Боярская дума — права, функции и цели совета в древней руси

Оглавление

Боярская Дума при Михаиле Романове

Несмотря на наличие польского претендента на трон, царем был избран 21 февраля 1613 года Михаил Романов – первый царь рода Романовых, с приходом которого постепенно закончилась Смута в России. Официально считалось, что царь правит государством вместе с Боярской Думой, в которую, как и прежде, входили четыре чина. Правила назначения на чины не были изменены.

В XVII веке в составе Боярской Думы были представлены большое количество родственников царя. Царь Михаил заседал с Думой во дворце с утра до поздней ночи. Обычно они совместно обсуждали политические вопросы, назначения новых налогов, спорные или сложные вопросы по внутреннему правлению государством. Однако постепенно значение Думы уменьшалось. Было отменена система местничества, однако это не спасло Думу. Царь все меньше прислушивался к мнению бояр и все больше принимал решения самостоятельно. Формально царь и Дума вместе управляли страной, но фактически это был уже исключительно бюрократический орган власти.

Россия приходила к самодержавию. Боярская дума при первых Романовых переживала окончательное падение. Окончательное упразднение Боярской Думы произошло ко времени правления Петра I в 1700 году, а в 1711 году вместо Боярской Думы был образован Сенат – высший орган власти. Чем отличается сенат от боярской думы? Сенат – это коллегиальный орган власти, члены которого всегда назначались царем. Он являлся надзирательным органом власти и обладал судебными функциями.

Первые упоминания

Точные сведения о создании боярской думы отсутствуют, но первые упоминания появляются в летописях конца X века. При киевском князе Владимире находился определенный круг людей, которые входят в его совет. С ними он решает различные вопросы военных дел и устройства земли. Советники называются дружиной князя или боярами и находятся постоянно при нем.

Каждое утро боярская дума собиралась на обсуждение насущных вопросов: отношения с соседями, суды и наказания, торговые дела с иноземцами, заключения договоров, гражданские вопросы. Древние источники не дают информации о совете бояр как постоянно пребывающем государственном учреждении, но есть намеки, что он был и до князя Владимира.

С принятием христианства в совете князя появляются новые лица, епископы, но они не играли никакой существенной роли в принятии важных решений. Также в определенных ситуациях в думу звали и городских старцев (земские бояре). Эта практика не была долгой, чуть позднее их присутствие было упразднено и далее в летописях о них ничего не слышно. Таким образом, после правления Владимира дума обретает более точные черты и имеет в своем составе только односословных представителей.

Общественное мнение того времени абсолютно доверяло боярскому совету и придавало ему большую политическую значимость. Княжеское управление считалось хорошим в том случае, если князь находился в постоянном сотрудничестве со своей дружиной.

Закат древних чинов

Влияние и экономическая мощь боярских родов сильно ослабли во время правления Ивана Грозного.

В Смутное время Боярская дума пыталась обезопасить через ограничение власти монарха. Царь Василий Шуйский в 1606 году даже крест целовал, что будет во всех делах советоваться с думой. Неудивительно, ведь он сам был представителем одной из древнейших боярских фамилий. Впрочем, его правление продолжалось всего четыре года, после чего к власти уже официально пришли бояре. Эпоха так называемой Семибоярщины длилась менее двух лет. Люди, кичившиеся тем, что они самые знатные в России, оказались неважными правителями государства.


Боярский свадебный пир в 17-м веке. К. Е. Маковский, 1883. (Музей Хиллвуд, Вашингтон)

При первых Романовых родовитое боярство становилось всё менее заметным в руководстве страной. Всё больше мест в думе занимали люди, попавшие туда не по знатности, а из-за того, что они были родственниками очередной царицы. Так, фактически через постель стали боярами Стрешневы, Нарышкины, Милославские

Гораздо более важное место в думе занимали люди, получившие боярский чин за реальные заслуги в деле государственного управления. При царе Алексее Михайловиче боярские чины получили такие худородные, но заметные в истории России люди, как Афанасий Ордин-Нащокин и Артамон Матвеев

Большинство же потомков древних фамилий беднели и становились трудноотличимыми от обычных дворян.


