Болдуин iv

Оглавление

Смерть

Иллюстрация 18-го века гробницы Болдуина V

В конце августа 1186 года Болдуин V умер в Акко по неизвестной причине . Современный летописец Уильям Ньюбургский , враждебно настроенный к графу Триполи, писал, что Раймонд отравил ребенка, но это маловероятно, потому что король находился на попечении своего внучатого деда Джослена Куртенэ. Ему наследовала его мать, Сибилла, которая затем наделила Гая королевским престолом. В тамплиеры взяли тело Болдуина в Иерусалим, и он был похоронен в церкви Гроба Господня вместе с шестью из его предшественников . Сложная гробница, вероятно, построенная по заказу Сибиллы, просуществовала до 1808 года, когда она была уничтожена во время пожара.

Детство и юность Балдуина

Балдуин родился в Иерусалиме незадолго до того, как его отец, Амори I, получил королевскую корону. Балдуин вырос при дворе отца.

Когда ему было всего два года, брак его родителей был аннулирован из-за слишком близкой степени родства. В 1167 году отец Балдуина женился во второй раз — на византийской принцессе Марии Комнине, а через пять лет у них родилась дочь Изабелла.

В 1170 году воспитание девятилетнего мальчика было поручено Гийому Тирскому, одному из самых известных историков крестовых походов XII века. Балдуин рано заболел проказой и страдал от этой болезни на протяжении всей своей недолгой жизни. На страницах хроники его наставника приводится тревожный эпизод из жизни юного короля — во время игры со сверстниками, которые в шутку щипали друг друга, Балдуин не чувствовал боли. Гийом Тирский первым увидел в потере чувствительности кожи симптом тяжёлого заболевания, но в полной мере болезнь проявилась через несколько лет.

11 июля 1174 года умер Амори I, а 15 июля того же года состоялась коронация Балдуина, нового правителя Иерусалима. Так как на тот момент ему было всего тринадцать лет, королевством три года управляли регенты. Сначала самовольно стал регентом сенешаль королевства Миль де Планси, но затем о своих правах заявил Раймунд III (граф Триполи), дядя и один из ближайших родственников молодого короля. Осенью де Планси погиб от руки неизвестного убийцы. Неизвестно, был ли причастен к его смерти граф Триполи, но так или иначе через несколько дней он был официально избран регентом Иерусалимского королевства.

Так как Балдуин был неизлечимо болен, было понятно, что он не оставит потомства, а правление его будет недолгим

Поэтому бароны из окружения короля сосредоточили своё внимание на его предполагаемых преемницах — Сибилле и Изабелле, полнородной и единокровной сёстрах короля. Сибилла росла в монастыре в Вифании под присмотром бабушки Иоветы (младшей сестры королевы Мелисенды). Изабелла жила в Наблусе при дворе матери, вдовствующей королевы Марии Комнины.

Изабелла жила в Наблусе при дворе матери, вдовствующей королевы Марии Комнины.

Молодость

Болдуин потратил свою юность в суде его отца в Иерусалиме, имея мало контакта с его матерью, Агнес Кортни, Графини Яффы и Ascalon, и позже Леди Сидона, с которой его отец был вынужден развестись. Болдуин IV был образован историком Уильямом Шины (позже архиепископ Шины и канцлер королевства), кто сделал тревожащее открытие о принце: он и его друзья играли однажды, пытаясь ранить друг друга, ведя их ногти в руки друг друга, но Болдуин не чувствовал боли. Уильям немедленно признал это симптомом тяжелой болезни, но она не была окончательно идентифицирована как проказа до несколько лет спустя; начало половой зрелости ускорило его болезнь в ее самой серьезной форме lepromatous.

Отец Болдуина умер в 1174, и мальчик был коронован в возрасте 13 лет 15 июля в том году. В его меньшинстве королевством управляли два последовательных регента, первые Мили Plancy, хотя неофициально, и затем Рэймонд III Триполи, кузен его отца. В 1175 Рэймонд III, действующий король Иерусалима, сделал соглашение с Saladin.

