Оглавление
Богатая и знатная
Краткую биографию боярыни Морозовой целесообразно начать с ее происхождения, которое в значительной мере определило ее дальнейшую судьбу, так как было довольно высоким. Она родилась в 1632 году в семье Прокопия Соковнина, московского дворянина, будучи его старшей дочерью. Имя ей дали в честь святой мученицы – Феодосии Тирской.
Среди ее далеких предков – представители рода германских рыцарей Мейендорфов. Один из них, барон фон Икскюль, прибыв из Ливонии к Иоанну Грозному в 1545 году, крестился и взял имя Федора Ивановича. У него был сын Василий по прозвищу «Соковня», который и стал родоначальником Соковниных.
Отец Феодосии в разное время служил воеводой в различных городах, был посланником в Крыму, заседал в Земском соборе, возглавлял Каменный приказ. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. От царя Алексея Михайловича он получил придворную должность окольничего, относящуюся ко второму думному чину, после боярского. Помимо Феодосии, в семье было еще трое детей, в том числе и одна сестра, Евдокия, разделившая с ней тяготы ее трагической гибели. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой.
Предыстория
История Феодосии Прокофьевны, боярыни Морозовой (1632-1675), связана с церковным расколом на Руси в XVII веке, в царствование Алексея Михайловича. Царь в 1646 году проникся симпатией к прибывшему в Москву патриарху Никону, влияние которого росло с каждым годом, и в 1652 году именно Никон заменил умершего патриарха Иосифа и взошёл на патриарший престол. Со следующего года Никон приводит церковные книги в соответствие с греческими канонами, двуперстное знамение повелевает заменить на троеперстное, вносит прочие новшества, которые далеко не всем нравились. Началось противостояние сторонников старых обрядов и послушных последователей патриарха Никона. Раскол привёл к отделению значительной части верующих от православной церкви, чем был недоволен царь. Кроме того, Алексей Михайлович не одобрял жёсткие методы патриарха Никона, и в 1666 году тот был лишён сана и сослан в монастырь. Реформы же так и закрепились.
Старообрядцы, приверженцы «старой веры», были отлучены от церкви. Их главой стал протопоп Аввакум Петров, сосланный в Сибирь на 11 лет (это не сломило его, и после заключения в земляной тюрьме его в 1682 году сожгли заживо). Подобному демонстративному самосожжению, в том числе массовому, стали подвергать себя многие его сторонники – в знак единства с Аввакумом и окончательного ответа новым правилам.
Боярыня Феодосия Морозова была ярой сторонницей протопопа Аввакума. Она как супруга знатного дворянина являлась приближённой к царскому двору (семья мужа имела родственные связи с Романовыми). В 1662 году 30-летняя боярыня овдовела, унаследовав огромное состояние и превратив свои владения в приют для нищих, юродивых, монахов, раскольников. Предупреждение Алексея Михайловича не подействовало, и он отнял у боярыни богатые вотчины. В 1670 году она тайно постриглась в монахини и стала открыто враждовать с царской властью (демонстративно отказалась явиться на свадьбу царя с Натальей Нарышкиной, будущей матерью Петра Великого, в январе 1671 года).
В ноябре 1671 года была арестована. Морозову не сломили ни уговоры, ни пытки, ни конфискация оставшихся богатств. За свою стойкость она поплатилась в соответствии с нравами эпохи: отправлена в монастырь в 1675 году, затем посажена в земляную тюрьму, здесь в том же году в ноябре и умерла, оставшись верной своим убеждениям.
Арест и смерть Морозовой
В конце осени 1671 года в дом Морозовой пришли священнослужители, что стали производить допрос Феодосии и её сестры. В “русском биографическом словаре указывается:
Через несколько дней после допроса сёстры были арестованы и привезены в Чудов монастырь, после чего отправили на подворье Псково-Печерского монастыря. За Морозову пытались вступиться влиятельнейшие люди того времени. Известно, что сама царевна Ирина Михайловна просила брата смягчить свой гнев. Поддержку боярыне оказывал и патриарх Питирим.
