Оглавление
Сочинения о Китае
Мусульманские писатели, такие как Марвази и Махмуд Кашгари, располагали более свежей информацией о Китае в своих трудах. Китай был назван турками в честь правителей тоба в Северной Вэй и произносился ими как Тамгадж , Табхадж , Тафгадж или Тавджах . Индия ввела название «Маха Чин» (Большой Китай), что привело к двум различным названиям Китая на персидском языке: «chīn» и «māchīn» (چين, ماچين), что соответствует арабским īn и māṣīn (صين ماصين). Эти два термина первоначально относились, соответственно, к Южному и Северному Китаю, но позже определение поменялось, и юг стал называться «Мачин», а север — «Чин». Танский Китай контролировал Кашгар со времен «Четырех гарнизонов» протектората Анси, и это побудило таких авторов, как Кашгари, поместить Кашгар в определение Китая (īn). Югур (желтые уйгуры или западные югуры) и Китай или Китай были классифицированы как «Китай» Марвази, в то время как он писал, что Син граничит с Манином. Другое написание было «Махачин».
Мусульманские писатели, такие как Марвази, писали, что Трансоксания была бывшей частью Китая, сохранив наследие китайского правления Тан над этой областью. Мусульманские писатели рассматривали Кхитай, Уйгурское королевство Ганьсу и Кашгар как часть «Китая» в культурном и географическом плане, а мусульмане Центральной Азии сохранили наследие китайского правления в Центральной Азии, используя такие титулы, как «Хан Китая» (تمغاج خان) (Tamghaj Khan или Tawgach) по-тюркски и «царь Востока в Китае» (ملك المشرق (أو الشرق) والصين) (malik al-mashriq (или al-sharq) wa’l-īn) по-арабски для мусульманской кара -Ханидские правители и их карлукские предки.
Титул «Малик аль-Машрик ва’ль-Кин» был пожалован халифом Аббасидов Тамгхадж-хану, самаркандскому хакану Юсуфу б. Хасан
С тех пор титул Тамгхадж Хан появился в монетах и письменах, продолжая использоваться правителями Восточных и Западных Кара-Ханидов: использование Кара- Киданями китайских предметов, таких как монеты, письменность, таблички, печати, художественные изделия, такие как porcelein, зеркала, нефрит и другие китайские обычаи были нацелены на то, чтобы привлечь внимание местного мусульманского населения Центральной Азии, которое считало Среднюю Азию бывшими китайскими территориями и считало связи с Китаем престижными.
«Туркестан» и «Чин» (Китай) отождествлялись друг с другом Фахр ад-Дин Мубарак Шах, а Китай — как страна, в которой расположены города Баласагун и Кашгар.
Хотя на современном урду «Чин» означает Китай, этот термин относился к Центральной Азии во времена Мухаммада Икбала , поэтому Икбал написал, что «Чин наш» (имея в виду мусульман) в своей песне « Тарана-э-Милли ». .
, арабский исламский сюжет, действие которого происходит в Китае, возможно, имел в виду Среднюю Азию.
В персидском эпосе Шахнаме Чин и Туркестан рассматриваются как одно и то же, а хан Туркестана именуется ханом Чина.
Проблемы твоего друга — возможность для твоего врага
В середине III века н. э. Рим и Иран оказались в тисках жёсткого кризиса.
Пальмирское царство, когда-то клиент Рима, стало претендовать на роль регионального гегемона. За считанные годы Рим потерял практически все свои восточные провинции, кроме Малой Азии. Их, воспользовавшись потрясшим империю кризисом, отобрала Пальмира. Лишь император Аврелиан смог разгромить мятежников и захватить царицу Пальмиры Зенобию.
Царица Зенобия перед императором Аврелианом. Джованни Баттиста Тьеполо
Иран трясло не меньше. Парфянскую династию на престоле шахиншахов сменили Сасаниды, которые считали себя истинными персами. Страна переживала религиозные гонения, устроенные зороастрийцами. Всю вторую половину III века, от Варахрана II и вплоть до Шапура II, формально начавшего править в 302 году, Сасанидская держава бурлила. Каждый родственник Царя Царей по мужской линии — брат, сын, дядя, внук — был потенциальным императором.
Местные власти Сирии, Палестины и Месопотамии были серьёзно ослаблены. И это был шанс, которым арабы воспользовались.
Социальные группы времен Реконкисты
С успехами и поражениями возникли некоторые социальные группы:
- Mozarab : Имя для христиан под властью мусульман в Андалусии . Некоторые из них мигрировали на север во время преследований.
