Оглавление
Мечты о прекрасном
Алиса Коонен. / Фото: www.olgaveiga.ru
Будущая актриса появилась на свет в 1889 году в семье судебного поверенного Георгия Коонена и его супруги Алисы Львовны, которая до появления проблем со здоровьем была неплохим музыкантом и могла давать уроки музыки.
Алиса, казалось, с детства грезила сценой. Летом вся семья вместе с няней отправлялась в имение тётушки под Тверь, и там взрослые вместе с детьми участвовали в спектаклях импровизированного домашнего театра, устроенного в просторном сарае.
Алиса Коонен. / Фото: www.nemoekino.ru
В одном из спектаклей соседка родственников Коонен впервые увидела талантливую девочку и по возвращении в Москву рассказала Константину Станиславскому об удивительно способной маленькой девочке. Несколько лет спустя, когда Алиса уже станет ученицей великого режиссёра и педагога, он сам расскажет о своём заочном знакомстве с Алинькой, своей любимицей.
Константин Станиславский. / Фото: www.golden-key.info
Но Алиса Коонен была не только очень талантлива, но ещё своенравна и непокорна. Она отчаянно бросалась в бой на борьбу с несправедливостью, за что постоянно получала плохие отметки по поведению в школе. В 16 лет она стала ученицей Станиславского, поступив в МХТ.
Уже в первые дни учёбы у неё состоялся серьёзный разговор со Станиславским, который предупредил будущую актрису о той полной самоотдаче, об отречении от любимых вещей и даже от собственного счастья. Но Алису ничто не могло испугать. Впрочем, от личной жизни отказываться ей не пришлось.
Биография
Алиса Георгиевна Коонен родилась 17 октября 1889 года в небогатой семье. Её отец, сын бельгийца и польки Георгий Коонен, был судебным поверенным, но клиентов имел лишь из числа соседей по дому. Мать, Алиса Львовна, из состоятельной польской семьи, хороший музыкант, но слабое здоровье и большая семья лишили её возможности давать уроки. После замужества родственники матери разорвали с ней отношения, сочтя её брак позором для семьи.
Алиса с детства мечтала стать актрисой. В 16 лет она поступила в МХТ, училась у Станиславского. Ей покровительствовал меценат Николай Тарасов. Впервые вышла на сцену МХТ в роли Гостьи в «Горе от ума» (1906). В 19 лет сыграла свою первую большую роль — Митиль в спектакле «Синяя птица» по Метерлинку (1908).
В 1913 году Алиса Коонен перешла работать в Свободный театр К. А. Марджанова, который просуществовал лишь один сезон. Там она встретила своего будущего мужа — Александра Таирова.
В 1914 году, когда он организовал Камерный театр, она перешла туда работать и вскоре стала ведущей актрисой. Обладала широким творческим диапазоном: от трагической Федры до Жирофле-Жирофля в одноимённой оперетте Ш. Лекока, но особенно большую известность она получила исполнением ролей трагического плана. В Камерном театре актриса проработала до 1949 года, когда театр был расформирован и Таиров был изгнан из театра и переведён на должность режиссёра Театра им. Е. Б. Вахтангова. Алиса Коонен последовала вслед за ним, но к работе в театре они не приступили. В январе 1950 года Коонен и Таирову были установлены персональные пенсии союзного значения.
В августе 1950 года в результате реорганизации Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Таиров скончался в сентябре того же года.
Коонен выступала с чтецкими программами. Скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Девять лет в МХТ
Алиса Коонен в спектакле «Машиналь». / Фото: www.teatrpushkin.ru
В МХТ Алиса Коонен познала азы актёрского мастерства, сыграла множество значимых ролей и смогла прославиться. Она была грациозна, пластична и эмоциональна в любом образе, кого бы не играла.
Англичанин Гордон Крэг, репетировавший с актрисой Офелию, хотел создать для актрисы монотеатр в Италии, однако Станиславский заверил своего коллегу в том, что эта актриса должна быть окружена людьми, в противном случае она просто «умрёт от одиночества и тоски».
Василий Качалов. / Фото: www.theatrologia.su
Василий Качалов, которого Алиса в юности считала своим кумиром, был совершенно очарован Алисой. Он даже собирался разводиться с супругой, однако последняя заболела как раз в то время, когда Качалов собирался с ней расстаться. Актёр так и не смог уйти от жены.