Сожжение местнических книг, 1682, гравюра А. Шарлеманя. (wikipedia.org)

Окончательно подорвала древние устои боярства отмена в 1682 году местничества — системы, когда на высшие государственные должности назначались не самые достойные, а самые знатные претенденты. В начале правления Петра I одряхлевшее боярство уже было явным анахронизмом. Пётр Алексеевич формально не отменил этот титул и даже пожаловал его троим придворным. Однако это было скорее данью традициям, а не признанием заслуг. Руководили государством при Петре люди, которых он сам примечал и выдвигал, обращая мало внимания на их происхождение.

Последний раз в истории боярским чином наградила дворянина Степана Нелединского-Мелецкого Екатерина I, а когда в 1750 году умер князь Иван Трубецкой, носивший боярский чин более 60 лет, слово «боярин» окончательно исчезло из российской истории. В русском языке оно, однако, осталось, трансформировавшись в слово «барин».

Возникновение Боярской Думы

Термин «Боярская Дума» появился значительно позднее, чем факт самого создания этого органа. Что такое Боярская Дума – определение по истории гласит, что это высший законодательный совет из представителей феодальной знати. В период раннефеодальной монархии Киевской Руси появляется необходимость в создании Боярской Думы – действующего совета, куда входили мудрые старцы и княжеские дружинники. В этот момент и происходит фактическое учреждение Боярской Думы. При возникновении это собрание носило скорее совещательный характер. Позднее, с середины XIV века, когда завершается формирование государства вокруг Московского княжества, в собрание вошли самые влиятельные и состоятельные бояре, в связи с чем, орган был уже назван Боярской Думой.

В XV веке в результате реформ на смену русским князьям приходит новый титул царя в лице Ивана IV, вместе с которым к державной власти Руси переходит фактическое руководство всей страной. Царь становился главой государственной власти, командующим войском, возглавлял суд и распоряжался всеми финансами страны. В силу того, что монархия той эпохи имела сословно-представительный характер, возникла потребность в органе, который бы ограничивал власть правителя. В связи с этим Боярская Дума продолжает свою деятельность, и правление государством царь осуществляет с участием этого органа власти.

Изменение роли Боярской Думы

В последние годы 15 века Дума оказалась совещательным органом верховной власти. В ее составе в большинстве присутствовали титулованные бояре. Произошло изменение роли Боярской Думы в жизни государства.

В 15 веке возникает сословно-представительная монархия. Царь оказался законодательной и исполнительной властью. Боярская Дума стала сословно-представительным ограничителем его власти. Все государственные дела решались только при участии бояр.

Боярская Дума собиралась ежедневно в Кремле очень рано, до восхода солнца. Совещание длилось около 6 часов. Если времени было мало, то его возобновляли вечером. Присутствие царя на нем было необязательным. Начальники приказов вносили вопросы на обсуждения. Царь обладал законодательным почином. Бояре самостоятельного могли решать многие вопросы и одобрение царя не требовалось. Несмотря на большие полномочия, Боярская Дума оставалась законосовещательным органом. Существовали группировки бояр, между которыми шли споры. Но организованной оппозиции в те времена в Боярской Думе не наблюдалось.

В конце 15 века происходит реорганизация государственного аппарата. Дума стала высшим контрольным органом. В ее обязанности входил сбор данных о служилых людях, контролировала расходы приказов. Приговоры Думы по частным или сложным вопросам становились прецедентами для аналогичных дел.

Полномочия Боярской Думы прописали в Судебнике 1550 года и Сборном Уложении 1649. Законодательная нагрузка состояла в совместном принятии с царем законов, а потом в качестве части Земского Собора. Дума активно обсуждала принятые царем законы, дипломатические, военные и международные вопросы. Рассматривала нерешенные дела приказов и воеводов. Роль Думы высшей судебной инстанции помогла заполнить пробелы в законодательстве.