В. И. Суриков «Боярыня Морозова»
В 1674 году Феодосию, её сестру Евдокию и их соратницу Марию Данилову привозят на Ямской двор. Женщин подвергают пыткам на дыбе, вынуждая отказаться от прежних принципов. Несмотря на все мучения, сторонницы старообрядчества остались непреклонны.
Как рассказывается в житии Морозовой, её хотели сжечь на костре, однако бояре возмутились подобным варварством по отношению к представительнице знатного рода. Однако гибель была неминуемой. По распоряжению царя сёстры были отправлены в Боровск. Там, в земляной тюрьме Морозова скончалась от голода в 1675 году. На тот момент ей исполнилось всего 43 года.
Боярыня Морозова — одна из самых неоднозначных личностей русской истории. Она была верна старым церковным принципам настолько, что пожертвовала собой во имя веры. Кто-то называет это святостью, кто-то — безумием, но равнодушно относиться к этой женщине, оставившей вечный след в прошлом своей родины, просто невозможно.
Краткая биография
- 21 мая 1632 г. – день рождения Соковниной Феодосии Прокопьевны
- 1648 г. – начало правления Алексея Романова
- 1649 г. – свадьба Феодосии Прокопьевны с Морозовым Глебом Ивановичем
- 1650 г. – Аввакум стал духовным наставником Феодосии.
- 1650 г. – рождение сына Ивана.
- 1662 г. – Оба брата Морозовых умирают. Переломный период Морозовой
- 1664 г. – В Москву возвращается протопоп Аввакум.
- 1666 – 1667 г. – узаконены проведенные патриархом Никоном церковные реформы.
«Боярыня Морозова» (1885)
В 1664 году со ссылки возвращается протопоп Аввакум. После 11 лет заточения он надеется на улучшения в своей судьбе. Вскоре боярыня Морозова познакомилась с ним и стала ревностной ученицей его проповедей, и вместе со своей сестрой Евдокией, помогала протопопу и его семье. В дальнейшем Аввакум поселился в усадьбе Морозовых и проводил свободное время в беседах с Феодосией Прокопьевной. Не редко в своих беседах он называл её своей духовной дочерью.
Так дом боярыни стал центром старообрядцев, которых не устраивали реформы тех столетий. В своих речах Аввакум отвергал социальное неравенство, утверждая, что всем одинаково светил и луна, и солнце.
Такое положение вещей категорически не устраивало господствующую власть во главе царя. Протопоп вновь был сослан, но теперь уже на дальний север, а у боярыни велел отобрать лучшие вотчины. Но тут царевна вступилась за свою любимицу, и Алексей Михайлович видоизменил свой указ. Теперь в нём было сказано, что в связи с рождением наследника Иоанна он возвращает ей вотчины.
С этого момента начался их поединок, продолжавшийся до самой смерти. И как бы многие знатные родственники не уговаривали боярыню, опомнится и покорится царю, вера женщины была сильнее страха перед государем.
Боярыня Морозова во время навещения Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века)
В 1669 году умирает первая жена царя — Мария Милославская, а 22 января 1671 года государь вновь женится на Наталье Кирилловне Нарышкиной. На свадьбу были приглашена вся дворцовая свита, включая Морозову, но та не явилась на торжество, сославшись на болезнь. Ей не хотелось пересекаться с патриархом и заводить с ним речи, не подозревая, что этим ранит чувства царя. Он всячески пытался воздействовать на неё через своих подданных, вынуждая покорится, но всё было тщетно.
16 ноября 1671 года, ночью в дом Морозовых ворвалась царская стража и велела покинуть дом, но Феодосия наотрез отказалась бросать свои владения, тогда её вынесли на руках. Вместе с ней в ту ночь была и её сестра Евдокия, которую тоже взяли под арест. Девиц посадили в подклет, опутав ноги конскими цепями, дабы усмирить буйный нрав. Но только укрепили их боевой дух.
Спустя два дня царевич решил отправить сестёр в подворье Псково-Печерского монастыря. Их посадили на стулья, приковав шеи цепями. Когда шествие проезжало Чудовый монастырь, Феодора подняла правую руку с двуперстием. Она знала, что на переходах стыков за ней наблюдает Алексей Михайлович, тем самым бросила ему вызов.