Леонид Андреев. / Фото: www.yandex.net
Ещё одна история была у Алисы Коонен с известным в то время писателем Леонидом Андреевым, которому звезда МХТ напоминала его покойную супругу. Однако роман оказался слишком мучительным для Алисы, она не готова была постоянно спасать писателя от тоски и разгонять мрак, царивший в его душе. Когда же Андреев привёз из Петербурга в Москву свою мать специально для знакомства с актрисой, Коонен поняла: на неё может лечь ответственность за этого человека, к которой она совершенно не готова.
Но в 1913 году она всё же решила уйти из МХТ и от Станиславского в едва созданный театр Константина Марджанова. Ей казалось, что мастер слишком давит на неё, и она полностью лишена свободы творчества и самовыражения под его заботливым крылом. Константин Сергеевич обвинил любимицу в легкомыслии, а её уход расценил как предательство.
Творчество[править | править код]
Роли в театреправить | править код
МХТправить | править код
- Митиль («Синяя птица» М. Метерлинка, 1908)
- Маша («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1911)
- Анитра («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1912)
Камерный театрправить | править код
А. Коонен в роли Адриенны («Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве, 1919)
А. Коонен в роли Комиссара («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1933)
- Сакунтала — («Сакунтала» Калидасы, 1914)
- Сюзанна — («Женитьба Фигаро» Бомарше, 1915)
- Вакханка — («Фамира Кифарэд» И. Ф. Анненского, 1916)
- Саломея — («Саломея» О. Уайльда, 1917)
- Адриенна — («Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве, 1919)
- Джульетта — («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1921)
- Федра — («Федра» Ж. Расина, 1922)
- Катерина — («Гроза» А. Н. Островского, 1924)
- Жанна — («Святая Иоанна» Шоу, 1924)
- Эбби Кабот — («Любовь под вязами» Ю. О’Нила, 1926)
- Элла Доуней — («Негр» Ю. О’Нила (1929)
- Эллен Джонс — («Машиналь» С. Тредуэлл, 1933)
- Комиссар — («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1933)
- Клеопатра — («Египетские ночи»: Фрагменты одноимённого произведения А. С. Пушкина, «Цезаря и Клеопатры» Б. Шоу и «Антония и Клеопатры» У. Шекспира, 1934)
- Марина Страхова — («Сильнее смерти» П. Л. Жаткина и Г. Ю. Вечоры, 1939)
- Эмма Бовари — («Мадам Бовари» по Г. Флоберу, 1940)
- Нина Заречная — (спектакль-концерт «Чайка» по А. П. Чехову, 1944)
- Кручинина — («Без вины виноватые» А. Н. Островского, 1944)
- Анна Мартынова — («Пока не остановится сердце» К. Г. Паустовского, 1943)
- Эва — («Жизнь в цитадели» А. М. Якобсона, 1947)
- — Ванька-ключник (Русская быль XVII столетия)
- — Девушка из подвала
- — Дикарка
- — В угоду Молоху любви
- — Чёрная шаль
- — Шестая заповедь — Нина Славянова
Воспоминания, дневники, переписка
- Коонен А. Г. Страницы жизни / Ред., послесл. Ю. С. Рыбакова. — 2-е изд.. — М: Искусство, 1985. — 446 с.
- Коонен А. Г. Моя первая героиня // Театр. — 1960. — № 11. — С. 82.
- Коонен А. Г. Из воспоминаний о Таирове // Театральная жизнь. 1961. № 11—13.
- Коонен А. Г. Мысли о воспитании актёра // Театр. 1955. № 4.
- «Я — не Ермолова, не Рашель. Я, пожалуй, — современная Адриенна Лекуврёр». Дневники А. Г. Коонен 1914—1925 гг. / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 9-175. ISBN 978-5-91674-321-0
- «…Письма ползут, разминаются в пути, пропадают…» Переписка А. Г. Коонен и А. Я. Таирова. / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 272—330. ISBN 978-5-91674-321-0
- Алиса Коонен: «Моя стихия — большие внутренние волненья». Дневники. 1904–1950 / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — 768 с.: ил. ISBN 978-54448-1278-5