Оглавление
Оккупация
Если говорить по-простому, то у оккупации есть три главных признака:
- Войска оккупанта заходят на территорию другого государства
- Это второе государство не дает согласия на ввод войск оккупанта
-
Сам оккупант НЕ ПРИЗНАЁТ территорию, на которую он зашел – своей.
Вот третий пункт очень важен и именно он отсутствует в случае с Крымом, с этим просто невозможно спорить. Россия признаёт Крым своей территорией, она проводит там выборы Президента и Думы, она ввела там свою валюту, суды. Она раздала там паспорта, платит пенсии, пособия, содержит бюджетников, охраняет границы и т.д.
Настоящая оккупация, это, например, когда Гитлер вошел во Францию в 1940 году. Да, немецкие войска присутствовали по всей территории страны. Там действовала немецкая оккупационная власть. Там людей судили немецким трибуналом. НО! Германия не считала, что Франция это теперь полноценная часть ее территории. Французы не были равны немецким гражданам.
То же самое касается и оккупации Германией множества других стран – Украины, Белоруссии, части России и т.д.
Что же касается России, то она не просто вписала Крым в свою конституцию, но она еще и вложила туда много денег – на мосты, дороги, аэропорт, железную дорогу и прочую инфраструктуру.
Оккупант так себя не ведет, он наоборот – высасывает из оккупированной территории все ресурсы (немцы с оккупированных земель даже людей угоняли, не говоря уже о природных ресурсах). Впрочем, данный признак не является обязательным.
Определение в соответствии с международным правом
В современном международном праве ученые-правоведы проводят различие от аннексии, которая характеризуется прямой угрозой или применением военной силы (хотя в литературе оспаривается, может ли аннексия иметь место только путем одностороннего заявления аннексирующего государства) — и, следовательно, незаконное присвоение территории, которая ранее принадлежала одному иностранному государству — международно-правовая уступка ( уступка ). В последнем случае государство, которое единолично контролировало этот район, уступило его мирным путем в рамках официального контракта; с ним новая государственная власть заменяет старую. Если эта территория затем становится новым, инкорпорированным государством (государством- членом ) существующей государственной ассоциации (федерации), говорят о согласии , а не об одностороннем отделении .
Аннексия в истории
Аннексия была наиболее частым явлением в эпоху колониализма, когда европейские государства проводили политику по планомерному захвату территорий в азиатско-тихоокеанском и африканском регионах. С тех пор термин «аннексия» неоднократно встречался в международной практике:
- Во время Первой мировой войны социалисты ратовали за мир «без аннексий и контрибуций».
- Декрет о мире от 8 ноября 1917 года осуждал аннексию, дав ей еще одно определение: «…всякое присоединение к большому и сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности…».
- Президент США Вудро Вильсон в своей программе «Четырнадцать пунктов» от 8 января 1918 года поддержал отказ от «аннексий и контрибуций».
Перечень исторических событий, подпадающих под понятие «аннексии»:
- 29 августа 1910 года Корея утратила независимость, будучи аннексированной Японией. Территория приобрела статус генерал-губернаторства, в котором пребывала до 1945 года.
- В 1935-1936 годы шла Вторая итало-эфиопская война. Она окончилась аннексией Эфиопии с последующим ее включением в колонию Итальянская Восточная Африка.
- 12-13 марта 1938 года состоялся аншлюс Австрии нацистской Германией.
- 21 августа 1959 года Гавайские острова вошли в состав США на правах штата. До этого существовало независимое государство — Королевство Гавайи.
- Летом 1990 года по приказу Саддама Хуссейна Ирак оккупировал Кувейт за отказ от компенсационных выплат ввиду незаконной добычи иракской нефти. После этого территория Кувейта оказалась аннексирована в качестве 19-й иракской провинции под названием «Аль-Саддамия».
В 1974 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой дала свое определение аннексии. Согласно ему, под нее подпадает любой насильственный захват чужих территорий не в зависимости от того, имело ли место официальное объявление войны. При этом формально аннексия влечет за собой международно-правовую ответственность. Однако по факту резолюция ООН носит характер рекомендации и реальных рычагов влияния на агрессора не существует, за исключением затруднения в международном признании новых границ. Как правило, оное происходит либо при согласии заинтересованных государств, либо при распаде государства, от которого отторгли территорию.