- в Muladíes : христиане, обращенные в ислам после завоевания.
- в Renegados : отдельные христиане, принявшие ислам и часто принимали участие в борьбе против своих бывших единоверцев.
- в Mudéjares : мусульмане , которые остались в районе завоеванной христианами во время Реконкисты (как правило, сельскохозяйственных рабочих). Их характерная архитектура из сырцового кирпича часто использовалась в церквях, которые были заказаны новыми мастерами.
- Morisken (исп Moriscos ): мавры обратились в христианство , который остался в Испании после завоевания 1492.
- Marranen (испанский: марраны ): презрительный термин конверсо ( «те , кто перешагнул»), d. ЧАС. Евреи, принявшие христианство , которых во многих случаях подозревали в тайном хранении своих традиций, несмотря на преследования со стороны инквизиции.
Становление государства
Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове
Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота
В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.
Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».
В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.
Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.
Пределы Византийской империи в VIII веке
Пределы Византийской империи сократились не только в Азии, но и в Европе. В VII в. славяне начали постепенно утверждаться на севере Балканского полуострова. Иллирия была захвачена сербами, а на нижнем течении Дуная смешавшиеся с славянами болгары (народ тюркского происхождения, который скоро вполне ославянился) основали большое государство, обнаружившее стремление к дальнейшему расширению; с VIII в. территория Византийской империи ограничивается только средними и южными частями Балканского полуострова, островами Архипелага и Малой Азией с чисто греческим или сильно эллинизированным населением. В этих пределах византийцам было уже не так трудно отстаивать существование империи в войне на два фронта – со славянами и с арабами.
Упадок
Арабский халифат несколько веков был одним из могущественнейших государств в истории, но постепенно он пришел в упадок. Это произошло по следующим причинам:
- Обширные территории. Многочисленные народы с разным вероисповеданием не могли долго находиться под властью единого правителя.
- Отсутствие религиозного единства среди мусульман (возникновение разных течений ислама);
- Восстания покоренных народов;
- Стремление эмиров к независимости;
- Наемная армия.
Уже к началу IX века на окраинах халифата появились независимые провинции. Эмиры формально подчинялись династии Аббасидов, при этом самостоятельно решая все важные вопросы. К середине X века под контролем халифов остались лишь Багдад и земли Месопотамии. А в 945 году Аббасиды лишились оставшихся территорий. Багдад был захвачен Буидами.
В период с 945 по 1132 годы династия Аббасидов осуществляла лишь духовную власть. Они утратили былое влияние и получали низкое, едва хватающее на жизнь, жалование. В 1055 году положение династии немного улучшилось. Багдад перешел к туркам-сельджукам, более почтительно относящимся к Аббасидам.
С середины XI века шло постепенное восстановление политической власти династии арабских халифов. Они воссоздали Аббасидский халифат в бассейне рек Тигра и Евфрата. После падения сельджуков это государство просуществовало около 60 лет. Земли халифата были захвачены монгольскими завоевателями. Выжившие аббасиды по приглашению султанов переехали в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род прекратил свое существование.
Проповедь Мухаммада
Будущий пророк Мухаммад родился в Мекке в 570 г. Рано осиротев, он сначала стал зарабатывать себе на жизнь трудом пастуха, а затем поступил в услужение к богатой вдове Хадидже, которая была старше его на 15 лет. Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, она вышла за него замуж.
По преданию, в б 10 г. на горе Хи-ра (близ Мекки) Мухаммаду явился ангел Джабраил и возвестил о том, что Мухаммад является посланником Бога. Он должен донести до людей истину, что нет Бога, кроме Аллаха, и предупредить их о грядущем Страшном суде.
В 613 г. пророк Мухаммад начал свою проповедь в Мекке. Его учение получило название «ислам», что означает «предать себя воле Бога».
Далеко не все жители Мекки приняли проповедь Мухаммада. Многие были преданы племенным богам. Другие не желали следовать заповедям пророка, призывавшего богачей делиться с бедными. В 622 г. Мухаммаду и его сторонникам пришлось бежать из Мекки. Сам пророк, тайно оставив город ночью, направился в Ясриб (Медину).
Его переселение, известное как «хиджра», стало началом мусульманского летоисчисления.
В Медине Мухаммад обрёл новых последователей и вскоре стал правителем города. Получив власть, он начал войну против жителей Мекки, которые во время решающей осады сдались без боя.