Боярская Дума решала вопросы армии, земельные дела, введение новых налогов, контролировало местное управление.

Роль Думы увеличивалась с усложнением и дифференциацией возникших задач государственного управления. По факту она оказалась «соправительным» органом при царе.

Возникновение Боярской Думы

Термин «Боярская Дума» появился значительно позднее, чем факт самого создания этого органа. Что такое Боярская Дума – определение по истории гласит, что это высший законодательный совет из представителей феодальной знати. В период раннефеодальной монархии Киевской Руси появляется необходимость в создании Боярской Думы — действующего совета, куда входили мудрые старцы и княжеские дружинники. В этот момент и происходит фактическое учреждение Боярской Думы. При возникновении это собрание носило скорее совещательный характер. Позднее, с середины XIV века, когда завершается формирование государства вокруг Московского княжества, в собрание вошли самые влиятельные и состоятельные бояре, в связи с чем, орган был уже назван Боярской Думой.

В XV веке в результате реформ на смену русским князьям приходит новый титул царя в лице Ивана IV, вместе с которым к державной власти Руси переходит фактическое руководство всей страной. Царь становился главой государственной власти, командующим войском, возглавлял суд и распоряжался всеми финансами страны. В силу того, что монархия той эпохи имела сословно-представительный характер, возникла потребность в органе, который бы ограничивал власть правителя. В связи с этим Боярская Дума продолжает свою деятельность, и правление государством царь осуществляет с участием этого органа власти.

Демократичная предыстория

В былинном эпосе и летописных сводах можно узнать, как князь принимал важнейшие решения, советуясь с дружиной во время разгульных пиров в княжеских чертогах. В этих «симпозиумах» активно участвовали и возвышали свой голос «старцы градские», так звали представителей родоплеменной элиты союзных и подданных племен. Уже в тот период началось выделение особо приближенных дружинников в отдельную группу. Издревле таких называли «боярами», видимо подчеркивая их военные заслуги. Позже звание стало титулом и передавалось по наследству. Образовав отдельную страту в древнерусском обществе, бояре вместе с многочисленными привилегиями заполучили возможность давать советы великому князю, как индивидуально, так и группой. Постепенно состав коллектива советчиков стабилизировался и, в целом замкнулся в отдельный элитный клуб, под патронажем самого великого князя. Совет из бояр при государе не выражал самостоятельной позиции по государственным вопросам. Но как совещательный орган, играл видную роль в жизни государства. В число членов Боярской думы, вырвавшегося в XIV веке Московского княжества входили «путные бояре», так называли ответственных лиц, ведавших различными управленческими отраслями, которые называли «путями». К таким относили: тысяцких, дворецких, воевод и наместников. К тому еще множество должностей и обязанностей давали право боярину считать близким к княжескому двору чином и заседать на собраниях бояр в присутствии государя.

Это интересно: 2078,Учреждение опричнины — описываем подробно

Кто из бояр родовитее

Технология назначения в Думу или «сказывание» думного чина сформировалось в XVI веке. Как и в Палате лордов, возникшей в Великобритании в это же время, титул пэра, как и боярского думца, передавался по наследству. К тому времени на Руси была составлена официальная родословная книга «Государев родословец».

В нее была внесена поименная опись всех основных русских аристократических родов по поколениям. Перечисленные в этом документе семьи стали называть родословными. Именно эта книга позволяла четко определить не только кто достоин «сказывания» в Думу, но и обозначала старшинство, то есть превосходство одного боярина из знатного рода перед другим при распределении должностей.

Но это вызывало бунты и несогласия. Вскоре была составлена еще одна книга — «Государев разряд». В нее были записаны все назначения представителей знатных родов на государственную службу за последние 100 лет. После этого при распределении на должности стали исходить из того, делал ли ранее подобную работу кто-то из рода претендента.