Всемирная история
- Этапы развития человечества. Самое главное
- Краткая история Средневековья
- Очень кратко о Древнем мире
- Древний Рим. Краткая история
- Вклад Древней Греции в мировую историю
- Президенты США по порядку и годы их правления
- История возникновения США
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Право на самоопределение и аннексии
Урс Саксер видит единственную возможность узаконить незаконную аннексию в соответствии с территориальным правилом в одобряющем референдуме пострадавшего населения. Здесь играет роль принцип volenti non fit iniuria . В соответствующей специальной литературе упоминаются и другие пути, основанные не на самоопределении, а на консенсусе суверенов , такие как заключение договора уступки , добровольный отказ держателя территориального суверенитета или предписание первоначального незаконное приобретение территории с эффектом ex nunc .
Сецессии желания населения и последующее присоединение к другому государственному Отступайте положение ВКЛЮЧЕНО права народов на самоопределение . Аннексии против воли населения противоречат этому праву. Например, Вольфганг Бенедек приходит к выводу, что из-за запрета применения силы в Заключительном акте СБСЕ Сербии запрещено аннексировать Республику Сербскую с сербским большинством , даже если население этого государства пожелает сделать это на референдуме , аналогична Хорватии Федерации Боснии и Герцеговины не должно быть разрешено к приложению без согласия Боснии и Герцеговины как государства.
Эволюция международного права
Приобретение титула
Международное право, касающееся применения силы государствами, претерпело значительные изменения в ХХ веке. Ключевые соглашения включают Конвенцию Портера 1907 г. , Пакт Лиги Наций 1920 г. и Пакт Келлогга – Бриана 1928 г. , кульминацией которых является статья 2 (4) главы I Устава Организации Объединенных Наций , которая действует сегодня: «Все члены должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства или любым другим способом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций «. Поскольку применение силы против территориальной целостности или политической независимости является незаконным, вопрос о возможности передачи титула или суверенитета в такой ситуации стал предметом юридических дебатов.
Принято считать, что страны обязаны соблюдать доктрину Стимсона, согласно которой государство: «не может признать законность какой-либо ситуации де-факто или … признать какой-либо договор или соглашение, заключенное между этими правительствами … не … признать любую ситуацию, договор или соглашение, которые могут быть достигнуты средствами, противоречащими условиям и обязательствам Парижского пакта от 27 августа 1928 г. «.
Эти принципы были подтверждены Декларацией о дружественных отношениях 1970 года .
Защита гражданского населения
Во время Второй мировой войны применение аннексии лишило целое население гарантий, предусмотренных международными законами, регулирующими военные занятия .
Четвертая Женевская конвенция (GCIV) 1949 усиливала Гаагские конвенции 1899 и 1907 лет по вопросу о защите гражданских лиц.
Авторы Четвертой Женевской конвенции сделали упор на придании нормам неприкосновенности прав «абсолютного характера», что значительно затруднило обход государства путем аннексии. ЖК IV в первом абзаце Раздела III: Оккупированные территории ограничивает последствия аннексии для прав лиц в пределах этих территорий:
Замечания
- См. Более и определение.
- Клаус Шуберт / Мартина Кляйн: Das Politiklexikon. 4-е, обновлено Ред., Дитц, Бонн, 2006.
- Dahm / Delbrück / Wolfrum, Völkerrecht , Volume I / 1, 2nd edition 1989, p. 162.
- См. Вольфганг Бенц , Типология форм правления в регионах, находящихся под немецким влиянием , в: ders. U. A. (Ред.), Бюрократия оккупации. Структуры правления и управления в оккупированной Европе. Берлин 1998, стр. 11-25, здесь стр. 15.
- Раздел 30 Международных законов Панамериканского союза 1924 г.
- Вольфганг Бенедек, статья «Самоопределение» в: Адольф Райффершайд и др.: Дополнительный лексикон права , 4/910, 2001, стр. 1 и далее.