Видя такое отношение, царь прибегает к крайним мерам. Он даёт поручение своим боярам особенно «заботится» о сыне Морозовой. Вскоре после такой «заботы» юный боярин умирает. Много часов проплакала Феодосия, но от своей веры не отреклась.
Пуще прежнего рассвирепел царь и приказал пытать боярыню Морозову, Евдокию Урусову и дворянку Марию Герасимову Данилову, одна из приближённых Морозовой, которая пыталась сбежать в мужском одеяние и была задержана, доставлена в столицу, и «приобщена» к сестрам – раскольницам. Всю троицу вывели на постоялый двор, где сначала вздернули на дыбы, а потом огрели плетьми. Но боярыня вместе со своими союзницами была непоколебима. А между тем крепла и любовь русского народа к её персоне, что изрядно нервировало государя.
В 1675 году мучениц посадили в земельную тюрьму с особыми условиями. По велению царя было запрещено кормить девиц, а тот, кто ослушивался указаний царя, лишался головы.
11 сентября 1675 года умерла Евдокия, с 1 по 2 ноября – Морозова, а 1 декабря погибла от голода Мария Данилова.
Недолго прожил царь после гибели последней боровской мученицы – 25 января 1676 года он внезапно скончался. Стародворцы веровали, что его постигла божья кара за то, что боярынь живых загодя уморил в земляной яме.
Искушение
Алексей Михайлович, будучи сторонников церковных реформ, неоднократно делал попытки повлиять на мятежную барыню посредством ее родни и ближайшего окружения. При этом он то отбирал у нее поместья, то возвращал их, а Морозова периодически шла на уступки.
В биографии боярыни Дарьи Морозовой существует еще такой интересный факт. Согласно имеющимся историческим записям, к ней был подослан окольничий Ртищев, уговоривший ее перекреститься тремя перстами, за что царь обещал ей вернуть «холопей и вотчины».
Боярыня поддалась искушению и перекрестилась, и ей было возвращено отобранное. Но при этом она якобы сразу же заболела, три дня была не в своем уме и очень ослабела. В Житии протопопа Аввакума говорится о том, что Морозова выздоровела, когда перекрестилась истинным, двуперстным крестом. Возвращение же вотчин зачастую объясняется покровительством царицы.
Оценка работы художника
История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Кому-то нравится творчество Сурикова, кому-то – нет, но все сошлись во мнении, что данное творение ему удалось на славу. Некоторые критики сравнивали полотно с пестрым персидским ковром, потому что яркие краски так и рябили в глазах, академисты обсуждали различные огрехи картины, такие как неправильные положения рук и т. д. Но все же, самые известные и непреклонные критики при детальном изучении рисунка должны были признать – это действительно шедевр.
До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не изображал людей допетровской эпохи. В центре полотна – бледная, измученная душевными муками, изголодавшая от долгого поста женщина, вокруг нее расположились неуклюжие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях. Толпа разделилась на две части, одна сочувствует боярыне, другая – насмехается над ее бедой. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Зритель, стоящий возле полотна, чувствует себя в этой толпе и как бы переносится во времени на несколько столетий назад.
Василий Иванович реалистично изобразил событие, имевшее место в истории России. Его работа побудила людей не только узнать о судьбе боярыни Морозовой, но и задуматься над ее поступком. Кто-то воспринимает ее как фанатичку, кто-то восхищается ее несгибаемостью и верностью принципам. Во время появления картины люди сравнивали героиню с народниками и Стенькой Разиным. Это говорит лишь о том, что «боярыни Морозовы» есть в каждой эпохе, всегда найдутся люди, верные своим убеждениям.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:
Главная сила картины — СЮЖЕТ
Феодосия Прокопьевна была близкой родственницей первой жены царя Алексея Михайловича (отца Петра I).
Хрупкая и изящная девушка, Феодосия вышла замуж в 17 лет за одного из самых богатых людей государства — Глеба Ивановича Морозова.
У него была роскошная усадьба, десятки тысяч крестьян. А главное — он был ближайшим советником самого царя! Не было у боярина Морозова только одного — наследника.
И вот молодая жена родила ему долгожданного сына!