Как прокаженный, Болдуин, как ожидали, не будет править долго или производить наследника, и придворные и лорды поместили себя для влияния на наследников Болдуина, его сестру Сибиллу и его единокровную сестру Изабеллу. Сибилла воспитывалась ее двоюродной бабушкой Айоветой в женском монастыре Бетани, в то время как Изабелла была в суде ее матери, вдовы королевы Марии Комнены, в Наблусе.

Присоединение

Патриарх Амальрик венчает короля Болдуина IV, как это изображено в издании Histoire d’Outre Mer конца XIII века.

После смерти Амальрика собрался Высокий суд, чтобы обсудить вопрос о наследовании. Хотя ему еще не поставили диагноз, Высокий суд, должно быть, знал о подозрениях королевских врачей в том, что Болдуин заразился проказой. Однако жизнеспособной альтернативы не было. Болдуин был единственным сыном короля; от второго брака Амальрик имел двух дочерей, из которых только Изабелла пережила младенчество. Наследование по женской линии было прямо разрешено, но Сибилла была незамужним подростком, а Изабелле было всего два года. Кандидаты-мужчины, двоюродные братья Амальрика, принц Богемонд III Антиохийский , Болдуин Антиохийский и граф Раймонд III из Триполи , были политически непригодны: Богемонд был привязан к далекой Антиохии , Болдуин на службе у византийского императора Мануила I Комненоса , а Раймонд практически незнакомец баронам.

После трех дней обсуждений был выбран Болдуин IV, в ожидании, что Сибилла найдет мужа, который станет его преемником, если он окажется затронутым. Коронация молодого короля в Латинской патриарх Иерусалима , Амальрик Несла состоялась сразу в церкви Гроба Господня . 15 июля был выбран , а не воскресенье , потому что это был 75 — й годовщины первого крестового похода «с захватом Иерусалима .

История царствования

Коронация Балдуина IV

В октябре 1176 года Сибилла, от которой теперь зависело продолжение королевского рода, по настоянию Раймунда III вышла замуж за Гильома де Монферрата по прозвищу Длинный меч, родственника сразу двух монархов — Людовика VII, короля Франции, и Фридриха Барбароссы, императора Священной Римской империи. В качестве приданого Гильом получил графство Яффы и Аскалона, вассальное государство Иерусалимского королевства.

В 1177 году Балдуин достиг совершеннолетия и стал принимать активное участие в государственных делах, постепенно оттесняя регента от власти. Решив пойти по стопам отца, он запланировал вторжение в Египет.

В 1176 году из мусульманского плена освободился Рено де Шатильон — он пробыл в темнице Алеппо шестнадцать лет и был выпущен на свободу благодаря выкупу 120 000 золотых: эту фантастическую сумму внес именно король Иерусалима Балдуин IV (Рено был отчимом жены Императора Византии Мануила Комнина – императрицы Марии). Балдуин отправил Рено в Константинополь, чтобы тот договорился с императором о поддержке византийского флота на время кампании. Византия направила в помощь Иерусалиму эскадру из 70 галер под командованием Андроника Ангела. Балдуин рассчитывал, что Рено де Шатильон и Гильом де Монферрат возглавят поход против Саладина, но в июне 1177 года Гильом умер от малярии, успев однако зачать будущего короля Балдуина V, которого семнадцатилетняя Сибилла родила спустя несколько месяцев после смерти мужа.

2 августа в Иерусалим прибыл кузен короля Филипп, граф Фландрский. Филипп был внуком Фулька, короля Иерусалима с по 1143 год, и потому являлся ближайшим родственником Балдуина по линии отца, тогда как Раймунд III был племянником королевы Мелисенды и приходился Балдуину двоюродным дядей. Балдуин предложил ему стать регентом королевства, но Филипп отказался, сказав, что он всего лишь паломник. Но затем он начал настаивать, чтобы сестры короля вышли замуж за его вассалов. Высшая курия отклонила его требования, а Балдуин де Ибелин нанес Филиппу публичное оскорбление, после чего тот в октябре покинул Иерусалим и отправился на север, сражаться с мусульманами на стороне княжества Антиохии. Балдуин де Ибелин был приближенным королевы-вдовы Марии, и, вероятно, его поступок был продиктован желанием самому получить в жёны одну из сестёр короля.

