Оглавление
«Бусла выбросили яйца из гнезда — быть войне»
(из воспоминаний Михаила Чехвазова,Барнаул,2004 год)
Июнь 1941 года выдался неспокойным. Первое неспокойствие выразила бабка Марченко — мы тогда с женой Надей снимали у нее угол в Речице. Вот эта старушка нам не давала покоя: «Бусла(по-белорусски — „аисты“) выбросили яйца из гнезда — быть войне!»
15 июня мы услышали на своем аэродроме непонятный звук — прерывистый,воющий. С немецкой техникой я тогда был не знаком. Потом увидел,что к нашему аэроклубу подлетает самолет с тевтонскими крестами,камуфлированный,и делает круг — это значит «разрешите посадку на ваш аэродром». Командир части посылает курсанта Алешина выложить из полотнищ против ветра посадочное «Т» — «посадку разрешаем». Самолет снижается,с четвертого виража переходит на бреющий полет — высота около 5 метров над землей — и вдруг открывает пулеметный огонь над головой стартера,который стоит у посадочного знака и держит разрешающий посадку белый флаг. Хорошо еще,что немец стрелял поверх головы стартера. Самолет — «Хеншель-126», летчики наши его «костылем» прозвали, — не стал садиться и был таков.
Рано утром 22-го бабка Марченко разбудила меня и показала на небо: «Видишь,какие всполохи!» Через несколько часов мы узнали,что фашисты бомбили Минск и Киев. 23 июня с вестовым из военкомата мне принесли повестку на войну. Я стал военнообязанным,и военком дал мне две звездочки.
А жена в это время была в Гомеле,наводила воскресный марафет в парикмахерской. Я иду на вокзал,а она — с вокзала,встретились: «Все,Надя,уезжаю. Разве немцев сюда допустят,не волнуйся… Не плачь…»
Мимо нашего гомельского аэродрома шел и шел народ: пехота-матушка,беженцы… Аэродромное имущество мы отправили по железной дороге. Эвакуация она и есть эвакуация: забрали все станки,самолеты,запчасти,оборудование,даже электропровода со столбов снимали,а вот такие вещи,как кожаные летные пальто,перчатки,краги,шлемы,валялись сколько хочешь по аэродрому. Как тащили солдаты со склада,упало пальто — и черт с ним,никому не нужно было.
Вот эшелон отправили,меня назначили помощником дежурного по аэродрому. В этот день приземляется непонятный самолет,но с красными звездами — мы таких машин еще не видели. Когда стало тихо,раздался русский мат: «Почему ни одной б… ди не вижу на аэродроме?!» Вылезает летчик. Я гляжу: господи,так это Михаил Михайлович Громов,Герой Советского Союза,такая же легендарная личность,как и Валерий Чкалов! А мы были знакомы с ним по 31-му авиаотряду. Он меня узнал и приветствует: «А ты,кочегар,откуда?»
Оказалось,что Громов испытывал в боевых условиях штурмовик Ил-2,я насчитал в задней деревянной части фюзеляжа 68 пулевых пробоин! Хорошо,что фанера была крепкая,проклеенная специальным клеем с использованием крови коров. Так что пули оставляли чистые отверстия без заусенцев… Передняя часть самолета вовсе не пострадала. Про Ил-2 у летчиков потом ходила поговорка: «На моторе есть броня,остальное — все фигня!»(только в более грубом варианте). Пока голодный как волк Громов обедал,я ремонтировал машину — ставил деревянные затычки. «Молодец! — похвалил Михаил Михайлович. — А то свистело ужасно».
Причины нападения в феврале 1945 года
USAAF B-17 «Летающие крепости» .
Бомбардировщики Авро Ланкастер из Королевских ВВС.
Стратегические мотивы и операция «Удар грома»
Западная разведка пришла к выводу, что вермахт перебросит 42 дивизии (полмиллиона человек) на Восточный фронт , а затем близко к городу, и советские службы сообщали о значительных перемещениях. Поезда на сортировочной станции Дрездена (фактически, поезда беженцев, спасающихся от наступления Красной Армии, осуществляющей Висло-Одерское наступление ). Штабы думали, что город будет логистическим узлом для этого переезда.
