«черный дьявол»: сколько немецких самолётов сбил крымский татарин амет-хан султан

Оглавление

Детские и юношеские годы

Проживая у моря, Султан, как и друзья, мечтал путешествовать на больших судах по дальним странам. А ещё увлекался татарским традиционным видом борьбы куреш (так называемая борьба на полотенцах).

Маленький Султан с сестрёнкой

Весной 1935 года в Алупке традиционно отмечали национальный праздник крымских татар – Хыдырлез. Среди праздничных мероприятий было и состязание по борьбе куреш. Амет-Хан участвовал в соревновании и выиграл. На празднике тогда присутствовал директор всесоюзного пионерского лагеря «Артек», в качестве награды за победу он вручил парню путёвку. Отдыхая в лагере, Султан впервые в жизни увидел самолёт, и с той поры мечты о путешествиях по морю отошли на второй план. Подростка захватила авиация и желание подняться в небо.

Вернувшись из «Артека», он засматривался теперь не на морскую гладь, а на вершину горы Ай-Петри. Султан представлял себя летающим там высоко среди птиц. Однако мечты о полётах пришлось ненадолго отложить. После семи лет школьного образования подросток продолжил учёбу в железнодорожном училище Симферополя (ФЗУ). Окончив ФЗУ, он начал свой трудовой путь слесарем железнодорожного депо. Но мечты о полётах никуда не ушли, а, наоборот, привели парня в аэроклуб (сейчас это симферопольское спортивное заведение носит имя Амет-Хана).

Авиационное училище

Клубный инструктор Пётр Большаков заметил у Султана особенные способности к лётному делу и рекомендовал его для поступления в Качинское высшее военное училище авиации.

Это – основная советская школа, где готовили лётчиков. Султан стал одним из самых способных учеников, быстро освоил воздушную стрельбу, разобрался с тактикой и теорией полётов. Отличные результаты он показывал на занятиях по общевойсковой и строевой подготовке, демонстрировал превосходную физическую форму. В 1939 году за девять месяцев учёбы поднялся в небо 270 раз.

Амет-Хан учился по ускоренному курсу, в 1940 году с успехом сдал выпускные экзамены и окончил училище младшим лейтенантом. Вместе с аттестатом лётчикам выдавали небольшую характеристику, у Султана в ней было написано: «Летает на «отлично», делает это всегда с огромным желанием. Быстрыми темпами ознакомился с лётной практикой. В полётах обладает инициативой, смелостью, настойчивостью, выносливостью».

Для продолжения службы Амет-Хана направили в Белорусскую ССР в город Бобруйск. Оттуда он вскоре был переведён под Кишинёв в 4-й истребительный авиационный полк, принадлежавший Одесскому военному округу. Тут молодого человека застала война.

Рождение и семья

Амет-Хан появился на свет в Крыму в маленьком городе Алупка 20 октября 1920 года. В жилах его протекала кровь двух народностей – дагестанская и татарская.

Папа, Султан Аметхан, родом был из дагестанского аула Цовкра, лакец по национальности (лакцы – это одна из коренных горных народностей на Северном Кавказе). В молодости он подался на заработки в Крым, а потом остался на постоянное жительство в Алупке. Уж очень живописным было место у подножия самой знаменитой горы Крыма – Ай-Петри. Познакомился здесь со своей будущей супругой Насибе – крымской татаркой.

У молодых супругов родился первенец-мальчик, они решили назвать его Амет-Хан, как и отца. Со временем семейство пополнилось ещё двумя детьми, у Амет-Хана был брат Имран и сестрёнка Фатма (девочка в четырёхлетнем возрасте умерла). Во взрослом возрасте дороги братьев кардинально разошлись. Амет-Хан считался одним из самых лучших лётчиков в стране. А Имран в военные годы, когда Крым был оккупирован фашистами, пособничал гитлеровцам, поступив на службу в полицию. В послевоенное время он был арестован органами.

Папа и мама лётчика

В Дагестане и на Крымском полуострове не поделят Султана, для каждого он их национальный герой. Но сам лётчик всегда заявлял: «Я не дагестанский герой, и не татарский. Я – герой огромной советской страны».