В ноябре 1177 года армия Саладина блокировала Дорон и Газу, затем заняла Рамлу и осадила Лидду и Арзуф. Призвав на помощь тамплиеров, Балдуин немедленно выдвинулся навстречу Саладину и 25 ноября одержал решительную победу над его армией в битве при Монжизаре. В том же году Балдуин дал согласие на брак своей мачехи Марии с Балианом де Ибелином. Ибелин попробовал склонить короля выдать своих сестер за членов его семьи, но Балдуин ответил отказом.

Балдуин IV командует войсками при Монжизаре. Картина Шарля Филиппа Ларивьера.

На протяжении всего 1179 года Балдуин вел непрекращающуюся войну с мусульманами. 10 апреля в Баниаском лесу на отряд короля совершил нападение племянник Саладина. Во время завязавшегося боя лошадь Балдуина убежала, но короля спас от гибели коннетабль королевства Онфруа II, правитель сеньории Торона. Оказывая помощь королю, Онфруа был смертельно ранен. В начале лета участились набеги мусульманских конников на территории Сидона.

10 июня Балдуин, объединившись с Раймундом III и магистром ордена тамплиеров Одоном де Сент-Аманом, сразился с Саладином недалеко от укрепления Мезафат. Сначала перевес в бою был на стороне христиан, но в итоге победа осталась за мусульманами. В ходе битвы лошадь короля была убита, и Балдуин был вновь спасён одним из своих воинов, который вынес его с поля боя на спине. Раймунд III бежал в Тир, а Одон де Сент-Аман и множество христианских воинов попали в плен к мусульманам. 29 августа Саладин после короткой осады захватил только что выстроенную и ещё недостаточно укрепленную крепость Брод Иакова и отрубил головы охранявшим её тамплиерам. Опираясь на современные раскопки и хроники с обеих сторон, историки склоняются к мнению, что Балдуин потерял около 800—1000 христиан (воинов и строителей), что составляло, как теперь полагают, около половины всего войска, имевшегося в этом регионе. Балдуин замешкался выступить в поддержку, не успев за 5 дней собрать достаточные силы.

В 1180 году наступила короткая передышка. Саладин заключил мир (продлившийся всего два года) с Балдуином и направил войска на других своих неприятелей, Алеппо и Мосул.

Бесстрашные рыцари

Как только в XII веке не называли проказу — и лепрой, и финикийской болезнью, а ещё ленивой смертью или смертью медленной. Все видели, как сначала нос у больного проваливался, а после и все лицо искажалось до уродства. Прокажённых ненавидели и гнали прочь. В Европе властвовало правило: «Как только болезнь обнаружится, человека немедля вести в религиозный трибунал, который осудит его на смерть». Несчастного клали в гроб и отпевали как покойника. Затем несли на кладбище, опускали в могилу и бросали туда комья земли, говоря: «Ты не живой, ты мёртвый для всех нас». Потом несчастного вытаскивали из ямы и отправляли в лепрозорий. Домой он больше не возвращался. Ни детей, ни жену свою уже никогда не видел, но мог передвигаться по безлюдью, закутанный в тряпьё с головы до пят, звеня колокольчиком на шее и оглашая окрестности криками: «Нечистый идёт! Нечистый!». И хотя прокажённый праведник Иов был изгнан и сидел в пепле и навозе, а святой Лазарь даже на иконах изображался в струпьях от лепры, их муки сердец католиков не смягчили. Священники объясняли пастве, что «святые страдают за простых грешников», но люди всё равно больных проклинали, швыряя вслед им камни… Исключением были рыцари ордена Святого Лазаря. Многие из них сами страдали от лепры и даже, бывало, в разгар сражения снимали шлемы. Стоило им показать свои прокажённые лица, как враг обращался в бегство… Под юрисдикцией Греческой патриархии этот орден содержал лепрозорий в Палестине (в XII веке она уже входила в Иерусалимское королевство). Кстати, слово «лазарет» и происходит от имени этого ордена. Так вот — рыцари-лазариты, по сути, спасли прокажённого принца от изгнания.