Город (629 713 жителей в 1939 г.) действительно включал в себя несколько станций и централизованные жизненно важные телефонные сети для Восточного фронта; из-за обстоятельств он был бы включен поздно в проект Operation Thunderclap (de) вАвгуст 1944 г.который первоначально предлагал нанести решительный удар по Берлину. Этот план, который никогда не реализовывался как есть, отвергнут как нереальный и «террористический», задуманный американскими и британскими штабами, предполагал усиление бомбардировок до 100 000 убитых, чтобы надолго подорвать моральный дух войск. Немецкий. Ожидая решающих последствий высадки в Нормандии , союзники действительно были удивлены ожесточенным сопротивлением немцев в битве на Арденнах с 16 декабря 1944 года по 25 января 1945 года .
Немецкая стратегия сделала все крупные города на восточном фронте — die Festungen («крепости») — валом. Таким образом, город Дрезден постигла та же участь, что и Берлин и Бреслау , которые были превращены в пепел, но в основном советской артиллерией и танками.
Геополитические мотивы
Также возможно, что Соединенные Штаты и Великобритания хотели произвести впечатление на СССР: эта бомбардировка произошла через несколько дней после закрытия Ялтинской конференции , и она имела бы сдерживающее воздействие на Сталина в контексте, возникшем из холодная война . Этот тезис, в частности, защищает Жак Пауэль . И наоборот, исследования USAF настаивают на неоднократных просьбах Советов о бомбардировке железнодорожных узлов в восточной Германии, чтобы облегчить продвижение Красной Армии.
Ошибка или военное преступление?
Полемика вокруг оправданности бомбардировки Дрездена строится вокруг двух противоположных тезисов: было ли это военным преступлением или необходимым шагом для достижения победы. Кроме официальных отчётов ВВС США и современных германских ультралевых, почти никто не говорит о том, что уничтожение Дрездена приблизило победу над Третьим рейхом. Соответственно, разногласия состоят лишь в оттенках негативной оценки.
Так, Пол Эддисон и Джереми Крэнг (2006) считают, что бомбардировка Дрездена явилась всего лишь следствием переоценки англо-американским командованием значения ковровых бомбардировок как средства ослабления военного потенциала противника. К этой оценке близок Кристофер Хитченс: пилоты союзнической авиации сжигали жилые кварталы германских городов потому, что только это и были в состоянии делать. Упомянутый Фредерик Тейлор подчёркивает, что бомбёжку Дрездена, при всём её ужасе, нельзя причислять к категории военных преступлений.
Большинство историков, называя это военным преступлением, стараются проводить качественное различие между англо-американскими бомбардировками германских городов и преступлениями нацистов. Англичанин Энтони Грейлинг оговаривает, что «если воздушный террор союзников был морально предосудительным, он не может возмущать настолько сильно, как Холокост». В этом же русле высказываются немцы Йоахим Фест, Гюнтер Грасс и Герд Юбершар, англичанин Энтони Бивор, а также американец Грегори Стэнтон, хотя последний и называет англо-американские ковровые бомбардировки немецких и японских городов актами геноцида.
Наиболее радикальную позицию по осуждению бомбардировок Дрездена заняли американский писатель Курт Воннегут, британский историк Дональд Блоксхэм (заявил в 2008 году, что Уинстон Черчилль заслуживал суда как военный преступник), немецкий историк Йорг Фридрих, а также ещё один англичанин Дэвид Ирвинг. Двое последних подвергаются обструкции в западном обществе за то, что ставят знак равенства между действиями нацистов и их противников во Второй мировой войне.
Реакции на обстрел
Пропагандистский плакат, рассказывающий о разрушении Дрездена.
