Святой первоверховный апостол петр

Оглавление

История

По преданию эту икону привёз из Корсуни великий князь Владимир Мономах и икона получила название «Корсунская». По мнению академика В. Н. Лазарева значительные размеры иконы скорее всего свидетельствуют, что она была написана в Новгороде и являлась настолпным образом. Икона написана неизвестным мастером (византийским, киевским или местным новгородским), её стиль навеян фресковыми изображениями. Вскоре после написания икону покрыли окладом из позолоченного серебра, выполненным различными мастерами.

Икона трижды вывозилась из Новгорода (в XVI веке Иваном Грозным, в XX веке немецкими войсками и в 2002 году реставраторами), но всегда возвращалась в город.

Икона написана на пяти липовых досках, которые первоначально были скреплены накладными шпонками (на обороте иконы сохранились следы от деревянных гвоздей). В XVI веке живопись иконы была поновлена русскими мастерами и накладные шпонки заменили врезными.Реставрации

  • 1951 год — икону покрыли воском с мастикой;
  • 2002—2008 годы — икона была освобождена от оклада, исправлены ошибки предыдущей реставрации — выплавлен воск, проведены анализы красочного слоя. Оклад иконы, который при снятии с иконы был разобран на около 600 фрагментов, был собран, очищен от окиси и сернистой пленки, было открыто оригинальное золочение. После реставрации было принято решение не закрывать икону окладом.

Апостол в Деяниях и церковных преданиях

По вознесении Господа апостол Пётр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По преданию 25 лет занимал пост епископа Рима — с 43 по 67—68 гг.

Апостол Петр (1)

Все видео

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, основал её около 37 года в Антиохии.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Почитание

Памятник апостолу Петру, Александровский парк, Санкт-Петербург, скульптор Михаил Дронов, 2008 год

Апостол Пётр почитается в христианстве как один из главных апостолов Христа. В православии и католичестве установлен праздник святых апостолов Петра и Павла как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков — 29 июня. В Римско-католической церкви, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (где почитают его как первого папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

Где находятся мощи

Сразу же после казни, христиане отметили то место, где он был похоронен. Позже император Константин Великий основал на этом месте базилику святого Павла. Она расположена расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города.

Интересный фактВ 2006 году здесь была обретена рака с мощами, а проведенные в 2009 году исследования установили, что это мощи первоверховного апостола Павла. Рака до сих пор находится несколько ниже уровня пола. Увидеть великую святыню можно через специальное оконце.

Но есть еще одно место в Риме, где можно поклониться учителю веры. Вернее, сразу обоим первоверховным апостолам — Павлу и Петру. В Латернской базилике святого Иоанна Крестителя в специальном ковчеге, расположенном на высоте в 10 метров, хранятся главы первоверховных апостолов.

В 1410 году Андрей Рублев создал образ апостола Павла, признанный каноническим. На иконе апостол держит в руках Евангелие. Чудотворный образ находится в Успенском соборе во Владимире, а списки его есть во многих православных храмах. Верующие люди рассказывают о многочисленных чудесах исцеления по молитвам возле лика апостола.

Кроме того, апостолу Павлу принято молиться об укреплении веры, воцерковлении близких людей, исцелении душевных недугов, облегчении боли, придании сил и мудрости в миссионерской деятельности.

Икона святого ПавлаИз деисусного чинаПервая треть XVI в.Дерево, темпера.95 × 63.5 смГосударственный музей-заповедник«Ростовский Кремль», Ростов, РоссияИнв. И-545Происходит из деисусного чинацеркви Покрова села Гуменец Ростовского районаЯрославской области.

Деяния апостолов

Эта часть Нового Завета посвящена началу проповедования христианства сразу после вознесения Иисуса Христа. И первые главы этой книги содержат очень много упоминаний о Петре. Примечательно, что в последующих главах о нем почти вовсе не упоминается и речь там идет о миссионерской деятельности его собрата — Павла. Но в самом начале эпохи христианства именно деятельность апостола Петра имела определяющее значение, поэтому он и считается первоверховным.