Казалось бы, впереди счастливая сытая жизнь… Но одно событие не даст этому случиться.
После реформ патриарха Никона церковь «раскололась» на два противоборствующих лагеря. Феодосия сильно переживала, но твёрдо решила оставаться на стороне старообрядцев.
Затем умер муж, ее защитник. Старообрядцев преследовали. Феодосия не стала скрывать своей веры. Наоборот, активно выражала свое несогласие с нововведениями.
Например, приказала носить себя в кресле на богослужения в «новообрядческие» церкви, показывая своё презрительное отношение к реформе.
Царь был возмущен поведением Морозовой, но за неё вступалась царица — Мария Ильинична Милославская.
Неизвестный мастер (ученик Симона Ушакова). Парсуна «Царь Алексей Михайлович». 1678—1683. Исторический музей в Москве.
Но вскоре и она умерла, и заступиться за боярыню Морозову было уже некому.
А тем временем Алексей Михайлович решил жениться второй раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной (матери Петра I).
В те времена вторую свадьбу играли более скромно, чем первую. Царь же устроил невероятно пышное торжество. То ли Морозова осуждала второй брак, то ли была недовольна чрезмерной пышностью, но факт остаётся фактом — она не пришла на свадьбу!
Алексей Михайлович пришёл в ярость… И приказал арестовать Феодосию.
Ее пытали на дыбе, принуждая отказаться от старой веры. Но она устояла. За это ее уже были готовы сжечь на костре! Но заступились бояре, так как это было слишком жестоко по отношению к представительнице их сословия.
Тогда, чтобы не вызывать много шума, царь приказал тихо и незаметно уморить женщину голодом в тюрьме.
А тем временем все ее имущество было конфисковано и подарено отцу новой царицы.
Вот теперь гораздо проще оценить силу образа боярыни, который создал художник.
Сюжет
Впервые историю о стойкой последовательнице старообрядчества Василий Суриков услышал еще в юности от своей крестной Ольги Матвеевны Дурандиной. Четкий замысел сформировался лет через десять. «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», — вспоминал живописец.
Перед началом работы Суриков изучил исторические источники, в частности, житие боярыни. Для полотна он выбрал эпизод, когда староверку везли на допрос. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, она, полагая, что царь видит ее в этот момент, часто крестилась двухперстным знамением. Тем самым она демонстрировала приверженность вере и бесстрашие.
Этюд к картине. (wikipedia.org)
В одной телеге с Морозовой ехала ее сестра Евдокия, также арестованная и в дальнейшем разделившая судьбу Феодосии. Суриков же изобразил ее идущей рядом — это молодая женщина в красной шубе справа от саней.
Морозова изображена чуть ли не старухой, хотя на момент описываемых событий ей около 40 лет. Натурщицу для боярыни Суриков искал очень долго. Уже и толпа была написана, а подходящего лица для центрального персонажа все не встречалось. Решение было найдено в среде старообрядцев: к ним с Урала приехала некая Анастасия Михайловна, ее-то Суриков и написал: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Сани с боярыней «раскалывают» толпу на сторонников и противников церковной реформы. Морозова изображена как аллегория противостояния. У боярыни на руке и у странника справа — лестовки, кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы (символа духовного восхождения).
Этюд к картине. (wikipedia.org)
Чтобы передать многочисленные цветовые рефлексы и игру света, художник ставил моделей на снег, наблюдая, как холодный воздух меняет цвет кожи. Даже юродивый в отрепьях писался с человека, сидящего практически голышом на морозе. Суриков нашел натурщика на рынке. Мужичок согласился позировать, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, — вспоминал художник. — Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был».
Раскол русской церкви был вызван реформой, инициированной патриархом Никоном. Были изменены русские тексты Священного Писания и богослужебные книги; двуперстное крестное знамение заменено на трехперстное; крестные ходы стали проводить в обратном направлении — против солнца; «аллилуйя» произносить не дважды, а трижды. Старообрядцы называли это ересью, приверженцы же новой веры, в том числе и царь Алексей Михайлович, предали их за это анафеме.
Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была из высшей аристократии того времени. Ее отец был окольничим, а муж — представителем рода Морозовых, родственников Романовых. По всей видимости, боярыня входила в число придворных, сопровождающих царицу. После смерти мужа и отца она стала распоряжаться огромным состоянием, одним из крупнейших в то время в стране.
«Боярыня Морозова». (wikipedia.org)
Узнав о ее поддержке старообрядцев и помощи сторонникам протопопа Аввакума, Алексей Михайлович поначалу пытался через родственников вразумить строптивую боярыню. Однако безуспешно.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
Через три года боярыню вновь пытали и вновь безрезультатно. Тогда Алексей Михайлович выслал Морозову с сестрой в Боровск, где их заточили в земляную тюрьму. Там они скончались от голода, после чего 14 их слуг были сожжены заживо. Примерно через 6 лет та же судьба — сожжение — ждала и протопопа Аввакума.
Последние годы жизни
Морозова ушла из жизни молодой женщиной, ей было всего 43 года. Причем ее смерть связана с трагическими обстоятельствами. Были церковники, религиозные взгляды которых не совпадали с убеждениями Феодосии. Они вовсе считали, что она обезумела, сошла с ума, поэтому решили запереть ее в собственном доме.
Перед смертью женщина практически ничего не ела и не пила. Те, кто лишили ее свободы, хотели добиться от нее чего-то. Но теперь никто не узнает, какие загадки она унесла с собой в мир иной. И до сих пор остается тайной — она правда была сумасшедшей или просто ударилась в веру после гибели любимого мужчины.
Композиция картины
Произведение Василия Ивановича Сурикова содержит в себе множество разных интересных композиционных элементов. Так, рука боярыни Морозовой, поднятая к небу, символизирует язык некого «черного» пламени, взметнувшегося к Богу
Зима с характерными для неё тонами синевы удачно акцентирует внимание зрителя на шубе, являющейся темным пятном на переднем плане картины. Это выгодно подчеркивает строгое одеяние боярыни.
Необходимо отметить тот факт, что Суриков в своем творении активно использует красоту переливающихся оттенков лежащего на дороге снега. Благодаря этому приему одежда центральных героев приобретает яркость и насыщенность. К примеру, жалкие рваные и бесцветные лохмотья юродивого, сидящего на дороге, приобретают необычайную живописность для зрителя.
В толпе, окружающей боярыню на московской улице, художник мастерски изобразил палитру различных настроений. На лицах некоторых людей видно нескрываемое восхищение главной героиней. Другие же выказывают лишь пренебрежение и презрение к Морозовой. Но бо́льшая часть толпы искренне сострадает боярыне, провожая её в последний путь. Народная поддержка является источником стойкости и непоколебимости княгини.
Среди всех персонажей заметно выделяется нищий юродивый
Хоть он одет в лохмотья и голоден, всего его внимание устремлено к Морозовой. Он искренне восхищается её упорством и стойкостью, силой характера и мужеством
Суриков хочет показать зрителям, что юродивый требует жалости и сострадания не столько к себе, сколько к главной героине.
На картине изображена также родственница боярыни Морозовой — её сестра. Голова женщины покрыта белым платком, который расшит красивой и богатой вышивкой. Евдокия Прокопьевна Урусова во что бы то ни стало готова совершить аналогичный поступок и поддержать Морозову.
По видимому следу, оставленному санями в рыхлом грязном снегу, можно сказать, что художник замечательно изобразил картинку, дающую ощущение теплого зимнего дня. Автор применил прием контраста. Люди в толпе одеты в разные одежды — как богатые, так и убогие. Этим он хотел показать контраст судеб. Темная масса из одежд образует некую тональность, которую подчеркивают синие, красные и желтые цвета, расположенные в разных частях картины.
Слева от боярыни расположились дьяки. Они не скрывают своего смеха и презрения, наблюдая за ней. Их поведение понятно, поскольку церковь находится на стороне царской власти, следовательно, дьячки уверены в справедливости и правильности происходящих событий с княгиней.
Палитра эмоций, изображаемых детьми, интересна для зрителя. Так, одни из них громко и неистово смеются, подражая взрослым и не понимая всей серьезности и трагичности разворачивающихся событий. В глазах других детей читается нескрываемый страх. Они напуганы, поскольку не понимают фанатизма и исходящей ярости от боярыни, которая зовет народ встать на истинный путь веры.