В нацистской пропаганде
Нацистское правительство использовало эту бомбардировку в пропагандистских целях . В16 февраля, То Министерство Пропаганды выпустил пресс — релиз , в котором обрисовал общую линию нацистской пропаганды: Дрезден не было военной промышленности, был только город культуры и больниц. В25 февраляпоявилась новая записка с фотографиями сожженных детей под названием « Дрезден — резня беженцев», в которой говорилось, что погибло 200 000 человек.
По словам Фредерика Тейлора, министерство увеличило число погибших в десять раз. Немецкие дипломаты распространяли фотографии разрушений, смертей и сильно обгоревших детей в нейтральных странах. По совпадению, за день до рейда в нейтральных странах был распространен документ министерства иностранных дел Германии, критикующий Артура Харриса как виновника террористических атак.
Сравнения, «огненная буря»
Другие взрывы в Германии ( Берлин и Гамбург во время операции « Гоморра» ) также были очень смертельными, но взрыв Дрездена более глубоко потряс дух, возможно, потому, что город воспринимался больше как город искусства и культуры и имел менее важный стратегический интерес. (не имея возможности оправдать такую мощную атаку), тем более что Альбертштадт, военный форт Дрездена, не подвергался бомбардировке. Свидетельства также резко указывают на наличие огненной бури ( Feuersturm ) на площади нескольких квадратных километров, подтвержденной анализами, с ветрами силы торнадо, которые затягивают в огонь жертв, которые пытались сдержать себя. У нас есть наблюдения таких огненных бурь для бомбардировки Ковентри Германией, Гамбурга (операция « Гоморра» ) и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки .
Сравнение семи крупнейших городов Германии
Город | Население (1939 г.) | Тоннаж | ||
---|---|---|---|---|
ВВС США | РАФ | Общее | ||
Берлин | 4 339 000 | 22 090 | 45 517 | 67 607 |
Гамбург | 1 129 000 | 17 104 | 22 583 | 39 687 |
Мюнхен | 841 000 | 11 471 | 7 858 | 19 329 |
Кёльн | 772 000 | 10 211 | 34 712 | 44 923 |
Лейпциг | 707 000 | 5 410 | 6 206 | 11 616 |
Эссен | 667 000 | 1,518 | 36 420 | 37 938 |
Дрезден | 642 000 | 4 441 | 2 659 | 7 100 |
Повторяющийся вопрос о «военном преступлении»; обязанности
Такой историк, как Йорг Фридрих, считает разрушение территорий, населенных «районными бомбардировками», военными преступлениями. Другие считают, что необходимо использовать все средства, чтобы как можно быстрее положить конец войне и в конечном итоге спасти человеческие жизни.
Как бы то ни было, Уинстон Черчилль выразил озабоченность по поводу уместности бомбардировки несколькими неделями позже, 28 марта 1945 года, в меморандуме, адресованном британскому генеральному штабу: «Мне кажется, что пришло время пересмотреть свое мнение. ставить под сомнение бомбардировки немецких городов с целью усиления террора, ссылаясь при этом под другими предлогами… разрушение Дрездена вызывает серьезные сомнения в отношении проведения бомбардировок союзников » .
Сэр Артур Харрис сказал, что решение было принято на гораздо более высоком уровне, чем он.
В 1949 году, желая дать показания, фотограф Ричард Питер , житель Дрездена, опубликовал Dresden, eine Kamera klagt an (Дрезден, обвиняет фотоаппарат).
Если они подходят историкам, результаты Исторической комиссии регулярно подвергаются сомнению в Интернете, особенно националистами. По словам Герта Бюргеля, заслушанные показания и рабочие материалы комиссии недоступны, засекречены и поэтому не могут быть объектом критического изучения. Заключительный отчет (Abschlussbericht) в основном доступен в Интернете; проект Mathildenstrasse, исследование модельной улицы в центре города, и работа, опубликованная Институтом Ханны Арендт в Дрездене.