Так, в Деяниях приводятся такие повествования:

  1. Когда раскрылось предательство Иуды и последовавшее его самоубийство, апостол Петр выступил перед другими учениками Господа с речью о необходимости избрания другого ученика из двенадцати основных. Им стал будущий евангелист Матфей (Деян. 1:15-22).
  2. В день Пятидесятницы, когда ученики и их приближенные были вместе и молились, с Небес раздался гром и на учеников видимо сошли языки пламени. И стали ученики говорить на разных наречиях. Все происходящее смутило всех присутствующих и они стали говорить, что ученики пьяны.

    И тогда апостол Петр вразумил всех своей пламенной речью, объяснив, что ученики не пьяны, но сподобились схождения Духа Святого, поэтому и говорят на разных языках. Он призвал всех к покаянию и крещению, и многие повиновались его пламенной и ревностной речи (Деян. 2:14-40).

  3. В главе третьей повествуется о первом явленном чуде, совершенным именем Христовым — исцелении хромого. Петр и Иоанн шли на моление, и перед дверьми храма сидел человек, который от рождения был лишен возможности ходить. Этого калеку хорошо знали все местные люди, которые видели его изо дня в день, просящим милостыню. И калека обратился к ученикам с просьбой о пожертвовании. Ученики Христа ответили, что денег они не имеют, но имеют нечто большее. Во имя Христа Петр приказал калеке встать и ходить. В тот же миг ноги его окрепли и он сделал первые в своей жизни шаги. Это явное чудо видело множество людей, пришедших в ужас и трепет. Последователи Спасителя призвали всех не ужасаться, но помнить, что совершил он сие не сам, а силою Господа (Деян. 3:1-26).
  4. Предыдущий эпизод и исцелением калеки вызвал большое недовольство первосвященников, которые видели, что люди внимают проповеди учеников о Христе. Они призвали их к ответу, и спрашивали, какой силою они исцелили хромого. Тогда апостол Петр выступил с проникновенной речью, в которой обличил лицемерие первосвященников, заставляющих оправдываться за явное благодеяние, совершенное именем Христовым. Видя очевидное чудо и не имея аргументов, которые можно было бы противопоставить христианам, первосвященники отпустили их в недоумении (Деян. 4:8-23).
  5. Подобных примеров миссионерской деятельности апостола Петра еще много. Он исцелял больных, обращал в христианство язычников и иудеев, везде проповедовал Христа. В 15 главе Деяний мы видим упоминание об Апостольском соборе, в котором Петр принимал активное участие. Этот собор имел основополагающее значение для становления христианства, поскольку именно на нем были отменены обрезание, приношение животных в жертву и многие другие языческие и иудейские практики (Деян. 15:6-21).

Краткое жизнеописание

Апостола Петра до его призвания звали Симоном, он жил простой жизнью рыбака, был человеком семейным. Христос дал рыбаку Симону имя Петр, что означает «камень» и предрек, что этот камень станет основой всей христианской церкви. Петр был в числе тех учеников, которых Спаситель удостоил видеть Свое Преображение, и тех, кто должен был молиться вместе с Ним в Гефсиманском саду.

Петр первым бросился на защиту своего Учителя, когда его пришли схватить посланные от Синедриона. И Петр же трижды отрекся от Христа в ночь Его ареста. Произошло это именно так, как и предрекал Христос, сказавший, что петух не пропоет, как Петр трижды от Него отречется. Свое отступничество Петр искупил горьким и искренним раскаянием.

Предание гласит, что на протяжении всей жизни, стоило ему услышать крик петуха на заре, он принимался проливать слезы. Спаситель простил Своего ученика, и Петр вошел в число тех людей, которым Христос явился первым после Своего Воскрешения.

Апостол ПетрШкола или худ. центр: НовгородКонец XIV в.Смирнова 1976: Конец XIV — XV в.Новгородская икона 1983: XV в., ОбонежьеЛазарев 2000/1: Конец XIV в.41 × 30 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург, РоссияИнв. 2898

После того, как Господь вознесся на небеса, Петр начал проповедь. Несмотря на то, что он был человеком неученым, слова его были так убедительны, а личность так сильна, что простая речь неискушенного в риторике рыбака имела огромное воздействие на людей. Обходя страны Палестины, Малой Азии, побывав в Греции, в Египте, Петр обратил в христианство тысячи новых адептов.