- Однако на момент регистрации это не было юридически правильным, ср. В данном контексте, в частности, Raschhofer / Kimminich, Die Sudetenfrage , стр. 275: «Согласно международно-правовому характеру, передача территориального суверенитета была от Чехословакии к Германии в сентябре 1938 года не аннексией, а постановлением решений великих держав, основанных на декларации о готовности к уступке Чехословакии 21 сентября 1938 года ».
- Йоханнес Фраковяк (ред.): Националистическая политика и недовольство. Немцы и поляки с 1871 г. по настоящее время (= отчеты и исследования № 64), V&R Unipress, Göttingen 2013, раздел «Немецкий народный список как инструмент политики национал-социалистической германизации на аннексированных территориях Польши 1939–1945» .
- Матиас фон Хельфельд: Генезис Европы III , Раздел 6. «Холодная война» — Послевоенный порядок.
- Margret Johannsen : The Middle East Conflict , 2nd, обновленное издание, VS Verlag, Wiesbaden 2009, p. 136.
Признаки аннексии
Наличие аннексии характеризуется следующими явлениями:
- Насильственность. То есть присоединение происходит вопреки воле населения, проживающего на аннексированной территории. Однако это не обязательно означает, что будут иметь место вооруженные протесты или народные демонстрации. Люди могут быть просто недовольны, но при этом не станут противостоять агрессору по факту.
- Противоправность. То есть захватчик не учитывает нормы международного права или же пытается их истолковать в соответствии с собственной выгодой. Потому нередко аннексия оправдывается защитой населения от произвола правительства, историческим правом или помощью в преодолении экономической отсталости.
- Изменение юридического статуса аннексируемой территории. Этот пункт вскрывает отличие оккупации от аннексии. В первом случае регион или страна переходят под политический или военный контроль другого государства, но сохраняется его или ее юридический статус. Аннексия же приводит к изменению государственной границы, а население получает новое гражданство.
Историческое развитие международно-правовых норм.
Аннексии в классическом международном праве.
Классическое международное право не запрещало государствам вести военные действия. Аннексия территории другого государства путем одностороннего заявления или вступления в силу мирного договора считалась юридически действительным способом приобретения территории при условии соблюдения ряда условий.
В случае односторонней аннексий во время или после состояния войны завоевание рассматриваемой территории должно быть окончательным, а ситуация необратимой. Таким образом, до прекращения военных действий и заключения мирного договора сам по себе факт завоевания не считался достаточным правовым основанием для передачи территориального суверенитета. Государств-завоеватель могло пользоваться только правами оккупирующей державы, предоставляемых ему в соответствии с правом войны.
Аннексии территории другого государства без договорного соглашения, если ей не предшествовали военные действия, считалась неправомерной, даже несмотря на то, что соответствующая территория могла уже находиться под твердо установленным контролем аннексирующего государства. Таким образом, аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгерской империей в 1908 году была юридически недействительной, хотя под управление Австро-Венгрии данная территория была передана еще Берлинским конгрессом 1878 г.
Большинство мирных договоров, заключенных до и, в частности, в конце Первой мировой войны, предусматривали передачу территории побежденных государств либо государствам-победителям, либо вновь образованным государствам. Хотя такие договоры неизбежно включали элемент принуждения, они признавались юридически действительными.
Аннексии после вступления в силу Устава Лиги Наций.
Первым серьезным вызовом легитимности аннексий стал Устав Лиги Наций (1920 г.), в котором в ст. 10 прямо гарантировалась территориальная целостность и политическая независимость государств, а в ст. 12–16 ограничивалось право развязывать войны.
Следующим важным шагом стало вступление в силу пакта Келлога-Бриана (1928 г.), который запрещал войну как средство достижения политических целей.
Исходя из таких правовых изменений, агрессивные войны все чаще стали считаться неправомерными, а приобретение территории в результате подобного неправомерного обращения к силе также стало рассматриваться как нелегитимное и недействительное в соответствии с международным правом.
Аннексии после вступления в силу Устава ООН.
Вступивший в силу в 1945 г. Устав ООН закрепил в международном праве общий запрет на аннексию. Пункты 3 и 4 ст. 2 Устава обязывают государства-члены разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами, а также воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимость любого государства.