Балдуин IV ИерусалимскийПрокаженный король-крестоносец

Балдуин IV — самый знаменитый из всех прокаженных в мировой истории. Он был королем-крестоносцем, правителем Иерусалимского королевства, и вы наверняка помните его по эпической драме Ридли Скотта «Царство Небесное». Мистическая фигура воина в серебряной маске — это именно он.  

Воспитателем Балдуина был поистине великий человек — знаменитый историк, крестоносец, эрудит и острослов Гийом Тирский. Именно он первым заметил у воспитанника первые признаки лепры. Дети при дворе любили щипаться во время своих игр, и будущий король с легкостью переносил боль, в чем другие придворные видели проявление мужества. Лишь умудренный Гийом с прискорбием осознал, что потеря кожной чувствительности — ничто иное, как первая стадия проказы.

Балдуин Иерусалимский прожил с лепрой практически всю жизнь и умер уже в 24 года. Но даже за это время он успел проявить себя и как великий воин, и как мастер интриг. Он лично вел отряды крестоносцев в бой, сражаясь с воинами легендарного Саладина. Впоследствии Саладин захватил Иерусалим — но уже после смерти молодого короля. Портило его недолгое правление лишь то, что он был очень импульсивен. Зная, что ему предначертана ранняя смерть, он попытался совершить максимум великих деяний, добиваясь своего мечом, золотом и интригами.

Балдуин IV выкупил из мусульманского плена прославленного полководца Рено де Шатильона, бывшего, кроме прочего, родственником византийского императора. Отдав грандиозную сумму в 120 000 золотых, уже слабеющий Балдуин надеялся на то, что великий воин поведет его армию на Египет и поможет договориться с Византией. Но Рено де Шатильон умер вскоре после освобождения, и Балдуин попытался победить сарацин силами своего небольшого королевства.

Балдуин IV отчаянно сражался с мусульманами, был дважды тяжело ранен в бою и дважды спасен своими верными рыцарями. Но одного лишь религиозного пыла не хватило — без активной поддержки Византии у короля-крестоносца не было шансов. Его побед — и военных и дипломатических — едва хватало на то, чтобы сдерживать паритет и не давать Саладину захватить Иерусалим.

Во всех его действиях видна поспешность, прокаженный король Иерусалима жил каждый день как последний и стремился захватить Ближний Восток, даже понимая, что это было невозможно. Его грандиозные планы окончательно потерпели крах, когда в 24 года он умер от лепры — это было началом падения Иерусалимского королевства.

Характер и оценка

Поражение христиан при Хаттине через два года после смерти Болдуина омрачило наследие короля, и историки прослеживают роковые разногласия до правления Болдуина. Тем не менее, пока Болдуин был на троне, королевство не теряло территории и процветало экономически и духовно

Болдуин понимал важность обуздания власти Саладина, что отразилось на его выборе министров. Он не разрабатывал стратегию или дипломатию в одиночку и делегировал церковное покровительство и финансы своей матери Агнес и дяде Джоселину соответственно

Его главным заслугой была его решимость не отречься от престола, не найдя подходящего преемника, несмотря на то, что проказа делала правительство невыносимым бременем. Как стало ясно во время его правления и особенно после его катастрофических последствий, только Болдуин сохранил единство в королевстве.

Изображение XIX века Болдуина, командующего войсками в битве при Монжизар, работы Шарля-Филиппа Ларивьера . Болдуин изображен в помете, но в то время он все еще был подвижен и сражался верхом.

Современные христианские богословы разделились по вопросу о проказе. Папа Александр III не проявил особого сочувствия, когда писал о Болдуине, объявив проказу «справедливым судом Божьим », но другая школа мысли поощряла верующих видеть Христа в пострадавших. Правление Болдуина могло привести к меньшей стигматизации болезни в Иерусалимском королевстве 13-го века. Принятие его подданными его болезни приводило мусульман в замешательство. Имад ад-Дин аль-Исфахани писал:

Публичному имиджу Болдуина, возможно, способствовало его целомудрие, которое рассматривалось как свидетельство необычайной святости, а его успех в борьбе с Саладином был истолкован как знак благосклонности Бога. После катастрофического Седьмого крестового похода один старик из Дамаска сказал крестоносцу:

Однако, несмотря на кажущуюся святость, Болдуин не был особенно набожным. Он был в первую очередь рыцарем как по характеру, так и по воспитанию, и для современников его наиболее отличительными чертами были отвага и благородство.