Тотальная война в воздухе
В первую очередь нужно упомянуть одно имя – Артур Харрис. Именно этот человек стал автором стратегии «ковровых бомбардировок». Маршал британской авиации Харрис был сторонником самых жестких методов ведения воздушной войны
И если американцы и сами британцы поначалу концентрировали внимание на авиаударах по объектам немецкой промышленности или по крупным инфраструктурным узлам, то с подачи Харриса целью все чаще становились крупные германские города. Он считал, что уничтожение немецких рабочих и их семей нанесет ничуть не меньший урон германской промышленности
Вид с воздуха на руины Дрездена, разрушенного англо-американскими бомбардировками
Здесь следует сделать отступление, чтобы понять, чем был обусловлен выбор подобной тактики. Во-первых, вопреки расхожему мнению, нанести удар даже по такому большому объекту, как город, было нелегким делом, особенно ночью. Все-таки техника того времени еще не была столь совершенна, как сейчас. К примеру, во время налета на тот же Дрезден часть американских бомбардировщиков по ошибке ушла гораздо дальше и отбомбилась аж по Праге(!), а это перелет в 150 километров. На этом примере понятно, насколько было сложно попасть «в город». Во-вторых, собрать в воздухе около 1000 бомбардировщиков и навести их в нужном направлении – само по себе сложнейшая задача, на которую тратилось по нескольку часов. Наконец, город – гораздо более удобная и крупная цель, нежели любой, даже самый большой завод.
Более того, сами немцы в ходе Битвы за Англию в 1940 году придерживались подобной варварской тактики при бомбежке Лондона или жестоком налете на Ковентри. Видимо, Харрис воспринял собственный подход как моральное оправдание аналогичных действий. Кстати, жертвой подобных бомбежек у нас в стране стал Сталинград, который немцы без всякой пощады подвергли разрушению, атакуя с воздуха.
Разбор завалов в районе руин Фрауэнкирхе в Дрездене
Как бомбили Дрезден
Рано утром 13 февраля 1945 года британские разведчики, опытные пилоты, техники и метеорологи собрались на авиабазе недалеко от Лондона. Они обсуждали операцию по бомбардировке Дрездена, которая должна была начаться 13 февраля с удара 8-й воздушной армии ВВС США.
- Площадь Альтмаркт до разрушения. Фотография 1881 года
ВВС США присоединились к стратегической бомбардировочной кампании союзников летом 1942 года. Они были приверженцами «точных» бомбардировок в дневное время. Однако 13 февраля 1945-го плохие погодные условия в Европе помешали участию американских самолётов.
На встрече метеорологи объявили, что ситуация в небе над Восточной Саксонией будет благополучной для бомбёжек ближе к ночи. К девяти утра маршал Харрис уже получил разрешение вечером бомбить Дрезден.
Меморандум ВВС Великобритании, с которым английские пилоты были ознакомлены перед атакой, сообщал: «Дрезден — седьмой по размеру город Германии… На настоящий момент крупнейший район противника, пока ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется разместить не только рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Цель атаки — нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… И заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны британские ВВС».
В 21:45 сигнал воздушной тревоги оповестил Дрезден об атаке. Первая волна бомбардировщиков насчитывала 796 самолётов Avro Lancaster и девять De Havilland Mosquito. Они вылетели двумя волнами, проходя через помеченную самолётами наведения точку над стадионом и расходились веером, сбрасывая бомбы.
Сначала это были фугасные бомбы, которые должны были разрушить крыши и обнажить деревянные конструкции зданий, затем в ход пошли зажигательные бомбы, а потом снова фугасные — для затруднения противопожарных усилий.
Первая атака длилась 15 минут — и весь город был в огне. Через три часа в небе появились ещё 524 самолёта Lancaster. Они должны были лететь выше, на высоте 6000 м, так как из-за горячего воздуха образовалась высокая турбулентность.
«Жара была настолько сильной, что нельзя было приблизиться к окнам», — вспоминал Арнульф Бэринг, очевидец, которому в то время было 13 лет, в интервью Die Welt.
В результате бомбардировок образовался огненный смерч, температура в котором достигала 1500 °C. Дрезден горел всю ночь.
В результате авианалётов на Дрезден, согласно отчёту ВВС США, разрушениям различной степени подверглись примерно 80% городских зданий и около 50% жилых зданий было уничтожено или серьёзно повреждено.