Династийная иерархия была важна не только для получения государственной службы, но и просто для рассадки в Думе и даже на царских пирах. Оказаться на лавке похуже и подальше от царя, то есть не на своем месте и не отстоять его, считалось позором для всего рода.

«Боярская дума. Судебник 1497 года»

Становление органов власти Российского государства. При Иване III начал складываться централизованный аппарат управления. Бояре московского государя — это князья присоединенных земель. Уезды — это княжества, которые управлялись наместниками из Москвы. Кормленщики — это наместники, которые за управление уездами получали корм — часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках.  Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Боярская дума.

Боярская дума состояла из 5—12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие — два высших чина в государстве). Боярская дума имела совещательные функции о «делах земли». С середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы.

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя. Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой в 1472 году Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог — дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога.

Судебник Ивана Ш.

В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства — Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны.

Причины создания судебника. Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Усиление власти великого князя, возрастание влияния боярства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта.

Например, статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

Русская церковь при Иване III

После избрания митрополитом рязанского епископа Ионы в 1448 году русская церковь стала независимой (автокефальной). В то время как на западных землях Руси. вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в Киеве был поставлен свой митрополит. Русскaя прaвoслaвнaя церкoвь рaспaлaсь нa две сaмoстoятельные митрoпoлии — Мoскoвскую и Киевскую. Их oбъединение прoизoйдет пoсле вoссoединения Укрaины с Рoссией.

Внутрицеркoвнaя бoрьбa былa связaнa с пoявлением ересей. В XIV в. в Нoвгoрoде вoзниклa ересь стригольникoв. Нa гoлoве принимaемoгo в мoнaхи выстригaлись крестooбрaзнo вoлoсы. Стригoльники пoлaгaли, чтo верa стaнет крепче, если oнa будет oпирaться нa рaзум.

В кoнце XV в. в Нoвгoрoде, a зaтем в Мoскве рaспрoстрaнилaсь ересь жидовствующих (ее зaчинaтелем считaли еврейскoгo купцa). Еретики oтрицaли влaсть священникoв и требoвaли рaвенствa всех людей. Этo oзнaчaлo, чтo мoнaстыри не имеют прaвa влaдеть землей и крестьянaми.

Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Конспект урока по Истории России «Боярская дума. Судебник 1497 года».

Следующая тема:  «Василий III (1505—1533)».

Боярская Дума в период правления Ивана IV

Несмотря на значительные реформы, эпоха правления Ивана IV, считается одной из самых драматических периодов в истории государства. Царем была создана «Избранная рада», действовавшая с 1547 – 1580 годы, где служили думцы наиболее приближенные к Ивану Грозному, однако по иерархической лестнице их чины были ниже боярских. Это не могло не создавать конфронтацию – члены Боярской Думы и «Избранной рады» были в оппозиции, что привело к откровенному конфликту интересов.

В период царствования Ивана IV был создан Земский собор, который занимался вопросами финансов, внешних связей. В состав этого органа власти входила и Боярская дума. Первый Земский собор был созван в 1549 году, который принял новый Судебник и обсудил программу реформ. Новый судебник наделял Боярскую Думу правом наивысшего законодательного органа при царе.

В 1553 году царь тяжело заболел лихорадкой и хотел оставить престол своему малолетнему сыну Дмитрию. Руководители «Избранной рады» А.Ф.Адашев и Сильвестр попытались возвести к государственной власти двоюродного брата Ивана Грозного, посчитав его более удобной кандидатурой для развития рады, тем самым ослушавшись воли своего больного покровителя. Иван IV, оправившись от болезни, не забыл этого поступка членам рады и в скором времени Боярская Дума упразднена при помощи ссылок и казней.