На картине среди представительниц женского пола нельзя разглядеть ни одного радостного выражения лица. Все женщины, в том числе барыни в богатых и одеждах и девушки из простонародья, скорбят по горькой и тяжелой судьбе Морозовой. Особо выделяется среди них молодая монахиня, глаза которой преисполнены ужасом и тревогой.
В толпе также находятся староверы, которые являются сторонниками боярыни. Их можно обнаружить по особому одеянию и взгляду, пропитанному страхом и опасением за свою будущую жизнь. Но они, находясь среди москвичей, ничем себя не выдают. «Преступный» знак, то есть двуперстие, за Морозовой повторяет лишь юродивый, который искренне восхищается мужеством главной героини.
A new monument that will preserve Nordic roots
Although it looks like an ancient monument, it’s a new construction that is still under development.
Arctic Henge Model.
The Arctic Henge project started in 1996. The monument was built to preserve Iceland’s Nordic roots, as well as to honor some of the neo-pagan beliefs that have arisen in certain areas.
When completed, the Arctic Henge will be 52m in diameter. The ambitious series of circles and stacked basalt columns are placed according to a complex system based on old Norse mythology. Utilizing the ideas of a pastor named Kolbeinn Þorleifsson (who believed dwarves corresponded to seasons in the Edda) there are 72 stones, each one representing a different dwarf name.
Автор
Суриков Василий Иванович (1848-1916) прославился при жизни – прежде всего своими крупномасштабными, многофигурными и достоверными полотнами на темы судьбоносных событий в истории России разных эпох. Приступая к задуманной работе, действовал, как самый скрупулёзный исследователь – всё на полотне должно было соответствовать истине. Писал, следуя только своим стремлениям и желаниям (портреты, пейзажи и исторические полотна) – заказов никогда не брал. Государство и всё, что внутри него происходит, считал неотделимым от народа – поэтому его монументальные произведения так многолюдны.
Смерть
Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
На допросах Феодосия не раскаялась, ее с сестрой отправили подальше от Москвы, в Псково-Печерский монастырь, имущество конфисковали. Братьев, Федора и Алексея, сослали, а сын Иван вскоре скончался (по слухам, смерть была насильственной).
Патриарх Питирим просил царя за опальных сестер, но Алексей Михайлович отказался помиловать арестованных и поручил патриарху провести следствие. Феодосию и Евдокию истязали, подвергли пыткам на дыбе, хотели приговорить к сожжению как еретиков. От костра сестер, представительниц российской аристократии, спасло заступничество бояр во главе с сестрой монарха Ириной Михайловной. Однако их слуги и сподвижники все же были преданы огню.
Картина Василия Перова «Пытка боярыни Морозовой»
Феодосию и Евдокию переправили сначала в Новодевичий монастырь, потом в Хамовническую слободу и, наконец, в Пафнутьево-Боровском монастыре бросили в земляную тюрьму и оставили умирать от холода и голода.
Их последние дни были ужасны. Первой 11 сентября 1975 года скончалась Евдокия, а 1 ноября умерла Феодосия. Из последних сил она попросила тюремщика выстирать в реке ее истлевшую рубаху, чтобы в чистом отойти в мир иной. Сестры были захоронены в Боровске у острога, в 1682 году братья положили на могилу белокаменную плиту.
Картина неизвестного художника «Пытошный допрос боярыни Морозовой»
Впервые это место было описано историком Павлом Михайловичем Строевым в 1820 году. Путешественник Павел Россиев в воспоминаниях 1908 года упоминал, что могила мучениц обнесена «убогой деревянной оградой. Над изголовьем возвышается кудрявая береза с ушедшей в ствол её иконою». О ней заботились местные старообрядцы. Неоднократно ставился вопрос о возведении на этом месте памятника-часовни.
В 1936 году могилу вскрыли, обнаружились останки двух человек. В архивах сохранилось несколько фото. Доподлинно неизвестно, оставили их на прежнем месте или куда-то перенесли. Надгробную плиту передали Историко-краеведческому музею.