Таким образом, не только война, но и применение силы в любой форме стало рассматриваться в качестве международно-противоправного деяния, из которого не могут быть получены какие-либо права. Соответственно, никакая аннексия не может быть законной.
Государства юридически обязаны не признавать территориальные изменения, совершаемые путем аннексии. Более того, даже аннексия всей территории государства автоматически не приводит к исчезновению данного государства как субъекта международного права, несмотря на то что оно более не способно осуществлять суверенный и эффективный контроль над своей территорией.
Исторические примеры изменений территорий после Второй мировой войны (полные и частичные аннексии)
- польско-литовской территории по Пруссии , в Габсбургской монархии и Российской империи в 1772, 1793 и 1795;
- Крым , то Таманский полуостров и Кубань в Российской империи при Екатерине Великой в 1783 году;
- в Монако через революционную Францию в 1793 году;
- области Священной Римской Империи слева от Рейна через (революционную) Первую Французскую Республику 1794/1801;
- Восточная Грузия (Картлиен-Кахети) в составе Российской империи 1801 г .;
- вольные имперские города Аугсбург и Нюрнберг через Баварию в 1805 и 1806 годах соответственно;
- Голландия , Ганновер, Княжество Зальм , части Вестфалии и ганзейские города через наполеоновскую Францию около 1810 г .;
- Техас через Соединенные Штаты Америки 1845 г .;
- всей земли Шлезвиг-Гольштейн , Королевства Ганновер , Курхессенса , Нассау , части Гессен-Дармштадта и Свободного города Франкфурта через Королевство Пруссия в 1866 году (см. прусские аннексии 1866 года );
- из Королевства Бирмы Соединенного Королевства в колонии после трех войн, полностью включен в Британскую Индию с 1886 года ;
- в Соединенных Штатах в 1898 году;
- Филиппинская республика по Соединенным Штатам в качестве колонии в 1899 году;
- в Бур республика Трансвааль и Оранжевое Государство по Великобритании в качестве колоний в 1902 году в результате в англо — бурской войне ;
- Босния и Герцеговина через Австро-Венгерскую империю в 1908 году;
- территория Южного Тироля через Италию после распада Австро-Венгрии в результате Первой мировой войны в 1919 году ( Сен-Жерменский договор );
- в Судетах в 1938 году из Чехословакии по Германской империи в соответствии с Мюнхенским соглашением , то в 1939 годе де — факто аннексия Чехии ;
- Вольный город Данциг в 1939 году Германской империи;
- Западная Польша в 1939 году под властью Германского рейха;
- Восточная Польша через Советский Союз 1939/45;
- Эстония , Латвия и Литва в июле 1940 года СССР в результате германо-советского пакта о ненападении ;
- Бессарабия и северная Буковина со стороны СССР 2 августа 1940 года в результате германо-советского пакта о ненападении;
- 1942 году под властью Германского рейха;
- на восточных территориях Германской империи без северного Восточной Пруссии со стороны ВР Польшей (по закону от 19 декабря 1947 года);
- из Кенигсберга региона (сегодня «s Калининградской области ) со стороны Советского Союза 17 октября 1945 года и ее включения в состав РСФСР от 7 апреля 1946 года;
- Советская аннексия Карпатской Украины 1945–1948;
- город Кель через Францию 1945–1953;
- на Курильские острова — на Курильских островах и другие были объединены с Хабаровским краем — Советским Союзом 2 февраля 1946 г .;
- Ачех через Индонезию, 1949 год.
Аннексия
Аннексия от оккупации отличается прежде всего тем, что государство-агрессор признаёт захваченную территорию своей.
По-сути, аннексией заканчивались практически все войны прошлого: одно государство нападало на другое и отбирало его земли в свою пользу. В общем-то, ради аннексии многие и воевали.
И вот здесь, казалось бы, действительно можно было бы поспорить – а была ли аннексия в случае с Крымом или ее не было? Ведь вопрос «зеленых человечков» для многих остается достаточно спорным (в том смысле, имели ли они право там находиться или нет).
Но если вспомнить, какие именно события происходили в Крыму в 2014 году, то станет очевидно – юридически никакой аннексии там не было.
