Что такое «антропоцентризм»: понятие, основные идеи, принципы

Оглавление

Подробнее о человеке и природе

В идее о человеке как о совершенной и прекрасной индивидуальности, которую выражает гуманизм и антропоцентризм Возрождения, внимание акцентируется на том, что человек по природе своей не только существо совершенное, но и разумное, что определяет его совершенство. Это не порочное и не греховное существо

Принцип антропоцентризма предполагает, что люди как природные существа друг перед другом равны, каждый есть совершенная и гармоничная индивидуальность.

Многие мыслители эпохи Возрождения, как вы видите, затрагивали понятие гармонии природы и гармонии человека, но не все видели их единство. Однако в это время выдвигаются и некоторые точки зрения, которые можно рассматривать как идею гармонии человека и природы. Например, Бруно (портрет его представлен ниже), придерживаясь принципа пантеизма, природу понимает как Бога в вещах.

Следовательно, если везде и во всем присутствует Бог, то можно предположить также, что он нигде не присутствует. И если мир является рядоположенностью существ от низших к высшим, то единым с миром природы является и человек. Непосредственным образом связано духовное и телесное. Между ними присутствует единство и нет пропасти. Следовательно, жизнь человека осуществляется по законам природы. Гармония здесь скорее выступает не как взаимодействие природы и человека, а как соотнесение части и целого.

Что такое антропоцентризм в философии

Антропоцентризм, представители которого стремились изменить мир, открыть людям нечто новое и красивое, являлся мировоззренческим, идеалистическим философским концептом. Антропоцентризм гласит: человек является центром всего, что происходит в мире, на нем сосредоточена Вселенная. 

Антропоцентричность – это познавательная догма научного, философского стиля. Она утверждает, что существует человеческое измерение в любом знании, где упоминается природа, общество, бытие или познание. Философия указывает на наличие зависимости между итогами научных трудов и присутствием самого автора этих результатов. Значима не только целеполагающая, инструментальная деятельность, но и то, что человек живет на Земле.

Исторический социологизм является полной противоположностью антропоцентризма, согласно социальному познанию. Особенности концепций направления:

  • Индивид действует самостоятельно, имеет свободу выбора, несет ответственность за свои поступки;
  • Политика признает либерализм – в приоритете личность, ее естественные права, другие сообщества не столь значимы;
  • Методология отрицает натуралистический детерминизм, отходит от историзма;
  • Главную роль всегда играет человеческая деятельность;
  • Социальные структуры отходят на второй план.

Происходит соизмерение социального преобразования и личности. Строится новый мир, в котором власть не имеет права заходить за пределы человеческой повседневности.

Секуляризация девятнадцатого-двадцатого веков характеризуется преобразованием антропоцентризма. В философии ярко выражается открытая борьба с Богом. Фейербах утверждал, что религиозное преклонение – враг человека. Для обретения истинного величия необходимо избавить мир от идола.

Еврейские и христианские традиции

В серии CBC 1985 года «Планета для взятия» доктор Дэвид Судзуки исследовал ветхозаветные корни антропоцентризма и то, как он сформировал взгляды людей на нечеловеческих животных. Некоторые христианские сторонники антропоцентризма основывают свою веру на Библии, например на стихе 1:26 в Книге Бытия :

Использование слова «владычество» в Книге Бытия использовалось для оправдания антропоцентрического мировоззрения, но в последнее время некоторые сочли его спорным, считая его возможным неправильным переводом с иврита. Однако можно утверждать, что Библия на самом деле придает все значение Богу как творцу, а людям — просто еще одной части творения.

Основные принципы антропоцентризма

Существует несколько ключевых принципов антропоцентризма, которые характеризуют его сущность:

  • Человек рассматривается как центр Вселенной, все остальное в мире оценивается с точки зрения пользы людям;
  • Окружающий мир воспринимается как собственность людей. Этот принцип дает человеку распоряжаться природой, живыми существами, ресурсами на свое усмотрение;
  • Человек занимает первую позицию на социальной лестнице. Ниже располагаются вещи, являющиеся результатом его деятельности, после них идут природные объекты с высокой ценностью;
  • Люди имеют право распоряжаться благами природы по своему усмотрению;
  • Природное развитие должно подчиняться развитию человечества, быть его составной частью.

