Язычество

Оглавление

Гонения на язычников и конец язычества

Чем сильнее объединялась Русь, чем больше она наращивала свою политическую мощь и расширяла контакты с другими, более развитыми государствами, тем сильнее язычники подвергались гонениям со стороны приверженцев христианства. После того как произошло Крещение Руси, христианство стало не просто новой религией, но новым образом мысли, стало играть огромную политическую и общественную роль. Язычники, которые не хотели принимать новую религию (а таких было очень много), вступали в открытое противостояние с христианами, однако последние делали все, чтобы образумить «варваров». Язычество сохранялось до 12-го в., однако затем стало постепенно угасать.

Язычество это форма религии

Язычество — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. В более узком смысле, язычество — политеистические религии. Язычество — это совокупность множества политеистических верований, которые объединяются общими признаками обязательных жертвоприношений, поклонения идолам, магических ритуалов и тому подобного.

Язычество — религиозная система, возникающая у каждого народа на определённом этапе развития. Практически каждый народ в своё время прошёл через веру во множество богов, силы природы или духов предков.

Человек по природе своей испытывает потребность что-либо обожествлять. При отсутствии чётких представлений о Боге, в древности люди возводили в ранг божеств элементы окружающего их мир. Например, приметные детали ландшафта, природные явления, животных, растения, духов предков и другое.


Языческий ритуал в день летнего солнцестояния

Пантеон богов

В первую очередь хочется сказать о том, что боги язычников представляют собой ту или иную стихию или же природную силу. Так, самыми главными богами были Род (который создал жизнь на земле) и Рожаницы (богини плодородия, благодаря которым после зимы земля возрождалась к новой жизни; они же помогали женщинам производить на свет детей). Одним из важнейших богов был также Сварог — создатель и владыка вселенной, Отец-Прародитель, который дал людям не только земной огонь, но и небесный (Солнце). Сварожичами являлись такие боги, как Даждьбог (бог Солнца) и Перун (Бог грозы, молнии, грома). Солнечными божествами выступали Хорс (круг, отсюда слово «хоровод») и Ярило (бог самого жаркого и яркого летнего солнышка). Почитали также славяне и Велеса — бога, который был покровителем скота. Также он являлся и богом богатства, ведь раньше богатым можно было стать только благодаря домашней скотине, приносившей неплохую прибыль. Среди богинь наиболее значимыми были Лада (богиня красоты, молодости, любви, брака и семьи), Макошь (дарительница жизни урожаю) и Морана (богиня смерти, холода, зимы). Также почитали люди в те времен домовых, леших, водяных — духов, которые охраняли все, что окружало человека: дом, воду, леса, поля.

Почитание природы

У язычников признаётся какое-либо место, например, гора, озеро или родник как божественное место, которому они поклоняются. У этого места есть своё божество, которое его охраняет. Например, богиня Афина является покровителем Афин. А сменяющие друг друга времена года с различными природными проявлениями служат моделью духовного роста и обновления. По определённым циклам отмечаются и праздники, во время которых язычники общаются со своими божествами, соответствующим разным временам года. У многих язычников Земля тоже священна. Ей приносят дары, например, выливают в землю вино первого урожая или закапывают в неё какие-нибудь продукты или вещи, желая получить от земли богатый урожай.

Поклонение языческим богам

Часто языческие божества считаются исконными для определённой местности. Королевские фамилии в Великобритании отслеживают своё происхождение до бога Одина. Кельтские короли просчитали свой род до бога Бели и богини Анны. Национальные герои и героини тоже обожествляются народом. Тому пример – Юлий Цезарь. В язычестве поклоняются семействам богов. Эти божественные семьи могут включать в себя давно умерших предков или недавно покинувших этот мир. Эти богочеловеки могут ненадолго возвращаться в мир живых.

Божества могут быть и местными духами-единоличниками, например, змея – хранительница дома или медведь – хозяин леса. Божества могут собираться в группы, как эльфы или гномы. У каждого народа существует особый ритуал их почитания. Духам-божествам преподносят еду или питьё. Также ритуальным считается огонь или вода. Этим божественным стихиям приносят жертву. Благодаря этим ритуалам сохраняется преемственность прошлого и передача его в будущее. Это является гарантом смысла существования.

Древние славяне были язычниками, что это означает?