Могила и часовня-памятник Феодосии Морозовой (боярыни Морозовой)
В мае 1996 года старообрядческой общине города Боровска было выделено место на Городище для возведения памятного знака: установили 2-метровый деревянный крест и металлическую табличку:
Биография
Карьера Глеба Ивановича, человека вполне заурядного, всецело зависела от успехов его брата. Младший Морозов женился на неродовитой семнадцатилетней красавице Феодосии Соковниной, которая очень дружила с царицей. Борис Иванович умер бездетным, и все его огромное состояние отошло к младшему брату, который тоже вскоре скончался, сделав свою вдову и отрока Ивана Глебовича самыми богатыми людьми государства Российского. Феодосию Прокопьевну окружало не просто богатство, но роскошь. Современники вспоминали, что она выезжала в карете позолоченной, которую везли 6—12 лучших лошадей, а позади бежали человек триста слуг. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Учитывая всё это — удачное замужество Феодосии Прокопьевны, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьёй, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что боярыня Морозова отреклась от «земной славы». Феодосия Прокопьевна действительно стала ярой противницей церковных реформ. В ней бушевал темперамент общественного деятеля, и она сполна смогла себя реализовать, защищая старую веру. Дом богатой и влиятельной Морозовой превратился в штаб противников нововведений, критиков внесения исправлений в церковные книги, сюда приезжал, подолгу жил, получая приют и защиту, вождь раскольников — протопоп Аввакум. Целыми днями Феодосия Прокопьевна принимала странников, юродивых, священников, изгнанных из монастырей, создавая своеобразную оппозиционную партию царскому двору. Сама Морозова и её родная сестра княгиня Евдокия Урусова были слепо преданы Аввакуму и во всём слушались пламенного проповедника. Однако было бы неправильным предполагать, что Феодосия Прокопьевна была фанатичкой и «синим чулком». Даже Аввакум замечал, что Морозова отличалась весёлым и приветливым характером. Когда умер старый муж, ей было всего тридцать лет. Вдова «томила» тело власяницей, но и власяница не всегда помогала усмирить плоть. Аввакум в письмах советовал своей воспитаннице выколоть глаза, чтобы избавиться от любовного соблазна. Уличал протопоп Морозову и в скупости по отношению к их общему делу, но, скорее всего, это была не просто скупость, а рачительность хозяйки. Феодосия Прокопьевна беззаветно любила своего единственного сына Ивана и хотела передать ему все морозовские богатства в целости и сохранности. Письма боярыни опальному протопопу, помимо рассуждений о вере, наполнены чисто женскими жалобами на своих людей, рассуждениями о подходящей невесте для сына. Словом, Феодосия Прокопьевна, обладая завидной силой характера, имела вполне человеческие слабости, что, конечно, делает её подвижничество ещё более значительным. Феодосия Прокопьевна, будучи близкой подругой жены царя, имела сильное на неё влияние. Мария Ильинична, конечно, не противилась мужниным реформам церкви, но душою всё-таки сочувствовала обрядам своих родителей и прислушивалась к нашептываниям Морозовой. Алексею Михайловичу вряд ли это могло понравиться, но царь, любивший жену, не допускал выпадов против боярыни, хотя последняя становилась всё более нетерпимой по отношению к нововведениям и открыто поддерживала врагов государя. В 1669 году царица умерла. Два года ещё Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Видимо, сказывалась печаль по безвременно ушедшей жене, но больше всего боялся царь возмущений старинных боярских родов, которые могли бы усмотреть в посягательстве на Морозову прецедент расправы с высокопоставленными семьями. Тем временем Феодосия Прокопьевна приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило её фанатизм и «стояние за веру». И когда в 1671 году утешившийся, наконец, царь играл свадьбу с Натальей Кирилловной Нарышкиной, боярыня Морозова во дворец явиться не пожелала, сославшись на болезнь, что Алексей Михайлович счёл оскорблением и пренебрежением.
Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница
Другие биографии:
Василий Иванович Суриков | Валентин Александрович Серов | Царевна Софья Алексеевна | Марфа-Посадница (Борецкая) | Адашев Даниил Федорович |