Философия окружающей среды

Антропоцентризм, также известный как гомоцентризм или человеческое превосходство , был постулирован некоторыми защитниками окружающей среды в таких книгах, как « Признания эко-воина » Дейва Формана и « Зеленая ярость » Кристофера Мейнса, как основную (если неустановленную) причину, по которой человечество доминирует и видит необходимость «освоения» большей части Земли

Некоторые считают антропоцентризм центральной проблемной концепцией в философии окружающей среды, где он используется, чтобы привлечь внимание к заявлениям о систематической предвзятости в традиционном западном отношении к нечеловеческому миру. Вэл Пламвуд утверждал, что антропоцентризм играет в теории зеленых роль, аналогичную андроцентризму в теории феминизма и этноцентризму в теории антирасизма

Пламвуд называет ориентированность на человека «антроцентризмом», чтобы подчеркнуть эту параллель.

Одним из первых расширенных философских эссе , посвященных экологической этики, Джон Пассмор «s Ответственность человека за природы подверглась критике со стороны защитников глубинной экологии из — за его антропоцентризма, часто утверждал, что конституирует традиционной западной моральной мысли. Действительно, защитники антропоцентризма, озабоченные экологическим кризисом, утверждают, что поддержание здоровой и устойчивой окружающей среды необходимо для благополучия человека, а не ради него самого. По словам Уильяма Грея, проблема с «поверхностной» точкой зрения не в том, что она ориентирована на человека: «Что плохого в поверхностных взглядах — это не их забота о благополучии людей, а то, что они на самом деле недостаточно учитывают то, что это благополучие состоит. Согласно этой точке зрения, нам необходимо развить обогащенное, усиленное антропоцентрическое понятие человеческого интереса, чтобы заменить доминирующее краткосрочное, частичное и эгоистичное представление ». В свою очередь, Plumwood в « Экологической культуре: экологический кризис разума» утверждает, что антропоцентризм Грея неадекватен.

Многие преданные защитники окружающей среды придерживаются несколько антропоцентрических философских взглядов, подтверждающих тот факт, что они будут выступать за сохранение окружающей среды на благо человеческого населения. Грей пишет: «Мы должны заботиться о развитии богатой, разнообразной и динамичной биосферы. Человеческое процветание, безусловно, может быть включено в качестве законной части такого процветания». Однако такая забота о человеческом процветании на фоне процветания жизни в целом неотличима от заботы о глубокой экологии и биоцентризме , которые были предложены как противоположность антропоцентризму. и как обобщенная форма антропоцентризма.

Употребление[править | править код]

Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни.

Слово «антропоцентризм» встречается сегодня в разных значениях — от антропоцентрического принципа в лингвистике до антропоцентризма в экологии. Наиболее распространённое значение — экологическое: человек — хозяин природы, и имеет право получать из окружающего мира нужные ему ресурсы, даже путём ущемления других биологических видов. Такое наполнение термина получило широкое распространение в XX веке.

В то же время история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек — вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его — наибольшие. В этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина — светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом.

Зарождение и дальнейшее существование антропоцентризма

Антропоцентризм – учение, которое развивалось на протяжении истории, то теряя, то обретая популярность и новых последователей:

  • Впервые идеи о человеке как о центре Вселенной появились у Протагора – греческого мыслителя, жившего в Элладе предположительно в V веке до нашей эры. Этот почтенный философ обозначил идею антропоцентризма в следующем своем выражении: «Индивид есть мера всех вещей». Идея антропоцентризма впоследствии была принята Сократом, проанализировавшим и сформулировавшим ее более точно и обширно.
  • В античное время данная идея была весьма популярна у многих философов, мыслителей и схоластиков. Популярность этого философского воззрения может быть объяснена тем, что в то время люди искали объяснение всему, что происходит вокруг. Человеческая сущность требует анализа постоянно, а в те времена это было закономерно из-за невозможности осуществления научного обоснования всевозможных процессов, механизмы которых просто нереально было объяснить.
  • В Средневековье антропоцентризм также не затерялся среди множества различных философских учений, доставшихся людям по наследству от представителей античных времен. Следует отменить, что поначалу люди весьма неохотно прибегали к анализу философских идей и воззрений. Начало эпохи Средневековья – сплошные распри, развитие религиозных идей, а затем и войн на религиозной почве.
  • Свою популярность идея об антропоцентризме возымела уже в эпоху Возрождения. Объясняется это тем, что многие труды античных философов начали изучаться серьезнее, а люди стали активнее обращаться к идеям и образованию. Как известно, классицизм в искусстве ознаменовал возвращение античного ориентира на превосходство человека над природой. Античные традиции преобладали и в идеях многих философов и писателей того времени.
  • На развитие идей антропоцентризма существенное влияние оказала религия. Антропоцентричность христианства заключается в том, что все происходит по сути ради индивида. С другой стороны, нельзя не сказать о том, что антропоцентризм буквально противопоставлен религии. Христианство ориентируется на воззрении о теоцентризме, то есть о нахождении Бога в центре мира. Позиционирование человека в центре Вселенной наносит удар по христианскому мировоззрению.

