебного заведения как участник студенческих волнений.

Но уже в 1902 году Борис Константинович поступает на юридический факультет, который, впрочем, также не оканчивает. Связано это с тем, что писатель уезжает в Италию, где его увлекают древности и искусство.