Оценки количества погибших в Дрездене разнились от 25 тыс. в официальных немецких отчётах полиции времён войны до 200 и даже 500 тыс., о которых говорила немецкая пропаганда.
- Руины города Дрезден
- РИА Новости
В 2008 году комиссия немецких историков, работавших по заказу города Дрездена, оценила количество погибших в диапазоне от 18 до 25 тыс. человек. Согласно представленному 17 марта 2010 года официальному отчёту комиссии, в результате бомбардировки Дрездена авиацией союзников в феврале 1945 года погибли 25 тыс. человек.
Как Чехвазов угнал самолет
Орден Красной Звезды я получил в самом конце 1942 года за спасение Ил-2. Смертельно раненный летчик успел посадить штурмовик прямо на Волоколамское шоссе. Я тогда был начальником ПАРМ-1(передвижная авиаремонтная мастерская). Прибыл с ребятами к месту посадки. Перестрелка отчаянная,страшно высунуться. Нас от немцев отделяет метров 400−500. Гусев,солдат,пополз к самолету,но не успел скрыться за колесами — его убили,снайпер срезал.
«Командир,давай я полезу», — говорит белорус Харкевич. А мне ребят жалко: «Нет,я сам. Прикройте меня!» Дополз до Гусева и потащил дальше лежавший рядом с ним 150-килограммовый штатный баллон со сжатым воздухом(для запуска двигателя). Метров 40 тащил. Добрался. Еле вытащил из кабины погибшего летчика. Привязал его веревкой к крылу. Залез в кабину,захлопнул фонарь. Немец лупит по самолету,но плексиглас толстый — вращающиеся пули его не берут,вязнут. На мое счастье,двигатель сразу завелся,прогрел его чуть-чуть,развернулся и погнал самолет по пашне к нашим позициям — таким образом угнал от немцев этот самолет.
Дрезден
Но все же как самая известная в историю вошла именно бомбардировка Дрездена. 13 февраля 1945 года армада из 796 британских бомбардировщиков вышла на Дрезден. Вплоть до 15 февраля союзные бомбардировщики продолжали накатываться на город, не давая пожарным тушить возгорания и вывозить из города жителей. Американские истребители при этом кружили над дорогами вокруг города, расстреливая, по их мнению, движущиеся по ним военные колонны (на деле это были гражданские беженцы). При этом никакого военного значения Дрезден не имел. В результате огненного смерча погибло до 25 тысяч жителей города и еще 60 тысяч пострадало. Была разрушена знаменитая на весь мир Дрезденская картинная галерея.
Надо сказать, что многие специалисты считают, что истинная цель налета на Дрезден состояла в том, чтобы показать приближающимся советским войскам, «кто в небе хозяин» и устрашить руководство СССР. Ведь наши «союзники» уже вынашивали планы на случай противостояния с СССР (операция «Немыслимое», например, предполагала такие же бомбежки советских городов). Занявшие 8 мая Дрезден советские танкисты действительно были поражены бессмысленной жестокостью налета, городом, лежащим в руинах. Наши воины-освободители, видели слишком много руин своих родных городов, но и немецкий павший город вызывал боль. Кстати, большая часть картин Дрезденской галереи Красной Армией была спасена. В 60-е годы коллекция возвращена в Дрезден, где до сих пор с успехом экспонируется.
Советские искусствоведы у картины «Мадонна со Святым Франциском» в Дрезденском дворце Пильниц
До конца войны совершенно бессмысленному с военной точки зрения и варварскому разрушению подверглись Вюрцбург, Хильдесхайм, Падерборн, Пфорцгейм.
После войны идеолог этих налетов маршал Харрис был единственным британским командующим, не получившим пэрства. Он был подвергнут негласному остракизму и от греха уехал в ЮАР. Часто идут разговоры о том, что его следовало бы считать военным преступником.
А для нас с вами мораль этих бомбардировок такова. Лишь собственные мощные войска ВВС и ПВО, а также ядерный и ракетный щит способны сохранить наши с вами города от таких вот «идеологов», действующих в стиле: «цель оправдывает средства». Ведь их логика весьма проста. «Лично я не считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадера», – говорил Харрис.