Расшатывание позиций антропоцентризма

Антропоцентризм, набравший популярности в эпоху Возрождения, стал сдавать позиции именно по прошествии этого исторического отрезка. Новые научные открытия, а также постепенное устаревание прежних философских учений, кардинально изменили человеческое мышление.

Можно назвать несколько событий, которые довольно ощутимо ударили по антропоцентризму:

  • Для начала стоит отметить тот факт, что после эпохи Возрождения начали ослабевать позиции классицизма, что практически отменило культ поклонения человеческой личности. Человек попросту перестал рассматриваться, как причастный к Богу.
  • Сильным ударом по антропоцентрической философии послужило открытие Николая Коперника, которое продемонстрировало людям, что в центре Вселенной находится нечто другое. Это сместило фокус с человека на Солнце.
  • Наконец, следует признать, что Чарльз Дарвин со своей теорией эволюции фактически «деклассировал» позицию человека по антропоцентризму, гласящую о том, что именно индивид находится на вершине цепи бытия. Происхождение человека от обезьяны, эволюция – низвергли эгоистическую людскую сущность с ее пьедестала. Подразумевается, конечно, не общее мнение, а позиция последователей антропоцентризма.

Общение с таким человеком

Не нужно потакать эгоцентристу, но и пытаться силой исправить его тоже не стоит

Нет ничего плохого в том, чтобы человек любил себя самого, но когда это переходит в патологический процесс, он зачастую остается в одиночестве. Эгоцентрист считает, что его потребности самые важные, его проблемы должны решаться в первую очередь. Как же быть родным и близким, возлюбленным, которые оказались рядом с эгоцентристом?

Важно определить, какие причины повлияли на возникновение такой черты характера.
Не нужно слишком явно протестовать против уникальности эгоцентриста, но и не стоит превозносить его.
Можно напрямую сказать о том, какие неприятные ощущения у Вас вызывает его поведение. Предложите осознать свои действия и начать меняться.
Побеседуйте с ним, научитесь находить компромиссы, точки соприкосновения.
Не нужно стараться его переделать

Со временем человек сам придет к этому пониманию.

Религиозный антропоцентризм

Древние философии

Греки и римляне представляют своих богов в человеческом обличье. Здесь римская статуя бога Аполлона ( II E S BC.).

В старых древних мифологиях основаны на представлениях мира очень отличается от антропоцентризма. Он не был до греческого философского рационализма и появления библейского пуп глядя , что человек начал брать себя в центре мира .

Среди греческих философов, таких как Аристотель , эта концепция мира идет рука об руку с идеей о том, что человек занимает центральное место в мире. Первые зачатки концепции Scala naturæ с человеком на вершине иерархии существ восходят к Демокриту и Платону .

Иудаизм

Согласно христианству , Бог «  сделал себя  » человеком. Рождество Христово , живопись 13 века .

Еврейская религия выходит VIII — го века до нашей эры. До н.э. с началом написания книги Бытия (которая продолжается до II — го века до нашей эры. ), Который является рассказ о происхождении мифического начиная с сотворения мира Богом, а другой, который относится создание первая человеческая пара, Адам и Ева .

Это повествование отводит людям явно превосходящую роль по сравнению с другими видами , в основном из-за возможностей их сознания и степени сложности их языка .

христианство

Поскольку христианская религия основана на тайне воплощения (преходящее преобразование Бога в человека, Иисуса ) и воскресения (возвращение Бога из состояния человека в абсолютное трансцендентное состояние), христианское богословие как в целом, развивает антропоцентрическое мировоззрение: человек играет абсолютно центральную роль в процессе Творения: он по преимуществу составляет точку завершения.

Впоследствии полемические сочинения, противостоящие христианам и язычникам, перекликаются с религиозными и философскими противоречиями, вызванными именно утверждением христианского антропоцентризма. В II — го  века , философ Цельс в своей истинной Рассуждение против христиан , является одним из первых , чтобы отвергнуть это мировоззрение.

Что такое антропоцентризм?