Мирное время

После победы Верховный Главнокомандующий издал указ – всех лётчиков-асов направить в академию на обучение. Но Амет-Хану учёба давалась слишком тяжело, сказывалось недостаточное образование в детстве и юности. В начале 1946 года он написал прямой и честный рапорт, что ввиду недостаточных знаний, возможностей для своей дальнейшей учёбы не видит. Руководство удовлетворило его рапорт, и Султана уволили в запас.

Но без профессии жить он не мог. Однако в мирное время вернуться в небо оказалось совсем непросто. У лётчика даже началась депрессия, он стал злоупотреблять алкоголем. Помогли фронтовые товарищи, и в феврале 1947 года Амет-Хана приняли в Лётно-исследовательский институт в Жуковском как лётчика-испытателя. Он взялся за освоение опасного, тяжелейшего, нового для себя дела. Справиться ему помогли бесценный опыт, воля и лётные качества, полученные и отшлифованные на фронте.

Вскоре Амет-Хан вошёл в число лучших испытателей в стране. В 1949 году получил разряд лётчика-испытателя 3-го класса, в 1950 году – 2-го класса, в 1952 году – 1-го класса. Больше двух десятилетий трудился он на аэродроме в Жуковском, провёл в полётах 4237 часов, освоил порядка 100 летательных аппаратов.

Начинал с полётов на планерах, потом испытывал новые системы катапультирования у истребителей и реактивных самолётов, затем перешёл на стратегические бомбардировщики (тяжёлая авиация).

Летом 1949 года совместно с другим лётчиком-испытателем Алексеем Якимовым осуществил первую в СССР полную топливную дозаправку в воздухе на высокоскоростном бомбардировщике «Ту-2» способом «с крыла на крыло».

За период испытательской деятельности Амет-Хан пополнил свой послужной список следующими наградами и званиями:

  • 1953 – четвёртым орденом Красного Знамени;
  • 1953 – государственной премией СССР;
  • 1961 – орденом «Знак Почёта»;
  • 1961 – званием Заслуженного лётчика-испытателя СССР.

Амет-Хан Султан кратко для детей

Статья посвящена краткой биографии Султана Амет-Хана — знаменитого русского летчика и испытателя.

Краткая биография Амет-Хан СултанаБиография Амет-Хана: юность и участие в войне

Амет-Хан родился в 1920 г. в интернациональной семье. После окончания средней школы поступил в училище. Получил профессию слесаря, затем работал, одновременно посещая занятия в аэроклубе.В 1939 г. Амет-Хан начал службу в армии, проходил обучение в авиационной школе. В начале войны находился в Молдавии. Уже в первый день летчик стал участником нескольких вылетов в боевых условиях. В дальнейшем продолжал службу на различных фронтах.

В 1942 г. Амет-Хан впервые одержал победу над самолетом противника. Израсходовав весь боекомплект, летчик совершил таран в воздухе, в результате которого был сбит вражеский бомбардировщик. Самолет Султана также был серьезно поврежден, и летчик сумел выпрыгнуть из него на парашюте.Героический летчик внес большой вклад в Сталинградскую битву. Он был признан одним из лучших советских летчиков и вошел в состав специального воздушного подразделения, созданного для организации достойного отпора немецким профессионалам. Осенью 1942 г. Амет-Хан был назначен командиром авиаэскадрильи. В составе 9-го полка он сражался до последних дней войны.

Амет-Хан успешно действует в многочисленных авиационных сражениях, принимает участие в освобождении оккупированных фашистами территорий. Летчик стремится к самосовершенствованию, осваивает новые типы отечественных и зарубежных самолетов. Амет-Хан входит в состав войск, штурмующих Берлин.Амет-Хан за всю войну совершил около 600 вылетов в боевых условиях, лично уничтожил 30 самолетов противника и принял участие в уничтожении девятнадцати.