Дрезденский замок в 1969 году
Обложка: pinterest.com
«Идем на Дрезден»
Распоряжением командующего 4-й Воздушной армией 2-го Белорусского фронта генерал-полковника авиации Константина Андреевича Вершинина я в феврале 45-го года был откомандирован борттехником в Омск. Помню,он дико удивился,узнав,что я непьющий: «Какой же ты летчик?». О той командировке знали очень немногие. Я подписал документ о неразглашении военной тайны. На омском авиазаводе меня отвели в ангар,заперли и показали самолет — огромный четырехмоторный красавец.
«Здорово,кочегар!» — командиром экипажа оказался мой старый знакомый по 31-му «правдинскому» авиаотряду Миша Григорьев по прозвищу Горилла. У него была и фигура соответствующая,и силища необыкновенная.
Даже Григорьев не знал до конца наш маршрут. Был солнечный морозный денек. Выкатили машину,закрыли ангар. Посмотрел «воздух» — 150 атмосфер,помпа работает. «От винтов!» Запускаем двигатели: сперва второй,третий,затем четвертый,первый… Итак,взлетели без проблем и взяли курс на Запорожье — промежуточный аэродром для заправки топливом и авиабомбами. Там уже давно базировались американские Б-29.
Взлетели пять самолетов: 4 «американца» и наш секретный объект(кстати,так и не принятый на вооружение,так как омский «шарашник» Туполев,уже после войны,поступил проще — сделал идеальную копию Б-29,но с нашими моторами).
За линией фронта встретились «мессеры», но атаковать они не решились. У стратегических Б-29 было мощное вооружение: 12 пулеметов и одна пушка,как даст — мало не покажется. А немец к концу войны пуганый стал.
Американцы наконец-то нам передают: «Идем на Дрезден!» Отбомбились днем и взяли курс на британскую столицу,на аэродром Хитроу — требовалась дозаправка боеприпасами и горючкой. Лондон в сумерках — пасмурно,дождик. Сели. Американцы отправились по англичанкам,а мы пошли смотреть Хитроу. Великолепный аэродром! Вернулись с экскурсии,выспались прямо в самолете,а потом англичане накормили нас великолепным обедом. За столом меня просветили по поводу пристрастия Черчилля к армянскому коньяку и показали свой «коньяк» — виски. На память об Англии остался вот этот маленький оригинальный альбомчик для фотографий — у нас такие не умели делать.
Последние дни войны прошли в ныне польском Торуне(по-немецки — Торн), куда авиабазу перевели из немецкого городка Альтдамм. Чем знаменит Торн? Это родина Николая Коперника! Майским днем 1945 года наша рембригада для ремонта шести штурмовиков срочно отправилась в соседний городок,где в войну размещалась летная школа Люфтваффе. Добрались,разместились в полуразрушенном доме. Огромные комнаты,роскошный кленовый эллипсообразной формы стол,а постель у солдата всегда с собой — шинель да кулак под голову. Проверили оружие,легли спать,часовым снаружи оставили Значинского,белоруса из Витебска. В четыре утра он как начал палить из винтовки — пять выстрелов подряд,а у него всего пять штук! Слышим: в лесочке — тата-тата-та! Танкисты из пулемета садят. Мы к окну,а Значинский кричит: «Войне конец!!!»
Воздушные операции союзников
Бомбёжка немецких городов силами союзных войск велась непрерывно с самого начала войны. В первые месяцы Королевские ВВС Великобритании ограничивались сбросом листовок и атаками на военно-морские цели. Но после провала в Дюнкерке, когда были эвакуированы сотни тысяч солдат и брошено практически всё тяжёлое вооружение и техника, бомбардировщики оставались практически единственным средством, с помощью которого Лондон сражался с нацистами в континентальной Европе.