Для начала стоит подробнее раскрыть само понятие такой идеи как «антропоцентризм». В принципе, даже человек, не слышавший раньше о существовании такого термина, может примерно догадываться, о чем пойдет речь. «Антропос» в переводе с греческого означает «человек». Поэтому можно понять, что данный термин означает идею о нахождении в центре всего именно индивида.

Нетрудно догадаться, почему это философское воззрение столь популярно. Превосходство интеллекта человека над другими существами неоспоримо, а влияние человеческой деятельности, осуществляемой на всей планете, колоссально. Представление человека в качестве центра Вселенной и объекта всех происходящих вокруг процессов – философское учение, основанное на человеческом эгоизме и нарциссизме. Самолюбование и превозношение индивида на пьедестал чуть ли не божественного значения – типичное проявление человеческой эгоистичной натуры.

Антропоцентризм в философии

Антропоцентризм относится к «антропоцентрической» или ориентированной на человека точке зрения. В философии антропоцентризм может относиться к убеждению, что люди являются единственными или основными носителями моральных качеств.

Антропоцентрические системы ценностей, таким образом, видят природу с точки зрения её ценности для человека. Такое суждение наиболее чётко прослеживается в пропаганде устойчивого использования природных ресурсов.

Даже аргументы, которые выступают за сохранение природы на том основании, что чистая природа укрепляет человеческий дух, также должны рассматриваться как антропоцентрические.

Философия эпохи возрождения

Философия в эпоху возрождения — это целая коллекция разновидных философских школ. Они не представляют собой одно целое, однако имеют некоторые схожие идеи.

Пантеизм

Это философско-религиозное учение о Вселенной и Боге, которое связывает их в единое целое.

Для пантеизма природа является воплощением Божества. В этом учении Бог растворяется в природе, а не находится где-то за её пределами.

Бог не считается самостоятельной личностью, существующей независимо от мира. Бог имманентен космосу (лат. immanens — присущий, свойственный), т. е. внутренне присущ космосу.

В пантеистическом учении человек считается частицей Божества, он всего на мгновение осознаёт себя, а после навечно пропадает в бесконечности духа.

Ренессансный антропоцентризм

Этот антропоцентризм противопоставлялся средневековому. Антропоцентризм сосредотачивался на убеждениях гуманистов, обозначал смену убеждений обожения (объединения человека с Богом).

Имеется в виду моральное совершенствование человека, его объединение с Богом (также в его творческой деятельности) и само представление обожествления человека.

Теперь человек находится в центре внимания, а не Бог. Судьба, свобода и место человека во Вселенной заботят мыслителей и творцов искусства того времени.

Ренессансный гуманизм

Творцы Возрождения перемещали человека в центр мира. Гуманизм — это исследование человека прежде всего таким, какой он есть, со всеми его нуждами (земными и неземными). Таким образом термин «гуманизм» стал синонимом «антропоцентризма».

Гуманизм заявлял о принципиальном равенстве между людьми, независимо от сословия, в котором человек родился. Гуманизм выражался в морально-этических рассуждениях, идеях и учениях.

Гуманизму противостояла схоластическая философия — религиозная философия, которая преподавалась главным образом в школах при монастырях.

Три периода философии эпохи Возрождения:

гуманистический (антропоцентрический): противоположное теоцентризму внимание к человеку и его взаимоотношения с окружающим миром (XIV–XV вв. в Италии; XVI–XVII вв

в Центральной и Северной Европе);
неоплатонический: период, связанный с постановкой и решением онтологических вопросов, философское наследие Платона (XV–XVI вв.);
натурфилософский: период, когда философы начали опираться на достижения естествознания и возрожденческого неоплатонизма. Начинает появляться новое виденье мира свободное от теологии (XVI–XVII вв.).

Становление и развитие антропоцентризма

Антропоцентризм как учение развивалось на протяжении всей человеческой истории, периодически утрачивая и вновь обретая популярность.

Первым мыслителем, который озвучил идею о том, что человек – это центр мироздания, был Протагор. Согласно историческим источникам, он жил в V веке до нашей эры. В своих трудах он раскрыл сущность и содержание идеи антропоцентризма так: «Человек есть мера всей вещей». В дальнейшем антропоцентризм был взят как основа Сократом, расширившим его сущность и содержание.

В античный период эта идея разделялась многими исследователями. Популярность антропоцентризма обусловлена тем, люди были заняты поиском объяснением вещей, происходящих вокруг. Все дело в том, что человеческое сознание требует анализа на постоянной основе, поэтому люди предпринимали попытки объяснения вещей на том уровне, который был им доступен.