Биография Амет-Хана в качестве летчика-испытателя

Лучшие летчики Отечественной войны должны были продолжить обучение в академиях. В их числе был и Амет-Хан. Однако, ощущался недостаток образования, учеба давалась летчику с большим трудом. Осознавая это, Султан подает рапорт, в котором открыто говорит о своих значительных пробелах в теоретических знаниях и просит освободить его от учебы. Просьба летчика была рассмотрена и удовлетворена: в 1946 он был демобилизован.Амет-Хан мечтает о небе. Но в рассматриваемое время в национальной политике Советского Союза крымские татары считались пособниками фашизма, поэтому летчику ставили административные преграды и он долго не мог заняться любимой профессией. Лишь благодаря активной поддержке сослуживцев Ахмет-Хан смог все-таки стать летчиком-испытателем.

Руководством были отмечены выдающиеся успехи Ахмет-Хана в этой деятельности. Он с легкостью выполняет самые ответственные и опасные испытания. В частности он участвовал в полетах на околозвуковых скоростях, которые дали богатый научный материал для дальнейших исследований и разработок советского авиастроения. В конце 40-х гг. летчик участвует в испытаниях системы автоматической дозаправки в воздухе, в результате чего проводит первую успешную подобную операцию. Его квалификация неуклонно растет, и в 1952 г. летчик получает 1-й класс.В начале 50-х гг. Амет-Хан участвует в серии испытаний самолета-снаряда, служащего для нанесения ударов по флоту. Во время испытаний произошла непредвиденная ситуация, но в результате хладнокровных действия пилота опытная модель не получила повреждений.

Также летчик проводил испытания самолетов на сверхзвуковых скоростях. Огромное число полетов он провел для проверки и испытания разнообразных систем катапультирования. Амет-Хан на собственном опыте изучил многие модели новейших авиадвигателей.

В 1961 г. Амет-Хан стал Заслуженным летчиком-испытателем. Им было освоено около ста различных моделей самолетов, а общее время полетов составляло более четырех тысяч часов.Амет-Хан погиб в 1971 г.во время работы, выполняя очередной испытательный полет.Летчик вошел в историю отечественной авиации. Он был награжден большим количеством высших государственных наград и званий. В его честь были названы улицы многих советских городов.

Правление

Когда в 1603 году Султан Ахмед пришел к власти, Османы вели войну одновременно с Австрией и Ираном. Помимо этого в Анатолии продолжалось восстание Джелали, которое началось ещё при Мехмеде III.

Воспользовавшись тем, что османские войска отвлеклись на подавление восстания в Анатолии, Шах Аббас I отвоевал Азербайджан и Грузию. Нашлись и те, кто был готов заключить мир с Ираном. В их главе стоял Насух Паша, ставший Великим Визирем в 1611 году и казненный в 1614 году.

В начале правления Султана Ахмеда одним из великих визирей был Дервиш Мехмед Паша. Родом он был из Боснии. Дервиш занимался воспитанием маленького Ахмеда, а заодно и выполнял роль бостанджи. Став султаном, Ахмед назначил Дервиша хранителем покоев, а потом и капудан-пашой.

Валиде Хандан Султан в сериале Великолепный век: Империя Кёсем. Актриса Тюлин Озен

В это время мать Ахмеда, Валиде Хандан Султан, пытается оказать влияние на своего венценосного сына. Она старается настроить Ахмеда против Дервиша. Но Валиде Хандан в 1605 году умирает.

Неожиданная смерть матери выбивает почву из под ног молодого султана Ахмеда, и он устраивает для неё пышные похороны. Ради упокоя её души султан раздает всем страждущим много еды и подаяний. После похорон он отправился в Бурса. А влияние Дервиша на молодого султана только усиливалось.

Но это продолжалось не долго. Вскоре Дервиш Паша перестал получать от Ахмеда милость и начать вызывать у него только недовольство. Его решения по тем или  иным государственным вопросам создавали недовольство среди народа. Ахмед же стал испытывать ненависть к Дервишу. Все усугубилось после попытки Дервиша взимания налогов за балконы домов.

Дервиш Мехмед паша. Актер Мехмет Куртулуш

Конец Дервиша приблизили многочисленные долги. Он пытался приписать их еврейскому купцу, который став подрядчиком, занимался строительством дворца по его же приказу. В итоге Ахмед, узнав о том, что Дервиш якобы пытается его убить, казнил великого визиря Дервиша прямо на заседании Дивана.

Был в жизни Султана Ахмеда и момент, когда он заболел оспой. Опасаясь того, что султан может умереть, вельможи предложили вернуть во дворец Топкапы шехзаде Мустафу. Но Ахмед победил болезнь, и Мустафа остался в Старом дворце. А всех тех, кто пытался устроить государственный переворот, Ахмед отправил в отставку.

Мемориалы и поминки

В 1974 году в могиле Новодевичьего была пристроена статуя Амет-хана Садри Ахуна. В 2010 году памятник воздушному тарану Амет-хана над Ярославлем был установлен на земле ниже места, где он протаранил Ju 88. В том же году на Аллее Славы в Киеве был установлен бюст по его подобию . Скульптуры по его образу можно увидеть по всей Украине и в России, в городах, включая Алупку, Махачкалу и небольшое село Цовкра в Дагестане. Его именем названа городская площадь Симферополя, помимо улиц Алупки, Судака , Волгограда , Жуковского , Каспийска , Сака, Махачкалы. В его честь названы аэроклуб, в котором он учился, малая планета, аэропорт , несколько школ и вершина Дагестана.

Амет-хан был главным героем крымскотатарского фильма « Хайтарма» 2013 года .

Детатаризация памяти Амет-хана Султана

Несмотря на культовый статус Амет-хана Султана как крымскотатарского героя, его участие в правозащитном движении крымских татар и тот факт, что он официально указывал себя татарином, а не лаком или дагестанцем во всех официальных документах, было много попыток посмертно навесить ярлык. его как дагестанца и делегитимизировать его крымскотатарскую идентичность в рамках систематической кампании детатаризации Крыма

Некрологи описывали его как «отважного сына дагестанского народа», хотя он никогда при жизни не утверждал, что он дагестанец, но открыто идентифицировал себя как крымскотатарин. В течение его жизни ему часто предлагали поменять национальность в паспорте, но, несмотря на постоянное давление со стороны чекистов и коллег, он отказывался отмежеваться от своего крымского происхождения, гордо заявляя: «Я сын крымскотатарского народа!»

когда его спросили о его национальной принадлежности. В 2016 году в Республике Дагестан учреждена «Медаль Амет-хана Султана»; Уйташ в Дагестане назван в его честь, несмотря на неоднократные прошения от крымскотатарских организаций к российскому правительству , что аэропорт Симферополя назван в честь него вместо. Амет-хан не родился и не вырос в Дагестане и не говорил ни на одном из языков Дагестана.

Детство и юность

Дважды Герой Советского Союза родился 20 октября 1920 года в городе Алупке. Отец летчика, Султан, являющийся по национальности дагестанцем, был обычным среднестатистическим работником, а мать, крымская татарка Насибе, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Их дом, расположенный у подножья гор, напоминал гнездо ласточек.

Амет-Хан Султан

В то время идеология интернационализма призывала уважать соседей, поэтому, когда после Гражданской войны на полуострове утвердился мир, его жители (русские, евреи, татары, немцы, греки) рука об руку выстраивали новую жизнь.

Амет-Хан, как и все приморские мальчишки, с детства мечтал о путешествиях в дальние страны. В мае 1935-го в Алупке проводился национальный праздник Хедерлез, на котором будущий летчик победил в борьбе куреш. Присутствующий на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путевкой в лагерь, в котором Султан впервые увидел самолет.

С того момента он жил мечтой подняться в небо. Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб, а позже — в Качинское авиационное училище, в котором курсанты проходили ускоренный курс обучения.

Амет-Хан Султан в молодости

Качинская школа была главной по подготовке пилотов России. Амет-Хан быстро освоил теорию полета, тактику и навыки воздушной стрельбы. Кроме летной, были еще общевойсковая, строевая и физическая подготовки, а так же уставы и несение дежурства.

С марта по декабрь 1939 года юноша совершил 270 полетов, после которых в служебной характеристике летчика появилась запись, в которой говорилось, что в воздух курсант поднимался «с большим желанием». Выпускные экзамены Амет-Хан сдал успешно. Приказом наркома обороны от 5 марта 1940 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

Султан прошел всю войну, от первого до последнего дня. Менялись самолеты от устаревшей «Чайки» до знаменитого «Ла-7», рос список сбитых им вражеских машин, добавлялись награды. Ас налетал многие тысячи километров, но в бесконечном пространстве войны существовало только одно место, в которое всегда стремилась душа летчика – родные края.

Памятник Амет-Хану Султану

Когда Крым оккупировали фашисты, чтобы поднять дух жителей, над деревнями разбросали листовки с описанием подвигов Амет-Хана, которые в итоге попали в Гестапо. Тогда от расстрела родителей Султана спасло только то, что их младший сын служил в немецкой комендатуре.

В тот период крымские татары оказались на перепутье – уйти в горы и сражаться с захватчиками или прогнуться и пойти на службу к немцам. Каждый поступал по совести, но большинство просто пыталось выжить. Стоит отметить и то, что немецкая пропагандистская машина работала изощренно, разжигая националистические чувства и играя на застарелых обидах, обещая отдать татарам Крым в вечное владение.

https://youtube.com/watch?v=z84vkgM2G_0

На самом деле гитлеровская верхушка планировала превратить Крым в подобие Готланда и заселить его немецкими колонистами, избавившись перед этим от местных жителей.

10 мая 1944 года русские войска освободили Севастополь. Впервые за время войны летчики 9 гвардейского полка были выведены на отдых. Тогда Амет-Хан узнал, что его родители пережили оккупацию и с ними все в порядке. Капитану дали краткосрочный отпуск, чтобы он навестил отца и мать. В Алупку ас приехал на двух машинах в сопровождении друзей, с которыми он каждый день поднимался в небо.

17 числа этого же месяца в дом к Султану вломились военные, которым было поручено задержать маму прославленного летчика и в связи с постановлением о высылке татар из Крыма отправить ее в сборный пункт. Только помощь боевых друзей сына помогла Насибе остаться в послевоенном Крыму.

Музей Амет-Хана Султана

После этого случая вера Амет-Хана в светлое будущее пошатнулась. Тогда же летчик узнал, что его младшего брата арестовали как пособника оккупантов. Султану разрешили увидеться с родственником. Ас хотел о многом спросить Имрана, но вопросы комом застряли в горле, когда он увидел осунувшееся лицо брата.

Выступая на заседании военного трибунала, Амет-Хан напомнил присутствующим, что тогда именно советская пропаганда листовками, в которых говорилось о его подвигах, поставила семью в безвыходное положение. Для Гестапо найти его родителей не представляло труда, и брат просто пытался уберечь мать и отца от расстрела. В дальнейшем Султан всячески помогал и поддерживал Имрана.

Первый летный боевой опыт

Первые боевые вылеты Амет-Хана состоялись в первый же день войны 22 июня – на И-153 он совершил разведывательный полет и вылетел на штурм врага. Истребитель Амет-Хана защищал небо Ростова-на-Дону всю осень первого года войны. А уже следующей зимой, в январе полк, в котором служил Султан Амет Хан был послан на переучивание для полетов на «харрикейнах».

В марте сорок второго авиаполк, в котором служил Султан Амет-Хан нес противовоздушную оборону Ярославля, и в небе над Ярославлем Амет Хан одержал свою первую значимую победу в воздухе: совершая боевой вылет в последний день весны сорок второго года, летчик, когда уже весь запас боезарядов был израсходован, атаковал вражеского «Юнкерса» снизу левой плоскостью своего «харрикейна». «Юнкерс» загорелся, а «харрикейн» Амет Хана застрял во вражеском горящем самолете. Султан Амет-Хан выбрался из кабины и покинул самолет с помощью парашюта. За проявленное мужество его через несколько дней наградят в Ярославле почетной грамотой и именными часами на центральной площади города перед лицом восхищенных горожан. Здесь же, на площади, как доказательство подвига летчика Амет Хана, был выставлен на всеобщее обозрение сожженный «юнкерс». За этот же подвиг летчика позже наградили и орденом Ленина, а в 2010 году в память об этом событии и в благодарность герою Амет Хану за проявленное мужество жители города Ярославля установили памятник. Сам летчик корил себя за допущенную, по его мнению, в тот момент ошибку: он мог посадить свой самолет сверху на фашистскую воздушную машину и разрушить ее, используя шасси, и в этом случае у него был бы шанс спасти свою машину. Многие пилоты, по его мнению, делая так, поступали умнее и профессиональнее.

Личная жизнь пилота

Летом 1944 года, будучи в Москве, Амет-хан познакомился с простой женщиной Фаиной Максимовной Данильченко. Дружба их была очень долгой, только в 1952 году они поженились. В счастливом браке у них родились два сына. Летчики испытатели были элитой страны, а потому сыновья Султана Станислав и Арслан ни в чем не нуждались.

С женой Фаиной

Судьба сыновей советского аса сложилась трагически. Они не смогли найти себя в жизни, много выпивали, заводили сомнительные знакомства. Отец видел, что сыновья идут неправильной дорожкой, но был слишком добр для решительных мер. К тому же, основное время забирала работа и воспитанием сыновей больше занималась жена. Арслан погиб в результате несчастного случая, Станислав довольно рано умер от болезни печени. Однако пережить своих детей Султану не довелось.

Подарок штурмовикам

Сослуживцы и близкие товарищи Амет-Хана всегда отмечали его скромность, даже застенчивость. Тем не менее за штурвалом самолета он преображался, совершая порой поступки, которые иначе как лихачеством не назовешь. Свидетелем одного такого поступка стал ещё один прославленный советский авиатор, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Муса Гареев. Вот как он описывает их встречу в своей книге “Штурмовики идут на цель”:

“В тот день мы находились на аэродроме в ожидании вылетов. Каждый, как обычно, занимался своим делом. Вдруг над аэродромом появился вражеский самолет. Зенитчики уже готовы были открыть огонь, но самолет резко пошел вниз и вскоре приземлился. Все кинулись к месту посадки. Глядим, а из кабины вылезает Амет-Хан. Улыбаясь, говорит:
— Получите подарок от наших истребителей.
— Чей самолет? Откуда?
— Ясно откуда. Посадили мы его на своей площадке. Да надоел он нам. Вот к вам перегнал, может, пригодится…
— Так мы же могли тебя сбить!
— Не успели бы.”

Военные подвиги

Воевал Султан с первых дней и до последних. Уже 22 июня 1941 года на поршневом истребительном самолёте И-153 «Чайка» совершил несколько разведочных вылетов, а также штурмовал наступающих немцев. К середине осени 1941 года имел на своём счету 130 боевых штурмовых и разведочных вылетов, за что получил назначение командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта и первую награду – орден Красной Звезды.

Амет-Хану едва исполнился 21 год, а он уже был мастер воздушной разведки. Командование отмечало у молодого лётчика настойчивость, упорство, отвагу и отменное владение самолётом, машину он чувствовал, словно самого себя. В начале 1942 года лётчик переквалифицировался на британский одноместный истребитель «Хоукер Харрикейн».

Весна 1942 года ознаменовалась его первой яркой победой в воздушном сражении. Их полк на тот период базировался в составе ярославской противовоздушной обороны. 31 мая на своём непрерывно атакующем «Харрикейне», когда закончились боевые припасы, он стал таранить многоцелевой немецкий самолёт «Юнкерс-88». Враг был готов скинуть тонны взрывчатки на ярославских жителей, когда Амет-Хан ударил его снизу левым крылом. Но при этом сам застрял в загоревшемся корпусе прочного «Юнкерса». Султан проявил колоссальную силу духа и выдержку, не дёрнул кольцо на парашюте раньше времени, а выпрыгнул уже из догорающего самолёта. Это была его единственная возможность спастись, и лётчик её не упустил.

Вскоре Амет-Хан получил приглашение в Ярославль. На главной площади в присутствии огромного количества людей городской комитет обороны вручил ему именные часы и почётную грамоту. Позднее за этот подвиг Султана наградили орденом Ленина. В Ярославле в 2010 году в память о событии военных лет установили монумент великому лётчику.

Памятник лётчику в Ярославле

В июне-июле 1942 года воевал под Воронежем на советском одномоторном истребителе «Як-1». Стал одним из первых в полку лётчиков, кто провёл сражение с вражеским бомбардировщиком в сумерках.

С конца лета 1942 года на летательном аппарате «Як-7» принимал участие в Сталинградской битве. Второй раз спас свою жизнь, выпрыгивая на парашюте из самой гущи ожесточённого воздушного сражения. Был включён в состав специальной группы лучших лётчиков СССР, которую создали для воздушных боёв с хвалёными асами немецкой авиации.

В середине осени 1942 года принял в командование 3-ю авиационную эскадрилью 9-ого истребительного полка. На фюзеляже своего летательного аппарата Султан изобразил орла. На это он получил разрешение от командующего воздушной армией за разработанную тактику атаки вражеских самолётов с высоты.

В 1943 году, переучившись на американский истребитель «Белл Р-39 Аэрокобра», участвовал в ожесточённых боях за освобождение Ростова-на-Дону, Кубани, Таганрога, Мелитополя и Крыма. Молодые лётчики, приходившие после учебки в эскадрилью, называли Амет-Хана соколом, у которого учились летать. Однополчане отзывались о нём, как о самом лучшем друге, на которого можно было положиться в любую минуту. А немцы за его демонические танцы в воздухе дали Султану прозвище «Чёрный дьявол».

Лётчик-француз из полка добровольцев «Нормандия-Неман» Франсуа де Жоффр так говорил про Амет-Хана: «Он весь необычайный, живописный и выразительный, начиная от голоса, лица и жестов и заканчивая кавалерийскими галифе, сверху широкими, а на икрах обтянутыми и вправленными в чёрные мягкие кожаные сапоги. Он чрезвычайно популярен в СССР, рассказы о его подвигах можно слушать бесконечно».

Летом 1944 года Султан перешёл на новый моноплановый истребитель «Лавочкин Ла-7». На нём летал над Восточной Германией и принимал участие в штурме Берлина. Последний бой осуществил 29 апреля 1945 года, в воздушном сражении над берлинским аэродромом «Темпельхоф» сбил немецкого истребителя «Фокке-Вульф 190».

За весь военный период у лётчика накопилось:

  • 603 боевых вылета, в 70 из них штурмовал технику и живую силу немцев, оказываясь почти без защиты перед огненными обстрелами, несущимися с земли;
  • 150 сражений в воздухе;
  • сбил 30 вражеских самолётов лично и 19 в групповом составе.

За беззаветное служение Родине, бесстрашие в борьбе с фашизмом, за боевые заслуги и подвиги Султана удостоили следующих высших советских наград:

  • три ордена Ленина;
  • орден Александра Невского;
  • орден Красной Звезды;
  • орден Отечественной войны I степени;
  • три ордена Красного Знамени.

Два раза, в 1943 и в 1945 годах, Султану присваивали звание Героя Советского Союза.

Категория:Участники Великой Отечественной войны

To Сергей Олегович. Вы добавляете статью в категорию «Участники Великой Отечественной войны», однако статья уже находится в более детальной категории «Лётчики Великой Отечественной войны». Дополнительное определение статьи в более крупную, родительскую, категорию излишне. Я откатываю вашу правку. —Doomych 11:34, 9 марта 2010 (UTC)

Уважаемый коллега Doomych
Инструкциея Википедия:Категоризация гласит:

Именно такую функцию и выполняет категория «Участники Великой Отечественной войны» в настоящей статье. Прошу также заметить, что я не добавил категорию, как Вы пишете, а лишь восстановил ее после недавнего удаления коллегой Участник:Кржижановский. До этого категория находилась в статье весьма длительное время, не вызывая ничьих возражений.
На мой взгляд, это естественно, поскольку категория — это не просто украшение статьи, а справочный инструмент

Наличие же дополнительного инструмента поиска, в особенности, — по столь важной тематике как «Участники Великой Отечественной войны», на мой взгляд, можно только приветствовать.
Мне представляется также, что недопустимо вносить столь важную правку, задевающую общую связность проекта, без всякого предварительного обсуждения, полагаясь лишь на собственное суждение. Поскольку удаление категории было явным нарушением status quo, я вернул ее в статью

Предлагаю воздержаться от дальнейших правок до окончания обсуждения. Надеюсь на Ваше понимание и сотрудничество. KW 12:25, 9 марта 2010 (UTC)

Вы заблуждаетесь — удаление более общей категории, если есть частная, самая обычная общепринятая практика. Вы ссылаетесь на Википедия:Категоризация, но там практически в самом начале: «При определении категорий статьи желательно относить её к наиболее близким подкатегориям из имеющихся. Если статья подходит по смыслу для категории А и её подкатегории Б, то её, как правило, следует включать только в Б. Исключением может быть тот случай, когда статья значима и для всей категории А (как правило, это обзорные статьи).» Если статью включать во все верхнии категории, то теряется весь смысл категоризации.—Berillium 12:46, 9 марта 2010 (UTC)

Уважаемый коллега Berillium, на мой взгляд, заблуждаетесь именно Вы. Во всяком случае, относительно широты применения предлагаемого Вами варианта. Вы пишете:

Чтобы не ходить далеко, рассмотрим структуру категорий настоящей статьи. Легко видеть, что даже в этом случае имеется, по крайней мере, две категории, лишние по вашему критерию. А именно: Персоналии по алфавиту — очевидно внешняя по отношению ко всем другим категориям. Военные России — внешняя по отношению к Военным Крыма (на момент жизни героя статьи).
Тем не менее, эти категории присутствуют в статье и это, на мой взгляд, совершенно оправдано, поскольку: а)предлагаемый Вами принцип, не следует ни из каких правил («близким» — не значит «нижним»); б)дополнительные категории облегчают поиск. Этот момент я готов охотно пояснить, по Вашему запросу.
И последнее. Вы внесли правку, нарушающую многолетний status quo, не дожидаясь конца обсуждения. Нельзя ли пояснить, на чем основана Ваша самоуверенность? KW 13:14, 9 марта 2010 (UTC)
Категории «по алфавиту» имеют особый статус. Они параллельны к разбивке по подкатегориям и вводятся для каких-то широких понятий, кроме того, они должны проставляться шаблонами. В данном случае параллельно к категории лётчиков теоретически могла бы быть категория «Участники Великой Отечественной войны по алфавиту», вот только вряд ли в ней есть надобность. Насчёт Крыма и России почитайте действующее правило ВП:КАТГОС. Согласно ему проставил «Лётчики-испытатели России». «Военные России» выходит лишняя — удалил. Удалил и «Лётчики СССР», так как есть «Лётчики Великой Отечественной войны» и «Лётчики-испытатели СССР». Удаление более общих категорий при наличии конкретных общепринято и обсуждать что-то в конкретной статье смысла нет. Если не верите на счёт этого уже трём участникам, можете спросить на форуме. Следуя вашей логике, кстати, следовало бы включить эту статью в «категория «Военные»», «категория «Лётчики»», «категория «Персоналии:СССР»», «категория «Награждённые»», «категория «Участники войн»» и т. п.—Berillium 13:57, 9 марта 2010 (UTC)

Дата рождения − 20 или 25 октября?

В русской Википедии указана дата рождения 20 октября, на всех остальных языках − 25.
И сегодня, 25.10.20, у нас в Симферополе открывали памятник в честь 100-летия со дня рождения, упоминали, что 100 лет именно сегодня.
Какая дата верная? — Rizado (обс.) 08:02, 25 октября 2020 (UTC)

Он сам в автобиографиях писал дату своего рождения — 20 октября 1920 года. Свой день рождения он тоже праздновал в этот день. Однако в учётно-послужной карте, хранящейся в ЦАМИО РФ, указана дата рождения 25 октября 1920 года. Именно эта дата и попала во все справочники. Андрей Симонов (обс.) 13:54, 11 марта 2021 (UTC)

Заключение

По словам людей лично знавших Амет-хана, он был летчиком, который находил решение из ситуаций неимоверной сложности, он брался за самые трудные и рискованные задания и с честью выходил победителем. Амет-хан не боялся новых машин, летал на аппаратах, которые на первый взгляд никогда не могли подняться в небо. Его вклад в авиацию страны неоценим с научной точки зрения.

Неимоверно трудная, но яркая жизнь летчика, безграничный героизм сделали его имя легендой. Его биография неповторима. В нем абсолютно все было своим: стиль работы, способность находить единственно верное решение за считанные секунды, решительность и героизм. Того, что сделал Амет-хан с лихвой хватило бы на несколько человек. Это был летчик редчайшего таланта и огромного дарования.