По его молитве исцелялись люди, происходили другие чудеса. Однажды случилось так, что его, заточенного в темницу, освободил от оков и вывел мимо спящей стражи ангел, посланный Спасителем. Петр – автор двух апостольских Посланий, обращенных к христианам Малой Азии. Они написаны с целью утвердить братьев в вере и предостеречь их от «лжеучителей» — представителей многочисленных гностических сект и учений, которых было много в то время.

Свою кончину Петр встретил в столице Империи. Он проповедовал здесь слово Христово, но когда начались преследования христиан, Петр, по совету своих учеников, решил спастись бегством. Покидая город, он увидел, что по дороге навстречу ему идет его Учитель.

Служение после пятидесятницы – странствия, проповеди и крестная смерть

После Святой Пятидесятницы, ученики Христовы становятся Апостолами, облекшись силою Святого Духа. В этот же день Апостол Петр совершает первую проповедь, после которой к Христовой церкви присоединилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2,14-41).

Свою любовь Апостол доказал Христу горячими проповедями, терпением скорбей и гонений. Его деятельность сопровождалась чудесами и знамениями. Петр молитвами ко Господу подымал хромых (Деян. 3,1-8), воскресал мертвых (Деян. 9,40), исцелял больных (Деян. 9,32-34). Когда Петр проходил по селениям, то «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (Деян. 5,15-16).

37 год
стараниями Петра образовывается Антиохийская и Римская Церкви

Апостол много странствовал. Он совершил из Иерусалима шесть путешествий. Проповедовал Иисуса Христа в Галилее, Иудее, Самарии, Сирии, Антиохии и Кесарии, Финикии, Понте и Галатии, Каппадокии, Трое, Вифинии, Риме, Вавилоне, Греции и Британии.

Святой Петр много сделал для обращения язычников, за что неоднократно власти принимали решение заключить его в темницу. Но Господь всегда пребывал с ним. Петр чудесным образом освобожден ангелом из темницы (Деян. 12,7-10).

Петра, первого из апостолов, — посетило видение от Господа, чтобы иудеи не почитали ничего не чистым, — ни пищу (Деян. 10,11-16), ни любого человека (Деян. 10,28).

Петр с 43 по 67 год был Римским епископом. В 49 году он возглавил Апостольский Собор, который рассматривал вопрос о порядке принятия язычников в христианство.

Смертельная схватка Петра В Риме произошла с Симоном волхвом. Об этом событии описано древним греческим историком Егезиппом, святым Метафрастом, раннехристианскими авторами преподобными Иустином и Иринеем. Это отображено в Прологе и Великих Минеях.

Симон волхв своим колдовством помрачил умы многих римлян до такой степени, что ему поставили памятник, и почитали как бога. Апостол Петр, ради того, чтобы верные христиане не соблазнились лживыми чудесами, вступил в единоборство с волхвом, и победил его силою Христовою. Петр воскресил мертвого юношу, которого волхв не смог воскресить.

После этого Симон, поднятый на воздух бесами, имитировал свое вознесение. Но Петр связал бесов именем Иисуса. Симон упал на землю и разбился.

Картина художника Беноццо Гоццоли «Падение Симона волхва». 1461 г

В это время Петр написал свои Соборные Послания, вошедшие в Новый Завет.

Крест и смерть апостола Петра – венец его святости

Смерть апостола Петра предсказана Христом. Об этом Петр пишет в своем послании: «скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Петр. 1,14). После того, как Петр обратил в христианство двух жен Нерона, разгневанный император приказывает распять Апостола на кресте.

По просьбе христиан, Петр уходит из Рима. По дороге он встречает Иисуса Христа, идущего в Рим. На вопрос Петра, Иисус ответил, что Он идет в Рим, чтобы вновь пострадать на кресте. Апостол понимает, что настал час принять мученическую смерть. Его арестовывают, сажают в темницу, и через несколько дней посылают на казнь.

Казнили Апостола Петра в 67 году, 29 июня.

