Батюшков константин николаевич (1787-1855) — биография, жизнь и творчество поэта

Оглавление

Анализ стихотворения «Надежда» Батюшкова (2 вариант)

Творчество Константина Николаевича Батюшкова можно условно разделить на несколько этапов. Стихотворение «Надежда» — плод зрелой лирики еще молодого поэта.

Стихотворение написано в 1815 году, его автору исполнилось 28 лет, он участвовал в нескольких военных кампаниях против армии Наполеона, и в этот период он переживает болезненный кризис, приведший вскоре к полной переоценке ценностей. Война, смерть друга, затянувшийся разлад с отцом, промедление с переводом его в гвардию, согласие на брак от любимой девушки, полученное не по любви, а по воле ее опекунов. К. Батюшков словно становится другим человеком, отошли суета, погоня за удовольствиями и стремление делать карьеру.

По жанру — религиозная лирика, элегия, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Лирический герой — сам автор. Интонация исповедальная. Надежда как христианская добродетель — вот тема этого произведения. «Доверенность Творцу!» — доверие Богу. Раньше поэт был в иллюзии, что он сам творец своей судьбы, что все будет так, как он захочет, что он в силах достичь желаемого. Стихотворение полно восклицаниями и риторическими вопросами: мой дух! Его все дар благой! Страну желанную отчизны? Поэт гонит прочь отчаянье: мужайся; будь в терпеньи камень. Он перечисляет множество опасностей, через которые прошел в своей жизни невредимым: чья рука меня спасала, град свинцовый отражала?

Надежда неразрывно связана с верой и любовью. Он больше не думает об устройстве своей жизни на земле, не требует любви от людей, он ждет возвращения в небесное Отечество. Смерть не страшит его: он знает, что для христианина это только переход в иную жизнь, для которой, собственно, и предназначен человек.

В первой строфе поэт фиксирует внимание на военных походах, в которых он был задействован, во второй — на творчестве, вдохновении. Повторы усиливают горячую благодарность поэта: кто, кто мне силу дал? Кто вел к добру? Он! Он! Эпитеты: чувств высоких, мыслей чистых и глубоких, пламенных страстей, спокойный брег, бранный пламень

Олицетворения: жадный меч. Метафора: поле смерти, земная риза. Лишь несколько слов требуют пояснений: стезя (путь), бранный (военный), глад (голод), риза (одежда), узрю (увижу).

Лирика Константина Батюшкова готовила почву для появления в русской поэзии феномена Александра Пушкина. Сборник «Опыты в стихах и прозе» включает в себя произведение «Надежда».

Батюшков и его стихотворение «К другу» — история создания

Душевный надлом поэта в середине 1810-х годов не был чисто психологическим. Прежде всего, случилось разочарование в мировоззрении эпохи Просвещения, переход к религиозным принципам. Батюшков всё время переезжает. Тональность произведений 1814 – 1817 годов становится всё более пессимистической. В чём же дело?

После 1812 года поэзия Батюшкова приобретает отчётливые черты консервативного романтизма. Всё больше в ней становится мотивов запустения по сравнению с прошлым. «К другу» буквально пропитано осознанием непрочности земного бытия и стремлением «духовно взлететь в горний мир».

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова (2 вариант)

«Мой гений»- прекрасное стихотворное творение великого русского поэта Константина Николаевича Батюшкова.

Элегия «Мой гений», написанная в 1813 г, посвящена неразделенной любви поэта к очаровательной девушке Анне Фурман. Несмотря на то, что чувства Константина Батюшкова остались без ответа, образ возлюбленной сохранился у него на всю дальнейшую жизнь, вдохновив поэта на написание цикла стихотворений, в который и входит эта элегия.

Тема
Тема стихотворения — неразделенная любовь поэта.

В начале произведения автор описывает противоборство сердца и разума, в котором победа остается за чувствами. Воспоминания, хранящиеся в сердце героя, пленяют его даже в самых далеких краях. Эти признания дают нам понять, что в вопросах, касающихся любви, разум не властен над влюбленным.

Идея
В свое стихотворение автор заложил идею о том, что искренней любви не страшны ни время, ни расстояние. Батюшков показал, что «образ милый, незабвенный» является для него ангелом- хранителем, который всегда сможет утешить печальную душу героя.

Размер и рифмовка
Рассматриваемое произведение К. Батюшкова написано четырехстопным ямбом. В стихотворении автор использует перекрестную рифмовку АВАВ, а также мужские и женские рифмы.