«Царство небесное» — Еще факты и вымысел

Сцена, где английский король Ричард Львиное Сердце проходит проездом через бывшую деревню Балиана во Франции, вымышлена. Поход Ричарда в Святую землю, который стал известен как Третий Крестовый поход, пришелся на период, когда Балиан уже имел очень маленькое отношение к важным государственным событиям.

В фильме показана Сицилия того времени, как порт Мессина, из которого начинается путешествие в Святую землю. Изображена тогдашняя религиозная ситуация довольно точно – христиане управляли мусульманами. После поражения войска Христиан под Хаттином, король Сицилии посылал корабли с подмогой и припасами.

И хотя трудно сказать, куда именно прибыл морем корабль Балиана, опасности морского пути в Святую землю переданы точно. Тоже войска Ричарда Львиное Сердце столкнулось со штормами и понесло потери в пути. Впрочем, с этой сценой связана другая неточность – побережье Израиля не может предложить подобных ландшафтов с пустыней, похожей на Сахару, еще и у берега моря. Впрочем, съемки на натуре велись в Марокко в Африке, где топография своя.

С топографией самого Иерусалима тоже не все хорошо – город показан островом среди пустыни из песчаных дюн, без деревьев, без множества холмов, которые и сегодня окружают старый город – например гора Сион или Масличная гора, без каменоломен. Таким образом, армия Саладина беспрепятственно подводит штурмовые башни к стенам города, что в реальности очень проблематично и что испытала на себе армия Крестоносцев в 1099 году во время предыдущей крупной осады Иерусалима.

В отличие от реального Балиана, который был крестоносцем, мужчиной за сорок с жизненным опытом и жизнью в Святой земле, персонаж Орландо Блума удивительно быстро вошел в роль умелого фехтовальщика, после пятиминутного урока сражения на мечах в лесу. Более того, он спланировал защиту города, знак, как разметить поле боя для выстрелов катапульт, будучи простым кузнецом в деревне во Франции. Также он становится настоящим господином в своих новых владениях. Балиан в фильме Царство небесное подсказывает идею копать землю в поисках воды – удивительно, что они не додумались до этого за всего годы жизни в этом месте и за поколения опыта своих предков, живущих в пустыне.

Балиан в фильме несколько раз произносит проникновенные речи, суть которых в важности сохранения жизни людей – что Иерусалим – это, в первую очередь, люди, а не святыни, камни и стены. Довольно смелое утверждение и торжество равноправия для умов 12 столетия. Оно диссонирует с самой сутью Крестовых походов – когда десятки тысяч мужчин из Европы преодолевали половину тогда известного мира, чтобы попасть в Царство Небесное, а не к местным людям

Более того, люди того времени и убеждений расценивали насилие во имя Бога, как необходимое, даже как праведное дело

Оно диссонирует с самой сутью Крестовых походов – когда десятки тысяч мужчин из Европы преодолевали половину тогда известного мира, чтобы попасть в Царство Небесное, а не к местным людям. Более того, люди того времени и убеждений расценивали насилие во имя Бога, как необходимое, даже как праведное дело.

По дороге в порт Мессина есть довольно неоднозначная сцена, где христианин в одежде священника декларирует вслух, что убить неверного – это путь в Царство небесное. В Библии и христианской традиций нет подобной риторики, в отличие от Корана. Позже, во время жаркого спора о выставлении войск против Саладина, один из присутствующих говорит: ‘‘Войско Христово, несущее его крест, невозможно победить’‘. Это также риторика, имеющая мало общего с христианской, в отличие от мусульманской.

Во время осады Иерусалима войсками Саладина, мы видим зрелищные сцены обстрела города из катапульт, как и ответные меры по разметкам Балиана. В то время самые лучшие установки были способны бить на расстояние всего около 200 метров с весом камней до 150 килограмм и не были оружием массового разрушения стен Иерусалима, как показано в кино Царство Небесное.