Сецессия
Да, для многих это – новый термин. О нем мало говорят в СМИ. Но, по-сути, именно сецессия в Крыму и произошла.
Что обозначает это слово?
Сецессия – это выход какой-либо территории из состава государства
Например, в результате сецессии образовались США. Ведь когда-то они были частью Британии, но после войны за независимость отделились и стали отдельной страной.
Сецессия случилась и с СССР, когда в 1991 году из его состава вышли все союзные республики. Их ведь никто силой не отбирал, никто на СССР не нападал, он просто «развалился». Вот этот развал юридически правильно называть «сецессией».
Такой же пример можно привести с Чехословакией, распавшейся на Чехию и Словакию. Югославией, Индией и т.д.
Некогда единая Югославия распалась на множество государств
Сецессия – это финальная стадия сепаратизма. То есть результат, скорее, внутренних процессов, внутренних конфликтов.
Ну, так вот. Почему-то об этом забывают сказать, но Крым перешел в состав России не сразу из состава Украины. Сначала, Крым объявил себя независимой страной (произошла его сецессия) и уже потом, как независимая страна, он присоединился к России.
Да, мы понимаем, что это юридический трюк. Но он был совершен. И потому с точки зрения международного права нельзя называть переход Крыма аннексией, это – типичная сецессия с последующим объединением двух независимых государств.
Эту сецессию, конечно, могут оспаривать, могут ее не признавать. Но все равно – это будет вопрос о сецессии, а не об аннексии. И уже тем более не об оккупации (этот термин абсолютно далек от ситуации с Крымом).
То же самое мы сейчас видим на примере Донбасса. Республики ДНР и ЛНР объявили себя независимыми государствами (сепаратизм). И если эту независимость признает Россия (пока не признала) и ЛДНР попросится в состав РФ, то и здесь никакой аннексии не случится.
Просто в Крыму все произошло настолько стремительно (объявление независимости и практически мгновенное присоединение к России), что многие до сих пор думают, будто Россия вырвала Крым напрямую из Украины.
Текущие примеры
Переход из колониальных территорий европейских государств в другие государства в результате их деколонизации :
- Хайдарабад через Индию, 1948 г .;
- Португальская Индия через Индию 1961 г .;
- Эритрея через Абиссинскую империю 1961 (до 1993);
- Сикким в Индийском Союзе в 1971 году;
- Кабинда через Анголу 1975 г .;
- Восточный Тимор через Индонезию с 1976 г. (до 2002 г.);
- Кит — Бей в Южном Африканском союзе 1977 (до 1994 года);
Аннексии в ближневосточном конфликте
- Восточный Иерусалим через Израиль и другие на основании Иерусалимского закона 1980 г .;
- Голанские высоты через Израиль в соответствии с израильским законом 1981 года.
Аннексия в широком смысле
Однако такие контракты часто заключаются под принуждением, поэтому историки и некоторые доктрины международного права , например, склонны применять термин аннексия к определенным заданиям и, таким образом, дополнять фактические факты потерей территории на основании действия государства. воли. 10 мая 1871 года Франция уступила Эльзас-Лотарингию Германии по заданию , но под давлением времени этот процесс обычно называют аннексией.
Это лингвистическое использование также соответствует более раннему традиционному определению юристов-международников. Вот как определяет Словарь международного права (1960 г.):
— Словарь международного права
В отличие от узкого определения здесь не рассматривается аспект односторонности . Ядро здесь является насилие осуществляется аннектирующим государством, которое не приводит к недействительности в государственном договоре .
Сегодня термин « аннексия» используется в основном уничижительно в немецкоговорящем регионе . В результате сторонники говорят не об аннексии, а о союзе, возвращении, освобождении и т. Д. В случае длительной оккупации также говорят о « фактической аннексии».
В 19-м и начале 20-го веков термины «инкорпорация» и « инкорпорация » использовались как синонимы «аннексия» для одного и того же процесса международного права, поскольку свободное применение силы между государствами не подлежало никаким ограничениям международного права и, следовательно, не Тем не менее, различали вариант между согласованным и насильственным.