Композиция
«Мой гений» условно можно разделить на две смысловые части: в первой герой обращается к своему сердцу, а в следующей части представлен портрет возлюбленной героя. Стоит выделить, что визуального деления на строфы в произведении нет.

Жанр
Жанр стихотворения- элегия, в нем переданы глубокие душевные переживания автора, проникнутые печалью. В произведении чувствуется любовь и ноты грусти, вызванные разлукой.

Средства выразительности
К. Н. Батюшков использует различные средства художественной выразительности. Описывая память сердца, автор обращается к синтаксическому параллелизму, а создавая образ возлюбленной, использует выразительные эпитеты, усиливающие экспрессивную окраску произведения («очи голубые», «образ милый», «память печальная» и т.д.).

Для передачи читателю внутреннего состояния героя, поэт использует метафоры, например, «вьющиеся власы», «страна дальняя», «локоны златые».

Стихотворение «Мой гений» К. Н. Батюшкова — одно из самых прекрасных произведений поэта. Оно отражает то, насколько глубокими и искренними могут быть чувства человека. В русской поэзии лирика Константина Батюшкова занимает особое место.

Известные произведения

Батюшков не останавливался на достигнутом, он постоянно совершенствовал свой слог и рифму. Написание каждой строчки занимало много времени, поэт настойчиво трудился. Однажды он пытался разобраться, чем является его привычка переправлять — пороком или добродетелью. Краткий список наиболее известных стихотворений:

  • «Надежда»;
  • «К другу»;
  • «Элегия»;
  • «Мои Пенаты»;
  • «Беседка муз»;
  • «Подражания древним».

Он писал элегии, послания, очерки, статьи, антологические стихи. К первым можно отнести «Привидение. Из Парни», «Мой гений», «Таврида», «Есть наслаждение и в дикости лесов». Посланий в его карьере художника слова было немного: «К Дашкову» и «Мои Пенаты». У антологических стихотворений историческое содержание. Главные произведения этого цикла — «Подражания древним», «Из греческой антологии».

Несчастная любовь

В 1815 году влюбился второй раз Батюшков. Биография гласит, что на этот раз его избранницей стала светская дама – Анна Фурман. Однако писатель быстро понял, что девушка не отвечает ему взаимностью, а замуж готова выйти только по воле опекунов. Ситуацию усугубило то, что Константин Николаевич никак не мог получить перевода в гвардию. Все это привело к тяжелому нервному расстройству, которое продлилось несколько месяцев.

Новым ударом для писателя стала смерть отца в 1817 году, с котором он всегда был в плохих отношениях. Чувство вины и неудачная любовь побудили его обратиться к религии, в которой он видел единственную возможность для человека сохранить свое высокое нравственное и духовное положение.

В эти сложные годы Батюшкову сильно помог Жуковский, который постоянно поддерживал поэта и убеждал продолжать писать. Это помогло, и Батюшков вновь взялся за перо. Через год он вернулся в Москву, где его ждали близкие друзья и знакомые.

Детство и юность

Константин Николаевич Батюшков родился 18 (29) мая 1787 года, в Вологде. Он происходил из старинного дворянского рода, был пятым ребенком в большой семье.

Рано потеряв мать, он вскоре поступил на обучение в один из петербургских пансионов.

Константин много занимался самообразованием. В возрасте 16 лет, а точнее с 16 до 19 лет начинается период превращения юноши в человека гуманитарно-компетентного. Благодетелем и советчиком в начинаниях Константина оказался его влиятельный дядюшка Михаил Никитич Муравьев, сенатор и поэт, попечитель Московского университета. Это ему удалось внушить племяннику уважение к античной поэзии. Благодаря ему Батюшков, изучив латинский язык, стал поклонником Горация и Тибулла, что стало основой его дальнейшей работы. Он принялся добиваться бесконечными правками от русского языка певучести классического. Также благодаря протекции дядюшки восемнадцатилетний Константин начал служить письмоводителем при министерстве просвещения. В 1805г. впервые публикуется его стихотворение в журнале «Новости русской литературы». Он знакомится с петербургскими поэтами – Державиным, Капнистом, Львовым, Олениным.

Переводы

В первые два десятилетия XIX века русская поэзия была салонной, авторами были исключительно поэты-аристократы. Стихи распространялись в рукописях. Батюшков знал почти каждого автора достаточно хорошо, чтобы обмениваться письмами или пародировать.