В Средневековый период антропоцентризм не терял своей актуальности даже с учетом наличия большого количества философских учений, которые были переданы античными мыслителями следующими поколениям

Важно отметить, что на данном этапе люди предпочитали избегать распространения философских идей и воззрений. Для начала эпохи Средневековья были свойственны распри, преобладание религиозных идей, что частно становилось причиной войн

С приходом эпохи Возрождения идея об антропоцентризме начала постепенно выдвигаться на первый план. Основной причиной роста популярности этой идеи стало то, что многие труды античных философов начали анализироваться на предмет своего содержания, к тому же люди стали осознавать значимость образования. На тот период классицизм в искусстве стал ознаменованием возвращением античного ориентира, в рамках которого человек занимал главенствующее положение над природой. Прослеживался возврат к античным традициям, которые стал ориентиром для многих исследователей и представителей творческих профессий.

Три типа антропоцентризма

Антропоцентризм может быть поделён на три типа:

  • созерцательный;
  • описательный;
  • нормативный.

Эти три типа антропоцентризма не являются взаимоисключающими. Ведь отдельный человек может быть одновременно «мужчиной», «молодым» и «темноволосым».

Так и какая-либо теория может быть созерцательно антропоцентрической, описательно антропоцентрической, пассивно-нормативно-антропоцентрической и активно-нормативно-антропоцентрической. Или же одной из многих других комбинаций.

Созерцательный антропоцентризм

Любая идея или теория — это созерцательный антропоцентризм, когда она прямо или косвенно основана на данных, полученных или собранных чувствами человеческого тела. Это первичный тип антропоцентризма.

Описательный антропоцентризм

Описательный антропоцентризм — теория/идея каким-то образом фокусируется на, принимает в качестве своей исходной точки, центрируется вокруг или упорядочена в соответствии с видом Homo sapiens или категорией «человек».

Это (начинается с, вращается вокруг и т. д.) делает её антропоцентричной в «своём» видении мира и в том, что она заявляет об этом мире: она сосредоточена на человеке в своих описаниях.

Описательный антропоцентризм также может делиться на пять подтипов:

  • описательный антропоцентризм — бездействие: учения, которые не включают Homo sapiens в контекст (например, анатомия человека, юриспруденция, история);
  • описательный антропоцентризм — воронка: учения, в которых данные фильтруются через человеческое восприятие (например, трансцендентальный идеализм Канта);
  • описательный антропоцентризм путём экстраполяции: изучение явлений в мире в общем, на основе версии концепции, разработанной посредством изучения людей в частности (например, семиотика Соссюра);
  • описательный антропоцентризм путём привязки: учения, которые исходят из предположений, что люди буквально являются центром (в физическом или географическом смысле) Вселенной или же конечным продуктом эволюции (например, эволюционная теория Альфреда Рассела Уоллеса);
  • описательный антропоцентризм путём разделения: учения, которые утверждают, что существует некая особенность или способность, которая делает людей отличительными и каким-то образом делает их метафизически «отделёнными» от всего остального, что существует (например, дуализм Декарта).

Нормативный антропоцентризм

Может быть разделён на две разновидности:

  • пассивно-нормативный антропоцентризм — проявляется в учениях, которые ограничивают исследование так, что каким-то образом привилегируют Homo sapiens или категорию «человек» (обычно потому, что любое рассматриваемое учение всегда является описательным антропоцентризмом);
  • активно-нормативный антропоцентризм — проявляется в учениях, которые либо а) содержат утверждения или предположения о превосходстве Homo Sapiens, его возможностях, превосходстве его ценностей, его положении во Вселенной и т. д ., и/или б) пытаются сделать этические или правовые предписания на основе этих утверждений или предположений.

Экология[править | править код]

Глубинные экологи (см. Арне Несс) видят в антропоцентризме причину экологического кризиса. Они определяют антропоцентризм как:

  • отношение неоправданной дискриминации
  • вера в то, что нечеловеческие существа и окружающая среда имеют только инструментальную ценность.

Австралийский философ Уорвик Фокс считает тавтологическим обоснование антропоцентризма тем, что человек является центром бытия потому как только он может выносить суждения о мире. По его мнению, антропоцентризм представляет собой желание человека доминировать в природе, но в то же время обращаться с человеческим миром так же как с нечеловеческим.

Согласно глубинным экологам Биллу Деволлу и Джорджу Сешнсу, понимание природы человека тоже обусловлено парадигмой доминирования, которая рассматривает человеческих существ изолированными и фундаментально отдельными от природы сущностями и превосходящими остальную природу. Такой антропоцентризм, по их мнению, сродни доминированию мужского пола над женским, богатых над бедными, западной культуры над незападной.

Американский профессор Линн Уайт выделяет для возникновения антропоцентризма иудейско-христианскую традицию, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле.

Попытки опровержения

После эпохи Возрождения идеи антропоцентризма начали терять свою актуальность. Научно-технический прогресс и постепенное устаревание прежних философских учений, полностью перестроили человеческое мышление.

Можно выделять ряд событий, которые оказали негативное влияние на целостность антропоцентризма:

Завершение эпохи Возрождения ознаменовалось ослабеванием позиции классицизма, в результате культ поклонения человеку был отодвинут на второй план. Человек стал рассматриваться отдельно от Бога;
Большое влияние на антропоцентризм оказало влияние Николая Коперника, после этого люди начали осознавать, что человек не является центром мира

На первый план выдвигается другая субстанция, в результате все внимание начало переключаться на Солнце;
Чарльз Дарвин представил общественности свою теорию эволюции, согласно которой человек не занимал лидирующее положение в цепи бытия, как гласил антропоцентризм. Факт того, что человек произошел от приматов, а также становление теории эволюции стали основанием для смещения эгоистично ориентированной сущности человека на второй план.

Права человека

Антропоцентризм является заземлением для некоторых натуралистических концепций в области прав человека

Защитники антропоцентризма утверждают, что это необходимая фундаментальная предпосылка для защиты универсальных прав человека , поскольку с моральной точки зрения важно просто быть человеком. Например, известный философ Мортимер Дж

Адлер писал: «Те, кто противостоит вредной дискриминации на том моральном основании, что все люди, будучи равными в своей человечности, должны иметь равное обращение во всех тех отношениях, которые касаются их общей человечности, не будут иметь твердой позиции. фактически основание для поддержки их нормативного принципа «. Адлер заявляет здесь, что отрицание того, что сейчас называется человеческой исключительностью, может привести к тирании, и пишет, что если люди когда-нибудь поверит, что они не обладают уникальным моральным статусом, интеллектуальная основа их свобод рухнет: «Почему же тогда не следует группы высших людей смогут оправдать свое порабощение, эксплуатацию или даже геноцид низших человеческих групп фактическими и моральными соображениями, схожими с теми, на которые мы сейчас полагаемся, чтобы оправдать наше обращение с животными, которых мы запрягаем как вьючные животные, которых мы режем для продукты питания и одежду, или то, что мы уничтожаем как болезнетворные вредители или как опасные хищники? ».

Автор и защитник антропоцентризма Уэсли Дж. Смит из Discovery Institute написал, что человеческая исключительность — это то, что порождает человеческие обязанности друг перед другом, перед миром природы и гуманно обращаться с животными. Написание в «Крыса — это свинья, собака — мальчик» , критика идеологии прав животных : «Поскольку мы , несомненно, уникальный вид — единственный вид, способный даже размышлять об этических проблемах и брать на себя ответственность — мы уникально способны воспринимать разница между добром и злом, добром и злом, правильным и неправильным поведением по отношению к животным. Или, говоря более кратко, если человечество — это не то, что требует от нас гуманно обращаться с животными, что, черт возьми, делает? ».

О природе человека

Под влиянием зарождавшихся в то время капиталистических отношений, новой культуры, называемой гуманизмом, и научного знания формируется философская антропология данной эпохи. Если средневековая религиозная философия проблему человека решала в плане мистическом, то совсем другие идеи предлагает антропоцентризм. Эпоха Возрождения человека переносит на земную основу и пытается на этой почве решить его проблемы. Философы этого времени в противоположность учению о том, что люди являются изначально греховными, утверждают естественное их стремление к гармонии, счастью и добру. Гуманизм и антропоцентризм — это понятия, которые эпохе Возрождения присущи органически. Бог в философии данного периода полностью не отрицается. Однако, несмотря на пантеизм, мыслители акцент переносят на человека. Проникнутой пафосом автономии человека, гуманизма, верой в безграничные возможности людей оказывается философия антропоцентризма.

Не будет ошибочным утверждение, что философская мысль эпохи Возрождения создала предпосылки для возникновения европейской философии 17 века, а также дала мощный стимул развитию естественнонаучного знания. Благодаря ей появился целый ряд гениальных открытий, совершенных уже в Новое время.