Человек жил в многогранном и неизведанном мире. Каждая секунда его жизни могла быть остановлена явлениями природы, силой, неподвластной пониманию. Человек осознавал свою беспомощность перед землетрясениями, молниями, наводнениями и прочими стихиями, а потому начал преклоняться перед могуществом Богов, которые управляют этими явлениями. Для того, чтобы Боги были благосклонны к беспомощным против стихий людям, воздвигались первые жертвенники, там приносились жертвы богам.

Так что же такое%язычество древних славян, кратко? На ранней ступени развития древние славяне верили в существование злых и добрых духов. Постепенно складывался пантеон или группа славянских богов. Каждый Бог – это олицетворение определенной природной стихии или отражение социальных отношений, обрядовости, которые свойственны тому периоду. Они составляли группу так называемых высших Богов, или богов-повелителей природных явлений.

Кроме высших Богов существовали низшие – существа, которые могли вносить в жизнь человека только небольшие изменения: домовики, русалки, лешие, мавки. Еще древние славяне делили внеземную обитель человеческой души на ад и рай. Различные жертвоприношения помогали человеку взаимодействовать с Богами, рассчитывать на помощь. Волы и другой скот часто приносились в жертву, а о человеческих жертвоприношениях сведения отсутствуют.

А еще читайте о оберегах древних славян

Этноцентризм

Недавно были признаны этноцентрические и морально-абсолютистские истоки общего использования термина «язычество», при этом ученый Дэвид Петтс отметил, что с особым акцентом на христианство «… местные религии определяются в противоположность привилегированным« мировым религиям »; они становятся всем, чем не являются мировые религии, вместо того, чтобы их исследовать как самостоятельный предмет «. Кроме того, Петтс отмечает, как различные духовные, религиозные и метафизические идеи, заклеймленные как «языческие» из разных культур, изучались в противовес авраамизму в ранней антропологии, бинарности, которую он связывает с этноцентризмом и колониализмом.

Бог славян Хорс и его воплощения

Хорс — сын Рода и брат Велеса. Это бог Солнца в Древней Руси. Лик Хорса, как солнечный день — желтый, лучистый, ослепительно яркий. У него 4 воплощения:

  • Коляда
  • Ярило
  • Даждьбог
  • Сварог.

Каждая ипостась действует в определенный ей сезон года, и люди ждут от каждого божественного воплощения помощи, с чем и связаны соответствующие ритуалы и обряды.

1. Бог славян Коляда 

Коляда начинает годичный цикл и владычествует со дня зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (22 декабря – 21 марта). В декабре люди приветствуют молодое Солнце и восхваляют Коляду ритуальными песнями; празднества длятся до 7 января. Это Святки.

Хозяева к этому времени забивают домашнюю животину, открывают соленья, запасы везут на ярмарки. На всем протяжении Святок люди устраивают посиделки, обильные застолья, гадают, веселятся, сватаются и играют свадьбы. В общем, ничегонеделанье становится вполне законным. Коляда потчует своей милостью всех благодетелей, которые проявляют милосердие и щедрость к бедным.

2. Бог славян Ярило

Он же Яровит, Руевит, Яр — солнечный бог юного возраста с ликом босоногого молодца на белом коне. Куда глянет — всходы взойдут, где пройдет — травы заколосятся. На голове его — венец из колосьев, в левой руке он держит лук и стрелы, в правой — вожжи. Его время — от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (22 марта – 21 июня). У людей в доме запасы истощены, а работы много. Когда солнце повернуло вспять, то и напряжение в трудах спало, время Даждьбога настало.

3. Бог славян Даждьбог

Он же Купала или Купайла — солнечный бог с ликом мужчины зрелого возраста. Его время — от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22 июня – 23 сентября). Празднество по случаю встречи по причине занятости откладывается 6-7 июля. В эту таинственную ночь люди сжигают Ярилу (вернее чучело) на большом костре и перепрыгивают через него, девушки пускают по реке плетеные из цветов венки. Все ищут цветущий папоротник желаний. В этот сезон работы тоже немало: покосы, заготовка плодов, починка дома, подготовка саней.

4. Бог славян Сварог

Усталое Солнце опускается всё ниже к горизонту. В его косых лучах убеленный сединой высокий, крепкий старец Сварог (он же Световид) принимает эстафету властвования. Он смотрит на север, сжимая в своей руке тяжелый меч, которым он разит силы тьмы. Он муж Земли, отец Даждьбога и всех других богов природных явлений. Его время с 23 сентября по 21 декабря — период сытости, покоя и достатка. Люди ни о чем не печалятся, устраивают ярмарки, играют свадьбы.