Константин был великолепным переводчиком. Для поэзии Золотого века характерно частое обращение к греческим, латинским или более поздним европейским произведениям. Русские поэты и писатели не стеснялись обращаться к зарубежным источникам и переводить их.

Благодаря переводам Батюшков создал свой индивидуальный стиль, который принципиально отличался от существующей русской поэзии.

Константин Николаевич создал жанр, который, благодаря одаренности основателя, быстро стал образцом литературы мирового уровня. Николай Карамзин, Василий Жуковский и Петр Вяземский были в числе друзей и корреспондентов Батюшкова и очень высоко ценили его стихи.

Переломный момент

Часто в своих произведениях обращался к прошлому Батюшков Константин Николаевич. Стихи о природе обычно перемежались с древними мифологическими традициями. Его раннее творчество принято называть эпикурейским (или анакреонтическим). Поэт пытался воспроизвести легкий и изящный слог древних писателей, но считал, что русский язык еще грубоват для этого. Хотя критики признавали, что в этой области он добился значительного успеха.

Но жизнерадостная эпикурейская поэзия привлекала Батюшкова недолго. После войны 1812 года, в которой поэт участвовал, его мировоззрение сильно изменилось. Причиной наполеоновских деяний он считал французское Просвещение. А испытания, выпавшие на долю России, он полагал свершением ее исторической миссии. В это время его стихи сильно меняются. Нет в них больше легкости и беззаботности, в них говорится о реальности – войне, душе русского солдата, силе народного характера. Лучшим стихотворением этого периода считается «Переход через Рейн».

Давайте ответим на вопрос о том, в каком направлении поэзии прославился Константин Батюшков, так как он задается наиболее часто. Как уже упоминалось, это анакреонтическая (или эпикурейская) лирика. Ее отличительные черты – легкость, беззаботность, радость, воспевание жизни и наслаждение ею.

Анализ стихотворения Батюшкова «Вакханка» (1 вариант)

Значительную часть своих ранних стихотворений Батюшков относил к легкой поэзии. Понимание этого определения он изложил в статье «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», датированной 1816 годом. Согласно мнению Константина Николаевича, легкая поэзия объединяет в себе жанры либо отсутствовавшие в системе классицизма, либо существовавшие на ее периферии. Например, речь идет о песнях, стихотворных сказках и повестях, посланиях, баснях. Важнейшей особенностью легкой поэзии Батюшков считал стройный, ясный, гибкий слог, совершенство и чистоту выражения мысли.

Главным шедевром, написанным Константином Николаевичем в вышеназванном жанре, считается стихотворение «Вакханка», созданное в 1815 году. В нем античные мотивы органично переплетаются с традицией французской эротической поэзии. При создании произведения автор опирался на девятый эпизод поэмы «Переодевание Венеры», принадлежащей перу Парни. В нем описывается любовное приключение богини. Согласно сюжету, она переоделась вакханкой и с легкостью завоевала сердце юного пастуха Миртиса. Батюшков существенно меняет первоисточник. Галантный эпизод он преобразует в торжество языческой страсти. Вместо Венеры у него действует настоящая вакханка. Преследует ее не пастух, а участник праздника Эригоны. Скорей всего, имеется в виду ежегодный праздник вина, проводившийся в Афинах. Он был посвящен Икарию, первому человеку, научившемуся делать популярный алкогольный напиток, и его дочери Эригоне, соблазненной Дионисом.

У Парни история рассказывается в статике. В стихотворении Батюшкова бал правит динамика (нимфа бежит легче серны молодой, жрицы Вакховы мчатся). Кроме того, произведение русского поэта отличается живописной красочностью и пластической рельефностью. Пушкин, высоко ценивший творчество Батюшкова, считал, что «Вакханка» Константина Николаевича получилась живее оригинального текста, лучше его.

В зарисовку на тему античности поэт вводит славянизмы – ланиты (щеки), ризы (одежда), нагло (в значении «быстро»). Впрочем, не пренебрегает автор и древнегреческими реалиями – тимпан (ударный музыкальный инструмент), Эвр (божество восточного ветра), нимфа (олицетворение живых стихийных сил).

Батюшков оказал огромное влияние на развитие русской поэзии. По мнению Белинского, без творчества Константина Николаевича, Пушкин не явился бы таким, «каким явился действительно».