Поражение войска христиан под предводительством Ги де Лузиньяна, известное в истории как Битва под Хаттином, действительно имело место и стало важным событием в изменении баланса сил в Святой земле. Тогда погибло 20 000 воинов, де сотни тамплиеров были казнены по приказу Саладина, а знати оказали достойное содержание в плену. В реальности место, где продлила битва, снова же, мало напоминает пустыню с песчаными дюнами – сегодня это зеленые поля недалеко от побережья.

Статистика карьеры НБА

Легенда
  GP Игр сыграно   GS  Игры начались  MPG  Минут за игру
 FG%  Цель поле процент  3P%  Процент 3-х очковых попаданий с игры
 FT%  Процент
штрафных бросков
 РПГ  Подборов за игру  ПНГ  Передачи за игру  САУ  Кражи за игру
 БПГ  Блоки за игру  PPG  Очки за игру  Жирный  Карьера высокая

Регулярный сезон

Год Команда GP GS MPG FG% 3P% FT% РПГ ПНГ САУ БПГ PPG
2016–17 Мемфис 33 1 12,3 0,313 .136 0,838 1.4 1,8 .5 .2 3,2
2017–18 Портленд 7 11,4 0,667 .800 0,600 1.1 .7 .3 .1 5,4
2018–19 Портленд 16 5.9 .303 .222 0,727 .9 .8 .1 .1 1.9

Плей-офф

Год Команда GP GS MPG FG% 3P% FT% РПГ ПНГ САУ БПГ PPG
2017 г. Мемфис 3 4.0 0,000 0,000 1.000 1.3 .7 0,7
2018 г. Портленд 4 4.8 0,250 1.000 0,500 .8 .8 .3 .3 1.0

Евролига

Год Команда
2019–20 Олимпиакос 24 9 16,4 0,481 .267 0,633 1,8 1,8 .5 5.5 4.3
2020–21 Бавария 39 38 27,1 .488 .285 0,761 3.0 4.0 1.1 .3 15.3 13,4

Прокаженный герой Иерусалима

Балдуин IV стал одним из лучших христианских властителей Иерусалима, к сожалению, фактически последним. Коронованный затем сын его сестры Сибиллы, племянник Балдуин V умер в детстве, а её муж тщеславный дурак и трус Ги де Лузиньян предопределил победу Саладдина.

Символично, что и само королевство европейцев на Востоке разлагалось изнутри распрями и интригами знати, их распутством и алчностью, как разлагался из-за неизлечимой болезни достойнейший монарх.

Он умело балансировал между местными и пришлыми баронами, рыцарскими орденами, европейскими правителями и Папой Александром III, ведя при этом нескончаемые войны с мусульманами.

Став совершеннолетним ( тогда это было в 15 лет), он отменил регентство дяди стал править самостоятельно. Первая большая битва Балдуина с Саладдином в 1177 году при Монжизаре закончилась полной блестящей победой христиан.

В несколько раз превышающий численно противник позорно бежал. Впоследствии султан с уважением сказал: «Пока жив этот король, Иерусалим не падет».

Иерусалимский монарх множество раз оказывался на грани гибели, под ним неоднократно убивали лошадь, соратники много раз выносили раненого короля с поля боя. Столкновения не прекращались все царствование Балдуина, лишь в 1180 году, незадолго до смерти он заключил мир с Саладдином.

Балдуин хотел передать власть в достойные и умелые руки, но не находил таких. А болезнь лишала его сил, их уже не хватало, чтобы сдержать натиск многочисленных врагов. Он из последних сил правил, водил армию в бой, боролся с интригами… Король был лишен всех, даже самых простых и обычных, человеческих радостей.

И восхищенные мужеством и волей больного короля, подданные шли за ним и побеждали. Когда уже полностью обессилевший Балдуин не мог даже сидеть в седле, то приказывал посадить его на носилки и нести впереди войска.

У короля были преданные приближенные и множество непримиримых врагов, которые жутко ненавидели, но настолько же сильно и боялись Балдуина, пасовали перед его невероятно сильным характером.