Как умер Апостол, в Священном предании подробно описывает святой Метафраст. Петр просит своих палачей прибить его вниз головой. Причина этого – глубокое покаяние из-за его отречения, и осознание своего не достоинства быть распятым, как Христос. Просьба осужденного исполнена, и пригвоздили на крест Апостола Петра вниз головой.

Первое соборное послание Св. Ап. Петра

Глава 3

1. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 3. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… 7. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Постоянный адрес страницы:

Оставить свой комментарий

« Предыдущая запись

Проповедование в Европе

Как выглядело европейское общество времен апостолов Петра и Павла? Стоит отметить, что на тот момент на этих землях процветал политеизм, то есть языческое многобожие.

Апостолы столкнулись с гордыней греко-римской философии, которая не могла принять Креста и Воскресения Христа, то есть смиренной любви Всемогущего Бога и Воскресения тела, потому что смерть хранила весь древний мир в рабстве духа: «И освободить тех, кто всю жизнь был в рабстве у страха смерти» (Евр. 2:15). Следовательно, вера в Бога, которая не тождественна бренному миру и победила смерть, была ничем иным, как настоящим освобождением для многих людей того времени.

Деятельности апостолов противостояла враждебность имперской политической власти, несмотря на то, что святые Петр и Павел в своих письмах требуют уважения к ее представителям, а также к административной и военной власти. Более того, они называются служителями общественного блага и орудием, карающим преступников. Тем не менее апостолы не отождествляли Римскую империю с Царством Небесным, а императора — с Господом, который вечно жив. Именно поэтому апостолы Петр и Павел приняли смерть за Христа.

Жизнь до Мессии

Апостол Петр, некогда имевший имя Симон, родился в Палестине, в городе Вифсаида. Он имел жену и детей, занимался рыбной ловлей на Геннисаретском озере. Работа Симона была поистине опасной: спокойствие вод могло в одночасье смениться бурей. Таким образом, будущий апостол мог дни на пролет ловить рыбу, тем самым зарабатывая на пропитание для своей семьи. Подобный труд воспитал в нем волю и упорство, что впоследствии ему очень пригодилось: после воскресения Иисуса Христа голодный и уставший Петр бродил по земным просторам, распространяя истинную веру.

Дорога к Господу была открыта Симону благодаря его брату Андрею. Пламенная любовь к Христу зажглась в нем на всю его оставшуюся жизнь. За его преданность и верность Господь более всех апостолов приблизил его к себе.

Андрей (брат Петра)

Андрей нечасто упоминается в Библии, а доступной информации об обстоятельствах его смерти еще меньше. Но вот что говорит об этом National Geographic:

Согласно историку религии XV века Дорману Ньюману, Андрей – брат Петра – отправился в Патры в западной Греции в 69 г. н.э., где римский проконсул Эгиат спорил с ним о религии. Эгиат пытался убедить Андрея отказаться от христианства, чтобы не пришлось его пытать и казнить. Но когда это не сработало, очевидно, он решил предоставить Андрею полный набор жестокого обхождения. Андрея бичевали, а затем привязали к кресту, но не прибили, чтобы он дольше страдал перед смертью. Андрей оставался живым на протяжении двух дней, в течение которых он проповедовал прохожим.

Изображения апостолов Петра и Павла

Чаще всего Петра изображают вместе с апостолом Павлом. Несмотря на то, что это были очень разные по характеру, по происхождению люди – простой рыбак и представитель иудейской элиты, человек простой и неискушенный в науках, и получивший великолепное образование потомственный фарисей, верный последователь Христа и, первоначально, один из самых ярых гонителей христиан и т.п. – апостолов объединяет главное: горячая вера и любовь к Христу и стремление несли слово Божье всем народам.

Интересный фактПетр и Павел стали главными провозвестниками грядущего торжества христианской веры, более всех потрудившимися для того, чтобы это торжество наступило. Именно по этой причине их изображают вместе.

К числу ранних совместных изображений апостолов можно отнести мозаику из гробницы Галлы Плацидии в Равенне. Впоследствии совместный тип изображений утвердился повсеместно. Апостолов пишут стоящими во весь рост и держащими атрибуты: Петра с ключами, Павла с книгой. Частый сюжет – братское целование двух апостолов, как символ единения во Христе.

Мавзолей галлы Плацидии мозаика.

Апостол Петр относится к числу наиболее узнаваемых и почитаемых персонажей иконописи, поскольку несет в себе яркий пример того, что любой грех, даже такой тяжелый, как отступничество, может быть прощен, если есть искренне раскаяние, о котором будет свидетельствовать вся последующая жизнь. Так, как это было с самим Петром.

Крест и смерть апостола Петра – венец его святости

Смерть апостола Петра предсказана Христом. Об этом Петр пишет в своем послании: «скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Петр. 1,14). После того, как Петр обратил в христианство двух жен Нерона, разгневанный император приказывает распять Апостола на кресте.

По просьбе христиан, Петр уходит из Рима. По дороге он встречает Иисуса Христа, идущего в Рим. На вопрос Петра, Иисус ответил, что Он идет в Рим, чтобы вновь пострадать на кресте. Апостол понимает, что настал час принять мученическую смерть. Его арестовывают, сажают в темницу, и через несколько дней посылают на казнь.

Казнили Апостола Петра в 67 году, 29 июня.

Как умер Апостол, в Священном предании подробно описывает святой Метафраст. Петр просит своих палачей прибить его вниз головой. Причина этого – глубокое покаяние из-за его отречения, и осознание своего не достоинства быть распятым, как Христос. Просьба осужденного исполнена, и пригвоздили на крест Апостола Петра вниз головой.

Апостольское служение со Христом, сила духа, горячность и отречение Петра

Славная биография Апостола Петра начинается с призывом Иисуса к апостольскому служению. Это предложение прозвучало к Симону, когда он ловил рыбу. С ним в лодке находился брат апостола Петра — Андрей Первозванный.


«Призвание апостолов Андрея и Петра», Дуччо ди Буонинсенья, XIV в

Петр — любимый и почитаемый из Апостолов

При перечислении апостолов, на первом месте всегда стоит Петр. Он ближайший ученик Иисуса, сопутствовавший Ему на всем жизненном пути.

(Мк. 1,29-31)

Апостола Петра Христос избрал, чтобы он своими глазами увидел чудеса.

Чудеса, которые видел Петр:

(Мф. 17,1-9)


Икона «Преображение Господне», XV в. Кирилло-Белозерский музей. Внизу изображены Апостолы Петр, Иоанн и Иаков (Лк. 8,41-56)


«Воскрешение дочери Иаира». Картина М.М. Зеленского, 1871 г. Апостол Петр находится за спиной Христа (Мф. 26,37-41)


Гефсиманское моление. Иисус изображен с Апостолом Петром. Венеция, Италия. Мозаика собора святого Марка, XIII в (Мф. 14,28-31)


Икона «Спасение утопающего Апостола Петра»

Иисус сказал Ему: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»

Петр — первый из Апостолов, признавший Иисуса мессией, назвавший Его Сыном Божиим.

(Мф. 16,15-18)

Христос под словом «на сем камне» подразумевает Себя.

Вера в Спасителя — есть краеугольный камень, о котором в последствии Апостол Петр говорит в своем послании:

(1 Петра 2,7-8)

Также Иисус сделал Петра хранителем ключей Царства Небесного

Петра называют «хранитель ключей». Это следует из слов Христа:

(Мф. 16,19)


Памятник «Апостол Петр с ключами». Прага, Чехия Ключи заповеданы Петру после того, как он от лица всех учеников исповедал Иисуса Христом, Сыном Божьим. Учитель об этом спрашивал у всех Апостолов – «вы за кого почитаете Меня?».

Этим вопросом, направленным ко всем ученикам, Христос указывает, что власть вязать и разрешать, равноправно имеют все Апостолы.Их служение продолжают епископы, которых они рукополагали. Епископы также имеют эту власть до сего дня.

Петр отрекся от Иисуса в момент, когда Его вели на казнь

В Гефсиманском саду, когда Божественного Учителя пришли предать на смерть, Петр – единственный из учеников взял в руки меч, и попытался защитить Иисуса. Несмотря на такую смелость, Господь попускает ему падение.


Отречение Петра. Картина Рембрандта, 1660 г

Петр искренне раскаивался за свой поступок. Христос принял слезное раскаяние Апостола, и удостоил его первого увидеть Себя воскресшего. В последствии, Христос восстанавливает Петра в апостольском служении после троекратного признания в любви.

(Ин. 21,17)

Популярное за 7 дней

О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48

Чудо природы – разноцветные скалы Чжанъе Данксиа
23.09.21 12:38

Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36

Служение после пятидесятницы – странствия, проповеди и крестная смерть

После Святой Пятидесятницы, ученики Христовы становятся Апостолами, облекшись силою Святого Духа. В этот же день Апостол Петр совершает первую проповедь, после которой к Христовой церкви присоединилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2,14-41).

Свою любовь Апостол доказал Христу горячими проповедями, терпением скорбей и гонений. Его деятельность сопровождалась чудесами и знамениями. Петр молитвами ко Господу подымал хромых (Деян. 3,1-8), воскресал мертвых (Деян. 9,40), исцелял больных (Деян. 9,32-34). Когда Петр проходил по селениям, то «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (Деян. 5,15-16).

37 год

стараниями Петра образовывается Антиохийская и Римская Церкви

Апостол много странствовал. Он совершил из Иерусалима шесть путешествий. Проповедовал Иисуса Христа в Галилее, Иудее, Самарии, Сирии, Антиохии и Кесарии, Финикии, Понте и Галатии, Каппадокии, Трое, Вифинии, Риме, Вавилоне, Греции и Британии.

Святой Петр много сделал для обращения язычников, за что неоднократно власти принимали решение заключить его в темницу. Но Господь всегда пребывал с ним. Петр чудесным образом освобожден ангелом из темницы (Деян. 12,7-10).

Петра, первого из апостолов, — посетило видение от Господа, чтобы иудеи не почитали ничего не чистым, — ни пищу (Деян. 10,11-16), ни любого человека (Деян. 10,28).

Петр с 43 по 67 год был Римским епископом. В 49 году он возглавил Апостольский Собор, который рассматривал вопрос о порядке принятия язычников в христианство.

Смертельная схватка Петра В Риме произошла с Симоном волхвом. Об этом событии описано древним греческим историком Егезиппом, святым Метафрастом, раннехристианскими авторами преподобными Иустином и Иринеем. Это отображено в Прологе и Великих Минеях.

Симон волхв своим колдовством помрачил умы многих римлян до такой степени, что ему поставили памятник, и почитали как бога. Апостол Петр, ради того, чтобы верные христиане не соблазнились лживыми чудесами, вступил в единоборство с волхвом, и победил его силою Христовою. Петр воскресил мертвого юношу, которого волхв не смог воскресить.

После этого Симон, поднятый на воздух бесами, имитировал свое вознесение. Но Петр связал бесов именем Иисуса. Симон упал на землю и разбился.


Картина художника Беноццо Гоццоли «Падение Симона волхва». 1461 г

В это время Петр написал свои Соборные Послания, вошедшие в Новый Завет.

Биография Апостола Петра

Апостол Петр (при рождении Шимон или Симон) – знаменитый проповедник Евангелия, умевший, как гласят религиозные тексты, силой слова обращать в христианство единовременно по 4-5 тысяч человек; один из самых преданных учеников Иисуса, наделенный даром воскрешать мертвых, лечить страждущих, прикоснувшихся даже не к нему, а только к его тени; страж ключей от рая, встречающий души почивших у его входа; первый из пап римских; старший брат Андрея Первозванного.

Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо

Петра называли Апостолом христианской надежды, ведь за искреннее раскаяние, духовную твердость и неизменную любовь господь не только простил его предательство, но дал право отпускать грехи другим кающимся людям и счел достойным спасения.

Святыни

После смерти Петр был причислен к лику святых. На месте его могилы в 326 году была возведена базилика Константина, простоявшая 11 столетий. По указанию папы Юлия II, вместо древнего строения был возведен собор Святого Петра, богослужения в котором возобновились в 1626 году.

Мощи святого находятся под Папским Престолом, в крипте, куда ведет спуск по мраморной лестнице. У центрального нефа возвышается бронзовая статуя апостола. Паломники после молитвы прикладываются к ноге святого. В России память любимого ученика Христа была увековечена в названиях городов:

  • Санкт-Петербург;
  • Петропавловск-Камчатский;
  • Петрозаводск.

Поиски могилы апостола

Собор Святого Петра в Ватикане, построенный над предполагаемой могилой апостола Петра

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский собор Святого Петра. С по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I—II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confessione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр. В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

«Исповедальня» апостола Петра (под полом место предполагаемого захоронения апостола)

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает — «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные как Эрнест Ренан и Гиньебер долгое время считали, что «трофей» означает «памятник». Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам — постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Иустин Философ, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал. , Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн — среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Также и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год). Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое раннее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго — начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу.

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр. ), и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община.

Иуда Искариот

Библия помогает нам и в этой истории. В отрывке от говорится …

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,

Говоря, согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.

И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

НО его смерти:

Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;

он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;

но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;

и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.

Я думаю, что среди СПД мы больше привыкли к теории повешения, но кто знает. В конце концов, это не имеет большого значения.

Апостольское служение со Христом, сила духа, горячность и отречение Петра

Славная биография Апостола Петра начинается с призывом Иисуса к апостольскому служению. Это предложение прозвучало к Симону, когда он ловил рыбу. С ним в лодке находился брат апостола Петра — Андрей Первозванный.

«Призвание апостолов Андрея и Петра», Дуччо ди Буонинсенья, XIV в

Петр — любимый и почитаемый из Апостолов

При перечислении апостолов, на первом месте всегда стоит Петр. Он ближайший ученик Иисуса, сопутствовавший Ему на всем жизненном пути.

(Мк. 1,29-31)

Апостола Петра Христос избрал, чтобы он своими глазами увидел чудеса.

Чудеса, которые видел Петр:

(Мф. 17,1-9)

Икона «Преображение Господне», XV в. Кирилло-Белозерский музей. Внизу изображены Апостолы Петр, Иоанн и Иаков(Лк. 8,41-56)

«Воскрешение дочери Иаира». Картина М.М. Зеленского, 1871 г. Апостол Петр находится за спиной Христа

(Мф. 26,37-41)

Гефсиманское моление. Иисус изображен с Апостолом Петром. Венеция, Италия. Мозаика собора святого Марка, XIII в(Мф. 14,28-31)

Икона «Спасение утопающего Апостола Петра»

Иисус сказал Ему: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»

Петр — первый из Апостолов, признавший Иисуса мессией, назвавший Его Сыном Божиим.

(Мф. 16,15-18)

Христос под словом «на сем камне» подразумевает Себя.

Вера в Спасителя — есть краеугольный камень, о котором в последствии Апостол Петр говорит в своем послании:

(1 Петра 2,7-8)

Также Иисус сделал Петра хранителем ключей Царства Небесного

Петра называют «хранитель ключей». Это следует из слов Христа:

(Мф. 16,19)

Памятник «Апостол Петр с ключами». Прага, Чехия

Ключи заповеданы Петру после того, как он от лица всех учеников исповедал Иисуса Христом, Сыном Божьим. Учитель об этом спрашивал у всех Апостолов – «вы за кого почитаете Меня?».

Этим вопросом, направленным ко всем ученикам, Христос указывает, что власть вязать и разрешать, равноправно имеют все Апостолы.Их служение продолжают епископы, которых они рукополагали. Епископы также имеют эту власть до сего дня.

Петр отрекся от Иисуса в момент, когда Его вели на казнь

В Гефсиманском саду, когда Божественного Учителя пришли предать на смерть, Петр – единственный из учеников взял в руки меч, и попытался защитить Иисуса. Несмотря на такую смелость, Господь попускает ему падение.

Отречение Петра. Картина Рембрандта, 1660 г

Петр искренне раскаивался за свой поступок. Христос принял слезное раскаяние Апостола, и удостоил его первого увидеть Себя воскресшего. В последствии, Христос восстанавливает Петра в апостольском служении после троекратного признания в любви.

(Ин. 21,17)