Народное ополчение

В 1807-м, несмотря на протесты отца, записывается в народное ополчение Батюшков. Стихи в эти годы отходят для молодого человека на второй план. 22 февраля этого же года его назначают сотенным в милиционном батальоне и отправляют в Пруссию. С мая Батюшков начинает принимать активное участие в боевых действиях. Вскоре он получает тяжелое ранение и отправляется в Ригу на лечение. За свой героизм получает орден Святой Анны 3-й степени.

Пока длилось лечение, писатель влюбился в Эмилию, дочь местного купца. Однако продолжения любовное увлечение не имело, как память о нем остались только два стихотворения: «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

К 1808 году писатель физически окреп и был возвращен на службу. На этот раз он попал в гвардейский егерский полк, который командировали на войну со Швецией. После возвращения из похода он взял отпуск и отправился навещать незамужних сестер, которые жили в Новгородской губернии. В это время начало проявляться материнское «наследство» – Батюшков становился все более впечатлительным, иногда дело доходило до галлюцинаций. Сам писатель считал, что лет через десять окончательно сойдет с ума.

Детство и отрочество

Константин Николаевич Батюшков родился 18 мая 1787 года в Вологде в родовитой дворянской семье. Он был желанным ребенком: Батюшковы, у которых уже было 4 дочери, давно мечтали о сыне. Отец мальчика, Николай Львович, отличался вспыльчивым и непредсказуемым нравом, но при этом был весьма умен и образован. Мать Александра Григорьевна (в девичестве Бердяева), едва Костеньке исполнилось 6 лет, занедужила и вскоре скончалась. От неё сыну и дочери Александре передалось тяжёлое психическое заболевание.

Детство будущего поэта прошло в родовом имении – селе Даниловское, что в нескольких верстах от Вологды. Домашним воспитанием детей руководил дед, предводитель уездного дворянства. С малых лет мальчику прививали любовь к искусству и литературе. В доме свободно говорили на двух языках – русском и французском.

С десятилетнего возраста Константин воспитывается в частных иностранных пансионах О. П. Жакино и И. А. Триполи, успешно осваивая европейские языки, математику, историю и философию. Однако в 15 лет оставляет обучение, чтобы посвятить себя чтению русской и французской литературы.

Элегии

Константин Батюшков был не первым, кто писал такие произведения, но именно он способствовал тому, что в русской поэзии этого периода элегия стала основным жанром поэтической культуры.

Со времен Ломоносова царицей в русской поэзии была ода. Впервые эту традицию нарушил Василий Жуковский, стоявший у истоков русской сентиментальной поэзии.

Элегии Константина Батюшкова сохранили некую торжественность оды, но он избавил их от формальной помпезности, концентрируясь на выражении личных чувств.

Это была новая поэзия, с эпикурейскими темами, классическим тоном и формальной красотой. Она оказала влияние не только на молодого Пушкина. Почти столетие спустя Мандельштам в стихотворении «Батюшков» напишет:

Связь Батюшкова с итальянским языком и литературой была необычной для России. Тассо (1544-1595) был его любимцем, и друзья поэта иногда называли Константина Торквато.

Влечение к итальянскому языку было не просто способом поиска источников произведений для перевода на русский язык. В нем отражается стремление к музыкальности, звучному языку, которыми выделяется поэзия Батюшкова.

Стихи

Творчество Батюшкова можно поделить условно на 2 этапа. Первый – «довоенный» период: тогда юношу интересовали исключительно мифические красавицы Лилеи и Дориды, которым он посвящал исполненные узорных красот легкие, воздушные строки.

При этом сам поэт никогда не любил настоящим, «земным» чувством: он будто побаивался любовного огня, которым может опалить его любимая женщина. Но стихи его безупречны: о них с искренним восторгом и почитанием отзывался Пушкин, причем не только в юности, но и в зрелые годы. Можно сказать, Батюшков положил начало реформам языка, продолженным Пушкиным: он убрал все тяжелое, сложносочиненное, переполненное «мудрствованием лукавым».

Второй этап – после 1813-1814 гг. Здесь в творчество вплетаются иные мотивы: Батюшков побывал в нескольких войнах, он близко видел боль, кровь и смерть. Сам он говорил одному из приятелей, желавших узнать, не вышло ли из-под пера поэта какого-нибудь очередного посвящения Хлое или Лилете: «Как могу я после того, что видел, писать о любви?»