Король спешил успеть сделать как можно больше для королевства. Всю короткую жизнь положил он на это и много добился. При нем не нарушились границы, несмотря на сильнейшего врага.

Фото: Pikabu

Находясь смертном одре, он даже не позвал духовника, потому что не знал, в чем можно исповедаться, какие грехи совершил? Ведь он с самого детства жил как в аду — разлагался заживо, только мучился и всё терпел. Грех же — это действие для удовлетворения слабостей и пороков…

Балдуин IV умер в 1185 году, когда ему было всего 24 года. Он наглядно опроверг бытовавшее тогда мнение о греховности прокажённых. Он был невинным девственником, не прил вина и был умерен во всем, не был тщеславен и дерзок, а прост и доступен. Не был он и жесток, несмотря на войны и власть, которые воспринимал только как тяжкий груз ответственности за королевство.

Христианское королевство Святой Земли оказалось на краю гибели. С его смертью фактически закончилась и эпоха владычества христиан в Палестине.

Если бы он не болел или хотя бы прожил несколько дольше, история точно пошла был по другому пути. Святая Земля Палестины и многие окрестные земли, скорее всего, остались бы за христианами. Но история сослагательного наклонения не имеет.

Хотя, конечно, можно её переписать по своему — на бумаге или виртуально, например, в игре Total War. Но это уже совсем не та история…

Литература

  • Hamilton, Bernard. «Women in the Crusader States: The Queens of Jerusalem» // Medieval Women, edited by Derek Baker. Ecclesiatical History Society, 1978.
  • Hamilton, Bernard. The Leper King and his Heirs: Baldwin IV and the Crusader Kingdom of Jerusalem. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. ISBN 0-521-64187-X

    Review by Jonathan Philips, The Journal of Ecclesiastical History, Vol. 53 (2002), pp. 765–825.

    .

  • Kedar, Benjamin Z. The General Tax of 1183 in the Crusading Kingdom of Jerusalem: Innovation or Adaptation? // The English Historical Review, Vol. 89, No. 351 (Apr 1974), pp. 339–345.
  • La Monte, John L. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem, 1100-1291

    Review by Einar Joranson, Speculum, Vol. 8, No. 1 (Jan 1933), pp. 96–102.

    . Cambridge, MA: The Medieval Society of America, 1932.

  • Mitchell, P. D. Leprosy and the case of King Baldwin IV of Jerusalem: mycobacterial disease in the crusader states of the 12th and 13th centuries // International Journal of Leprosy and Other Mycobacterial Diseases. Vol. 61(2) (Jun 1993), pp. 283–91.
  • Newey, W. K., Lay, S. A leper in purple: the coronation of Baldwin IV of Jerusalem // Journal of Medieval History. Vol. 23, No. 4 (Dec 1997), pp. 317–334.
  • Runciman, Stiven. A History of the Crusades, Vol. II: The Kingdom of Jerusalem. Cambridge University Press, 1952.
  • William of Tyre. A History of Deeds Done Beyond the Sea. E. A. Babcock and A. C. Krey, trans. Columbia University Press, 1943.
  • Guillaume de Tyr. L’estoire de Eracles Empereur et la conqueste de la terre d’Outremer = Historia Rerum in partibus transmarinis gestarum. — Paris, 1844—1859. — (RHC, Historiens occidentaux, I (1 and 2), and II).
  • Ришар, Жан. Латино-Иерусалимское королевство / Пер. с фр. А. Ю. Карачинского ; Вступ. ст. С. В. Близнюк. — СПб.: «Издательская группа Евразия», 2002. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8071-0057-3.

Последние годы жизни

Балдуин IV на смертном одре передаёт корону Балдуину V. Миниатюра средневековой рукописи.

Разгневавшись на промашку регента, Балдуин отстранил его от власти. Он объявил своим преемником Балдуина де Монферрата, пятилетнего сына Сибиллы от первого брака, и даже предпринял попытку аннулировать брак Сибиллы и Ги. Мать короля Агнес де Куртене, её супруг Рено Гранье, правитель Сидона и многие бароны поддержали решение короля.