Звериные божества[править | править код]

В далекую эпоху славяне знали, что дикие животные — их братья меньшие. Они относились к ним с уважением и пониманием.

Хозяином языческого леса был медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия — именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу или его череп как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища.

Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.

Разница между язычеством и христианством

Отличий между религиями множество. Первое и главное отличие христианства и язычества — христиане верят в Единого Бога в Троице почитаемого (Отца, Сына, Святаго Духа). В Творца мира, который воплощает собой Любовь и лишён человеческих недостатков (Тринитарный монотеизм). А язычники веруют во множество божеств, каждое из которых обладает своим характером, схожим с человеческим, своими эгоистическими целями и особыми силами.

Не менее важно и проявление веры — христианин должен верить искренне, всем сердцем. Для язычники достаточно внешних проявлений и атрибутов культа

Не случайно от первых христианских мучеников требовали лишь формального, на словах, признания языческих божеств и символических даров идолам.

Христианин должен постоянно работать над собой, совершенствоваться и очищать свою душу от грехов. Главный вопрос христианину: что изменилось в твоей жизни после принятия веры? А язычник уверен в том, что уже совершенен. Что он должен работать не над собой, а над окружающим миром, исполняя волю божеств. И тем самым завершить работу Творца и поддерживать мировое равновесие.

Определение

Определение язычества сложно и проблематично

Важно понимать контекст связанной с ним терминологии. Ранние христиане из соображений удобства и риторики называли разнообразные культы вокруг себя единой группой

Хотя язычество обычно подразумевает политеизм , основное различие между классическими язычниками и христианами заключалось не в монотеизме и политеизме, поскольку не все язычники были строго политеистами. На протяжении всей истории многие из них верили в верховное божество . Тем не менее, большинство таких Язычники верили в классе подчиненных богов / Даймоны -см генотеизм -или божественной эманации . Для христиан самым важным отличием было то, поклоняется ли кто-то единому истинному Богу или нет . Те, кто этого не делал (политеисты, монотеисты или атеисты ), были посторонними по отношению к Церкви и поэтому считались язычниками. Точно так же классические язычники сочли бы своеобразным различать группы по количеству божеств, которым поклоняются последователи. Они считали бы священнические колледжи (такие как Коллегия понтификов или Эпулонов ) и культовые практики более значимыми различиями.

Также несостоятельно называть язычество дохристианскими коренными религиями. Не все исторические языческие традиции были дохристианскими или исконными местами поклонения.

Благодаря истории своей номенклатуры язычество традиционно охватывает коллективные дохристианские и нехристианские культуры в классическом мире и вокруг него ; в том числе греко-римских, кельтских, германских и славянских племен. Однако современный язык фольклористов и современных язычников, в частности, расширил первоначальный четырехтысячелетний диапазон, использовавшийся ранними христианами, включив в него аналогичные религиозные традиции, уходящие далеко в доисторические времена .

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий. Сегодня язычество понимается не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян — это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру. Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, имели в основе один язык. Так, Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах как о язычниках, то есть имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и употреблять для обозначения религии.

Язычество у древних славян

В течение многих веков на Руси складывалась своя самобытная система верований, в основе её лежало почитание предков и обожествление природных явлений.

Если подробно рассмотреть богов древних славян, то можно увидеть, что в большинстве своём это достаточно злобные и мстительные существа. Несмотря на то, что у разных племен был свой пантеон богов, выделялись и общие боги, признаваемые всеми. Каждый Бог олицетворял определенное природное или социальное явление. Основными считались громовержец Перун — повелитель молний и Мать-Сыра Земля, которая представала в образе кормилицы, покровительствующей простым людям.

Отличия в местных богах у восточных и западных славян объясняется различиями в погодных условиях и занятиях местных племен. Князь Владимир и его окружение поклонялись Стрибогу — командиру ветров. Также почиталась Мокошь — богиня ткачества. У кузнецов существовал свой бог — Сварог.

У западных славян выделялся Чернобог, приносящий неудачу и насылающий тяжёлые невзгоды и напасти, Святовит — бог войны и Жива — богиня, являющаяся покровительницей конкретных территорий.

Помимо высших богов существовали и низшие

Они имели лишь незначительное влияние на жизнь человека. Язычники считали, что окружающий мир населен различной нечистью: домовыми, русалками, лешими, упырями, кикиморами, водяными и прочими волшебными и мифическими созданиями. Для задабривания низших существ, им часто подносили дары, и совершали жертвоприношения животных.

Сказания об этих мифических сущностях дошли до нас в форме народных суеверий и сказок.

Суть славянского язычества

Хотя существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы. Отсюда вытекают и боги — повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов, у славян были и более мелкие божества — домовые, русалки и пр. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существование у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.

Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, покровительства, им приносили жертвы — чаще всего это был скот. Нет точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян.

Вера в богинь

Часть язычников считают женское обличие божественным. Большинство языческих культов, например, Одина и Митры, признают только преданность одному богу-мужчине. Но они признают и наличие других богов и богинь. Понятие «культ» обозначает поклонение одному конкретному божеству или пантеону. Сейчас это понятие расширилось и стало означать поклонение божественному или человеку-лидеру, полубожеству. Общепринятые религии, такие как Иудаизм, христианство и Ислам отвергают идею женской божественности. Один из евангелистских епископов как-то заявил, что религии с богинями – это вырождение.

Этимология

Славянский термин происходит от церк.-слав. ꙗ҆зы́къ, то есть «народ», «племя», которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой (‏גוי‏‎) и нохри (‏נָכְרִי‏‎). Последние соответствуют в греческом переводе слову (этнос), а в Вульгате — лат. . С точки зрения этимолога Фасмера, церковнославянский термин является калькой с греческого.

В большинстве европейских языков используются термины, производные от лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от pagus «округ»), позднее получившее значение «простолюдин», «деревенщина», по причине того, что христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера». Латинское слово было заимствовано и в церковно-славянскую литературу в форме поганый «языческий», со временем приобретшей значение «нечистый, грязный».

В армянском языке закрепился древний, воспринятый от греков термин «հեթանոս» ( от «этнос»), в то время как сами греки восприняли от латинян иной, более поздний термин παγανισμός, ранее же язычество в греческом языке обозначалось словом Εθνισμος.

Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий».

Язычество в городском быту XI—XIII вв[править | править код]

Принятие христианства в качестве государственной религии не означало полной и быстрой перемены образа мышления и образа жизни. Были учреждены епархии, построены церкви, общественные богослужения в языческих святилищах насильно сменились богослужениями в христианских храмах, но серьёзного перелома во взглядах, полного отказа от верований прадедов и бытовых суеверий не было.

Христианство якобы отразило «первобытный» дуализм. Главою всех сил зла был непобеждённый богом Сатанаил с его многочисленным и разветвлённым воинством, против которого бог и его ангелы были бессильны. Всемогущий бог не мог уничтожить не только самого Сатану, но и мельчайшего из его слуг. Человек должен был сам праведностью своей жизни и магическими действиями «отгонять бесов».

Такой важный раздел первобытной религии, как магическое воздействие на высшие силы ритуальным действием, заклинанием, матерной бранью, был в своё время впитан христианством и оставался неотъемлемой частью церковной обрядности. Религиозная поддержка государственности в пору прогрессивного развития феодализма, запрещение кровавых жертвоприношений, широкий поток литературы, направившийся на Русь из Византии и Болгарии, — эти последствия крещения Руси имели якобы прогрессивное значение.

Вспышка симпатий к прадедовскому язычеству происходит во второй половине XII в. и, конечно, связана как с разочарованием социальных верхов в поведении православного духовенства, так и с новой политической формой, приблизившей в XII в. местные княжеские династии к земле, к земскому боярству, а отчасти и к населению своих княжеств вообще. Несомненно то, что жреческое сословие совершенствовало свои представления о магической связи макрокосма с микрокосмом личного убора, о возможности воздействия на жизненные явления посредством заклинательной символики и языческих апотропеев.

Двоеверие являлось результатом простой уступки народа новой власти и «истинной вере». Славяне хотели сохранить свою жизнь, поэтому им приходилось надевать на себя маску «христианина», но в то же время оставаться верным своим предкам — Богам.

Основные обряды

  • Свадьба. Обычаи одевать невесту на свадьбу, шуточное похищения новобрачной и выкуп — всё это относится к языческим свадебным обрядам. Мать невесты пекла специальный пирог — курник, который относился в дом жениха. А будущий муж приносил в дом невесты петуха. Венчание проходило возле самого старого дуба в округе;
  • Постриг. Через этот обряд проходили все дети, достигшие 7-летнего возраста. После ритуала считалось, что ребенок переходит из-под опеки матери к отцу;
  • Обряды при строительстве нового дома проводились для того, чтобы оградить строение и его будущих жителей от происков многочисленной нечистой силы.

Жрецы[править | править код]

Языческие жрецы — волхвы — совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы, используя магические заклинания, они просили Богов об обильном урожае, общались с ними. Славяне долго хранили веру в волков-облакогонителей, которые превращались в волков, в таком облике поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи. Другим магическим воздействием на погоду было — «чародейство»- заклинательные действия с чарой (чашей), наполненной водой. Водой из этих сосудов окропляли посевы, чтобы увеличить урожай.

Волхвы также изготавливали амулеты — женские и мужские украшения, покрытые заклинательными символами.

Язычество – религия древних славян

Язычество – это древняя религия славян. Однако религия – это понятие слишком узкое, как уже было сказано. Ведь язычество для наших предков было целой системой мировоззрения, своеобразной культурой со своими особенностями. Религия славянское язычество появилось и достигло своего развития, самостоятельности на заре первого тысячелетия новой эры. До этого была общая религия для всех индоевропейских племен.

Славянская религия (язычество) была сочетанием следующих основных черт:

  • Обожествление природы, поклонение природе. Это явление еще называется словом анимизм.

Почитание своего Рода, свои предков.
Вера в существование невидимых сил как злых, так и добрых. Эти силы, как считали древние славяне, постоянно сопровождают человека, участвуют в его жизни.
Вера в магию, в силу обрядов и заговоров.

Как и все языческие религии, славянское язычество было политеистичным. Для кого термины политеизм и язычество – это одно и то же, синонимы. Однако это не совсем так. Язычество – это более масштабное, всеобъемлющее понятие. Это не только вера во многих богов.

Но вернемся к славянскому многобожию. Каждый из «участников» языческого пантеона был ответственным за то или иное природное явление или сторону жизни человека. Например, Перун – бог грома, Лада – богиня любви и так далее. Каждый бог представлялся в определенном образе, с характерной для него внешностью и атрибутикой.

Для чего нужны были боги язычникам? Они, на самом деле, были своеобразными представителями природы, высших сил. Богам не поклонялись, богов славили. Славяне не просили у них прощения. У них просили хорошего урожая, здоровья, успехов на войне, в любви. Причем просить нужно было у соответствующего божества. Для самых почитаемых и важных сооружали языческие храмы – капища, святилища. В них проводились подобия богослужений. А вот посредниками между богами и людьми были волхвы, жрецы. Они обладали необычайной мудростью. Также богам приносили жертвы, или требы. Не стоит думать, что жертвы были человеческими и кровавыми. Совсем нет. В дар богам приносили еду, зерно, цветы. В честь богов устраивали праздники.

Представление о существующем мире у славян было своеобразным. Единым Творцом считался бог Род. Именно он создал три мира. Правь – Высший мир, божественный, мир мудрости и законов. Навь – мир прошлого, мир основ. Явь – мир, в котором живут люди, настоящий, реальный, видимый. Все они преследуют цель продолжения рода, постоянного совершенствования.

Исчезновение язычества

В самом начале новой эры, когда происходило глобальное освоение земель, все племена современной Европы и Азии были языческими. Однако некоторое время спустя (примерно к восьмому веку) язычество стало постепенно вытесняться. Народы примыкали к христианству, исламу, иудаизму.

А почему язычество вытеснялось мировыми религиями? На то было несколько причин:

  • Оно становилось слишком примитивным для развивающихся народов. Люди начинали понимать многие природные явления. То есть теперь объяснить существование простейших природных явлений нельзя было тем, что «бог разозлился» или «духи захотели». Ведь становились известны и понятны реальные физические субстраты всех происходящих явлений.
  • Племена стали образовывать государства. А в любом государстве всегда есть некое социальное расслоение. Для язычества же все люди были равны перед природой. Так появлялись противоречия между действительностью и религией.
  • Язычество как религия не подходило и для государственной власти. Оно не подчинялось единому правителю, монарху.
  • Необходима была монотеистическая религия. А мировые как раз были такими.

Вот почему был сделан выбор между язычеством и мировыми религиями в пользу последних. Наибольшее распространение, конечно, получило христианство. Конечно, переход от язычества к другим религиям происходил достаточно длительно, иногда очень тяжело. Особенно интересен феномен двоеверия, существовавший в начале второго тысячелетия в Киевской Руси.

Однако мы не можем сказать, что язычество полностью исчезло из нашей жизни. Это отнюдь не так. Не многие знают, что даже после укрепление христианской религии на Руси, языческие традиции, обычаи, приметы продолжают существовать и ныне. Поэтому иногда говорят, что мировые религии, пришедшие на смену языческим, были вынуждены частично соединиться с ними.

Истоки и сущность язычества

Основной причиной возникновения язычества является ложное самоопределение человека. Книга Бытия повествует о том, как первые люди соблазнились сорвать запрещенный плод с древа познания добра и зла, чтобы стать “как боги”. Вместо постепенного духовного роста, изменения себя по образу всесвятого Бога, человек избирает “легкий путь”, не требующий труда, “приятный для глаз и вожделенный” (), обещающий сразу дать “знание добра и зла” — путь безбожного становления “богом”.

Этот внешний путь “срывания” тайн бытия для овладения его естественными и сверхъестественными силами порождает магию. Отсюда возникает идолопоклонство как естественный результат извращения понятия о высшей цели и истинном смысле жизни. Здесь и истоки натурализма, поскольку утрата идеала духовного неминуемо влечет за собой культ материального, культ плоти. Гордость, попытка человека самому стать на место Бога, стремление к сверхсознанию и высшим наслаждениям порождает и наиболее утонченное язычество — мистическое.

В каком направлении идет общее развитие язычества? Становится оно все более “языческим” или же в нем происходит какой-то положительный процесс возвращения к “невидимому Богу” ()?

Является неоспоримым, что в язычестве всегда были люди, которые “искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли” (). И в этом смысле справедливо, что и в язычестве “совершался положительный религиозный процесс” . Ибо, как писал св. Иустин Философ, “у всех есть семена Истины” и “Христос есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы они считались за безбожников, — таковы между эллинами Сократ, Гераклит и им подобные” .

Где встречается[править]

Литератураправить

  • «ПЛиО»: Старобожие — педаль в пол

    Плюсы и минусы язычества Мартин передаёт на ура. В эпоху Первых Людей Вестерос был покрыт крошечными трайбалистскими государствами, из которых только на Севере сумели склеить некое единое королевство, да и то далеко не столь единое, как авраамистско-андальские южные королевства: даже в эпоху действия книг (распад большой империи и воссоздание того самого Северного Королевства — оно было каким угодно, только не единым и не соборным; единственное, в чем они были едины, это в том, что «мы не Юг». Дикие и кровавые обряды с жертвоприношениями — тоже были, но (у северян) весьма давно. С другой стороны, старобожники никогда не практиковали религиозные войны, не пытались массово обратить септрианский анклав Белую Гавань. В свою очередь, Мандерли сквозь пальцы смотрели на ритуалы в богорощах в их владениях, а Сыны Воина (септанский рыцарский орден) не получил разрешение открыть командорию в Белой Гавани. А при попытке массовой конверсии в рглорианство Вольный Народ типично по-язычески держит фигу в кармане и принимает двоеверие — рглорианство для новоявленных господ, старые добрые обычаи для народа.

    , в асфальт, кору, мантию и далее до самой Австралии. Богов такое множище, в каждом дереве свои, что их не то что унифицировать — поименовать нельзя. Эту веру исповедуют Первые Люди — у них либо феодализм с родоплеменными пережитками (северяне), либо чистый родоплеменной строй (Вольный Народ, горцы Северных и Лунных Гор, скагги). Северян пытались обратить в септрианство — безуспешно, у них даже был свой знатный религиовед Теон Старк, который сказал: «Вера септонска уродство есть» — и прибил свой щит к воротам Андалоса за Узким Морем.

  • «Наследие» — люди из Долины Паланкар, откуда родом протагонист книг, не имеют какой-то строгой религиозной концепции, но верят в массу суеверий и примет.
  • «Волкодав» — лоскутное одеяло из СФК земных языческих культов, разбавленное культами богов-близнецов и Мораны-Смерти

    Главный герой — педаль в пол: «Я молюсь своим богам…» (произносит всегда мрачным тоном).

    .

Видеоигрыправить

  • Crusader Kings — на ваш выбор, вы можете быть представителем тенгрианства, зуннизма, германского, славянского, финно-угорского, западно-африканского, балтийского язычеств, а также индуизма.
  • Аллоды онлайн. — Играбельный класс язычник. Способен бить грубой магей, исцелять травами, и рядом стоит питомец (у Канийцев друид, у гибберлингов знахарь, у прайденов зверолов, у имперцев Егерь, у орков шаман) (ыыыы отняли у них когда то уникальные зелья, которые только они могли варить )

Настольные игрыправить

  • Warhammer Fantasy — полно таких. Та же Империя только прикидывается имеющей псевдохристианскую СФК, а на самом деле там дофига богов и отражены такие черты язычества, как различные восприятия богов в разных регионах, споры о том, кто всех главнее и круче, и даже заимствование чужих культов с обоснуем в духе что эльфийский Кхейн это незаконнорождённый сын людских Таала и Экаты.
  • Warhammer 40,000 — планета Фенрис, цитадель ордена Космических волков, СФК викингов.

Влияние христианства на язычество

Христианство изменило не только русский народ и его веру, но и значение многих исконно русских слов. К примеру, слово «кощунствовать». В давние времена, когда существовал культ язычества, кощунником называли человека, который исполнял священные гимны и рассказывал людям древние придания, т.е. кощунствовал.

Каста язычество – это вера простого народа, который естественным образом приближен к земле. Подобное «волшебное» знание способно умереть лишь вместе с его народом, которое продолжает соблюдать свою веру.
Стоит также сказать о том, что язычество – это традиционная народная культура, система, которая соединяет в себе все традиционные знания предков, и с ходом времени развивается естественным путем, пронизывая все сферы общества.

Современное язычество

Язычество в мире продолжает сохранять свои позиции и собирать единомышленников. Современные язычники не реанимируют то, что давно уже «умерло», а наоборот, выводят на передний план все, что смог сохранить народ, что продолжает являться его неотъемлемой частью культуры и сознания.

Отличие язычества от религии

Культ язычества часто называют религией, однако некоторые ученые оспаривают это утверждение. Религия – это управленческая идея, которая формирует отдельный социальный институт (церковь, храм), и использует веру и другие человеческие ценности в своих целях. Если трактовать религию именно так, то получается, что язычество – это все кроме религии. Языческая вера – это вера человека, знание о мире и философия бытия. Русское язычество считается образом жизни древних славян, в котором отображаются их мысли и действия.

Философия язычества

Философия язычества заключается в познании окружающего и скрытого от наших глаз мира. Язычество учит людей, что весь мир населен богами и сверхъестественными существами, с которыми люди постоянно контактируют осознанно или неосознанно. Основными методами языческого познания мира являются наблюдение и размышление. В язычестве существует три основных понятия: Явь, Правь и Навь (Явленное, Неявленное и Правильное). Их сочетание также называют Триглавом.
Явь – это тезис, стремление изучить все тайное и сделать его более доступным. Явь является миром деятельности, созидания всего нового, а также тяга к будущему. Явь также считают стихией Белого бога, представителями которых у древних славян являлись Свентовит, Радегаст и Даждьбог.

Навь является антитезой, тенденцией обращения явного мира в неявный. Его цель – скрыть до определенного момента то, что не должно быть раскрыто. Навь также считается желанием Вселенной сохранить свои тайны, и в то же время стремится познать человека и раскрыть людям себя. Встреча с Навью – это проверка на силу человека и обоснованность претензий на нечто сверхъестественное. Навь в отличие от Яви, является стихией Черного бога, покровителя черной магии, представителем которого в славянском язычестве был бог Велес.

Правь является синтезисом – то, что стоит между Явью и Навью. Задача этой третьей силы – сделать мир правильным. Правь в славянском язычестве трактовался как идеал, к которому нужно каждому стремиться, однако не всем удается его достигнуть. Следование Прави приводит человека к божественному уровню, дарит ему ощущение спокойствия, душевной силы и уверенности. Однако если следовать только Прави, и забыть напрочь о Нави и Яви, то это приведет к смещению мыслей и чувств, в результате чего человек становится простым фанатиком, непонимающим сути своей веры. Представителями Прави в язычестве древних славян являются такие боги, как Сварог, Стрибог и Перун.