В течение большей части своего правления, Иван Грозный яростно пытался выйти из под давящей опеки Боярской Думы. Сначала царь это осуществлял при помощи «Избранной рады», а затем, создав роковую опричнину, которая с 1565 года начинает борьбу по уничтожению бояр. Иван IV, путем длительных манипуляций, добился у Боярской Думы своего личного права, без согласования с думцами, определять изменников государства, ссылать их или казнить. За несколько последующих лет несколько сотен боярских династий, которые верой и правдой служили отцу и деду царя, были сосланы в отдаленные регионы или казнены. Их земли отошли опричникам, которые совершали карательные походы на Клин, Новгород, Тверь. В Москве были проведены сотни массовых казней. В результате Иван IV добился абсолютной власти и частично устранил боярскую аристократию.

Несмотря на все репрессии, Боярская дума при царе сохранялась, и, более того, ее численность была значительно увеличена. Однако по своему составу она была практически лишена аристократии, и заменена нетитулованными боярами, которые беспрекословно подчинялась Ивану Грозному. Боярская Дума участвовала формально в создании новых законов, однако никаких дискуссий в тот период не осуществлялось – царь принимал все решения единолично.

В 1568 года произошло стихийное выступление московских горожан против опричнины. Люди устали от бесконечных казней и пыток, проводимых на территории города. Апогеем всех устрашений Ивана Грозного стало деморализация армии, так как все опытные воеводы были казнены, а новое опричное войско умело совершать только карательные набеги на мирных граждан. В результате в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, дошел до стен Москвы и сжег ее, разгромив опричников. Погибли тысячи горожан.

В 1572 году под гнетом обстоятельств Иван IV распустил опричнину, однако это уже не улучшило ситуации, и в государстве начался тяжелый кризис. Страна была доведена до ужасного разорения и входила в сложный период, который в дальнейшем был назван историками «смутой».

Это интересно: Роль октябрьской революции в истории России

«…Государь, подумав о сем с боярами…»

Действие Боярской думы относительно государственных указов условно регламентировалось Статьей 98 из «Соборного уложения». В нем объяснялось, что бояре обязаны сотрудничать с царем по формуле: «Государь указал, бояре приговорили». Однако, в зависимости от дел, существовали как исключительно единоличные царские указы, так и решения без участия монарха — «Все бояре на Верху приговорили». Но это уже зависело от воли и характера действующего властителя Руси.

Так при Иоанне III ни один акт государственной деятельности не совершался без Боярской думы и даже его женитьба на Софье Палеолог была «…подумана с митрополитом (…) и бояры…» Иван Грозный, искренне ненавидящий бояр, не мог упразднить Думу, но весьма искусно уничтожал ее самых активных членов.

В Смутное время, после свержения первого самозванца, Дума сама избрала на престол своего «боярского царя» — Василия Шуйского. После его свержения именно «семибоярщина», то есть семь родовитых думских бояр целых два года руководили русским государством. А затем они же заключили договор о признании властителем всея Руси польского королевича Владислава.

Царь Федор Романов сжег все разрядные книги Боярской думы и этим отменил местничество, но Дума еще функционировала.

Пётр I, построив на Неве новую столицу, перенес в нее все администрирование государства, а Думу оставил в Москве. Оторванные от реальной политической жизни бояре ничего не решали и автоматически потеряли всякую власть. Вместо них, монарх повелел устроить сенат, в который вошли образованные дворяне и чиновники.

Последний русский родовитый боярин — князь Иван Трубецкой скончался в середине XVIII века и фактически в этот момент чин боярина перестал существовать.