Бомбардировщики британских военно-воздушных сил не могли поразить конкретные военные цели, такие как аэродромы или заводы по производству вооружений. Расследование 1941 года показало, что только одному из пяти самолётов удавалось сбросить свои бомбы хотя бы в пяти милях от цели. Поэтому использование бомбардировщиков могло быть эффективным только в том случае, если оно было направлено на крупные цели, например на города. В феврале 1942 года ВВС было поручено сместить акцент на «моральное состояние гражданского населения противника». После этого прицельным бомбардировкам подвергались уже не военные или промышленные объекты, а церкви и другие центральные точки городов. Бомбардировщики теперь также носили зажигательные бомбы.
Через неделю после того, как была издана такая директива, новым командующим корпуса бомбардировочной авиации был назначен маршал Артур Харрис. Харрис был уверен, что военно-воздушные силы могут обеспечить победу в современной войне, и начал бомбить крупные города. В 1943 году в результате операции «Гоморра» 800 самолётов британских ВВС сбросили на жилые кварталы Гамбурга 8344 тонн зажигательных и фугасных бомб. В результате погибли около 45 тыс. гражданских лиц. Масштабы разрушений ещё больше убедили Харриса в том, что сосредоточенные бомбёжки городов могут положить конец войне.
В 1944—1945 годах бомбёжки городов нарастали по мере развития боевых действий. Люфтваффе постепенно утрачивало свою мощь в небе Европы.
3 февраля 1945 года союзники совершили самый крупный авианалёт на Берлин, в результате которого погибли почти 3 тыс. человек.
В течение нескольких месяцев с начала 1945 года самолёты союзных стран сбросили на Германию около 471 тыс. тонн бомб.
В сорок первом…
Следующий раз жену увидел 8 июля 1941 года. Встретились: «Надя,никуда не трогайся,ничего не продавай,враг сюда не дойдет!»
Я сел на свой мотоцикл BMW и поехал обратно на службу. И в это время по дороге Гомель — Речица видел немецкую танкетку,разведку… Под городом Рогачев выбросили немецкий десант — пошла паника.
Слава Богу,жена мне не поверила,да и всеведущая бабка Марченко сказала: «Немцы совсем рядом,в деревне Макановичи,спасайся!» Какие-то вещи Надя успела продать,набила оставшиеся шмотки в сундук(вон он,в соседней комнате стоит) и попросила сельчан отвезти ее на станцию. Подходит эшелон — сплошь открытые платформы. На них зэки из Белой Церкви под конвоем. Их тоже эвакуировали. А жена,к великому моему неудовольствию,курила… Сидит она,значит,курит,а с платформы ей кричит конвоир с винтовкой: «Эй,гражданка,оставь подымить!» Протянула папироску,потянулись другие руки. Надя достала пачку легкого табака,который я получал в офицерском пайке. Не успела раскупорить пачку,как от нее осталась одна упаковка. Зато через минуту и ее тяжеленный сундук,и она сама перекочевали на поезд!
В такой вот компании с зэками она добралась в начале августа до Брянска. Дальше состав пошел в другую сторону,а Надя решила добираться до Твери,к моей родне,или к своей,в Вышний Волочек. И вот представьте: сидит она на перроне на этом сундуке,начинается бомбежка. Надя бросила сундук,кинулась к начальнику станции. А там стоит офицер и спрашивает этого начальника: «Когда будете отправлять эшелон номер такой-то?» Надя не поверила своим ушам! Это был эшелон,на котором эвакуировали наш аэродром(в Речице ей назвал номер дежурный по станции). Она к летчику: «А у вас есть офицер Чехвазов?!» — «Михаил Федорович? Конечно!» Так мы и воссоединились в конце августа 1941-го.
Всю войну Надежда проработала бухгалтером на нашей 239-й авиационной базе,которая закончила войну в составе 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта.
С Надей мы прожили 65 с половиной лет. И первую рюмку в жизни я выпил в день ее похорон…
Огненный смерч
Своего рода визитной карточкой союзных бомбардировок стал феноменогненного смерча» — физического явления, возникающего в результате возникновения большого количества крупных пожаров одновременно. Взаимодействие нагретого и холодного воздуха приводит к появлению торнадо, всасывающего в себя всё, чему не посчастливилось находиться рядом.