Граф Триполи был назначен опекуном юного наследника, также он должен был стать регентом королевства после смерти Балдуина IV на время несовершеннолетия нового короля. 20 ноября 1183 года состоялась коронация Балдуина де Монферрата — пока только в качестве соправителя умирающего короля.

Похороны Балдуина IV. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов за море против турок, сарацин и мавров» (1474 год).

Противостояние Саладину и династические распри последних лет окончательно подорвали здоровье короля, и 16 марта 1185 года Балдуин скончался в возрасте двадцати четырех лет. Он всего на несколько месяцев пережил мать, которая умерла в Акре в конце 1184 года.

Согласно воле короля, престол унаследовал его племянник Балдуин V при регенте Раймунде III.

Царство

Болдуин IV на своей постели и коронованный Болдуин V, как изображено в рукописях Вильгельма Тирского.

В 1183 году Болдуин IV созвал совет, чтобы обсудить, кто будет приемлемой альтернативой Гаю. Сторонники Сибиллы не присутствовали, в то время как она и младшая сводная сестра Болдуина IV Изабелла и муж Изабеллы, Хамфри IV из Торон , не были жизнеспособными кандидатами из-за осады в Кераке египетским правителем Саладином . Агнес Куртенэ , мать Сибиллы и Болдуина IV, предложила сделать сына Сибиллы соправителем . Возможно, Агнес действовала, чтобы сорвать амбиции Раймона Триполи, который также претендовал на трон. Поскольку у мальчика были следующие лучшие права после матери, предложение Агнес было широко принято. Болдуин V был провозглашен , коронован и помазан в Храме Гроба Господня 20 ноября 1183 года, и он получил дань уважения от всех баронов, кроме своего отчима Гая.

В конце 1184 или начале 1185 года стало очевидно, что Болдуин IV умирает. Он вызвал Высокий суд, чтобы выбрать регента для своего племянника. И король, и бароны хотели помешать Гаю править от имени Болдуина V. Они назначили Раймонда, но опекуном ребенка сделали Жослена из Куртенэ . Джоселин был дедушкой Болдуина V и не претендовал на престол, и поэтому Высокий суд доверил ему, в отличие от Раймонда, охранять короля.

Балиан несет Болдуина V

После того, как вопрос о регентстве был решен, Болдуин V и Раймонд получили титулы короля и регента соответственно. Затем молодой король по приказу своего дяди принял участие в торжественной церемонии возложения короны в Храме Гроба Господня. Оттуда мальчика несли на банкет на плечах Балиана Ибелина , отчима Болдуина IV и сводной сестры Сибиллы, Изабеллы, что означало, что договоренность о наследовании пользуется поддержкой семьи потенциального претендента. Болдуин IV умер 16 мая 1185 года, оставив Болдуина V единственным королем.

Королевство не сталкивалось с внешними угрозами во время правления Болдуина V, поскольку Раймонду удалось добиться перемирия от Саладина. Западные князья отказались прийти на помощь, вероятно, потому, что им не могла быть предложена корона, но, самое большее, перспектива временного правления от имени несовершеннолетнего. Только дед по отцовской линии короля, опытный крестоносец маркиз Вильгельм V Монферратский , переехал на Восток, гарантируя защиту прав ребенка. Гай продолжал возмущаться тем, что не стал регентом своего пасынка.

Семья Болдуина V с наследственными монархами Иерусалима, выделенными жирным шрифтом
Болдуин II Иерусалимский Морфия Мелитенская
Иоселин II Эдесский Беатрис из Сона Фульк V Анжуйский Мелисенда Иерусалимская Алиса Иерусалимская Годиерна Иерусалимская
Вильгельм V Монферратский Жослен Куртенэ Агнес Куртенэ Амальрик Иерусалимский Мария Комнене Балиан из Ибелина Констанция Антиохийская Раймонд III Триполи
Вильгельм Монферратский Сибилла Иерусалимская Гай из Лузиньяна Болдуин IV Иерусалимский Изабелла I Иерусалимская Хамфри IV Торон Богемонд III Антиохийский
Болдуин V Иерусалимский