Боярская Дума в период смутного времени

В XVI – XVII веках в Россию пришел кризис, который был вызван длительной ожесточенной борьбой Ивана IV с боярами, а также ряда других политических противоречий. После смерти Ивана Грозного в 1584 году на престол взошел слабоумный сын царя Федор Иванович. Умирая, царь поручил сына и государство опеке ближних бояр — И. Ф. Мстиславскому, Н. Р. Захарьину-Юрьеву, И. П. Шуйскому и Б. Ф. Годунову. Двое претендентов были уже пожилыми людьми и к власти не стремились, поэтому основной конфликт произошел между Шуйским и Годуновым. Последнему при помощи хитрости и интриг удалось захватить власть в стране, женив на Федоре свою сестру Ирину Годунову. В дальнейшем брат жены царя был признан официальным правителем России. Со смертью Федора оборвался многовековой царский род Рюриковичей.

Изначально ситуация благоприятствовала правлению Бориса Годунова. Тяжелый кризис сменялся стабилизацией в первые годы XVII века, однако в 1601 году в стране начались неурожаи, которые продолжались несколько лет. Начался голод, унесший жизни сотней тысяч людей. Росло недовольство жителей новым царем, по Москве распространяются слухи о том, что Борис Годунов убил младшего сына Ивана IV царевича Дмитрия. Почувствовав шаткое положение царя, среди бояр снова началась борьба за власть.

Шаткое положение русской державной власти вылилось в неустойчивость всего русского общества и дальнейшую Великую Смуту. В стране начался народный бунт. Сначала в 1602 году под руководством Хлопка. В 1603 появился с разбойным войском беглый монах Григорий Отрепьев, объявившим себя спасенным царевичем Дмитрием, который в 1605 году был разгромлен. В том же году умирает Борис Годунов и начинается многолетняя борьба за власть между различными социальными классами. С 1605 по 1613 год сменяется несколько правителей.

Неустойчивость власти, которая постоянно переходила от одного правителя к другому, становилась губительной для государства. Приходящие властители не желали считаться с Боярской Думой и стремились к самовольному управлению страной. Так же произошло и в период правления Лжедмитрия, самостоятельная политика которого привела к перевороту, организованному боярами. На троне оказался один из бояр, который принимал участие в свержении предыдущего царя – Василий Шуйский (1606-1610). Он пообещал оказывать всяческую поддержку Боярской Думе и совместно с ней принимать все свои последующие решения. Однако Шуйский показал себя слабым и беспринципным политиком, который не держал своих обещаний и постоянно менял приближенных. В итоге царь снова был свержен.

К власти впервые пришла Боярская Дума дата 17 июля 1610 года. Все управление государством осуществляли семеро думских лидеров, которые в последствие были названы историками «семибоярщиной». Бояре долго не могли определиться между собой в борьбе за власть и периодически совершали противоречивые поступки, одним из которых стало решение о передаче российского престола польскому королевичу Владиславу. Это решение показало абсолютную несостоятельность Боярской Думы, неумение ее работать сообща. Бояре были готовы добровольно отдать престол России иностранному царю, лишь бы он соблюдал интересы всех семерых участников. Это решение окончательно сломило авторитет органа власти Боярская Дума, до смуты которая обладала большим уважением и весом в обществе.

Полномочия

Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В области законодательной значение думы было указано в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, — и те дела в сем судебнике приписывати» (ст. 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: «Государь указал, и бояре приговорили». Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историею законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: «Все бояре на Верху приговорили». Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.

По вопросам внешней политики замечается такая же совместная деятельность царя и думы с конца XVI в., которая дополнялась еще участием земских соборов. Участие думы в делах внешней политики выражалось в постоянном учреждении т. н. «ответной палаты» при думе; дельцы посольского приказа не могли сами вести переговоры с иностранными послами; с послом «в ответех (говорит Котошихин) бывают бояре» — два, окольничий один или два, да думный посольский дьяк; в 1586 г. война со шведами решена царем «со всеми бояры». Только во времена междуцарствия и при самом начале правления Мих. Федоровича дума сносится с иностранными государствами от своего имени. Относительно суда и администрации дума является не одною из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. 1694 во II Собр. Законов, № 1491). Дума являлась собственно судебным органом только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно — своих собственных членов по действиям их, как судей и правителей в приказах, и по местническим счетам. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы.