Оглавление
Примечания[править | править код]
- Греф О. А. Александр Михайлович Бакунин — создатель усадьбы Премухино // Вопросы истории. — 2001. — № 2. — С. 143, 145.
- Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 59.
- ↑ Брачев В. Масоны у власти. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — С. 298. ISBN 5-699-17105-3
- Дьяков В. А. Славянский вопрос в пореформенной России (1861‒1895 гг.) // Вопросы истории. — 1986. — № 1. — С. 52.
- Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 59.
- Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 61.
- Бер Ю. А. Страницы биографии революционера (С. Г. Нечаев) // Вопросы истории. — 1989. — № 4. — С. 139.
- ↑ Цит. по: Платонов О. А. Тайна беззакония. Иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. — М.: Алгоритм, 2004. — С. 597. ISBN 5-9265-0148-2
- Цит. по: Башилов Б. Когда диавол выступил без маски в мир
- Цит. по: Владимир Короленко. Письма к Луначарскому // Новый мир. — 1988. — № 10.
- Цит. по: Орлик И. И. Венгерская революция 1848‒1849 годов и Россия // Новая и новейшая история. — 2008. — № 2. — С. 38.
- Цит. по: Брачев В. Масоны у власти. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — С. 298‒299. ISBN 5-699-17105-3
- Цит. по: Исаев А. К., Олейников Д. И. Бакунизм нуждается в более серьезном изучении // Вопросы истории. — 1989. — № 2. — С. 126.
- Цит. по: Пелевин Ю. А. «Хождение в народ» 1874‒1875 гг. // Вопросы истории. — 2013. — № 4. — С. 87.
- Цит. по: Пелевин Ю. А. «Хождение в народ» 1874‒1875 гг. // Вопросы истории. — 2013. — № 4. — С. 87.
- Цит. по: Пелевин Ю. А. «Хождение в народ» 1874‒1875 гг. // Вопросы истории. — 2013. — № 4. — С. 87‒88.
- Исаев А. К., Олейников Д. И. Бакунизм нуждается в более серьезном изучении // Вопросы истории. — 1989. — № 2. — С. 120.
- Цит. по: Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 59.
- Цит. по: Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 66.
- Год как жизнь (1966) — актеры и съемочная группа // КиноПоиск
- Фильм Год, как жизнь (1965) — актеры и роли // Кино-Театр.РУ
- Карл Маркс: Молодые годы (сериал, 1 сезон) — актеры и съемочная группа // КиноПоиск
- Карл Маркс. Молодые годы // KinoExpert.ru
- Цит. по: Урилов И. Х. Судьбы российской социал-демократии // Вопросы истории. — 2006. — № 3. — С. 144.
- Цит. по: Булдаков В. П. У истоков советской истории: путь к Октябрю // Вопросы истории. — 1989. — № 10. — С. 69.
Анархисты недооценили силу авторитарных, патриархальных элементов в той самой общинной коллективистской психологии
Опыт российских анархистов в XX в. наглядно доказал: анархистам всегда противопоказан союз с политическими партиями. В отношении РКП(б) этот подход был бесперспективен уже в силу того, что этические принципы, которые руководствовались в отношениях с союзниками лидеры большевиков, предполагали логику, неприемлемую для анархистов.
Кроме того, небольшие анархистские организации, плохо координировавшие свои действия в масштабах страны, были не в состоянии конкурировать с жестко централизованной политической партией, ориентированной прежде всего на захват власти.
Поражение белого лагеря в гражданской войне, как и прекращение интервенции, помогло большевикам разгромить разрозненные, не имевшие между собой связи повстанческие движения анархистов. Разгром социальных движений наряду с введением НЭПа и репрессиями 1921 г., приводит к спаду анархистского движения. В 1922–1929 гг. были постепенно ликвидированы возможности для любой легальной деятельности анархистов в СССР. Но даже не будучи запрещенной, она становится опасной и фактически подконтрольной ОГПУ. Часть лидеров анархистского движения, не склонных к компромиссам с РКП(б), в начале 1922 г. были высланы за границу, другие отправились в тюрьмы и ссылки.
Однако в 1922–1924 гг. происходит новый подъем анархистского движения. На этот раз анархисты уходят в подполье, действуя небольшими группами и кружками, иногда используя легальные организации для прикрытия. Новая волна арестов 1924–1925 гг. наносит движению серьезный удар. Вплоть до середины 1930-х гг. анархисты продолжают попытки организовать подпольные кружки и группы, действуют на свой страх и риск и отдельные активисты. Репрессии, проведенные в эпоху «Большого террора» 1934–1938 гг. затронули остававшихся на свободе и находившихся в ссылках бывших и действующих участников движения, пополнивших тюрьмы и концлагеря сталинского СССР.
Анархистское движение, переживая периоды подъема и спада, жестокие репрессии, возрождалось вновь и вновь, сохраняя преемственность со своими предшественниками. Более того, каждый раз его активисты демонстрировали идейную эволюцию, связанную со стремлением освоить формы общественно-политической деятельности, имевшие выход на массовые народные движения и институты общественной самоорганизации (профсоюзы, фабрично-заводские комитеты, Советы).
Нестор Махно
В 1920-е – 1930-е гг. свою деятельность продолжали организации русских эмигрантов-анархистов. Здесь оформляется новое течение в рамках российского анархизма — «платформизм», идеологи которого (П.А. Аршинов, Н.И. Махно и др.) пытаются сочетать анархо-коммунистическую программу преобразований со стратегией создания централизованной анархистской партии, которая руководила бы рабочим движением, а фактически — революционными процессами. Одновременно В.М. Волин развивает концепцию «анархического синтеза», связанную с идейным наследием КАУ «Набат». Г.П. Максимов разрабатывает концепцию «конструктивного анархизма», представляющую собой соединение анархо-коммунистической концепции Кропоткина, анархо-коллективизма Бакунина и анархо-синдикалистской стратегии борьбы. В то же время, в работах Максимова можно обнаружить и элементы «единого анархизма» – концепции «набатовцев». Концепция Максимова по праву может считаться закономерным итогом развития традиции российского анархизма XX в., вобравшей в себя положения основных его течений и учитывавшей реалии индустриального общества и тенденции в развитии социальных движений 1920-х – 1930-х гг. (прежде всего, анархо-синдикалистских профсоюзов и кооперативных организаций). Труды Аршинова, Волина, Максимова и Махно получили признание международной анархистской общественности, заложив теоретические основы целых течений в анархизме. Максимов же по праву должен быть назван последним крупным теоретиком российского анархизма.
Увлечение идеями классической философии
Здесь он увлекся идеями немецкой классической философии, но, будучи романтиком, идеи Шеллинга, Гегеля и Фихте интерпретировал в романтическом духе. Он сблизился с Герценом и Белинским, которые, как и он, входили в кружок Станкевича.
Николай Владимирович Станкевич – русский философ, выпускник Московского университета. Он одним из первых организовал в России кружок, где обсуждались философские проблемы, в частности, немецкий идеализм, поскольку Станкевич был увлечен учением этого немецкого философа, хотя до конца так и не стал истинным гегельянцем, в то же время был сторонником гегелевской философии истории.
В этот период времени его друзьями становятся также В. Боткин, М. Катков, Т. Грановский, но со многими у Бакунина складываются непростые отношения. Во многом это было связано с особенностями его характера, о котором Белинский писал так: «Всегда признавал и теперь признаю я в тебе благородную львиную природу, дух могучий и глубокий, необыкновенное движение духа, превосходные дарования, бесконечные чувства, огромный ум, но в то же время признавал и признаю чудовищное самолюбие, мелкость в отношении к друзьям, ребячество, леность, недостаток задушевности и нежности, высокое мнение о себе насчет других, желание покорять, властвовать, охоту говорить другим правду и отвращение слушать ее от других».
Бакунин решает уехать в Германию, чтобы глубже изучить немецкую философию и жизнь, но как-то незаметно для себя переходит с философской позиции к политике. У него постепенно меняется круг друзей, в который уже входят лидер левых гегельянцев А. Руге, поэт-демократ Г. Гервег, композитор Р. Вагнер, проповедник утопического коммунизма В. Вейтлинг, французские социалисты П. Леру, Л. Блан, П. Ж. Прудон, коммунист Э. Кабе, деятели польского освободительного движения, А. Мицкевич, Карл Маркс — будущий идейный и политический противник, а пока уважаемый им человек. Его взгляды постепенно приобретают революционно-демократический характер, появляются первые политические статьи.
Он отвергал коммунистическое общество, но в то же время утверждал, что в основе «истинного коммунизма» лежат «священные права и гуманнейшие требования», что «коммунизм исходит не из теории, а из практического инстинкта, из народного инстинкта, а последний никогда не ошибается». Он уверял, что Европа находится «накануне великого всемирно-исторического переворота», что бедные и угнетенные массы свергнут существующий социально-политический строй и реализуют лозунги французской революции — «свобода, равенство и братство».
С 1843 г. он начинает менять места жительства в связи с тем, что на него начинаются гонения со стороны официальных властей, которые подстрекают царские дипломаты. В России его заочно приговаривают к каторжным работам в Сибири, таким образом Бакунин окончательно становится политическим эмигрантом и политическим борцом.
Когда в феврале 1848 г. во Франции началась революция, Бакунин спешит туда, и для него начинается, по его словам, «месяц духовного пьянства». Префект Парижа отзывается о Бакунине той поры так: «Что за человек! Что за человек! В первый день революции это просто клад, а на другой день надобно расстрелять». Для Бакунина наступает период метания по Европе: он то на границе России, где ищет поддержку среди польской демократии в «бунте» против императора Николая, то на славянском конгрессе в Праге, то волонтером в Пражском восстании (июнь 1848 г.), закончившемся поражением, то одним из руководителей восстания в Дрездене, после поражения которого арестован. Сначала его приговаривают к смертной казни, которую заменяют через полгода пожизненным заключением. Затем его передают в руки австрийского правосудия, которое также приговаривает его к смертной казни через повешение, но снова изменяет приговор в сторону пожизненного заключения, но тут же передает русским властям. В России его заключают сначала в Петропавловскую крепость, а затем переводят в Шлиссельбургскую, где он находится до 1857 г.
Камера Бакунина в Петропавловской крепости
Находясь в заточении, Бакунин пишет в 1851 г. Николаю I покаянную «Исповедь».
«Государственность и анархия» М. Бакунина
«Государственность и анархия» М. Бакунина
Анализируя историю рабочего движения, Бакунин считает, что его главным врагом является государство, которое «порабощает народные массы». Он различает в Европе отжившие «римско-католические» государства и «новейшие государства» («жидовское царство», «банкократия»), основанные на эксплуатации народного труда капиталом. Главными орудиями государства Бакунин называет фискальную бюрократию и полицейскую власть.
Государству Бакунин противопоставляет «социальную революцию», которая вдохновляется идеалами свободы, равенства и братства.
Первым необходимым условием революции он называет банкротство, вторым — веру в «общенародный идеал».
Будучи русским, Бакунин призывал к уничтожению «поганой Всероссийской империи», которую характеризует как «петербургский кабинет» или как «немецко-татарскую империю». Он отвергает и квасной патриотизм, и славянофильство, хотя положительно отзывается о славянах как о народе мирном и земледельческом.
Революция для Бакунина оказывается не национальной, но интернациональной, нацеленной на формирование общечеловеческого братства в форме федерации вольных общин, частью которой будет «общеславянская федерация».
Пролетариат Бакунин разделял на «нищенский» (истинно революционный) и «привилегированный» (буржуазный). Нищенский пролетариат больше характерен для Италии, привилегированный — для Германии.
Главной движущей силой своих идей и главным способом пропаганды среди этих масс он считал систему постоянных мелких восстаний и бунтов, аграрных волнений и т. п., называя это пропагандою фактами.
«Революционный катехизис» М. Бакунина
Основные положения этого произведения:
- Отрицание Бога.