Батюшков лелеял много творческих замыслов. Наверное, томики его стихов сегодня стояли бы на полочках книжных шкафов каждого дома, не срази его болезнь. Талант его не успел окончательно созреть. Но мы благодарны поэту за образы его обворожительных Дорид и, конечно, за Пушкина, для которого Батюшков стал одним из проводников, указавших арзамасскому «Сверчку» путь на вершину литературного Олимпа.

Константин Батюшков – выдающийся русский поэт, который придал стихотворному языку особую гармонию и гибкость.

Батюшков является одним из первых, кто ввел в русскую поэзию множество наработок, которые были признаны классическими еще при его жизни.

В этот период биографии, Батюшкова особенно интересовала французская и русская . Одновременно с этим он изучал латынь, а также увлекался древнеримской классикой.

Находясь в Петербурге, Батюшков познакомился с выдающимся русским поэтом .

Интересен факт, что Константин Батюшков приходился родственником сенатору и общественному деятелю Михаилу Муравьеву, который помог ему устроиться на службу в Министерство народного просвещения.

Прослужив там около 3-х лет, 18-летний Батюшков начал работать письмоводителем при министерстве просвещения.

В 1807 г. Константин Батюшков записался в народное ополчение, после чего отправился в Прусский поход.

В одном из боев он был ранен и отправлен на лечение в Ригу. Спустя 2 месяца ему разрешили уехать домой.

Находясь в Риге, Константин познакомился с девушкой Эмилией, в которую сразу же влюбился.

И хотя их отношения не имели продолжения, вспыхнувшие чувства позволили Батюшкову сочинить первые в своей биографии стихи – «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

Примечания

Вакханка. Впервые — «Опыты», стр. 175—176. Подготовляя новое издание «Опытов», Батюшков сначала зачеркнул стихотворение, но затем написал сбоку: «NB. Вычеркнуто ошибкою — печатать». Датировка «Вакханки» определяется тем, что в феврале 1815 г. стихотворение было внесено в БТ и, следовательно, по всей вероятности, написано в 1814 или 1815 г. Некоторые мотивы стихотворения восходят к 9-й картине цикла «Переодевания Венеры» Парни. Однако Батюшков очень далеко отошел от Парни. Так, если Парни заканчивает картину описанием грациозного танца, то Батюшков завершает стихотворение полной динамики погоней за красавицей. «Вакханка» пользовалась большой популярностью. В. Н. Олин писал о ее стихах: «Искусный живописец может воспользоваться оными как прекрасным идеалом для изображения прелестной Вакханки» («Рецензент», 1821, № 10, от 9 марта, стр. 37). Стихотворение вызвало высокую оценку Белинского (см. Б., т. 7, стр. 228).

Сообщение о Батюшкове

Сообщение о Батюшкове кратко расскажет Вам много полезной информации о жизни и творчестве русского поэта.

Сообщение о Батюшкове

Батюшков Константин Николаевич появился на свет в Вологде 18 (29) мая 1787 года. Он был пятым ребенком в семье. Мальчик рано потерял мать и вскоре его отдали на обучение в петербургский пансион. Много времени уделял самообразованию. Благодаря своему дяде М.Н. Муравьеве он познакомился с трудами Тибулла и Горация.

По протекции Муравьева Константин Николаевича в 1802 году определили на службу в Министерство народного просвещения. В период 1804-1805 годов служил письмоводителем канцелярии своего дяди. Во время несения службы возникла тяга к литературе. Так он сближается с И. П. Пнином и Н. И. Гнедичем, которые основали «Вольное общество любителей словесности». В 1805 году произошла первая проба пера. Стихотворение «Послание к стихам моим» напечатали в журнале «Новости русской литературы».

Константин Николаевич в 1807 году, невзирая на протесты своего отца, становится членом народного ополчения и участвует в боевых стычках. Батюшков в бою за храбрость был награжден орденом Анны III степени. В этом же году занялся переводом «Освобожденного Иерусалима» Тасса.

В 1809 году принимает решение переехать в Москву, где знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. В начале 1812 года перебирается в Петербург и устраивается работать в публичную библиотеку. Батюшков регулярно общается и встречается с Крыловым. В июле 1813 года поэт стал адъютантом генерала Раевского, героя Отечественной войны, и вместе с ним Константин Николаевич дошел до Парижа.