Разбуженнаязажигалками» стихия порождала фантасмагорично ужасные картины, которые можно увидеть разве что в каком-нибудь современном хорроре. В том же Дрездене один человек видел, как воздушный поток протащил по улице женщину с коляской, в итоге зашвырнув её в бушующий огонь. Другие рассказывали, как страшный ветер сдувал железнодорожные вагоны.
Дым от огня в Дрездене
Ещё зажигательные бомбардировки были коварны тем, что от них совершенно не помогали бомбоубежища. Мало того — они делали только хуже: скопившиеся там люди практически неизбежно погибали от удушья. Так, множество беженцев из восточных районов Германии погибли в подвалах вокзала, где они прятались. Лишь немногие из них умерли в огне и взрывах, большинство — от удушья.
Для сравнения: в октябре 1944 года пожарным Брауншвейга удалось спасти 23 тысячи человек, запертых в убежище. Они проложили к нему дорогу с помощьюводяной аллеи», прорываясь через пожары с помощью множества бесперебойно работающих пожарных рукавов. Но это было большое везение — количество и сила пожаров были недостаточными для того, чтобы на пути храбрецов образовался полноценныйсмерч». В Дрездене всё было намного хуже — сказались как большая сила пожаров, так и тройной характер авиаудара.
Цели
Целью авиаударов была деморализация населения и остатков гитлеровских войск. Ещё в начале войны Черчилль начал о необходимости нанести «абсолютно разрушительные удары самыми тяжёлыми нашими бомбардировщиками по родине нацизма». Когда в ночь на 24 августа 1940 года немецкие военно-воздушные силы сбросили несколько бомб на Лондон, британский премьер-министр потребовал ответного рейда на Берлин.
- Уинстон Черчилль осматривает руины Кафедрального собора Ковентри. Фотография 1941 года
Но всё же союзникам было необходимо было как-то оправдать такую массированную атаку. Историк Энтони Бивор в своей книге «Вторая мировая война» пишет, что «официальной» целью наступления было вызвать лавину беженцев, которая помешала бы перемещению немецких военнослужащих в сторону советских войск на востоке.
4 февраля, в первый день Ялтинской конференции, СССР поднял вопрос о необходимости затруднить переброску немецких войск на Восточный фронт путём нанесения воздушных ударов по Берлину и Лейпцигу. Чарльз Портал, начальник штаба ВВС Великобритании, попросил своего заместителя Нормана Боттомли направить ему список целей, который следовало обсудить с СССР. В этом списке были нефтеперерабатывающие, танковые и авиационные заводы, а также Берлин и Дрезден. Однако в официальных документах прямых упоминаний о Дрездене советской стороной нет, поэтому утверждения, что СССР требовал бомбардировки Дрездена, оспариваются историками и относятся ими к пропаганде времён холодной войны.
- Развалины знаменитой Дрезденской картинной галереи
- РИА Новости
Дрезден был не единственным городом, который к концу войны подвергся такой массированной атаке. Помимо него, также следует упомянуть Пфорцхайм, где погибли 17 600 человек, и Вюрцбург с 4000 погибших при населении 107 000 человек.
Боевые задания
Я на этой базе был испытателем авиационных двигателей,которые прошли ремонт после повреждений,полученных в бою. Проверял их на стенде,регулировал расход топлива,масла. Потом ставили двигатели на самолет,и я их гонял в разных режимах. Считается,что летчик должен знать мотор как свои пять пальцев. Ничего подобного! Без техника летчик как слепой котенок.
Приходилось летать и на боевые задания. Боевое крещение я прошел еще осенью 1941-го. На самолете ДБ-3Ф мы бомбили железнодорожную станцию Дно(Псковская область). Иногда так авиатехники испытывали отремонтированную технику — летали и проверяли свою работу в реальном бою. Кроме этого,наша фронтовая мастерская разбирала немецкие самолеты на запчасти,причем многие подходили к нашим моторам.