- Человеческий разум признается единственным критерием истины. Почитание человечества должно заменить культ божества.
- Свобода индивида может быть осуществлена лишь в равенстве всех. Осуществление свободы в равенстве есть справедливость.
- Вся политическая и экономическая организация в целом не должна, как в наши дни, исходить сверху вниз, от центра к периферии по принципу единства, а снизу вверх, от периферии к центру, по принципу свободного объединения и федерации.
- Упразднение всякой официальной — охраняемой и оплачиваемой государством — церкви. Абсолютная свобода совести и культуры с неограниченным правом для каждого строить храмы своим богам и оплачивать свое духовенство.
- Абсолютная свобода каждого индивида, признание политических прав лишь за теми, кто живет собственным трудом, при условии, что они уважают свободу других.
- Всеобщее право голоса, безграничная свобода печати, пропаганды, слова и собраний (как для частных, так и для общественных собраний).
- Нация должна представлять лишь федерацию провинций, желающих добровольно к ней принадлежать.
- Отмена права наследования. Фонд общественного воспитания один будет иметь право наследовать, ибо на нем будет лежать обязанность содержания, надзора, воспитания и обучения детей, от их рождения до совершеннолетия.
- Равенство мужчины и женщины во всех политических и социальных правах.
- Упразднение легальной семьи, основанной на гражданском праве и имуществе.
- Свободный брак. Дети не принадлежат ни родителям, ни обществу. Верховная опека над детьми, их воспитание и обучение принадлежат обществу.
- Школа заменит церковь. Ее задача — создать свободного человека.
- Уничтожение института тюрем и палача. Уважение к старикам, неспособным к труду, и больным и забота о них.
- Основное убеждение заключается в том, что так как свобода всех народов солидарна, то и отдельные революции в отдельных странах должны тоже быть солидарны; что отныне в Европе и во всем цивилизованном мире нет больше революции, а существует лишь одна всеобщая революция, точно так же как существует лишь единая европейская и мировая реакция.
Для реализации идеи свободы и разрушения всех авторитетов Бакунин предлагал создать строго централизованную, дисциплинированную авторитетную революционную организацию, чья деятельность покрыта тайной. Этой работой Бакунин занимается в течение 1865-1867 гг., и вот осенью 1868 г. создается «Альянс социалистической демократии» под руководством Бакунина — малочисленная, но энергичная полутайная организация, имевшая свои секции в Швейцарии, Испании, Италии и Франции. В 1869 г. эта организация вливается в состав Интернационала.
В это время в поле его зрения появляется фигура С. Нечаева, который убедил Бакунина в том, что в России существует мощная революционная организация.
Бакунин безоглядно сделал ставку на Нечаева, которого мысленно уже представлял руководителем русской ветви своей организации. От Бакунина Нечаев получил авторитетный в глазах русской радикальной молодежи документ о его принадлежности к «Европейскому революционному союзу» за подписью М. Бакунина, деньги, поддержку и программное обеспечение. Бакуниным, Огаревым и Нечаевым были опубликованы листовки, брошюры, статьи, призывавшие к немедленной революции, к движению в народ, к организации бунтов и т. д. И только после процесса над нечаевцами Бакунин поймет, с кем он связался, но будет уже поздно. Его изгоняют из Интернационала, а его имя навсегда связывается с именем Нечаева. Ф. Энгельс пишет: «…бакунисты дали нам в Испании неподражаемый образчик того, как НЕ следует делать революцию».
В своих работах «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871 г.) и «Государственность и анархия» (1873 г.) М. А. Бакунин критикует теорию марксизма: «Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками». В этом он был прав. Его же идеей было: «Свобода может быть создана только свободою, т. е. всенародным бунтом и вольною организациею рабочих масс снизу вверх».
До прибытия на Остров[]
Михаил Бакунин вырос в Киеве и вступил в Советскую Армию, участвовал в Афганской войне где потерял свой правый глаз. Там он научился обращаться с медикаментами и медицинским оборудованием. В конечном счёте его перевели на пост для прослушивания радиосигналов во Владивостоке. В начале 90-х годов его подразделение расформировали и он ушёл из армии. В двадцать четыре года Михаил наткнулся на объявление в газете с заголовком — «Хотите ли вы спасти мир?» Таким образом и был завербован Джейкобом. Где-то к 1993-му году он прибыл на Остров. До того, как присоединиться к группе Других, он работал как член Проекта Дхарма, но позже признал, что это было неправдой. («Введите 77»)
Анархизм и марксизм о государстве
Оба эти течения поднимали похожие проблемы в своих идеях, но относились они к ним по-разному. Так, сущность государства для анархистов заключалась в том, что оно выступает в качестве аппарата насилия и орудием угнетения народа. В свою очередь в марксизме, государство – это аппарат насилия, орудие господствующих классов для угнетения эксплуатируемых.
В анархизме принято считать, что государство существует не вечно, поскольку, по мнению приверженцев течения, оно появляется на конкретной стадии развития общества. Последователи марксизма также считали, что государство не вечно, но придерживались мнения, что оно появляется в момент возникновения классов и антагонистических формаций, имеется в виду рабовладельческой, феодальной и капиталистической.
Исчезновение государства в идеях анархистов должно было произойти на высшей стадии развития, на которой государство уже не нужно, потому что на этом этапе люди заинтересованы во взаимопомощи. В свою очередь марксисты, считали, что государство исчезнет на низшей стадии коммунистической формации – при социализме – государство остаётся, но в другой форме, а вот коммунизм позволит ему исчезнуть.
Относительно способа ликвидации государства анархисты высказывались в сторону насильственного уничтожения, а марксисты говорили о том, что государство само ликвидируется по мере того, его функции будут делегированы органам самоуправления.
В качестве предпосылок для исчезновения государства анархисты рассматривают понимание исторически преходящего характера государства, а также его негативной сущности. Марксисты, напротив, говорили о том, что достижение высокого уровня производительных сил и установление коммунистических производственных отношений станут приметой того, что государство скоро исчезнет.
На Острове[]
Михаил был за главного у Других на станции связи «Пламя». Он описал себя как того, кто хочет работать совершенно один, словно хранитель маяка, и работа на этой станции предоставляла ему такую возможность. На станции он носил униформу Проекта Дхарма и был вооружён.
День 1
Когда Бен подошёл к станции «Пламя» в день авиакатастрофы, он был очень осторожен. Кажется он беспокоился, что Михаил может ненароком кого-нибудь пристрелить или ранить без предупреждения.Во время аварии рейса 815 Бен послал к станции Джульет, где Михаил уже включил новости об исчезновении самолета и начал собирать информацию обо всех на борту. По запросу Бена, он открыл видео с Ричардом Алпертом в Майами вне Острова, показав Джульет, что её сестра Рейчел и племянник живы и здоровы, а затем обрубил передачу, когда его попросил Бен. («Одна из нас»)
День 72-91 (3 сезон)
Михаил Бакунин в мониторе на станции Жемчужина
Когда Локк, Саид, Десмонд, Никки и Пауло посетил станцию Жемчужина, Саид смог отремонтировать камеру видеонаблюдения. Появился Михаил, одетый в униформу DHARMA Initiative и с глазной повязкой. Он посмотрел прямо в камеру, положил руку на объектив камеры, после чего сигнал был потерян. Локк прокомментировал это: «Я думаю, теперь он знает про нас». («Цена жизни»)
Михаил сдаётся
Двигаясь по координатам, которые были обнаружены на посохе мистера Эко; Кейт, Локк, Саид и Даниэль наткнулись на станцию «Пламя». Даниэль утверждает, что она никогда не была там раньше, а затем извинилась перед группой, сказав, что ей удалось выжить так долго именно потому, что избегала контакта с другими людьми на острове. Группа наблюдала, как Михаил занимался делами вне станции. Оказалось, что он был единственным обитателем станции. Саид решил идти без оружия, подняв руки вверх и двинулся в направлении станции, но Михаил выстрелил ему в плечо из винтовки. Локк и Кейт ворвались на станцию и захватили Михаила. Во время допроса Михаил представился как «последний выживший член Дхарма», рассказал, что Другие «враждебные». Бакунин также поведал о том, что пережил войну между членами проекта ДХАРМА и Другими, более известную как «Чистка». Михаил утверждал, что уже очень долго живёт на острове. (Примечание: Позже, Михаил показал, что он никогда не был членом Дхарма, но был одним из Других.) Также на станции была пишущая машина на русском языке и документы.Текст содержит русское имя «Андрей» и рукописную заметку красным на полях: «Меня зовут Андрей». («Введите 77»)
Выжившие смогли раскусить легенду Михаила. Они догадались, что Бакунин является одним из Других. Саид и Кейт связали его, и пошли в подвал станции, оставив Михаила под присмотром Локка. Но Бакунин смог освободиться, после чего взял Локка в заложники.
Бакунин удерживает Локка, требуя отпустить Беа Клю
Михаил требует отпустить беа Клю но выжившие не отдают ее после чего он убивает Клю.после чего его берут в плен и он просит Саида убить его но тот оставляет его в живых.на утро он вступает в спор с выжившими где он доказывает что знает их имена и не только. У забора Локк хватает его и бросает за ограждение и Михаил чуть не погибает от излучения но остается в живых благодаря тому что
Излучение оказывается не на смертельном уровне после этого он встречает в джунглях Дезмонда и его друзей после чего его берут в плен и он помогает Наоми после чего пытается украсть рацию но его останавливает чжин
Личная жизнь[править | править код]
В 1862 году А. К. Бакунина при помощи родственников мужа и друга семьи И. С. Тургенева выехала из России. Имела долголетнюю связь с неаполитанским адвокатом К. Гамбуцци, который был настоящим отцом её троих детей, а после смерти Бакунина женился на ней. Однако имеющая широкое хождение в литературе с лёгкой руки М. Н. Каткова версия о неспособности Бакунина иметь детей неправдоподобна. Сгоряча брошенное Катковым в его ссоре с Бакуниным слово «скопец» было на самом деле его традиционным ругательством. Несостоятельны и основанные на подобных фактах фрейдистские версии биографии Бакунина, как, например, вышедшая в 1934 году в Белграде («Комплекс Эдипа и судьба Михаила Бакунина»). В сибирский период жизни у Бакунина родился внебрачный сын, который затем воспитывался в Премухине.
Освобождение
В 1857 г. Бакунин пишет «молящее письмо преступника» Александру II, который освобождает его из крепости и отправляет на вечное поселение в Сибирь. В своем письме к Александру II он писал, что собирается «готовиться достойным образом к смерти», на самом же деле, оказавшись на относительной свободе, он женился и осенью 1861 г. совершает побег через Восточную Сибирь, Японию и Америку в Лондон к Герцену и Огареву. Старые товарищи приняли его в состав издателей «Колокола». В Англии Бакунин сходу врывается в революционное движение: печатает пропагандистские произведения, в Швеции организовывает кампанию за солидарность с поляками в деле их освобождения от России, отправляется в Италию к Гарибальди с целью привлечь его к польскому освободительному движению. Гарибальди отказался, мотивируя свой отказ тем, что поляки его об этом не просят.
Во Флоренции Бакунин встречается с приехавшей из России женой и знакомится с художником Н. Ге, который пишет его портрет. Н. Ге так охарактеризовал Бакунина: «… он производил впечатление большого корабля без мачт, без руля, двигавшегося по ветру, не зная, куда и зачем».
Н. Ге «Портрет Михаила Александровича Бакунина»
В ноябре 1864 г. Бакунин вновь встречается с К. Марсом, но он уже задумал создание своего «интернационального революционно-социалистического тайного общества». Суть его сводилась к организации широкомасштабного заговора для осуществления международной революции. В ходе этой революции должны были быть уничтожены современные государства, а на их месте возникла бы вольная федерация народов. Свои мысли по поводу этого он изложил в работах «Международное тайное общество освобождения человечества» и «Революционный катехизис».