Главная заслуга его как поэта в том, что он глубоко работал над поэтическойрусской речью. Благодаря Константину Николаевичу стихотворение стало звучать страстно и гармонично одновременно. Им были написаны еще и прозаические статьи «О характере Ломоносова», «О сочинениях Муравьева» и «Вечер у Кантемира». В октябре 1817 года вышло собрание его сочинений «Опыты в стихах и прозе».

Константин Николаевич Батюшков в 1833 году был уволен в отставку и жил Вологде в доме племянника. Последние 22 года жизни были омрачены тяжелым нервным расстройством, которое передалось ему по наследству (первый припадок случился в поэта в 1815 году). С момента увольнения он немного писал, больше пристрастившись к рисованию. Его не стало 7 (19) июля 1855 года. Умер великий поэт от тифа.

Батюшков интересные факты

Надеемся, что сообщение о Батюшкове помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересных фактов о его жизни. А свой краткий рассказ о Батюшкове Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Источник

Болезнь и смерть Батюшкова

А потом все закончилось для поэта. Его подкосила наследственная болезнь (мать умерла от психического заболевания). О литературной деятельности уже не могло быть речи. Его долго лечили, четыре года он находился в клинике для душевнобольных. Но когда надежды на выздоровление не осталось, Батюшкова перевезли на родину, в имение отца. В таком беспомощном состоянии он прожил там еще больше двадцати лет. Но и в своем сумасшествии он был углубленным в себя, тихим мечтателем, говорящим о красоте итальянского языка, об искусстве и природе. Умер от тифа в июле 1855 г.

Константин Батюшков, краткая биография которого описана в этой статье, был талантливейшим русским поэтом с непростой судьбой.

Годы жизни

Батюшков прожил долгую жизнь – с 1787 по 1855 гг. Но лишь первая часть ее оказалась счастливой: детство и юность юного дворянина отмечены любовью и заботой близких, которые рано рассмотрели его поэтическое дарование. Родившийся в Вологде отпрыск просвещенного дворянского семейства получил прекрасное образование в нескольких частных пансионах Санкт-Петербурга. Он легко освоил несколько иностранных языков.

Далее последовала дипломатическая служба. Пятилетие Батюшков посвятил трудам в Министерстве народного просвещения. В 1807 г. он почувствовал тягу к мундиру – и вступил в народное ополчение. Участвовал в Прусском походе.

После он вернулся к мирной жизни, в Санкт-Петербурге свел близкое знакомство с цветом тогдашнего просвещенного общества – с Вяземским, Карамзиным, влился в ряды членов «Арзамаса», куда чуть позже пришел и юный лицеист . Отныне основную часть времени Батюшков посвящает литературному творчеству. Его стихи легки и воздушны – современники даже считали их предтечей пушкинской поэзии и были правы: Пушкин поначалу учился у Батюшкова, перенимая простоту слога, четкость ритмов.

Батюшков стал одним из первых, кто разгадал в мальчике-Пушкине будущее «солнце русской поэзии». В 1815 г. он, блестящий офицер, побывавший в сражениях, навестил Царскосельский лицей – специально с целью вдохновить Александра на активное занятие литературой. Можно себе представить, какой восторг и восхищение у 15-16-летних мальчишек вызвало прибытие к ним воина, принимавшего участие в заграничных походах против самого Наполеона!

После Батюшков направляется по службе в Италию. Жизнь обещала великолепные перспективы. Но грянула болезнь. Душевное здоровье поэта пошатнулось. Он сошел с ума и все оставшиеся годы провел у родных. В периоды просветления сам он с горечью говорил: «Я похож на человека, несшего прекрасный кувшин, но он разбился. Поди угадай теперь, что в нем было…»

В 1830 г. неизлечимо больного Батюшкова посетил Пушкин. Зрелище так потрясло его, что вскоре родилось полное боли стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума…».

Родственники

Родственники писателя:

  1. Семья заговорщика.

Дядя Константина Николаевича был причастен к заговору против императрицы Екатерины Второй. Это сказалось на всем роде Батюшкова.

  1. Наследственное расстройство.

Мать Батюшкова страдала психическим заболеванием — галлюцинациями, которое передалось и поэту (возможно, это заболевание имело генетическую причину).

  1. Смерть отца.

Отношения между отцом и сыном были плохими. Это было связано с тем, что Константин Николаевич совершенно не слушал мнение отца. Когда Николай Львович умер, поэт сильно винил себя за то, что не поддерживал с отцом хороших отношений.