Со временем у Мухаммада появилось множество последователей среди воинственных арабских племён. Благодаря общей новой вере они сумели преодолеть межплеменную вражду, что обеспечило политическое единство. Под руководством Мухаммада ислам превратился в основу теократического общества, развивавшего осознанную воинственность, ибо «битва за Аллаха» обладала для воинов-мусульман особой притягательностью: в случае победы они получали добычу, а в случае смерти — попадали в рай.
Пророк Мухаммад, восседающий на волшебном животном ал-Бураке в сопровождении праведных халифов Абу Бекра, Омара и Османа. Средневековая миниатюра
Феодальный строй в халифате.
Бесконечной вереницей тянулись в столицу из завоёванных стран караваны с награбленным добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.
Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.
В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.
В халифате
применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.
К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.
Завоевания VIII века
В 712 году началось завоевание Хорезма. Хорезмшах Джинфар обратился к арабскому наместнику Хорасана Кутайбе с просьбой помочь ему в борьбе против младшего брата. Взамен Джинфар признавал свою зависимость от Халифата.
После короткого сопротивления брата хорезмшаха государство было подчинено арабам. В Хорезме был помещен арабский гарнизон, над хорезмшахом поставлен мусульманский наместник. Зимой 712-713 годов хорезмийцы, восстали, но мятеж был подавлен с большой жестокостью.
После подчинения Хорезма Кутайба решил идти в Согд. В упорном бою он разбил согдийцев и осадил Самарканд. После четырех месяцев осады арабский полководец договорился с правителем города о капитуляции и размере дани, который стал выплачивать Согд. Позднее в течение первой половины VIII века Согд восставал, и арабам стоило большого труда восстановить там власть. В 740 с мятежниками был заключен договор. Согдийцы получали прощение за отступление от веры и освобождались от налогов за годы мятежа.
К 720 году войска Халифата подчинил Гурган. За регион Мавераннахр арабам пришлось выдержать упорную борьбу против Тюркского каганата. В 737 году тюркское войско вторглось в Хорасан. Арабский полководец Асад одержал победу, а каган погиб во время бегства. За этим последовал распад каганата на две части. В 739-740 годах арабам удалось подчинить области Шаш и Фергану.
В 751 году армия Халифата разбила в битве при Таласе армию китайской империи Тан. Эта победа вытеснила Среднюю Азию из сферы влияния Китая и стала финалом арабских завоеваний в регионе.
Арабский халифат и исламизация
Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.
После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Несмотря на внутриусобицу, ислам распространяется. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено.
К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.
Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.
Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским.
В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).
Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.
Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями.
Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу.
Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.
Вы смотрели конспект по всеобщей теории «Арабский халифат и исламизация».
Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.
Последние бои
Самарра, Багдад, Нишапур и Мерв были направлениями для согдийцев, которые работали на Аббасидов и стали мусульманами. С приходом к власти Аббасидов местные согдийские правители были переселены с территории и стали офицерами халифа.
Последняя крупная победа арабов в Средней Азии произошла в битве при Таласе (751 г.). Тибетская империя была союзником арабов во время битвы против китайской династии Тан . Поскольку арабы не протекали в Синьцзян вообще, битва не имела значений стратегически, и это было Лушань «s восстание , которое в конечном итоге, заставляя Тан из Центральной Азии. Несмотря на обращение некоторых карлукских турок после битвы при Таласе, большинство карлуков не приняли ислам до середины 10 века, когда они основали Кара-Ханидское ханство .
Турки должны были ждать два с половиной века, прежде чем отвоевать Трансоксиану, когда Караханиды отвоевали город Бухару в 999 году. Денис Синор сказал, что именно вмешательство во внутренние дела Западно-тюркского каганата положило конец китайскому господству в Центральной Азии, поскольку разрушение Западного каганата избавило мусульман от их величайшего противника, и не битва при Таласе положила конец китайскому присутствию.
Арабские взгляды на турок
Средневековые арабы записали, что современные турки выглядели странно с их точки зрения и сильно отличались физически, называя их «широколицыми людьми с маленькими глазами».
Средневековые мусульманские писатели отмечали, что тибетцы и турки похожи друг на друга и часто не могли отличить турок от тибетцев.
Завершение арабских завоеваний
Внутренние конфликты, десятилетиями раздиравшие династию Омейя-дов, ослабили её власть. В 749 г., в результате восстания, к власти пришла династия Аббасидов (потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммада), основавшая Багдадский халифат.
Аббасиды ограничили завоевательную политику халифата. Только в 751 г. произошло сражение арабских войск с китайскими на реке Талас в Средней Азии, в ходе которого китайцы потерпели поражение.
Арабо-византийские войны в Северной Сирии, Анатолии и Месопотамии не привели к крупным захватам. Багдадский халифат жил в условиях относительного внутреннего и внешнего спокойствия. Процветали науки, искусство, торговля. Арабский язык стал языком образованных людей, объединяющим многонациональную страну.
Ислам окончательно утвердился как религиозная и политическая сила мирового значения, чему во многом способствовали и арабские завоевания.
Поделиться ссылкой
Причины военных успехов арабов
Основной причиной стремительного продвижения арабских войск можно считать общую политическую ситуацию в регионе.
Основными противниками халифата были Византийская империя и Персия, истощённые внутренними и внешними конфликтами. Кроме того, для многих народов, населявших территории, подчинённые этим странам, смена власти мало что значила. В их жизни не происходило почти никаких перемен. Нередко арабы-завоеватели терпимее относились к местному населению, чем их противники.
Арабское войско не имело единой стратегии и не подчинялось жёсткой дисциплине. Его вооружение нередко оставляло желать лучшего. Однако у него было главное преимущество, которого не было у противника, — религиозный фанатизм. Традиционное стремление к славе и наживе дополнялось идеологией ислама, который обещал вечное райское блаженство всем, кто погибнет во имя веры на поле боя. А знание пустыни дало арабам возможность использовать новые пути на территорию противника, возможность внезапного нападения с той стороны, с которой их никто не ожидал.
По мере расширения географии завоеваний арабы совершенствовали своё военное дело. Если первые завоевательные походы были одиночными рейдами, после которых воины возвращались с добычей домой,
то потом арабы стали устраивать постоянные лагеря на пути маршрутов в завоёванные страны или на чужой территории. Из таких военных лагерей выросли города Каир и Басра. А благодаря созданию военного флота арабы получили возможность устраивать набеги по всему Средиземноморью.
Борьба христианства и ислама
С выступлением арабов начинается новый период в истории всех трех частей Старого Света. Мухаммед основал религию, которая со страшною быстротою стала распространяться среди народов Азии и Африки, Притом далеко за границами, в которых имели силу влияние греческой образованности, власть римского государства и верования христианской церкви. Объединенные Мухаммедом арабы выступили, как завоеватели, основавшие громадную державу, и она отняла у прежней всемирной монархии почти все её азиатские области и решительно все области африканские и даже перенесла свои завоевания в Европу. С самого же начала этого нового периода возгорелась борьба между христианством и исламом, составляющая одно из самых важных явлений истории средних веков.
Четырёхдневное сражение
Персы поставили в первой линии тяжёлую конницу и слонов, а во второй — пехоту. Битва началась атакой левого крыла персов, но длившееся весь день сражение закончилось безрезультатно.День потрясения» завершился вничью.
На второй день(«День помощи») к арабам подошли подкрепления, в их числе были бывшие византийские воины, а также персидские перебежчики. Они знали, как бороться со слонами.
В третий день битвы персы начали всеобщее наступление и добились заметного успеха. Однако рейд тяжёлой конницы с целью убить Саада провалился. Слоны в ходе боя были выведены из строя воинами, которые умели противостоять этимтанкам». Однако и последовавшая контратака арабской конницы закончилась ничем.
На четвёртый день атаковали арабы. Им удалось прорваться к ставке и убить персидского полководца, после чего сасанидское войско пришло в расстройство. Новобранцы побежали — их вырубила арабская конница. Асараван» и дейлемиты сохранили дисциплину и смогли организованно отступить и переправиться через реку.
Новую крупную армию персы быстро собрать не могли. Арабы добили остатки войск у развалин Вавилона, заняли столицу — Ктесифон, который некому было оборонять, а в течение последующих нескольких кровавых лет разоряли и захватывали Персию. Последний оплот Сасанидов, Хорасан, пал в 640-е годы.
Завоевания — арабов.
Вскоре после смерти Мухаммеда мусульмане подчинили себе всю Аравию. Образовалось Арабское государство. Им управляли халифы (или «заместители» Мухаммеда).
При первых халифах многочисленные отряды арабов, двигаясь на верблюдах, лошадях и пешком, вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница.
Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны был истощены длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжёлых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию и Египет — и завоевали огромное Иранское царство.
В начале VIII века арабы покорили Северную Африку.
В 711 году они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Только жители её северной горной части не покорились и продолжали борьбу. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в жестоком бою франки отбросили арабов на юг.
На востоке арабы встретились с упорным сопротивлением народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию и дошли до границ Китая. В ожесточённом сражении китайские войска остановили их дальнейшее продвижение.
Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей государства стал Дамаск — большой город в Сирии.
Война на два фронта
Потеряв в жестокой войне начале VII века десятки тысяч воинов, Византия и Иран, вышли из неё обескровленными. И тут о себе напомнили арабы. Конечно, не всё у них шло гладко — в октябре 634 года персидская тяжёлая конница наголову разгромила мусульман в Битве у моста на реке Евфрат. А арабский полководец, командовавший войском, был затоптан боевым слоном.
В 636 году в длившейся шесть дней битве при Ярмуке арабы разбили византийскую армию. Чтобы противостоять новым завоевателям, персы и византийцы даже заключили союз, но было поздно. Месть стучала в сердце нового халифа Омара! Арабская конница повернула на восток.
Мусульмане собрали войско, куда вошли ветераны войны в Сирии. Армию возглавил Саад ибн Абу-Ваккас, двоюродный брат пророка.
Навстречу арабам вышла персидская армия под командованием Рустама. На руках у него были серьёзные козыри: помимо тяжёлой конницысаваран» и опытной дейлемитской пехоты, в войске были 33 боевых слона. Но значительную часть сил составляли новобранцы.
Сколько было воинов — до сих пор остаётся предметом споров, но считается, что численное превосходство было у персов. Их войско двинулось навстречу незваным гостям — и перешло реку Атик, оставив её у себя в тылу.
Арабы отвергли переговоры. Их позиция была чёткой: ислам или смерть. На размышление отводилось три дня.
Последовавшее сражение вошло в историю как битва при Кадисии.
Карл Мартелл: могущество первого министра
Карл Мартелл не был королём франков, он занимал лишь высшую придворную должность майордома (старшего по двору), однако могущество первых министров Франкского королевства уже давно переросло любые должности. Мартелл был полновластным правителем при королях-Меровингах, бывших не более чем марионетками в его руках. Карл начал своё правление в 717 году, в разгар междоусобиц, разгоревшихся после смерти его отца Пипина Геристальского. Год за годом он планомерно укреплял могущество королевства, борясь как с внутренними врагами, так и с внешними, тренируя свою армию в бесконечных походах.
Прибытие Эда ко двору Карла не на шутку встревожило майордома: очевидно, появление столь принципиального и непримиримого противника могло быть вызвано только крайней нуждой, а красноречивый рассказ о зверствах сарацин, их огромной численности и могуществе только усилили тревогу. Карл понял, что дело серьёзное, и решил не спешить с выступлением на сарацин: нужно было сосредоточить максимум войск, подождать, пока арабы утратят бдительность и появится возможность захватить их врасплох с богатой добычей.
Карта франкского государства. (pinterest.com)
После победы над Эдом Аквитанским Абд-ар-Рахман решил, что теперь в Галлии нет силы, способной остановить его. Он принялся с большим остервенением грабить города и селения южной и центральной Галлии (особенно была разорена Аквитания), когда его взор устремился на базилику святого Мартина в Туре — богатейшую святыню Западной Европы того времени. Вероятно, прельстившись рассказами и слухами, арабский эмир решил умножить награбленное добро и двинулся к Туру. Его армия была отягощена большим обозом и явно поредела за несколько месяцев кампании. Однако это не остановило Абд-ар-Рахмана, так как он не видел больше никакой серьёзной угрозы своему могуществу — очевидный просчёт арабского командующего, не озаботившегося организацией серьёзной разведки.
Вопреки ожиданиям арабского эмира, на дороге от Пуатье к Туру (вероятно, в предместьях самого Пуатье) его ждала армия Карла Мартелла. Франкский майордом сумел собрать армию, состоящую из ветеранов его походов, и двинул её форсированным маршем наперерез сарацинам. Карл как следует изучил тактику арабов, и поэтому с основными силами он закрепился на небольшой лесистой равнине, где противник не мог бы использовать превосходство кавалерии. В течение семи дней они стояли друг против друга, не решаясь атаковать, пока, наконец, в субботу (10 октября 732 года или 25 октября 733 года) Абд-ар-Рахман не повёл свои войска в атаку.